Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Отношения в диаде мать-ребенок в семьях детей с аллергическими заболеваниями носят дисгармоничный характер с ранних этапов развития ребенка и характеризуются конфликтом близости-дистанцирования. Фактором, провоцирующим развитие АЗ у ребенка, является эмоциональное отвержение ребенка матерью, скрывающееся под «маской» гиперопеки. Расхождение между эмоциональным и поведенческим компонентом… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
    • 1. 1. Психосоматический подход к интерпретации нарушений в развитии детей с хроническими соматическими заболеваниями
    • 1. 2. Теории психосоматических заболеваний
      • 1. 2. 1. Атопический дерматит и бронхиальная астма как психосоматические заболевания
    • 1. 3. Роль психологических факторов в этиологии аллергических болезней
      • 1. 3. 1. Личностные особенности детей с аллергическими заболеваниями
      • 1. 3. 2. Влияние детско-родительских отношений на возникновение аллергических заболеваний
    • 1. АДетско-родительские отношения. Подходы к классификации
      • 1. 4. 1. Роль матери в становлении личности ребенка
  • ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С АЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
    • 2. 1. Постановка проблемы
    • 2. 2. Характеристика групп участников эксперимента
    • 2. 3. Характеристика методов исследования
    • 2. 4. Описание хода исследования
    • 2. 5. Родительское отношение матерей, воспитывающих детей с аллергическими заболеваниями
    • 2. 6. Детско-родительских отношения в представлении детей
    • 2. 7. Особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с аллергическими заболеваниями
  • ГЛАВА. З.ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ ПОМОЩЬ СЕМЬЯМ, ВОСПИТЫВАЮЩИМ ДЕТЕЙ С АЛЛЕРГИЧЕСКИМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ
    • 3. 1. Организация и содержание психологической помощи семьям, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья на примере аллергических болезней
    • 3. 2. Коррекционное психологическое взаимодействие с детьми и с родителями как средство снижения ограничений здоровья детей

Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. С каждым годом в дошкольных образовательных учреждениях отмечается рост численности детей с ограниченными возможностями здоровья, испытывающих трудности психологической адаптации вследствие тяжелых соматических заболеваний. В проекте Концепции специальной и психологической помощи в системе образования отмечается, что увеличивается количество детей с нарушениями в развитии, которые нельзя отнести ни к одному из традиционно выделяемых видов психического дизонтогенеза, такие дети испытывают выраженные трудности в социализации и часто попадают в число инвалидов детства. К этой категории относят детей с психосоматическими заболеваниями. По данным различных авторов, среди обращающихся за помощью к детским врачам от 40 до 68% детей страдают этими расстройствами (Ю.Ф.Антропов, Ю. С. Шевченко, 2002; И. П. Брязгунов, 1995; Д. Н. Исаев, 2004).

Дети с соматическими заболеваниями составляют вторую по распространенности группу (после повреждений центральной нервной системы), у которых наблюдается замедленная динамика психосоциального развития (Л.В.Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева, У. В. Ульенкова и др.2002; О. Н. Усанова 2006).

Среди психосоматических заболеваний у детей наиболее распространены аллергические заболевания (A3) — бронхиальная астма (БА) и атопический дерматит (АД). Распространенность бронхиальной астмы среди детей в России составляет от 5 до 12%, атопическим дерматитом болеют от 10 до 20% детей (Н.И. Балаболкин, 1996; H.A. Геппе, В. А. Ревякина, 2002; А. Н. Львов, 2004).

Аллергические заболевания, как и другие хронические заболевания, негативно влияют на развитие личности ребенка. Ученные указывают, что для больных детей характерны отличия от здоровых детей на эмоциональном, поведенческом и личностном уровне. (Иванова Е.В., 1993, Д. Н. Исаев, 2004; Б. Д. Карвасарский, В. В. Николаева, 1995; В. Ф. Простомолотов, 1988; А. Ш. Тхостов, Г. А. Арина, 1990;

Э.Г. Эйдемиллер, B.B. Юстицкис, 1999 и др.). Как ограничения в развитии ребенка авторы выделяют нарушение физической, эмоциональной сферы, а так же нарушение адаптации больного ребёнка к условиям социальной среды.

К настоящему времени разработаны методы диагностики и модели психолого-педагогической помощи детям с нарушениями зрения, речи, слуха, опорно-двигательного аппарата, накоплен большой опыт изучения проблем семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии (М.П. Краузе, И. Ю. Левченко, Е. А. Медведева, И. И. Мамайчук, Г. А. Мишина, О. Г. Приходько В.В. Ткачева, и др.). Однако вопрос организации психологической помощи детям с хроническими соматическими заболеваниями до сих пор остается нерешенным. Возникает необходимость разработки эффективных средств, форм, методов коррекционной психологии и методов психологической диагностики в условиях дошкольного учреждения.

Актуальность проблемы обусловлена не только выраженным дезадаптирующим влиянием заболевания, но и нерешенными вопросами в организации комплексной психококоррекционной помощи семье. Между тем, многими исследователями признается роль психологических факторов в возникновении и обострении хронических соматических заболеваний. Особо выделяется роль ранних взаимоотношений ребенка с матерью (Г. Амонн, 2000; Ю. Ф. Антропов, Ю. С. Шевченко, 2002; Г. А. Арина, В. В. Николаева, 2005; Д. В. Винникотт, 1998; P.A. Даирова, 2005; Д. Н. Исаев, 2004, 2005; А. Менегетти, 2005 и др).

По данным Ю. Ф. Антропова, Ю. С. Шевченко в семьях, воспитывающих детей с психосоматическими заболеваниями, дисгармоничный тип воспитания отмечаются в 58% случаев, а нарушения в системе мать-дитя — у 63% больных детей. Авторы отмечают, что психосоматические заболевания детей обусловлены и поддерживаются неадекватным воспитательным подходом и неблагоприятной семейной ситуацией.

Взаимообусловленность негативных факторов, связанных с нарушением личностного и психосоматического развития детей с ОВЗ, указывает на необходимость специальной психологической помощи ребенку с обязательным включением родителей в психокоррекционный процесс. В связи с этим особую актуальность приобретает изучение особенностей детско-родительских отношений как содержательной основы выбора методов психокоррекционной работы.

Актуальность настоящего исследования определяется также изменением государственного и общественного отношения к институту семьи и принятием в системе отечественного образования личностно-ориентированной стратегии. Наметилась позитивная тенденция на повышение уровня воспитательной деятельности семьи, как условия создания специальной коррекционно-развивающей среды для преодоления нарушений в развитии ребенка. (В.В.Ткачева, И. Ю. Левченко 2008 А. И Захаров 1998, и др.).

Таким образом, проблему исследования определили следующие противоречия:

• необходимость создания в обществе образовательных и социальных условий для реализации прав и возможностей детей с ОВЗ, испытывающих трудности социально-психологической адаптации вследствие психосоматических заболеваний и отсутствие систематической психолого-педагогической помощи таким детям;

• острая потребность в программе специальной психолого-педагогической помощи детям, с соматическими заболеваниями и преобладание медицинского подхода в реабилитациинеобходимость в сопровождении детей, с психосоматическими заболеваниями в условиях ДОУ с обязательным вовлечением родителей в психокоррекционный процесс и отсутствие адекватной программы психокоррекционной помощи.

Практическая значимость проблемы в сочетании с ее недостаточной научной разработанностью обусловили выбор темы исследования: «Особенности детско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере аллергических болезней)».

Цель исследования: выявление особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с аллергическими заболеваниями), как содержательной основы выбора методов психокоррекционной работы.

Объект исследования: детско-родительские отношения в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с аллергическими заболеваниями).

Предмет исследования: особенности отношений в диаде мать-ребенок в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья (на примере детей с аллергическими заболеваниями).

Гипотезой исследования является предположение о том, что в семьях, воспитывающих детей с аллергическими заболеваниями, проявляются особенности ранних отношений в диаде мать-дитя и дисгармоничный стиль воспитания, что может носить патогенный характер и обусловливать нарушение личностного развития детей.

В соответствии с целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1. Осуществить междисциплинарный анализ исследований для понимания механизмов формирования психосоматических заболеваний у детейпроанализировать имеющиеся в психологической практике объяснительные подходы к феномену детско-родительских отношений, выделить и описать основные понятия и категории, раскрывающие специфику детско-родительских отношений.

2. Обосновать и разработать диагностическую программу изучения особенностей детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с хроническими соматическими заболеваниями (на примере детей с аллергическими заболеваниями).

3. Выявить и охарактеризовать типологические особенности детско-родительских отношений в семьях детей с A3 в сравнении со здоровыми сверстниками. Определить специфику ранних отношений в диаде мать-ребенок.

4. Выявить психологические факторы и условия возникновения аллергических заболеваний у детей.

5. Разработать программу психологической помощи детям с хроническими соматическими заболеваниями и их родителямсформулировать основные принципы, задачи и этапы психокоррекционной помощи.

Теоретико-методологическая основа исследования:

• концепция культурно-исторической обусловленности развития психики (Л.С. Выготский) и концепция психосоматического развития (В.В. Николаева, В. А. Подорога, А. Ш. Тхостов, П.Д. Тищенко);

• положение о ведущей роли социальной среды в онтогенезе и дизонтогенезе (Л.И. Божович, JI.C. Выготский, Е. Е. Дмитриева, С. Д. Забрамная, A.B. Запорожец, И. А. Коробейников, К. С. Лебединская, И. Ю. Левченко, А. Н. Леонтьев, А.Г. Лит-вак, В. И. Лубовский, Е. А. Медведева, У. В. Ульенкова, Д. Б. Эльконин, и др.).

• современные идеи гуманизации образовательного процесса, необходимости создания в обществе образовательных и социальных условий для реализации прав и возможностей детей с ограниченными возможностями (Ш.А. Амонашвили, Т. Г. Богданова, В. З. Кантор, Л. В. Кузнецова, Г. Ф. Кумарина, Д. М. Маллаев, H.H. Малофеев, Н. М. Назарова, Л. М. Шипицына, О. Шпек, О. Н. Усанова, Е.А. Ям-бург);

• положения о структуре и функциях детско-родительских отношений (А.Я. Варга, В. И. Гарбузов, А. И. Захаров, А. Е. Личко, Е. Т. Соколова, A.C. Спиваковская, В. В. Столин, Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкис, A.B. Minuchin);

• положения о связи психического и соматического, взаимовлиянии болезни и психики, выдвинутые в отечественной психологии (В.А. Ананьев, Д. Н. Исаев, P.A. Лурия, В. Н. Николаева А.Ш. Тхостов), психоаналитические концепции развития заболевания (Ф. Александер, П. Федерн, 3. Фрейд и др.), концепция симбиоза в первичных отношениях матери и ребенка (Г. Аммон, Д. Боулби, Д. В. Винникотт, М. Малер, Р. Шпиц);

• современные представления о семье как о реабилитационной структуре, обладающей потенциальными возможностями для создания максимально благоприятных условий для развития и воспитания ребенка (И.Ю. Левченко, Э. И. Леонгард, Н. В. Мазурова, Е. М. Мастюкова, Г. А. Мишина, Л. И. Солнцева В.В. Ткачева и др.).

• Учитывались результаты научно-прикладных исследований ПСЗ (К.Б. Вовненко, С. Н. Воронина, О. В. Залесская, Б. С. Калашников, С. Ю. Куприянов и др.).

Для реализации поставленных задач и подтверждения гипотезы с учетом объекта и предмета исследования использовались следующие методы исследования: анализ философской, общей и специальной психолого-педагогической литературыконстатирующий эксперимент, основу которого составили психодиагностические методики изучения детско-родительских взаимоотношений: «Анализ у семейных взаимоотношений» (Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис), структурированное интервью (Р.А.Даирова), «Рисунок семьи» (Г.Т. Хоментаускас), «Фильм-тест» (Р.Жиля), «Смешные человечки» (М.Н. Ильина), «Незаконченные предложения» (В.Михал) — формирующий эксперимент, статистические методы обработки результатов.

Достоверность и надежность полученных данных обеспечивалась проведением исследования с опорой на достижения философии, медицины, психологии и педагогикиприменением совокупности методов, адекватных предмету, задачам и логике исследованиярепрезентативностью выборкиверифицируемостью полученных экспериментальных данных, сочетанием количественного и качественного анализаобработкой результатов эксперимента методами математической статистики: критерий Манна-Уитни, хи-квадрат, корреляционный анализ Спирмена. Обработка данных осуществлялась с помощью программы STATISTICA версии 6.1. компании STATSOFT.

Научная новизна исследования:

• разработан, обоснован и апробирован диагностический комплекс, позволяющий изучить детско-родительские взаимоотношения в семьях воспитывающих детей с АЗ и значительно расширить представления об особенностях ранних отношений в диаде мать-дитя и семейных отношений в целом;

• получены новые данные о влиянии ранних отношений в диаде мать-дитя на личностное и психосоматическое развитие ребенка. Отношения в диаде мать-ребенок в семьях детей с аллергическими заболеваниями носят дисгармоничный характер, начиная с ранних этапов развития ребенка, и характеризуются конфликтом близости-дистанцирования. Ребенок, в силу незрелости адаптационных механизмов и психологических защит, реагирует на психотравмирующую ситуацию нарушением в соматической сфере;

• выявлены данные о типологических особенностях материнского отношения в семьях, воспитывающих детей с аллергическими заболеваниями: потворствующая гиперпротекция, обусловленная эмоциональным симбиозом матери и ребенкадоминирующая гиперпротекция, обусловленная эмоциональным отвержением, скрывающимся под «маской» опекиэмоциональное отвержение, обусловленное неприятием ребенка;

• предложена программа специальной психолого-педагогической помощи дошкольникам с ОВЗ с хроническими соматическими заболеваниями. Программа обеспечивает своевременную дифференцированную помощь в преодолении нарушений эмоционально-личностного развития детей и гармонизации детско-родительских отношений в зависимости от выявляемых нарушений и индивидуальных особенностей.

Теоретическая значимость исследования:

• разработан общий подход и конкретные рекомендации к диагностике детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ, имеющих хронические соматические заболевания;

• расширены и уточнены современные представления о психологических факторах, влияющих на формирование соматических заболеваний в детском возрасте: нарушенные отношения в детско-материнской диаде и дисгармоничный тип воспитания, нарушения эмоционально-личностного развития и социальной адаптации детей;

• получены типологические характеристики об особенностях отношений в диаде мать-дитя в семьях детей с АЗ;

• в научный оборот введены новые экспериментальные данные, которые раскрывают особенности дисгармоничных детско-родительских отношений в семьях детей с АЗвыявлена статистически значимая корреляция между неблагоприятными факторами детско-родительских отношений и наличием у детей аллергических заболеваний;

• разработана научно обоснованная модель комплексной психолого-педагогической помощи дошкольникам с хроническими соматическими заболеваниями включающей три взаимосвязанных между собой модуля: диагностический, консультативный и психокоррекционныйсформулированы основные принципы, задачи, этапы и организационные особенности психолого-педагогической помощи семьям.

Практическая значимость исследования:

• создана и апробирована специальная психокоррекционная программа по сопровождению детей с психосоматическими заболеваниями в условиях ДОУ, выявленные неблагоприятные факторы семейного воспитания учтены при разработке практических материалов по гармонизации детско-родительских отношений.

• полученные в исследовании данные могут быть использованы в работе психологов, педагогов, врачей при оказании помощи данной категорией населения в дошкольных образовательных учреждениях, в ПМС центрахматериалы данного исследования могут быть использованы в системе подготовки и повышения квалификации специалистов-психологов, а также при создании методических разработок и программ для профессиональной подготовки студентов.

Положения, выносимые на защиту:

1. В семьях, воспитывающих детей с аллергическими заболеваниями, выявляются типологические особенности родительского воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция и эмоциональное отвержение, что предполагает дифференцированный подход к организации психокоррекцион-ных мероприятий в системе оказания психологической помощи семье.

2. Отношения в диаде мать-ребенок в семьях детей с аллергическими заболеваниями носят дисгармоничный характер с ранних этапов развития ребенка и характеризуются конфликтом близости-дистанцирования. Фактором, провоцирующим развитие АЗ у ребенка, является эмоциональное отвержение ребенка матерью, скрывающееся под «маской» гиперопеки. Расхождение между эмоциональным и поведенческим компонентом материнского отношения обусловлено негативным эмоциональным состоянием матери, которое не позволяет проявить чуткость к потребностям ребенка. Ребенок, в силу незрелости адаптационных механизмов и психологических защит, реагирует на психотравмирующую ситуацию нарушением в соматической сфере.

3. В качестве эмпирических оснований оказания помощи детям с хроническими соматическими заболеваниями выступает комплекс обусловливающих психологических факторов: нарушенные отношений в детско-материнской диаде и дисгармоничный тип воспитания, нарушения эмоционально-личностного развития и социальной адаптации детей, что предполагает обязательное включение, как детей, так и родителей в психокоррекционный процесс. Дифференцированный подход к построению индивидуальных и групповых программ в зависимости от выявляемых нарушений и индивидуальных особенностей отражен в модульном принципе психокоррекционной деятельности.

4. Психологические факторы, обусловливающие нарушение личностного развития детей, имеют уровневую организацию, определяющую цели и задачи комплексной психолого-педагогической помощи детям.

На семейном уровне: выявление и проработка психотравмирующих событий семейной историиосмысление особенностей внутрисемейных отношений и их коррекция;

На материнском уровне: образовательная работа с матерями, направленная на повышение психологической грамотности путем информирования о закономерностях психического и психосоматического развитияформирование материнской идентичности и гармоничных отношений в диаде мать-дитя;

На личностном уровне ребенка: работа по коррекции эмоционально-личностной сферы с формированием адекватной самооценки и самосознания, помогающая ребенку обрести собственную идентичность;

На межличностном уровне: работа по преодолению социальной дезадаптации ребенка, формирование адекватных социальных и коммуникативных навыков.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры специальной психологии и кафедры олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики МГПУ (2010;2011), конференции ИПП (2007), международной научно-практической конференции «Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход» (2008), XXII Международной научно-практической конференции «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения» (2011), заседаниях педагогических советов ДОУ № 1032- № 831, в методическом центре Северного административного округа (2011).

Результаты работы использовались при подготовке специалистов в курсе лекций и практических занятий в области специальной психологии МГПУ (20 092 011), педагогической психологии МГППУ (2009;2011), в практической работе педагогов-психологов дошкольных учреждений ДОУ CAO, при повышении квалификации педагогов-психологов на курсах МИОО. Материалы диссертационного исследования используются автором для проведения просветительской и консультативной работы с воспитателями и с родителями.

Публикации. Материалы диссертационного исследования изложены в 6 публикациях общим объемом 2,68 печатных листа.

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Основной текст диссертации изложен на 152 страницах, содержит 8 диаграмм, 11 таблиц, 9 приложений. Список использованной литературы включает 186 наименований.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное нами теоретическое и экспериментальное исследование позволило выявить психологические особенности детско-родительских отношений, обусловливающие нарушения соматического развития ребенка и сделать следующие выводы:

1 .В проведенном междисциплинарном исследовании на теоретическом и практическом уровне обобщены данные о роли психологических факторов в развитии соматических заболеваний у детей, подтверждена гипотеза о качественном своеобразии дет-ско-родительских отношений в семьях воспитывающих детей с аллергическими заболеваниями.

2.Предложенный диагностический комплекс позволяет расширить представление о влиянии ранних отношений в диаде мать-дитя и детско-родительских отношений в целом, на личностное и психосоматическое развитие ребенка.

3.В семьях детей с аллергическими заболеваниями условия развития и формирования личности детей неблагоприятны. Матери детей, страдающих аллергическими заболеваниями, имели негативную динамику физического и эмоционального состояния в период беременности и на ранних этапах развития ребенка, что затруднило формирование материнской идентичности и проявление материнской чуткости. В младенческом возрасте недостаточная чуткость матери по отношению к ребенку расценивается как негативный фактор. Ребенок, в силу незрелости адаптационных механизмов и психологических защит, реагирует на психотравмирую-щую ситуацию нарушением в соматической сфере.

4.В семьях, воспитывающих детей с АЗ, выявлены типологические особенности родительского воспитания, негативно влияющие на личностное развитие ребенка: потворствующая гиперпротекция, обусловленная эмоциональным симбиозом матери и ребенкадоминирующая гиперпротекция, обусловленная эмоциональным отвержением, скрывающимся под «маской» гиперопекиэмоциональное отвержение, обусловленное неприятием ребенка.

5.Исследование выявило нарушения в эмоционально-личностном развитии и социальной адаптации дошкольников страдающих аллергическими заболеваниями, что обусловливает необходимость в комплексной психолого-педагогической помощи детям с обязательным вовлечением родителей в коррекционный процесс.

6.Процесс гармонизации детско-родительских отношений эффективен, если создаются условия интенсивного психологического воздействия на все аспекты личностного функционирования родителей: эмоциональный, когнитивный и поведенческий. Выявлено что интеллектуальное осознание родителями причин возникающих проблем (когнитивный компонент) опережает развитие способности к закреплению адекватных форм поведения и реагирования на проблемы ребенка (поведенческий и эмоциональный компонент). Этот факт говорит о необходимости более длительного периода психокоррекци-онной и психотерапевтической работы с семьей.

7.Разработанная программа на основе данных теоретико-экспериментального исследования является недостающим звеном для работы с детьми дошкольного возраста, в системе комплексной психолого-педагогической помощи семьям детей с хроническими соматическими заболеваниями. Модульный принцип психокоррекционной деятельности отражает дифференцированный подход к построению индивидуальных и групповых программ по сопровождению детей с ОВЗ, для оптимизации детско-родительских отношений и преодолении нарушений эмоционально-личностного развития детей.

Вместе с тем, проведенное исследование не исчерпывает все аспекты такой сложной проблемы как психологическое сопровождение детей с аллергическими заболеваниями. Перспективной, на наш взгляд, является разработка практико-ориентированных учебных курсов в системе подготовки специалистов, способных включиться в многоуровневую систему специальной психологической помощи, обладающих знаниями и навыками из смежных научных областей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение: Пер. с англ. — М.: ЭКСМО — Пресс — 2002. — 672 с.
  2. Г. Динамическая псхиатрия. Изд. Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева. СПб.: — 1995. — 200 с.
  3. Г. Психосоматическая терапия. СПб.: Речь 2000 — 238 с.
  4. Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Психосоматические расстройства и патологические привычные действия у детей и подростков. — М.: Изд-во Института психотерапии 2000. — 320 с.
  5. Ю.Ф., Шевченко Ю. С. Лечение детей с психосоматическими расстройствами. СПб.: Речь, — 2002. — 560 с.
  6. Г. А., Николаева В. В. Психология телесности: методологические принципы и этапы клинико-психологического анализа / Ред. В. П. Зинченко, Т. С. Леви. М.: АСТ — 2005. — С.222−235.
  7. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании /Е.А. Медведева И.Ю.- Левченко Л. Н. Комиссарова Добровольская Т. А. М.: Academia — 2001 — 246 с.
  8. Т.В. Родительские позиции как условие развития отношения к себе ребенка младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. пс.н. М.: 1990. — 21 с.
  9. И. И. Бронхиальная астма у детей. М.: Медицина 2003 — 319 с.
  10. Ю.Бескова Д. А., Тхостов А. Ш. Телесность как пространственная структура//
  11. Психология телесности между душой и телом/ ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. С, Леви.- М.:2005 236 с.
  12. П.Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия 2002. — 224 с.
  13. Дж. Привязанность. — М.: Гардарики — 2003. 477 с.
  14. В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина. — М.: 1999. — 376 с.
  15. И. П. Между здоровьем и болезнью. М.: 1995. — 224 с.
  16. А .Я. Роль родительского отношения в стабилизации детской невротической реакции. Вестник МГУ. Серия «Психология». 1985. — № 4. — С.32−39.
  17. А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дис. канд. пс.н. -М.:-1987.-21 с.
  18. А.Я., Столин В. В. Типы родительского отношения. Самара, 1997. 297 с.
  19. Д.В. Маленькие дети и их матери. М.: «Класс» 2007. — 76 с.
  20. К.С. Особенности эмоционально-личностной сферы детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Автореф. дисс. канд. психол. наук. Нижний Новгород — 2010. — 24с.
  21. С.Н. Роль психологических факторов в развитии соматического заболевания у детей дошкольного возраста (на примере бронхиальной астмы): Дис. канд. психол. наук. Ярославль- 2006. — 185 с.
  22. JI.C. Лекции по психологии. СПб.: Союз — 1997. — 144 с.
  23. Л.С. Из записных книжек//Вестник МГУ 1982. — № 1. — С.60−67.
  24. Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика — Пресс, 1996. — 533 с.
  25. Е.Э. Психология телесности / Е. Э. Газарова. ин-т общегуманитарных исследований — 2002. — 192 с.
  26. В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство здоровье. СПб.: АО «Сфера» -1994.- 16 с.
  27. H.A. Аллергия у детей: основы лечения и профилактики / H.A. Геппе, В. А. Ревякина // 2002. С.21−29.
  28. Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? М.: ACT — 2008. — 240 с
  29. P.A. Роль семьи в формирование образа тела у детей, страдающих бронхиальной астмой. / P.A. Даирова. Сборник научных трудов ф-та специальной педагогики и специальной психологии МГПУ выпуск I. — М: МГПУ — 2005. С.42−53
  30. Диагностика семьи. Методика и тесты. / Под ред. Д. Я. Райгородского Изд. Дом «БАХРАХ-М» — 2004. — 736 с.
  31. Ф. На стороне ребенка. М.: 2003. — 672 с.
  32. В.Ю. Пограничные психические расстройства у больных псориазом и нейродермитом: Дис. канд. мед. наук. М.: 1986. — 24 с.
  33. Жизненные навыки. Уроки психологии в первом классе / под редакцией С. В. Кривцовой. М.: Генезис — 2002. — 208 с.
  34. ЗЗ.Залеская О. В. Особенности образа тела у подростков с психосоматической патологией на примере бронхиальной астмы. Автореф дисс. канд. психологических наук. М., 2007. — 24 с.
  35. А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. JI. Медицина, 1982. 216 с. 35.3инкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. СПб.: Речь — 2000. -310с.
  36. Е.В. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений (на примере атопических дерматитов у детей) // Вестник МГУ: серия 14: «Психология». 1993. — № 1.-С. 31−38.
  37. H.A. Психоневрологические нарушения у детей, больных бронхиальной астмой // Вопросы охраны материнства и детства. 1989. № 5. — С. 57−60.
  38. А. М. Сравнительно-возрастная характеристика и динамика пограничных расстройств у больных нейродермитом // актуальные вопросы патоморфо-за психических заболеваний. Свердловск 1986. — С.66−73.
  39. М.Н. Подготовка к школе: развивающие тесты и упражнения. СПб.: «Питер», издание 1-е. 2006. — 208 с.
  40. Д.Н. Психосоматические расстройства у детей СПб.: Питер — 2000. — 512 с.
  41. Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. СПб.: Речь — 2005.- 400 с.
  42. Н.В. Исследование привязанности ребенка к матери (в зарубежной психологии) // Вопросы психологии. 1995. — № 6, — С. 146−152.
  43. Г. JI. Групповые методы психотерапии и психокоррекции // Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. JL: 1983. — С. 231−255.
  44. .С. Роль биологических и психологических факторов в патогенезе психических нарушений, у детей больных нейродермитом и псориазом // Неврозы у детей и подростков. М.: 1986
  45. .С. Клиника и течение пограничных психических нарушений у детей, страдающих нейродермитом: Автореф. Дисс. канд. Мед. Наук. JI.:1986. 21 с.
  46. O.A. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М.: Гардарики. — 2001. — 320 с.
  47. .Д., Простомолотов В. Ф. Невротические расстройства внутренних органов. Кишенев — 1988. — 166 с.
  48. В.Н. Медико-психолого-педагогические программы укрепления здоровья детей: Автореф. дис. д-ра мед. наук. М.: 1999. — 56 с.
  49. М., Айзеке С., Райвери Д., Хайманн П. Развитие в психоанализе / Под редакцией ред. И. Ю. Романов. М.: 2001. — 512 с.
  50. В.В. Личность и ее нарушения при соматической болезни // Роль психологического фактора в происхождении, течении и лечении соматических болезней.-М.: 1972.-С. 102−114.
  51. Б. М. Коган. Механизмы развития соматических и психопатологических стрессовых расстройств (половые и тендерные аспекты) / Б. М. Коган, А. З. Дроздов, Т. Б. Дмитриева // Системная психология и социология. 2010. — Т. 1, № 1. — С. 106−120.
  52. . М. Проблема диссоциации в психологии и психиатрии / Б. М. Коган, Т. Е. Семина // Системная психология и социология. 2010. — Т. 1, № 2. — С. 43—52.
  53. И.А. Психологическая дифференциация нарушений развития у старших дошкольников. М.:2006. — 396 с.
  54. М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям: М.: «Академия», — 2006 — 208.
  55. C.B., Слободняк Н. П., Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие М.: Генезис — 2010 — 208с.
  56. С.А. Основы психосоматики. СПб.: Речь — 2007. — 288 с.
  57. С.Ю. Роль семейных факторов в формировании вариантов нервно-психического механизма патогенеза бронхиальной астмы и их коррекции методами семейной психотерапии Автореф. канд. дис., 1985. — 21с.
  58. И.Т. Теоретические основы психосоматической медицины. Л.: Наука, -1973. -336 с.
  59. Н.Д. Клиническая психология: / Н. Д. Лакосина, И. И. Сергеев, О. Ф. Панкова. М.: 2007. — 416 с.
  60. В.В., Никольская О. С. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М.: 1990. — 197 с.
  61. И. Ю., Ткачёва В. В. «Психологическая помощь семье, воспитывающей ребёнка с отклонениями в развитии»,— М.: Просвещение 2008 — 240 с.
  62. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия — 1994. — 368 с.
  63. А. Н. Психологические вопросы формирования личности ребенка в дошкольном возрасте // Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. — М.: 1981. 289 с.
  64. . В.В. Учебная деятельность учащихся с тяжелыми формами соматических заболеваний// Вопросы психологии, 2008. № 6, — С.65−76.
  65. М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения с взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. дис.. докт. психол. наук. М.- 1974. — 25 с.
  66. , М.И. Формирование личности ребенка в общении —.СПб.: Питер, 2009. -320 с.
  67. А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. — СПб.: Речь, 2010.-256 с.
  68. А.Н. Особенности психосоматического статуса у больных атопическим дерматитом и пути их комплексной коррекции. Автореф. .дис. канд. мед. наук.- М., 2001.-24 с.
  69. А.Н. К вопросу о психосоматических заболеваниях в дерматологии. // Психиатрия и психофармакотерапия: Журнал для психиатров и врачей общей практики. 2004. -N6. — С. 272−274.
  70. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского психоневрологического института — 1996. — 256 с.
  71. Любан-Плоцца Б., Пельдингер В., Крегер Ф., Ледерах-Хофман К. Психосоматические расстройства в общей медицинской практике, СПб.: Научно исследовательский Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева. — 2000. -287 с.
  72. Мал ер М., Мак-Девитт Д. Процесс сепарации-индивидуации и формирование идентичности // Журнал практической психологии и психоанализа 2005. -№ 2.-С. 12−24.
  73. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика. Справочник практического психолога. М.: Изд-во Эксмо — 2005. — 992 с.
  74. Т.В. Эффективность амбулаторной реабилитации дошкольников с психосоматическими расстройствами в регионе Крайнего Севера // Дисс. канд. медицинских наук. Надым, 2006. 102 с.
  75. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. -СПб.: Речь-2001.-220с.
  76. А. Психосоматика. М.: ННБФ «Онтопсихология». 2005 306 с.
  77. А. Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я / Пер. с нем.— М.: Академический Проект, 2001.—144 с.
  78. А.Н., Ротенберг B.C. Особенности психологической защиты в норме и при соматических заболеваниях // Вопросы психологии. 1990. № 5. — С. 106−111.
  79. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: 1981. — 240 с.
  80. В.А. Коррекционное педагогическое взаимодействие как средство снижения ограничений здоровья детей с аллергопатологией в условиях ДОУ: Автореф. дис.. канд.пед. наук. Челябинск 2006. — 23 с.
  81. В.В., Арина Г. А. От традиционной психосоматики к психологии телесности // Вестник МГУ. Серия 14. «Психология». 1996. — № 2. — С. 8−18.
  82. В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: 1995. 359 с.
  83. В.В., Влияние хронической болезни на психику.: МГУ, 1987. 168 с.
  84. Я.Л. Глубинно-психологический подход в психотерапии психосоматических заболеваний. М.: 1997. — 31с.86.0вчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: ACADEMIA — 2005. — 362 с.
  85. М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. — 160с
  86. Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Пер. с нем. М., Медицина, 1996. — 464 с
  87. A.B. Дети и тактика семейного воспитания. М:3нание, 1981. — 96 с.
  88. В.А. Феноменология тела. Введение в философскую антропологию. М.: «Ad Marginem», 1995. 340 с.
  89. Г. К. Некоторые особенности личности детей с аллергическими респираторными заболеваниями // Психиатрические аспекты педиатрии. М., 1985. — С. 32−38.
  90. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. A.B. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М.: 2004. — 374 с.
  91. Психология телесности между душой и телом / ред.-сост. В. П. Зинченко, Т. е. Леви.-М.: ACT Москва, 2005.-731с.
  92. Психолого-педагогическая диагностика / под ред. И. В. Левченко, С. Д. Забрамной. М., 2003. 320 с.
  93. А. Психотерапия психосоматических заболеваний и расстройств // Методы современной психотерапии. Уч. пособие. Кроль Л. М., Пуртова Е. А. М.: Класс 2001. — С.64 — 67.
  94. В.А. Бронхиальная астма у детей: причины возникновения // Национальная программа «Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика». М., 1997.
  95. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.:1992. -256 с.
  96. В.Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана // Журнал практического психолога. 2000. — С.218−235
  97. B.C., Коростелева И. С. Психологические предпосылки и последствия отказа от поиска в норме и при психосоматических заболеваниях // Психологический журнал. 1990. — № 4. — С. 84−90.
  98. В. Образ Я и поведение. И-м. Маханаим. — 2000. — 232 с.
  99. Г. Психофизиология стресса. М.: 1991. — 123 с.
  100. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и кор-рекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2003. 208 с.
  101. Семенова Н.Д.Телесно-ориентированные методы в психотерапии больных бронхиальной астмой. Социальная и клиническая психиатрия. 1995 Г. Психофизиология стресса. -М.: 1991. 123 с
  102. Сенсорная комната волшебный мир здоровья / Под ред. B.JI. Жевнерова, Л.Б. Баряе-вой, Ю. С. Галямовой. СПБ.: ХОКА, 2007. Темная сенсорная комната. — 416 с.
  103. М. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений. М.: 2001. 96 с.
  104. Е.О. Влияние формы общения со взрослым на эффективность обучения дошкольников // Вопросы психологии. 1980. — № 5. — С.67−88.
  105. Е.О., Рошка Г. Н. Роль общения со взрослым в развитии предметно-манипулятивной деятельности ребенка на первом году жизни // Вопросы психологии. 1987. — № 3. — С .54−69.
  106. Е.О., Авдеева H.H., Галигузова Л. Н. и др. Воспитание малыша в семье от рождения до 3 лет: Советы психолога. 2004. — 160 с.
  107. Е.О. Детская психология. М.: Владос, 2005. — 348 с.
  108. ПЗ.Смулевич А. Б., Фильц А. О., Лебедева М. О. К проблеме алгопатических состояний. В кн.: Ипохондрия и соматоформные расстройства. Под ред. А. Б. Смулевича. М.: 1992. С.40−59.
  109. A.B., Гармаш В. Я., Лапкин М. М. Психосоматические взаимоотношения у больных хроническим бронхитом с синдромом дыхательной недостаточности // Пульмонология. 1995. — № 4 — С. 34−36.
  110. Е.Т. Проективные методы исследования личности. М.: 2004. — 199 с.
  111. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / Под ред. Н. М Назаровой. М.: Академия 2001. — 395 с
  112. А. С. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2006. — 296 с.
  113. A.C. Как быть родителями. М.: 2006. — 297 с.
  114. В.В. Принципы семейного консультирования // Семья и личность / Под ред. A.A. Бодалева. М.: 1993. с.
  115. . К.В. Системные механизмы эмоционального стресса // Механизмы развития стресса. Кишинев, 1987. — С.52−79
  116. Г. В., Леоненко Е. А. Работа с телом в психотерапии: практическое руководство. М.: 2006. -480 с.
  117. Телесность человека: междисциплинарные исследования / Под ред. В. В. Николаева, П. Д. Тищенко. М., 1993. — 166 с.
  118. П.Д. Психика и соматические процессы. // Общественные науки и здравоохранение. М.: 1987 С.184−194.
  119. В.В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: Диагностика и консультирование / Под научной редакцией И. Ю. Левченко. -М.:2008. 144с.
  120. В. В. Психокоррекционная работа с матерями, воспитывающими детей с отклонениями в развитии: практикум по формированию адекватных отношений / В. В. Ткачева. -М.: Гном-Пресс, 1999. 64 с.
  121. А. Ш. Психология телесности. М.: Смысл, 2002. — 287 с.
  122. У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии Текст.: учебное пособие / У. В. Ульенкова, О. В. Лебедева.- М.: Академия, 2002. 176 с.
  123. Л.П. Психология в соматической клинике. Ярославль, 1998. — 160с
  124. О.Н. Специальная психология. — СПб.: Питер, 2006. 400 с
  125. Г. Б., Куприянов С. Ю. Бронхиальная астма как способ психологической адаптации к микросоциальной среде // Терапевтический архив. 1985. -№ 5.-С. 31−36
  126. Р., Кискер К. П., Розе Г. К., Вульф Э. Психиатрия, психосоматика, психотерапия. М.: Алетейа. — 1999. — 560 с.
  127. А. Теория и практика психоанализа. М.: ЭКСМО — Пресс, 1999. — 384 с.
  128. Фрейд 3. Исследования истерии. // Фрейд 3. Собрание сочинений в 26 томах. Том 1. СПб.: 2005. С. 4−226.
  129. Е. Триангуляция // Символ и драма. 2000. — № 1. — С.33−42
  130. Г. Т. Использование детского рисунка для исследования внутрисемейных отношений. //Вопросы психологии — 1986. -№ 1.-С. 165−171.
  131. Г. Т. Семья глазами ребенка. М.- Педагогика 1989. — 154с.
  132. О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции: Учебное пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / О.В. Хухлаева- М.: Академия- 2001. 203 с.
  133. Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности. 3-е изд. СПб.: Питер- 2005. — 607с.
  134. Н.П., Детские болезни. СПб.: Питер, 1999. 1080 с.
  135. Р., Коблинер У. Г. Первый год жизни. Психоаналитическое исследование нормального и отклоняющегося развития объектных отношений. М., 2006 352 с.
  136. А.Г., Каганов С. Ю., Геппе H.A. Бронхиальная астма у детей. Стратегия лечения и профилактика // Приложение к «Русскому медицинскому журналу». -№ 2. 1998−23 с.
  137. Э.Г., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. JL, 1990. 192 с 192 с
  138. Э.Г., Юстицкис В. В. Психология и психотерапия семьи -Спб.:1999. 656 с.
  139. Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. A.B. Запорожца, Д. Б. Эльконина — М.: 2004.-384 с.
  140. М.А. Влияние семейного воспитания на развитие мотивации достижения детей 9−11 лет. Дисс. канд. психол. наук. Ярославль. — ЯГПУ — 2004.
  141. Alexander F., French Т.М. Pollock G. H. Psychosomatic Specificity. Experimental Study and Results. University Chicago Press, Chicago 1968.
  142. Alexander F. Psychosomatic medicine. New York, 1950. — 564 p/
  143. Bagby R.M. et al. TAS: Relationship with Personality and psychopathology Measures. // Psychotherapy. Psychosomatic 1986 — V.45 — № 4 — P.207−215.
  144. Baumrind D. Parenting styles and adolescent development // Lerner R.M., Petersen A.C., Brooks-Gunn J. Encyclopedia of adolescence. N.Y. — 1991 — V. 2. — P. 746−758.
  145. Bowlby J. Maternal care and mental health // World Health Organization Monograph. Geneva. № 2. — 1 951 150. .Block J. et al. Clinicians conceptions of the asthmatogenic mother. // Arch. Genet. Psychiatry 1966-V. 15 -P.610.
  146. Brown E. L., Fukuhara J. T., Feiguine R.J. Alexithymic asthmatics: The miscommu-nication of affective and somatic states. — Psychother. Psychosom. 1981 — V 36 -P.116−121.
  147. Cannon W. B. Bodily changes in pain, hunger, fear and rage. Appleton: Ney-York, 1929.
  148. Cohen S., Kaplan J.R., Manuck S.B. Social support and corona n heart disease. Underlying psychological and biological mechanisms. In S.A.Shumaker, S.M.Czajkowski (Eds.) Social support and cardiovas cular disease. Plenum: New-York 1994.
  149. Dirks J. F., Robinson S. K., Dirks D. L. Alexithymia and the psychomaintenance of bronchial asthma// Psychotherapy and Psychosomatics 1981 — V.36 — P. 63−71.
  150. Deter HC, Allert G. Group therapy for asthma patients: a concept for the psychosomatic treatment of patients in a medical clinic- a controlled study. Psychother Psychosom 1983 — P.95−105.
  151. Dunbar F. Emotions and bodily changes / F. Dunbar. New York: Columbia Univ. Press. 1954.
  152. Dunbar F. Mind and body: Psychosomatic medicine. Random, New York 1947.
  153. Engel G. L., Schmale A. Jr. Psychoanalytic theory of somatic disorder: Conversion, specificity, and the disease onset situation. J. Am. Psychoanal. Assoc 1967.
  154. Engel G.L. Psychological development in heath and disease. Saunders, Philadelphia -1962.
  155. Feiguine RJ. et al. Alexithymic Asthmatics: age and alexithymia across the life span.
  156. Psychotherapy. Psychosomatic, 1982. V.37. — P. 185−187
  157. Gieler U, Stangier U, Brahler E. Hauterkrankungen in psychologischer Sicht. Seatle. 1995.
  158. Griesemer R. Emotionally triggered disease in a dermatologic practice. Psychiatr. Ann. 1978-P.49−56.
  159. Groddek. G.: Das Buch vom Es.: Int. Psychoanalyt. Verlag, Leipzig 1923.
  160. Groddek. G.: Psychische Bedingtheit und psychoanalytische Behandlung organischer Leiden. Hirzel, Leipzig 1917.
  161. Groen JJ. Clinical Research in Psychosomatic Medicine. Assen. -1982.
  162. Haviland M. G. The relationship between alexithymia and Depress symptom. //Psychotherapy. Psychosomatic 1988 — V.49 — P.37−40.
  163. Heiberg A.N. Alexitimithymic characteristics and somatic ilness. // Psychotherapy. Psychosomatic. 1980- V.34 — P.261−266.
  164. Heim E et al. Airway resistance and emotional state in bronchial asthma. // Psychos. Med., 1967-V. 19,-450 p.
  165. Hermanns J., Florin I., Dietrich M., Lugt-Tappeser H., Rieger C. Negative moter-child communication and bronchial astma. German J. Psichol. 1989. — P. 185−192.
  166. Jacobs M. et al. Interaction of psychological and biological predisposition factors in allergic disordes // Psychosomatic Medicine 1967 — V.29, — № 6.
  167. Kaufman H. S., Frick O.L. The development of allergy in infants of allergic patients // Ann. Allergy. 1976. — Vol. 37. — P. 410−415.
  168. Lack B., Kirk M. Childhood asthma: family therapy as an adjunct to routine management. //J. Fam. Ther., 1979. — V.l. — 33 p.
  169. Minuchin S. Family and family therapy. Cambridge 1974.
  170. Mahler M., Pine F., Bergman A. The mother’s reaction to her toddler’s drive for individuation. // Antony J.E., Benedek T. (Eds.) Parenthood: its psychology and psycho-pathology. Little Brown N.Y. — 1970.
  171. Mrazek D.A. Childhood asthma: two central questions for child psychiatry. // J. Child Psychiat, 1986 V.27-№ 1 — P. 1−5
  172. Mrazek D. Pediatric hospitalization: understanding the stress from a developmental perspective. // The psychosomatic approach: contemporary practice of Whole-person care. Ed. by M.J. Christie and P.G.Mellett., 1986
  173. Mrazek D.A., Klinnert M. Asthma: psychoneuroimmunological considerations, Review of National Jewish Center for Immunology and Respiratory Medicine, Colorado.- 1990.
  174. Rees L. The significance of parental attitudes in childhood asthma. // J. Psychosom. Res. 1963,-V.7.-181 p.
  175. Schaefer E.S. Converging conceptual model for maternal behaviour and for children behavior // J. Abnormal and Soc. Psychol. 1959. — P. 226−235.
  176. Seligman M. Helplessness: On depression, development and death. San Francisco -1975.
  177. Sifneos P. S. The prevalence of «alexithymic» characteristics in psychosomatic patients. // Psychotherapy. Psychosomatic 1973. — V. 22. — P.255−262
  178. Sperling M. Asthma in children. An evoluation of concepts and therapies. //J. Am. Acad. Child. Psychiatry, 1968. V.7. — 44 p.
  179. Stern D.N. A micro-analysis of mother-infant interaction. // Journal of Amer. Acad, of Child Psychiatry, 1971. V.10. — P.502−517
  180. Stern D.N. The first relationship: infant and mother. Cambridge 1977.
  181. Taylor J.L., et al Criterion validity of the TAS. // Psychotherapy. Psychosomatic, -1986. V.50. — P.500−509.
  182. Wood P.R., Smith L.A., Romero D., et al. Relationships between welfare status, health insurance status, and health and medical care among children with asthma. SO Am // J. Public Health. — 2002. — Vol. 9. — № 9. — P. 1446−1452.
Заполнить форму текущей работой