Тревожность у лиц с разными индивидуально-типологическими характеристиками и ее взаимосвязь с состоянием адаптации
Диссертация
Научная повнзна. Выявлена взаимосвязь индивидуально-типологических особенностей личности, уровня ее тревожности и адаптации. Установлено, что иррациональные и интуитивные типы личности более тревожны и менее адаптивны, чем сенсорные и рациональные. Выявлено, что для каждого психологического типа существует свой оптимальный уровень тревожности. Для интуитивно-этического экстраверта (ENFP… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические подходы к изучению феномена психологической адаптации
- 1. 1. Понимание феномена адаптации в психологической науке
- 1. 2. Факторы психологической адаптации
- 1. 3. Связь адаптации с типологическими свойствами личности
- 1. 4. Особенности психологической адаптации студентов высшей школы
- Глава 2. Взаимосвязь тревожности с психологической адаптацией
- 2. 1. Источники современных представлений о проблеме тревожности
- 2. 2. Современные подходы к пониманию тревожности в зарубежной психологии
- 2. 3. Понимание тревожности в отечественной психологии
- 2. 4. Роль тревожности в психологической адаптации
- Глава 3. Результаты эмпирического исследования взаимосвязи тревожности, адаптации и типов личпости
- 3. 1. Методики эмпирического исследования
- 3. 2. Эмпирическое исследование тревожности и адаптации студентов
- 3. 3. Корреляционный и факторный анализ полученных данных
- 3. 4. Эмпирическое исследование типов личности студентов
Список литературы
- Адлер А. О нервическом характере. Под ред. Э. В. Соколова / Пер. с нем. И. В. Стефанович. СПБ.: Университетская книга, 1997. — 388 с.
- Адлер А. Понять природу человека / А. Адлер. Пер. Е. А. Цыпина. — СПБ.: «Академический проект», 1997. 256 с.
- Алдашева А.А. Особенности личностной адаптации в малых изолированных коллективах: Автореф. дис. канд. псих. наук. JL, 1984. — 19 с.
- Алдашева А.А. Психологическая адаптация специалистов ВМФ к условиям деятельности: Автореф. дис. д-ра псих. наук. — Бишкек, 1995 — 37с.
- Александровский Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. -М.: Наука, 1976. —272 с.
- Аль-Фараби. Социально-этические трактаты / Аль-Фараби, Абу Наср Мухаммад. Пер. с араб. Алма-Ата, «Наука», 1973. —400 с.
- Андреева Д.А. О понятии адаптации // Человек и общество. -1983.-С. 64.
- Антология мировой философии / в 4-х тт. Т. 1. (Философия древности и средневековья). Часть 1. -М: АН СССР, Изд-во «Мысль», 1969.
- Антология мировой философии / в 4-х тт. Т. 2. -М: АН СССР, Изд-во «Мысль», 1969.-775 с.
- Ассаджиоли Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности / Р. Ассаджиоли. пер. с нем. Т. Драбкиной. — М.: «Урания», 1995. — 124 с.
- Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги// Прикладная психология. 1999. — № 1. — С.41−46.
- Аугустиновичуте А. Дуальная природа человека (Очерк по социони-ке). — Вильнюс, 1983.
- Аугустиновичуте А. Соционная природа человечества и асоционность общества // Соционика, ментология и психология личности. — 1995. — № 3. — С. 5−7.
- Баевский P.M. Биокибернетика и прогностика, некоторые проблемыоценки адаптационно-приспособительной деятельности организма // Кибернетические аспекты адаптации системы «человек-среда». — М., 1975. С. 28.
- Батракова С.Н. О личностном взаимодействии преподавателя в процессе обучения // Воспитание, обучение и психическое развитие. Ч. 2. М., 1983. С. 334.
- Бекмаханова К.Е. Проблема психологической адаптации студентов. — Алма-Ата, 1983.
- Бердяев Н.А. Самопознание. JL: Лениздат, 1991. — 398 с.
- Березин З. Б .Мирошников .А.П., Михайлов А. И., Рожанец Р. В. Зависимость успеваемости от личностных особенностей, микро-социальных факторов и заболеваемости // Студент и вузовский коллектив. Каунас, 1983. С. 115.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека/Л., 1988. С.13−21.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.-Л., 1988.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.-270 с.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.-270 с.
- Березовин Н.А. Адаптация студентов и НОТ. Минск, 1990. — 152 с.
- Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. — М.: Медицина, 1966. 349 с.
- Берталанфи Л. Общая теория систем: критический обзор // Исследования по общей теории систем. М.: 1969. — С. 41 -42.
- Бертран, М. Бессознательное в работе мысли и социальные идеалы // Психоанализ и науки о человеке: Сборник докл. / Сост. Е. В. Филиппова, М. Шуаре /. -М.: Прогресс-Культура, 1995. 416 с.
- Вахов В.П. Специфические особенности аутотренинга у лиц с различными реакциями адаптации // Психотерапия: от теории к практике /
- Материалы Второй Всерос. учебно-практич. конференции по психотерапии 16- 21 июня 1997 г. -М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 1997. С. 158−159.
- Воробьев В.М., Коновалова H.JI. О профилактике и терапии нарушений психической адаптации // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1993. -№ 1. — С. 71−72.
- Глозман, Ж.М., Зоткин В. В. Исследование уровня тревожности у больных с афазией // Вестник МГУ. Серия 14, Психология. —1983. — № 1. — С. 56−58
- Гмурман В. Е Руководство к решению задач по теории вероятности и математической статистике. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Высш. Шк., 2000.-400 с.
- Грипена Э.Ю. Особенности приспособительных реакций организма первокурсников к обучению в педагогическом институте // Студент и вузовский коллектив. Каунас, 1983.
- Гроф К. Неистовый поиск себя / К. Гроф, С. Гроф. — Пер. с англ. А. Ригина. — М.: Изд-во Трансперсонального Института, 1996. — 345 с.
- Гуленко В.В. Концепция соционики. — Киев, 1992.
- Гуленко В.В. Типологическая целостность социона (Образование со-циотипов по базису Юнга). Киев, 1993.
- Демина Л.Д. Некоторые аспекты психолого-педагогическрй адаптации студентов к вузовскому обучению // Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе: Межвуз.темат. сборник. — Барнаул, 1988. 119 с.
- Дерманова И.Б. Типы социально-психологической адаптации и комплекс неполноценности//Вести С.-Пб. ун-та. Сер. 6. 1996. Вып. 1. — С. 59−68.
- Дерманова И.Б., Коростылева Л. А. Некоторые аспекты феномена самореализации // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — С. 20−37.
- Деряпа Н.Р., Матусов А. Л., Рябинин И. Ф. Человек в Антарктиде. -Л.: Медицина, 1975. 183 с.
- Джордж Р, Кристиани Т. Консультирование: теория и практика / Пер. с англ. А. Шадура. М.: 2002, 448 с.
- Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. — М, Политиздат, 1978.-272 с.
- Дорохова, М.В. Исследование влияния социально-психологического тренинга на тревожность у подростков // Журнал практического психолога. — 1996.-№ 6.-С. 27−29
- Ермолаева М.В., Худадов Н. А. Адаптивная функция состояния тревоги в спорте. Теория и практика физической культуры. —1985. — № 4. — С. 5 — 7.
- Забродин, Ю.М. Оценка временных интервалов при разном уровне тревожности //Вестник МГУ. Серия 14, Психология. 1983. — № 4- С. 46−47.
- Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект): Автореф. дис.. д-ра псих. наук. СПб., 1998. — 38 с.
- Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект): Автореф. дис.. д-ра псих. наук. СПб., 1998. — 38 с.
- Завьялова Е.К. Социально-психологическая адаптация женщин в современных условиях (профессионально-личностный аспект): Автореф. дис.. д-ра псих. наук. СПб., 1998. — 38 с.
- Закс JI. Статистическое оценивание. — М.: Статистика, 1976. — 598 с.
- Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448 с.
- Зобов Р. А. Келасьев В.Н. Социальная мифология России и проблемы адаптации. СПб.: СПбГУ, 1997. — 140 с.
- ИберлаК. Факторный анализ. -М.: Статистика, 1980. -398 с.
- Иванова М.А. Социально-психологическая адаптация иностранных студентов к высшей школе / Дисс.. докт. психол. наук. — СПб., 2001. — С. 26−27.
- Ильин Е А. Изменение нервно-психического состояния и медикаментозные способы его нормализации в условиях зимовки на станции Восток //
- Медицинские исследования в арктических и антарктических экспедициях / Под ред. A.JI. Матусова. — Л.: Гидрометеоиздат, 1971. С. 90−99.
- Идьюченок Р.Ю., Леутин В. П., Николаева Е. И. Запоминание человеком эмоционально значимой и нейтральной информации в процессе адаптации к различным климато-географическим условиям // Физиология человека. — 1981. Т. 7.-№ 1.-С. 145−151.
- Имедадзе Н.В. К методу исследования уровня тревожности. — В кн.: Материалы IV Всесоюзного съезда общества психологов. — Тбилиси: Мецние-реба, 1971.-С. 61.
- Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования (сборник). Под ред ред. А. С. Прангишвили. -Тбилиси, 1966. С. 49−51.
- Каган В.Е. Школьная дезадаптация: к определению понятия // Школьная дезадаптация: эмоциональные и стрессовые расстройства у детей и подростков. -М., 1995. С. 3−7.
- Казначеев В.П. Биосистема и адаптация. — Новосибирск: Наука, 1973.-76 с.
- Казначеев В.П. Феномен человека. — Новосибирск, 1991. 128 с.
- Карпенко О.Б. Восприятие аспектов мира // Соционика, ментология и психология личности. -1995. — № 1 — С. 12−13.
- Келли А. Дж. Теория личности / Дж. А. Келли. Спб: Речь, 2000.-249 с.
- Кемкин В.И. Категория «состояние» в научном познании. — М.: Высшая школа, 1983. — 120 с.
- Коломийцев Ю.А., Петрович Г. И. Взаимосвязь реактивности и личностной тревожности пловцов с успешностью выступления в соревнованиях. — Теория и практика физической культуры. 1983, № 10. С. 47 — 48.
- Кондратова В.П. Некоторые психологические показатели адаптации студентов-первокурсников к условиям в вузе // Вопросы вузовской педагогики, психологии и дидактики. — Воронеж, 1982.
- Коростылева JI.A. Проблема самореализации личности в системе наук о человеке // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. А. А. Крылова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. — С. 3−19.
- Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. — 75 с.
- Кузнецов П.В. Адаптация как функция развития личности. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1991. 75 с.
- Кьеркегор, С. Страх и трепет / С. Кьеркегор. — пер. с дат. — М.: Республика, 1993.-383 с.
- Лапланш Ж. Словарь по психоанализу / Ж. Лапланш, Ж. Б. Понталис. Пер. с франц. И пред. Н. С. Автономовой. — М.: Высш. шк., 1996. 623 с.
- Левин К. Теория поля в социальных науках / К. Левин. Пер. с англ. — Спб.: «Сенсор», 2000.-368 с.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. —1969. — № 1 С. 135−137.
- Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. — М., Прогресс, 1970.
- Локк Дж./Сочинения: В 3 т. T.l. -М., 1983.
- Малышева Н.А. Развитие коммуникативных потребностей у студента в процессе адаптации в вузе // Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе: Межвуз.темат.сборник. — Барнаул, 1988. — С. 52.
- Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. Пер. с англ. Тат-лыбаевой А.М. — СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
- Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса / Под ред. В. И. Медведева. Л., 1984.
- Медведев В.И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л.: Наука, 1984. — С. 3−16.
- Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. — 104 с.
- Медведев Г. П., Рубин В. Г., Колесников Ю. С. Адаптация — важнейшая проблема педагогики высшей школы // Советская педагогика. — 1982. — № 3.-С. 64−71.
- Меерсон Ф.З., Пшенникова М. Г. Адаптация к сенсорным ситуациям и физическим нагрузкам. — М.: Медицина, 1988. -254 с.
- Милославова И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б. Д. Парыгина. — JL: Изд-во ЛГУ, 1973.-С. 111−120.
- Милославова И. А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия. Л., 1983.
- Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Автореф. дис. канд. филос. наук. — Л., 1974.-24 с.
- Монтень, М. Опыты / М. Монтень. — Кн. 1. Изд. — 3-е. Пер. А.С. Бобо-вича. -М- Л. Изд-во АН СССР, 1960.
- Мэй, Р. Искусство психологического консультирования / Мэй, Р. Пер. с англ. Т. К. Кругловой. Гл. ред. Л. М. Кроль. М.: 1999. — 144 с.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. — М.: Класс, 1994. 144 с.
- Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности. — Ереван, 1988.
- Налчаджян А.А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван, 1988. —236 с.
- Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов педагогических вузов. Книга 3. М.: Владос, 1999. — 632 с.
- Немчин Т.А. Состояния нервно-психического напряжения. Автореф. дисс.. докг. психол. наук. — Л., 1984. —32 с.
- Олыпанникова А.Е., Почявичюс И. В. Роль индивидуально-типических характеристик эмоциональности в саморегуляции деятельности // Психологический журнал. 1981. Т. 2. — № 1. — С. 70−81.
- Паскаль Б. Мысли / Б. Паскаль. Пер. с фр., вступ. ст., коммент. Ю. А. Гинзбург. — М.: Изд-во им. Сабашниковых, 1995. 480 с.
- Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психологический журнал. 1996. Т 17. -№ 1 — С. 169— 170.
- Патраков Э.В. Формирование отношения к ребенку в пренаталь-ный и ранний постнатальный периоды // Психология: итоги и перспективы / Под ред. А. А. Крылова. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. — С. 90−92.
- Педагогические условия совершенствования адаптационных процессов в вузе: Межвуз.темат.сборник. Барнаул, 1988. — 119 с.
- Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт/ Н. Пезешкиан. — Пер. с англ., нем. — М.: 1996. — 336 с.
- Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия / Н. Пезешкиан. Пер. с нем. М.: 1996. — 464 с
- Пезешкиан X. Основы позитивной психотерапии / X. Пезешкиан. Под ред. П. И. Сидорова. Архангельск, 1993. -116 с.
- Перлз Ф. Практика гештальттерапии — М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. 480 с.
- Перри Г. Как справиться с кризисом. — М.: Педагогика-Пресс, 1995. С. 139−274.
- Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. М.: Горбунок, 1992.-224с.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. — С. 55−229.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды . -М., 1969. С. 50−105.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. — М.: Просвещение, 1969. — С. 55−229.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта // Пиаже Ж. Избранные психологические труды. -М.: Просвещение, 1969. С. 55−229.
- Плескунин В.И., Воронина Е. Д. Теоретические основы организации и анализа выборочных данных в эксперименте. — Л.: ЛГУ, 1979. — 232 с.
- Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: Субъектный подход/Дис. д-ра психол. наук: 19.00.01. — М.: РГБ, 2003.
- Посохова С. Т. Эмоциональная неустойчивость в психической организации человека // Практическая психология. Методология и методики научных исследований / Под ред. В. Н. Панферова. СПб, Образование, 1996. — С. 22−35.
- Практическая психодиагностика. Методики и тесты. / Сост. Д. Я. Райгородский. Самара, 1998. — С. 312.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. 304 с.
- Прихожан А. М Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — М: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. — С. 30 — 40.
- Прокофьева В.А. Личностные аспекты подбора и адаптации персонала страховых компаний / Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — СПб., 1997.-18 с.
- Психоанализ и культура: Избранные труды К. Хорни и Э. Фромма / Пер. Сост. и авт. послесл. А. М. Руткевич. -М.: Юрист, 1995. 623 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии: научно-методическое пособие / Л. М. Митина, Л. В. Брендакова, И. В. Вачков и др. Под ред. Л. М. Митиной. 2-е изд., испр. -М., 2003. — 184 с.
- Психология господства и подчинения: Хрестоматия / Сост. А. Г. Чернявская. Мн.: Харвест, 1998. — 560 с.
- Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер Ком, 1998. — 752 с.
- Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков / В. Райх. Пер. и общ. ред. А.В. Росо-хина. -М.: Республика, 1999. 461 с.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций /Я. Рейков-ский. -М., 1979. С. 302−303.
- Робертсон Р. Введение в психологию Юнга / Р. Робертсон. Серия «Психологические этюды». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — 320 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1994.-480 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.: Прогресс, 1994.-480с.
- Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия / К. Роджерс. Пер. с англ. — М.: 1997.-320 с.
- Ротенберг B.C. Адаптивная функция сна: причины и проявления ее нарушения. — М.: Наука, 1982. 175 с.
- Руффлер М. Игры внутри нас /М. Руффлер. Пер. с англ. Т. Чхеидзе. М.: Изд. Института Психотерапии, 1998. — 208 с.
- Сандомирский М.Е. Психическая адаптация в условиях пенитенциарного стресса и личностно-типологические особенности осужденных. — Уфа: Изд-во «Здравоохранение Башкортостана», 2001. 88 с.
- Сартр, Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Ж.П. Сартр- Пер. с франц., пред. и примеч. В. И. Колядко. — М.: Республика, 2000.-639 с.
- Селье Г. (Selye Н.) Очерки об общем адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960.-207 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки. С.-Пб.: Изд-во «Социально-психологический центр», 1996. — 349 с.
- Спиноза Б. Избранные произведения / Б. Спиноза. Серия «Выдающиеся мыслители». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 608 с.
- Спиноза Б. Этика / Б. Спиноза. Пер. с лат. Н. А. Иванцова. — СПб.: Аста-пресс, 1993. — 248 с.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. — Ростов-на-Дону: Изд., 1997.-736 с.
- Стресс и тревога в спорте: Международный сборник научных статей /Сост. IO.JI. Ханин.-М.: 1983.-288 с.
- Стукалов П.Л. Психолого-социальные факторы риска психической дезадаптации у студентов. Воронеж, 2003.
- Судаков К.В. Системные механизмы эмоционального стресса. — М., 1981.
- Тайны сознания и бессознательного: Хрестоматия / Сост. К.В. Сель-ченок. -Мн.: Харвест, 1998. 496 с.
- Тиллих П. Избранное: Теология культуры / П. Тиллих. Пер. с англ. — М.: Юрист, 1995.-479 с.
- Тревога и тревожность / Сост. И общ. ред. В. М. Астапова. — СПб.: 2001.-56 с.
- Трифонов Е.В. Прогнозирование в физиологических системах — основа адаптации человека к факторам среды // Компоненты адаптационного процесса / Под ред. В. И. Медведева. Л.: Наука, 1984. — С. 70−86.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М.: Медицина, 1987.-304 с.
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. — М.: Медицина, 1987. -304 с.
- Франки В. Доктор и душа / В. Э. Франки. Пер. с англ. А. А. Бореева. СПб.: «Ювента», 1997.-288 с.
- Франкл В. Психотерапия на практике / В. Франки. Пер. с нем. СПБ.: 2001.-256 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / З.Фрейд. СПб.: Питер, 2001.-384 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. -М.: Наука, 1991. 456 с.
- Фрейд 3. Влечения и их судьба / 3. Фрейд. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО — Пресс, 1999. — 432 с.
- Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993.-144 с.
- Фрейд 3. Страх / 3. Фрейд. М.: Книжное изд-во «Современные проблемы», 1927.
- Фрейд 3. Я и Оно: Сочинения / 3. Фрейд. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс- Харьков: Изд-во «Фолио», 2001. — 864 с.
- Фрейджер Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Фейдимен. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2001. — 864 с.
- Фрейджер Р. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Фейдимен. СПб.: 2001. — 864 с.
- Фромм Э. Душа человека / Э. Фромм. М: ООО «Изд. АСТ-ЛТД», 1998.-664 с.
- Фромм Э. Человеческая ситуация / Э. Фромм. Под ред. Д. А. Леонтьева. Пер. с англ. Д. А. Леонтьева. — М: «Смысл», 1994, — 238 с.
- Хайдеггер М. Бытие и время / М. Хайдеггер. Пер. с нем. В.В. Биби-хина. М: Изд. «Ad Marginem», М. 1997. — С. 140−142.
- Холл Д. Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство / Д. Холл Перевод с англ. В. Зеленского. — СПб.: Б.С.К., 1996. — 168 с.
- Холл К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей. — пер. с англ. И. Б. Гришпун. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 592 с.
- Холл К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей. пер. с англ. И. Б. Гришпун. -М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 592 с.
- Хорни К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию / К. Хорни. Перевод с англ. Е. И. Замфир. Под ред. проф. ММ Решетникова — СПб.: изд. Восточно-Европейского института психоанализа и Б.С.К., 1997. — 316 с.
- Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Психология женщины. Невротическая личность нашего времени / К. Хорни. пер. с англ. — М.: Издательство «Смысл», 1997. -496 с.
- Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 2. Новые пути в психоанализе- Самоанализ / К. Хорни. Пер. с англ. -М: Издательство «Смысл», 1997. — 544 с.
- Хьелл Л. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2001.-608 с.
- Хьелл Л. Теории личности / JI. Хьелл, Д. Зиглер. СПб.: Питер, 2001.-608 с.
- Цискаридзе М.А. Обнаружение сигналов на фоне шума и уровень тревожности / М. А. Цискаридзе, Н. А. Барамидзе, И. В. Какабадзе // Психологический журнал. 1986. Т. 7. -№ 6. — С. 52−53
- Чепмен А. Проблемно-ориентированная психотерапия / А. Чепмен, М. Чепмен-Сантана. СПб., 2001. — 240 с.
- Шабанова T.JI. Способы регуляции деструктивной тревожности в профессиональной деятельности учителя // Психолог в школе. — 1999. — № 2.-С. 62−64.
- Шабанова Т.Л. Способы регуляции деструктивной тревожности в профессиональной деятельности учителя // Психология в школе. — 1999. — № 2.-С. 62.
- Шарп Д. Психологические типы. Юнговская типологическая модель / Д. Шарп. Пер. с англ. В. Зеленского. — 2-е изд. — СПб.: Б.С.К., 1996. — 216 с.
- Шибутани Т. Социальная психология. — М.: Прогресс, 1969. — 535 с.
- Шостром Э. Анти-Карнеги или человек-манипулятор. — М.:1994.-128 с.
- Щербатых, Ю.В. Психология страха: Популярная энциклопедия / Ю. В. Щербатых. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. — 416 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. — Обнинск: Детство, 1993. — 56 с.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология: прошлое и настоящее / КГ. Юнг, Э. Сэмюэлс и др. Сост. В. Зеленский, А. М. Руткевич. М.: «Мартис», 1995.-320 с.
- Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг. Пер. с нем. Предисл. А. В. Брушлинского. М.: Издат. Группа «Прогресс», «Универс», 1994.-336 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы / К. Г. Юнг. Пер. с нем. С. Лорие. -М.: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2001.-480 с.
- Юнг К. Г. Человек и его символы / К. Г. Юнг, М.-Л. фон Франц и др. Под общ. ред. С. Н. Сиренко. — М.: Серебряные нити, 1997. 368 с.
- Юнсон М. Толерантность к психологическому стрессу и экспериментальное измерение защитных механизмов // Эмоциональный стресс / Под ред. Л. Леви, В. Н. Мясшцева. Л: Медицина, 1970. — С. 80−84.
- Яковлев Г. М., Новиков B.C., Хавинсон В. Х. Резистентность, стресс, регуляция. Л: Наука, 1990. — 238 с.
- ЯницкийМ.С. Адаптационный процесс: психологические механизмы и закономерности динамики / Учеб. пособие. — Кемерово, 1995.
- Яницкий М.С. Основные психологические механизмы адаптации студентов к учебной деятельности / Автореф. дис.. канд. психол наук. — Иркутск, 1995.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. Пер. с нем. 2-е изд. — М.: Республика, 1994. — 527 с.
- Hartmann Н. Ego Psychology and Problem of Adaptation. — NewYork: 1958.
- Kocowski T. Rozwiazywanie zadan przy roznych pozio-mach Jeku. — Psychologia wychowaweza, 1964. T. 7 (XXI), N. 3.
- Mayer R. Problem solving performance with task overload: Effects of selfpacing trait anxiety //Bull. Psychosom. 1977. Vol. 9, № 4. — P. 283−286.
- Rogers C. Toward a Science of the Person // Behaviorism and Phenomenology: Contrasting Bases for Modern Psychology. Ed. by T.W. Wann. Chicago: Univ. Press, 1964. P. 115, 129.
- Shand J., Grau B. Perceived self and ideal self ratings in relation to high and low of anxiety in college // J. Psychol. 1977. Vol. 95, № 4. P. 55−57.
- U) о и> to Os и> to U) to to to u> to U> I—" о to о h—к 1—i о to h—к о I—к Os о Бессмысленность существования
- Оч о U) to to о h—к h—к to to о U> to to to о н-* н-* о к—к 1—" о о и> to to н-* Свобода выбора
- U) о о о to о о о о о о о о to о о о о to о о О о о о и> о и> о Половой конфликт
- U) о I—' и> о о 1—к о ю о 1—" to to 1— u> 1—к о о о to О О w—> о о о 1—1 о OS to Неприкаянностьн1. Е в се в1. JaW