Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема деятельности в отечественной психологии

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочноисследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Понятие деятельности и ее теория
    • 1. 1. Понятие деятельности
    • 1. 2. Формы деятельности в психологии
    • 1. 2. Теория деятельности
  • Глава 2. Процессы формирования личности
    • 2. 1. Методология развития и формирования личности в деятельности
    • 2. 2. Учебная деятельность как фактор развития познавательных способностей
  • Заключение
  • Список литературы

Проблема деятельности в отечественной психологии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

История и наука свидетельствуют о том, что все в человеке, в его бытии является результатом его индивидуальной деятельности, с одной стороны, и деятельности предшествующих поколений, общества в целом — с другой. Без деятельного преобразования окружающего и внутреннего мира человек не может ни существовать, ни развиваться как субъект изменений.

В широком смысле понятие «деятельность» означает процесс создания общественным субъектом условий своего существования и развития, преобразование окружающего мира и самого себя в соответствии со своими потребностями и целями. В философской антропологии принципу деятельности придается важное методологическое значение при анализе общественной сущности человека, внутренней связи природного и социального. Здесь деятельность выступает системообразующей силой, формирующей самого человека, весь образ его жизни и мыслей.

Проблема деятельности за последние десятилетия не перестает занимать умы философов, психологов, педагогов, социологов, экономистов, лингвистов, представителей других наук. Это объясняется тем, что деятельность является источником развития человека, основанием всей его жизни, становления его личности. Деятельность основа существования и развития общества, всех его ценностей.

Цель данной работы проанализировать труды отечественных психологов, которые посвятили свои труды данной проблемы, и сделать выводы о специфике данной проблемы.

Согласно поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

Дать определение понятия деятельность;

Охарактеризовать формы и теорию деятельности;

Осветить методологию развития и формирования личности в деятельности;

Рассмотреть пример учебной деятельности как фактора развития познавательных способностей.

Проблема деятельности в отечественной психологии рассматривалась многими авторами Б. Г. Ананьевым, А. Н. Леонтьевым, С. Л. Рубинштейном, К.А., А. А. Смирновым, В. Д. Шадриковым и др.

Особенно хотелось бы отметить монографию Козубовского В. М. «Общая психология: методология, сознание, деятельность». В данной работе рассматриваются общие вопросы психологического знания, методология и методы психологии, психика и сознание человека, психология деятельности, научные направления в психологии. Даны естественнонаучные основы психики. Приводятся сведения о нетрадиционных направлениях психологического знания виртуальной психологии и психологии аномальных явлений.

Глава 1. Понятие деятельности и ее теория

1.1. Понятие деятельности Деятельность это форма активного взаимодействия, в ходе которого животное или человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности.

Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочноисследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно восринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений .

Среди компонентов деятельности выделяют:

мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий;

операции, с помощью деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации.

Действия процесс взаимодействия с какимлибо предметом, который характеризуется тем, что в нем достигается заранее определенная цель. Могут быть выделены следующие составные части действия:

принятие решения;

реализация;

контроль и коррекция.

При этом в принятии решения происходит увязывание образа ситуации, образа действия, интегральной и дифференциальной программ. Реализация и контроль осуществляются циклически. В каждом из них происходит использование как усвоенных, так и индивидуально выработанных средств и орудий.

Виды:

управляющие,

исполнительные,

утилитарно-приспособительные,

перцептивные,

мнемические,

умственные,

коммуникативные действия.

1.2. Формы деятельности в психологии В психологии особое место занимает понятие операции (лат. operatio действие) это своеобразная исполнительная единица деятельности человека, соотносимая с задачей и с предметными условиями ее реализации. Операции, при помощи которых человек достигает своих целей, являются результатом овладения общественно выработанными способами действий. В качестве операций рассматривались, прежде всего, врожденные или рано сформированные перцептивные, мнестические и интеллектуальные акты.

Та или иная деятельность может начать играть решающую роль в психологических новообразованиях, возникающих в ходе онтогенетического развития человека. Такая деятельность получила обозначение «ведущая деятельность».

Ведущая деятельность деятельность, при реализации которой происходит возникновение и формирование основных психологических новообразований человека на той или иной ступени его развития и закладываются основы для перехода к новой ведущей деятельности .

Ведущая деятельность подрзделяется на следующие виды:

непосредственное общение младенца с взрослыми;

предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве;

сюжетно-ролевая игра дошкольного возраста;

учебная деятельность школьников;

профессиональноучебная деятельность юности.

Детская деятельность форма деятельности, которая представляет собой активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, в ходе которого происходит развитие его психики в онтогенезе. При реализации деятельности, за счет подстраивания ее к разным, в том числе социально моделируемым условиям, происходит ее обогащение и возникновение принципиально новых компонентов ее структуры.

Изменение структуры деятельности ребенка обусловливает и развитие его психики. Наиболее самостоятельной ранней деятельностью является предметная деятельность. Она начинается с овладения действиями с предметами, такими как хватание, манипуляции, собственно предметные действия, предполагающие использование предметов по их функциональному назначению и таким способом, который закреплен за ними в человеческом опыте. Особенно интенсивное развитие предметных действий происходит на втором году жизни, что связано с овладением ходьбой. Несколько позже, на основе предметной деятельности происходит формирование других видов деятельности, в частности игровой.

В рамках сюжетно-ролевой игры, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, происходит овладение элементами деятельности взрослых и межличностными отношениями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. инченко В. П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира // Первые чтения памяти В. В. Давыдова: Сборник статей. Рига; Москва, 2001. С. 18−31.
  2. Абульханова-Славская К.А., Брушлинский А. В. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна. М.: Наука, 1989.
  3. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977.
  4. Л.С. Собрание сочинений. Т. 16. М., 1982−84.
  5. П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. М., 1966. С. 247.
  6. В. В. Психологические проблемы учебной деятельности школьников. М., 1977.
  7. В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. Томск, 2002.
  8. Деятельность// Психологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. П. Зинченко и др. М., 2002. С. 95−96.
  9. Деятельный подход в психологии// Психологический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. В. П. Зинченко и др. М., 2003. С. 93−94.
  10. В.Н. Психология общих способностей. М., 2005. 336 с.
  11. В.Б. Новая педагогика. СПб., 2001.
  12. М. С. Человеческая деятельность. М., 1974.
  13. Когнитивная психология// Российская педагогическая энциклопедия. М., 2003. С. 447.
  14. О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности. — М.: Наука, 1980. — 256 с.
  15. Краткий психологический словарь. 2-е изд., расшир., испр. и перераб. М., 2002. С. 90−91; 59−90; 89.
  16. В. М. Общая психология: методология, сознание, деятельность. Издательство: «Амалфея», 2006, 255 с.
  17. А.А. Деятельный ум (Деятельность, Знак, Личность). Первое издание 2001. 392 с.
  18. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975, с. 304.
  19. А.Н. и современная психология / Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Изд-во МГУ, 2003.
  20. А. Н. Становление психологии деятельности. Издательство: Смысл, 2003.
  21. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  22. Научное творчество Выготского и современная психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1981;
  23. Педагогическая психология// Современный словарь по психологии/ Сост. В. В. Юрчук.- М., 2000. С. 426−428.
  24. Психологический анализ учебной деятельности / Под ред. В. Д. Шадрикова, В. Н. Дружинина. М., 2001.
  25. С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
  26. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  27. В.А. Психология деятельности. Издательство: Киев, 2002. 248 с.
  28. А.А. Проблемы корреляций в области памяти //Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967. С. 314.
  29. .
  30. Г. А. Психология деятельности: учебное пособие М., 2000.
  31. Н.Ф. Психология учения. М., 1981.
  32. Х. Мотивация и деятельность. В 2-х т. — М.: Педагогика, 1986.
  33. В.Д. Деятельность и способности. М., 2004.
  34. Р.Х. Барьер как категория и его роль в теории деятельности // Вопросы психологии. 2001. № 1. — С. 3−18.
  35. Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва-Воронеж, 2001.
Заполнить форму текущей работой