Психологические закономерности овладения графическими навыками письма леворукими детьми дошкольного и младшего школьного возраста
Диссертация
Элиминировать, максимально сгладить и гармонизировать ситуацию возможно, вооружив педагогов и родителей знаниями закономерностей протекания психической деятельности леворуких детей. Поэтому изучение психологических особенностей этих детей является теоретически и практически важной задачей, включающей: исследование нейродинамических и зрительно-моторных особенностей психической… Читать ещё >
Содержание
- Страницы
- ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ
- 1. 1. Общее представление о проблеме симметрии — асимметрии в природе
- 1. 2. Функциональная асимметрия мозга и психика человека
- 1. 3. Праворукость — леворукость и латеральный фенотип, как психологическая проблема
- 1. 4. Психолого-педагогические особенности
- Ф обучения леворуких детей
- 1. 5. Психофизиологические механизмы формирования навыков письменной речи
- ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Методология и организация проведения исследования
- 2. 2. Общая характеристика обследованных
- 2. 3. Характеристика психологических методов, ф использованных в исследовании. ф
- 2. 4. Методы математико-статистической обработки данных
- ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
- 3. 1. Особенности нейродинамических характеристик: психомоторного темпа, точности и надежности переработки информации леворукими и праворукими детьми 6−9-ти летнего возраста. л
- Выводы
- 3. 2. Особенности формирования зрительно-моторных координаций у леворуких и праворуких детей 6−7- летнего возраста при выполнении графических и рисуночных тестов
- Выводы
3.3. Экспериментально-психологические данные обучения леворуких детей графическим навыкам письма. а) Добукварный или аналитический период. б) Букварный или синтетический период. в) Период автоматизации навыка письма и становления почерка.
Список литературы
- Агеева С.Р. Функциональные асимметрии рук и некоторые психофизиологические особенности дошкольников и первоклассников //Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков. М., 1981. С. 14.
- Айрапетянц В.А. Особенности функциональных асимметрий мозга здоровых детей. //Асимметрия мозга и память. Сб. науч. тр. /АН СССР. Ин-т биол. физики. Пущино, 1987. С. 3−10.
- Айрапетянц В.А. Функциональная организация мозга леворуких детей. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВННИ гигиены детей и подростков. М.: Б. и., 1987. С. 54−58.
- Александровская Э.М. Взаимосвязь между латеральным фенотипом и личностными особенностями у детей младшего школьного возраста. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВННИ гигиены детей и подростков. М.: Б. и., 1987. С. 36−38.
- Амбаров Э.Х. Функциональная асимметрия нижних конечностей и подготовка подростков и юношей, занимающихся легкой атлетикой. //Автореферат дис. к. пед. наук. М., 1969. -18с.
- Ананьев Б.Г. Билатеральное регулирование как механизм поведения. //Вопросы психологии. 1963, № 5. С. 83−98.
- Анохин П.К. Особенности афферентного аппарата в условиях рефлекса и их значение для психологии. //Вопросы психологии. 1955, № 6, С.42−51.
- Арчакова Э.В., Шумакова Ю. С. и др. Некоторые признаки здоровья леворуких детей. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВННИ гигиены детей и подростков. М.: Б. и., 1987. С. 88−90.
- Балонов Л.Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминтного полушарий. Л.: Наука, Ленингр. отд-ние, 1976. 218 с.
- Бахтин О.М. К вопросу о функциональной асимметрии зрительно-моторной реакции у альпинистов. //Проблемы нейрокибернетики. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1983. С. 186−187.
- Бахтин О.М., Ковалев A.A. К вопросу о формировании функциональной асимметрии мозга человека. //Проблемы нейрокибернетики: диагностика и коррекция функциональных состояний. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1989. С. 89−93.
- Беззубцева Е.В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму. М.: Изд-во «Гном и Д» 2003. 120 с. — ISBN 5−29 600 308-Х.
- Безруких М.М. Прописи для первоклассников с трудностями обучения письму и леворуких детей. М.: Ювента, 2001. 80 с. — ISBN 5−85 429−122−3.
- Безруких М.М. Как помочь первокласснику хорошо учиться: Об истоках школьных проблем. Тула: Родничок, 2003. 163 с. — ISBN 5−89 624−093−7.
- Безруких М.М. Леворукий ребенок в школе и дома. //Проблемные дети. М.: Изд-во УРАО, 2000. С. 3−259. ISBN 5−89 648−070−9.
- Безруких М.М., Князева М. Г. Если ваш ребенок левша: Метод, пособие для учителей нач. кл. Тула: Арктоус, 1996. 78 с. — ISBN 5−88 705−026−8.
- Безруких М.М., Морозова Л. В. Методика оценки уровня развития зрительного восприятия детей 5−7,5 лет. М.: Новая школа, 1996. 44 е.- ISBN 57 301−0232−1.
- Безруких М.М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка). М.: Академия, 2002. 412 с. — ISBN 5−769 505 081−8.
- Безруких М.М., Хрянин А. В. Психофизиологические и нейрофизиологические особенности организации зрительно-пространственной деятельности у праворуких и леворуких детей 6−7 лет. //Физиология человека. 2000, Т. 26, № 1. С. 14−20.
- Бернштейн H.A. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. 287 с. — ISBN 5−278−339−1.
- Бертран Пьер-Мишель. Зеркальные люди. История левшей. Пер. с франц. М.: Новое литерат. обозрение, 2005. 304 с. — ISBN 5−86 793−351−2.
- Бехтерев В.И. Мозг и его деятельность. M.-JL: Гос. изд-во «Печатный двор», 1928.-327 с.
- Бианки B.JI. Механизмы парного мозга. JL: Наука, Ленингр. отд-ние, 1989.-264 с.
- Бианки В.Л., Филиппова Е. Б. Асимметрия мозга и пол. СПб.: Изд-во С-Петерб. ун-та, 1997. 326 с. — ISBN 5−288−1 780−8.
- Бианки. В.Л. Асимметрия мозга животных. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1985.-295 с.
- Блинков С.М., Карасева Т. А. Афазия и зеркальное письмо у левшей при поражении левого полушария. //Журнал невропатологии и психиатрии. 1965. Т. 65, выпуск 12. С. 1767−1772.
- Богатеева З.А. Подготовка руки к письму на занятиях по рисованию. //Дошкольное воспитание. 1987, № 10. С. 65−68.
- Богданов H.H. Дерматоглифика пишущих левой. //Вопросы психологии. 1997, № 2. С. 76−87.
- Бодров В.А., Доброхотова Т. А., Федорук А. Г. Функциональная асимметрия парных органов и профессиональная эффективность пилотов. //Физиология человека. 1990, Т. 16, № 6. С. 142−148.
- Брабин Говард. Родной язык и мозг. (Интересное открытие японского экспериментатора). //Курьер ЮНЕСКО. 1982, март. С. 10−13.
- БрагинаН.Н., Доброхотова Т. А. Левши. М.: Книга, 1994.-231 с.
- Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Проблема функциональной асимметрии мозга. //Вопросы философии. 1977, № 2. С. 135 148.
- Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии и индивидуальное пространство и время. //Вопросы философии. 1978, № 3. С. 137−149.
- Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1988. 237 с. — ISBN 5−225−102−5.
- Брагина H.H., ДоброхотоваТ.А. Загадки левшей. //Атеистические чтения. 1990, № 2. С. 106−115.
- Брагинская Ю.В. Функциональная асимметрия мозга и латерализация индивидуального пространства. Автореферат дис. к. пс. н. М., 1989. 22 с.
- Брандт А.Ф. Десноручие, шуеручие и перекресная асимметрия конечностей. //Русский антропологический журнал. 1927. Том 15. Вып. 3−4. С. 7−29.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. СПб.: Питер Ком, 1999. 528 с. — ISBN 5−88 782−336−4.
- Вартанян Г. А., Клементьев Б. И. Проблема химической асимметрии мозга. //Физиология человека. 1988. Т. 14. № 2. С. 298−312.
- Вейль Г. Симметрия. Пер. с нем. М.: Наука, 1968. 191 с.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. Иллюстрирован, руководство. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. 159 c.-ISBN 5−305−000−58−0.
- Венгер А.Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младшего школьника. М., 2001, 150 с. — ISBN 5305−17−3.
- Венгер Л.А. Вот и вышел человечек. //Дошкольное воспитание. 1992, №№ 3−4.
- Венгер Л.А., Венгер А. Л. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: Академия, 1994. 189 с. — ISBN 5−07−2 701−8.
- Венгер Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. М.: Знание, 1994. 328 с. — ISBN 5−07−2 698−4.
- Вернадский В.И. О правизне и левизне. //Проблемы биогеохимии. (Труды биогеохим. лаборатории АН СССР). Т. 16. М.: Наука, 1980. С. 165−178.
- Вернадский В.И. О свойствах пространства в геологических явлениях Земли на фоне роста науки XX столетия. //Проблемы биогеохимии. (Труды биогеохим. лаборатории АН СССР). Т. 16. М.: Наука, 1980. С. 85−164.
- Вернадский В.И. Размышления натуралиста. М., 1975. Т. 1. 173 с.
- Вильдавский В.Ю., Князева М. Г. Метод определения и характеристики мануальной асимметрии в онтогенезе. //Физиология человека. 1993, Т. 15. № 1. С. 52−58.
- Воскресенская А.И., Закожурникова М. Л. Практическое руководство по преподаванию русского языка в начальной школе. М., 1952. С. 28−64.
- Выготский JI. С. Мышление и речь. Психика, сознание, бессознательное: Собр. тр. M.: Лабиринт, 2001, 366 с. — ISBN 5−87 604−144−0.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. M.: Педагогика-пресс, 1999.-553 с.
- Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб.: Союз, 1997. 220 с. — ISBN 5−87 852−022−8.
- Вятченко B.C. К методике объективного определения «правши» и «левши». //Труды судебномедицинских экспертов Украины. Киев, 1958. С. 217 221.
- Гаврина С.Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина C.B. Развиваем руки чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль: Академия развития, 2000. — 192 с. — ISBN 5−9285−0121−8.
- Гальперин П.Я. Умственные действия как основа формирования мысли и образа. //Вопросы психологии. 1957, № 7. С. 43−49.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий. //Хрестоматия по общей психологии. Под ред. Ю. П. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М., 1981. С. 78−86.
- Гарднер М. Этот правый, левый мир. Пер. с англ. М.: Мир, 1967. 266 с.
- Гасимов Ф.М. К проблеме связи когнитивного стиля с типами межпо-лушарной асимметрии мозга. //Актуальные проблемы психофизиологии и нейропсихологии. М., 1991. С. 233−241.
- Геодакян В. А Асинхронная асимметрия (половая и латеральная дифференциация следствие синхронной эволюции). //Журнал высшей нервной деятельности. 1993. Т. 43, выпуск 3. С. 543−561.
- Геодакян В.А. Системно-эволюционная трактовка асимметрии мозга. //Системные исследования. Методологические проблемы. Ежегодник, 1986. М., 1987. С. 355−376.
- Глассер У. Школы без неудачников. М., 1991. 174 с. — ISBN 5−1 002 506-Х.
- Голицын ГЛ., Данилова О. Н., Каменский B.C., Петров В. М. Факторы межполушарной асимметрии в творческом процессе (опыт количественного анализа). //Вопросы психологии. 1988, № 5. С. 150−156.
- Гриндер М. Исправление школьного конвейера. СПб., 1993. 306 с.
- Гурьянов Е.В. Психология обучения письму. Формирование графических навыков письма. М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. 263 с.
- Гурьянов Е.В., Щербак М. К. Психология и методика обучения письму в букварный период. М.: Учпедгиз, 1952. 176 с.
- Данилова Е.И. Эволюция руки. Киев: Вища школа, 1979. 367 с.
- Двирский А.Е. Частота леворукости и ее антропофизиологичесая характеристика. //Врачебное дело. Киев, 1975, № 9. С. 121−123.
- Деглин B.JI. Парадоксальные стороны человеческого мышления. Ней-ропсихологический анализ. С-Пб., 1996. 36 с.
- Деглин B.JI. Функциональная асимметрия уникальная особенность мозга человека. //Наука и жизнь, 1975, № 1. С. 104−115.
- Деглин В.Д., Николаенко H.H. О роли доминантного полушария в регуляции эмоциональных состояний. //Физиология человека. 1975, том 1, № 3. С. 418−427.
- Демурова Н. Доктор Доджон в стране чудес и что он там увидел. //Льюис Кэрролл. Алиса в стране чудес. Пер. с англ. London, 1865. Предисловие переводчика. Баку, 1991. С. 6−26
- Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Загадки неправорукого меньшинства человечества. //Вопросы философии. 1980, № 1. С. 124−134.
- Доброхотова Т.А., Брагина H.H. Парапсихология: психология или парапсихология левшей. //Парапсихология в СССР. 1991. № 1(1). С. 21−33.
- Доброхотова Т. А., Брагина H.H. Принцип симметрии асимметрии изучении сознания человека.//Вопросы философии. 1986, № 6. С. 13−27.
- Дубровинская Н.В., Фарбер Д. А., Безруких М. М. Психофизиология ребенка. Учебное пособие для вузов. М.: Владос, 2000. 143 с. — ISBN 5−69 100 459-Х.
- Еремеева В. Д. Типы латеральности у детей и нейрофизиологические основы индивидуальной обучаемости. //Вопросы психологии. 1989, № 6. С. 128 135.
- Еремеева В.Д. Билатеральная организация мозга у детей при тактильном опознании предметов с разной эмоциональной значимостью. Автореферат к. биол. н. JL, 1989.- 16 с.
- Еремеева В.Д. Специфика корковой билатеральной регуляции речевых функций у детей с разной степенью праворукости. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подр. М., 1987. С. 62−66.
- Еремеева В.Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки два разных мира. Нейропсихологи — учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998. — 184 с. — ISBN 5−8252−0001−0.
- Еремеева В.Д., Хризман Т. П. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. НИИ дошк. восп. АПН СССР. М.: Педагогика, 1991. 231 с. — ISBN 5−71 550 377−9.
- Если вы левша. Беседа с доктором медицинских наук А.П. Чуприко-вым. //Правда, 8 июня 1980.
- Желтовская Л.Я., Соколова E.H. Формирование каллиграфических навыков у младших школьников. М.: Просвещение, 1987. 225 с.
- Журова Л.Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. //Сенсорное воспитание дошкольников. М., 1963. С. 213−227.
- Зазорина Т. Наше дело левое. //Первое сентября. Сентябрь, 2000. С. 35−36.
- Зальцман А.Г., Меерсон Я. А. О роли правого и левого полушария головного мозга в процессах восприятия зрительной информации. //Физиология человека. 1990. № 5, Т. 16. С. 29−34.
- Зинченко В.П., Леонтьев А. Н. Парапсихология. //БСЭ, 1975. Т. 19. С. 546−566.
- Иванов B.B. Чет и нечет: асимметрия мозга и знаковых систем. М.: Просвещение, 1978. 185с.
- Кабардов М. К., Матова М. А., Межполушарная асимметрия и вербальные и невербальные компоненты познавательных способностей. //Вопросы психологии. 1988, № 6, С. 106−115
- Казакова С.Е. Изменение межполушарных отношений в процессе переобучения леворуких детей. //Проблемы нейрокибернетики. Ростов-н/Д, Изд-во Рост, ун-та, 1983. С. 201−202.
- Казарян В.П., Люблинская Л. Н. Рецензия на книгу: Брагина H.H., Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. 2-е изд., перер. и доп. М., 1988. -204 с. //Философские науки. 1990, № 1. с. 137−139.
- Калягин В.А., Сумченко Г. М. Некоторые особенности становления пространственной ориентации при леворукости. //Проблемы медицинской психологии. Л, 1976. С. 205−206.
- Капустин А. Левша. //Большая мед. энциклопедия. /Под ред. Семашко H.A. М., 1930. Том 15. С. 409−411.
- Касимов В.Б., Никитюк Б. А. Асимметрия. //БМЭ, 1975. Т. 2. С. 257−258.
- Кенга З.Ф. Взаимодействие общего и индивидуального в функциональной асимметрии мозга. //Методологические проблемы исследования функций мозга. Рига, 1984. С. 61−65.
- Кепалайте А. Знак эмоциональности и особенности и особенности интеллекта. //Психологический журнал. 1982. Т.З. № 2. С. 120−126.
- Клейн В.Н., Чуприков А. П. Латеральная фенотипическая конституция и ее личностные корреляты. //Асимметрия мозга и память. Сб. науч. тр. /АН СССР. Ин-т биол. физики. Пущино, 1987. С. 46−52.
- Клименко С.М. Симметрия. //БМЭ, 1975. Том 23. С. 250−251.
- Князева М. Г. ЭЭГ-корреляты межполушарного взаимодействия у пра-воруких и леворуких детей 9−10 лет. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1989, № 1(5). С. 68−71.
- Князева М.Г. Лонгитудинальное исследование организации нейрофизиологических процессов деятельности леворуких детей 8−16 лет. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подростков. М., 1987. С. 59−62.
- Кок Е. П. Общее и различное в высших функциях симметричных отделов правого и левого полушария мозга. //Физиология человека. 1975, № 3, Т. 1. С. 427−439.
- Колодная А.Я. Нарушение дифференцировки «правого-левого» и роль кожного анализатора в его восстановлении. //Известия Академии пед. наук РСФСР. Выпуск 53. М.: Из-во Акад. пед наук, 1954. С. 202−228.
- Колодная А.Я. Развитие дифференцировки направлений «правого» и «левого» у детей дошкольного возраста. //Известия Академии пед. наук РСФСР. Выпуск 53. М.: Из-во Акад. пед наук, 1954. С. 181−201.
- Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973.-143 с.
- Кольцова М.М., Ахмедова С. А. Физиологический анализ ассоциативной функции мозга детей с различной подвижностью нервных процессов. Душанбе, 1991. 53 с. — ISBN 5−667−537−9.
- Кольцова М.М., Рузина М. С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг. СПб.: САГА, 2002.-224 с. ISBN 5−901 609−10−7.
- Коновалов В. Ф. Половые различия латерализации некоторых функций мозга детей и подростков. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подростков. М., 1987. С. 29−32.
- Коновалов В.Ф., Бурковецкая Ж. И. Особенности функционирования «биологических часов» левого и правого полушарий головного мозга у школьников. //Вопросы психологии. 1983, № 3. С. 106−112.
- Ю9.Констандов Э. А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М., 1978. 116 с.
- ПО.Корнев А. Н. Психология овладения письмом. // Нарушения чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003. С. 9−78. ISBN 5−9268−0234−2.
- Ш. Котик Б. С., Васильева О. С. Асимметрия слуховой чувствительности у новорожденных. //Проблемы нейрокибернетики. Ростов н/Д, Из-во Рост, ун-та, 1983. С. 208.
- Кузнецова Г. В., Кукурекин Ю. В. Корреляция латерального профиля и особенности неврозов. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подростков. М., 1987. С. 100−103.
- ПЗ.Кураев Г. А. Эффективность выполнения зрительно-моторной реакции у детей с разным латеральным профилем. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подростков. М., 1987. С. 66−69.
- Кураев Г. А., Сороколетова Л. Г. К вопросу об управлении функциональной асимметрией мозга. //Проблемы нейрокибернетики: диагностика и коррекция функциональных состояний. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1989. С. 12−15.
- Ладыгина-Коте H.H. Предпосылки человеческого мышления. (Подражательное конструирование обезьяной и реб.). М.: Наука, 1965. 1 Юс.
- Лебедев В.М. Динамическая латерализация функций в процессе результативной деятельности человека и животных. Автореферат дис. док. биол. наук. Минск, 1992.-42 с.
- Лебединский М.С. Праворукость. //БМЭ 3-е изд. М., 1960. Том 26. С. 509−510.
- Левина A.C., Зыков М. Б., Кольцова H.A. К вопросу о функциональной асимметрии мозга с типологическими индивидуальными особенностями человека. //Проблемы нейрокибернетики. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та., 1983. С. 211−212.
- Левитин К. Мимолетный узор. М.: Знание, 1978. 80 с.
- Леворукость. //БМЭ, т. 15, 1960. С. 305−306.
- Леутин В.П., Николаева Е. И. Функциональная асимметрия мозга: мифы и действительность. СПб., Речь, 2005. 368 с. — ISBN 5−9268−0375−6.
- Литинский Г. А. Значение ведущей руки, ведущего глаза, гетерофории и рефракции в этиологии содружественного косоглазия. //Русский офтальмологический журнал. 1928. Т. 8, № 4−5. С. 451−474.
- Литинский Г. А. Функциональная асимметрия глаз. /Русский офтальмологический журнал. 1929. Т. 9, № 4. С. 450−466.
- Лови О.В., Белопольский В. И. Руководство по использованию зрительно-моторного гештальт теста Бендер. M., 1991. 69 с.
- Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1950.-84 с.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии: Учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002. 380 с. — ISBN 5−7695−1013−7.
- Лурия А.Р. Письмо и речь: нейролингвинистическое исследование: Учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 345 с. — ISBN 5−7695−1011−0.
- Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. //Романтические эссе. М.: Педагогика-пресс, 1996. С. 95−234. ISBN 5−7155−0745−6.
- Лурия А.Р., Симерницкая Э. Г. О функциональном взаимодействии полушарий головного мозга в организации вербально-мнестических функций. //Физиология человека. 1975, Т. 1. № 3. С. 411−417.
- Лурия А.Р., Цветкова Л. С. Нейропсихология и проблемы обучения в общеобразовательной школе. М.- Воронеж, 1997. 64 с. — ISBN 5−89 395−042−9.
- Лусканова Н.Г. Школьные трудности детей с леволатеральными признаками, пишущих правой рукой. //Леворукость у детей и подростков. М., 1987. С. 146−149.
- Макарьев И. Если ваш ребенок левша. С-Пб.: Речь, 1995. — 121 с. -ISBN 5−86 617−022−1.
- Марютина Т.А. Роль наследственности в формировании мануальной асимметрии. //Вопросы психологии. 1999, № 3. С. 75−83.
- Матвеева А.Н. Обучение письму в 1 классе. М.: ACT, 1994. 64 с.
- Матова М.А. Индивидуальный и профессиональный профили асимметрии. //Проблемы. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та. 1983. С. 220−221.
- Медведев C.B. Что знает наука о мозге? //Бехтерева Н. П. Магия мозга и лабиринты жизни. С-Пб., 1999. С. 153−165. ISBN 5−87 170—107−8.
- Мельникова Э.Б. Исследование текстов, выполненных левой рукой. Учебно-методическое пособие. М., I960. 17 с.
- Мосвин В.А. Индивидуальные профили латеральности и некоторые особенности психических процессов (в норме и патологии). Автореферат дис. к. пс. н. 1990,-22 с.
- Мосидзе В. М., Рижинашвили P.C., Тотибадзе Н. К., Кеванишвили З. Ш., Абкардия К. К. Расщепленный мозг. Тбилиси: Мецниереба, 1972. 156 с.
- Москвин В.А. Леворукость среди цветоаномалов. //Вопросы психиатрической и наркологической помощи сельскому населению. Новое в латеральной нейропсихиатрии. Донецк, 1990. С. 78−79.
- Москвин В.А. Межполушарная асимметрия и индивидуальные стили эмоционального реагирования. //Вопросы психологии. 1988, № 6. С. 116−120.
- Москвин В.А. Распределение латеральных профилей среди леворуких. //Вопросы психиатрической и наркологической помощи сельскому населению. Новое в латеральной нейропсихиатрии. Донецк, 1990. С. 78.
- Невская A.A., Леушина Л. И. Асимметрия полушарий головного мозга и опознание зрительных образов. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1990. 150 е.- ISBN 502−25 787−7.
- Обухова Л.Ф. Стратегии исследования психического развития ребен-ка.//Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Тривола, 1998. С. 28−33. -ISBN 5−88 415−008−3.
- Овчинников Н.Ф. Симметрия закономерность природы и принцип познания. //Принцип симметрии. М., 1977. С. 5 -134.
- Орлова Т. Что надо знать родителям дошкольника о навыке письма. //Дошкольное воспитание. 1987, № 10. С. 85−87.
- Отмахова H.A. Половые особенности межполушарной асимметрии. //Асимметрия мозга и память. Сб. науч. тр. /АН СССР. Ин-т биол. физики. Пу-щино, 1987. С. 115−124.
- Падни Джон. Льюис Кэрролл и его мир. М.: Радуга, 1982. 143 с.
- Палей А.И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль. //Вопросы психологии 1982, № 1. С. 118−126.
- Психолог в детском саду. /Детский центр Венгера. М.: ИНТОР, 1995. -64с.-ISBN5−87 199−028−2.
- Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко Е. Л. Роль наследственности и среды в формировании функциональной асимметрии. //Психогенетика. М.: Аспект Пресс, 1999. С. 347−362. ISBN 5−7567−0232−6.
- Романова Е.С. Графические методы в практической психологии. СПб.: Речь, 2002. 416 с. — ISBN 5−9268−0133−8.
- Ротенберг B.C. Память и две стратегии мышления. //Асимметрия мозга. Сб. науч. тр. /АН СССР. Ин-т биол. физики. Пущино, 1987. С. 124−132.
- Руднев В.А., Боброва Л. В. Об организации произвольных движений человека в аспекте право- и леворукости. //Журнал невропатологии и психиатрии. 1982. Т. 82, выпуск 8. С. 1171−1174.
- Рузина М.С., Афонькин С. Ю. Страна пальчиковых игр. СПб.: САГА, 2000. 176 с. -ISBN 5−901−609−10−7.
- Руководство практического психолога: Готовность к школе: развивающие программы. /Под ред. Дубровиной И. В. М.: Издательский центр «Академия», 1996. 128 с. — ISBN 5−7695−0154−5.
- Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи: Учеб.-метод. пособие для пед учеб. заведений. М.: Сфера, 2000. -329с.-ISBN5−89 144−126−8.
- Семенова О. В. Мачинская Р.В., Ахутина Г. В. Мозговые механизмы произвольной регуляции деятельности и формирования навыка письма у детей 7−8 лет. //Физиология человека. 2001. Том 27, № 4. С. 23−30.
- Семенович A.B. Латеральные отличия нарушений психических процессов у левшей. //Клинические аспекты современной проблемы функциональной асимметрии мозга. Минск, 1987. С. 52−53.
- Семенович A.B. Межполушарная организация психических процессов у левшей. М.: Из-во Моск. ун-та, 1991. 95 с. — ISBN 5−211−2 253-Х.
- Семенович A.B. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие по психол. направлениям и специальностям. М.: Академия, 2002. 227 с. — ISBN 5−7695−0772−1.
- Семенович A.B. Психолого-педагогическое сопровождение детей-левшей. Метод, рекомендации для педагогов и родителей. М., 1998. 32 с.
- Сердюковская Г. Н. Охрана здоровья детей и подростков и психогигиена леворуких. //Леворукость у детей и подростков. М., 1987. С. 3−7.
- Серохвостов А.П., Иманкулов Д. И., Соломко А. П., Холодкова Л. В. Возрастные особенности функциональной асимметрии у школьников 7−17 лет. //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 1990, № 1 (3). С. 80−83.
- Сеченов И.М. Рефлексы головного мозга. //Лекции по физиологии. М.: Медицина, 1974. С. 7−32.
- Симерницая Э.Г. Доминантность полушарий Cerebral dominance. // Под ред. А. Р. Лурия. М., Из-во Моск. гос. ун-та, 1978. 95 с.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. М.: Из-во Моск. ун-та, 1985. 190 с.
- Симерницкая Э.Г., Московичюте Л. И., Семенович A.B. Письмо у переученных левшей. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подростков. М.: Б. и., 1987. С. 137−142.
- Соловьеа А. Об одном интересном феномене. // Наука и жизнь. 1980, № 10. С. 132−133.
- Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга, /пер. с англ. М.: Мир, 1983. 256 с.
- Стоянов 3., Вартанян И. А., Черниговская Т. В. Сезон рождения и лате-ральность. //Физиология человека. 1998. Т. 24, № 6. С. 32−37.
- Суворова В.В. Генетическая обусловленность сенсорной и моторной асимметрии. //Проблемы нейрокибернетики. Ростов н/Д: Из-во Рост, ун-та, 1983. С. 240−245.
- Тайны мозга. //Энциклопедия для детей. Т. 18. Человек. М.: Аванта Плюс, 2001. С. 261−278. ISBN 5−8483−0036−4.
- Тамуриди Р.И. Леворукие дети и индивидуальный подход к ним в процессе обучения письму. //Начальная школа. 1953, № 10. С. 73−81.
- Тараканов П.В. Участие различных областей левого и правого полушарий в регуляции функционального состояния детей дошкольного возраста. //Пробл. нейрокибернетики. Р н/Д: Из-во Рост, ун-та., 1983. С. 241−242.
- Нефедова Е.А., Узорова О. В. Готовимся к школе. Практич. пособие для подготовки детей. М.: Аквариум, 1997. 400 с. — ISBN 5−85 684−153−0.
- Толбанова А. Пальцы помогают говорить. //Дошкольное воспитание. 1989, № 10. С. 94−95.
- Траченко О.П. Функциональная асимметрия мозга и принципы анализа лексического и грамматического материала. //Физиология человека. 2001. Т. 27, № 1. С. 29−35.
- Ш. Трохимчук Л. Ф., Шквирина О. И., Бабенко Т. И. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1984. 64 с.
- Туровская З.С. Особенности зрительного восприятия у больных заиканием в аспекте межполушарной асимметрии. //Проблемы нейрокибернетики. Ростов-н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1983. С. 245−246.
- Узорова О.В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. 127 е.- -ISBN 5−271−2 156−4.
- Урманцев Ю.А. Симметрия природы и природа симметрии. (Философские и естественнонаучные аспекты). М.: Мысль, 1974. 229 с.
- Уроки грамоты в 1 классе: чтение и письмо: Методическое пособие. /Гадиева Г. Г. М.: Сфера, 2002. 105 с.
- Феофанов М.П. Усвоение учащимися письменной речи. М.: Из-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. 223 с.
- Фингелькурц Ан. А., Фингелькурц Ал. А. Межполушарная асимметрия мозга, интеллектуальная одаренность и близнецы. //Вопросы психологии. 2000, № 4. С. 111−120.
- Флеров В.А. Как не надо учить читать и писать. Киев, 1914. 214 с.
- Хомская Е.Д. Об асимметрии блоков мозга. //Нейропсихология сегодня. Сб. ст. Под ред. Хомской Е. Д. М.: Из-во Моск. ун-та, 1995. С. 14−27. ISBN 5211−3 463−5.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. Левый правый мозг и психика. (Учеб. пособие). М.: Рос. пед. агенство, 1997. 281 с. — ISBN 5−86 825−033−8.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Сироткина Е. Б. Межполушарная асимметрия и произвольная регуляция интеллектуальной деятельности (к проблеме психодиагностики). //Вопросы психологии. 1988, № 2. С. 147−152.
- Хомская Е.Д., Привалова H.H., Ениколопова Е. В., Ефимова И. В., Степанова О. Б., Горина И. С. Методы оценки межполушарной асимметрии и межпо-лушарного взаимодействия. М.: Из-во Моск. ун-та, 1995. -11 е.- ISBN 5−21 103 425−2.
- Хризман Т.П., Еремеева В. Д., Белов И. М., Утянова Т. А. Функциональная асимметрия мозга и ее связь с развитием речи у детей. //Вопросы психологии. 1983, № 5. С. 110−115.
- Членов Л.Г. Леворукость. //БМЭ, 3-е изд. М., 1960. .Т. 15. С. 305.
- Чуприков А.П. Антропоизометрия и охрана здоровья леворуких.
- Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подростков. М.: Б. и., 1987. С. 7−13.
- Чуприков А.П. Выявление леворукости и психогигиена леворуких детей. Метод, рекомендации. М.: Б. и., 1985. 11с.
- Чуприков А.П., Казакова С. Е. Клинические особенности неврозов у леворуких детей. //Журнал невропатологии и психиатрии. 1985. Т. 85, выпуск 10. С. 1516−1521.
- Чуприков А.П., Казакова С. Е. Частота и клиническая картина неврозов у леворуких детей в условиях переучивания. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подрост. М.: Б. и., 1987. С. 90−95.
- Чуприков А.П., Линев А. Н., Марценковский И. А. Латеральная терапия: Руководство для врачей. Киев: Здоров’я. 1994. 175 с.
- Шашкова И.А., Нервно-психическое здоровье у леворуких детей. //Леворукость у детей и подростков. Сб. тр. /ВНИИ гигиены детей и подростков. М.:Б. и., 1987. С. 103−106.
- Щеголев И. Тайны почерка. СПб.: Питер Ком, 2004. 128 с. — ISBN 594 723−786−5.
- Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты. //Вопросы психологии. 1956, № 5. С. 51−59.
- Яглом И.М. Почему высшую математику открыли Ньютон и Лейбниц? //Знание. Число и мысль. 1986, № 6. С. 99−126.
- Ясюкова Л.А. Готовность ребенка к школе: прогноз и оптимизация развития. //Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. СПб.: Речь, 2003. С. 79−213. ISBN 5−9268−0181−8.
- Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с ММД. СПб.: ГМНПП ИМАТОН, 1997. 79 с. — ISBN 5−7822−0004−9.
- Гриненко Т.П., Онопр1енко О.В. Зошит для письма i розвитку мовлення. Кал1граф1чне написания букв i ix з’еднань. № 1, № 2. До пщручника «Буквар» для 1 класу. КиТв: Юмо, 2004. 40 с. — ISBN 966−8297−07−5. — ISBN 966−8297−091.
- Гайштут О.Г., Кочина Л. П. Зошит з математики для 1 классу. Для учшв чотирир! чно1 початково'1 школи. КиТв: Юмо, 2003. 64 с. — ISBN 966−7451−8-9.
- Скрипченко Н.Ф. Навчання письму в першому miaci. Кшв: Радянська школа, 1989. 143 с.
- Алленди Р. Ребенок-левша. (Allendy R. L’enfant gaucher). //Неизвестное детство: педагогические решения. Paris, 1946. Глава XX, С. 371−384.
- Routsonis К. G., Pasalidis F. К., Рарра Р. К. (Руцонис К.Г., Пасалидис Ф. К., Паппа П.К.) К вопросу о зеркальном письме и чтении. //Журнал невропатологии и психиатрии. 1978, № 12. С. 1802−1808.
- Dubois J.- P. Eloje du gaucher dans un mond manchot. //Laffont. Paris, 1986. P. 123−137.
- Duchesne A. Sur les eleves ambidextres et sur la necessitate d’en former dans les arts de l’ecriture et du d’essin, et dans les differents metiers mecaniques. Paris., 1986.-232 p.
- Коварски В. Некоторые расстройства умственного развития и характера у левшей. //Les congres de psychiatriee infantile. Paris, 24 juillet-Iaout 1937. P. 107 119.
- Kovarsky V. Faut-il reeduquer les gauchers? //Comptes rendus de l’Academie des sciences, seance du 24 oct., 1938. P. 743−763.
- Kovarsky V. La gaucherie. Les troubles fonctionnels d’origine psychogenetique chez les gauchers contraries. //Annales medicj-psychologiques, t.2, nov. Paris, 1938. P.545−562.
- Kovarsky V. Depistage des gauchers contraries. Paris, 1946. 215 p.
- Lambert Jean-Clarens. Appel. //La yoie de la main gauche. Paris, Artes, № 36, mars 1978. P. 16−23.
- LanneIongue O.-M. Gaucherie et droiterie. //Bulletins et memoires de la Societe d’anthropologie de Paris, 1919. P. 57−80.
- Regnault F. De la droiteris consideree au point de vue sociologique. La presse medicale, № 54, juillet 1931. Paris. P. 1035−1056.
- Simounet Cloude. La groite et la gauche dans le dessin de l’enfant et de l’adulte. //Enfans, 1, janv.-ayril 1975. Paris. P. 46−67.
- Vincenot H. La gauche yaut la droit. //La Yie de rail. Paris, 1952. P. 13−27.