Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психические состояния сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием, и их краткосрочная коррекция

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пограничные психические состояния изучались многими как отечественными, так и зарубежными учеными: ПБ. Ганнушкиным (1964), О.В. Кер-биковым (1983), С. Б. Семичевым (1987) — в аспекте постановки вопроса о границах психического здоровьяФ.Б. Березиным (1988), В. Я. Семке (1995), Ю. А. Александровским (1997, 2000), Д. Н. Узнадзе (2004), А. Г. Маклаковым (2012) — в контексте рассмотрения проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения психических состояний сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием, в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 1. Теоретический анализ основных подходов к изучению пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием
    • 1. 2. Краткосрочная психологическая коррекция психических состояний личности
    • 1. 3. Процедура и методы исследования пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием
  • Глава 2. Экспериментальное изучение влияния краткосрочной коррекции на психические состояния сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием
    • 2. 1. Особенности психических состояний сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием
    • 2. 2. Динамика пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием, до и после краткосрочной коррекции
    • 2. 3. Рекомендации по совершенствованию профилактики и коррекции пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием

Психические состояния сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием, и их краткосрочная коррекция (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Одной из целей Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года является совершенствование профессионализма сотрудников. Реформирование пенитенциарных учреждений требует подготовки персонала новой формации, способного обеспечить качественное функционирование системы, отвечающей международным требованиям. Специфика служебной деятельности сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы (УИС), несущих службу с оружием (далее — сотрудники отделов охраны), предъявляет повышенные требования не только к уровню профессионально-служебной подготовленности, но и к психологическим качествам. К профессиональным факторам, влияющим на формирование и развитие этих качеств, относятся монотонность труда, ненормированный рабочий день, ночные дежурства, непредсказуемость оперативной обстановки, несоответствие штатного расписания нормативной численности отдела, неисправность инженерно-технических средств охраны, строгая система субординации и др. Кроме того, личный состав отделов охраны должен находиться в постоянной готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях, в том числе в операциях по освобождению заложников, мероприятиях по ликвидации массовых эксцессов среди осужденных, предотвращению нападений на охраняемые объекты.

В итоге постоянные психологические и физические перегрузки приводят к возникновению у сотрудников отделов охраны состояний избыточной эмоциональной напряженности или пограничных психических состояний, на фоне которых возможны проявления дисциплинарных нарушений, алкогольных эксцессов, необоснованного применения оружия и попыток суицидов. Данные статистики свидетельствуют о том, что за последние три года произошло увеличение количества суицидов, допущенных сотрудниками отделов охраны. Так, в 2010 году зарегистрировано 6 случаев суицида, 2011 г. -10, а в первом полугодии 2012 г. 9 сотрудников совершили суицид.

Таким образом, в современных условиях актуализируется необходимость проведения последовательной научно обоснованной работы по изучению пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, и их краткосрочной коррекции.

Степень разработанности проблемы исследования. В отечественной психологии проблематику психических состояний разрабатывали Н. Д. Левитов (1964), Ю. Е. Сосновикова (1972), Е. П. Ильин (1981), В. А. Ганзен (1984),.

A.О. Прохоров (1994), В. Н. Мясищев (1995), J1.B. Куликов (2000) и др.

Среди юридических психологов изучением психических состояний сотрудников УИС занимались А. Н. Сухов (1991), В, А Семенов (1997),.

B.Н. Смирнов (1999), BJI Васильев (2002), АЛ Ушатиков (2003), МИЕнике-ев (2003), ЮБ. Чуфаровский (2004), ВВ. Романов (2004), А. И. Папкин (2006),.

C.А. Красненкова (2007). Исследователи отмечали связь положительных психических состояний с повышением, а отрицательных, наоборот, с понижением результативности профессиональной деятельности работников УИС.

Пограничные психические состояния изучались многими как отечественными, так и зарубежными учеными: ПБ. Ганнушкиным (1964), О.В. Кер-биковым (1983), С. Б. Семичевым (1987) — в аспекте постановки вопроса о границах психического здоровьяФ.Б. Березиным (1988), В. Я. Семке (1995), Ю. А. Александровским (1997, 2000), Д. Н. Узнадзе (2004), А. Г. Маклаковым (2012) — в контексте рассмотрения проблемы психической адаптацииП.М. Зиновьевым (1940), Н. И. Фелинской (1970), Г. К. Ушаковым (1987) -при рассмотрении классификации пограничных психических состоянийГЕ. Сухаревой (1974), Г. К. Ушаковым (1987), ВВ. Ковалевым (1991), Е. Т. Соколовой (1995), All Захаровым (2000), A.A. Ивановой (2008) — при исследовании факторов, влияющих на возникновение и развитие пограничных состоянийК. Леонгардом (1981), А. Е. Личко (1977) — в рамках изучения акцентуаций характераВ.К. Смирновым (1983), Ф. Б. Березиным (1988), В. И. Серовым (1996) — при исследовании типов психологических защитО.Ю. Сальниковой (2010) — при рассмотрении посттравматических стрессовых расстройств, а также О. Кернбергом (1979), А. Беком, А. Фрименом (1979) и другими учеными.

Разработкой психологического обеспечения сотрудников отделов охраны занимались Л. Н. Елошвили (2001), Н. В. Дель (2001),.

ЕЛ. Ланкина (2001), ИС. Дорошенко (2002), AB. Кокурин, А. И. Мокрецов, Д. А. Красов, П. В. Казберов, Б. Г. Бовин (2005;2012), О. В. Старикова (2007), A.B. Наприс (2008), E.H. Рысьева (2008), A.C. Мурзин (2008), С. И. Злобин, С. А. Хохрин (2010) и др.

В данном диссертационном исследовании главное внимание уделено изучению пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны УИС, несущих службу с оружием, которые со стороны психологов не являлись предметом монографического исследования. Неразработанными остаются и методы выявления и коррекции у личного состава отделов охраны пограничных психических состояний.

Актуальность проблемы, ее недостаточная научная разработанность, а также анализ практической деятельности сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, и личного опыта автора, приобретенного во время службы в следственном изоляторе УФСИН России по Рязанской области, предопределили выбор темы диссертационного исследования, проблема которого состоит в научном осмыслении пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны УИС, несущих службу с оружием, и проведении краткосрочной коррекции. Это отвечает существенным запросам практики психологического сопровождения деятельности сотрудников УИС и современным тенденциям развития пенитенциарной психологии.

Объектом исследования являются психические состояния сотрудников отделов охраны УИС, несущих службу с оружием.

Предметом исследования выступают пограничные психические состояния сотрудников отделов охраны УИС, несущих службу с оружием, и их динамика под влиянием краткосрочной коррекции.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально апробировать диагностико-коррекционный комплекс, направленный на изменение пограничных психических состояний в пределы психической нормы.

Гипотеза исследования: под влиянием психотехник краткосрочной коррекции с применением методов Краткосрочного ассоциативного эксперимента и Медитативного рисуночного теста у испытуемых снижается внутренняя напряженность, неустойчивость эмоций, импульсивность, конфликтность, склонность к риску, агрессивность, тревожность, повышается уровень психической адаптации, устойчивость к стрессу, самооценка, потребность в общении, творческий подход к решению проблем.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

1) проанализировать научные подходы к изучению пограничных психических состояний, а также их влияние на профессионально-служебную деятельность сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием;

2) обосновать комплекс методов для диагностики и краткосрочной коррекции психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием;

3) провести эмпирическое исследование, направленное на диагностику психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием;

4) выявить типичные психические состояния сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием;

5) экспериментально апробировать психотехнологию краткосрочной коррекции пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием;

6) разработать практические рекомендации по профилактике и коррекции пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием.

Теоретико-методологическую основу исследования составили фундаментальные принципы психологической науки: системного подхода в психологии (Б.Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, В.А. Ганзен) — детерминизма и единства сознания и деятельности (Л.С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, БГ. Ананьев, БМ. Теплов). Конкретно-научной методологией исследования выступили: концепция психической адаптации (Ф.Б. Березин, Ю. А. Александровский, А.Г. Маклаков) — теория пограничных психических состояний (П.Б. Ганнушкин, О. В. Кербиков, В.К. Смирнов) — положения психоанализа (3. Фрейд, А. Фрейд, К. Юнг) и гештальт-терапии (Ф. Перлз, К. Кофка,.

К. Келлерман) — принцип единства диагностики и коррекции (Д.Б. Эльконин, И.В. Дубровина).

Организация и методика диссертационного исследования. Исследование включало в себя четыре этапа: 1) информационно-аналитический- 2) эмпирический- 3) экспериментальный- 4) обобщающе-внедренческий.

На первом этапе изучались научные и нормативные правовые источники, данные ведомственной статистики, отчетные документы, деятельность сотрудников отделов охраны с целью обоснования программы и методов исследования.

На втором этапе было проведено обследование 372 сотрудников отделов охраны УФСИН России по Рязанской, Московской и Воронежской областям, ГУФСИН России по Пермскому краю, направленное на диагностику пограничных психических состояний, с применением комплекса методов: Стандартизированного многофакторного метода исследования личности J1.H. Собчик (2009) — метода конституциональной и социопсихофизиологиче-ской защиты личности (КСПФЗЛ), предложенного В. И. Серовым (2000) — методики «Индекс жизненного стиля» (LSI), разработанной Р. Плутчиком, К. Келлерманом, X. Контом (1979), адаптированной Е. С. Романовой, JI.P. Гребенниковым (1996) — восьмицветового теста М. Люшера (1948). На основе анализа полученных данных были выделены четыре группы сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, дана их психологическая характеристика, определены актуальные психические состояния для каждой группы. На основе факторного анализа установлены сочетания типов и механизмов психологических защит, приводящие к деструктивным формам поведения данной категории сотрудников.

На третьем этапе проведен эксперимент по краткосрочной коррекции пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, в эксперименте участвовало 46 человек. С респондентами экспериментальной группы индивидуально проводились психокоррекцион-ные встречи с применением методов Краткосрочного ассоциативного эксперимента и Медитативного рисуночного теста (В.И. Серов, 2002). Оценка эффективности психокоррекционного воздействия проводилась с использованием Стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ), метода конституциональной и социопсихофизиологической защиты личности (КСПФЗЛ), методики «Индекс жизненного стиля» (LSI), восьмицветового теста М. Люшера.

На четвертом этапе проведены математико-статистическая обработка данных и анализ результатов исследования, сформулированы выводы, разработаны практические рекомендации для психологов отделов охраны по коррекции пограничных психических состояний сотрудников этих подразделений.

Научная новизна исследования состоит в комплексном изучении пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, определении их структуры, факторов, влияющих на возникновение пограничных состояний. С помощью методов математической статистики (критерии Стьюдента, Фишера, Бартлетта) определена принадлежность сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, к одной из эмпирически выделенных групп: с высоким уровнем психической адаптации, с повышенным уровнем психической адаптации, с пониженным уровнем психической адаптации, с низким уровнем психической адаптации.

Научно обоснована и экспериментально апробирована технология краткосрочной коррекции пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, с применением психоаналитического и гештальториентированного методов коррекции и определением эффективности психологического воздействия. При этом было экспериментально подтверждено позитивное влияние краткосрочной коррекции на пограничные психические состояния сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что расширено представление о понятии и структуре пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружиемуточнены факторы, влияющие на возникновение и развитие пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружиемсоздана технология краткосрочной коррекции пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что обоснованные и апробированные методы диагностики и краткосрочной коррекции пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, используются психологами отделов охраны для предотвращения деструктивных форм поведения среди сотрудников, несущих службу с оружием. Кроме того, разработанные практические рекомендации дают возможность совершенствовать программы психологической коррекции личности сотрудников, проводимой пенитенциарными психологами.

Полученные результаты исследования применяются в образовательных учреждениях ФСИН России при изучении дисциплин: «Пенитенциарная психология», «Психологическая коррекция и реабилитация», «Психологическая подготовка сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях», при проведении занятий по служебной подготовке с сотрудниками пенитенциарных учреждений.

Научно-теоретические выводы и результаты исследования могут найти применение в образовательных учреждениях других министерств и ведомств Российской Федерации (Минобороны России, МЧС России, МВД России и ДР-).

Обоснованность и достоверность результатов. Результаты диссертационного исследования обеспечены методологической обоснованностью, научно-теоретическим аргументированием эмпирических методов и комплекса исследовательских процедур. Необходимая полнота и корректность исследования достигалась репрезентативностью выборки (372 человека), что обеспечило соответствие критерию валидности, обработкой результатов исследования методами математической статистики (кластерный, факторный анализ, критерии Стьюдента, Фишера, Бартлетта). Математико-статистическая обработка данных проводилась с использованием электронных таблиц Exel и программы SPSS v. 17.0.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Пограничные психические состояния сотрудников отделов охраны УИС, несущих службу с оружием, возникают из-за нарушения механизмов психической адаптации и характеризуются внутренней напряженностью, неуверенностью в себе, пессимистической оценкой перспективы, депрессией, неустойчивостью эмоций, озабоченностью собственным здоровьем, склонностью к импульсивным действиям без учета последствий, эмоциональной за-хваченностью доминирующей идеей, фиксацией на проблеме, негибкостью мышления, подозрительностью, обидчивостью, оторванностью от реальных жизненных проблем, тревожностью.

2. Экспериментально апробированный диагностико-коррекционный комплекс направлен на выявление особенностей социального, психологического и физиологического уровней личности, типов и механизмов психологических защит, а также гармонизацию психических состояний под влиянием краткосрочной коррекции с оценкой степени ее эффективности.

3. Все сотрудники отделов охраны, несущие службу с оружием, делятся на четыре группы: 1) с высоким уровнем психической адаптации (9% - мужчины- 11% - женщины) — 2) с повышенным уровнем психической адаптации (38% - мужчины- 35% - женщины) — 3) с пониженным уровнем психической адаптации (34% - мужчины- 32% - женщины) — 4) с низким уровнем психической адаптации (19% - мужчины- 21% - женщины), которая была обозначена как группа риска. Представители этой группы находились в пограничном состоянии и нуждались в психологической коррекции.

4. Пограничные психические состояния сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, под влиянием психотехник краткосрочной коррекции с применением методов Краткосрочного ассоциативного эксперимента и Медитативного рисуночного теста возвращались к норме. Общекоррек-ционный эффект заключается в том, что у испытуемых экспериментальной группы снизились конфликтность, агрессивность, возбудимость, склонность к риску и необдуманным поступкам, беспокойство о состоянии здоровья, замкнутость, тревожностьповысились уверенность в себе, активность, мотивация достижения, творческий подход к решению проблем, устойчивость к стрессам, уровень психической адаптации.

Апробация результатов диссертационного исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в 9 публикациях (общий объем -3,2 п. л.). Результаты работы апробировались в выступлениях на межрегиональных научно-практических конференциях, проведенных в 2009;2012 гг. в Академии ФСИН России, Вологодском институте права и экономики ФСИН Россиина заседаниях кафедры юридической психологии и педагогики Академии ФСИН России. Материалы исследования внедрены в учебный процесс ведомственных образовательных учреждений и практическую деятельность органов и учреждений ФСИН России, о чем имеются акты о внедрении.

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Выводы по главе 2.

1. На основе кластеризации данных СМИЛ, LSI и КСПФЗЛ пограничные психические состояния сотрудников отделов охраны УИС, несущих службу с оружием, характеризуются внутренней напряженностью, неуверенностью в себе, пессимистической оценкой перспективы, депрессией, неустойчивостью эмоций, озабоченностью собственным здоровьем, склонностью к импульсивным действиям без учета последствий, эмоциональной захвачен-ностью доминирующей идеей, фиксацией на проблеме, негибкостью мышления, подозрительностью, обидчивостью, оторванностью от реальных жизненных проблем, тревожностью.

2. Диагностическим обследованием установлены четыре группы сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием: 1) с высоким уровнем психической адаптации (9% - мужчины- 11% - женщины) — 2) с повышенным уровнем психической адаптации (38% - мужчины- 35% - женщины) — 3) с пониженным уровнем психической адаптации (34% - мужчины- 32% - женщины) — 4) с низким уровнем психической адаптации (19% - мужчины- 21% - женщины), которая обозначена как группа риска и находится в пограничном состоянии.

3. Факторным анализом установлены сочетания типов и механизмов психологических защит сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием:

— для группы мужчин с высоким уровнем психической адаптации характерно сочетание механизмов психологических защит: замещение, регрессия, подавление, реактивные образования, проекция, отрицание, компенсация с типами психологических защит: тревожность, индивидуалистичность, импульсивность, сверхконтроль;

— для группы мужчин с повышенным уровнем психической адаптации характерно сочетание типов психологических защит: сверхконтроль, тревожность, эмоциональная лабильность, индивидуалистичность, импульсивность, ригидность с механизмами психологических защит: подавление, замещение, регрессия;

— для группы мужчин с пониженным уровнем психической адаптации характерно сочетание механизмов психологических защит: регрессия, замещение, реактивные образования, компенсация с типами психологических защит: сверхконтроль, пессимистичность, эмоциональная лабильность, опти-мистичность;

— для группы мужчин с низким уровнем психической адаптации характерно сочетание типов психологических защит: тревожность, ригидность, индивидуалистичность, эмоциональная лабильность, пессимистичность, сверхконтроль, импульсивность с механизмами психологических защит: регрессия, реактивные образования, замещение, компенсация, подавление;

— для группы женщин с высоким уровнем психической адаптации характерно сочетание типов психологических защит: эмоциональная лабильность, ригидность, сверхконтроль, импульсивность, индивидуалистичность с механизмами психологических защит: замещение, регрессия, подавление, компенсация;

— для группы женщин с повышенным уровнем психической адаптации характерно сочетание типов психологических защит: тревожность, импульсивность, индивидуалистичность с механизмами психологических защит: замещение, регрессия, подавление;

— для группы женщин с пониженным уровнем психической адаптации характерно сочетание типов психологических защит: эмоциональная лабильность, индивидуалистичность, сверхконтроль, тревожность, импульсивность, ригидность с механизмами психологических защит: подавление, замещение, регрессия, компенсация, реактивные образования;

— для группы женщин с низким уровнем психической адаптации характерно сочетание типов психологических защит: индивидуалистичность, ригидность, тревожность, оптимистичность, пессимистичность с механизмами психологических защит: замещение, реактивные образования, подавление, отрицание.

4. В результате краткосрочной коррекции происходила гармонизация типов и изменение механизмов психологических защит. Хорошо поддавался коррекции социальный уровень защиты личности. Наибольшую трудность представляла коррекция физиологического уровня защиты личности, что требовало применения дополнительных методов для восстановления гомео-стаза.

5. Психические состояния сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, под влиянием краткосрочной коррекции переходят из пограничных в нормальные. Общекоррекционный эффект заключается в следующем: у испытуемых экспериментальной группы повысились самооценка, уверенность в себе, активность, мотивация достижения, творческий подход к решению проблем, устойчивость к стрессам, уровень психической адаптации. Снизились конфликтность, агрессивность, возбудимость, склонность к риску и необдуманным поступкам, беспокойство о состоянии здоровья, замкнутость, тревожность.

6. От первой до пятой коррекционной встречи наблюдалось смещение синего цвета на первую позицию, а черного — на последнюю, что свидетельствовало о гармонизации психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, и доказывало эффективность краткосрочной коррекции.

7. Краткосрочный ассоциативный эксперимент и Медитативный рисуночный тест являются одновременно диагностическими и коррекционными методами изучения и изменения пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием. Ранжирование методов краткосрочной коррекции по степени эффективности показало, что оба метода имеют одинаковую эффективность — пограничные психические состояния перешли в нормальные у 70% мужчин и 72% женщин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Сложность и напряженность профессиональной деятельности сотрудников отделов охраны уголовно-исполнительной системы, несущих службу с оружием, отсутствие в подразделениях охраны системы целенаправленной психокоррекционной работы с ними, недостаток пригодных для этого методов диагностики и коррекции актуализировало тему диссертационного исследования.

Нами установлено, что пограничные состояния представляют собой слабые, стертые формы нервно-психических расстройств, находящиеся вблизи условной границы между психическим здоровьем и выраженной патологией.

Одна из основных причин возникновения пограничных психических состояний заключается в нарушении механизмов психической адаптации. Это происходит тогда, когда возникает несоответствие между имеющимися у человека социальными и биологическими возможностями переработки информации и необходимостью осуществить переработку информации в конкретных условиях деятельности.

Установлено, что пограничные психические состояния характеризуются наличием повышенной утомляемости, раздражительности, эмоциональной напряженности и эмоциональной неустойчивости, нарушением ночного сна, головными болями, вегетативными дисфункциями, психосоматическими жалобами.

Пограничные психические состояния возникают под воздействием конституционально-биологических (наследственность, пол, возраст), социальных (семья, тип воспитания), психологических (индивидуально-типологические особенности) факторов.

В пограничном состоянии возникают такие типы психологических защит, как сверхконтроль, пессимистичность, оптимистичность, эмоциональная лабильность, импульсивность, ригидность, тревожность, индивидуали-стичность.

Психологическая защита — система регуляторных механизмов в психике, которые направлены на устранение или сведение к минимуму негативных, травмирующих личность переживаний, сопряженных с внутренними или внешними конфликтами, состояниями тревоги, дискомфорта.

Прослеживается непроработанность проблемы определения эффективности проводимых коррекционных мероприятий из-за недостаточной изученности пограничных психических состояний личности.

Предложена технология применения диагностики и коррекции пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, с применением психоаналитического и гештальториенти-рованного методов. Диагностико-коррекционный комплекс направлен на выявление особенностей социального, психологического и физиологического уровней личности, типов и механизмов психологических защит, а также гармонизацию пограничных психических состояний под влиянием психологической коррекции с оценкой степени ее эффективности.

Нами установлены четыре группы сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием: 1) с высоким уровнем психической адаптации (9% -мужчины- 11% - женщины) — 2) с повышенным уровнем психической адаптации (38% - мужчины- 35% - женщины) — 3) с пониженным уровнем психической адаптации (34% - мужчины- 32% - женщины) — 4) с низким уровнем психической адаптации (19% - мужчины- 21% - женщины). Группа с низким уровнем психической адаптации обозначена как группа риска, находится в пограничном состоянии и нуждается в психологической коррекции.

Установлено, что краткосрочная психологическая коррекция личности не менее эффективна, чем психокоррекция, не имеющая временных рамок. Особенностью деятельности психологов отделов охраны УИС является дефицит времени, необходимый для работы с сотрудниками отделов охраны, несущих службу с оружием. Это условие диктует необходимость краткосрочности в проведении психологической коррекции.

Исследование, проведенное нами, доказало эффективность Краткосрочного ассоциативного эксперимента и Медитативного рисуночного теста как методов единовременного изучения и изменения пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием. Установлено, что краткосрочная коррекция:

— способствует стабилизации психических состояний личности, переводу из пограничного состояния в нормальное: у 70% испытуемых экспериментальной группы пограничные состояния перешли в нормальные;

— приводит к гармонизации типов психологических защит, изменению механизмов психологических защит;

— позволяет остановить деформацию социального уровня защиты личности. Наибольшую трудность представляет коррекция физиологического уровня защиты личности, что требует применения дополнительных методов для восстановления гомеостаза.

Разработана стратегия действий психолога отдела охраны УИС, осуществляющего психокоррекционные мероприятия с сотрудниками отделов охраны, несущих службу с оружием, с применением диагностико-коррекционного комплекса, направленного на единовременное изучение и изменение пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, с оценкой эффективности от коррекции.

Полученные результаты исследования применяются при преподавании в образовательных учреждениях ФСИН России дисциплин: «Пенитенциарная психология», «Психологическая коррекция и реабилитация», «Психологическая подготовка сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях», при проведении занятий по служебной подготовке с сотрудниками пенитенциарных учреждений.

Кроме того, разработанные практические рекомендации для психологов отделов охраны по коррекции пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием, дают возможность совершенствовать программы психологической коррекции личности сотрудников, проводимой пенитенциарными психологами.

Научно-теоретические выводы, сформулированные в исследовании, могут найти применение в образовательных учреждениях других министерств и ведомств Российской Федерации (Минобороны России, МЧС России, МВД России и др.).

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативные акты и официальные документы
  2. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. М., 2010. — 17 с.
  3. О признании утратившим силу приложения № 2 к приказу ГУИН Министерства юстиции Российской Федерации от 20 августа 2004 г. № 182: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 949.
  4. О состоянии надежности охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов в 2011 году и мерах по ее совершенствованию: Письмо ФСИН России от 23 марта 2012 г. Исх. 9 5306 — 08.
  5. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы уголовно-исполнительной системы: приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 12 декабря 2005 г. № 238.1. Книги (монографии, учебники, учебные пособия)
  6. Г. С. Практическая психология. М.: Издательский центр «Академия», 1997. -368 с.
  7. Ю.А. Пограничные нервно-психические расстройства.-М., 1997.-570 с.
  8. Ю.А. Пограничные психические расстройства: учеб. пособие. М.: Медицина, 2000. — 496 с.
  9. .Г. Введение в психологию здоровья: учеб. пособие. -СПб., 2001.-211 с.
  10. В.А. Введение в психологию здоровья: учеб. пособие. -СПб.: Балт. пед. акад. 1998.- 148 с.
  11. Р., Зарате О. Психоанализ в иллюстрациях. М.: Пси-хоаналит. ассоц., 1996. — 176 с.
  12. Ф.Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности: структура, основы интерпретации, некоторые области применения. М.: Фолиум, 1994. — 175 с.
  13. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л.: Наука, 1988. — 270 с.
  14. В.М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. Воронеж, 1995. — 325 с.
  15. .Г. Предупреждение чрезвычайных происшествий среди сотрудников УИС: метод, пособие. М.: НИИ УИС Минюста России, 2003.-36 с.
  16. .Г. Преодоление факторов, препятствующих исправительному воздействию на осужденного: метод, рек. М.: НИИ ФСИН России, 2005.-35 с.
  17. В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 528 с.
  18. Большой психологический словарь / под ред. Б. Мещерякова, В. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. — 672 с.
  19. В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., доп. и пере-раб. — СПб.: Питер, 2002. — 656 с.
  20. А.Л. Психологические рисуночные тесты. М.: Владос-пресс, 2005. — 160 с.
  21. В.М. Научно-методические рекомендации по применению стандартизированного личностного опросника для медико-психологического обследования кандидатов в вузы. СПб., 1984. — 32 с.
  22. П.Б. Избранные труды / под ред. О. В. Кербикова. Ростов н/Д: Феникс, 1998.-416 с.
  23. С. Практика краткосрочной психотерапи. СПб.: Питер, 2002.-256 с.
  24. А.Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология.-М., 1975.-426 с.
  25. А.Д., Пирожков В. Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. -М., 1968.
  26. Ф.Т., Ховалъд В. Помоги себе сам. Медитация. -М., 1993.-176 с.
  27. И.Я., Прейс В. Б., Голланд В. Б. Психиатрическая помощь населению России: в показателях деятельности за 1986−1993 гг. М., 1995.
  28. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. СПб.: Братство, 1994.-364 с.
  29. М.И. Общая и социальная психология: учеб. для вузов. -М.: Норма, Инфра-М, 1999. 624 с.
  30. М.И. Юридическая психология: учеб. для вузов. М.: Норма, 2003.-512 с.
  31. Г. В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке, норме и патологии). -Томск: Изд-во Том. ун-та, 2004. 460 с.
  32. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
  33. .Б., Ушатиков А. И. Профессионально-психологическая подготовка персонала исправительных учреждений: учеб. пособие. Рязань: Академия ФСИН России, 2006. — 147 с.
  34. А.Г., Сыромятников ИВ. Прикладная военная психология. СПб.: Питер, 2006. — 480 с.
  35. БД. Клиническая психология: учебник. 3-е изд. -СПб.: Питер, 2007. — 960 с.
  36. .Д. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер Ком, 1998. — 772 с.
  37. О.В. Избранные труды. -М., 1971. 312 с.
  38. О.В. О некоторых клинических проблемах из области «малой психиатрии» // Проблемы общей и судебной психиатрии. М., 1963.
  39. О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии психотерапии. М.: Класс, 2000. — 464 с.
  40. Китаев-Смык JI.A. Психология стресса. -М., 1983.
  41. Клиническая психология / под ред. М. Перре, У. Баумана. СПб.: Питер, 2002.- 1312 с.
  42. В.В. Возрастные особенности психопатологии у детей и подростков // Психопатология детского возраста: хрестоматия. СПб.: Дидактика Плюс, 2002.
  43. Кон КС. Междисциплинарные исследования. Социология. Психология. Сексология. Антропология. Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 605 с.
  44. Т.В., Донской Д. И. Общая психотерапия: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. — Минск: Вышэйш. шк., 1997. — 464 с.
  45. А.И. Арт-терапия психических расстройств. СПб.: Речь, 2011.-368 с.
  46. А.И., Свистовская Е. Е. Арт-терапия детей и подростков. -2-е изд. М.: Когито-Центр, 2010.- 197 с.
  47. А. Краткосрочная мультимодальная психотерапия. СПб.: Речь, 2001.-256 с.
  48. Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
  49. К. Акцентуированные личности: пер. с нем. Киев: Выща шк., 1981.-392 с.
  50. А.Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков.-М., 1999.-406 с.
  51. Мак-Вилъямс Н. Уровни развития организации личности // Психоаналитическая диагностика: понимание структуры личности в клиническом процессе. М.: Класс, 1998. — 480 с.
  52. А.Г. Общая психология: учеб. для вузов. СПб.: Питер, 2012.-583 с.
  53. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. М.: Эксмо, 2005.960 с.
  54. В.Д. Клиническая медицинская психология. М., 2005.-430 с.
  55. В.Н. Психология отношений / под ред. A.A. Бодалева. -М, 1995.-356 с.
  56. Наследов АД. SPSS 15: Профессиональный статистический анализ данных. СПб.: Питер, 2008. — 416 с.
  57. Научно-исследовательская работа «Психологическое обеспечение сотрудников отделов охраны» / A.B. Наприс, Д. В. Хромов, A.B. Вершинин и др. Челябинск, 2008. — 96 с.
  58. Т.А. Состояние нервно-психического напряжения. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1988. — 166 с.
  59. Г. С. Психология здоровья. СПб., 2002. — 504 с.
  60. A.A. Общая психокоррекция: учеб. пособие для студентов вузов. М.: ТЦ Сфера, 2001.- 512 с.
  61. Д., Гоулд П. Рисунок в психотерапии: метод, пособие. М.: Маркетинг, 2005. — 184 с.
  62. А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности: практ. рук-во. М., 1996.
  63. БД. Социальная психология: учеб. пособие. СПб.: ГУП, 2003.-616 с.
  64. Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии: пер. с англ. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2001. — 240 с.
  65. Пограничная психиатрия / под ред. Ю. А. Александровского. М.: РЛС-2006, 2006. — 1280 с.
  66. Практикум по арт-терапии / под ред. А. И. Копытина. СПб.: Питер, 2000.-448 с.
  67. Прикладная юридическая психология: учеб. пособие для вузов / под ред. A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. — 639 с.
  68. Дж., Нокросс Дж. Системы психотерапии. Для консультантов, психотерапевтов и психологов. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007. -383 с.
  69. А.О. Психические состояния и их функции. Казань, 1994.
  70. Психические состояния / под ред. J1.B. Куликова. СПб.: Питер, 2000.-512 с.
  71. Психологическая энциклопедия / под ред. Р. Корсини, А. Ауэрба-ха. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2003. — 1096 с.
  72. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1996. — 440 с.
  73. Психологическое сопровождение сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием: метод, материалы / М. Г. Дебольский, A.B. Рогов, В. И. Стрижак и др. М.: ФСИН России, МПЛ УФСИН России по Владимирской области, 2008. — 175 с.
  74. Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 2003.-607 с.
  75. Психология профессионального здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Речь, 2006. — 480 с.
  76. Психотерапия / под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2000.544 с.
  77. A.A. Общая психология и психология личности. М.: ACT, Астрель- СПб.: Прайм-Еврознак, 2011. — 639 с.
  78. А. Большой толковый психологический словарь: в 2 т.: пер. с англ. М.: Вече, ACT, 2000. — 343 с.
  79. X. Детская и подростковая психиатрия. М.: ЭКСМО, 2001.-624 с.
  80. М.С., Залевский Г. В. Теоретические основы психологического и психопатологического исследования. Ярославль, 1988. -286 с.
  81. В.В. Юридическая психология: учебник. 2-е изд., пере-раб. и доп. — М.: Юристъ, 2004. — 588 с.
  82. Е.С., Гребенников Л. Р. Механизмы психологической защиты: генезис, функционирование, диагностика. Мытищи, 1996.
  83. Руководство по психотерапии / под ред. В. Е. Рожнова. 2-е изд., доп. и перераб. — Томск: Медицина, 1979. — 620 с.
  84. Г. Концепция стресса, как мы ее представляем в 1976 году // Новое о гормонах и механизме их действия. Киев, 1977.
  85. С.Б. Предболезненные психические расстройства. JL: Медицина, 1987.- 183 с.
  86. В.Я. Основы персонологии. М.: Академ. Проект, 2001.476 с.
  87. В.Я. Превентивная психиатрия. Томск, 1999.
  88. В.Я. Умейте властвовать собой, или беседы о здоровой и больной личности. Новосибирск, 1991. — 237 с.
  89. В.Я., Аксенов М. М. Пограничные состояния. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1995.- 180 с.
  90. В.Я., Положий Б. С. Пограничные состояния и психическое здоровье. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990. — 209 с.
  91. В. И. Технология психологической коррекции несвободной личности: монография. Рязань: Академия ФСИН России, 2005. — 44 с.
  92. Словарь психолога-практика / сост. С. Ю. Головин. 2-е изд., перераб. и доп. — Минск: Харвест- М.: ACT, 2001.
  93. Е.С., Козловская Г. Ю. Методы психологической коррекции: учеб.-метод. пособие. Ставрополь, 2008. — 240 с.
  94. В.К. Психическое здоровье и пограничные состояния: сб. науч. тр. Горький: Изд-во Горьк. мед. ин-та, 1983. — 132 с .
  95. Собчик Л. Н Метод цветовых выборов, модифицированный цветовой тест Люшера: метод, рук-во. М., 1990.
  96. Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2000. — 219 с.
  97. Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М.: SvR-Аргус, 1995.
  98. И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования. СПб.: Речь, 2006.
  99. Я., Кей Т., Олдхейм Д. Техники гештальт-терапии на каждый день: Рискните быть живым: пер. с англ. / под ред. Г. П. Бутенко. М.: Психотерапия, 2009. — 176 с.
  100. Т.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. М.: Медицина, 1974. — 320 с.
  101. Таблицы математической статистики / под ред. Л. Н. Болынева, Н. В. Смирнова. М.: Наука, 1983. — 416 с.
  102. В.Л., Малкина-Пых И.Г. Справочник практического психолога. СПб.: Сова- М.: ЭКСМО, 2002.
  103. Д.Н. Общая психология: учеб. пособие. СПб., 2004.413 с.
  104. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1987.
  105. А.И., Казак Б. Б. Пенитенциарная психология: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. — Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003. — 758 с.
  106. А.И., Казак Б. Б. Психология деятельности личности и коллектива сотрудников пенитенциарных учреждений: учеб. пособие.1. Рязань, 1999. 198 с.
  107. А.И., Ковалев О. Г., Семенов В. А. Психологическая подготовка сотрудников пенитенциарных учреждений к действиям в экстремальных условиях. Рязань: РИПЭ МВД России, 1997. — 97 с.
  108. А.И., Серов В. И., Новоселова A.C. Основы психокор-рекционной работы в ИТУ: учеб.-метод, пособие. Рязань, 1995. — 148 с.
  109. А.И., Серов В. И., Новоселова A.C. Основы психологической коррекции в ИТУ: учеб.-метод. пособие: в 2 ч. М., 1996. — 148 с.
  110. Фрейд 3. Малое собрание сочинений / пер. с англ. О. Медем, Г. Барышникова, М. Вульф и др. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
  111. Фрейд 3. Психология бессознательного: сб. произведений / под ред. М. Г. Ярошевского. М.: Просвещение, 1990. — 448 с.
  112. Р., Фейдимен Д. Большая книга психологии. Личность. Теории, упражнения, эксперименты. СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 704 с.
  113. Р.Б. Художественное творчество глазами врача. СПб.: Наука, 1992.-232 с.
  114. Ю.В. Юридическая психология. М.: Проспект, 2004. — 472 с.
  115. Г. Рисунок и образ в гешталытерапии. СПб., 2001.-224 с.
  116. ЭТ., Юстицкий В. В. Семейная психотерапия. СПб.: Питер, 2000. — 194 с.
  117. Энциклопедия юридической психологии / под общ. ред. A.M. Сто-ляренко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. — 369 с.
  118. В.В. Современный словарь по психологии. Минск: Современное слово, 1998.
  119. I. Статьи, периодические издания
  120. A.B. Анализ синдромальной коморбидности депрессивных и обсессивно-фобических расстройств. 1994. -№ 4. — С. 94−99.
  121. И., Валайкене А. Влияние стресса на удовлетворенность работой сотрудников исправительных учреждений // Национальный психологический журнал. 2011. — № 1 (15). — С. 66−69.
  122. Бек А., Фримен А. Когнитивная терапия пограничного расстройства личности // Журн. практ. психологии и психоанализа. 2003. — № 2.
  123. Е.В. Опыт изучения социально-психологической напряженности в исправительных учреждениях // Сборник материалов Деевских чтений и XX психологической школы. Рязань, 2009.
  124. КВ., Бочарова Е. П., Савченко Т. Н. Динамика эмоциональных состояний у операторов пульта централизованной охраны // Прикл. юрид. психология. 2008. — № 1. — С. 98−107.
  125. Т. Душа телохранителя или что таится под железными мускулами? // Управление персоналом. 2001. — № 3. — С. 53−58.
  126. М.Г. Концептуальные основы развития и приоритетные направления работы с персоналом // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2006. — № 2. — С. 5−9.
  127. Д. П. Состояние психического здоровья городских подростков с неделинквентным поведением и делинквентов // Журн. невропатологии и психиатрии. 1997. — № 8. — С. 48−52.
  128. Злобин В. И, Хохрин С. А. Проблемы совершенствования организации несения службы отделами охраны // Вестн. Перм. ин-та ФСИН России. -2010.-№ 2.-С. 4−6.
  129. Е.П. Оптимальные состояния человека как психофизиологическая проблема // Психол. журн. 1981. — Т. 2. — № 5.
  130. П. Пути оптимизации социально-психологического климата в подразделениях ФСИН России, несущих службу с оружием // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2009. — № 12. — С. 34−37.
  131. A.B., Мокрецов А. И. Психологическая профилактика суицидального поведения сотрудников уголовно-исполнительной системы // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2006. — № 3. — С. 26−31.
  132. А., Мокрецов А. Психопрофилактика чрезвычайных происшествий среди сотрудников УИС // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2007. — № 9. — С. 28−33.
  133. А., Фараонова О. Формирование психологической устойчивости у сотрудников отделов специального назначения ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2006. — № 8. — С. 18−21.
  134. A.B., Мокрецов А.И, Красов Д. А. Психология служебной деятельности сотрудников подразделений охраны ФСИН России // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2008. — № 6. — С. 27−33.
  135. С.А. К вопросу о современном состоянии психокор-рекционной работы в пенитенциарной практике // Прикл. юрид. психология. 2008. — № 4. — С. 93−99.
  136. Д. А., Кокурин A.B., Мокрецов А. И. Социально-психологические предпосылки эффективной деятельности спецподразделений по конвоированию ФСИН России // Прикл. юрид. психология. 2007. -№ 1. — С. 63−73.
  137. И.Е. Качество жизни как показатель уровня психического здоровья // Сиб. вестн. психиатрии и наркологии. 2001. — № 2. -С. 55−61.
  138. А.И., Кокурин A.B. Современное состояние и перспективы развития психологического обеспечения деятельности спецподразделений по конвоированию уголовно-исполнительной системы России // Прикл. юрид. психология. 2008. — № 3. — С. 41−52.
  139. Н.В. Зарубежный опыт подготовки кадров для пенитенциарных учреждений // Ведомости уголовно-исполнительной системы. -2010.-№ 9.-С. 6−10.
  140. A.C. Психологические аспекты несения службы с оружием в подразделениях охраны // Психологическое сопровождение сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием. М., Владимир, 2008. -С. 20−28.
  141. Е.В. Проблема пограничных психических состояний сотрудников отделов охраны УИС, несущих службу с оружием, в юридической психологии // Казанская наука: науч. журн. / Казанский издательский дом. -2012.- № 6. С. 236−240.
  142. В. Пенитенциарная система ФРГ // Преступление и наказание. 2007. — № 8. — С. 56−58.
  143. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников подразделений охраны Федеральной службы исполнения наказаний / Б. Г. Бовин, П. Н. Казберов, A.B. Кокурин и др. // Прикл. юрид. психология. -2009. -№ 3.- С. 72−85.
  144. E.H. Основы формирования эмоционально-волевой устойчивости сотрудников отдела охраны // Психологическое сопровождение сотрудников отделов охраны, несущих службу с оружием. М., Владимир, 2008. — С. 56−97.
  145. М.Х. Клиническое руководство по психотерапии пациентов с пограничными расстройствами личности // Психоаналит. вестн. 1990. -№ 8.
  146. В. Поведение и дисциплина сотрудников тюремной службы Англии // Ведомости уголовно-исполнительной системы. 2009. — № 2. -С. 19−22.1. Диссертации, авторефераты диссертаций
  147. С.И. Коррекция дезадаптивного нервно-психического состояния у сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России с помощью дыхательных психотехнологий: дис.. канд. психол. наук.-СПб., 2007.- 149 с.
  148. В.В. Изменение вегетативных показателей при пограничных состояниях человека: дис.. канд. психол. наук. -М., 2003. 123 с.
  149. И. С. Психологическая готовность к выполнению служебных задач сотрудников подразделений охраны уголовно-исполнительной системы Минюста России: дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2002. — 189 с.
  150. O.A. Арт-терапия в комплексной реабилитации психических больных: дис.. канд. мед. наук. -М., 2005. 171 с.
  151. С.А. Гештальториентированная арт-коррекция психических состояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей: автореф. дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2007. — 27 с.
  152. С.А. Гештальториентированная арт-коррекция психических состояний сотрудников пенитенциарной системы и членов их семей: дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2007. — 198 с.
  153. C.B. Коррекция социальной дезадаптированности младших школьников с помощью средств арт-терапии: дис.. канд. психол. наук. -Ярославль, 2007. 152 с.
  154. Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании: дис.. д-ра психол. наук. Ульяновск, 2001. — 383 с.
  155. В.Г. Экспериментально-психологическое исследование ценностно-потребностной сферы личности (теория и практика): автореф. дис.. д-ра психол. наук. Новосибирск, 1999.
  156. Н.Е. Возможности арт-терапии в психологическом обеспечении деятельности менеджера (на примере деятельности менеджеров тяжелого машиностроения): дис.. канд. психол. наук. СПб., 2009. — 183 с.
  157. М.И. Патохарактерологические расстройства у детей и подростков с девиантным поведением: автореф. дис.. докт. мед. наук. -Томск, 1997.-35 с.
  158. Н.Е. Психологическая подготовка курсантов военно-учебных заведений внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях: учеб. пособие. Пермь, 2001.
  159. В.Н. Использование психотехник в профессионально-психологической подготовке сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: дис.. канд. психол. наук. Рязань, 1999. — 270 с.
  160. О.В. Психология развития профессионального адаптационного потенциала младших инспекторов отделов охраны и безопасности исправительных учреждений: дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2007. -202 с.
  161. Д. С. Формирование креативности подростков и старших школьников средствами арт-терапии: дис.. канд. психол. наук М., 2006. -161 с.
  162. М.А. Психосемантическая сфера личности сотрудников исправительных учреждений: дис.. канд. психол. наук. Рязань, 2001.- 196 с.
  163. Addis M.E.,.Mahalik J.R. Men, masculinity, and the contexts of help seekingx // American Psychologist. 2003. — № 58. — P. 5.
  164. Binder J., Dobler-Mikola A., Angst J. An epidemiological study of minor psychiatric disturbances. A field-study 20-years-old female sand males in Zurich//Soc. Psychiatry.-1981.-Vol. 16.-№ 1.-P. 31−41.
  165. Cacioppo J. Social neuroscience: autonomic, neuroendocrine and immune responses to stress // Psychophysiology. 1994. — Vol. 2.
  166. Hathawey S., Mckiney J. Basic readings on MMPI in psychology and medicine. Minneapolis, 1956.
  167. Koss M.P., Butcher J.N. Research on brief psychotherapy // Handbook of psychotherapy and behavior change. New York, 1986. — P. 627−670.
  168. Muench G.A. An investigation of the efficacy of time-limited psychotherapy // Journal of Counseling Psychology. 1965. — № 12. — P. 294−299.
  169. Rutter M., Giller H., Hagell A., Antisocial behavior by young people. -Cambridge, 1998.
  170. Rutter M., Oilier I. Juvenile delinquency: Trends and perspective. -New York, 1996.-75 p.
  171. Shlien, J.M., Mosac H.H., Dreikurs R. Effect of time limits: a comparison of two psychotherapies // Journal of Counseling Psychology. 1962. — Vol. 9.-P. 31−34.
  172. Svartberg M., Stiles T.C. Comparative effects of short-term psycho-dynamic psychotherapy: a meta-analysis // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1991. — Vol. 59. — P. 704−714.
  173. The social dimensions of correctional officer stress / F.T. Cullen, B.G. Link, N.T. Wolfe and etc. // Juistice Quarterly. 1985. — Vol. 2.
  174. Timms D. Gender, social mobility and psychiatric diagnoses / Soc. Sci.
  175. Med. 1998. — Vol. 46. — № 9. — P. 1235−1247.
  176. Ulione M.S., Dooling M. Preschool injuries in child care centers: prevention // J. Pediatric Health Care. 1997. — P. 111−116.
  177. Work in the prison system: a study of correctional officers in Greater Metropolitan Salvador, Brazil / R.S. Fernandes, A.M. Silvany, G.M. Sena and etc. // Cad Saude Publica. 2002. — May, Jun, 18 (3).
  178. Л.И. Профессионально-психологическая усталость персонала исправительных учреждений Электронный ресурс. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-171 323 .html?page=7 (дата обращения 17.10.2012).
  179. Индекс жизненного стиля Электронный ресурс. URL: http://www.psylab.info/LSI (дата обращения 12.09.2010).
  180. Психические состояния как общепсихологическая проблема: хрестоматия / сост. И. В. Герасимова. Владивосток, 2001. — 104 с. Электронный pecypc. URL: http://www.msun.ru/ (дата обращения 17.11.2012).
  181. Е.В., Отчик Н. С., Брицко С. Г. Невроз. Лечение и профилактика неврозов: Электронный ресурс. URL: http://www.ctv.by/tvprogram/ (дата обращения 12.10.2010).
  182. Seifert К.М. Work stressors and stress outcomes among correctional officers. Электронный ресурс. URL: http://www. ourworld.cs.com/Drkathy2/ work.htm. (дата обращения 24.08.2011).
  183. URL: http: // die.academic.ru>dic.nsf/emergency/76/Адаптация (дата обращения 13.06.2011).
  184. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения 30.04.2011).
  185. URL: http://mirslovarei.com (дата обращения 20.07.2010).
  186. URL: http://www.jv.ru/ (дата обращения 15.07.2010).
  187. URL: http://www.psychologos.ru (дата обращения 14.08.2010).
  188. URL: http://www.psychol-ok.ru/lib/mendelevich/pipnr/pipnr02.html (дата обращения 22.10.2012).
  189. URL: http://www.psychology.ru/library/34.shtml (дата обращения 11.05.2012).
  190. URL: http://www.psytest.ru/ (дата обращения 15.09.2011).
Заполнить форму текущей работой