Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тревожность у лиц с разными индивидуально-типологическими характеристиками и ее взаимосвязь с состоянием адаптации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная повнзна. Выявлена взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности, уровня ее тревожности и адаптации. Установлено, что иррациональные и интуитивные типы личности более тревожны и менее адаптивны, чем сенсорные и рациональные. Выявлено, что для каждого психологического типа существует свой оптимальный уровень тревожности. Для интуитивно-этического экстраверта (ENFP… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические подходы к изучению феномена психологической адаптации
    • 1. 1. Понимание феномена адаптации в психологической науке
    • 1. 2. Факторы психологической адаптации
    • 1. 3. Связь адаптации с типологическими свойствами личности
    • 1. 4. Особенности психологической адаптации студентов высшей школы
  • Глава 2. Взаимосвязь тревожности с психологической адаптацией
    • 2. 1. Источники современных представлений о проблеме тревожности
    • 2. 2. Современные подходы к пониманию тревожности в зарубежной психологии
    • 2. 3. Понимание тревожности в отечественной психологии
    • 2. 4. Роль тревожности в психологической адаптации
  • Глава 3. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи тревожности, адаптации и типов личпости
    • 3. 1. Методики эмпирического исследования
    • 3. 2. Эмпирическое исследование тревожности и адаптации студентов
    • 3. 3. Корреляционный и факторный анализ полученных данных
    • 3. 4. Эмпирическое исследование типов личности студентов

Тревожность у лиц с разными индивидуально-типологическими характеристиками и ее взаимосвязь с состоянием адаптации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы. Согласно данным отечественных и зарубежных исследователей, в современном мире наметилась устойчивая тенденция к возрастанию количества тревожных людей вне зависимости от половозрастных, региональных и других характеристик. Так, в 80-е годы их число составляло 15% от общей выборки, в настоящее время количество тревожных людей возросло в 5 раз. Более того, меняется «качество» тревожности: она принимает форму глубинной тревоги, в наименьшей степени поддающейся преодолению (Прихожан А.М.). Налицо потеря жизненных ориентиров, растерянность перед завтрашним днем. Все это создает психическую неустойчивость, легкую подверженность срывам и невротическим реакциям, симптомами которых является постоянное ощущение неопределенности, внутренней тревоги, беспокойства.

Тревожность является предметом исследования как зарубежных, так и отечественных ученых на протяжении многих лет. О возрастании внимания ученых к явлению тревожности свидетельствуют многолетние исследования, проводимые как в нашей стране, так и за рубежом (Н.В. Имедадзе, И.С. Пшце-ва, Л. В Бороздина, В. М. Астапов, Е. В. Вяткин, С. А. Водяха, И. Ю. Гаранькова,.

A.M. Прихожан, Ю. Л. Ханин, Т. Ю. Артюхова, 3. Фрейд, Г. С. Салливан, КХорни, Р. Мэй, Э. Эриксон и др.).

В качестве эмоционального фактора тревожность играет существенную роль в процессе адаптации. В литературе имеется немало работ, посвященных исследованию особенностей адаптации в различных (экстремальных, климатических, профессиональных) условиях (Ф.Б. Березин, Ю. А. Александровский,.

B.И. Медведев, А. И. Захаров, М. А. Иванова, П. JI. Стукалов, Д. А. Андреева, В. П. Казначеев, М. С. Яницкий, Л.Д. Демина). При этом психологические аспекты проблемы остаются мало изученными. В частности, недостаточно изученными остаются эмоциональные факторы адаптации, среди которых, по мнению автора, в первый ряд можно поставить тревожность. Кроме того, в имеющихся научных публикациях мало исследованной является проблема тревожности и адаптации в зависимости от индивидуально-типологических особенностей личности.

Известно, что за границами оптимальных значений тревожность оказывает негативное влияние на поведение и деятельность человека. Нарушения деятельности и дезадаптацию обычно связывают с чрезмерно высоким или слишком низким уровнями тревожности. Однако при углубленном подходе к рассмотрению тревожности в связи с индивидуально-типологическими особенностями личности выявляется более сложная зависимость между уровнем тревожности и адаптацией. В связи с этим весьма актуальным, по нашему мнению, является положение об индивидуальной «оптимальной зоне», в соответствии с которым можно предположить, что средний уровень тревожности не является предпочтительным перед низким или высоким уровнями в процессе адаптации, т. к. для каждого психологического типа существует свой оптимальный уровень тревожности.

Целыо исследования является изучение тревожности у лиц с разными индивидуально-типологическими характеристиками и ее взаимосвязи с состоянием адаптации личности.

Объект исследования: тревожность, адаптация и индивидуально-типологические характеристики студентов высшей школы.

Предмет исследования: взаимосвязь между тревожностью, адаптацией и индивидуально-типологическими характеристиками личности.

Гипотеза исследования: Конструктивный и деструктивный потенциал тревожности как свойства личности обусловлен ее индивидуально-типологическими характеристиками. Для каждого психологического типа личности существует свой оптимальный уровень тревожности. Высокая адаптация личности соответствует оптимальному уровню тревожности.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ изучения явлений «тревожность» и «адаптация» в зарубежной и отечественной психологии.

2. Исследовать проявление личностной тревожности у студентов 3-го и 4 -го курсов.

3. Изучить взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей и уровня личностной тревожности.

4. Рассмотреть соотношение уровня тревожности с показателями адаптации.

Теоретические и методологические основы исследования составили принцип детерминизма, согласно которому развитие личности обусловлено социальной ситуацией и психологическими закономерностями индивида, а также обоснованные в трудах Г. Ш. Габдреевой, А. И. Захарова, A.M. Прихожан, Ю. Л. Ханина подходы к пониманию феномена тревожности.

Теоретической и методологической базой для исследования адаптации стали труды Ф. Б. Березина, Ю. А. Александровского, М. Е. Сандомирского, М. С. Яницкого, В. И. Медведева. Теоретической и методологической базой для исследования типов личности послужили принципы, сформулированные в трудах К. Г. Юнга, И. Майерс, К. Бриггс.

Концептуально-методологическими принципами исследования стали следующие принципы психологии личности:

— личностный подход к человеку — подход к нему как к целостной личности с учетом всей ее сложности, истории ее развития и всех ее индивидуальных особенностей. При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия;

— гносеологический подход к анализу типов личности, ориентирующий на тщательное изучение и сопоставление личностных особенностей одних типов с личностными особенностями другихучит видеть проявление специфического в их психологии как результат воздействия внешних (социокультурных) и внутренних (психологических) факторов.

— системно-структурный подход как форма организации значительного материала и разнообразных срезов, с помощью которых описывались индивидуально-типологические особенности студентов, влияющие на состояние их адаптации.

Методы исследования. В работе используется комплекс методов, направленных на решение поставленных задач и позволяющих выявить правомерность выдвинутой нами гипотезы: анализ научной литературы по проблеме исследованияметоды сбора эмпирических данных: шкала проявлений личностной тревожности (MAS) Дж. Тэйлор, шкала реактивной личностной тревожности Спилбергера-Ханина, опросник социально-психологической адаптации (СПА) К. Роджерса и Р. Даймонда, тест мотивации достижения успеха — избегания неудачи А. Мехрабиана в модификации М. Ш. Магом е д-Эм ш го в а, тест мотивации одобрения Д. Крауна-Мерлоу, методика диагностики уровня социальной фрустрированности ЛИ. Вассермана в модификации В. В. Бойко, рисуночный тест «Автопортрет», тест описания конфликтного поведения К. Томаса, типологический индикатор И. Майерс и К. Бриггс (MBTI) — методы обработки и интерпретации данных: математические метода статистической обработки данных исследования (пакет программ SPSS, программа Excel, программа STATISTICA), качественный анализ полученных результатов.

Выборка исследования представлена студентами Дальневосточного университета путей сообщения, Хабаровского государственного педагогического университета и Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей экономики и права (Хабаровский филиал). Общая репрезентативная выборка составила 279 человек, в которую вошли студенты 3-го и 4-го курсов.

Исследование проводилось в несколько этапов.

Первый этап (2001 — 2002 гг.) — анализ научных публикаций по теме исследования, отработка понятийного аппарата исследования, определение гипотезы и методов исследования.

Второй этап (2002 — 2003 гг.) — эмпирическое исследование тревожности, типов личности и адаптации.

Третий этап (2003 — 2004 гг.) — обработка полученных результатов, количественный и качественный анализ результатов исследования с применением методов математической статистики.

Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением апробированных и валидных методик, репрезентативностью выборки. Статистическая обработка результатов исследования включала оценку достоверности при помощи коэффициента корреляции Спирмена, значимость полученных показателей проверялась с помощью t-кригерия Стьюденга.

Научная повнзна. Выявлена взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности, уровня ее тревожности и адаптации. Установлено, что иррациональные и интуитивные типы личности более тревожны и менее адаптивны, чем сенсорные и рациональные. Выявлено, что для каждого психологического типа существует свой оптимальный уровень тревожности. Для интуитивно-этического экстраверта (ENFP) и сенсорно-этического экстраверта (ESFP) оптимальный уровень тревожности высокий. У высокотревожных испытуемых, у которых тревожность находится за рамками оптимальности, выражены такие показатели дезадаптации как бессмысленность существования, одиночество, безнадежность, враждебность, половой конфликт, у них ниже показатель мотивации успеха и они выбирают наименее конструктивные способы разрешения конфликтов.

Теоретическая значимость заключается в том, что проблема тревожности рассмотрена в контексте ее связи с феноменом адаптации и индивидуально-типологическими особенностями личности. Для каждого типа личности существует свой оптимальный уровень тревожности, который соответствует высокому уровню адаптации.

Практическая ценность исследования. Экспериментальные данные могут быть использованы для проведения профилактической работы, направленной на коррекцию личностной тревожности студентов. Материалы исследования могут быть использованы при организации мероприятий, направленных на повышение адаптации студентов к учебной деятельности. Peas лизация разработанных подходов будет способствовать более продуктивной работе специалистов в сфере вузовского образования, практической психологии, социальной работы, социальной педагогики, профессионального и личностного консультирования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Для каждого психологического типа личности (классификация И. Май-ерс-Бриггс, основанная на типологии К. Г. Юнга) существует оптимальный уровень тревожности.

2. Высокий уровень тревожности у интуитивно-этического экстраверта (ENFP) и сенсорно-этического экстраверта (ESFP) является оптимальным и соответствует высокому уровню адаптации.

3. Иррационально-интуитивные типы личности более тревожны и менее адаптивны, чем сенсорно-рациональные.

4. У психологических типов личности с оптимальным уровнем тревожности выше показатели мотивации достижения успеха, ниже показатели мотивации одобрения по сравнению с типами личности, у которых уровень тревожности находится за рамками оптимальности.

Апробация и внедрепие результатов исследования осуществлялись в процессе научно-экспериментальной работы в Дальневосточном государственном университете путей сообщения, в лаборатории психологической помощи студентам.

Теоретические и эмпирические результаты исследования были представлены на международной научной конференции «Азиатско-Тихоокеанский регион в глобальной политике, экономике и культуре XXI века» (Хабаровск, 2002), на международной научной конференции творческой молодежи «Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в XXI веке» (Хабаровск, 2003), на краевом конкурсе-конференции молодых ученых и аспирантов (Хабаровск, 2003).

Всего по теме диссертационного исследования опубликовано 9 печатных работ.

Структура и объем работы:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы (183 наименования, в том числе 5 на иностранном языке), трех приложений. В работе имеется 15 таблиц, 20 рисунков. Общий объем работы 175 страниц.

Результаты исследования тревожности у логического и этического подтипа представлены на рис. 13, 14.

Тревожность у «логиков.

1 2 3 4 5 6 7 8 Номер психологического типа.

Рис. 13. Уровень тревожности у логических типов.

Условные обозначения: «1» — ENTP, «2» — INTP, «3» — ISTP, «4» — ESTP, «5» — ENTJ, «6» — INTJ, «7» — ISTJ, «8» — ESTJ.

S 30 -н 25 J о ^ I о 20 a x ^ m ^ *f С Тревожность у «этиков» as ю> 8. 5-н 0 1 2 3 4 5 6 7 8 Номер психологического типа Ряд2.

Рис. 14. Уровень тревожности у этических типов.

Условные обозначения: «1» — ISFJ, «2» — ESFJ, «3» — ENFJ, «4» — INFJ, «5» — ISFP, «6» — ESFP, «7» — ENFP, «8» — INFP.

Сравнивая тревожность у логических и этических типов наблюдается снижение показателей (кривая по убывающей) от первого типа к восьмому у логиков, и повышение показателей (кривая по возрастающей) от первого к восьмому типу у этиков. Несмотря на это, можно наблюдать, что различия в уровне тревожности у логических и этических типов прослеживаются не очень четко. Единственно, видно, что прослеживается тенденция к увеличению уровня тревожности у этических типов и несколько пониженному уровню у логических.

Тревожность у экстравертов и интровертов представлена графически на рисунках 15 и 16.

Тревожность у экстравертов.

30 s p о 25 о г.

20 о.

CD.

Ф О. 15.

F;

— 0 г 10.

О) ffl о Ь.

Q. 0.

1 2 3 4 5 6 7 8 Номер психологического типа.

Рис. 15. Уровень тревожности у экстравертов.

РЯД1.

Ряд2.

Условные обозначения: «1» —ENTP, «2"-ESFJ, «3» — ENFJ, «4» — ESTP, «5» — ENTJ, «6» — ESFP, «7» — ENFP, «8» — ESTJ.

Тревожность у интровертов.

I. 1.

4 5 6 8.

Номер психологического типа.

Рис. 16. Уровень тревожности у интровертов.

Условные обозначения: «1» — ISFJ, «2» — INTP, «3» — ISTP, «4» — INFJ, «5» — ISFP, «6» — INTJ, «7» — ISTJ, «8» — INFP.

Сравнивая полученные профили тревожности у экстравертов и интровертов можно заметить, что показатели уровня тревожности у этих типов значительно не различаются. Экстравертивный и интровертивный профили тревожности выглядят на графиках примерно одинаково. Несмотря на то, что уровень тревожности у экстравертов немного выше, чем у интровертов, данные различия представляются несущественными и потому не представляют интереса для более глубокого анализа.

Далее мы специально сравнили между собой наиболее различающиеся подтипы: интуитивно-иррациональный и сенсорно-рациональный. В итоге было установлено, что средний уровень тревожности у интуитивно-ирранионального подтипа статистически достоверно отличается от среднего значения этого показателя у сенсорно-рационального подтипа. Сравнение этих уровней по t-критерию Стъюдента показало, что они отличаются с вероятностью допустимой ошибки р < 0,001. Это говорит о значимости статистических различий между средним индексом тревожности интуитивно-иррациональных и сенсорно-рациональных типов.

Проведенное исследование адаптации в психологических типах, позволило установить средний показатель адаптации для представителей каждого из 16 психологических типов.

В табл. 10 показаны средние показатели адаптации у 16 психологических типов по классификации Майерс-Бриггс.

Заключение

.

Полученные в ходе исследования результаты и выявленные на их основе закономерности позволяют сформулировать следующие выводы:

1. Тревожность является базисным свойством личности, играющим большую роль в приспособлении личности к изменяющимся условиям социальной среды.

2. Данные корреляционного и факторного анализа выдвигают тревожность в ряд факторов, имеющих наиболее тесную взаимосвязь с адаптацией.

3. Средний уровень тревожности не является оптимальным и предпочтительным перед низким или высоким уровнями в достижении успеха и адаптации. Для каждого психологического типа существует свой оптимальный уровень тревожности.

4. У некоторых психологических типов оптимальный уровень тревожности может быть высоким. В таком случае тревожность играет позитивную роль в жизнедеятельности человека и адаптации. Высокотревожные испытуемые, с оптимальным уровнем тревожности, склонны в метшей степени, чем высокотревожные, у которых уровень тревожности находится за рамками оптимальности, переживать негативные психические состояния (бессмысленность существования, одиночество, безнадежность, враждебность и др.).

5. Оптимальный уровень тревожности связан с высокими показателями мотивации достижения, способствует эффективному способу разрешения конфликтных ситуаций.

6. За рамками оптимальности повышенная тревожность препятствует формированию адаптивного поведения, приводит к нарушению поведенческой интеграции. Пониженный уровень тревожности, как правило, не препятствует формированию адаптивного поведения и не оказывает отрицательного воздействия на психосоматическое состояние субъекта.

6. Показатель адаптированности студентов может служить критерием оптимального уровня тревожности. Другими критериями оптимальности могут являться показатели, тесно связанные с тревожностью и оказывающими на нее влияние, такие как самоприятие, приятие других, эмоциональная комфортность.

7. Иррационально-интуитивные типы более тревожны и менее адаптивны, чем сенсорно-рациональные типы.

8. Выявление личностных особенностей, предопределяющих склонность человека к тревожности, позволяет определить «группу риска» для проведения своевременной психокоррекционной работы.

9. Тревожность — полифакторный феномен, качественное содержание которого является одним из основных детерминантов развития индивидуальности личности.

Полученные результаты исследования не исчерпывают всей полноты изучаемой проблемы и требуют дальнейших разработок.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Адлер А. О нервическом характере. Под ред. Э. В. Соколова / Пер. с нем. И. В. Стефанович. СПБ.: Университетская книга, 1997. — 388 с.
  2. А. Понять природу человека / А. Адлер. Пер. Е. А. Цыпина. — СПБ.: «Академический проект», 1997. 256 с.
  3. А.А. Особенности личностной адаптации в малых изолированных коллективах: Автореф. дис. канд. псих. наук. JL, 1984. — 19 с.
  4. А.А. Психологическая адаптация специалистов ВМФ к условиям деятельности: Автореф. дис. д-ра псих. наук. — Бишкек, 1995 — 37с.
  5. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. -М.: Наука, 1976. —272 с.
  6. Аль-Фараби. Социально-этические трактаты / Аль-Фараби, Абу Наср Мухаммад. Пер. с араб. Алма-Ата, «Наука», 1973. —400 с.
  7. Д.А. О понятии адаптации // Человек и общество. -1983.-С. 64.
  8. Антология мировой философии / в 4-х тт. Т. 1. (Философия древности и средневековья). Часть 1. -М: АН СССР, Изд-во «Мысль», 1969.
  9. Антология мировой философии / в 4-х тт. Т. 2. -М: АН СССР, Изд-во «Мысль», 1969.-775 с.
  10. Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности / Р. Ассаджиоли. пер. с нем. Т. Драбкиной. — М.: «Урания», 1995. — 124 с.
  11. В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Прикладная психология. 1999. — № 1. — С.41−46.
  12. А. Дуальная природа человека (Очерк по социони-ке). — Вильнюс, 1983.
  13. А. Соционная природа человечества и асоционность общества // Соционика, ментология и психология личности. — 1995. — № 3. — С. 5−7.
  14. P.M. Биокибернетика и прогностика, некоторые проблемыоценки адаптационно-приспособительной деятельности организма // Кибернетические аспекты адаптации системы «человек-среда». — М., 1975. С. 28.
  15. С.Н. О личностном взаимодействии преподавателя в процессе обучения // Воспитание, обучение и психическое развитие. Ч. 2. М., 1983. С. 334.
  16. К.Е. Проблема психологической адаптации студентов. — Алма-Ата, 1983.
  17. Н.А. Самопознание. JL: Лениздат, 1991. — 398 с.
  18. Березин З. Б .Мирошников .А.П., Михайлов А. И., Рожанец Р. В. Зависимость успеваемости от личностных особенностей, микро-социальных факторов и заболеваемости // Студент и вузовский коллектив. Каунас, 1983. С. 115.
  19. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/Л., 1988. С.13−21.
  20. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.-Л., 1988.
  21. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.-270 с.
  22. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.-270 с.
  23. Н.А. Адаптация студентов и НОТ. Минск, 1990. — 152 с.
  24. Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. 349 с.
  25. Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: 1969. — С. 41 -42.
  26. , М. Бессознательное в работе мысли и социальные идеалы // Психоанализ и науки о человеке: Сборник докл. / Сост. Е. В. Филиппова, М. Шуаре /. -М.: Прогресс-Культура, 1995. 416 с.
  27. В.П. Специфические особенности аутотренинга у лиц с различными реакциями адаптации // Психотерапия: от теории к практике /
  28. Материалы Второй Всерос. учебно-практич. конференции по психотерапии 16- 21 июня 1997 г. -М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 1997. С. 158−159.
  29. В.М., Коновалова H.JI. О профилактике и терапии нарушений психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. -№ 1. — С. 71−72.
  30. , Ж.М., Зоткин В. В. Исследование уровня тревожности у больных с афазией // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. —1983. — № 1. — С. 56−58
  31. Гмурман В. Е Руководство к решению задач по теории вероятности и математической статистике. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высш. Шк., 2000.-400 с.
  32. Э.Ю. Особенности приспособительных реакций организма первокурсников к обучению в педагогическом институте // Студент и вузовский коллектив. Каунас, 1983.
  33. К. Неистовый поиск себя / К. Гроф, С. Гроф. — Пер. с англ. А. Ригина. — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. — 345 с.
  34. В.В. Концепция соционики. — Киев, 1992.
  35. В.В. Типологическая целостность социона (Образование со-циотипов по базису Юнга). Киев, 1993.
  36. Л.Д. Некоторые аспекты психолого-педагогическрй адаптации студентов к вузовскому обучению // Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе: Межвуз.темат. сборник. — Барнаул, 1988. 119 с.
  37. И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности//Вести С.-Пб. ун-та. Сер. 6. 1996. Вып. 1. — С. 59−68.
  38. И.Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — С. 20−37.
  39. Н.Р., Матусов А. Л., Рябинин И. Ф. Человек в Антарктиде. -Л.: Медицина, 1975. 183 с.
  40. Джордж Р, Кристиани Т. Консультирование: теория и практика / Пер. с англ. А. Шадура. М.: 2002, 448 с.
  41. , Б.И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М, Политиздат, 1978.-272 с.
  42. , М.В. Исследование влияния социально-психологического тренинга на тревожность у подростков // Журнал практического психолога. — 1996.-№ 6.-С. 27−29
  43. М.В., Худадов Н. А. Адаптивная функция состояния тревоги в спорте. Теория и практика физической культуры. —1985. — № 4. — С. 5 — 7.
  44. , Ю.М. Оценка временных интервалов при разном уровне тревожности //Вестник МГУ. Серия 14, Психология. 1983. — № 4- С. 46−47.
  45. Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект): Автореф. дис.. д-ра псих. наук. СПб., 1998. — 38 с.
  46. Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект): Автореф. дис.. д-ра псих. наук. СПб., 1998. — 38 с.
  47. Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект): Автореф. дис.. д-ра псих. наук. СПб., 1998. — 38 с.
  48. JI. Статистическое оценивание. — М.: Статистика, 1976. — 598 с.
  49. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
  50. Р. А. Келасьев В.Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации. СПб.: СПбГУ, 1997. — 140 с.
  51. ИберлаК. Факторный анализ. -М.: Статистика, 1980. -398 с.
  52. М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе / Дисс.. докт. психол. наук. — СПб., 2001. — С. 26−27.
  53. Ильин Е А. Изменение нервно-психического состояния и медикаментозные способы его нормализации в условиях зимовки на станции Восток //
  54. Медицинские исследования в арктических и антарктических экспедициях / Под ред. A.JI. Матусова. — Л.: Гидрометеоиздат, 1971. С. 90−99.
  55. Р.Ю., Леутин В. П., Николаева Е. И. Запоминание человеком эмоционально значимой и нейтральной информации в процессе адаптации к различным климато-географическим условиям // Физиология человека. — 1981. Т. 7.-№ 1.-С. 145−151.
  56. Н.В. К методу исследования уровня тревожности. — В кн.: Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. — Тбилиси: Мецние-реба, 1971.-С. 61.
  57. Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования (сборник). Под ред ред. А. С. Прангишвили. -Тбилиси, 1966. С. 49−51.
  58. В.Е. Школьная дезадаптация: к определению понятия // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. -М., 1995. С. 3−7.
  59. В.П. Биосистема и адаптация. — Новосибирск: Наука, 1973.-76 с.
  60. В.П. Феномен человека. — Новосибирск, 1991. 128 с.
  61. О.Б. Восприятие аспектов мира // Соционика, ментология и психология личности. -1995. — № 1 — С. 12−13.
  62. А. Дж. Теория личности / Дж. А. Келли. Спб: Речь, 2000.-249 с.
  63. В.И. Категория «состояние» в научном познании. — М.: Высшая школа, 1983. — 120 с.
  64. Ю.А., Петрович Г. И. Взаимосвязь реактивности и личностной тревожности пловцов с успешностью выступления в соревнованиях. — Теория и практика физической культуры. 1983, № 10. С. 47 — 48.
  65. В.П. Некоторые психологические показатели адаптации студентов-первокурсников к условиям в вузе // Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики. — Воронеж, 1982.
  66. JI.A. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — С. 3−19.
  67. П.В. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. — 75 с.
  68. П.В. Адаптация как функция развития личности. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. 75 с.
  69. , С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. — пер. с дат. — М.: Республика, 1993.-383 с.
  70. . Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж. Б. Понталис. Пер. с франц. И пред. Н. С. Автономовой. — М.: Высш. шк., 1996. 623 с.
  71. К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. Пер. с англ. — Спб.: «Сенсор», 2000.-368 с.
  72. Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. —1969. — № 1 С. 135−137.
  73. Й. Процесс и структура человеческого учения. — М., Прогресс, 1970.
  74. Локк Дж./Сочинения: В 3 т. T.l. -М., 1983.
  75. Н.А. Развитие коммуникативных потребностей у студента в процессе адаптации в вузе // Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе: Межвуз.темат.сборник. — Барнаул, 1988. — С. 52.
  76. , А. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. Пер. с англ. Тат-лыбаевой А.М. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
  77. В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса / Под ред. В. И. Медведева. Л., 1984.
  78. В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. — С. 3−16.
  79. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. — 104 с.
  80. Г. П., Рубин В. Г., Колесников Ю. С. Адаптация — важнейшая проблема педагогики высшей школы // Советская педагогика. — 1982. — № 3.-С. 64−71.
  81. Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к сенсорным ситуациям и физическим нагрузкам. — М.: Медицина, 1988. -254 с.
  82. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б. Д. Парыгина. — JL: Изд-во ЛГУ, 1973.-С. 111−120.
  83. И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. Л., 1983.
  84. И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Л., 1974.-24 с.
  85. , М. Опыты / М. Монтень. — Кн. 1. Изд. — 3-е. Пер. А.С. Бобо-вича. -М- Л. Изд-во АН СССР, 1960.
  86. Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Мэй, Р. Пер. с англ. Т. К. Кругловой. Гл. ред. Л. М. Кроль. М.: 1999. — 144 с.
  87. Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М.: Класс, 1994. 144 с.
  88. А. А. Социально-психологическая адаптация личности. — Ереван, 1988.
  89. А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван, 1988. —236 с.
  90. Р.С. Психология. Учеб. для студентов педагогических вузов. Книга 3. М.: Владос, 1999. — 632 с.
  91. Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Автореф. дисс.. докг. психол. наук. — Л., 1984. —32 с.
  92. А.Е., Почявичюс И. В. Роль индивидуально-типических характеристик эмоциональности в саморегуляции деятельности // Психологический журнал. 1981. Т. 2. — № 1. — С. 70−81.
  93. . Мысли / Б. Паскаль. Пер. с фр., вступ. ст., коммент. Ю. А. Гинзбург. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995. 480 с.
  94. Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. 1996. Т 17. -№ 1 — С. 169— 170.
  95. Э.В. Формирование отношения к ребенку в пренаталь-ный и ранний постнатальный периоды // Психология: итоги и перспективы / Под ред. А. А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — С. 90−92.
  96. Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе: Межвуз.темат.сборник. Барнаул, 1988. — 119 с.
  97. Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт/ Н. Пезешкиан. — Пер. с англ., нем. — М.: 1996. — 336 с.
  98. Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н. Пезешкиан. Пер. с нем. М.: 1996. — 464 с
  99. X. Основы позитивной психотерапии / X. Пезешкиан. Под ред. П. И. Сидорова. Архангельск, 1993. -116 с.
  100. Ф. Практика гештальттерапии — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 480 с.
  101. Г. Как справиться с кризисом. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. С. 139−274.
  102. В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992.-224с.
  103. . Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — С. 55−229.
  104. . Избранные психологические труды . -М., 1969. С. 50−105.
  105. . Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969. — С. 55−229.
  106. . Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1969. С. 55−229.
  107. В.И., Воронина Е. Д. Теоретические основы организации и анализа выборочных данных в эксперименте. — Л.: ЛГУ, 1979. — 232 с.
  108. С.Т. Психология адаптирующейся личности: Субъектный подход/Дис. д-ра психол. наук: 19.00.01. — М.: РГБ, 2003.
  109. С. Т. Эмоциональная неустойчивость в психической организации человека // Практическая психология. Методология и методики научных исследований / Под ред. В. Н. Панферова. СПб, Образование, 1996. — С. 22−35.
  110. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1998. — С. 312.
  111. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.
  112. Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — М: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — С. 30 — 40.
  113. В.А. Личностные аспекты подбора и адаптации персонала страховых компаний / Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — СПб., 1997.-18 с.
  114. Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма / Пер. Сост. и авт. послесл. А. М. Руткевич. -М.: Юрист, 1995. 623 с.
  115. Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / Л. М. Митина, Л. В. Брендакова, И. В. Вачков и др. Под ред. Л. М. Митиной. 2-е изд., испр. -М., 2003. — 184 с.
  116. Психология господства и подчинения: Хрестоматия / Сост. А. Г. Чернявская. Мн.: Харвест, 1998. — 560 с.
  117. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998. — 752 с.
  118. В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / В. Райх. Пер. и общ. ред. А.В. Росо-хина. -М.: Республика, 1999. 461 с.
  119. Я. Экспериментальная психология эмоций /Я. Рейков-ский. -М., 1979. С. 302−303.
  120. Р. Введение в психологию Юнга / Р. Робертсон. Серия «Психологические этюды». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — 320 с.
  121. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1994.-480 с.
  122. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1994.-480с.
  123. К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс. Пер. с англ. — М.: 1997.-320 с.
  124. B.C. Адаптивная функция сна: причины и проявления ее нарушения. — М.: Наука, 1982. 175 с.
  125. М. Игры внутри нас /М. Руффлер. Пер. с англ. Т. Чхеидзе. М.: Изд. Института Психотерапии, 1998. — 208 с.
  126. М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных. — Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2001. 88 с.
  127. , Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.П. Сартр- Пер. с франц., пред. и примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000.-639 с.
  128. Г. (Selye Н.) Очерки об общем адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960.-207 с.
  129. Е.В. Методы математической обработки. С.-Пб.: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. — 349 с.
  130. . Избранные произведения / Б. Спиноза. Серия «Выдающиеся мыслители». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 608 с.
  131. . Этика / Б. Спиноза. Пер. с лат. Н. А. Иванцова. — СПб.: Аста-пресс, 1993. — 248 с.
  132. Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Изд., 1997.-736 с.
  133. Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей /Сост. IO.JI. Ханин.-М.: 1983.-288 с.
  134. П.Л. Психолого-социальные факторы риска психической дезадаптации у студентов. Воронеж, 2003.
  135. К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М., 1981.
  136. Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченок. -Мн.: Харвест, 1998. 496 с.
  137. П. Избранное: Теология культуры / П. Тиллих. Пер. с англ. — М.: Юрист, 1995.-479 с.
  138. Тревога и тревожность / Сост. И общ. ред. В. М. Астапова. — СПб.: 2001.-56 с.
  139. Е.В. Прогнозирование в физиологических системах — основа адаптации человека к факторам среды // Компоненты адаптационного процесса / Под ред. В. И. Медведева. Л.: Наука, 1984. — С. 70−86.
  140. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М.: Медицина, 1987.-304 с.
  141. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М.: Медицина, 1987. -304 с.
  142. В. Доктор и душа / В. Э. Франки. Пер. с англ. А. А. Бореева. СПб.: «Ювента», 1997.-288 с.
  143. В. Психотерапия на практике / В. Франки. Пер. с нем. СПБ.: 2001.-256 с.
  144. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / З.Фрейд. СПб.: Питер, 2001.-384 с.
  145. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. -М.: Наука, 1991. 456 с.
  146. Фрейд 3. Влечения и их судьба / 3. Фрейд. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999. — 432 с.
  147. А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.-144 с.
  148. Фрейд 3. Страх / 3. Фрейд. М.: Книжное изд-во «Современные проблемы», 1927.
  149. Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения / 3. Фрейд. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс- Харьков: Изд-во «Фолио», 2001. — 864 с.
  150. Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Фейдимен. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 864 с.
  151. Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Фейдимен. СПб.: 2001. — 864 с.
  152. Э. Душа человека / Э. Фромм. М: ООО «Изд. АСТ-ЛТД», 1998.-664 с.
  153. Э. Человеческая ситуация / Э. Фромм. Под ред. Д. А. Леонтьева. Пер. с англ. Д. А. Леонтьева. — М: «Смысл», 1994, — 238 с.
  154. М. Бытие и время / М. Хайдеггер. Пер. с нем. В.В. Биби-хина. М: Изд. «Ad Marginem», М. 1997. — С. 140−142.
  155. Д. Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство / Д. Холл Перевод с англ. В. Зеленского. — СПб.: Б.С.К., 1996. — 168 с.
  156. К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей. — пер. с англ. И. Б. Гришпун. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 592 с.
  157. К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей. пер. с англ. И. Б. Гришпун. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 592 с.
  158. К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию / К. Хорни. Перевод с англ. Е. И. Замфир. Под ред. проф. ММ Решетникова — СПб.: изд. Восточно-Европейского института психоанализа и Б.С.К., 1997. — 316 с.
  159. К. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Психология женщины. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. пер. с англ. — М.: Издательство «Смысл», 1997. -496 с.
  160. К. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 2. Новые пути в психоанализе- Самоанализ / К. Хорни. Пер. с англ. -М: Издательство «Смысл», 1997. — 544 с.
  161. Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2001.-608 с.
  162. Л. Теории личности / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2001.-608 с.
  163. М.А. Обнаружение сигналов на фоне шума и уровень тревожности / М. А. Цискаридзе, Н. А. Барамидзе, И. В. Какабадзе // Психологический журнал. 1986. Т. 7. -№ 6. — С. 52−53
  164. А. Проблемно-ориентированная психотерапия / А. Чепмен, М. Чепмен-Сантана. СПб., 2001. — 240 с.
  165. T.JI. Способы регуляции деструктивной тревожности в профессиональной деятельности учителя // Психолог в школе. — 1999. — № 2.-С. 62−64.
  166. Т.Л. Способы регуляции деструктивной тревожности в профессиональной деятельности учителя // Психология в школе. — 1999. — № 2.-С. 62.
  167. Д. Психологические типы. Юнговская типологическая модель / Д. Шарп. Пер. с англ. В. Зеленского. — 2-е изд. — СПб.: Б.С.К., 1996. — 216 с.
  168. Т. Социальная психология. — М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
  169. Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. — М.:1994.-128 с.
  170. , Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия / Ю. В. Щербатых. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 416 с.
  171. Э. Детство и общество. — Обнинск: Детство, 1993. — 56 с.
  172. Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / КГ. Юнг, Э. Сэмюэлс и др. Сост. В. Зеленский, А. М. Руткевич. М.: «Мартис», 1995.-320 с.
  173. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. Пер. с нем. Предисл. А. В. Брушлинского. М.: Издат. Группа «Прогресс», «Универс», 1994.-336 с.
  174. Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. Пер. с нем. С. Лорие. -М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2001.-480 с.
  175. Юнг К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг, М.-Л. фон Франц и др. Под общ. ред. С. Н. Сиренко. — М.: Серебряные нити, 1997. 368 с.
  176. М. Толерантность к психологическому стрессу и экспериментальное измерение защитных механизмов // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви, В. Н. Мясшцева. Л: Медицина, 1970. — С. 80−84.
  177. Г. М., Новиков B.C., Хавинсон В. Х. Резистентность, стресс, регуляция. Л: Наука, 1990. — 238 с.
  178. ЯницкийМ.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики / Учеб. пособие. — Кемерово, 1995.
  179. М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности / Автореф. дис.. канд. психол наук. — Иркутск, 1995.
  180. К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. Пер. с нем. 2-е изд. — М.: Республика, 1994. — 527 с.
  181. Hartmann Н. Ego Psychology and Problem of Adaptation. — NewYork: 1958.
  182. Kocowski T. Rozwiazywanie zadan przy roznych pozio-mach Jeku. — Psychologia wychowaweza, 1964. T. 7 (XXI), N. 3.
  183. Mayer R. Problem solving performance with task overload: Effects of selfpacing trait anxiety //Bull. Psychosom. 1977. Vol. 9, № 4. — P. 283−286.
  184. Rogers C. Toward a Science of the Person // Behaviorism and Phenomenology: Contrasting Bases for Modern Psychology. Ed. by T.W. Wann. Chicago: Univ. Press, 1964. P. 115, 129.
  185. Shand J., Grau B. Perceived self and ideal self ratings in relation to high and low of anxiety in college // J. Psychol. 1977. Vol. 95, № 4. P. 55−57.
  186. U) о и> to Os и> to U) to to to u> to U> I—" о to о h—к 1—i о to h—к о I—к Os о Бессмысленность существования
  187. Оч о U) to to о h—к h—к to to о U> to to to о н-* н-* о к—к 1—" о о и> to to н-* Свобода выбора
  188. U) о о о to о о о о о о о о to о о о о to о о О о о о и> о и> о Половой конфликт
  189. U) о I—' и> о о 1—к о ю о 1—" to to 1— u> 1—к о о о to О О w—> о о о 1—1 о OS to Неприкаянностьн1. Е в се в1. JaW
Заполнить форму текущей работой