На основе и в ходе межличностных отношений формируются групповые устремления цели, задачи, потребности, мотивы (интересы, ценности, идеалы, склонности, убеждения), лежащие в основе поведения и совместных усилий членов малой группы. Формирование и развитие групповых устремлений происходит под воздействием условий общественной жизни и деятельности людей.
В устремлениях членов малой группы комплексно и обобщенно выражаются прежде всего общие для всех и индивидуальные для каждого задачи и цели, а также реализуются конкретные потребности и интересы, отвечающие чаяниям и запросам каждого в отдельности и всех вместе в целом. Устремления ориентируют и ведут людей в определенном, постоянно выдерживаемом направлении. Они позволяют периодически опосредованно контролировать промежуточные результаты жизни и деятельности членов группы, в интегрированном виде непрерывно регулировать совместные усилия и непосредственную активность каждого в различных обстоятельствах и условиях объективной реальности.
Цели — это наиболее значимые для группы предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо ее деятельности. Цели могут быть близкими и дальними, общественно значимыми и важными только для конкретной группы, в зависимости от того, какую значимость она им придает и какую роль в социальной жизни они играют.
Потребности группы — это то, в чем она и ее члены нуждаются. Мотивами для малой группы выступают побудительные силы совместной деятельности ее членов, заставляющие их заниматься той или другой деятельностью, ради которой они, как правило, и объединились.
В системе совместной деятельности членов малой группы устремления выполняют определенные функции:
- • ценностно-нормативную, свидетельствующую о возможности групповых устремлений отражать запросы всех членов группы;
- • организационно-функциональную, в ходе реализации которой групповые устремления в контексте средств и условий их реализации выступают в качестве способа организации внутри и межгруппового взаимодействия;
- • индивидуально-мотивационную, фиксирующую личностный смысл, значимость совместной деятельности для членов малой группы.
Таким образом, интегрирующая и организующая функции групповых устремлений в системе совместной деятельности проявляются на трех уровнях: 1) ценностнонормативном, отражающем запросы всех членов группы;
- 2) организационно-функциональном, обеспечивающем организацию внутрии межгруппового взаимодействия;
- 3) индивидуально-мотивационном, фиксирующем личностный смысл, значимость совместной деятельности для членов малой группы.