Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У лиц с эргично-продуктивным типом организации общительности агрессивность определяется низкими аффективностью, эгоцентричностью, экстернальностью и небольшими трудностями различного рода В инструментально-стилевомблоке агрессивности связаны" между собой переменные мотивационного, продуктивного компонентовфизическая* и вербальнаяформы< агрессии, а межаспектные' связи* концентрируются вокруг… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ
    • 1. 1. Различные подходы к изучению личности в современной 11 психологии
    • 1. 2. Проблема исследования общительности как системного 28 свойства личности
    • 1. 3. Основные подходы к изучению агрессивности личности
  • ГЛАВА 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ КАК СИСТЕМНОГО СВОЙСТВА ЛИЧНОСТИ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА
    • 2. 1. Исследование общительности как системного свойства личности курсантов военного вуза
    • 2. 2. Типы организации общительности курсантов военного вуза
  • ГЛАВА 3. АГРЕССИВНОСТЬ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМИ ТИПАМИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ
    • 3. 1. Агрессивность как системное свойство личности курсантов военного вуза с различными типами организации общительности
    • 3. 2. Специфические особенности агрессивного поведения курсантов военного вуза с различными типами организации общительности
    • 3. 3. Корреляционный анализ взаимосвязей общительности, агрессивности и агрессивных форм поведения курсантов военного вуза

Индивидуально-типологические особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Общение является специфическим видом деятельности, взаимодействием людей, при котором они познают друг друга, вступают в определенные взаимоотношения, формируются как «личности. Межличностное общение является важным условием успешности разных видов деятельности человека, в том числе и профессиональной.

Однако, к сожалению, политические и социально-экономические преобразования, происходящие в нашем обществе, породили, наряду с положительными моментами, и целый ряд отрицательных последствий. К их числу следует отнести, в частности, цинизм, жестокость и агрессивность. Все это оказывает неблагоприятное воздействие на процесс взаимодействия людей и общительность как свойство их личности, обеспечивающее состояние готовности и стремление к межличностному взаимодействию [Крупнов 2007].

Армия как социальный институт столкнулась с проблемами, отражающими эти тенденции нашего общества. В военной среде в-последнее время также растут агрессивные проявления. Так как уровень профессионализма командира во многом определяется умением общаться с подчиненными, это требует, с одной стороны, формирования и развития у военнослужащих, и в частности курсантов военного вуза, общительности как профессионально значимого личностного качества, предполагающего расположенность к людям, желание и умение их понять и организовать продуктивное взаимодействие, а с другой — коррекции их агрессивности.

Вместе с тем общительность как профессионально важное свойство личности военнослужащих, и в частности курсантов военного вуза, а также проявления их агрессивности остаются недостаточно изученными. Юридическими психологами исследуется агрессивность военнослужащих, которая достигает криминального уровня. Данное исследование рассматривает общительность и агрессивность как системные качества личности, развитием и формированием которых можно управлять, а при необходимости — корректировать.

Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на наличие в мировой психологической теории и практике большого числа исследований проблем общения и агрессии, специальных исследований агрессивности и общительности военнослужащих, и в частности курсантов> военного*вуза, в современной научной литературе не имеется. Недостаточная разработанность необходимых эффективных подходов к формированиюи коррекции указанных профессионально важных свойств личности и составляет проблему настоящего исследования.

Цель исследования — выявить индивидуально-типологические особенности общительности курсантов военного вуза и установить их связи с агрессивностью как свойством личности, проявляющимся, в различных формах агрессивного поведения.

Объектом исследования явились, общительность и агрессивность как личностные свойства курсантов военного вуза.

Предмет исследования — индивидуально-типологические особенности общительности курсантов военного вуза и их специфические связи с агрессивностью как свойством их личности, проявляющейся в различных формах агрессивного поведения.

Гипотеза исследования: в структуре общительности курсантов военного вуза можно выделить индивидуально-типологические особенности, которые связаны с их агрессивностью и проявляются в различных формах агрессивного поведения.

В соответствии с целью, объектом, предметом и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

1. Проанализировать и обобщить теоретические исследования, посвященные проблемам общительности и агрессивности личности.

2. Выявить индивидуально-типологические особенности структурной организации общительности курсантов военного вуза.

3. Проанализировать психологическую структуру агрессивности как свойства личности курсантов военного вуза с различными типами организации общительности.

4. Определить формы агрессивного поведения, свойственные курсантам военного вуза с различными типами организации общительности.

5. Установить специфику взаимосвязей между общительностью, агрессивностью и различными формами агрессивного поведения у курсантов военного вуза с различными типами общительности.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили принципы детерминации поведения и психики, социальной обусловленности личности, системности, целостности и иерархической организации психических процессов, их пластичностиединства личности и деятельности (Б.Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Д.И.Фельдштейн), а также разрабатываемый А. И. Крупновым принцип многомерно-функциональной организации отдельных актов поведения и свойств личности, основа которого была заложена трудами Б. М. Теплова, В. Д. Небылицына, К.А.Абульхановой-Славской и др.

Методы и методики исследования. В работе использовались тест суждений (ТСО) и бланковый тест («Агрессивность») А. И. Крупнова для изучения общительности и агрессивностиметодика А. Баса и А. Дарки (в адаптации А.К.Осницкого) для диагностики физической, вербальной и косвенной форм агрессии и выявления враждебных реакций (негативизма, раздражения, подозрительности, обиды, чувства вины) и методы статистической обработки полученных данных (анализ достоверности различий, кластерный, корреляционный и факторный анализ) с использованием статистического пакета Stadia.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• выявлены индивидуально-типологические варианты структурной организации общительности курсантов военного вуза: эгоцентричностенический, эргично-продуктивный и аэргично-затрудненный типы. Установлено, что эти типы различаются выраженностью динамического, мотивационного и регуляторного компонентов;

• выделены специфические особенности агрессивности как системного свойства личности курсантов военного вуза с различными типами организации общительности, которые определяются выраженностью аффективности, а также динамического и рефлексивно-оценочного компонентов;

• определена* степень выраженности различных форм агрессивного поведения курсантов военного вуза с эгоцентрично-стеническим, эргично-продуктивным и аэргично-затрудненным типами организации общительности. Установлено, что особенностью агрессивного поведения представителей первого из выделенных типов, является высокий, второго — низкий, а третьего — средний уровень выраженности большинства его форм. При этом физическая агрессия, несмотря' на различную степень выраженности, является доминирующей у всех курсантов;

• выявлены специфические связи индивидуально-типологических особенностей общительности курсантов военного вуза с агрессивностью, проявляющейся в различных формах агрессивного поведения. Выявлена прямая связь между выраженностью гармонических переменных общительности и развитостью системы этих специфических связей;

• раскрыты психологические особенности курсантов военного вуза с различными типами организации общительности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется тем, что его результаты обогащают новыми научными данными концепцию многомерно-функциональной организации свойств личности А. И. Крупнова. Осуществленное в работе системное рассмотрение общительности и агрессивности курсантов военного вуза в их взаимосвязи вносит определенный вклад в развитие военной психологии, обеспечивая военных психологов инструментом для формирования, развития и коррекции профессионально важных качеств личности будущих офицеров.

Практическая значимость результатов диссертационного исследования заключается в том, что его теоретические положения и эмпирические результаты могут быть использованы военными психологами для выявления особенностей, развития и коррекции общительности как профессионально важного свойства и коррекции агрессивности как качества личности военнослужащих, в том числе курсантов военного вуза, а также могут быть использованы в учебных курсах по психологии (общейдифференциальной, возрастной, военной и др.) и смежных областей знаний. Основные положения диссертации могут быть также учтены при подготовке законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих воспитательную деятельность военных образовательных структур., .

Исследование проводилось поэтапно.

На первом этапе (2003 — 2004 гг.) изучалась научная литература по. проблеме исследования, обосновывалась цель, определялись задачи, разрабатывалась гипотеза исследованияподбирались адекватные цели и задачам методы и методики исследования.

На втором этапе (2004 — 2005 гг.) были изучены особенности общительности и агрессивности курсантов военного вуза как системные образования.

На третьем этапе (2005 — 2006 гг.) осуществлялась обработка полученных в результате исследования данных и их количественный анализ.

На четвертом этапе (2006 — 2007 гг.) проводилась статистическая обработка полученных данных (кластерный, сравнительный, корреляционный и факторный анализ), качественная интерпретация результатов исследования, формулировка выводов, оформление диссертационной работы.

Положения, выносимые на защиту:

1. В структуре общительности как системного свойства личности курсантов военного вуза на основании кластерного анализа, количественной выраженности, соотношения и взаимосвязей переменных динамического, мотивационного, когнитивного, продуктивного, эмоционального и регуляторного компонентов можно выделить индивидуально-типологические варианты: эгоцентрично-стенический, эргично-продуктивный и аэргично-затрудненный типы.

• Для, курсантов военного вуза с эгоцентрично-стеническим типом организации общительности характерен высокий уровень экстернальной регуляции, эгоцентрической мотивации, а также эмоционального и рефлексивно-оценочного компонентов данного свойства.

• Общительность курсантов военноговуза с * эргично-продуктивным типом ее организации характеризуется выраженными продуктивным компонентом, эргичностью, интернальной регуляцией и социоцентрической мотивацией при низких показателях аэргичности, астеничности-, экстернальности и рефлексивно-оценочного компонента.

• У курсантов военного вуза с аэргично-затрудненным типом организации общительности слабо выражены эргичность, стенические эмоции, интернальная регуляция и весь содержательно-смысловой аспект (когнитивный, мотивационный и продуктивный компоненты) этого свойства, а достаточно высоко — аэргичность, астенические эмоции, экстернальная регуляция и трудности операционального и личностного характера.

2. Курсанты с различными типами организации общительности имеют специфические особенности агрессивности как системного свойства личности и различную степень выраженности форм агрессивного поведения:

• курсанты с эгоцентрично-стеническим типом организации общительности характеризуются выраженным рефлексивно-оценочным компонентом агрессивности, т. е. они испытывают трудности при ее реализации. У них отмечается высокий уровень индексов агрессивности и враждебности, а также почти всех форм агрессивного поведения при наиболее выраженных физической и вербальной формах агрессии;

• курсанты с эргично-продуктивным типом организации общительности характеризуются слабо выраженной экстернальной регуляцией и небольшим количеством трудностей различного" рода при проявлении агрессивности. У них отсутствует высокий уровень каких-либо форм агрессивного поведениябольшинство из данных форм (физическая агрессия, все формы враждебных реакций и суммарные показатели агрессивности и враждебности) выражены слабо;

• у курсантов с аэргично-затрудненным типом организации общительности слабо выражены социоцентрические мотивы и предметно-деятельностная продуктивность. Особенностью их агрессивного поведения является средний уровень выраженности всех его форм и суммарных показателей агрессивности и враждебности.

3. Физическая агрессия, имея различную степень., выраженности, является доминирующей формой агрессивного поведения курсантов с различными типами организации общительности.

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось на базе Рязанского высшего военного командного училища связи имени маршала Советского Союза М. В. Захарова.

В исследовании принял участие 141 курсант в возрасте 19−20 лет.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечены исходными теоретико-методологическими основами, использованием адекватных цели и задачам исследования методов и конкретных методик, а также методов статистической обработки полученных данных.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты и положения исследования обсуждались на заседаниях кафедры психологии личности, специальной психологии и коррекционной педагогики и кафедры общей и возрастной психологии Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина и докладывались на межрегиональных научно-практических конференциях «Проблемы развития личности» (Рязань, 2002, 2005, 2006, 2007) — «Тенденции развития современных информационных технологий, моделей экономических, правовых и управленческих систем» (Рязань, 2006) — Международной научной конференции «Педагогика и психология как ресурс развития современного общества» (Рязань, 2007) — Международном философско-культурологическом симпозиуме (Рязань, 2004).

Результаты исследования внедрены в воспитательный процесс Рязанского высшего военного командного училища связи им. Маршала Советского Союза М. В. Захарова.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (200 наименований) и приложений. Работа проиллюстрирована таблицами и рисунками. Общий объем диссертации составил 214 страниц. По теме диссертации опубликовано 11 работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Мы использовали в нашей работе целостно-функциональную модель, организации свойств5 личности как системных качеств, разработанную. А. И. Крупновым, согласно которой, они включают в себя, следующие структурные компоненты: динамический, мотивационный, когнитивный, результативный, эмоциональный, регуляторный и рефлексивно-оценочный.

Результаты исследований, выполненных в рамках целостно-функционального* подхода А. И. Крупнова, свидетельствуют о том, чтос одной стороны, имеются общие, инвариантные связи между различными! компонентами личностных свойств, которые1 обеспечивают их структурное ядро, а с другой стороны, между ними, существуют и. болееподвижные, динамичные индивидуальные связи.

В психологической литературе достаточно" активно* исследуются различные' аспекты общительности. Агрессивность, же' в рамках этого подходакак системное свойство личности начала, изучаться' относительно недавно.

В нашей работе предпринята попытка комплексного анализа общительности и агрессивности как свойств личности, с одной' стороны, и различных форм агрессии иг агрессивных реакций как характеристик коммуникативно-деятельностных, поведенческих, с другой.

Результаты нашего исследования позволили сделать следующие выводы:

1. Выявленные нами количественная выраженность, соотношения и взаимосвязи переменных различных компонентов общительности как системного свойства личности военнослужащих дают основание для выделения индивидуально-типологических вариантов ее структурной организации: эгоцентрично-стенического, эргично-продуктивного и аэргично-затрудненного типов.

2. Эгоцентрично-стенический тип организации общительности характеризуется эгоцентрической направленностью, высокой эмоциональностью при доминировании стенических эмоций, пассивной саморегуляцией и значительными операциональными и эмоционально-личностными трудностями при ее реализации. Специфические связи между переменными существуют только в инструментально-стилевом блоке и' между блоками общительности. Проявляя* общительность чаще всего для достиженияличностно1 значимых целей (избежать одиночества, раскрыть свои возможности и способности, определиться в жизни, и не отстать от других, лучше устроить личную жизнь, приобрести новых друзей и знакомых), они встречайте с различного рода трудностями при поддержании беседы с малознакомыми людьми, боятся оказаться в центре-внимания, испытывают неловкость и стеснительность ине желают брать на себя" ответственность за успех или неудачу в общении, не надеются на себясвои собственные силы, считают, что многое зависит от везения, несмотря на точто переживают не только астенические, но и большое количество стенических эмоций, которые способны повышать их общительность, а активное ее регулирование — уменьшать проявление личностных трудностей.

3. Эргично-продуктивный тип организации общительности отличается наиболее выраженным продуктивным компонентом в целом, высокими эргичностью, социоцентричностью и интернальностью при небольшом количестве астенических эмоций и трудностей различного рода. Ядром специфических связей являются переменные мотивационного и когнитивного компонентов и стеничность. Частое проявление общительности, которая активно ими регулируется, приносит значительные результаты как в личностной, так и в общественной сферах (несмотря на то, что чаще всего она мотивируется высокой общественно-деловой направленностью, например, желаниями принять участие в делах группы, заслужить уважение и признание со стороны окружающих, глубже понять других людей и обрести новых друзей, оказать поддержку людям), сопровождается в основном положительными эмоциями и отсутствием каких-либо трудностей. Причем уровень развития различных компонентов-общительности напрямую связан с глубоким осмыслением ее как средства достижения согласованности совместных действий, налаживания контактов с другими людьми и т. д.

4. Дляаэргично-затрудненного типа организации общительности характерны низкая * выраженность мотивационного, когнитивного и продуктивного1 компонентов в целом и гармонических переменных динамического, эмоционального и регуляторного компонентов при-высоких эргичности, астеничности, экстернальности и значительных операциональных и эмоционально-личностных трудностях. Специфические связи концентрируются' bi основном вокруг эгоцентричностии-осмысленности. Из-за слабой’мотивации (как общественно-деловой, так и личностной), отсутствия знаний (и поверхностных, и глубоких, осмысленных) об этом свойстве, они необщительны, поэтому не получают результатов от реализации' общительного поведения ни1 в предметно-деятельностной, ни в. личностной сферах. Даже нечастое проявление ими общительности, результаты которого, по их мнениюзависят от внешних условий" и факторов, сопровождается значительными инструментальными и эмоционально-личностными трудностями и отрицательными эмоциями (что вполне закономерно):

5. Выявленным индивидуально-типологическим особенностям общительности военнослужащих соответствуют и специфические особенности структурной организации агрессивности как системного свойства их личности.

6. Агрессивность" военнослужащих с эгоцентрично-стеническим-типом организации общительности характеризуется’высокой склонностью’к проявлению агрессии и трудностями обоих видов при ее проявлении. Система специфических связей между переменными концентрируется вокруг когнитивного компонента и между блоками агрессивности. Их агрессивность чаще мотивируется общественной направленностью, чем личностной, и, естественно, реализуется в общественной сфере деятельности, и при ее проявлении они испытывают большие операциональные и эмоционально-личностные трудности. И результаты проявления агрессивности напрямую зависят от ее осознанности и активной саморегуляции.

7. У лиц с эргично-продуктивным типом организации общительности агрессивность определяется низкими аффективностью, эгоцентричностью, экстернальностью и небольшими трудностями различного рода В инструментально-стилевомблоке агрессивности связаны" между собой переменные мотивационного, продуктивного компонентовфизическая* и вербальнаяформы< агрессии, а межаспектные' связи* концентрируются вокруг когнитивного компонента и социоцентричности. Проявление у них агрессивности, чаще сопровождаемой интрапунитивными, аутоагрессивными переживаниями, больше мотивируется общественными мотивами, чем личностно значимыми, в большей степени регулируется активноа не пассивно, и не вызывает у них затруднений.

8. У военнослужащих с аэргично-затрудненным типом организации общительности в структуре агрессивности на высоком уровне выражена только аффективность при низких показателях социоцентричности и предметности. Специфические связи минимальны и в основном концентрируются вокруг мотивационного и когнитивного компонентов. Они несклонны, к проявлению вербальной агрессии (особенно в общественно-значимых сферах.), хотя и подвержены аффективным вспышкам. С чувствами раскаяния, вины и стыда при проявлении агрессивных реакций связано снижение их агрессивности.

9. Индивидуально-типологические особенности общительности военнослужащих более или менее связаны с определенными формами проявления, агрессивного поведения.

10. У военнослужащих с эгоцентрично-стеническим типом организации общительности значительно выражены физическая, вербальная и косвенная агрессии, им свойственны раздражительность, подозрительность, обидчивость и поэтому, естественно, высокие суммарные показатели агрессивности и враждебности.

11. Военнослужащие с эргично-продуктивным типом не склонны к агрессивным и враждебным реакциям: у них большинство переменных на низком уровне. При этом, хотя они и не склонны к агрессивному и враждебному поведению, если его проявляют, то остальным формам агрессии предпочитают физическое воздействие (связанное с возрастанием обиды, недовольства авторитетами и другими людьми). Причем только у них выявлены специфические связи между различными формами агрессивного поведения.

12. Военнослужащие с аэргично-затрудненным типом имеют среднюю выраженность всех агрессивных и враждебных форм поведения. И хотя они характеризуется умеренной агрессивностью, при ее проявлении так же, как и военнослужащие с эргично-продуктивным типом, чаще выбирает физическую агрессию.

13. Военнослужащие с эгоцентрично-стеническим, эргично-продуктивным и аэргично-затрудненным типами организации общительности, имея различную степень выраженности агрессивности и враждебности, всем другим видам агрессивного поведения предпочитают физическую агрессию, что требует дополнительных исследований причин, связанных или с их тендерными особенностями, или со спецификой профессиональной деятельности, или с иными факторами.

14. Знание индивидуально-типологических особенностей общительности и их связей с агрессивностью позволяет понять причины коммуникативных трудностей у курсантов с различными типами организации общительности и разработать методы их коррекции.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абулъханова-Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. М.: Наука, 1981. — С.218−241.
  2. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. — Т.4. — № 1'. — С. 13−29.
  3. Абульханова-Славская К. А. Особенности типологического подхода и метода исследования личности // Принцип системности в психологических исследованиях. М.: Наука, 1990. — С. 18−25.
  4. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности. — М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. — 218 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. — М.: Мысль, 1991. — 299с.
  6. Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности в социальной психологии // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е. В. Шороховой. М.: Наука, 1987. — 219с.
  7. А.И. Криминология. Курс лекций. М., 2000.
  8. .Г. Человек как предмет познания / Избранные психологические труды. -М.: Педагогика, 1980. Т.1. — С. 16−178.
  9. Ю.М. Преступная жестокость: Монография. М!: ВНИИ МВД РФ, 1994.
  10. Л. И. Системный подход в психологии личности// Принцип системности в психологических исследованиях. М.: 1990. — С. 61−68.
  11. Т.М. Общительность как базовое свойство личности в коммерческой деятельности (На примере профессии продавца): Дис.: канд. психол. наук. — М., 2005. 206 с.
  12. О.Б. О некотрых трудностях в реализации настойчивости студентов // Формирование и развитие личности. М.: Ин-т молодежи, 1992.-С. 23.
  13. Т. А. Этнопсихологические различия в структуре общительности у представителей коми и русской национальности //
  14. Психологическая структура общительности, её. половозрастные и национально — этнические особенности. — М.: 1996. — С. 53−62.
  15. А. А. Психология общения. Избранные психологические труды. М. гМПСИ, 2002. — 320с.
  16. И.Б. Психологические методики исследования агрессивности преступников // Насильственные преступления: природа- расследование, предупреждение: Сб. науч. тр. ВНИИ МВД РФ. — М., 1994.-№ 154.
  17. Бойко И. Б- К вопросу происхождения агрессивного поведения//Актуальные вопросы здоровья населения8на рубеже 21 века: б. науч. тр. РГМУ им. акад. И. П. Павлова. Рязань, 1996.
  18. И.Б., Григорьев В. А. Аутоагрессия: проблема правового регулирования/проблемы совершенствования исполнения уголовных наказаний. Рязань, 1992.
  19. БэротР-, РичардсонАгрессия. — СПб., 1997. — 336 с.
  20. Л.Д. Отношение общительности ."—замкнутости к симптомокомплексамг экстраверсии, эмоциональности // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. М, 1970. — № 2. -С. 138−142.
  21. Л.Д. Психологический симптомокомплекс, обусловленный подвижностью нервной системы // Типологические исследования по психологии личности. — Пермь, 1967.
  22. В.А. Юридическая психология. СПб., 1997.
  23. Волк М. И- Психологические особенности общительности, старших школьников и студентов: Дис.. канд. психол. наук. М.: 1996. — 122 с.
  24. Д. В. Зарубежные теории девиантного поведения несовершеннолетних (по материалам США и Великобритании): Учебно-методическое пособие по спецкурсу. Коломна: Коломенский государственныйшедагогический институт, 2001. — 124с.
  25. Д. А. Проявления свойств активности темперамента в параметрах речевых действий: Автореф. дис.. канд. психол. наук. —1. М: РУДН, 2006.- 19 с.
  26. JI.A., Крылова Г. Ф. Связь активности общения шестилетних детей с эктраверсией интраверсией // Общение и формирование личности. — Гродно, 1984.
  27. Я.И. Криминология. Курс лекций. СПб., 2002.
  28. А.Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов: Дисс.. канд. пед. наук (по психологии). М., 1964.
  29. Э.А. Некоторые направления и перспективы исследования природных основ индивидуальных различий // Вопросы психологии. — 1983.-. 16−29.
  30. Э.А. Структура личности в аспекте дифференциальной психологии и психофизиологии // Психология и психофизиология индивидуальных различий активности человека. — Свердловск, 1983. — 89 с.
  31. Э.А. Типологический и измерительный подходы к изучению* индивидуальности г от Оствальда > и Павлова к современным исследованиям // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № Г. — С. 64−74.
  32. В.М. Соотношение свойств темперамента с различными переменными настойчивости: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М: РУДН, 2007.- 16 с.
  33. С.Н. Агрессивность как специфическая форма активности и возможности ее исследования на контингенте преступников//Психологическое изучение личности преступников. — М., 1976.
  34. С.Н. Агрессия и агрессивность насильственных преступников: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 1984.
  35. С.Н. Психология агрессии: основные подходы // Вестник Псковского Вольного университета. 1994. — С.62−68.
  36. С.Н. Понятие агрессии в современной психологии //
  37. Прикладная психология. 2001. — № 1. — С. 60−71.
  38. Жемчугова J1.B. Влияние динамических качеств общительности на успешность деятельности // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. Свердловск, 1982. — 66 с.
  39. Жемчугова J1.B. Природные предпосылки индивидуальных проявлений общительности // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. — Свердловск, 1985. — 112 с.
  40. JI.B. Связь динамических качеств активности общительности со свойствами нервной системы и темперамента // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. — Свердловск, 1980. — С. 35−40.
  41. JI.B. Факторный анализ динамических качеств активности общительности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности, Свердловск, 1979.
  42. A.JI. Роль общительности личности в руководстве коллективом // Психологические исследования общения. М.: 1985. — С. 179−191.
  43. JI. А. Связь общительности личности и доверия к людям: Дисс.. канд. психол. наук. М., 2004. — 176 с.
  44. Т.В. Сравнительная характеристика общительности у студентов и педагогов: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М: РУДН, 2007.- 17 с.
  45. С.М. Системное изучение человеческого фактора в опасных профессиях: Автореф. дис.. док. психол. наук. М: РУДН, 2007. — 45 с.
  46. С.М. Связь инициативности личности с учебно-профессиональной активностью курсантов-пожарных: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1999. — 25с.
  47. А.И. Общительность и темперамент у школьников. Пермь, 1961.- 120 с.
  48. А.И. Индивидуальные особенности общительности в связи со скоростными проявлениями- темперамента подвижных и инертных групп учащихся: Автореф. дис.. канд. пед. наук (по психологии). — М., 1965.-20 с.
  49. Е.Н. Психологические аспекты изучения мотивации агрессивного поведения женщин, осужденных к лишению свободы: Дисс.. канд. наук. Рязань, 1999.
  50. Кан-Калик В. А. Основы профессионально-педагогического общения. — Грозный: Чеч.-Инг. ун-т, 1979. — 138с.
  51. Н.В. Сравнительное исследование любознательности, настойчивости и общительности: Дис.. канд. психол. наук. — М., 2005. 170 с.50: Ковалев А. Г. Психология личности. —М.: Просвещение, 1969. — 391с.
  52. Е.А. Общительность как многоаспектная системная черта личности при разных типах организации- характера // Личность в межкультурном пространстве: Материалы Межвузовской научной конференции. 18−19 августа 2005 г. Mi: РУДН, 2005. — С. 137−143.
  53. Е.А. Специфические особенности общительности при некоторых типах акцентуации характера // Вестник Московского государственного областного университета. — Серия: Психологические науки. 2007. — № 3. — С. 226−230.
  54. Е.Д. Роль общительности и эмоциональности в успешности овладения иностранным языком: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 1989.
  55. Э. Теория темпераментов // Психология1 индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппентрейтер и В .Я. Романова. — 2-е изд. — М.: ЧеРо, 2002. С. 343−351.
  56. А. И. Жемчугова Л.В. Исследования индивидуальных различий в динамических характеристиках активности общительностистарших школьников // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1978. — С. 63 — 69.
  57. А.И., Ольшанникова А. Е., Домодедов В. А. Соотношение показателей эмоциональности и динамических характеристик общения // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляции личности. Свердловск, 1979.
  58. А.И., Прядеин В. П., Жемчугова JI.B. Исследование взаимосвязи динамических характеристик волевой- активности и активности общительности // Вопросы психофизиологии активности и саморегуляциишичности. — Свердловск, 1979. — С. 10—16.
  59. А.И. Психофизиологический анализ индивидуальных различий активности личности. — Свердловск, 1983. — 72 с.
  60. А.И. Исследование психофизиологического аспекта индивидуальных проявлений общительности человека // Психологический, журнал. 1984. — Т.5. — № 5. — С. 84−93.
  61. А.И. Психологические проблемы исследования активности человека // Вопросы психологии. 1984. — № 3: — С. 25−33.
  62. А.И. Целостно — функциональный подход к анализу индивидуальных проявлений активности человека // Психология и, психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции<�поведения человека. Свердловск, 1985. — 112 с.
  63. А.И. Целостно функциональный анализ индивидуальных проявлений общительности студентов // Психолого — педагогические проблемы учебно-воспитательного процесса в высшей школе на современном этапе. — М., 1986.
  64. А.И. Активность, направленность и саморегуляция в психологической структуре индивидуальности человека // Психология и психофизиология индивидуальных различий в активности и саморегуляции поведения человека. — Свердловск, 1987. С. 3 — 15.
  65. А.И. Психологические проблемы целостного анализа личности и её базовых свойств // Психолого-педагогические проблемы1.
Заполнить форму текущей работой