Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Динамика становления стилей профессиональной деятельности на разных этапах карьеры государственных служащих

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе профессионального становления субъектов проявляются несколько типов профессиональных деструкций и профессиональной деформации. Для органов госслужбы типичными являются: а) оптимизм и гипертимность/ скептицизм и критичностьб) гиперадаптивность и ориентация поведения на ситуацию/ ригидность и жесткость поведенияв) ориентированное на «корпоративные нормы» поведение/ ориентация поведения… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические предпосылки исследования стилей профессиональной деятельности и карьеры государственных служащих
    • 1. 1. Исследование «стиля» в психологии
    • 1. 2. Карьера и профессиональная успешность субъектов деятельности
    • 1. 3. Акмеологические аспекты исследования профессиональной карьеры и деятельности государственных служащих
  • Выводы по 1 главе
  • Глава 2. Акмеологические условия и факторы оптимизации становления стилей профессиональной деятельности и карьеры государственных служащих
    • 2. 1. Динамика становления стилей профессиональной деятельности государственных служащих
    • 2. 2. Особенности карьерного продвижения субъектов в разных организациях
    • 2. 3. Разработка программы и проведение психолого-акмеологического тренинга по оптимизации становления профессионализма и развитию стилей профессиональной деятельности государственных служащих
  • Выводы по 2 главе

Динамика становления стилей профессиональной деятельности на разных этапах карьеры государственных служащих (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы исследования. Перемены, произошедшие в жизненном укладе нашей страны за последние полтора десятилетия, затронули все стороны жизни и потребовали дополнительных исследований в области знаний, касающихся общества. В ряде вопросов, требующих нового понимания, выделяется проблема новых социальных ролей различных профессиональных групп, в частности в органах государственной службы. Органы государственной службы представляют собой, во-первых, социальный институт, во-вторых, профессиональный слой, в-третьих — часть властной структуры.

Одним из ресурсов роста профессионализма субъектов государственной службы является развитие адекватного стиля профессиональной деятельности, оптимизация карьерного пути, его коррекция. Стили профессиональной деятельности рассматриваются как динамические психологические системы активной адаптации субъектов к условиям профессиональной деятельности и социальной среды, как системы интеграции индивидуальности всех взаимодействующих партнеров (В.А. Толочек). Эффективное функционирование стиля как системы, его гармоничность и адекватность индивидуальности человека вместе с тем обеспечивают необходимые условия для личностно-профессионального развития субъектов государственной службы и построения карьеры (A.A. Деркач, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Ю. В. Синягин и др.).

Актуальность темы

работы обусловлена, с одной стороны, объективной необходимостью комплексного анализа особенностей стилей государственных служащих в новых исторических условияхс другой стороны, недостаточной изученностью связей объективных и субъективных факторов успешности, карьерного продвижения и стилей профессиональной деятельности субъектов.

Состояние разработанности проблемы исследования.

В психологии достаточно широко рассматривалась проблема стилей, их типология, структура и т. п. (Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Е. П. Ильин и др.). Значительно меньше внимания уделялось изучению динамики стилей профессиональной деятельности — как вариативных реорганизаций, как возрастных, квалификационных, должностных и других изменений на протяжении всей профессиональной карьеры человека, изменений в зависимости от разнообразных акме-условий, акме-факторов и акме-событий, приводящих к важным и кардинальным личностным преобразованиям, выступающих детерминантами личностно-профессионального развития (A.A. Деркач, Н.В. Кузьмина).

Недостаточное внимание, как правило, уделяется негативным проявлениям генеза профессионального становления субъектов (профессиональным деструкциям, деформациям личности, профессиональным заболеваниям) на разных этапах профессиональной карьеры (Э.Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова и др.), а также методам оптимизации стилей деятельности.

Вопросы концептуальных основ карьеры и карьерной стратегииорганизационно-правовых, принципов самоорганизации, критериев карьерного отбора, методов проектирования и планирования, технологии управления карьерой, а также практические рекомендации по совершенствованию управления карьерными продвижениями в последние два десятилетия активно рассматриваются в работах зарубежных (С. Сиарса, У. Слокума, Д. Сьюпера, С. Шартла, Э. Шейна и др.) и отечественных исследователей (К.А. Абульхановой-Славской, A.C. Гусевой, С. А. Карташова, А. Я. Кибанова, P.JI. Кричевского, А. К. Марковой, Е.В.

Охотского, Ю. В. Синягина, Л. Д. Столяренко, Н. И. Турчинова, С. И. Шекшни и др.).

Вместе с тем, проблемы карьеры, как правило, до сих пор не рассматриваются в связи с проблемами стиля деятельности, стиля руководства, стиля жизни в целом. Адекватный стиль профессиональной деятельности для того или иного периода карьеры во многом определяет успешность профессиональной деятельности государственных служащих на протяжении всей их профессиональной деятельности. Одним из наиболее конструктивных подходов к проблеме видится психолого-акмеологическое направление (К.А. Абульханова-Славская, О. С. Анисимов, С. А. Анисимов, B.C. Агапов, A.A. Бодалев, A.C. Гусева, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, P.JI. Кричевский, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. Н. Маркин, A.C. Огнев, И. Н. Семенов, Ю. В. Синягин, В. А. Толочек, Е. А. Яблокова и др.).

Цель исследования: выявить особенности становления и динамики стилей профессиональной деятельности в карьере государственных служащих.

Объект исследования: профессиональная деятельность государственных служащих.

Предмет исследования: становление и динамика стилей профессиональной деятельности в карьере государственных служащих в зависимости от акмеологических условий.

Гипотезы исследования: успешность профессиональной деятельности государственных служащих есть функция интеграции множества акмеологических условий (индивидуально-психологических особенностей субъектов, возраста, пола, должностных позиций, стилей и др.), которые потенциально способны выступать в качестве акме-факторов. В профессиональной деятельности субъектов выделяется несколько этапов, сопряженных с акме-условиями. Разные этапы карьеры сопряжены с разными стилями профессиональной деятельности субъектов. В процессе профессиональной карьеры могут складываться не только адекватные стили, но и профессиональные деструкции и деформации личности. Оптимальная интеграция внешних и внутренних условий (акме-условий) будет способствовать успешности профессиональной деятельности и развитию личности государственных служащих.

Стили профессиональной деятельности являются динамическими психологическими системами интеграции индивидуальности субъекта с условиями среды и содержательно раскрываются через структуру условий, имеющих большую или меньшую субъективную значимость и выступающих в качестве акме-условий или акме-факторов.

В соответствии с целью и гипотезой исследования решались задачи:

1. Выявить особенности становления стилей профессиональной деятельности и карьеры государственных служащих в зависимости от акмеологических условий.

2. Выделить основные стили профессиональной деятельности субъектов на разных этапах профессиональной карьеры в связи с акме-условиями.

3. Определить роль внутренних и внешних условий (акме-условий) в процессе становления стилей и профессиональной карьеры субъектов.

4. Изучить адекватные стили и профессиональные деструкции субъектов — представителей разных типов организаций.

5. Разработать программу и провести психолого-акмеологический эксперимент по оптимизации и развитию адекватных стилей профессиональной деятельности государственных служащих.

Теоретико-методологическую основу диссертационного исследования составили принципы: детерминизма, развития, единства сознания и деятельности, системности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г.

Ананьев, JI.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.). Исследование осуществлялось с опорой на труды по психологии развития личности (Л.И. Анцыферова, A.B. Брушлинский, Л. И. Божович, В. В. Давыдов и др.), работы, раскрывающие основы акмеологического подхода (О.С. Анисимов, С. А. Анисимов, A.A. Бодалев, A.C. Гусева, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, И. Н. Семенов, Е. А. Яблокова и др.), исследования в области профессионализма и психологии профессиональной деятельности (Е.А. Климов, А. К. Маркова и др.), работы, посвященные анализу феномена «стиль» (Б.А. Вяткин, Е. П. Ильин, Е. А. Климов, B.C. Мерлин, В. А. Толочек, М. Р. Щукин и др.). В основу проведения констатирующего и формирующего экспериментов были положены принципы: активности субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, С. Л. Рубинштейн.) — развития (К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Анцыферова, A.B. Брушлинский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн). Успешность профессиональной деятельности в исследовании понималась как оптимальная интеграция внешних и внутренних условий субъекта (K.M. Гуревич, A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, Е. П. Ильин, Е. А. Климов, B.C. Мерлин и др.).

Методы исследования. Для реализации поставленных задач методами психологического исследования стали: анкетный опрос, метод экспертных оценок, тестирование — тест определения самоэффективности Дж. Маддукса и М. Шера (перевод и модификация A.B. Бояринцевой под руководством Р.Л. Кричевского), опросник УСК, тест Р.Б. Кетеллапсихолого-акмеологический тренинг, параметрические методы математической статистики. Полученные данные подвергались корреляционному, факторному, дисперсионному анализу (пакеты прикладных статистических программ STATISTIKA, SPSS). В работе также использованы исследовательские методики: «Динамика становления профессионализма» и «Факторы успешности профессиональной деятельности» (разработаны совместно с В.А. Толочком).

Эмпирическую базу исследования составила выборка из 234 государственных служащих различных департаментов аппарата государственной службы Республики Карелия: республиканского управления по налогам и сборам и городской налоговой инспекции, мэрии, департамента федерального казначейства, областного управления МВД, областного управления таможни (слушатели заочного отделения ГиМУ, слушатели курсов переподготовки, слушатели курсов повышения квалификации Карельского филиала Северо-Западной академии государственной службы). В обработке использованы данные анкет 222 респондентов (118 мужчин, 104 женщины) — данные анкет 168 представителей малого и среднего бизнеса.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Общим для разных субъектов является более спонтанный первоначально и более целенаправленный в последующем характер становления стиляособенным — разная сензитивность людей в отношении разных акме-условийединичным — ее высокая избирательность и широкая межиндивидуальная вариативность.

2. Разработаны исследовательские методики («Динамика становления профессионализма» и «Факторы успешности профессиональной деятельности»), которые содержательно можно определить как квазидиагностика — совокупность приемов и форм организации опосредствованного получения эмпирических данных, моделируя лонгитюд, привлекая испытуемых в качестве «экспертов». Методики характеризуются высокой надежностью и валидностью, позволяют рассматривать причинно-следственные отношения между акме-условиями в процессе становления профессионализма в интервале пяти лет, а также доминирующие мотивационные факторы на разных этапах карьеры.

3. Уточнены с позиций акмеологии временные границы и содержание двух основных возрастных этапов карьеры государственных служащих — до 35 — 40 лет и с 40 — 45 лет. Полученные результаты соответствуют представлениям о возрастном развитии психических функций человека (Б.Г. Ананьев, Е. П. Ильин, Е. Ф. Рыбалко и др.) и периодизации карьеры (Д. Левинсон, И. П. Лотова, Д. Сьюпер, А. И. Турчинов и др.). Их научная новизна — в выявлении диапазона резкого изменения динамики составляющих профессионализма, отсутствия выраженного срединного, промежуточного стабильного этапа («плато»), высокой динамичности составляющих профессионализма во времени и пространстве жизнедеятельности людей.

4. Доказано, что возраст и профессиональный стаж сами по себе не обеспечивают последовательного и позитивного развития профессионализма субъектов, т. е. установлена их не-кумулятивная роль. Показано, что разносторонние природные задатки субъектов, не поддержанные опытом, без активной включенности человека в деятельность, не реализуются спонтанно и не воплощаются в иные сложные психологические образования субъекта труда (стили деятельности, руководства, жизни). Наиболее существенным акме-условием, выступающим в качестве акме-фактора, является занимаемая служащим должность. В карьере госслужащих «рубежной» является должность «начальник отдела», в карьере представителей частных организаций -«директор» («генеральный директор»). Показано, что другие акме-условия (пол, возраст, стаж, брак, количество детей и т. п.) чаще выступают как сравнительно нейтральные, однако сочетание типовых акме-условий социализации человека (наличие семьи, нескольких детей и т. п.) в целом позитивно сказывается на становлении профессионализма и должностном продвижении субъектов.

5. Выделены два базовых стиля — «Стартовый стиль» и «Стиль второй половины карьеры». Первый во многом определяется доминирующим воздействием внешних акме-условийвторой — более детерминирован условиями непосредственной включенности работника в конкретные оргструктуры, а также внутренними условиями (способностью к личностным новообразованиям, к сохранению профессионального долголетия).

Показано, что два разных этапа становления карьеры сопряжены с двумя разными механизмами психологической адаптации субъектов к профессии, или карьерными стратегиями — большей ориентацией на формальные условия в начале карьеры и с преимущественной ориентацией людей на содержательные условия труда и статусные позиции в процессе становления профессионализма и успешного должностного продвижения. Выявлены основные карьерные стратегии служащих (ориентация на формальные признаки, на содержательные, на руководство, на друзей и др.). Установлено, что большая линейность, последовательность карьеры, возможность интеграции социального опыта субъектов присуща частным организациямбольшая неопределенность и дискретность — органам государственной службы. Большую способность к интеграции накопленного социального опыта обнаруживают женщины-менеджеры частных организаций, имеющие семью и детей, сравнительно с другими категориями наемных служащих.

6. Выделены основные альтернативные типы профессиональных деструкций и профессиональной деформации (оптимизм/ скептицизм, гиперадаптивность/ ригидность, ориентация на корпоративные нормы/ на внешние критерии и нормы).

7. Определены личностные особенности, способные выступать в качестве важных «внутренних условий» — акме-условий профессионального становления и карьерного продвижения субъектов (эмоциональная устойчивость, интернальность, интеллект и др.), что позволяет реализовать субъектный подход при коррекции стилей, при разработке программ карьерного роста, программ профессиональной переподготовки кадров.

8. Разработана и апробирована программа психолого-акмеологического тренинга, представляющего собой систему методов активного обучения, направленных на развитие профессионального «Я», социально-психологической перцепции, когнитивных, эмоциональных и других способностей. Выделены условия эффективного использования тренинга как активного метода оптимизации карьерного становления субъектов и развития их стилей профессиональной деятельности (систематичность воздействий, предварительное согласование ожиданий, планов, задач, завершение обучения тренингом с отрывом от основной деятельности).

Практическая значимость исследования. Разработаны исследовательские методики, характеризующиеся высокой валидностью и надежностью. Разработана и реализована программа психолого-акмеологического тренинга по оптимизации и развитию профессионализма и эффективного стиля профессиональной деятельности государственных служащих. Доказана возможность развития профессионализма субъектов посредством психолого-акмеологического тренинга. Разработанная программа повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих реализуется в Карельском филиале СевероЗападной академии государственной службы, в Правовой академииее элементы используются при консультировании руководящего состава различных департаментов аппарата государственной службы Республики Карелия. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при составлении программ по психологии труда, психологии управления, социальной психологии, акмеологии.

Надежность и достоверность результатов исследования обусловлены обоснованными исходными методологическими позициями, реализацией апробированных методов в комплексном подходе, систематической проверкой используемых методик на надежность и валидность, комплексным использованием разных методов математической статистики в обработке и оценке результатов, представительностью выборок испытуемых.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты работы докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности РАГСна кафедре государственного и регионального управления Карельского филиала Северо-Западной академии государственной службы. Результаты исследования были представлены на научно-практических конференциях российского и международного уровня: к юбилею A.A. Бодалева (26.06.2002г., г. Москва), «Управление в России и Финляндии в современной социальной ситуации» (20.02.2003 г., Финляндия, г. Оулу), «Гендерные технологии в современном мире: социальный, психологический, экономический анализ» (22−24.04.2004г., г. Калуга) — на международной научной конференции «Акмеология: личностное и профессиональное развитие» (07.10.2004 г., Москва) — на заседании группы «Проблемы регионального управления Республики Карелия» (15.10.2004 г., г. Петрозаводск).

Материалы исследования апробированы и внедрены в программы курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки государственных служащих Карельского филиала Северо-Западной академии государственной службы, Правовой академиииспользуются при консультировании руководящего состава различных департаментов аппарата государственной службы Республики Карелия.

Положения, выносимые на защиту.

1. На основании совокупности эмпирических данных можно выделить два возрастных этапа становления профессионализма и стилей субъектов без выраженного промежуточного стабильного «плато», две качественно разные части карьерного пути. Детерминантами первого этапа (до 35 — 40 лет) «спонтанного становления» являются молодой возраст, природная одаренность человека, роль близких людей. Второй этап (с 40 -45 лет) «целенаправленного формирования» профессиональной карьеры определяется полнотой овладения человеком своими изменяющимися биологическими и психологическими ресурсами, навыками регуляции поведения и деятельности, полноценной самореализацией в разных сферах жизнедеятельности, его становлением как активного субъекта своей жизнедеятельности.

2. Возраст и профессиональный стаж не являются «необходимыми и достаточными» условиями и не обеспечивают поступательного развития профессионализма субъектов. Под влиянием внешних условий — акме-условий (социально-демографических, стандартов родительской семьи, корпоративной культуры организации и др.) общая динамика становления профессионализма и стилей субъектов не всегда позитивна. В процессе становления карьеры не выявлено последовательного усиления разных составляющих профессионализма. Разносторонние природные задатки субъектов, не поддержанные опытом, активной включенностью в деятельность, без благоприятной рабочей среды не реализуются спонтанно и не воплощаются в иные сложные психологические образования.

3. Наиболее существенным акме-фактором является занимаемая должность. Акме-условия (пол, возраст, стаж, брак, количество детей и т. п.) чаще выступают как сравнительно нейтральные, редко становящиеся акме-факторами в процессе профессиональной карьеры людей. Однако сочетание типовых акме-условий социализации человека (наличие семьи, несколько детей и т. п.) в целом позитивно сказывается на становлении профессионализма и должностном продвижении субъектов в организациях разных типов. В карьере госслужащих «рубежной» является должность «начальник отдела», в карьере представителей частных организаций -«директор» («генеральный директор»). Становление профессионализма субъектов в, разных типах оргструктур протекает в русле возрастания значимости «внутренних (личных) условий», с которыми в случаях профессиональной деформации слабо согласуются внешние (формальные) критерии.

4. Профессионализм государственных служащих — это динамическая характеристика, обусловленная взаимодействием совокупности внешних социальных и внутренних (биологических, психологических) условий, которые в совокупности можно рассматривать как акмеологические условия. В его динамике можно выделить два основных этапа становления профессионализма субъектов, опирающихся на разные стили.

На двух этапах становления карьеры различаются и два разных механизма психологической адаптации субъектов к профессии, проявляющихся как стилевые стратегии — ориентация на формальные условия в начале карьеры, на низовых должностных позициях, и преимущественная ориентация людей на содержательные условиях труда и социально-статусные позиции в процессе становления профессионализма и успешного должностного продвижения.

5. Стили профессиональной деятельности госслужащих, понимаемые как психологические системы, включающие как предметные профессиональные действия, так и бессознательные и сознательные механизмы адаптации субъектов к условиям среды, характеризуются существенными перестройками на протяжении профессиональной карьеры. В профессиональном становлении госслужащих выделяются два базовых стиля — «Стартовый стиль» и «Стиль второй половины». Первый из них во многом формируется под воздействием внешних акме-условий (роль друзей, рабочих коллективов, женщин-коллег и др.) — второй — более детерминирован условиями конкретных оргструктур (роль непосредственного руководителя, рабочего коллектива и др.), а также внутренними условиями (способностью к личностным новообразованиям, к сохранению профессионального долголетия и т. п.).

6. В процессе профессионального становления субъектов проявляются несколько типов профессиональных деструкций и профессиональной деформации. Для органов госслужбы типичными являются: а) оптимизм и гипертимность/ скептицизм и критичностьб) гиперадаптивность и ориентация поведения на ситуацию/ ригидность и жесткость поведенияв) ориентированное на «корпоративные нормы» поведение/ ориентация поведения на внешние критерии и нормы. Основные деструкции в частных организациях: а) ориентации на формальные критерии работыб) на корпоративные нормыв) на содержательные критерии профессионализма в ущерб социальным нормам. В госструктурах профессиональные деструкции и деформации личности чаще связаны с чрезмерной ориентацией человека на формальные условия (корпоративные нормы и т. п.) в ущерб содержательным критериямв частных организациях — это гипертрофирование прямых содержательных условий успешности деятельности в ущерб другим социальным нормам.

7. В разных типах оргструктур могут формироваться разные, более или менее оптимальные карьерные и стилевые стратегии. В разных типах оргструктур могут проявляться противоположные по содержанию стилевые стратегии, которые чаще слабо связаны с должностной позицией работника. Тип оргструктур определяет большую или меньшую приемлемость составляющих профессионализма.

8. Некоторые личностные особенности могут выступать в качестве «внутренних условий» — акме-условий становления и развития стилей и успешного карьерного продвижения субъектов (эмоциональная устойчивость, интернальность, интеллект и др.). Некоторые из выделенных «внутренних» акме-условий профессионального и карьерного становления субъектов, входят в структуру акмеологических инвариант профессионализма (уровень саморегуляции, умение принимать решения, личностно-деловые качества и др.).

9. Проведенный акмеологический тренинг, нацеленный на оптимизацию профессионального и карьерного становления субъектов, на развитие их стилей профессиональной деятельности, дал умеренные прямые и косвенные положительные эффекты (развитие профессиональной и социально-психологической компетентности, навыков рефлексии, навыков переноса конструктивных умений в новые сферы жизнедеятельности и др.). Принимая во внимание объективную сложность реализации «вертикальной» карьеры в иерархизированных оргструктурах, необходим дальнейший поиск путей решения таких вопросов.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Текст содержит 11 таблиц.

Выводы по 2 главе:

1. В профессиональном становлении государственных служащих можно выделить два возрастных этапа становления профессионализма субъектов без выраженного промежуточного — «плато», две качественно разные части карьерного пути. Первый этап (до 35 — 40 лет) можно назвать «спонтанное становление». Его детерминантами являются более молодой возраст и природная одаренность человека. Второй этап (с 40 — 45 лет) профессиональной карьеры можно условно назвать «целенаправленное формирование». Он определяется полнотой овладения человеком своими изменяющимися биологическими и психологическими ресурсами, навыками регуляции поведения и деятельности, полноценной самореализацией в разных сферах жизнедеятельности, его становлением как активного субъекта своей жизнедеятельности.

2. «Квазидиагностика» как методический подход может иметь высокий эвристический потенциал, способствовать получению корректной «промежуточной» эмпирики, способствовать преемственности и последовательности научных исследований, а также получению валидных и надежных научных данных. Использование квазидиагностики, с одной стороны, позволяет подтверждать или отклонять рабочие гипотезы, проверять и уточнять адекватность сложившихся в науке представлений. С другой — выделять аспекты проблемной реальности, в отношении которой ранее были сделаны не вполне обоснованные обобщения и выводы, закономерности которой не подчиняются принятым экстраполяциям. В целом, можно говорить о достаточно высоком эвристическом потенциале квазидиагностики как анализирующего и корректирующего средства научного исследования.

3. Профессиональный стаж не является достаточным условием и не обеспечивает поступательного развития профессионализма субъектов. Под влиянием внешних условий — акме-условий (социально-демографических, стандартов родительской семьи, корпоративной культуры организации и др.), общая динамика становления профессионализма субъектов не является всегда позитивной, монотонной, поступательной. В процессе становления профессиональной карьеры не выявлено последовательного усиления разных составляющих профессионализма. Разносторонние природные задатки субъектов, не поддержанные опытом, активной включенностью в деятельность, без благоприятной рабочей среды, не реализуются спонтанно и не воплощаются в иные сложные психологические образования субъекта труда. Наиболее существенным акме-условием, выступающим в качестве акме-фактора, является занимаемая должность.

Другие акме-условия (пол, возраст, стаж, брак, количество детей и т. п.) чаще выступают как сравнительно нейтральные, редко становящиеся акме-факторами в процессе профессиональной карьеры субъекта. Сочетание типовых акме-условий социализации человека (наличие семьи, детей и т. п.) в целом позитивно сказывается на становлении профессионализма и должностном продвижении субъектов в организациях разных типов. Становление профессионализма субъектов в разных типах оргструктур протекает в русле возрастания значимости «внутренних (личных) условий», с которыми слабо согласуются внешние (формальные) критерии.

4. Профессионализм государственных служащих есть динамическая характеристика, обусловленная взаимодействием совокупности биологических, социальных, психологических, акмеологических условий. В профессиональном становлении субъектов можно выделить два основных этапа становления профессионализма субъектов, опирающихся на разные стили.

Стили профессиональной деятельности госслужащих, понимаемые как психологические системы, включающие как предметные, профессиональные действия, так и бессознательные и сознательные механизмы адаптации субъектов к условиям среды, характеризуются существенными перестройками на протяжении профессиональной карьеры. В профессиональном становлении госслужащих выделяются два базовых стиля — «Стартовый стиль» и «Стиль второй половины». Первый из них во многом формируется под воздействием внешних акме-условий (роль друзей, рабочих коллективов, женщин-коллег и др.) — второй — более детерминирован условиями непосредственной включенности работника в конкретные оргструктуры (роль непосредственного руководителя, рабочего коллектива и др.), а также внутренними условиями (способностью к личностным новообразованиям, к сохранению профессионального долголетия и т. п.). На двух этапах становления карьеры различают и два разных механизма психологической адаптации субъектов к профессии — их большую ориентацию на формальные условия в начале карьеры, находясь на низовых должностных позицияхи преимущественную ориентацию людей на содержательные условия труда и социально-статусные в процессе становления профессионализма и успешного должностного продвижения.

5. В профессиональном становлении субъектов различается несколько типов профессиональных деструкций и профессиональной деформации. Для органов госслужбы типичными являются: оптимизм и гипертимность / скептицизм и критичность, гиперадаптивность и ориентация поведения на ситуацию / ригидность и жесткость поведения, ориентированное на «корпоративные нормы» поведение / ориентация поведения на внешние критерии и нормы. Основные виды деструкций в бизнес-структурах: ориентации на формальные критерии работы, на корпоративные нормы, на содержательные критерии профессионализма в ущерб социальным нормам.

Если в госструктурах профессиональные деструкции и деформации личности чаще связаны с чрезмерной ориентацией человека на формальные условия (корпоративные нормы и т. п.) в ущерб содержательным критериям, то в бизнес-структурах, напротив, чаще проявляется тенденция гипертрофирования прямых содержательных условий успешности деятельности при небрежении и в ущерб более «неочевидным» социальным нормам.

6. В разных типах оргструктур могут формироваться разные, более или менее оптимальные карьерные стратегии. В разных типах оргструктур могут проявляться противоположные по содержанию жизненные стратегии, которые чаще слабо связаны с должностной позицией работника. Тип оргструктур определяет большую или меньшую приемлемость составляющих профессионализма субъектов. Большая линейность, последовательность, возможность интеграции социального опыта субъекта присуща бизнес-структурамбольшая неопределенность и дискретностьорганам государственной службы.

Большую способность к интеграции накопленного социального опыта обнаруживают женщины — менеджеры частных бизнес-структур, имеющие семью и детей, чем другие категории наемных служащих (государственные служащие, мужчины, безбрачные, бездетные).

7. Некоторые личностные особенности могут выступать в качестве «внутренних условий» — акме-условий профессионального становления и карьерного продвижения субъектов (эмоциональная устойчивость, интернальность, интеллект и др.). Некоторые из выделенных «внутренних» акме-условий профессионального и карьерного становления субъектов, вероятно, входят в структуру акмеологических инвариантов профессионализма: уровень саморегуляции, умение принимать решения, личностно-деловые качества и др.

8. Проведенный психолого-акмеологический тренинг, нацеленный. на оптимизацию путей профессионального и карьерного становления субъектов, на развитие их стилей профессиональной деятельности, дал умеренные прямые и косвенные положительные эффекты (развитие профессиональной и социально-психологической компетентности, навыков рефлексии, навыков переноса конструктивных умений в новые сферы жизнедеятельности и др.).

Принимая во внимание объективную сложность реализации «вертикальной» карьеры в жестких и иерархизированных оргструктурах, необходим поиск научно обоснованных путей адекватной компенсации личностных деформаций субъектов.

Заключение

.

Государственная служба является важнейшей составляющей экономической и социальной инфраструктуры государства. Эффективность государственной службы как целого во многом определяется профессионализмом каждого из ее служащих. Стабильность их профессиональной деятельности как субъектов труда, в свою очередь, тесно связана с полноценной самореализацией человека в профессии, удовлетворенностью своей карьерой. В частности, одним из показателей профессионализма и успешной карьеры служащего является эффективность его стиля профессиональной деятельности (СПД) — психологической системы, включающей как предметные, профессиональные действия, так и бессознательные и сознательные механизмы адаптации субъектов к условиям среды (В.А. Толочек).

Поэтому одним из магистральных направлений оптимизации генеза профессионализма и карьерного пути может стать коррекция и развитие стилей профессиональной деятельности госслужащих (Е.А. Климов, А. К. Маркова, Ю. В. Синягин, В.А. Толочек), адекватных их возрастным и психофизиологическим особенностям, адекватных изменяющимся личностным, занимаемой должности, организационной структуре, соответствующим уровню профессиональной зрелости — адекватных, а не конфликтующих с ними.

Понимание стилей профессиональной деятельности как психологических систем адаптации изменяющейся с возрастом и профессионализмом индивидуальности человека к условиям социальной среды (требований рабочего места, профессии, характера перераспределения трудовых функций в группе, особенностей корпоративной культуры и пр.) могут и должны обеспечивать гармоничность развития человека, обеспечивать условия для личностно-профессионального развития субъектов госслужбы (A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, А. К. Маркова, В. Н. Маркин, Ю.В. Синягин).

Деятельность государственных служащих относится к социономическим профессиям. Усиление «психологической» и «социально-психологической» составляющих их профессионально важных качеств, развитие профессиональной и социально-психологической компетентности (A.A. Деркач, В. Г. Зазыкин, J1.A. Степнова) могут и должны способствовать его становлению как активного субъекта своей жизнедеятельности (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, C.JI. Рубинштейн).

Использование активных методов обучения (психолого-акмеологического тренинга) могут и должны способствовать развитию социально-психологической компетенции субъектов, коррекции и оптимизации их стиля профессиональной деятельности в целом.

Перспективным направлением поиска путей и активных средств оптимизации становления профессионализма госслужащих представляется личностно-развивающий подход. Данный подход ориентирует содержание учебных курсов на освоение закономерностей личностно-профессионального развития и на выработку интегративных личностно-развивающих стратегий и тактик взаимодействия. Проектирование подобных курсов предполагает включение в них эффективных психолого-акмеологических технологий, направленных на саморазвитие, освоение механизмов личностных изменений.

В диссертации, посвященной решению ряда актуальных научных и практических задач, сделано следующее:

• Выделены особенности двух этапов становления профессиональной карьеры государственных служащих.

• Изучены роли социально-демографических и «внутренних» психологических условий в динамике профессиональной карьеры.

• Исследованы динамика, особенности становления двух базовых стилей профессиональной деятельности, а также роли субъективных факторов успешности.

• Выделены акмеологические условия и акме-факторы и рассмотрена их роль в становлении стилей профессиональной деятельности государственных служащих.

• Разработана программа психолого-акмеологического эксперимента по формированию эффективного стиля профессиональной деятельности государственных служащих. Проведен тренинг по развитию стилей профессиональной деятельности служащих на разных этапах карьерного роста, исследованы его последствия и эффективность.

Научно-практические рекомендации, сформулированные на основании полученных в диссертационном исследовании результатов, направлены на оптимизацию профессионального и карьерного становления субъектов, могут быть представлены в нескольких основных тезисах:

1. В решении задач профессиональной подготовки кадров государственной службы представляется крайне важным выделение технологий интеграции отдельных составляющих профессионализма (приемов и способов деятельности, умений и навыков, таких сложных психологических образований, как стили и пр.) в аспекте временных интервалов жизнедеятельности человека. Естественной основой таких интервалов могут выступать базовые этапы профессиональной карьеры.

2. Одним из ключевых методических подходов может быть систематическая рефлексия государственными служащими разных форм интеграции более частных подсистем профессионализма в более сложные психологические образования в рамках плановых учебных занятий.

3. Содержательно учебные занятия в соответствии с планами профессиональной подготовки и переподготовки кадров должны включать: комплексы внешних воздействий на различные уровни функционирования психики: когнитивный уровень (получение новых знаний, информации о себе, о других людях, о более конструктивных стилях и др.), эмоциональный (приобретение эмоционального опыта в группе коллег, осознание эмоциональных переживаний, повышение самоконтроля эмоций и др.), поведенческий (приобретение новых приемов и способов поведения, их закрепление и др.), личностный уровень (коррекция отношений к себе, к другим людям, изменение установок и др.).

4. Оптимальной организационной формой профессиональной подготовки, переподготовки и психологической реабилитации кадров государственной службы могут быть ежемесячные учебные занятия (лекции, семинары, практические занятия), завершающиеся тренингом в конце года. Разработанная нами программа может использоваться в качестве основы такого учебного процесса.

Перспективными направлениями дальнейших исследований являются:

— обобщение психологических и акмеологических исследований периодизации профессиональной карьеры, а также типичных акме-условий становления профессионализма субъектов. Критический анализ имеющихся научных данных в свете полученных в диссертационном исследовании фактов позволит выделить весь спектр актуальных вопросов, сопряженных с карьерными альтернативами, а также позволит выделить типичные пути профессионального становления государственных служащих;

— дальнейшее изучение периодизации профессиональной карьеры государственных служащих, с целью выделения ее критических зон -«точек бифуркации», в которых происходит «расщепление» траекторий профессионального становления субъектов, — от желательных и оптимальных (как профессионально-личностное и личностно-профессиональное развитие) до негативных (профессиональные деструкции, профессиональные деформации личности);

— обобщение и анализ всех актуальных акме-условий, а также их типичных комбинаций, способных выступать в качестве акме-факторовкак весомых детерминант профессионального и личностного становления профессионализма государственных служащих.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н., Хнлл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. Казань: Изд-во КГУ, 1997.- 565 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. — 288 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Проблемы активности личности. // Социально-психологические и нравственные аспекты изучения личности. -1988.-№ 3.-С. 25−31.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1990. — 300 с.
  5. Абульханова-Славская К. А. Личностная регуляция времени. // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — 295 с.
  6. B.C. Системная детерминация становления Я-концепции руководителя. М.: РАГС, 2002. — 186 с.
  7. Административная этика: Учебное пособие. / Под ред. В. А. Романова. -М.: РАГС, 1999.- 303 с.
  8. Акмеология: Учебник / Под ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 2002. — 681 с.
  9. Ю.А. Макроструктура деятельности и иерархия функциональных систем. // Психол. журн. 1995. — Т. 16., № 1. — С. 26−30.
  10. .Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
  11. А. Психологическое тестирование. Кн. 1, 2. М.: Педагогика, 1982.- 320−336 с.
  12. Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект-Пресс, 1999. — 375 с.
  13. Г. М., Яноушек Я. Основные направления воздействия общения на совместную деятельность // Общение и оптимизациясовместной деятельности / Под ред. Г. М. Андреевой, Я. Яноушека. М.: Изд-во МГУ, 1987.-301 с.
  14. О.С., Деркач A.A. Основы общей и управленческой акмеологии: Учебное пособие. М. — Новгород, 1995. — 272 с.
  15. Л.И. Категории материалистической диалектики в психологии. М.: Наука, 1988. — 242 с.
  16. Т.В. Психологические особенности профессиональных взаимодействий: Автореф. дис. канд. психол. наук. JL, 1985. — 16 с.
  17. Аристотель. Риторика. СПб.: Наука, 1998. 68 с.
  18. А.Г. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 367 с.
  19. Ф. Наука управлять. М.: Московский рабочий, 1967. — 151 с.
  20. П.П. Психология младшего школьника. М.: Ин-т практ. психологии, 1997. — 575 с.
  21. E.H., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. СПб: Питер, 2001. — 203 с.
  22. A.A. О роли образа в регулировании поведения / Тез. докл. к межд. науч. конф. 22−23 апреля 1997. М.: РАГС, 1997. С. 45−47.w
  23. A.A. Вершина развития человека: характеристики и условия достижения. М.: Наука, 1998. — 168 с.
  24. A.A. Как становятся великими и выдающимися. М.: Изд-во инта психотерапии, 1997. — 285 с.
  25. Большая советская энциклопедия. / Под ред. A.M. Прохорова. Т. 24. -М.: Русский язык, 1975. — 940 с.
  26. Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. -СПб: Питер, 2000. 1210 с.
  27. Большой энциклопедический словарь. / Под ред. О. С. Порхоменко. -СПб: Питер, 1999.- 806 с.
  28. Большой толковый социологический словарь. / Под ред Г. В. Осипова. -Т. 1. М.: Прогресс, 1999. — 945 с.
  29. Е.И. Психолого-акмеологические и психологические особенности профилактики и коррекции делинквентного поведения юношей допризывного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2004. — 23 с.
  30. A.B. Психология субъекта и его деятельность. / Современная психология. / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ИПРАН, 1999. -167 с.
  31. . Введение в науку управления. М.: Молодой Рабочий, 1969. -231 с.
  32. И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М.: Высшая школа, 1989. — 176 с.
  33. Введение в психологию / Под ред. A.B. Петровского. М.: Изд. Центр Академия, 1996. — 493 с.
  34. В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе М: Триада, 2001. — 383 с.
  35. Всеобщая декларация прав человека. М.: Вита- пресс, 1996. — 63 с.
  36. М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя практика. М.: Дело, 1994. — 317 с.
  37. JI.C. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1991.- 533 с.
  38. JI.C. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.- 500с.
  39. JI.C. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. — 220
  40. .А., Щукин М. Р. Развитие учения об интегральной индивидуальности: проблемы, итоги, перспективы // Психол. журн. 1997. -Т. 18. № 3. — С. 126−134.
  41. П.Я. Введение в психологию. М.: Ун-т Высш. школа, 2002. -327 с.
  42. П.А. Системное исследование в психологии. JL: Изд-во ЛГУ, 1984.- 175 с.
  43. .Н. Применение методологии акмеологии для образовательного процесса. / Педагогический менеджмент: Матер. 2 межд. науч.-метод. конф. Ч. 1. Пенза: Изд-во ПГУ, 1996. — 116 с.
  44. Дж.Л., Иванцевич Д. М., Доннелли Д. Организация: поведение, структура, процессы. М.: ИНИОН, 2000. — 78 с.
  45. Е.И. Структура групповой деятельности. Социально-психологический анализ. Киев: Наукова Думка, 1979. — 138 с.
  46. Г. А. Психодиагностическое исследование индивидуальных особенностей управленческой деятельности: Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 1994.-28 с.
  47. Групповая психотерапия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского, С. Ледера. М.: Лидер, 1990.-509 с.
  48. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека. М.: Наука, 1970. — 270 с.
  49. A.C. Развитие аутопсихологических способностей личности: Методы и технологии: Учебно-методическое пособие / Под ред. A.A. Деркача. М.: РАГС, 2000. — 117 с.
  50. A.C., Козлов В. В. Конфликт: структурный анализ, консультативная помощь, тренинг: Учебно-методическое пособие по курсу «Конфликтология». М: РАГС, 1997. — 153 с.
  51. A.B., Михайличенко А. Н. Совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки специалистов в современных условиях. Харьков: Рада, 1996. — 456 с.
  52. A.A., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала: Учебное пособие. М.: РАГС, 2000. — 569 с.
  53. A.A. Психолого-акмеологическое обеспечение профессиональной деятельности, подготовки и повышения квалификации кадров государственной службы. // Ежегодник-97: Государственная служба России: Научные труды РАГС (1997). М., 1998. — С. 31−57.
  54. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.1. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М.: РАГС, 1999. — 392 с.
  55. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.2. Акмеологические основы управленческой деятельности. -М.: РАГС, 2000. 536 с.
  56. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.З. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: РАГС, 2000. — 538 с.
  57. A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн.4. Развитие ценностной сферы профессионала. М.: РАГС, 2001.-484 с.
  58. A.A., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб: Питер, 2003.-256 с.
  59. А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследований. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 463 с.
  60. В.Н. Психология общих способностей. М.: Наука, 1995. -403 с.
  61. В.А., Кибанов, А .Я., Пихало В. Г. Управление персоналом: Учебное пособие для студентов экономических вузов и факультетов. М.: Изд-воМГУ, 1998.-786 с.
  62. О.И. Практическая психология и аутопсихотерапия. Методические рекомендации. М.: РАГС, 1999 — 76 с.
  63. А.Л. Стиль и эффективность руководства производственным коллективом: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1976. — 22 с.
  64. А.Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования. // Совместная деятельность: методология, теория, практика /Под ред. И. С. Смирнова М.: Наука, 1988. — 306 с.
  65. В.Г. Акмеографический подход в развитии профессионализма государственных служащих. Психологическое воздействие в деловом общении. Конспекты лекций. М.: Изд-во РАГС, 1999. — 88 с.
  66. Ю.А. Кризис буржуазного индивидуализма и личности // Социологический анализ некоторых тенденций в общественной психологии США / Под ред. С. А. Новикова. М.: Наука, 1966. — 87 с.
  67. Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для вузов. Изд. 3-е, перераб., доп. М.: Академический проект, 2005. — 336 с.
  68. А.А. Коммунизм как реальность. М.: Просвещение, 1992. -120 с.
  69. К. Факторный анализ. М.: Финансы и статистика, 1980. — 398 с.
  70. Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности. М.: Наука, 1987. — 208с.
  71. С.Г. Теоретико-методологические подходы к исследованию индивидуального стиля деятельности преподавателя системы непрерывного образования. М.: Вече, 2001. — 213 с.
  72. Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб: Питер, 2004.701 с.
  73. История и современные проблемы управления персоналом: Учебное пособие. СПб.: Весь, 1999. — 621 с.
  74. Т.С. Психология управления. Ч. 1. Управленческая деятельность: Учебное пособие. М.: Рос. — Пед. агентство, 1996. — 146 с.
  75. Кадровый резерв и оценка результативности труда управленческих кадров. М.: Дело, 1995. — 176 с.
  76. Как добиться успеха: Практические советы деловым людям. М.: Республика, 1991. — 509 с.
  77. С.А. Трудоустройство: поиск работы: Учебное пособие. М.: Экзамен, 2002. — 384 с.
  78. А.И. Психология управления. М.: Наука, 1979. — 521с.
  79. М.В. Корпоративный тренинг от, А до Я: научно-практическое пособие. М.: Арена, 2000. — 222 с.
  80. Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. Казань: Изд-во КГУ, 1969. — 278 с.
  81. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 150 с.
  82. Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1992. -199 с.
  83. Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. — 223 с.
  84. Е.А. Психология профессионала. М.: Изд-во Института практической психологии, 1996. — 400 с.
  85. Е.А. «Естественные» и «социальные» эксперименты в психологическом исследовании. / Под ред. Т. В. Корниловой. М.: Изд-во группа Форум-Инфра-М, 1998. — С. 54−76.
  86. Е.А. Психология профессионализма. М.: Знание, 1996. — 95 с.
  87. С.Г., Рыбаков В. А. Межличностное оценивание в деловых взаимодействиях. // Социологическое исследование. 1988. — № 5. — С. 84 -90.
  88. М.В., Солнцева Г. Н. Профессионально-важные качества как необходимые и достаточные условия прогнозирования успешности деятельности. // Вестн. Моск. Ун-та, Сер. 14. Психология. 1999. — № 4. — С. 61−66.
  89. В.В., Колесников Ю. А. Карьера: суть, планирование, мотивация // Управление персоналом. 2000. — № 1. — С. 46−52.
  90. В.В. Планирование карьеры как фактор мотивации профессиональной деятельности государственных служащих // Государственная служба: организация, кадры, управление. М., 1997. — С. 103−115.
  91. С.Н. Научные основы административного руководства. -М.: Экология, 1979. 231 с.
  92. Кови Стивен Р. Семь навыков высокоэффективных людей. Возврат к этике характера. М.: Вече, 1997. — 475 с.
  93. Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах. -Минск, Изд-во БГУ, 1976. 350 с.
  94. Е.И. Управление карьерой // Управление персоналом. 1999. -№ 1. — С. 40−50.
  95. О.А. Психология саморегуляции произвольной активности человека (структурно-функциональный аспект) // Вопр. психологии. -.1995.-№ 1. С. 5−12.
  96. Т. В. Квазиэкспериментальные схемы исследования / Методы исследования в психологии: квазиэксперимент / Под ред О. С. Бодрой. М.: Истра, 1998. -210 с.
  97. .Б. Психологические проблемы трудового воспитания и профориентации //Вопр. психологии. 1984. — № 6. — С. 16−25.
  98. Г. Психология развития. СПб: Питер, 2000. — 992 с.
  99. Н.Г. Комбинирование классических методов в психологии и многомерных методов параметрической статистики в стилевых исследованиях. / Методы психологии / Матер. 2 всерос. конф. по психологии. -Ростов-на/Д.: Изд-во РГУ, 1997. С. 212−214.
  100. P.JI. Самоэффективность и акмеологический подход к исследованию личности // Акмеология. 2001. — № 1. — С. 47−52.
  101. A.A., Кроник Е. А. Психология человеческих отношений. М.: Когито-центр, 1998. — 214 с.
  102. Е.С., Волков И. П., Емельянова Ю. Н. Руководитель и коллектив. Л.: Лениздат, 1974. — 167 с.
  103. Н.В. Предмет акмеологии. СПб: Политехника, 2002. — 189 с.
  104. .В. Основы профессиональной психодиагностики. Л.: Медицина. Ленинградское отд-ние, 1984. — 216 с.
  105. Г., О’Доннел С. Управление: системный ситуационный анализ управленческих функций. Т. 1. М.: Прогресс, 1981. -494 с.
  106. A.B. Акмеологические условия и факторы формирования продуктивного стиля руководства в сфере государственной службы: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2002. — 23 с.
  107. Й. Эффективность управленческих решений. М.: Прогресс, 1975. — 195 с.
  108. Кюн Ю. Описательная и индуктивная статистика. М.: Финансы и статистика, 1981. — 126 с.
  109. Я. Психодиагностика: проблемы содержания и методов. М.: Изд. КПП «Воронеж: НПО „МОДАК“, 1996. — 384 с.
  110. A.B. Психодиагностика функциональных состояний человека. М.: Изд-во МГУ, 1984. — 121 с.
  111. А.Н. Проблемы развития психики. Изд-е 4-е. — М.: Политиздат, 1984. — 584 с.
  112. A.A. Психология общения. М.: Смысл, 1999. — 365 с.
  113. Д.А. Совместная деятельность, общение, взаимодействие. // Вестник высшей школы. 1989. — № 11. — С. 39−45.
  114. A.B. Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998.-310 с.
  115. М.И. Проблемы онтогенеза общения. М: Педагогика, 1986. -144 с.
  116. И.П. Стиль управленческой деятельности: теоретические аспекты, методы диагностики и оптимизации. Элиста: Изд-во БГПУ, 1997. -209 с.
  117. .Ф. Общение и социальная регуляция поведения индивида // Психологические проблемы социальной регуляции поведения/ Под ред. С. Е. Комова. М., 1976. — С. 15−24.
  118. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  119. И.П. Психологические условия успешности профессиональной деятельности работников специальных социальных служб по адаптации престарелых: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1997. — 29 с.
  120. И.П. Развитие профессиональной карьеры кадров государственной службы. Дис. доктора психол. наук. М., 2004. — 502 с.
  121. Т., Геррод Д. Социология. Словарь справочник. — М.: Фаир-Пресс, 2000. — 602 с.
  122. В.В. Психологическое содержание, происхождение и эффективность индивидуального стиля руководства: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1981. — 16 с.
  123. Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность. В 2-х ч. Тамбов: Изд-во ТГУ, 2000. — 143 с.
  124. В.А. Государственный служащий современного типа. Н. Новгород: Витэк, 1995. — 125 с.
  125. Г. И. Социально-психологический тренинг. М: Прогресс, 2001.- 186 с.
  126. А.К. Психология профессионализма. М.: Наука, 1996. — 308 с.
  127. А. Новые рубежи человечества М.: Смысл, 1999. — 424 с.
  128. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
  129. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 254 с.
  130. М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента М.: Дело, 1992.-702 с.
  131. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека. // Вопр. психологии. 1997. — № 4. — С. 30−34.
  132. Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Прогресс, 1998.-49 с.
  133. Л.Э. Индивидуальный стиль руководителя в формировании управленческой команды: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2001.-25 с.
  134. Г. Б. Понятие карьеры в психологической науке / Психологические проблемы профессиональной деятельности кадров государственной службы / Под ред. О. М. Смирновой. М.: НИТИ, 1997. -400 с.
  135. Е.А. Личностные факторы профессиональной карьеры государственных служащих: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998. -24 с.
  136. Е.А. Психологические факторы карьеры госслужащих // Становление госслужбы в России и подготовка высшего административно-управленческого потенциала / Под ред. К. С. Новикова. М.: ИНИОН, 1998. -251 с.
  137. Е. Управленческая карьера в России // Проблемы теории и практики в управлении. 1996. — № 6. — С. 15−22.
  138. В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции. М.: Наука, 1984. — 191 с.
  139. О.В. Акмеологические основы профессионального самосознания личности. Астрахань: Центр психол. исследований, 2000. -235 с.
  140. A.B. Социальная педагогика. М.: Академия, 2000. — 140 с.
  141. Л. Структуры человеческой деятельности. М.: Прогресс, 1984.- 176 с.
  142. A.B. Человек и государственное управление. М.: Наука, 1997.-230 с.
  143. H.H. Межличностные отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1979. -151с.
  144. Общая психодиагностика. / Под ред. А. Г. Шмелева. М.: Изд-во МГУ, 1979.-303 с.
  145. A.C. Организационное консультирование в стиле коучинг. СПб: Речь, 2003.- 192 с.
  146. С.И. Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1990. — 952 с.
  147. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Русский язык, 1992. — 1012 с.
  148. O.B. Динамика становления стилей делового общения и их оптимизация у сотрудников частных охранных предприятий: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2003. — 23 с.
  149. .Д. Основы социально-психологической теории. М.: Изд-во МГУ, 1971.-201 с.
  150. Петровская J1.A. Компетентность в общении. Социально-психологический тренинг. М.: Изд-во МГУ, 1989. — 216 с.
  151. A.B. Личность, деятельность, коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.
  152. Практикум по общей и экспериментальной психологии. / Под ред. A.A. Крылова. СПб: Изд-во СПбГУ, 2002. — 559 с.
  153. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе./ Под ред. С. И. Мадвилова. М.: Юристъ, 2001. — 495 с.
  154. А.И. Социология организаций. М.: Наука, 1980. — 257 с.
  155. Профессиональная карьера: планирование и реализация. // Справочник кадровика. 2000. — № 6. — С. 95−100.
  156. Психологические проблемы профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1997. — 114 с.
  157. Психологический словарь. / Под ред. В. В. Давыдова и др. М.: Педагогика-пресс, 1996. — 438 с.
  158. Психология. Словарь. / Под ред. В. А. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  159. A.A. Психология человека от рождения до смерти. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с.
  160. Н.В. Психология управления. Л.: Изд-во ЛГУ, 1983. — 72 с.
  161. Т.Е., Резник Ю. М. Жизненные стратегии личности // Социологические исследования. 1995. — № 12. — С.45−52.
  162. Ю.М., Смирнов Е. А. Жизненные стратегии личности (опыт комплексного анализа). М.: Институт человека РАН, 2002. — 260 с.
  163. В.Ли. Как стать богатым в России? Ростов-на / Д.: Феникс, 1999.-349 с.
  164. О.Н. О понятии „успешности трудовой деятельности“ // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14, Психология. 1996. — № 3. — С. 60−67.
  165. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М.: Дидакт, 1992. — 256 с.
  166. В.Л. Прохождение государственной службы: карьерная стратегия и служебная тактика. М.:ИНФРА, 1997. — 223 с.
  167. С.Л. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1967. — 328 с.
  168. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. -416 с.
  169. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  170. Р. Справочник по непараметрической статистике: современный подход / Пер. с англ. У. З. Делиденко. М. Финансы и Статистика, 1982. -198 с.
  171. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. СПб: Питер, 2001.-234 с.
  172. С.А., Столяренко Л. Д. Менеджмент персонала.- Ростов-на / Д.: Феникс, 1997.-208 с.
  173. Ю.В. Психологические механизмы формирования руководящей управленческой команды. М.: Прогресс, 2001. — 134 с.
  174. В.А. Педагогика. Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997.-323 с.
  175. Ю.Н. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности менеджера: Автореф. дис. канд. психол. наук. JL, 1993. — 24 с.
  176. Словарь иностранных слов / Под ред. Ф. Н. Петрова и др. М.: Русский язык, 1988.-606 с.
  177. Служебная карьера. М.: Экономика, 1998. — 303 с.
  178. Современный словарь иностранных слов. / Под ред. JI.M. Баш, A.B. Боброва и др. М.: Русский язык, 1999. — 740 с.
  179. Современный философский словарь. / В. Е. Кемерова. Екатеринбург: Б.И., 1996.-602 с.
  180. Н.В. Педагогика дополнительного образования. М.: РАГС, 2004. — 134 с.
  181. Социальное управление: Словарь. / Под ред. В. И. Добренькова, И. М. Слепенкова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — 198 с.
  182. Н.Б. Психология спортивной карьеры. СПб.: Центр карьеры, 1999. — 367 с.
  183. Стиль человека: психологический анализ / Под ред. С. Ю. Рикова. М.: Смысл, 1998. — 309 с.
  184. Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения.- М.: Высшая школа, 1989. 176 с.
  185. М.В. Развитие стилей профессионального взаимодействия государственных служащих средствами акмеологического тренинга: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2003. — 24 с.
  186. Н.Д. Психология управления. М.: ГЭОТАР-мед, 2001. — 383 с.
  187. О.Л., Михайличенко В. В. Андрология.- СПб.: Медиа Пресс, 1999.-431 с.
  188. В.А. Структура и форма индивидуального стиля деятельности в спорте // Вопр. психологии. 1984. — № 5. — С. 145−149.
  189. В.А. Стили профессиональной деятельности. М.: Смысл, 2000.- 199 с.
  190. В.А. Профессиональный отбор и психологические тесты. М.: Мир безопасности, 2001. — 112 с.
  191. В.А. Проблемы современной психологии труда: Учебное пособие. М.: РАГС, 2001. — 84 с.
  192. В.А. Асимметрия восприятия партнеров по управленческой деятельности. //Акмеология. 2001. — № 1. — С. 36−41.
  193. Н.И. Управление персоналом. Учебник. М.: РАГС, 2003.345 с.
  194. Управление персоналом организации. Учебник / Под ред. А .Я. Кибанова. М.: ИНФРА-М, 1997. — 295 с.
  195. Управление персоналом государственной службы: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. Е. В. Охотского. М.: Изд-во РАГС, 1999.-42 с.
  196. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Я. Еремина.- М.: ПРИОР, 1998.- 352 с.
  197. Федеральный закон „Об основах государственной службы Российской Федерации“ // СЗ РФ. 1995. — № 31.
  198. A.B., Липинский В. К., Князев В. А. Производственная социология, психология и педагогика. М.: Высшая школа, 1989. — 255 с.
  199. Философская энциклопедия / Под ред. К. И. Кузнецова. В 5 т. М.: Мысль, 1970. Т.5.-721 с.
  200. A.B. Оптимизация процесса формирования индивидуального стиля управленческой деятельности руководителя правоохранительных органов: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2003. — 24 с.
  201. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. СПб.: Алетейя, 1999. — 279
  202. Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. — 253 с.
  203. Хаз Д. Профессиональные чиновники и политика в системе государственного управления // Профессионализм управленческих кадров/ Под ред. С. М. Конышкина. М.: ИНИОН, 1994. 299 с.
  204. X. Мотивация и деятельность. Т 1, 2. М.: Педагогика, 1986. -391 с.
  205. Н. Думай и богатей. М.: Начала-пресс, 1996. — 158 с.
  206. В.Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. — 185 с.
  207. ., Швальбе X. Личность. Карьера. Успех. Мюнхен.: Прогресс, 1993.-230 с.
  208. C.B. Управление персоналом современной организации. М.: Бизнес-шк. „Интел-синтез“, 1996. — 300 с.
  209. В. Руководитель и подчиненный: Конфликтные ситуации и варианты их решения. М.: Московский рабочий», 1972. — 120 с.
  210. П. Социология социальных изменений. М.: Наука, 1998. -306 с.
  211. М.Р. Индивидуальный стиль и интегральная индивидуальность: проблемы и подходы // Психол. журн. 1995. — Т. 16. № 2. — С. 103−113.
  212. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.- 554 с.
  213. Энциклопедический социологический словарь. / Под ред. Г. В. Осипова -М.: ИСПИ, 1995.-939 с.
  214. А. Анализ и интерпретация статистических данных. М.: Финансы и статистика, 1981.- 406 с.
  215. Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000. — 415 с.
  216. Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-391 с.
  217. М.Г. История психологии: От античности до середины 20 века. М.: Изд. центр «Академия, 1997. — 409 с.
  218. Gould R.L. Transformations, growth and change in adult life. New York: Simon & Schuster, 1978. — 345 p.
  219. Havighurst R.J. Stages of vocational development. In H. Borow (Ed.), Man in a world at work. Boston: Houghton Mifflin, 1964. — 420 p.
  220. Kegan R. In over our heals: The mental demands of modern life. -Cambridge, MA: Harvard University Press, 1994. 350 p.
  221. Levinson D.J. The seasons of mans life. New York: Knopf, 1978. — 200 p.
  222. Loevinger J. Ego development: Conceptions and theories. San Francisco: Jossey-Bass, 1976. — 150 p.
  223. Piaget J. The origins of intellect: Piagets theory. San Francisco: Freeman, 1969. -320 p.
  224. Social cognitive theory // R. Vasta (Ed.) Annals of child development, 1989a.vol.6. 120 p.
  225. Super D.E. The psychology of careers. New York: Harper & Brothers, 1957.- 150 p.
  226. Super D.E. Synthesis: Oz it distillation // Personnel and Guidance Journal, 1983, vol.61. P. 508−512.
Заполнить форму текущей работой