ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ эффСктивности ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ самоопрСдСлСния

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

НиТС ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ (ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅) ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ эффСктивности ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… нуТдаСтся Π² ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ'. 1) ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Π° ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π° основных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ самоопрСдСлСния; 2) ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ планирования пСрспСктив своСго развития, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π², Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ пСрспСктивы, Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ эффСктивности ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ самоопрСдСлСния (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠžΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° эффСктивности ΠΊΠ°ΠΊ общая Ρ‚Π΅ΠΎΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΊΠΎ-мСтодологичСская ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ.

ΠŸΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ° ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π² ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ эффСктивности ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ разрабатываСтся Π΄Π°Π²Π½ΠΎ (Π’Π΅Ρ€ΡˆΠΈΠ½ΠΈΠ½, 1990; Климов, 1983', ΠŸΡ€ΡΠΆΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ²Π°, ΠŸΡ€ΡΠΆΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ², 2010; ΠŸΡ€ΡΠΆΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ², РумянцСва, 2013; ΠŸΡ€ΡΠΆΠ½ΠΈΠΊΠΎΠ², 2014Π° ΠΈ Π΄Ρ€.). К ΡΠΎΠΆΠ°Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ, ΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ Π²ΠΎ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠΌ Π½Π΅ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹, ΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠ° это самый Π±ΠΎΠ»Π΅Π·Π½Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ (Π½Π΅Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ) вопрос Π½Π΅ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ, Π½ΠΎ ΠΈ Π²ΡΠ΅ΠΉ практичСской психологии.

ΠΠ΅Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΡ‹ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π² ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠΌΡƒ нСпониманию ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ (школьниками ΠΈ ΠΈΡ… Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Слями), ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΈ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ, ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΈ Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Слями прСдприятий, ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½ΠΎΠΉ Π²Π»Π°ΡΡ‚ΡŒΡŽ (ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉ Π·Π° ΠΊΠ°Π΄Ρ€ΠΎΠ²ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΡƒ), Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ самими ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚Π°ΠΌΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈΡΡ Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… взглядов Π½Π° ΡΡƒΡ‰Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΠΈ.

ΠšΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½Ρ‹ Π΄Π°Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ Π½Π° Π²ΠΎΠΏΡ€ΠΎΡ ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, насколько ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎ Ρ€Π΅ΡˆΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ поставлСнныС Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ ΠΈ Π΄ΠΎΡΡ‚ΠΈΠ³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ. БоотвСтствСнно, ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄Π½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΎ сформулированных Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡. ΠŸΡ€ΠΈ этом ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΠΈ (ΠΊΠ°ΠΊ Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΉ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΠΎΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊ) Π²Ρ‹ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‚ ваТнСйшим условиСм создания систСмы ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ страны Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, Ρ€Π΅Π³ΠΈΠΎΠ½ΠΎΠ², отраслСй ΠΈ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… психолого-пСдагогичСских ΡƒΡ‡Ρ€Π΅ΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠΉ (школ, психологичСских Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ², ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½Ρ‹Ρ… Π·Π°Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΉ), Π³Π΄Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚Ρ‹. К ΡΠΎΠΆΠ°Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ, для сСгодняшнСго дня Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Π° нСкоторая Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ всСй ΠΊΠ°Π΄Ρ€ΠΎΠ²ΠΎΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΈΡ‚ΠΈΠΊΠΈ Π² ΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π΅ ΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ слСдствиС, Ρ„Ρ€Π°Π³ΠΌΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ€Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹ со ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ.

МоТно Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ основныС ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ эффСктивности ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ: 1) ΠΏΠΎΠΊΠ° Π½Π΅Ρ‚ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΈΡ… ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π², Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ΡΡ Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΡΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ самоопрСдСлСния (Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ, это самоС слоТноС явлСниС), сущСствуСт ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ спСкуляций, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΏΡ€ΠΈ явно ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ заявляСтся, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ½Π° ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½Π°Ρ, Π° Π² ΡΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅ ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π΅Π½Π·ΠΈΠΉ, ΠΎΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ говорится: «Π Π³Π΄Π΅ Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ? Как Π²Ρ‹ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚Π΅ Π²ΠΎΠΎΠ±Ρ‰Π΅ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ?)»; 2) отсутствиС Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΈΡ… ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π² эффСктивности ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ усугубляСтся Π½Π΅ ΡƒΡ‚ΠΈΡ…Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΈ Π² ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСской психологии, ΠΈ Π² ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ спорами ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π΅ΡΡ‚ΡŒ ΡΡ„Ρ„Π΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, дискуссии ΠΎΠ± ΡΡ„фСктивности ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ образования, особСнно Π² ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΡΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹Ρ… «ΠΈΠ½Π½ΠΎΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ…» Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌ, Π²Ρ‹Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… всС большиС сомнСния); 3) Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ слСдствия отсутствия Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΊΠΈΡ… ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π² ΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, Π² Ρ‡Π°ΡΡ‚ности, Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠ΅ Π½Π΅ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ Π²ΠΎ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΈ с ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ (Ρ€Π°Π·Π½ΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ эффСктивности), Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ (особСнно Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΎΠΊ ΠΈ ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠ²); ΠΊΠΎΠ»Π»Π΅Π³Π°ΠΌΠΈ (споры ΠΎ Ρ‚ΠΎΠΌ, ΠΊΡ‚ΠΎ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅Ρ‚ Π»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ Ρ…ΡƒΠΆΠ΅), Π½Π΅ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΡΠΎΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡ Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚Π° с ΡΠ°ΠΌΠΈΠΌ собой (ΠΏΡ€ΠΈ рСфлСксии своСго Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π°).

Как ΡƒΠΆΠ΅ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π»ΠΎΡΡŒ, ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ эффСктивности ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ, Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ ΠΈ ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ², Π½ΠΎ Π·Π΄Π΅ΡΡŒ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎΠ΅ зависит ΠΎΡ‚ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, насколько ΡƒΠ΄Π°Ρ‡Π½ΠΎ сформулированы эти Ρ†Π΅Π»ΠΈ ΠΈ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ΠΈ (см. ΠΏΠ°Ρ€Π°Π³Ρ€Π°Ρ„ 1.9 Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π³Π»Π°Π²Ρ‹).

МоТно Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΠΈΡ‚ΡŒ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ основныС трСбования ΠΊ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π²Π°ΠΌ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ эффСктивности (Π² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π½Π°ΡƒΡ‡Π½ΠΎ-ΠΈΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΡ… срСдств, Π³Π΄Π΅ Ρ†Π΅Π»ΡŒ — ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ знания, Π° ΠΏΡ€Π°ΠΊΡ‚ичСская — ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ личности Π² ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ): ΠΊΠΎΠΌΠΏΠ°ΠΊΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (простота использования, экономия Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ); ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (для ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΠΈΡ… Ρ€ΡƒΠΊΠΎΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, Π° Ρ‡Π°ΡΡ‚ΠΎ ΠΈ Π΄Π»Ρ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ²); ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (комплСксная ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ° всСй Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚ΠΎΠ² Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ уровня взаимосвязи Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ); ΠΏΡ€ΠΎΠ³Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (ориСнтация Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Ρƒ); допускаСтся нСкоторая ΠΈΠ½Ρ‚ΡƒΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΎΠΊ (Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° самого ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Π½Ρ‚Π°, ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠ² ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² ΠΈ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ экспСртов), ΠΊΠ°ΠΊ Ρƒ ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ΠΎΠ²; интСрСсной ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ прСдставляСтся идСя формирования Ρƒ ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² готовности ΠΊ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠ΅ (рСфлСксии) своСго измСнСния ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° самоопрСдСлСния с ΠΏΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒΡŽ доступных для ΠΊΠ»ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π° ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ΅Π² ΠΈ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ эффСктивности Π΅Π³ΠΎ собствСнного развития ΠΊΠ°ΠΊ ΡΡƒΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚Π° самоопрСдСлСния.

Π’Π°ΠΆΠ½ΠΎ Ρ€Π°Π·Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ Π½Π° Π΄ΠΎΠ»Π³ΠΎΡΡ€ΠΎΡ‡Π½Ρ‹Π΅, тактичСскиС ΠΈ ΠΎΠΏΠ΅Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅. Как ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π» Π•. А. Климов, профориСнтация ΠΏΠΎ ΡΡƒΡ‚ΠΈ своСй ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‰Π΅Π½Π° Π² Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π΅, поэтому ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΡΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ, насколько ΠΎΠ½Π° Π±Ρ‹Π»Π° эффСктивной, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ лишь Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· Π³ΠΎΠ΄Ρ‹. Π•. А. Климов ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°Π» ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ эффСктивности ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ½Π΅Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ: 1) Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€ (Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ вопроса); 2) ΠΏΡ€ΠΈΠ²Π»Π΅ΠΊΠ°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π°; 3) ΡƒΡΠΏΠ΅ΡˆΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ (Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ) Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π°; 4) «ΠΏΡΠΈΡ…офизиологичСская Ρ†Π΅Π½Π°» Π·Π° ΡƒΡΠΏΠ΅Ρ…. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΎΠ½ ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π», Ρ‡Ρ‚ΠΎ минимально допустимым эффСктом ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ оптимистичноС ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ школьника ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌΡƒ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌΡƒ (Климов, 1983).

НиТС ΠΏΡ€Π΅Π΄Π»Π°Π³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Ρ‹Π΅ (ΡƒΡ‚ΠΎΡ‡Π½Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅) ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ ΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΠΈ эффСктивности ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΎΡ€ΠΈΠ΅Π½Ρ‚Π°Ρ†ΠΈΠΈ, ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… нуТдаСтся Π² ΠΊΠΎΠ½ΠΊΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ'. 1) ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡ‚Π° ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚Π° основных Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ самоопрСдСлСния; 2) ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ планирования пСрспСктив своСго развития, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΏΠΎΠ»Π°Π³Π°Π΅Ρ‚ ΡΠΎΠ³Π»Π°ΡΠΎΠ²Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ ΡΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π², Π½Π΅ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΡ€Π΅Ρ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΊΠΎΠΌΠΏΠΎΠ½Π΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ пСрспСктивы, Π»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΡ€Π΅Π΅ΠΌΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ дСйствий ΠΏΠΎ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅ΠΉ ΠΈ Ρ‚. ΠΏ.; 3) ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ ΠΏΠ»Π°Π½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ пСрспСктив развития; 4) ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΡΠ°ΠΌΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ своих ΠΏΠ»Π°Π½ΠΎΠ²; 5) ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Π°Ρ ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ пСрспСктивы (Π² ΠΎΡ‚вСтствСнныС ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊΠ°Ρ€ΡŒΠ΅Ρ€Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΈ принятии Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ); 6) Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π³ΠΈΠ±ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ пСрспСктивы; 7) ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠΈΡΡ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ пСрспСктивы (ориСнтация Π½Π° ΡƒΡΠΏΠ΅Ρ… с ΡƒΡ‡Π΅Ρ‚ΠΎΠΌ ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ…ΡΡ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΡ… ΠΈ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΡ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ²); 8) этичСская ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΠΉ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ пСрспСктивы (Ρ€Π°Π·ΡƒΠΌΠ½ΠΎΠ΅ соотвСтствиС ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ…, ΠΏΡ€Π°Π²ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΈ Π½Ρ€Π°Π²ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ†ΠΈΠΉ); 9) ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠΈΠ·ΠΌ ΠΏΠΎ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ ΠΊ ΡΠ²ΠΎΠ΅ΠΌΡƒ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅ΠΌΡƒ.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ