Современные условия жизни требуют активизации человеческого фактора в сфере профессиональной деятельности. И психология стоит в одном ряду с другими многочисленными научными дисциплинами, призванными способствовать решению этой задачи. Организация труда специалистов профессий, связанных с интенсивным и нередко напряженным межличностным общением, становится в последние годы объектом все более активного внимания психологии и медицины. Это в полной мере относится к медицинским работникам, педагогам, психологам[8]. Немного найдётся профессий, которые по тяжести эмоционального напряжения могут сравниться с профессией медицинской. А ведь известно, что постоянные стрессы, значительные психоэмоциональные нагрузки, особенно в сочетании с физической нагрузкой, оказывает резко отрицательное воздействие на состояние здоровья, качество профессиональной деятельности, отражается на личной, семейной жизни медицинского работника[16].
Актуальным в настоящее время является психологическое сопровождение медицинской профессии: исследование психологических особенностей медицинских работников, а конкретно, уровня эмоциональной устойчивости медицинских работников различных отделений; формирование психологических способов оптимизации профессиональной деятельности.
В исследованиях эффективности и успеха деятельности в эмоциональ-но напряжённой обстановке медицинской профессии, многие авторы выде-ляют низкий уровень нейротизма, то есть эмоциональная устойчивость, как фактор надежности [2, 8, 11, 19]. Исследование природы нейротизма, пу-тей и средств укрепления эмоциональной устойчивости, поддержания и формирования ее в зависимости от выполняемых задач, способов организации труда, его средств, стиля руководства имеет актуальное значение в настоящее время, особенно в связи с возрастающими требованиями к медицинской профессии.
Актуальность данной проблемы так же определяется тем, что исследований по проблеме мало, а как показывает мой практический опыт работы в отделении медицинской сестрой, для эффективного взаимодействия в лечебном процессе необходим определённый уровень эмоциональной устойчивости. Необходимо выявлять уровень нейротизма, эмоциональной устойчивости при приёме на работу, также проводить коррекционную работу с уже работающим медицинским персоналом.
Целью данной работы является выявление специфических особенно-стей нейротизма медицинского работника детского неврологического отделения.
Объектом является медицинские работники детского неврологического отделения.
Предметом данной темы является эмоциональная устойчивость меди-цинского персонала детского неврологического отделения.
Основываясь на литературных данных и собственном практическом опыте, была сформулирована следующую гипотезу: медицинские работники детского и взрослого неврологического отделения имеют различные уровни нейротизма и связанного с ним уровня тревожности.
Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, были поставлены и решены следующие задачи:
1) Провести анализ психологической литературы посвященной фено-мену нейротизма, факторам сопровождающим эмоциональную устойчивость;
2) Рассмотреть психологические особенности профессиональной дея-тельности медицинского работника;
3) Подобрать методики и провести эмпирическое исследование нейротизма медицинского персонала;
4) На основе полученных данных провести сравнительный анализ уровней эмоциональной устойчивости медицинских работников детского неврологического и медицинских работников взрослого неврологического отделения.
В дипломной работе использовались следующие методы:
Теоретические методы анализа психологической литературы по теме;
Практические методы: составление программы исследования, метод констатирующего эксперимента, тестирование;
Статистические методы обработки данных: коэффициент сопряжённо-сти Пирсона, коэффициент ранговой корреляции Спирмена, статистика Z Колмогорова-Смирнова, описательные статистики.
Структура дипломной работы: введение, 3 главы, 8 параграфов, выводы, заключение, список литературы (40 источников), приложение.