Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические закономерности овладения графическими навыками письма леворукими детьми дошкольного и младшего школьного возраста

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Элиминировать, максимально сгладить и гармонизировать ситуацию возможно, вооружив педагогов и родителей знаниями закономерностей протекания психической деятельности леворуких детей. Поэтому изучение психологических особенностей этих детей является теоретически и практически важной задачей, включающей: исследование нейродинамических и зрительно-моторных особенностей психической… Читать ещё >

Содержание

  • Страницы
  • ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
    • 1. 1. Общее представление о проблеме симметрии — асимметрии в природе
    • 1. 2. Функциональная асимметрия мозга и психика человека
    • 1. 3. Праворукость — леворукость и латеральный фенотип, как психологическая проблема
    • 1. 4. Психолого-педагогические особенности
  • Ф обучения леворуких детей
    • 1. 5. Психофизиологические механизмы формирования навыков письменной речи
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Методология и организация проведения исследования
    • 2. 2. Общая характеристика обследованных
    • 2. 3. Характеристика психологических методов, ф использованных в исследовании. ф
    • 2. 4. Методы математико-статистической обработки данных
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
    • 3. 1. Особенности нейродинамических характеристик: психомоторного темпа, точности и надежности переработки информации леворукими и праворукими детьми 6−9-ти летнего возраста. л
  • Выводы
    • 3. 2. Особенности формирования зрительно-моторных координаций у леворуких и праворуких детей 6−7- летнего возраста при выполнении графических и рисуночных тестов
  • Выводы

3.3. Экспериментально-психологические данные обучения леворуких детей графическим навыкам письма. а) Добукварный или аналитический период. б) Букварный или синтетический период. в) Период автоматизации навыка письма и становления почерка.

Психологические закономерности овладения графическими навыками письма леворукими детьми дошкольного и младшего школьного возраста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Функциональная, тендерная и культурная асимметрии определяют условия целостного развития человека в филогенезе. Проявлением функциональной асимметрии высшей нервной деятельности в моторной, сенсорной и психической сферах является модель «правшество-левшество». В сочетаниях моторных (ведущая рука, нога) и сенсорных (ухо, глаз) асимметрий проявляется латеральный портрет или индивидуальный профиль асимметрии человека — его фенотип (Брагина H.H., Доброхотова Т.А.). В разнообразии латеральных фенотипов сохраняются общевидовые и индивидуальные свойства организма, его поведение и «самость», его биологическая устойчивость, как вида. Пластические перестройки в центральной нервной системе дают возможность усилить, ослабить или комбинировать моторную асимметрию, но не переделать или изменить ее (Бианки В. Л., Филиппова E. JL).

Асимметричное использование рук является видовым признаком человека. Изучение 10 тысяч книг по искусству Европы, Азии, Африки и Америки от каменного века до 1950 года, подтверждает, что на протяжении жизни более чем 50 поколений оставалось неизменным соотношение правои леворуких. Анализ мануального предпочтения: в рисунках на стенах пещер, в египетских пирамидах, в росписях храмов и базилик, при изучении оружия, военных доспехов, инструментов, убеждает в том, что леворукость от австралопитека до наших дней является стабильным (10−13%), распространенным на всей территории Земли признаком, тщательно сохраняемым природой на пути эволюционного развития (S. Coren, Данилова Е.И.). Неизменность феномена «левшества» — аргумент исключительной его важности, а выявление различий в частоте леворуких зависит от методики исследования и исторической эпохи, климата и даты рождения исследуемых, адаптивности, возраста и пола, профессиональной и спортивной деятельности (Айрапетянц В.А.).

В разные века отношение к левшам было различным: от поклонения до запретов и сенестрофобии — боязни левой руки. Только в начале XX столетия научно доказанные данные о врожденности латеральности приводят к изменениям социальной политики по отношению к левшам. Первой страной, запретившей переучивать леворуких, становится Австралия (в конце XIX в. левшей там 2%, в 60-е гг. XX в. — уже 13%), в 20-е гг. к движению присоединяются США, затем Англия, в 50-е гг. ряд европейских стран, Россия — только в 80-е годы XX века выступает за освобождение левой руки (М. Бертран).

Сегодня на Земле более 600 млн. левшей (14 млн. в России, 13 — в Бразилии, 25 млн. — в США, по 100 млн. в Индии и Китае). Леворукость — не редкое, и не аномальное явление. Увеличение количества левшей во второй половине XX века связано с интересом специалистов разных профилей к феномену левшества, развитием науки и медицины, улучшением родовспоможения, прекращением практики переучивания детей, потребностью в адаптации, созданием специальных инструментов и средств деятельности (Чуприков А.П.).

Большинство исследований специфики психической деятельности леворуких связано с изучением патологических феноменов, с возникновением специфических форм дизонтогенеза: трудностями в овладении устной речью, чте-, нием, письмом, счетом, оптико-пространственными и психомоторными функциямисвоеобразием их эмоционального статусауязвимостью, ненадежностью адаптивных механизмов. Многочисленные нейрофизиологические данные подтверждают — мозговая организация психических процессов у левшей представляет особую, специфическую систему, основу которой составляют базисные параметры: функциональная амбилатеральность, диффузность и относительная разобщенность, автономия гемисфер мозга, недостаточная дифференцирован-ность подкорково-корковых отношений (Балонов Л.Я., Деглин В. Л., Клейн В. Н., Констандов Э. А., Москвин В. А., Николаенко H.H., Спрингер С., Дейч Г.).

По ряду параметров психического развития левши обнаруживают больший словарный запас, общую информированность и эрудицию, достижения в математике, музыке, живописи, одаренность высокой степенью компенсаторных возможностей мозга. Левши легко адаптируются в деятельности индивидуальной, ненормированной, требующей инициативы и интуиции, имеют способность к спонтанному выстраиванию долгострочных программ поведения, к многоконтексному, неоднозначному восприятию, к предвосхищению и имитации (Леутин В.П., Николаева Е.И.). Леворукость не препятствует умственной деятельности, достижениям успехов в развитии и совершенствовании интеллектуальных и двигательных навыков (Безруких М.М., Лебедев В.М.).

Современная школа в методах и программах обучения, сроках усвоения определенного объема знаний остается консервативной системой, предъявляющей стандартность требований ко всем детям, приспосабливая, а, не раскрывая, не учитывая уникальные особенности онтогенеза леворуких учеников (Семенович A.B., Симерницкая Э. Т., Хомская Е. Д., Ясюкова Л.А.).

Элиминировать, максимально сгладить и гармонизировать ситуацию возможно, вооружив педагогов и родителей знаниями закономерностей протекания психической деятельности леворуких детей. Поэтому изучение психологических особенностей этих детей является теоретически и практически важной задачей, включающей: исследование нейродинамических и зрительно-моторных особенностей психической деятельностиразработку на их базе методики поэтапного психолого-педагогического сопровождения при обучении графическим навыкам письмаанализ возникающих трудностей и подготовку эффективных способов их преодоления. Практическая реализация поставленных задач повысит общую успеваемость, а также успешность овладения чтением и письмом, послужит охране психического здоровья, облегчит адаптацию к школьной жизни леворуких учеников.

Цель исследования.

Определение оптимальных направлений и методик психологического сопровождения процесса овладения графическими навыками письма леворуки-ми учащимися на основании изучения закономерностей нейродинамических и зрительно-моторных особенностей психической деятельности.

Задачи исследования:

1. Провести лонгитюдное исследование динамики нейродинамических характеристик скорости, точности и надежности интеллектуальной работоспособности детей, с целью выявления общих тенденций возрастного и индивидуального развития, а также особенностей произвольного контроля над своей психической деятельностью правои леворукими детьми в процессе четырехлетнего обучения в начальной школе.

2. Проанализировать количественные и качественные показатели скорости, точности и ошибок при переработке информации в выборках леворуких и праворуких детей (мальчиков и девочек) от 6 до 9 лет, в начале и конце каждого учебного года.

3. Изучить особенности зрительно-моторных координаций, с целью определить уровни и своеобразие их сформированности в группах леворуких и праворуких детей 6−7 лет, на этапе подготовки к усвоению графических навыков письма в процессе систематического школьного обучения.

4. На основании результатов исследования определить задачи психолого-педагогического сопровождения процессов подготовки, овладения и автоматизации графических навыков письма леворукими детьми в начальной школе.

5. В целях предупреждения трудностей становления графических навыков письма у леворуких детей, провести апробацию и оценку эффективности методики формирования зрительно-моторных координаций, как базисного навыка при поэтапном обучении письму.

Гипотеза.

Существуют психологические особенности, проявляющиеся в характеристиках скорости, точности и надежности переработки информации, а также при формировании зрительно-моторных координаций у леворуких учащихся, которые необходимо учитывать на этапах овладения процессуальными навыками и операциями графики курсивного письма, а затем динамическими автоматизмами в период становления почерка.

Объект исследования.

Дети от 6 до 9 лет: дошкольники, посещающие занятия в подготовительном классе и младшие школьники от 1 до 3−4 класса.

Предмет исследования.

Динамика скорости, точности, надежности переработки информации и зрительно-моторных координаций в процессе овладения графикой письма.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в проведении сравнительного анализа скорости, точности и надежности показателей переработки информации у детей от 6 до 9 лет, овладевающих графическими навыками письма левой или правой рукой, что позволило выявить количественные и уровневые различия нейродинамических характеристик и зрительно-моторных кооординаций в данных группах детей. Установлены взаимосвязи между сформированностью зрительно-моторных координаций и трудностями добукварного и букварного этапа овладения письменной речью у левору-ких детей. На основе анализа видеозаписи процесса письма леворукими учащимися установлены различные способы удержания ручки этими детьми. Определены особенности процессов овладения графическими навыками письма в группах праворуких и леворуких учащихся.

Практическое значение.

Определены задачи психологического сопровождения каждого этапа формирования графических навыков у леворуких учащихся. Исследована возможность и показана эффективность учета особенностей нейродинамических и зрительно-моторных характеристик леворуких и праворуких детей при разработке методики обучения на этапах: подготовки, становления и автоматизации графики курсивного письма. Предложена методика психологического сопровождения этапа подготовки к обучению письму леворукими детьми.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается репрезентативностью выборки испытуемых в количественном и качественном отношении, адекватностью применяемых в исследовании методик и использованием современных методов математической статистики.

Апробация и практическая реализация.

Основные положения работы включены в процесс психологического сопровождения обучения детей в начальной школе гимназии № 406 и в школе № 448 — центре социальной адаптации детей-левшей Санкт-Петербурга, в обучающие программы для детей, родителей и педагогов. Результаты исследования изложены в 12 публикациях — статьях и методических рекомендациях серии «Программа развития и обучения дошкольника»: «Если ребенок левша" — «Где право? Где лево? Учимся ориентироваться в пространстве" — «Прописи» в 3 частях для занятий с детьми дошкольного возраста.

Материалы и результаты исследования обсуждались на международной научно-практической конференции VII Царскосельские чтения, 22−23 апреля 2003 годав статье опубликованной в сборнике ученые записки Ленинградского государственного университета имени A.C. Пушкина «Актуальные проблемы современной психологии» в~7005 году.

Положения, выносимые на защиту:

1. Нейродинамические характеристики скорости, точности и надежности' переработки информации в начале и в конце учебного года, а также изменения за учебный год, в группах леворуких и праворуких детей имеют ряд достоверных различий в количественных и качественных показателях, в течение четырехлетнего обучения в начальной школе.

2. Группы леворуких и праворуких учащихся, приступающих к овладению графикой письма, различаются по показателям сформированности зрительно-моторных координации, что обнаруживается при выполнении различных тестовых задач.

3. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения леворуких детей графическим навыкам курсивного письма позволяет сформировать зрительно-моторное взаимодействие руки и глаза, овладеть стратегиями выстраивания и применения двигательного алгоритма письма, дает возможность избежать моторной дисфункции и эмоционального дискомфорта.

122 ВЫВОДЫ:

1. Количественные и уровневые характеристики нейродинамических показателей переработки информации, их динамика внутри каждой возрастной группы, как за каждый учебный год, так и за весь период обучения в начальной школе у праворуких и леворуких детей соответствует критериальным возрастным нормам.

2. Числовая и уровневая оценка коэффициента скорости и точности переработки информации, его динамика у детей от подготовительного до 3−4 класса (6 — 9-летнего возраста) отражает развитие произвольного внимания и способность к произвольной концентрации. В выборках исследуемых леворуких учащихся в конце 1-го и 2-го учебного года выявлены достоверные различия преобладания высоких значений точности переработки информации, в сравнении с праворукими. За 3-й учебный год доля леворуких учащихся увеличивших точность переработки информации, больше, чем праворуких. У леворуких учащихся чаще встречаются высокие показатели скорости в начале и в конце 3-го учебного года.

3. Различия динамики характеристик скорости, точности и надежности переработки информации за период обучения в начальной школе показал, что ле-ворукие дети обладают рядом психологических преимуществ по сравнению с праворукими. Стратегии адаптации, проявляющиеся в повышении точности выполнения задания в конце 1-го и 2-го учебного года, являются адекватными соответствующим задачам овладения поэлементным, а затем слитным письмом, а увеличение скорости за 3-й год обучения в школе соответствует этапу овладения автоматизированным почерком.

4. Анализ уровня сформированности зрительно-моторных координации у леворуких и праворуких детей, позволяет сделать вывод о том, что существуют значимые различия среди детей, поступающих в 1 класс и пишущих левой и правой рукой. Достоверные различия проявляются по-разному при использовании различных тестовых заданий. При копировании групп геометрических фигур гештальт-теста и выполнении графического диктанта у леворуких преобладают низкие уровни показателейнет различий при выполнении методик «лабиринты» и теста Керна-Йеразека, в тесте «схематизациях» в выборке леворуких детей преобладают высокие уровни значений.

5. Различия в особенностях зрительно-моторных координаций леворуких детей проявляются в медленном формировании динамических, кинетических компонентовв несинхронизированном сенсомоторном взаимодействии.

У леворуких учащихся формируются различные тактики выполнений заданий: «опережающая» — при выполнении заданий с графическими ориентирами-схемами, без учета скоростных характеристик при визуальном контроле- «соответствия» — при срисовывании графических и письменных (целостных) заданий, в рисуночном тестеи тактики «отставания» — пофрагментарности, хаотичности и двойных энграмм (зеркальности) при копировании нескольких групп геометрических фигур, при групповом, поэтапном выполнении задания по словесной инструкции и временных ограничениях.

6. Психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения леворуких детей графике письма дает возможность предупредить возникновение моторной дисфункции, которая проявляется в: принятии неудобного положения рукимноговариантном, пофрагментарном написании отдельных графических единицмногократных механических упражнениях в безотрывном переписываниипроизвольном контроле на этапе автоматизации.

В процессе психологического сопровождения для формирования плавности, ритмичности и ловкости графического навыка на добукварном этапе эффективно использование методики «10 шагов». На букварном и этапе автоматизации необходимо усвоение леворукими детьми двигательного алгоритма: поэтапное формированию программы (задания), предвидению результатов (анализ образца), постановка цели и задач (последовательности), способов выполнения (как писать), постоянный самоконтроль и самооценка.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

В начальной школе обучение графическим навыкам письма осуществляется в течение трех этапов: добукварном, букварном и этапе автоматизации навыка и формирования почерка.

В экспериментальном исследовании установлено, что наибольшие трудности приступая к обучению графике письма испытывают леворукие дети по причине недостаточной сформированности зрительно-моторных координации. У левшей медленно формируются динамические, кинетические компоненты, поэтому пальчиковая гимнастика, растяжка для рук, маркировка левой руки и пространства, глазодвигательные упражнения, упражнения для губ и языкаподготовка к овладению пространством, к формированию двигательных программ, в том числе и письма. С этих заданий начинаем каждое занятие.

Методика «10 шагов» способствует развитию ловких, ритмичных движений кистиформированию взаимодействия графических движений руки под контролем зрения при срисовывании и копировании образца.

1. Учимся правильно сидеть.

2. Правильно и удобно держим карандаш и лист бумаги. Карандаш («ТМ») находиться на правой стороне среднего пальца, указательный и большой пальцы придерживают его, при этом указательный палец может легко подниматься. Держать карандаш или ручку нужно свободно, не зажимая, на расстоянии 4 см от кончика стержня до пальца. Руку располагаем после нескольких проб так, как наиболее удобно, сохраняя при этом прямую осанку и соблюдая другие гигиенические требования, с целью избежать позного утомления.

3. Рисуем прямые линии. Осваиваем свободные движения руки, координируя движения пальцев, кисти, предплечья, рисуя ровные, четкие линии.

Вторая задача — освоить направление движения: вверх, вниз, вправо, влево, с левого верхнего в правый нижний уголок. На нелинованных листах А-4 учимся рисовать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии (соединяя точки, затем от точки в указанном направлении).

4. Рисуем параллельные линии: «сверху вниз», «слева направо» и на.

Параллельность штрихов придает почерку четкость, аккуратность, делает письмо удобным для чтения. Параллельность или наклон при письме может быть прямым, наклонным вправо и наклонным влево.

Требования наклонного письма определяется не эстетическими качествами и даже не традициями наклонного письменного шрифта. Требование писать с наклоном определяется удобством для пишущего, возможностью осуществить при меньшей затрате более скорые движения. Наш школьный письменный шрифт именно потому наклонный, что он соответствует удобствам пишущего и более быстрому письму.

При письме для кисти и пальцев удобнее всего совершать движения на себя, эти же движения легче прослеживать и глазом: сверху вниз и снизу вверх. Значит прямое письмо наиболее удобно для глаза и кисти. Но для свободного движения кисти при письме она должна двигаться правая рука — вправо-вверх, а левая рука вправо-вниз, поэтому требуется наклонное положение тетради.

Рисуя наклонные линии, важно проследить и отметить с каким наклоном рисует леворукий ребенок, чаще всего — такой наклон будет удобным для него при письме, это может быть и правый и левый наклон.

Сегодня принят наклон 65 градусов, однако дети пишут с наклоном в 70−75 градусов, что соответствует закономерностям биомеханики письма. Сложение векторов движения руки, как показано в исследовании А. Д. Беридзе, дает в результате в латинском и славянском письменных, шрифтах именно такой угол наклона. Сложение векторов при письме можем сравнить с движение лодки поперек течения реки, где в результате сложения направления течения и движения лодки она отклоняется от намеченного пути. Главная задача подобрать для леворукого ученика наиболее удобный наклон тетради. клонные.

Изучение результатов выполнения тестов «лабиринты» и «схематизации» убеждает в том, что леворукие дошкольники и первоклассники лучше выполняют те тестовые задания, у которых есть зрительный ориентир: «к домику с елочкой», «ровная линия по дорожке». Исходя из этого для обучения детей проведению наклонных линий, использовали 2 варианта трафаретов с наклонной разлиновкой под углом 70 градусов вправо и влево, которые можно под-кладывать под свой лист.

5. Рисуем полуовалы нижние и верхние, правые и левые.

Важно показать детям, что нижние полуовалы удобнее рисовать слева направо, а верхние — справа налево, правые и левые пишем сверху вниз.

Используем рисование пальцем, мелом, кисточкой, фломастеромна доске, на картоне, на большом листе, на газете между строк, с помощью трафарета, шаблона, через кальку.

6. Рисование овалов и кругов. Для выполнения этого задания учимся вписывать круг в квадрат и овал в прямоугольник. Успешность выполнения любого сложного двигательного задания зависит от систематической тренировки тонкокоординированных движений руки, не должно быть простым механическим повторением, необходимо осознанность выполнения.

До начала выполнения этого и других этапов методики необходимо провести подготовку, для овладения формой имитируя планируемое графическое задание с помощью других материалов, например: сгибание из проволоки, вырезание из бумаги, картона, ткани, лепка из теста, выкладывание из счетных палочек, спичек, нитей, геометрических фигур, обведение шаблонов.

При обучении ребенка новым двигательным навыкам необходимо:

— четко сформулировать задачу или цель действия,.

— выделить опорные точки движения,.

— определить ориентиры для контроля и при необходимости коррекции.

Обучая ребенка новым двигательным действиям нужно: а) Объяснить, что и как делать: начало действия, направление и ожидаемый результат — анализ образца. б). Взрослый одновременно проговаривает и показывает последовательность, алгоритм действия «в воздухе», затем на листе: линия вниз, закругление. в). Устное повторение ребенком алгоритма действия: «ставлю точку посередине клеточки, веду линию, закругление в уголке, ровная линия.» г). Ребенок проговаривает алгоритм последовательности выполнения задания для другого ребенка, наблюдая и контролируя поэтапность его движений и анализируя результат. д). Самостоятельное выполнение задания медленно, под свою диктовку, от начала до конца и без ошибок.

Выполняя это задание необходимо использовать проговаривание (поэтапные действия по П.Я. Гальперину) ребенком последовательных этапов предстоящей работы. Детальный речевой анализ тонких движений руки позволяет перевести зрительный образ в план сознания, подключить осознанный контроль за его выполнением. Речь становится связующим звеном между зрительным анализом и движением руки. Этот способ помогает анализу и планированию, способствует пониманию задания, улучшает его качество и развивает зрительно-моторную координацию в целом.

7. Рисование плавных линий, петель и зигзагов. Задание пройти, пробежать по дорожке, выйти из лабиринта, проехать по горкам, нарисовать морские волны, дождь, горы, снежные вершины, облака. Основной задачей является обучить ребенка плавности согласованных движений кисти и руки вдоль линии письма слева направо, обучить равномерности нажима и плавности закруглений.

8. Прямые и соединительные линии.

Курсивное письмо — это связанные ритмические тонко координированные движения, сформировать которые сложно. Написание штрихов и соединений лежат в основе начертания букв. Выделим для левору-ких детей два вида таких движений: прямая вертикальная линия и пунктирное соединение, затем вариант с прямой горизонтальной линией. Написание таких штрихов формирует произвольную регуляцию движений, а также ритмичность движений, чередования напряжения и расслабление кисти и пальцев, предупреждение перенапряжение пишущей руки.

Рисуем линии, используя счет для придания графическим движениям ритмичности: «Раз- (линия, нажим, напряжение), и- (поворот, расслабление), два-и, три-и, четыре-и.».

9. Рисуем линии, овалы, полуовалы в тетрадях. Для этого задания используем тетради в крупную клетку, в которой дети знакомятся со строкой, располагают в строчке палочки короткие, длинные, их чередование. Затем осваивают наклонные линии (диагональ), закругления, полуовалы.

10. Учимся писать печатные буквы. Дети до обучения в школе знают печатные буквы и пишут их. Леворукие дети часто допускают много ошибок при таком письме в виде искажения элементов, зеркального изображения, нарушения размера и формы. До начала систематического обучения в школе и освоения графических навыков курсивного письма возможно, по мнению специалистов, (Князева Е.В., Безруких М.М.) обучение леворуких детей изображению печатных букв.

Умение использовать печатные буквы способствует усвоению детьми понятия о том, что звук можно нарисовать и условный знак — это буква, букву можно писать по-разному. Эта работа способствует развитию фонематического слуха, совершенствует зрительное восприятие и зрительно-моторные координации у детей, готовит детей к осмысленному овладению письмом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.Р. Функциональные асимметрии рук и некоторые психофизиологические особенности дошкольников и первоклассников //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. С. 14.
  2. В.А. Особенности функциональных асимметрий мозга здоровых детей. //Асимметрия мозга и память. Сб. науч. тр. /АН СССР. Ин-т биол. физики. Пущино, 1987. С. 3−10.
  3. В.А. Функциональная организация мозга леворуких детей. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВННИ гигиены детей и подростков. М.: Б. и., 1987. С. 54−58.
  4. Э.М. Взаимосвязь между латеральным фенотипом и личностными особенностями у детей младшего школьного возраста. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВННИ гигиены детей и подростков. М.: Б. и., 1987. С. 36−38.
  5. Э.Х. Функциональная асимметрия нижних конечностей и подготовка подростков и юношей, занимающихся легкой атлетикой. //Автореферат дис. к. пед. наук. М., 1969. -18с.
  6. .Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения. //Вопросы психологии. 1963, № 5. С. 83−98.
  7. П.К. Особенности афферентного аппарата в условиях рефлекса и их значение для психологии. //Вопросы психологии. 1955, № 6, С.42−51.
  8. Э.В., Шумакова Ю. С. и др. Некоторые признаки здоровья леворуких детей. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВННИ гигиены детей и подростков. М.: Б. и., 1987. С. 88−90.
  9. Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминтного полушарий. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. 218 с.
  10. О.М. К вопросу о функциональной асимметрии зрительно-моторной реакции у альпинистов. //Проблемы нейрокибернетики. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1983. С. 186−187.
  11. О.М., Ковалев A.A. К вопросу о формировании функциональной асимметрии мозга человека. //Проблемы нейрокибернетики: диагностика и коррекция функциональных состояний. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1989. С. 89−93.
  12. Е.В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. М.: Изд-во «Гном и Д» 2003. 120 с. — ISBN 5−29 600 308-Х.
  13. М.М. Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей. М.: Ювента, 2001. 80 с. — ISBN 5−85 429−122−3.
  14. М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться: Об истоках школьных проблем. Тула: Родничок, 2003. 163 с. — ISBN 5−89 624−093−7.
  15. М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. //Проблемные дети. М.: Изд-во УРАО, 2000. С. 3−259. ISBN 5−89 648−070−9.
  16. М.М., Князева М. Г. Если ваш ребенок левша: Метод, пособие для учителей нач. кл. Тула: Арктоус, 1996. 78 с. — ISBN 5−88 705−026−8.
  17. М.М., Морозова Л. В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5−7,5 лет. М.: Новая школа, 1996. 44 е.- ISBN 57 301−0232−1.
  18. М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка). М.: Академия, 2002. 412 с. — ISBN 5−769 505 081−8.
  19. М.М., Хрянин А. В. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности организации зрительно-пространственной деятельности у праворуких и леворуких детей 6−7 лет. //Физиология человека. 2000, Т. 26, № 1. С. 14−20.
  20. H.A. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. 287 с. — ISBN 5−278−339−1.
  21. Бертран Пьер-Мишель. Зеркальные люди. История левшей. Пер. с франц. М.: Новое литерат. обозрение, 2005. 304 с. — ISBN 5−86 793−351−2.
  22. В.И. Мозг и его деятельность. M.-JL: Гос. изд-во «Печатный двор», 1928.-327 с.
  23. B.JI. Механизмы парного мозга. JL: Наука, Ленингр. отд-ние, 1989.-264 с.
  24. В.Л., Филиппова Е. Б. Асимметрия мозга и пол. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1997. 326 с. — ISBN 5−288−1 780−8.
  25. . В.Л. Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985.-295 с.
  26. С.М., Карасева Т. А. Афазия и зеркальное письмо у левшей при поражении левого полушария. //Журнал невропатологии и психиатрии. 1965. Т. 65, выпуск 12. С. 1767−1772.
  27. З.А. Подготовка руки к письму на занятиях по рисованию. //Дошкольное воспитание. 1987, № 10. С. 65−68.
  28. H.H. Дерматоглифика пишущих левой. //Вопросы психологии. 1997, № 2. С. 76−87.
  29. В.А., Доброхотова Т. А., Федорук А. Г. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная эффективность пилотов. //Физиология человека. 1990, Т. 16, № 6. С. 142−148.
  30. Брабин Говард. Родной язык и мозг. (Интересное открытие японского экспериментатора). //Курьер ЮНЕСКО. 1982, март. С. 10−13.
  31. БрагинаН.Н., Доброхотова Т. А. Левши. М.: Книга, 1994.-231 с.
  32. H.H., Доброхотова Т. А. Проблема функциональной асимметрии мозга. //Вопросы философии. 1977, № 2. С. 135 148.
  33. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии и индивидуальное пространство и время. //Вопросы философии. 1978, № 3. С. 137−149.
  34. H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. 237 с. — ISBN 5−225−102−5.
  35. H.H., ДоброхотоваТ.А. Загадки левшей. //Атеистические чтения. 1990, № 2. С. 106−115.
  36. Ю.В. Функциональная асимметрия мозга и латерализация индивидуального пространства. Автореферат дис. к. пс. н. М., 1989. 22 с.
  37. А.Ф. Десноручие, шуеручие и перекресная асимметрия конечностей. //Русский антропологический журнал. 1927. Том 15. Вып. 3−4. С. 7−29.
  38. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с. — ISBN 5−88 782−336−4.
  39. Г. А., Клементьев Б. И. Проблема химической асимметрии мозга. //Физиология человека. 1988. Т. 14. № 2. С. 298−312.
  40. Г. Симметрия. Пер. с нем. М.: Наука, 1968. 191 с.
  41. А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрирован, руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 159 c.-ISBN 5−305−000−58−0.
  42. А.Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младшего школьника. М., 2001, 150 с. — ISBN 5305−17−3.
  43. Л.А. Вот и вышел человечек. //Дошкольное воспитание. 1992, №№ 3−4.
  44. Л.А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Академия, 1994. 189 с. — ISBN 5−07−2 701−8.
  45. Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. М.: Знание, 1994. 328 с. — ISBN 5−07−2 698−4.
  46. В.И. О правизне и левизне. //Проблемы биогеохимии. (Труды биогеохим. лаборатории АН СССР). Т. 16. М.: Наука, 1980. С. 165−178.
  47. В.И. О свойствах пространства в геологических явлениях Земли на фоне роста науки XX столетия. //Проблемы биогеохимии. (Труды биогеохим. лаборатории АН СССР). Т. 16. М.: Наука, 1980. С. 85−164.
  48. В.И. Размышления натуралиста. М., 1975. Т. 1. 173 с.
  49. В.Ю., Князева М. Г. Метод определения и характеристики мануальной асимметрии в онтогенезе. //Физиология человека. 1993, Т. 15. № 1. С. 52−58.
  50. А.И., Закожурникова М. Л. Практическое руководство по преподаванию русского языка в начальной школе. М., 1952. С. 28−64.
  51. JI. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное: Собр. тр. M.: Лабиринт, 2001, 366 с. — ISBN 5−87 604−144−0.
  52. Л. С. Педагогическая психология. M.: Педагогика-пресс, 1999.-553 с.
  53. Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 220 с. — ISBN 5−87 852−022−8.
  54. B.C. К методике объективного определения «правши» и «левши». //Труды судебномедицинских экспертов Украины. Киев, 1958. С. 217 221.
  55. С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина C.B. Развиваем руки чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 2000. — 192 с. — ISBN 5−9285−0121−8.
  56. П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа. //Вопросы психологии. 1957, № 7. С. 43−49.
  57. П.Я. Формирование умственных действий. //Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю. П. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981. С. 78−86.
  58. М. Этот правый, левый мир. Пер. с англ. М.: Мир, 1967. 266 с.
  59. Ф.М. К проблеме связи когнитивного стиля с типами межпо-лушарной асимметрии мозга. //Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии. М., 1991. С. 233−241.
  60. Геодакян В. А Асинхронная асимметрия (половая и латеральная дифференциация следствие синхронной эволюции). //Журнал высшей нервной деятельности. 1993. Т. 43, выпуск 3. С. 543−561.
  61. В.А. Системно-эволюционная трактовка асимметрии мозга. //Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1986. М., 1987. С. 355−376.
  62. У. Школы без неудачников. М., 1991. 174 с. — ISBN 5−1 002 506-Х.
  63. ГЛ., Данилова О. Н., Каменский B.C., Петров В. М. Факторы межполушарной асимметрии в творческом процессе (опыт количественного анализа). //Вопросы психологии. 1988, № 5. С. 150−156.
  64. М. Исправление школьного конвейера. СПб., 1993. 306 с.
  65. Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 263 с.
  66. Е.В., Щербак М. К. Психология и методика обучения письму в букварный период. М.: Учпедгиз, 1952. 176 с.
  67. Е.И. Эволюция руки. Киев: Вища школа, 1979. 367 с.
  68. А.Е. Частота леворукости и ее антропофизиологичесая характеристика. //Врачебное дело. Киев, 1975, № 9. С. 121−123.
  69. B.JI. Парадоксальные стороны человеческого мышления. Ней-ропсихологический анализ. С-Пб., 1996. 36 с.
  70. B.JI. Функциональная асимметрия уникальная особенность мозга человека. //Наука и жизнь, 1975, № 1. С. 104−115.
  71. В.Д., Николаенко H.H. О роли доминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний. //Физиология человека. 1975, том 1, № 3. С. 418−427.
  72. Н. Доктор Доджон в стране чудес и что он там увидел. //Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес. Пер. с англ. London, 1865. Предисловие переводчика. Баку, 1991. С. 6−26
  73. Т.А., Брагина H.H. Загадки неправорукого меньшинства человечества. //Вопросы философии. 1980, № 1. С. 124−134.
  74. Т.А., Брагина H.H. Парапсихология: психология или парапсихология левшей. //Парапсихология в СССР. 1991. № 1(1). С. 21−33.
  75. Т. А., Брагина H.H. Принцип симметрии асимметрии изучении сознания человека.//Вопросы философии. 1986, № 6. С. 13−27.
  76. Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2000. 143 с. — ISBN 5−69 100 459-Х.
  77. В. Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости. //Вопросы психологии. 1989, № 6. С. 128 135.
  78. В.Д. Билатеральная организация мозга у детей при тактильном опознании предметов с разной эмоциональной значимостью. Автореферат к. биол. н. JL, 1989.- 16 с.
  79. В.Д. Специфика корковой билатеральной регуляции речевых функций у детей с разной степенью праворукости. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подр. М., 1987. С. 62−66.
  80. В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с. — ISBN 5−8252−0001−0.
  81. В.Д., Хризман Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. НИИ дошк. восп. АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. 231 с. — ISBN 5−71 550 377−9.
  82. Если вы левша. Беседа с доктором медицинских наук А.П. Чуприко-вым. //Правда, 8 июня 1980.
  83. Л.Я., Соколова E.H. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987. 225 с.
  84. Л.Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. //Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963. С. 213−227.
  85. Т. Наше дело левое. //Первое сентября. Сентябрь, 2000. С. 35−36.
  86. А.Г., Меерсон Я. А. О роли правого и левого полушария головного мозга в процессах восприятия зрительной информации. //Физиология человека. 1990. № 5, Т. 16. С. 29−34.
  87. В.П., Леонтьев А. Н. Парапсихология. //БСЭ, 1975. Т. 19. С. 546−566.
  88. B.B. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Просвещение, 1978. 185с.
  89. М. К., Матова М. А., Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей. //Вопросы психологии. 1988, № 6, С. 106−115
  90. С.Е. Изменение межполушарных отношений в процессе переобучения леворуких детей. //Проблемы нейрокибернетики. Ростов-н/Д, Изд-во Рост, ун-та, 1983. С. 201−202.
  91. В.П., Люблинская Л. Н. Рецензия на книгу: Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., перер. и доп. М., 1988. -204 с. //Философские науки. 1990, № 1. с. 137−139.
  92. В.А., Сумченко Г. М. Некоторые особенности становления пространственной ориентации при леворукости. //Проблемы медицинской психологии. Л, 1976. С. 205−206.
  93. А. Левша. //Большая мед. энциклопедия. /Под ред. Семашко H.A. М., 1930. Том 15. С. 409−411.
  94. В.Б., Никитюк Б. А. Асимметрия. //БМЭ, 1975. Т. 2. С. 257−258.
  95. З.Ф. Взаимодействие общего и индивидуального в функциональной асимметрии мозга. //Методологические проблемы исследования функций мозга. Рига, 1984. С. 61−65.
  96. А. Знак эмоциональности и особенности и особенности интеллекта. //Психологический журнал. 1982. Т.З. № 2. С. 120−126.
  97. В.Н., Чуприков А. П. Латеральная фенотипическая конституция и ее личностные корреляты. //Асимметрия мозга и память. Сб. науч. тр. /АН СССР. Ин-т биол. физики. Пущино, 1987. С. 46−52.
  98. С.М. Симметрия. //БМЭ, 1975. Том 23. С. 250−251.
  99. М. Г. ЭЭГ-корреляты межполушарного взаимодействия у пра-воруких и леворуких детей 9−10 лет. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989, № 1(5). С. 68−71.
  100. М.Г. Лонгитудинальное исследование организации нейрофизиологических процессов деятельности леворуких детей 8−16 лет. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подростков. М., 1987. С. 59−62.
  101. Кок Е. П. Общее и различное в высших функциях симметричных отделов правого и левого полушария мозга. //Физиология человека. 1975, № 3, Т. 1. С. 427−439.
  102. А.Я. Нарушение дифференцировки «правого-левого» и роль кожного анализатора в его восстановлении. //Известия Академии пед. наук РСФСР. Выпуск 53. М.: Из-во Акад. пед наук, 1954. С. 202−228.
  103. А.Я. Развитие дифференцировки направлений «правого» и «левого» у детей дошкольного возраста. //Известия Академии пед. наук РСФСР. Выпуск 53. М.: Из-во Акад. пед наук, 1954. С. 181−201.
  104. М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973.-143 с.
  105. М.М., Ахмедова С. А. Физиологический анализ ассоциативной функции мозга детей с различной подвижностью нервных процессов. Душанбе, 1991. 53 с. — ISBN 5−667−537−9.
  106. М.М., Рузина М. С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.: САГА, 2002.-224 с. ISBN 5−901 609−10−7.
  107. В. Ф. Половые различия латерализации некоторых функций мозга детей и подростков. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подростков. М., 1987. С. 29−32.
  108. В.Ф., Бурковецкая Ж. И. Особенности функционирования «биологических часов» левого и правого полушарий головного мозга у школьников. //Вопросы психологии. 1983, № 3. С. 106−112.
  109. Ю9.Констандов Э. А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М., 1978. 116 с.
  110. ПО.Корнев А. Н. Психология овладения письмом. // Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003. С. 9−78. ISBN 5−9268−0234−2.
  111. Ш. Котик Б. С., Васильева О. С. Асимметрия слуховой чувствительности у новорожденных. //Проблемы нейрокибернетики. Ростов н/Д, Из-во Рост, ун-та, 1983. С. 208.
  112. Г. В., Кукурекин Ю. В. Корреляция латерального профиля и особенности неврозов. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подростков. М., 1987. С. 100−103.
  113. ПЗ.Кураев Г. А. Эффективность выполнения зрительно-моторной реакции у детей с разным латеральным профилем. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подростков. М., 1987. С. 66−69.
  114. Г. А., Сороколетова Л. Г. К вопросу об управлении функциональной асимметрией мозга. //Проблемы нейрокибернетики: диагностика и коррекция функциональных состояний. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1989. С. 12−15.
  115. Ладыгина-Коте H.H. Предпосылки человеческого мышления. (Подражательное конструирование обезьяной и реб.). М.: Наука, 1965. 1 Юс.
  116. В.М. Динамическая латерализация функций в процессе результативной деятельности человека и животных. Автореферат дис. док. биол. наук. Минск, 1992.-42 с.
  117. М.С. Праворукость. //БМЭ 3-е изд. М., 1960. Том 26. С. 509−510.
  118. A.C., Зыков М. Б., Кольцова H.A. К вопросу о функциональной асимметрии мозга с типологическими индивидуальными особенностями человека. //Проблемы нейрокибернетики. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та., 1983. С. 211−212.
  119. К. Мимолетный узор. М.: Знание, 1978. 80 с.
  120. Леворукость. //БМЭ, т. 15, 1960. С. 305−306.
  121. В.П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб., Речь, 2005. 368 с. — ISBN 5−9268−0375−6.
  122. Г. А. Значение ведущей руки, ведущего глаза, гетерофории и рефракции в этиологии содружественного косоглазия. //Русский офтальмологический журнал. 1928. Т. 8, № 4−5. С. 451−474.
  123. Г. А. Функциональная асимметрия глаз. /Русский офтальмологический журнал. 1929. Т. 9, № 4. С. 450−466.
  124. О.В., Белопольский В. И. Руководство по использованию зрительно-моторного гештальт теста Бендер. M., 1991. 69 с.
  125. А. Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1950.-84 с.
  126. А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002. 380 с. — ISBN 5−7695−1013−7.
  127. А.Р. Письмо и речь: нейролингвинистическое исследование: Учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 345 с. — ISBN 5−7695−1011−0.
  128. А.Р. Потерянный и возвращенный мир. //Романтические эссе. М.: Педагогика-пресс, 1996. С. 95−234. ISBN 5−7155−0745−6.
  129. А.Р., Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций. //Физиология человека. 1975, Т. 1. № 3. С. 411−417.
  130. А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.- Воронеж, 1997. 64 с. — ISBN 5−89 395−042−9.
  131. Н.Г. Школьные трудности детей с леволатеральными признаками, пишущих правой рукой. //Леворукость у детей и подростков. М., 1987. С. 146−149.
  132. И. Если ваш ребенок левша. С-Пб.: Речь, 1995. — 121 с. -ISBN 5−86 617−022−1.
  133. Т.А. Роль наследственности в формировании мануальной асимметрии. //Вопросы психологии. 1999, № 3. С. 75−83.
  134. А.Н. Обучение письму в 1 классе. М.: ACT, 1994. 64 с.
  135. М.А. Индивидуальный и профессиональный профили асимметрии. //Проблемы. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та. 1983. С. 220−221.
  136. C.B. Что знает наука о мозге? //Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. С-Пб., 1999. С. 153−165. ISBN 5−87 170—107−8.
  137. Э.Б. Исследование текстов, выполненных левой рукой. Учебно-методическое пособие. М., I960. 17 с.
  138. В.А. Индивидуальные профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии). Автореферат дис. к. пс. н. 1990,-22 с.
  139. В. М., Рижинашвили P.C., Тотибадзе Н. К., Кеванишвили З. Ш., Абкардия К. К. Расщепленный мозг. Тбилиси: Мецниереба, 1972. 156 с.
  140. В.А. Леворукость среди цветоаномалов. //Вопросы психиатрической и наркологической помощи сельскому населению. Новое в латеральной нейропсихиатрии. Донецк, 1990. С. 78−79.
  141. В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования. //Вопросы психологии. 1988, № 6. С. 116−120.
  142. В.А. Распределение латеральных профилей среди леворуких. //Вопросы психиатрической и наркологической помощи сельскому населению. Новое в латеральной нейропсихиатрии. Донецк, 1990. С. 78.
  143. A.A., Леушина Л. И. Асимметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1990. 150 е.- ISBN 502−25 787−7.
  144. Л.Ф. Стратегии исследования психического развития ребен-ка.//Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1998. С. 28−33. -ISBN 5−88 415−008−3.
  145. Н.Ф. Симметрия закономерность природы и принцип познания. //Принцип симметрии. М., 1977. С. 5 -134.
  146. Т. Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма. //Дошкольное воспитание. 1987, № 10. С. 85−87.
  147. H.A. Половые особенности межполушарной асимметрии. //Асимметрия мозга и память. Сб. науч. тр. /АН СССР. Ин-т биол. физики. Пу-щино, 1987. С. 115−124.
  148. Падни Джон. Льюис Кэрролл и его мир. М.: Радуга, 1982. 143 с.
  149. А.И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль. //Вопросы психологии 1982, № 1. С. 118−126.
  150. Психолог в детском саду. /Детский центр Венгера. М.: ИНТОР, 1995. -64с.-ISBN5−87 199−028−2.
  151. Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Роль наследственности и среды в формировании функциональной асимметрии. //Психогенетика. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 347−362. ISBN 5−7567−0232−6.
  152. Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002. 416 с. — ISBN 5−9268−0133−8.
  153. B.C. Память и две стратегии мышления. //Асимметрия мозга. Сб. науч. тр. /АН СССР. Ин-т биол. физики. Пущино, 1987. С. 124−132.
  154. В.А., Боброва Л. В. Об организации произвольных движений человека в аспекте право- и леворукости. //Журнал невропатологии и психиатрии. 1982. Т. 82, выпуск 8. С. 1171−1174.
  155. М.С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. СПб.: САГА, 2000. 176 с. -ISBN 5−901−609−10−7.
  156. Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы. /Под ред. Дубровиной И. В. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 128 с. — ISBN 5−7695−0154−5.
  157. Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учеб.-метод. пособие для пед учеб. заведений. М.: Сфера, 2000. -329с.-ISBN5−89 144−126−8.
  158. О. В. Мачинская Р.В., Ахутина Г. В. Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирования навыка письма у детей 7−8 лет. //Физиология человека. 2001. Том 27, № 4. С. 23−30.
  159. A.B. Латеральные отличия нарушений психических процессов у левшей. //Клинические аспекты современной проблемы функциональной асимметрии мозга. Минск, 1987. С. 52−53.
  160. A.B. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Из-во Моск. ун-та, 1991. 95 с. — ISBN 5−211−2 253-Х.
  161. A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие по психол. направлениям и специальностям. М.: Академия, 2002. 227 с. — ISBN 5−7695−0772−1.
  162. A.B. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. Метод, рекомендации для педагогов и родителей. М., 1998. 32 с.
  163. Г. Н. Охрана здоровья детей и подростков и психогигиена леворуких. //Леворукость у детей и подростков. М., 1987. С. 3−7.
  164. А.П., Иманкулов Д. И., Соломко А. П., Холодкова Л. В. Возрастные особенности функциональной асимметрии у школьников 7−17 лет. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990, № 1 (3). С. 80−83.
  165. И.М. Рефлексы головного мозга. //Лекции по физиологии. М.: Медицина, 1974. С. 7−32.
  166. Э.Г. Доминантность полушарий Cerebral dominance. // Под ред. А. Р. Лурия. М., Из-во Моск. гос. ун-та, 1978. 95 с.
  167. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Из-во Моск. ун-та, 1985. 190 с.
  168. Э.Г., Московичюте Л. И., Семенович A.B. Письмо у переученных левшей. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подростков. М.: Б. и., 1987. С. 137−142.
  169. А. Об одном интересном феномене. // Наука и жизнь. 1980, № 10. С. 132−133.
  170. С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга, /пер. с англ. М.: Мир, 1983. 256 с.
  171. Стоянов 3., Вартанян И. А., Черниговская Т. В. Сезон рождения и лате-ральность. //Физиология человека. 1998. Т. 24, № 6. С. 32−37.
  172. В.В. Генетическая обусловленность сенсорной и моторной асимметрии. //Проблемы нейрокибернетики. Ростов н/Д: Из-во Рост, ун-та, 1983. С. 240−245.
  173. Тайны мозга. //Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек. М.: Аванта Плюс, 2001. С. 261−278. ISBN 5−8483−0036−4.
  174. Р.И. Леворукие дети и индивидуальный подход к ним в процессе обучения письму. //Начальная школа. 1953, № 10. С. 73−81.
  175. П.В. Участие различных областей левого и правого полушарий в регуляции функционального состояния детей дошкольного возраста. //Пробл. нейрокибернетики. Р н/Д: Из-во Рост, ун-та., 1983. С. 241−242.
  176. Е.А., Узорова О. В. Готовимся к школе. Практич. пособие для подготовки детей. М.: Аквариум, 1997. 400 с. — ISBN 5−85 684−153−0.
  177. А. Пальцы помогают говорить. //Дошкольное воспитание. 1989, № 10. С. 94−95.
  178. О.П. Функциональная асимметрия мозга и принципы анализа лексического и грамматического материала. //Физиология человека. 2001. Т. 27, № 1. С. 29−35.
  179. Ш. Трохимчук Л. Ф., Шквирина О. И., Бабенко Т. И. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1984. 64 с.
  180. З.С. Особенности зрительного восприятия у больных заиканием в аспекте межполушарной асимметрии. //Проблемы нейрокибернетики. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983. С. 245−246.
  181. О.В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. 127 е.- -ISBN 5−271−2 156−4.
  182. Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. (Философские и естественнонаучные аспекты). М.: Мысль, 1974. 229 с.
  183. Уроки грамоты в 1 классе: чтение и письмо: Методическое пособие. /Гадиева Г. Г. М.: Сфера, 2002. 105 с.
  184. М.П. Усвоение учащимися письменной речи. М.: Из-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 223 с.
  185. Ан. А., Фингелькурц Ал. А. Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы. //Вопросы психологии. 2000, № 4. С. 111−120.
  186. В.А. Как не надо учить читать и писать. Киев, 1914. 214 с.
  187. Е.Д. Об асимметрии блоков мозга. //Нейропсихология сегодня. Сб. ст. Под ред. Хомской Е. Д. М.: Из-во Моск. ун-та, 1995. С. 14−27. ISBN 5211−3 463−5.
  188. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. Левый правый мозг и психика. (Учеб. пособие). М.: Рос. пед. агенство, 1997. 281 с. — ISBN 5−86 825−033−8.
  189. Е.Д., Ефимова И. В., Сироткина Е. Б. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности (к проблеме психодиагностики). //Вопросы психологии. 1988, № 2. С. 147−152.
  190. Е.Д., Привалова H.H., Ениколопова Е. В., Ефимова И. В., Степанова О. Б., Горина И. С. Методы оценки межполушарной асимметрии и межпо-лушарного взаимодействия. М.: Из-во Моск. ун-та, 1995. -11 е.- ISBN 5−21 103 425−2.
  191. Т.П., Еремеева В. Д., Белов И. М., Утянова Т. А. Функциональная асимметрия мозга и ее связь с развитием речи у детей. //Вопросы психологии. 1983, № 5. С. 110−115.
  192. Л.Г. Леворукость. //БМЭ, 3-е изд. М., 1960. .Т. 15. С. 305.
  193. А.П. Антропоизометрия и охрана здоровья леворуких.
  194. Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подростков. М.: Б. и., 1987. С. 7−13.
  195. А.П. Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей. Метод, рекомендации. М.: Б. и., 1985. 11с.
  196. А.П., Казакова С. Е. Клинические особенности неврозов у леворуких детей. //Журнал невропатологии и психиатрии. 1985. Т. 85, выпуск 10. С. 1516−1521.
  197. А.П., Казакова С. Е. Частота и клиническая картина неврозов у леворуких детей в условиях переучивания. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подрост. М.: Б. и., 1987. С. 90−95.
  198. А.П., Линев А. Н., Марценковский И. А. Латеральная терапия: Руководство для врачей. Киев: Здоров’я. 1994. 175 с.
  199. И.А., Нервно-психическое здоровье у леворуких детей. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подростков. М.:Б. и., 1987. С. 103−106.
  200. И. Тайны почерка. СПб.: Питер Ком, 2004. 128 с. — ISBN 594 723−786−5.
  201. Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. //Вопросы психологии. 1956, № 5. С. 51−59.
  202. И.М. Почему высшую математику открыли Ньютон и Лейбниц? //Знание. Число и мысль. 1986, № 6. С. 99−126.
  203. Л.А. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития. //Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. С. 79−213. ISBN 5−9268−0181−8.
  204. Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб.: ГМНПП ИМАТОН, 1997. 79 с. — ISBN 5−7822−0004−9.
  205. Т.П., Онопр1енко О.В. Зошит для письма i розвитку мовлення. Кал1граф1чне написания букв i ix з’еднань. № 1, № 2. До пщручника «Буквар» для 1 класу. КиТв: Юмо, 2004. 40 с. — ISBN 966−8297−07−5. — ISBN 966−8297−091.
  206. О.Г., Кочина Л. П. Зошит з математики для 1 классу. Для учшв чотирир! чно1 початково'1 школи. КиТв: Юмо, 2003. 64 с. — ISBN 966−7451−8-9.
  207. Н.Ф. Навчання письму в першому miaci. Кшв: Радянська школа, 1989. 143 с.
  208. Р. Ребенок-левша. (Allendy R. L’enfant gaucher). //Неизвестное детство: педагогические решения. Paris, 1946. Глава XX, С. 371−384.
  209. К. G., Pasalidis F. К., Рарра Р. К. (Руцонис К.Г., Пасалидис Ф. К., Паппа П.К.) К вопросу о зеркальном письме и чтении. //Журнал невропатологии и психиатрии. 1978, № 12. С. 1802−1808.
  210. Dubois J.- P. Eloje du gaucher dans un mond manchot. //Laffont. Paris, 1986. P. 123−137.
  211. Duchesne A. Sur les eleves ambidextres et sur la necessitate d’en former dans les arts de l’ecriture et du d’essin, et dans les differents metiers mecaniques. Paris., 1986.-232 p.
  212. В. Некоторые расстройства умственного развития и характера у левшей. //Les congres de psychiatriee infantile. Paris, 24 juillet-Iaout 1937. P. 107 119.
  213. Kovarsky V. Faut-il reeduquer les gauchers? //Comptes rendus de l’Academie des sciences, seance du 24 oct., 1938. P. 743−763.
  214. Kovarsky V. La gaucherie. Les troubles fonctionnels d’origine psychogenetique chez les gauchers contraries. //Annales medicj-psychologiques, t.2, nov. Paris, 1938. P.545−562.
  215. Kovarsky V. Depistage des gauchers contraries. Paris, 1946. 215 p.
  216. Lambert Jean-Clarens. Appel. //La yoie de la main gauche. Paris, Artes, № 36, mars 1978. P. 16−23.
  217. LanneIongue O.-M. Gaucherie et droiterie. //Bulletins et memoires de la Societe d’anthropologie de Paris, 1919. P. 57−80.
  218. Regnault F. De la droiteris consideree au point de vue sociologique. La presse medicale, № 54, juillet 1931. Paris. P. 1035−1056.
  219. Simounet Cloude. La groite et la gauche dans le dessin de l’enfant et de l’adulte. //Enfans, 1, janv.-ayril 1975. Paris. P. 46−67.
  220. Vincenot H. La gauche yaut la droit. //La Yie de rail. Paris, 1952. P. 13−27.
Заполнить форму текущей работой