Ценностные ориентации и воспитательные стратегии воспитателей детских садов и родителей дошкольников: На материале исследования государственных и национальных еврейских детских садов
Диссертация
Еще раз подчеркнем, что термины «еврейский» и «русский» использовались в нашем исследовании в качестве маркеров, фиксирующих разные выборки респондентов, включенных в различные институциональные системы дошкольного воспитания — национальную и государственную. для русских воспитателей оказалось характерно поддержание возрастных статусных социально-ролевых отношений («поддержание возрастной… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ПРОБЛЕМАТИКА ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ СТРАТЕГИЙ И ИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ
- 1. 1. Основные направления исследований ценностных ориентаций и воспитательных стратегий в психолого-педагогической литературе
- 1. 2. Традиции национального еврейского воспитания и современное состояние системы еврейских детских садов
- Глава II. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
- 2. 1. Жизненные ценности воспитателей и родителей
- 2. 2. Образ ребенка глазами родителей и воспитателей
- Глава III. СТРАТЕГИИ ВОСПИТАНИЯ
- 3. 1. Нормативные ориентации родителей и воспитателей
- 3. 2. Наказание и поощрение
- Глава IV. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ С РЕБЕНКОМ
- 4. 1. Общение с ребенком.10″
- 4. 2. Психологические особенности взаимодействия с детьми
- Глава V. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА В НАЦИОНАЛЬНОМ ЕВРЕЙСКОМ И ГОСУДАРСТВЕННОМ ДЕТСКОМ САДУ
- 5. 1. Особенности интеллектуального развития ребенка в зависимости от воспитательных стратегий родителей
- 5. 2. Особенности эмоционального отношения детей к семье и детскому саду
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. — 335 с.
- Авербах Ф., Львова Е. Динамика развития еврейского образования на территории бывшего СССР //Еврейская школа. 1995 — N2−3 — С. 239−252.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: «Аспект-пресс», 1999. -376 с.
- Андреева JI.A. Психологические особенности детско-родительских отношений в этносе, проживающем в Диаспоре и на исконной территории: Автореф. дисс. к. психол. наук. М., 2000. 23 с.
- Аперт JL, Майшнер Т., Шмидт А., Доскин В. А. Кросс-культурное исследование взаимодействия с детьми русских и немецких матерей //Вопросы психологии. 1994 — N5 — С. 20−30.
- Аренд М. Философия еврейского образования //Еврейская школа. -1993 N2-С. 39−44.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во МГУ, 1979. -151с.
- Асмолов А.Г., Шлягина Е. И. Национальный характер и индивидуальность: опыт этнопсихологического анализа //Психологические проблемы индивидуальности. М., 1984. — Вып. 2.-С. 257−260.
- Астафьев Я.У. Социологическое понимание ценностных ориентаций //Социология образования. Труды по социологии образования. Т. I. Вып. I. М.: ЦСО РАО, 1993. — С. 28−33.
- Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений: Сборник документов по проведению аттестации и аккредитации дошкольных образовательных учреждений / Под ред. Стеркиной Р. Б. М.-Назрань: Министерство образования, 1996. — 128 с.
- П.Баклушинский С. А., Орлова Н. Г. Особенности формирования этнической идентичности в мегаполисе //Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. / Под ред. B.C. Собкина. -М.: ЦСО РАО, 1998. С. 248−267.
- Басина Е.З., Берцфан Л. В., Бугрименко Е. А. и др. Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста / Под ред. Эльконина Д. Б., Венгера А. Л. М.: Педагогика, 1988. — 135 с.
- Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. -421 с.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -422 с.
- БигаБ. А. Взаимодействие детского сада и семьи в подготовке детей 5−6 лет к школе (на материале России и Бенина): Автореф. дисс. .канд. психол. наук. СПб., 1993. — 19 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения. В 2-х т. / Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика, 1979.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 352 с.
- Боулби Дж. Детям любовь и заботу //Лишенные родительского попечительства. — М., 1991, — С. 144−154.
- Бронфенбреннер У. Два мира детства: Дети в США и СССР. М.: Прогресс, 1976.
- Буре Р. Детский сад: некоторые проблемы гуманизации педагогического процесса //Дошкольное воспитание. 1994 — N3 — С. 33−35.
- Буренкова Е.В. Изучение взаимосвязи стиля семейного воспитания, личностных особенностей ребенка и стратегии поведения значимого взрослого: Автореф. дисс. к. психол. наук. Самара, 2000.
- Варга А.Я. Структура и типы родительского отношения: Автореф. дисс. к. психол. наук. М., 1986. — 16 с.
- Варга А .Я., Смехов В. А. Психологическая коррекция взаимоотношений детей и родителей //Вестник МГУ, сер. 14. Психология. 1986 -N4-С. 22−24.
- Вебер М. Избранные произведения. Пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н Давыдова. М.: Прогресс, 1990. — 804 с.
- Венгер JI. Старший дошкольник (Методические рекомендации по обеспечению умственного развития детей) //Дошкольное воспитание. -1994- N1 С. 37−41.
- Венгер Л., Дьяченко О., Тарасова К. Дошкольное обучение: Программа, направленная на развитие способностей //Дошкольное воспитание.-1992- N9/10- С. 28−31.
- Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. -335 с.
- Веракса Н.Е., Дьяченко О. М. Еще не поздно: Развитие творческих способностей детей. -М.: Знание, 1992. 127 с.
- Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сборник статей / Под ред. А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца. М.: Изд-во Междунар. образоват. и психол. колледжа, 1995. — 144 с.
- Воспитание дошкольника в семье: Вопросы теории и методики /Под ред. Марковой Т. А. М.: Педагогика, 1979. — 121 с.
- Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. -224 с.
- Выготский Л.С. Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина //Собр. соч.: В 6-ти томах. Т.4. М.: Педагогика, 1984. — 433 с.
- Выготский Л.С. Мышление и речь //Собр. соч.: В 6-ти томах. Т. 2. -М.: Педагогика, 1982. С. 376−385.
- Выготский Л.С. Проблема возраста //Собр. соч.: В 6-ти томах. Т. 4: Детская психология. М.: Педагогика, 1984. — С. 244−289.
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. Из неопубл. тр. М.: Изд-во Акад пед. наук, 1960. — 50С с.
- Галигузова Л.Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет М.: Просвещение, 1992. — 142 с.
- Галкина Е.М. Этническая идентичность подростков из национально-смешанных семей (по материалам этносоциологического исследования в г. Москве): Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1993. — 28 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? 3-е изд. М.: ЧеРо, 2000. — 239 с.
- Гирш Ш. Р. Образование (Из книги «Хорев») //Еврейская школа. -1993- N4-С. 13−26.
- Гительман Ц., Червяков В., Шапиро В. Иудаизм в национальном самосознании российских евреев. //Вестник Еврейского университета в Москве. 1994 — N3 (7) — С. 121−144.
- Гоббель В. О некоторых моделях дошкольного воспитания: (Из зарубежного опыта) //Дошкольное воспитание. 1993 — N10 — С. 72−73.
- Гор дон Л. А. Социальная адаптация в современных условиях //Социол. исследования. 1994 — N8 — С. 6−7.
- Грачева A.M. Национальный вопрос как предмет исследования социологии образования //Социология образования. Труды по социологии образования. Т. I. Вып. I. М.: ЦСО РАО, 1993. — С. 45−56.
- Грачева A.M. Психологический анализ особенностей становления национальной идентичности подростков: (на материале исследования старшеклассников русской и еврейской национальностей). Автореф. дисс. к. психол. наук. М., 1996. — 21 с.
- Грибанова А.Д. и др. Воспитатели и дети: источники роста. Пособ. для методистов дошк. и нач. образования, преподавателей, психологов / Под ред. Петровского В. А. М.: «Аспект-пресс», 1994. — 152 с.
- Грибанова А.Д. и др. Психология воспитания. Пособие для методистов, воспитателей детских садов, учителей нач. классов, преподавателей и студентов пед. вузов, детских психологов / Под ред. Петровского В. А. М.: АО «Цв. печать», 1995. — 151 с.
- Дворкин И. Концепция еврейского образования //Еврейская школа. -1993- N1 С. 27−35.
- Дворкин И. Пути развития еврейского образования в СНГ //Еврейская школа. 1994 — N1−2 — С. 11−16.
- Дворкин И. Разрыв преемственности и проблема еврейского образования //Еврейская школа. 1995 — N1 — С. 9−18.51 .Джайнотт Х.Дж. Родители и дети. М.: Знание, 1986. — 93 с.
- Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями. М.: Прогресс-Универс, 1993. -336 с.
- Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. JI.A. Венгера, В. В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. — 248 с.
- Дробижева Л.М. Социально-культурные особенности личности и национальная установка//Сов. этнография. 1971 — N3 — С. 3−15.
- Дубровина И.В., Лисина М. И. Особенности психического развития детей.-М" 1982.- 165 с.
- Дьяченко О.М. и др. Дети, в школу собирайтесь: Кн. для родителей и воспитателей детских садов. М.: Просвещение: Учеб. лит., 1996. -174 с.
- Дьяченко О.М. и др. Образовательная работа в детском саду по программе «Развитие»: Метод, пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Исследовательский центр семьи и детства РАО, Детский центр Венгера. М.: Новая школа, 1996. — 62 с.
- Дьяченко О.М., Лаврентьева Т. В. Психическое развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1984. — 127 с.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда: Метод социологии. -М.: Наука, 1991.-572 с.
- Дюркгейм Э. Социология образования (пер. с фр.) / Под ред. Собкина B.C., Нечаева В. Я. (предисл. Собкина B.C.). Российская академия образования, центр социологии образования. М.: ИНТОР, 1996. — 77 с.
- Дюркгейм Э. Ценностные и реальные суждения //Социол. исследования. 1991- N2. — С. 106−114.
- Евсеева А.Н. Психологический климат семейного общения как фактор развития Я-концепции ребенка: Автореф. дисс. к. психол. наук Нижний Новгород, 2000. — 21 с.
- Ерохина Е.А. Этническое самосознание в межэтническом взаимодействии: Автореф. дисс. к. филос. наук. Новосибирск, 1999. — 24 с.
- Запорожец А.В., Маркова Т. А., Венгер Л. А. и др. Основы дошкольной педагогики. М.: Педагогика, 1980. — 271 с. 65.3дравомыслов А.Г., Ядов В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности //Социология СССР. Т. 2. М.: Мысль, 1965. — С. 195−202.
- Здравомыслов А.Г. Потребности. Интересы. Ценности. М.: Политиздат, 1986.-223 с. 67.3инченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 333 с.
- Зотова О.И., Бобнева М. И. Ценностные ориентации и механизмы социальной регуляции //Методологические проблемы социальной психологии-М.: Наука, 1975.
- Игонина Г. В. Ценностные ориентации учительства как феномен разных политических культур. Межкультурный анализ: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Новосибирск, 2000.
- Инглехарт Р. Ценности в кризисном обществе //Психол. журн. Т. 12. -1991 N6
- К проблеме формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности. Сборник научных трудов Ml ПИ им. В. И. Ленина. Вып. I, 1979. 102 с.
- Каганов В. Проблема диалога культур в еврейской школе //Еврейская школа. 1995 — N1 — С. 62−78.
- Каптерев П.Ф. Детская и педагогическая психология. М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. -331 с.
- Князева Л.П. Индивидуальный подход к детям в процессе воспитания и обучения в детском саду. Пермь, 1984.
- Князева О.Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-Пресс, 1998. — 300 с.
- Кокорева Н.В. Формирование у воспитателей дошкольных учреждений позиции принятия активной роли ребенка: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1993. — 18 с.
- Кон И.С. К проблеме национального характера //История и психология. -М., 1971.- 381 с.
- Кондратова В.В. Формирование отношений между взрослыми и детьми в семье и детском саду. Автореф. дисс. канд. пед. наук. М., 1967, — 16 с.
- Концепция дошкольного воспитания / Под ред. Давыдова В. В., Петровского В. А. М., 1988.
- Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. Саратов, 1998.-265 с.
- Кочетков В.В. Социологический анализ межкультурных различий:
- Автореф. дисс. д. социол. наук. Саратов, 2000. — 34 с.
- Кузнецов В.И. Динамика ценностных ориентаций российской молодежи. Ростов н/Д, 1999. — 334 с.
- Кузнецов В.И. Эволюция ценностных ориентаций российской молодежи в условиях социальной трансформации общества: Автореф. дисс. д. социол. наук. М., 2000. -42 с.
- Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. М.: Знание, 1992.187 с.
- Лаврентьева Т. Смех и слезы: (Проблемы дошкольного воспитания. Психологические консультации для родителей) //Дошкольное воспитание.-1994- N1 С. 50−51.
- Лапин Н.И. Социальные ценности и реформы в современной России //Социол. исследования. 1993 — N9 — С. 17−27.
- Левкович В.П., Панкова Н. Г. Проблема формирования этнического самосознания у детей в работах зарубежных авторов //Сов. этнография. 1973 — N5-С. 123−131.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. -М., 1983.9 92. Леонтьев А. Н. Национальная психология в этнопсихологии //Сов.
- Этнография. 1983 — N2 — С. 80−82.
- Леонтьев А.Н. Человек и культура //Проблемы развития психики. -М&bdquo- 1981, — С. 410−435.
- Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М., 1991.
- Ле Шан Э. Трудно быть последовательным в воспитании (Главы из книги американского педагога «Когда ваш ребенок сводит вас с ума»)
- Дошкольное воспитание. 1991 — N3 — С. 85−94.
- Лисина В. О влиянии педагогического общения на эмоциональное самочувствие дошкольников //Дошкольное воспитание. 1994 — N3 -С. 4−7.
- Лисина В.Р. Влияние общения воспитателя с ребенком 5-го года жизни на его эмоциональное благополучие: Автореф. дисс. канд. пси-хол. наук. М., 1994. — 24 с.
- Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста //Лишенные родительского попечительства. -М., 1991, — С. 37−48.
- Лисина М.И. Возрастные и индивидуальные особенности общения со взрослыми у детей от рождения до 7 лет: Автореф. дисс. д. психол. наук. М., 1974. — 36 с.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Изд-во «Инт-т практической психологии" — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. -383 с.
- Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М.: Педагогика, 1986. — 143 с.
- Личко А.Е. Проблема бессознательного и психология отношений //Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Т. 2. -Тбилиси, 1978. С. 449−453.
- Лобза О.В. Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка (в период перехода к школьной жизни): Автореф. .канд. психол. наук. М., 2000. — 22 с.
- Ломов Б.Ф. Методические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984, — 398 с.
- Лонгинова В.И. и др. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. СПб., 1996.
- Мантуров С.В. Этнонациональные ценности как фактор социализации молодежи (региональный аспект): Автореф. дисс. канд. фи-лос. наук, М., 2000.
- Маркуша А. Как мы разговариваем с детьми: (Общение с ребенком в семье) //Дошкольное воспитание. 1994 — N3 — С. 55−56.
- Маркуша А. Ругать можно, а хвалить нужно!: Пометки на поляхжизни. //Дошкольное воспитание. 1994 — N11 — С. 81−83.
- Маханева М. Влияние среды на формирование и развитие личности ребенка //Дошкольное воспитание. 1992 — N2 — С. 4−6.
- Мендес Э.О. Психологические особенности ценностных ориентаций и притязаний на признание детей Колумбии. Автореф. дисс. к. психол, наук. -М., 1985. 17 с.
- Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. М., Наука, 1988, — 429 с.
- Митру М. Сравнительный анализ эмоционального развития дошкольников России, Греции и Кипра: Автореф. дисс. к. психол. наук. М., 1995. — 18 с.
- Монтессори М. Разум ребенка: Главы из книги (пер.). М.: Изд. дом «Грааль», 1997. — 173 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. Феноменология развития, детство, отрочество: Учебное пособие для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям. М.: Academia, 2000. — 452 с.
- Мухина B.C. Детская психология. СПб.: Просвещение, 1992. -302 с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981. — 239 с.
- Мухина B.C. Психология дошкольника: Учебное пособие для педагогических институтов и педагогических училищ / Под ред. JI.A. Венгера. М.: Просвещение, 1975. — 239 с.
- Мухина B.C. Феноменология развития и бытия личности. М.: МПСИ- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. — 640 с.
- Мухина B.C. Этническое самосознание в контексте межэтнических отношений //Психология сегодня. Ежегодник. М., 1996. — Т. 2. -Вып. 1.
- Мухина B.C. Этнопсихология: настоящее и будущее //Психологический журнал, Т. 15. 1994 — N3 — С. 42−49.
- Национальная культура в учебно-воспитательном процессе: Материалы районной научно-практической конференции / Под ред. Хари-сова Ф. Ф. Казань: Тан-Заря, 1996. — 112 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6−7 лет / НИИ общ. и пед. психол. АПН СССР. -М.: Педагогика, 1992. 160 с.
- Нечаев В.Я. Социокультурная парадигма в социологии образования //Социология образования. Труды по социологии образования. Т. I. Вып. I. М.: ЦСО РАО, 1993. — С. 19−27.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: Теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 357 с.
- Обухова Л.Ф., Шаграева О. А. Семья и ребенок: Психологический аспект детского развития: Учеб. пособ. М.: Жизнь и мысль, 1999. -166 с.
- Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Репиной Т. А., Стеркиной Р. Б. М., 1990. —. 50 с.
- Олпорт Г. В. Личность в психологии. М.: «КПС+», СПб.: Ювен-та, 1998.-345 с.
- Орлов А.Б. Взаимопонимание в диалоге ребенка и взрослого как условие воспитания //Общение и диалог в практике обучения, воспитания и психологической консультации / Сб. науч. тр. Под ред. А. А. Бодалева и др. М., 1987. — С. 109−110.
- Парсонс Т. Система современных обществ (пер. с англ.) / Под ред. Ковалева М. С. М.: «Аспект-пресс», 1998. — 270 с.
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. — М.: Знание, 1981. 95 с.
- Петровский В.А. Феномены субъектности в развитии личности / Междунар. ин-т «Открытое общ-во», Самар. филиал, Самар. госуниверситет, Каф. педагогики и психологии. Самара: б.и., 1997. — 101с.
- Петровский В.А., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. Ростов н/Д.: АО «Цв. печать», 1996.- 85 с.
- Петровский В.А. и др. Учимся общаться с ребенком: Руководство для воспитателя детского сада / Предисл. Р. Б. Стеркиной. — М.: Просвещение, 1993. 190 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М.: Междунар. педагог. академия, 1994. 680 с.
- Погодина Т. Дошкольное детство: о новом подходе к обучению и воспитанию //Дошкольное воспитание. 1991 — N5 — С. 54−58.
- Полевая М.В. Отчуждение как характеристика детско-родительских взаимоотношений: Автореф. дисс. к. психол. наук. -М&bdquo- 1998.
- Поршнев Б.Ф. Противопоставление как компонент этнического самосознания. М.: Наука, 1973. — 13 с.
- Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста: Методическое пособие / Под ред. Е. А. Стребелевой. -М&bdquo- 1998, — 225 с.
- Пур Д. Еврейское образование в бывшем СССР //Еврейская школа.- 1994 -N3 -С. 32−36.
- Равкин 3. В любви и строгости нужна мера: (Материал для бесед с родителями) //Воспитание школьника. 1989 — N4 — С. 88−92.
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А. В. Запорожца, Я.3. Неверович и др. М.: Педагогика, 1986. -172 с.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М.: Прогресс, 1987. — 420 с.
- Репина Т.А. Психологическая характеристика группы детского сада: На разных этапах дошкольного возраста: Автореф. дисс. д. пед. наук.-М., 1989.- 33 с.
- Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. М., 1988. — 230 с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. Пер. с англ. М.: Изд. Группа «Прогресс"-"Универс», 1994. — 479 с.
- Романова O.JI. Развитие этнической идентичности в этнически смешанной среде //Процессы психического развития: В поисках новых подходов. -М., 1995.
- Рубан Л.С. Молодежь в полиэтническом регионе: Взгляды, позиции, ориентации. Учеб. пособ. Астрахань: Изд-во АГПУ, 1999. — 91 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Высшая школа, 1989, — 326 с.
- Рывкина Р. Евреи в постсоветской России кто они? Социологический анализ проблем российского еврейства. — М.: Изд-во УРСС, 1996. -240 с.
- Рэдклиф С. X. Тонкое равновесие: Любовь и власть в еврейском воспитании. Иерусалим: Швут Ами, 1997. — 227 с.
- Санчес Б. М. Э. Сравнительный анализ социокультурной ситуации развития дошкольников в России и Эквадоре: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1994. — 20 с.
- Смирнова Е.О. Общение дошкольников со взрослым и со сверстниками и его влияние на развитие личности ребенка: Методы диагностики и коррекции общения детей 2−6 лет со взрослыми и со сверстниками. Абакан: Изд-во Хакасского гос. ун-та, 1996. — 100 с.
- Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. — 384 с.
- Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем отногенезе //Вопросы психологии. 1994 — N6 — С. 5−16.
- Смирнова Е.О. и др. Воспитание детей раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада и родителей. М.: Просвещение- Учеб. лит., 1996. — 154 с.
- Смирнова Е.О., Быкова М. В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения //Вопросы психологии. 2000 -N3 — С. 3−14.
- Смирнова Е.О., Собкин B.C., Асадулина О. Э., Новаковская А. А. Ребенок в неполной семье: половые различия в эмоциональном благополучии (на материале анализа детских рисунков) //Школа здоровья. 1999-N1 — С. 81−89.
- Смирнова Е.О., Собкин B.C., Асадулина О. Э., Новаковкая А. А. Специфика эмоционально-личностной сферы дошкольников, живущих в неполной семье (на материале детских рисунков) //Вопросы психологии. 1999 — N6 — С. 18−28.
- Снежкова И.А. К проблеме изучения этнического самосознания у детей и юношества //Сов. этнография. 1982 — N1 — С. 80−88.
- Собкин B.C. Изучение национальной идентичности: возрастной аспект //Проблемы существования в Диаспоре. Материалы семинара. Минск, 2001. — С. 99−118.
- Собкин B.C. Сравнительный анализ особенностей ценностных ориентаций русских и еврейских подростков //Ценностнонормативные ориентации старшеклассников. Труды по социологии образования. Т. III. Вып. IV. М.: ЦСО РАО, 1995 — С. 6−63.
- Собкин B.C. Ценностные ориентации еврейского подростка: опыт социологического исследования //Вестник Еврейского университета в Москве. М.-Иерусалим, 1995 — N1(8) — С. 4−50.
- Собкин B.C., Грачева A.M. К психологии еврейской идентичности// Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. / Под ред. B.C. Собкина. М.: ЦСО РАО, 1998. — С. 105−141.
- Собкин B.C., Марич Е. М. Воспитатель детского сада: жизненные ценности и профессиональные ориентации. По материалам социологического исследования. Труды по социологии образования. Том V. Выпуск VIII. М.: Центр социологии образования РАО, 2000. — 165 с.
- Собкин B.C., Марич Е. М. Профессиональные установки воспитателей детских садов //Известия Российской Академии образования. -2001 -N1 С. 78−91.
- Собкин B.C., Писарский П. С., Коломиец Ю. О. Учительство как социально-профессиональная группа. М: ЦСО РАО, 1996. — 63 с.
- Собкин B.C., Эльяшевич Е. К. Динамика развития еврейских образовательных учреждений на территории бывшего Советского Союза //Еврейские учебные заведения на территории СНГ и стран Балтии: Справочник / Ред.-сост. Е. К. Эльяшевич. СПб., 2000 — С. 7−20.
- Собкин B.C., Эльяшевич Е. К., Марич Е. М. Еврейский и русский детский сад глазами родителей, воспитателей и детей //Еврейское образование. 2000 — N1 — С. 57−92.
- Соколова В.Н., Юзефович Г. Я. Отцы и дети в меняющемся мире. -М&bdquo- 1991.
- Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М.: Изд-во МГУ, 1988.- 198 с.
- Стеркина Р. Современные проблемы научно-методического обеспечения системы дошкольного образования //Дошкольное воспитание. 1991 — N5 — С. 40−44.
- Стеркина Р. Б. О развитии новых форм дошкольного образования //Дошкольное воспитание. 1999 — N10 — С. 2−6.
- Стеркина Р., Князева О. Рекомендации по организации работы дошкольных учреждений //Дошкольное воспитание. 1992 — N2 — С. 46−51.
- Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения //Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. / Под ред. B.C. Собкина. М.: ЦСО РАО, 1998 — С. 85−104.
- Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учеб. для студентов вузов по спец. «психология». Екатеринбург: Деловая кн.- М.: Ин-т психологии: «Акад. проект», 2000. — 320 с.
- Стефаненко Т.Г., Шлягина Е. И., Ениколопов С. Н. Методы этнопсихологического исследования. Спецпрактикум по социальной психологии- МГУ им. М. В. Ломоносова, фак. психологии. М.: Изд-во МГУ, 1993. — 79 с.
- Столин В.В. Семья как объект психологической диагностики / Семья и формирование личности. М., 1981. — С. 26−38.
- Субботский Е.В. История детства: Этнография и психология //Вопросы психологии. 1984 — N3 — С. 162−164.
- Субботский Е.В. Психологические основы нравственного развития личности дошкольника. Автореф. дисс. д. психол. наук. М., 1983. — 48 с.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: «Молодая гвардия», 1971. — 336 с.
- Тимофеева Е.П. Особенности межэтнических отношений подростков Якутии и русских, проживающих в одном геоисторическом пространстве (Республика Саха): Автореф. дисс. канд. психол. наук. -М., 2000. 22 с.
- Титма М.Х. Некоторые методологические предпосылки исследования генезиса ценностных представлений молодежи //Воспитание студенчества. Тарту, Изд-во Тарт. Ун-та, 1971.
- Титова Е.А. Этническое самосознание в национально-смешанных семьях. Казань, 1999. — 163 с.
- Титова Е.В. Методика воспитания как феномен педагогической науки и практики: Автореф. дисс. д. психол. наук. СПб., 1996. — 34 с.
- Топоркова Ж.В. Особенности этнического самосознания детей 610 лет в условиях межэтнического взаимодействия: Автореф. дисс. .канд. психол. наук. М., 1996. 16 с.
- Узнадзе Д.Н. Теория установки / Под ред. Ш. А. Надирашвили и В. К. Цаава. -М.: Ин-т практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.-447 с.
- Универсальное и национальное в дошкольном детстве: Материалы международного семинара / Под ред. Л. А. Парамоновой. М.: Фил. МИПКРО (Центр инноваций в педагогике), ВИНИТИ, 1994. — 117 с.
- Уранцэцэг JI. Особенности ценностных ориентаций у детей дошкольного возраста внутри традиций разных культур: Автореф. дисс. к. психол. наук. М., 1978. — 23 с.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. -М.: Педагогика, 1974.
- Фельдштейн Д.И. Психологические проблемы взаимодействия взрослых и детей //Мир психологии. 1996 — N1
- Фельдштейн Д.И. Психология взросления: Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. М.: Московский психол.-социал. ин-т- Флинта, 1999. — 670 с.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени Детства. М.: Московский психол.-социал. ин-т- Флинта, 1997. 158 с.
- Фрейд А. Разлука с матерью //Лишенные родительского попечительства.-М., 1991, — С. 142−144.
- Фрейд А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб.: В.-Е. Ин-т Психоанализа, 1995. — 482 с.
- Фридман И.К. О контакте родителей с детьми //Вопросы психологии. 1990- N1-С. 93−100.
- Фромм Э. Душа человека. М.: ACT, 1998. — 662 с.
- Фромм Э. Мужчина и женщина. М.: ACT, 1998. — 509 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: ACT, 1998. — 566 с.
- Хансен К.А. и др. Образование и культура демократии: педагогическая методика для младшего возраста / Под ред. С. В. Петрова. М.: Гендальф- Ин-т «Открытое общ-во», 1999. — 166 с.
- Хансен К.А. и др. Организация программы, ориентированной на ребенка. -М.: Гендальф, 1999. 276 с.
- Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М.: Прогресс-Академия, 1992. — 464 с.
- Хорни К. Собрание сочинений. В 3-х т. Пер. с англ. М.: Смысл, 1997.
- Хэнделл И.С. Принципы еврейского образования //Еврейская школа. 1993 — N1 — С. 22−26.
- Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей: Концепции, направления и перспективы. Книга для воспитателей детского сада и родителей (пер. с фин.) М.: Просвещение, 1993. — 109 с.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / Под ред. Н. П. Кузина и др. М.: Педагогика, 1980.
- Штампфер Ш. Хедерное образование, знание Торы и поддержание социального расслоения в традиционном еврейском обществе восточно-европейской диаспоры //Еврейская школа. 1993 — N1 — С. 5364.
- Шлет Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб.: Изд. дом «П.Э.Т.» при участии изд-ва «Алетейя», Кренов, 1996. — 153 с.
- Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Изд-во «Питер», 1999. — 656 с.
- Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития: (В традиции культ.-ист. теории Л.С. Выготского). М.: Тривола, 1994. — 167 с.
- Эльконин Д.Б. Детская психология (Развитие ребенка от рождения до семи лет). М.: Учпедгиз, 1960. — 328 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Под ред. Давыдова В. В., Зинченко В. П. М.: Педагогика, 1989. — 554 с.
- Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. М.: Инт- практ. психологии- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 416 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. 2-е изд. СПб.: Летний сад, 2000. — 415 с.
- Ядов В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. Л.: Лениздат, 1979.
- Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984. — 142 с.
- Adler F. Value Consept in Sociology // Amer. J. Soc. 1956 — N3 -P. 272−279.
- Backer B. Terrific tips for preschool teachers. Torrance, Calif.: Tot-lme Publications, 1998. — 127 p.
- Baumrind D. Child care practices anteceding three patterns of preschool behaviour // Genetic Psychology Monograph, 75, 1976. P. 43−88.
- Baumrind D. Parenting styles and adolescent development // Encyclopedia of adolescence. V. 2. N.-Y. 1991. P. 746−758.
- Beechick R. Teaching preschoolers. Denver, Colo.: Accent Books, 1979.- 159 p.
- Bentley K.S., Fox R.A. Mothers and fathers of young children: comparison of parenting styles // Psychological Reports, 1991, V. 69. P. 320−322.
- Child care in context: cross-cultural perspectives / ed. by M. E. Lamb. et al. Hillsdale, N.J.: Lawrence Erlbaum, 1992. — 542 p.
- Cohn D.A. et al. Mother’s and father’s working models of childhood attachment relationship, parenting styles and child behaviour // Development and Psychopathology. 1992, V. 4.- P. 417−431.
- Cowan P.A., Cowan C.P., Kerig P.K. Mothers, fathers, sons and daughters: gender differences in family formation and parenting styles // Family, self, and society: Toward a new agenda for family research. -NY., Erlbaum, 1993.
- Crittenden P. Quality of attachment in the preschool years // Development and Psychopathology, 1997, V. 4. P. 209−241.
- Curriculum for the Preschool-Primary Child: A rev. Of the research / Ed. by Carol Seefeldt Columbus (Ohio): Merrill, cop. 1976 — 336 p.
- Darling N., Sternberg L. Parenting style as context: an integrative model //Psychological Bulletin, 1993, V. 113. P. 487−496.
- Dodge D.T., Colker L.J. The Creative Curriculum for Early Childhood. Washington, DC: Teaching Strategies, 1988.
- Handbook of Cross-Cultural Psychology / Ed. by H.C. Triandis, R.W. Brislin. Boston- London- Sydney- Toronto: Allyn and Bacon, Inc. 1980. V. 1 392 p.- V. 2 — 546 p.- V. 3 — 383 p.- V. 4 — 492 p.- V. 5 — 414 p.- V. 6 -370 p.
- Hart C.H. et al. Maternal and paternal disciplinary styles: relations with the preschoolers // Child development, 1992, V. 63. P. 879−892.
- Heider F. The Psychology of Interpersonal Relations. N.Y., 1958.
- Heymans P. Folk Developmental Psychology: An Empirical Inquiry into Social Constructionism. Utrecht, 1991. — 269 p.
- Hunstinger C.S. Relations between parental acceptance and control andchildren’s social adjustment in the cultures // Vllth Biennial ISSBO Meeting Berne, Switzerland, 1998.
- Johnston M. Strategies for a Successful Parental Involvement Program. In: How to Involve Parents in Early Childhood Education. Provo, Utah: Brigham Young Univ. Press, 1982.
- Kindergartens and cultures: the global diffusion of an idea / ed. by R. Wollons. New Haven: Yale University Press, 2000. — 301 p.
- Kluckhohn C. Value and Value Orientation in the Theory of Action // Toward a General Theory of Action -N.Y.: Harper, 1962.
- Laishley J. Working with Young Children: Encouraging their Development a. Dealing with Problems London etc., 1991 — 228 p.
- Lambert W.E., Klinberg O. Children’s Views of Foreign Peoples. A Cross-National Study. N.-Y., 1967.
- Lane H., Beauchamp M. Human Relations in Teaching: The Dynamics of Helping Children Grow. Englewood Cliffs (N.Y.): Prentice-Hall, cop. 1958−353 p.
- Maccoby L.E., Martin J.A. Socialization in the context of the family: parent-child interaction. Handbook of child psychology. N.-Y., 1983, V. 4, — P. 1−101.
- Marzollo J. The new kindergarten: full day, child-centered, academic: a book for teachers, administrators, practice teachers, teacher aides, and parents. New York: Harper & Row, 1987. — 226 p.
- Penn H. Comparing nurseries: staff and children in Italy, Spain, and the UK.-London: P. Chapman Pub., 1997, — 144 p.
- Pratt M.W., Kerig P.K., Cowan P.A., Cowan C.R. Family words: couple satisfaction, parenting style, and mother’s and father’s speech to young children // Merril-Palma Quarterly, 1992. V. 38. P. 2435−2620.
- Robinson C.C., Mandleco В., Olsen S.F., Hart C.H. Authoritative, authoritarian and permissive parenting practice // Psychological Reports, 1995, V. 77, — P. 819−830.
- Rubin K. et al. Temperament correlates of parenting: a cross-cultural perspective 11 XVth Biennial ISSBO Meetin Berne, Switzerland, 1998.
- Russel A. Sex-based differences in parent styles in a sample with preschool children // Australian Journ. of Psychology, N50, N2, 1998.
- Smetana J.C. parenting styles and conseptions of parental authority // Child Development, 1995, V. 68. P. 299−316.
- Tobin J.J. et al. Preschool in Three Cultures: Japan, China and the United States New Heaven- London- Yale univ. press, cop. 1989. — 238 P
- Toda S. The relationship between children’s social behaviour and father’s and mother’s parenting practices // XVth Biennial Meeting Berne, Switzerland, 1998.
- Torrance K.A. Contemporary Childhood: Parent-Child Relationships a. Child Culture: Proef schr. / Door K.A. Torrance Leiden: DSWO press, cop. 1998.-200 p.
- Trommsdorff G., Friedlmeier W. Control and Responsiveness in Japanese and German Mother-Child Interactions// Early Development and Parenting, Vol. 2 (1), 1993. P. 65−78.
- What should young children learn?: teacher and parent views in 15 countries / ed. by D. P. Weikart, with national research coordinators A. Delhaxhe. et al. Ypsilanti, Mich.: High/Scope Press, 1999.