Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические механизмы формирования представлений о местной власти

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Большинство исследований рассматривают представления о власти и ее субъектах исключительно федерального уровня. Однако прямой перенос теоретических и прикладных конструкций, выработанных применительно к субъектам законодательной и исполнительной власти общефедерального масштаба в области исследования представлений о ней на уровень местной власти, не вполне правомерен в силу той специфики, которая… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О МЕСТНОЙ ВЛАСТИ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
    • 1. 1. Представления о власти в контексте исследований имиджа местной власти и механизмов его формирования
    • 1. 2. Анализ основных социально-психологических закономерностей и механизмов формирования представлений о власти
  • ГЛАВА 2. МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕСТНОЙ ВЛАСТИ И МЕХАНИЗМОВ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ
    • 2. 1. Анализ методов исследования представлений о власти
    • 2. 2. Методика изучения представлений о местной власти
    • 2. 3. Обоснование валидности и надежности методики
  • ГЛАВА 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕСТНОЙ ВЛАСТИ
    • 3. 1. Сопоставление «реального» и «идеального» образов субъекта местной власти как социально-психологический механизм формирования представлений о местной власти
    • 3. 2. Идентификация и атрибуция как социально-психологические механизмы формирования представлений о местной власти
    • 3. 3. Когнитивный диссонанс как социально-психологический механизм формирования представлений о местной власти

Социально-психологические механизмы формирования представлений о местной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Изменившиеся российские социально-экономические условия, становление гражданского общества, бурное развитие средств массовой информации и политического рынка предъявили принципиально новые требования к системе государственного управления в целом, отдельным ветвям, органам власти и, наконец, непосредственно к субъектам власти. Одним из основных требований становится обеспечение легитимности власти путем завоевания доверия населения — объекта власти. Ожидания населения, различных социальных групп его представляющих и их доверие способствует в социальной области согласованности восприятия власти, единому к ней отношению и готовности к единому поведению. Следовательно, они тем самым определяют, будет ли население содействовать или противодействовать власти в ее намерениях и решениях.

В массовом сознании власть, как правило, персонифицирована, то есть ассоциируется с конкретными личностями — представителями власти, и это касается всех ветвей — законодательной, исполнительной, судебной и всех уровней власти — районного, городского, областного, федерального. Можно сказать, что доверие населения, его антипатии и симпатии по отношению к власти опосредованы образом конкретных субъектов или их групп, сложившимся в массовом сознании.

В связи с этим все большее значение приобретает социологический, управленческий и социально-психологический феномен, именуемый имиджем представителя власти. Успех или неудача того или иного претендента на властную позицию зависит уже не столько от решения узких групп политической элиты, сколько от успеха в конкурентной борьбе за голоса избирателей. Успех данной борьбы обуславливается многими психологическими факторами и в первую очередь — представлениями различных категорий населения о политическом лидере.

Большинство исследований рассматривают представления о власти и ее субъектах исключительно федерального уровня. Однако прямой перенос теоретических и прикладных конструкций, выработанных применительно к субъектам законодательной и исполнительной власти общефедерального масштаба в области исследования представлений о ней на уровень местной власти, не вполне правомерен в силу той специфики, которая присуща местной власти. Восприятие местной власти имеет ряд специфических особенностей: во-первых, оно в большей степени непосредственно, это объясняется такой характеристикой как контактность, во-вторых, о результаты деятельности субъектов местной власти суждения выносятся в более короткие сроки и предполагают более адекватную оценку этой деятельности, так как результаты непосредственно наблюдаемы. Наличие вышеуказанных особенностей позволяет предположить, что в восприятии местной власти задействованы специфические социально-психологические механизмы, которые детерминируют формирование образа и требуют, соответственно, адекватного подхода к его конструированию и корректировке. При этом, решения местных властей и их отражение в сознании различных социальных категорий населения обладают ничуть не меньшей значимостью, нежели решения федерального уровня, поскольку от этих решений во многом зависит повседневная деятельность и условия жизни населения.

В целом сложилась достаточно парадоксальная ситуация. Формирование образа власти и ее отдельных представителей есть деятельность социально-психологическая, поскольку связана с изменением целого ряда социально-психологических факторов, а именно: социальной перцепции как процесса восприятия определенного образа на уровне социальных групп или массы людей, мотивации их поведения, социальных установок. В то время как в реальной практике приоритет отдается организационно-технологической стороне этой деятельности.

Все это ставит отечественную социально-психологическую науку перед необходимостью проведения исследований в русле указанной проблематики.

Состояние научной разработанности проблемы.

Состояние научной разработанности проблемы представлений о местной власти может быть охарактеризовано через рассмотрение следующих направлений исследований, раскрывающих специфику различных субъектов власти.

1. Выделяется целый ряд исследований, посвященных исследованию специфики деятельности и социально-психологических характеристик различных субъектов власти. Так исследуется политический лидер, кандидат-политик, руководитель на уровнях федеральной и региональной власти [1- 29- 35- 39]. Изучение представлений о них, их имиджа в этом случае проистекает в ракурсе либо политического лидерства, избирательных кампаний, что соответствует задаче достижения и перераспределения власти, либо доверия и поддержки населения не потенциальных, а реальных субъектов власти, что соответствует задаче сохранения власти. Однако при этом, недостаточно проработанным остается вопрос о различии между политиком и руководителем, так как в период избирательной гонки руководитель зачастую принимает на себя роль политика но, тем не менее, с политикой в основном связывают субъектов законодательной власти, а субъектов исполнительной власти — с руководством.

2. Выделяется ряд исследований, посвященных проблеме имиджа субъектов власти. Так представлены исследования, где рассматривается стихийно складывающийся и целенаправленно формируемый образ (имидж) (понятие, природа, сущность), его характеристики, содержание и аспекты проявления [4- 26- 28- 46- 52- 62- 78- 88- 90- 95]. В этих исследованиях имидж может быть определен как образ [52- 82], как персонификация общественных желаний и ожиданий [9- 64], как личность или определенные личностные характеристики [3- 77- 86], как социальный факт, объективное отражение в общественном сознании [4] и, наконец, имидж может быть определен как фрагмент реальности или особая форма жизнедеятельности человека [28- 95], как специфическая организация пространства общения [88].

3. Представлены исследования, в которых рассматриваются процесс, техники и методики формирования имиджа [25- 35- 44- 64- 86] и механизмы формирования имиджа: каузальной атрибуции, формирования социальных установок, механизм децентрации, ингрупповой фаворитизм [1- 82- 90], применительно к субъектам власти общефедерального уровня. Что касается социально-психологических механизмов формирования представлений о субъекте власти — то в данном случае представления выделяются как составная часть имиджа.

4. Также, при рассмотрении состояний разработанности проблемы исследования представлений о власти, необходимо выделить ряд исследований, которые непосредственно не относятся к рассматриваемой нами проблематике, но являются содержательной основой для раскрытия имиджа субъекта местной власти и его формирования: исследования, посвященные ожиданиям [37], социальным представлениям [11- 14], отдельным аспектам электорального поведения [12- 21- 65].

Перечисленные работы, отражающие представленные направления исследований в области изучения социально-психологических особенностей имиджа власти, представлений о власти явились необходимой для нашего исследования информационной основой, без которой достижение поставленной цели было бы невозможно.

Объект исследования — представления о субъектах местной власти у населения и социально-психологические механизмы их формирования.

Предмет исследованиясоциально-психологические механизмы и закономерности формирования представлений о субъектах местной власти у различных групп населения региона.

Цель исследования — выявить и обосновать социально-психологические механизмы и закономерности формирования представлений о субъектах местной власти. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Проанализировать состояние решения проблемы представлений о власти и ее представителях различных уровней и механизмов их формирования.

2. Обосновать основные принципы и единицы анализа, позволяющие содержательно раскрывать социально-психологические особенности представлений о местной власти и механизмы их формирования.

3. На основе обоснованных принципов и единиц анализа, раскрыть социально-психологические особенности представлений о местной власти и механизмы ее формирования.

4. Разработать социально-психологическую методику исследования особенностей представлений о местной власти и их формирования.

Гипотезы исследования.

Общей гипотетической идеей исследования является предположение о том, что складывающиеся в сознании различных социальных групп населения представления о местной власти во многом обусловлены специфическими социально-психологическими механизмами их формирования. Такое предположение о специфике представлений о местной власти и их формировании нашло свое отражение в следующих частных гипотезах:

1. На представления о местной власти влияют как объективные факторы (личностные качества представителя органов власти, результаты деятельности представляемого им органа власти), так и субъективныесоциально-перцептивные особенности отражения в сознании представителей социальных групп населения региона социально-психологических качеств кандидата и результатов деятельности представляемого им органа власти.

2. Формирование представлений о местной власти протекает на двух уровнях: непосредственном (образ складывается за счет отражения отдельными категориями населения внешне непосредственно наблюдаемых и регистрируемых результатов деятельности руководителя и представляемого им органа власти), и опосредованном (представления складываются за счет доведения до населения посредством СМИ, технологий РЯ, политической рекламы, непосредственно недоступных для населения результатов деятельности руководителя и представляемого им органа власти).

Теоретико-методологическую базу исследования составили положения общенаучной методологии, прежде всего естественный, естественно-структурный подходы, психологические принципы: единства сознания и деятельности, развития, детерминированности когнитивных процессов характером и содержанием деятельности. Также основу работы составили фундаментальные исследования, раскрывающие принципы общения, межличностных и межгрупповых отношений (Г.М. Андреева, А. А. Бодалев, А. И. Донцов, Б. Ф. Ломов, Н. Н. Обозов, Б. Д. Парыгин, А. В. Петровский, и др.) — психологические исследования личности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев, К. К. Платонов и др.) — отечественные исследования личности и деятельности руководителей (А.Л. Журавлев, Е. А. Климов, В. Н. Князев, Р. Л. Кричевский, Е. С. Кузьмин, А. И. Пригожин, А. Л. Свенцицкий, А. В. Филиппов, В. А. Ядов и др.) — зарубежные исследования личности и деятельности руководителя (Argyle М., Flick U., Kubickova Т., Warr М. и др.) — исследования социальной перцепции (Ballesteros S., Bandura A., Cohen М., Leary М., Warr М., Knapper С., и др), исследования имиджа политических лидеров, руководителей исполнительной власти, субъектов хозяйственной деятельности.

Методы исследования. Цели и задачи исследования определили разработку и отбор методов, методик, и конкретных методических приемов, с помощью которых они достигались и решались. В качестве методов исследования применялись теоретико-методологический анализ, обобщение и интерпретация научных данных, дедукция и индукция, анализ и синтез, логическое сравнение, проблематизация, критика, систематизация.

В качестве эмпирических методов сбора информации применялись специально разработанные методики проведения фокусированного группового интервью, индивидуального глубинного интервью, наблюдения, стандартизованного интервью, анкетного опроса, экспертных оценок.

Все исследование осуществлялось в четкой логической последовательности и включало в себя ряд этапов.

Научная новизна.

В ходе исследования были выявлены и обоснованы основные представления социальных групп населения о местной власти и социально-психологические механизмы их формирования.

1. Упорядочен категориальный аппарат, применяемый при исследованиях образа власти различного уровня и социально-психологических представлений о ней.

2. Разработана и обоснована структура, содержательная характеристика представлений населения о местной власти и ее основных субъектах. Определены специфика субъектов местной власти, выделены их отличия от власти других уровней, выделены социально-перцептивные особенности отражения специфики отражения субъектов местной власти в сознании населения.

3. Разработана, доказана на валидность и надежность и апробирована и внедрена методика оценки представлений социальных групп населения о местной власти и ее основных субъектах.

4. Выделены и обоснованы основные социально-психологические механизмы формирования представлений о местной власти, определяющие содержание и структуру данных представлений: механизм сопоставления «реального» и «идеального» образовмеханизм когнитивного диссонансамеханизм идентификациимеханизм атрибуции.

Теоретическая значимость исследования заключается в развитии научных представлений о способах и механизмах формирования образа таких сложных объектов восприятия, каким являются субъекты местной власти и их деятельностьв новизне и оригинальности подхода к проблеме формирования представлений о местных органах власти у социальных групп населения регионав разработке теоретико-методологической базы исследования социально-психологической феноменологии, представленной в процессе формирования образа власти. Диссертация развивает теоретико-методологическую базу социально-психологического изучения восприятия и понимания людьми друг друга в условиях больших социальных общностей, форм социально-психологического влияния и воздействия, особенностей коммуникаций и может служить отправной точкой для формулировки новых гипотез и создания методик изучения представлений о власти различных уровней и социально-психологических механизмов их формирования.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Представление о субъектах и деятельности органов местной власти у различных социальных групп населения региона есть устойчивый для каждой из этих социальных групп социально-психологический конструкт, формирование которого осуществляется посредством специфических социально-психологических механизмов.

2. Формирующийся в сознании различных социальных групп образ местной власти обуславливается такими конкретными социальнопсихологическими механизмами как: механизм сопоставления «реального» и «идеального» образовмеханизм когнитивного диссонансамеханизм идентификациимеханизм атрибуции.

3. Основными факторами воздействия на формирование образа местной власти у социальных групп населения являются непосредственно воспринимаемые результаты их деятельности, опосредовано представленные в СМИ и технологиях РЛ.

Практическая значимость исследования.

Применение разработанной методики исследования представлений социальных групп населения о местной власти и механизмах их формирования позволяет решать несколько основных задач.

Применение методики может позволить четко и адекватно оценить спектр основных проблем власти, подлежащих решению как по мнению различных категорий населения, так и с точки зрения существующей власти как таковой. Данная оценка может в значительной степени способствовать корректировке действий со стороны местной власти по решению проблем региона. Методика позволяет выявлять «узловые» точки, наиболее важные с точки зрения населения и факторы, оказывающие влияние на напряженность в этих точках.

Применение методики может способствовать в разработке конкретных мероприятий со стороны власти по завоеванию доверия населения и формированию благоприятного для субъектов власти к ней отношения, способствующего достижения единой направленности в действиях власти и их принятия населением.

Разработанная методика может использоваться как диагностический инструментарий, позволяющий намечать пути и способы для потенциальных представителей власти (кандидатов в органы местной власти) на выборах. Это будет способствовать оптимизации продвижения кандидата на выборах для различных категорий населения.

Достоверность результатов исследования научных положений и выводов обеспечивается эмпирическим материалом, полученным на основе репрезентативной выборки и применения комплекса процедур и методов, аргументировано адекватных целям и задачам работы. Надежность и валидность полученных данных обеспечивается применением процедур доказательства надежности и валидности выбранных методов исследования.

Публикации.

По теме диссертационного исследования была опубликована 1 работа общим объемом 1, 0 п.л.

Структура диссертационной работы.

Диссертация состоит из введениятрех глав, заключениябиблиографического списка, включающего наименований работ отечественных и зарубежных авторов и трех приложений. Основной текст диссертации изложен на 133 страницах, сопровождается 7 таблицами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование направленное на выявление представлений населения о субъектах местной власти и социально-психологических механизмов их формирования, позволяет сделать ряд как теоретических, так и научно-практических выводов, главными из которых являются следующие.

1. Проведенный анализ терминологического аппарата, используемого для раскрытия содержания представлений населения о различных субъектах власти, а также основных теоретических и научно-практических исследований, раскрывающих содержание процессов и механизмов формирования данных представлений, позволил определить наиболее общие принципы, которые могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы раскрытия социально-психологической специфики местной власти в рамках указанной проблематики. Понимание имиджа субъекта местной власти как совокупности представлений о личностных и деловых характеристиках (качествах), субъекта власти, организованных в единое целое и существующих в форме образа, представляющих единство четырех взаимосвязанных подструктур: политико-идеологической, хозяйственной, управленческой и бытовой подструктур является адекватной основой для раскрытия социально-психологической специфики и механизмов формирования представлений об основных субъектах местной власти.

2. Выделены, проанализированы и представлены в терминах социально-психологической науки основные содержательные характеристики и струкура имиджа. Выделены основные факторы, оказывающие влияние на социально-перцептивные особенности формирования представлений о местной власти.

3. Разработана методика анализа социально-психологических механизмов формирования представлений о субъктах местной власти у различных категорий населения. Описана комплексная процедура выявления основных представлений, включающая в себя применение таких методов как фокусированного группового интервью, индивидуального глубинного интервью, наблюдения, стандартизованного интервью, анкетного опроса, экспертных оценок. Получены эмпирические данные, позволяющие использовать их как основу для теоретического анализа и обобщения, так и для практической работы.

4. На основе полученных данных, выделены и обоснованы основные социально-психологические механизмы формирования представлений у различных категорий населения: 1) механизм сопоставления «реального» имиджа и «идеального» имиджа и когнитивного диссонанса применительно к «реальному-идеальному» имиджу- 2) Механизм соотнесения и приписывания оценок- 3) Механизм идентификации- 4) Механизм атрибуции.

5. Подтверждена гипотеза о том, что содержательные характеристики представлений различных категорий населения и их структура определяются специфическими механизмами их формирования. Обосновано положение о ранговой организации основных характеристик как идеального, так и реального имиджа. Подтверждено влияние как объективных, так и субъективных факторов на формирующиеся у населения представления.

На наш взгляд, можно говорить о том, что поставленные в начале работы цели были достигнуты. Полученные в ходе исследования результаты, сформулированные в работе выводы и предложения, позволяют считать ее актуальным и практически значимым научным исследованием, результаты которого могут быть использованы как для дальнейших разработок в области восприятия и познания людьми друг друга, социально-психологического воздействия, имиджеологии, так и для практических работ, связанных с оценкой соответствия власти ожиданиям и требованиям населения, в ходе предвыборных кампаний.

Разработанная методика диагностики представлений различных категорий населения о субъектах власти представляет собой современный инструмент, позволяющий на своей основе выстраивать адекватные и высокоэффективные системы мер по повышению доверия населения и может быть использована как в деятельности представителей местной власти, так и потенциальных кандидатов.

Диссертация развивает теоретико-методологическую базу социально-психологического изучения восприятия и понимания людьми друг друга в условиях больших социальных общностей, форм социально-психологического влияния и воздействия, особенностей коммуникаций и служит отправной точкой для формулировки новых гипотез и создания методик изучения представлений о власти различных уровней и социально-психологических механизмов их формирования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е. Б. Психологические механизмы восприятия политического лидера. Автореферат на соискание ученой степени кандидата псих. наук. М. Институт Соединенных Штатов Америки и Канады. 1993 г.
  2. B.C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 240 с.
  3. В. Н. и др. Воюют надписи. Имидж кандидата и способы его актуализации. М. 1995 г.
  4. С. Е. Формирование имиджа руководителя в государственной службе (автореф. соц. н.) М. РАГС 1996 г.
  5. Г. М. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции. // Вопросы психологии № 2.: 1977. с.3−14.
  6. Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1996. — 376с.
  7. Г. М., Богомолова H.H., Петровская JI.A. Современная социальная психология на западе. М.: Изд-во МГУ, 1978. — 269с.
  8. Н.П. Понятие идентификации и его применение к проблеме понимания человека человеком. // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар.: 1975. — 10−13с.
  9. М. Г., Комаровский В. С. Политика: возможность современных технологий. М. 1998 г.
  10. Р.Б. Интерпретация поведения другого человека в условиях выборности хозяйственных руководителей.: Автореф. дис. М.: МГУ, 1998. — 20с.
  11. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973. — 270с.
  12. И.Бобрышева Т. В. Социальные представления как объект психологического исследования. Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. РАГС. М. 1996 г.
  13. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. М.: 1982. — 148с.
  14. A.A. Исследование гностических характеристик общения в зарубежной психологии. // Зарубежные исследования по психологии познания. М.: ИНИОН, 1997. — с.201−214.
  15. A.A. Личность и общение: Избранные психологические труды. М.: Межд. пед. академия, 1995. — 326 с.
  16. A.A. О разработке психологии познания людьми друг друга. //Психологический журнал Т.1, № 1.: 1980. с. 21−28.
  17. О.И. Влияние психологических особенностей личности на восприятие социальных ситуаций: Автореф. дис. М.: 1996. — 20с.
  18. Дж. Психология познания. М.: 1977. — 215с.
  19. A. Кузнецова, Е. Ю. Мелешкина «Электорат провинциальной России. По материалам Самарской области"// Полис № 3, 1999 г. С 105−114.
  20. В.М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия. М.: 1973. — 152с.
  21. . Что такое психология. В 2-х т. Пер. с фр. М.: Мир, 1992.- Т1: 496 с
  22. . Что такое психология: В 2-х т. Пер. с фр. М.: Мир, 1992. Т2: 376с.
  23. И. Н. Архитектура выборов: маркетинговый подход. Ч. 2. Новосибирск 1993 г.
  24. О. И. Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация избирательных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М. 1993 г.
  25. Государственная власть и горожане: прямая и обратная связь. Дайджест информация по итогам 5-ти массовых опросов населения г. Екатеринбурга январь 1997 — январь 1998 г.
  26. Т. Э. Политическая реклама: портрет лидера. М. 1995 г.
  27. Г. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М. «Искусство» 1984 г.
  28. И.Ф. Методы социологического исследования. Екатеринбург, Изд-во Уральского университета, 1998. 208 с.
  29. А.И., Саркисян Ш. В. Динамика межличностного восприятия в условиях совместной деятельности // Межличностное восприятие в группе.- М.: Изд-во МГУ, 1981. С.86−123.
  30. В.Н. Экспериментальная психология. -М.: ИНФРА-М, 1997.-256 с.
  31. .А. К Феноменологии социальной перцепции. // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. 1979. с. 14−15.
  32. Е.С., Ладанов И. Д. Руководитель и умение убеждать. М.: Профиздат, 1998. — 92с.
  33. А. Н. Как победить на выборах: Психотехника эффективного проведения избирательных кампаний. Обнинск 1997 г.
  34. Имидж госслужбы: Сб-ик научных трудов РАГС М. «Федоров» 1996 г.
  35. Ю. В. Психология и политика: монография. М. 1993 г.
  36. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям / Под общ. ред. В. Е. Хруцкого. М.: Политиздат, 1991. — 510 с.
  37. В. Н. Психологические основы ситуационного подхода к управлению персоналом. Диссертация на соискание ученой степени доктора психологических наук. ГАУ. М. 1998 г.
  38. В.Н. Об изучении точности восприятия свойств личности другого человека. // Педагогика и народное образование, вып.2(12), обзорная информация. М.: 1979. с.80−92.
  39. В.Н. Психологические основы ситуационного подхода к оценке персонала. М.: Издательский центр ГУУ, 1998. — 154 с.
  40. А. И. Основы политического маркетинга: Технология организации предвыборной кампании. М. 1993 г.
  41. .В. Проблемы психологии восприятия. М.: Высшая школа, 1971. — 124с.
  42. С. Ю. Социально-политические и социально-психологические детерминанты деятельности субъекта власти, (автореф. соц. н.) Тюмень. 1996 г.
  43. P.A. К вопросу о социально-перцептивном механизме идентификационного процесса. // Вопросы психологического познания людьми друг друга и общения. / Кукосяна О. Г. Краснодар.: 1978 c. l 11−118.
  44. Р.К., Дубовская Е. М. Об одной возможности интерпретации механизма идентификационного процесса. // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М.: 1979. с.20−21.
  45. Р.К., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М.: Изд-во МГУ, 1991. с. 173−192.
  46. В.И., Бодалев A.A. Об оценочных эталонах и одиночных стереотипах и их развития. // Социально-психологические и лингвистические характеристики форм общения и развития контактов между людьми. 1970. с. 95.
  47. Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. СПб.: Изд-во Социально-псих. Центр, 1996. -391 с.
  48. И. Практический менеджмент. М. 1995 г.
  49. М.М. Особенности социальной перцепции в процессе этнокультурной адаптации переселенческих групп. М.: 1989. — 190с.
  50. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1975. — 96с.
  51. А.Н. Избранные психологические произведения, т. 1,2. -М.: 1983. 148с.
  52. А.Н. О путях исследования восприятия. // Восприятие и деятельность. М.: 1976. — 165с.
  53. А.Н. Образ мира. // Избранные психологические произведения, т.2. М.: 1983. — 138с.5 8. Леонтьев А. Н. Образ мира. // Избранные психологические произведения, т.2. / Леонтьев А. Н. М.: 1983. с.251−261.
  54. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 207с.
  55. .Ф. Познание и общение. М.: 1988. — 214с.
  56. А.Р. Ощущение и восприятие. М.: 1975. — 182с.
  57. Г. И., Носков И. А. Имидж в политике. М. 1997 г.
  58. Методология и методы социальной психологии / Институт психологии АН СССР / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1977. — 248 с.
  59. С. В. Политическая реклама: пособие для начинающих политиков. Екатеринбург. 1994 г.
  60. П. Пищулин Политическое лидерство и электоральный процесс. // Полис № 5, 1998. (с. 145−152).
  61. У. Познание и реальность. М.: 1981. — 264с.
  62. Р.Г. Позновательные процессы. М.: 1982. — 193с.
  63. H.A. Формальный статус руководителя как детерминанта восприятия его подчиненными: Автореф. дис. канд. соц.-псих. наук.- Иваново, 1998.-25с.69.0бозов H.H. психология межличностного взаимодействия: Автореф. дис.-Л.: ЛГУ, 1979.-35с.
  64. В.Н. Психологическая структура познания человека человеком. // Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар.: 1977. с.21−28.
  65. .Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
  66. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982. — 255 с.
  67. К.К. О видах словесного общения. // Знак и общение. -Фрунзе, 1974. с.7−19.
  68. Политиками не рождаются: Как стать эффективным политическим лидером / под ред. Е. В. Егоровой Гатман М. «Антиква» 1993 г.
  69. Я.А. Методологическое введение в психологию. М.: Наука, 1983.-206 с.
  70. Г. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. Киев 1995 г.
  71. Прикладные проблемы социальной психологии / Под ред. Левкович В. П. М.: АН СССР, Институт Психологии, Наука, 1983. — 296 с.
  72. Психологические исследования познавательных процессов и личности, (сборник статей). АН СССР. М.: «Наука», 1983. — 118с.
  73. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: 1971, — 176с.
  74. Р. Ф. Формирование и функционирование имиджа политического лидера. Автореферат на соискание степени кандидата психологических наук. РАГС. М. 1995 г.
  75. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: 1973. — 195с.
  76. Н. Социология: Пер. с англ. М.: Феникс, 1994. — 688 с.
  77. С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985. — 165с.
  78. И. В. Как стать президентом: технология популярности. Минск. 1995 г.
  79. В.П., Портия X. Структура общения и проявления стереотипов восприятия у школьников. // Вопросы психологии общения и Познани я людьми друг друга. Краснодар.: 1979. с.54−62.
  80. И. А. имидж как программирование поведения людей. Рязань. Новое время. 1997 г.
  81. A.B. Активность человека в системах управления. М., 1990.
  82. Р. Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура и пути оптимизации, (автореф. псих, н.) М. 1996 г.
  83. А.У. Восприятие человека человеком как воздействие на другого. // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М.: 1979. с.34−45.
  84. А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия.: Автореф. дис. М.: МГУ, 1983. — 33с.
  85. Хрестоматия по ощущения и восприятию./ Гипенрейтор Ю. Б. М.: 1975. -247с.
  86. П.А. Восприятие и мышление (сборник статей). М.: Академия педагогических наук, 1962. — 143с.
  87. В. М. Имеджелогия: секреты личного обаяния. М. 1994 г.
  88. Е. Ю. Образ власти в России. Желания и реальность. // Политические исследования 1995 г. № 4.
  89. Т. Социальная психология. М.: «Прогресс», 1969. — 535с.
  90. П.Н. Современная социальная психология в США. М.: Наука, 1979. — 232 с.
  91. П.Н. Современная социальная психология США. М.: «Наука», 1979. -229с.
  92. ЮО.Шкуратов В. А. Некоторые исторические аспекты изучения социальной перцепции. // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. М.: 1979. с.38−39.
  93. Anastasi A. Fields of applied psychology. -London-N.Y.:McGraw~Hill, 1964. -621 p.
  94. Ballesteros S. Cognitive approaches to human perception. // Lawrence Erlbaum Associates, Inc- Hillsdale, NJ, US. U Nacional de Educacion a Distancia, Madrid, Spain.: 1994. — 301pp.
  95. Bandura A. Social-learning Theory of Identification Process. // Handbook of Socialization Theory and Research. / D.A. Joslin. Chicago.: 1969. p. 236−254.
  96. Bromley D-B. Reputation, image and impression management. // John Wiley & Sons- Chichester, England. U Liverpool, Emeritus Professor of Psychology, Liverpool, England.: 1993. — 300pp.
  97. Fiedler F. Theory of leadership effectiveness. N.Y.: McGraw-Hill, 1976.-279 p.
  98. Fisek M., Berger J., Norman R. Evaluations and the formations of expectations // American Journal of Sociology. Chicago. — 1995. — Vol. 101. — # 3. — P.721−746
  99. Fiske S-T., Taylor S-E. Social cognition (2nd ed.). McGraw-Hill Book Company- New York, NY, US. U Massachusetts, Professor of Social Psychology, Amherst, MA, US.: 1991. — 717pp.
  100. Klatzky R.L., Andersen S.M. Category-specificity effects in social typing and personalization. // A dual process model of impression formation.
  101. Advances in social cognition, Vol. 1. (Lawrence Erlbaum Associates, Inc, Hillsdale, NJ, US- 192 pp.). / Srull T.K., Wyer R.S. U California, Santa Barbara, CA, US.: 1988. p.91−101.
  102. Leary M.R. Self-presentation: Impression management and interpersonal behavior. // Brown & Benchmark Publishers- Madison, WI, US. -Wake Forest U, Winston-Salem, NC, US.: 1995. 246pp.
  103. Shaw M. Communication networks // Advances in experimental social psychology. N.Y. — London. -1964. — Vol.1
  104. Warr M. Dangerous situations: Social context and fear of victimization. // Social-Forces, Vol 68(3). U Texas, Austin, US.: 1990. p.891−907.
  105. Warr P.B. Knapper C. The perception of People and Events. London, Sydney, N.Y. John Wiley Sons.: 1968 — 455p.
Заполнить форму текущей работой