Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Процесс восприятия. 
Психология общая и экспериментальная

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Иногда иллюзии возникают вследствие того, что какое-нибудь чувство, например чувство страха, направляет наше внимание в известную сторону и благоприятствует возникновению известных представлений. Положим, что я иду ночью по кладбищу и вдруг близко замечаю какую-то фигуру. Я вздрагиваю, но, подходя ближе, вижу, что это береза. Чувство жуткости, невольно возникающее в этой обстановке, повело… Читать ещё >

Процесс восприятия. Психология общая и экспериментальная (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общая характеристика процесса; его основные элементы

Перейдем теперь к изложению более сложного, по сравнению с ощущениями, процесса, а именно — процесса восприятия. Но прежде чем начать говорить об этом процессе, я покажу некоторые опыты, свидетельствующие как об элементах, из которых слагается процесс восприятия, так и о сложности самого процесса.

Опыт с картоном Вине состоит в том, что испытуемому показывается в течение 10−15 секунд картон, на котором укреплены некоторые предметы и рисунки. После этого картон убирается, и испытуемому предлагают как можно подробнее и точнее описать все, что он видел и запомнил. Затем относительно каждого предмета испытуемому предлагается целый ряд вопросов.

Из опыта выясняется, что в общем испытуемый воспроизвел довольно верно, но при более подробном опросе сделал целый ряд очень характерных ошибок. Так, запоминалось главным образом лишь то, на что было обращено внимание, остальное осталось невоспринятым. Далее, замечено было, что при воспроизведении совершилась некоторая переработка, изменение воспринятых впечатлений, перенос отдельных качеств с одного предмета или с одной части предмета на другие и т. д. Наконец, некоторые ошибки обязаны были своим происхождением, по-видимому, сложному процессу, напоминающему процесс умозаключения, но оставшемуся, однако, неосознанным: например, испытуемый, припомнив, что цифра на листке отрывного календаря была красного цвета, отвечает затем на вопрос о дне недели: «воскресенье* (между тем как был другой, праздничный день), утверждая, будто ясно видел это слово напечатанным красными буквами.

Итак, из этого опыта вы могли наглядно убедиться, что наши восприятия отнюдь не представляют собой простого отпечатка внешних впечатлений. Совершенно неправильно было бы думать, что процесс восприятия происходит аналогично простому фотографическому отпечатку, что внешние раздражения, получаемые в сетчатке глаза и передающиеся затем в центры мозговой коры, воспринимаются нами как простая фотография внешней действительности. Воспринимая внешние впечатления, мы в тот же самый момент восприятия подвергаем их переработке, иногда очень сложной. Однако вся эта переработка совершается в большинстве случаев помимо нашего сознания, и в результате получается только процесс восприятия в его окончательной форме.

Другой опыт — с тахистоскопом. Сквозь быстро промелькнувшую щель испытуемый видит в течение очень короткого времени какой-нибудь рисунок, слово, число и т. п. и должен сказать или нарисовать то, что он видел. Показан был рисунок стола. При воспроизведении испытуемый сделал характерную ошибку: он нарисовал стол с четырехугольником внизу, какие обычно мы встречаем, но которого на рисунке не было.

Из этого опыта можно видеть, что очень часто нами воспроизводятся предметы не такими, какими они нами воспринимаются, а какими они были нами прежде восприняты и сохранились в нашем сознании. Восприятия данного момента непроизвольно и бессознательно дополняются нами на основании восприятий предшествовавших .

Опыты с тахистоскопом при анализе процесса восприятия дают много интересных данных, и потому я остановлюсь несколько подробнее на изложении того, что обычно получается в этих случаях.

Бывает, что испытуемый воспроизводит какой-нибудь рисунок, например рисунок ключа, в обратном, перевернутом виде; ему указывают его ошибку, но он не хочет верить и убежден, что воспринял в том же положении, в каком воспроизводит. И здесь, следовательно, видно, что наши восприятия не представляют простого отпечатка внешней действительности. Очевидно, что содержание рисунка и расположение этого содержания в пространстве — не одно и то же. Это два разных элемента, которые могут обособляться друг от друга.

Бывают и такие случаи: испытуемому показывают изображение мухи; он правильно воспроизводит это изображение. Затем ему показывают изображение руки; он говорит: «Это тоже какое-то насекомое* и рисует нечто среднее — между личинкой насекомого и виденным на самом деле рисунком. При более раздвинутой щели испытуемый, наконец, замечает, чго изображена не муха, а рука. Вы видите из этого примера, что объекты, воспринятые нами раньше, влияют на дальнейшее восприятие, направляя содержание восприятий в известную сторону.

Приведу еще один пример: испытуемой была показана картина, на которой был изображен лев. Испытуемой показалось, что это корова, и она рисует настоящую корову, как в поваренной книге. Когда ей показали рисунок при бопее раздвинутой щели, она узнает, что это лев. На вопрос, почему она прежде нарисовала корову, она скапала, что ой представилась корова из поваренной книги; когда я стал спрашивать ее подробно, что, может быть, она не ясно разглядела некоторые подробности, она ответила, что все подробности рисунка она представляла себе совершенно ясно. Здесь, следовательно, можно проследить одно явление, очень характерное для процесса восприятия: испытуемая восприняла некоторые элементы показанного рисунка в общих чертах, затем дополнила их представлениями, полученными из прошлых опытов, именно представлением коровы, воспринятой из поваренной книги, а затем уже воспринятые элементы воспроизвела, соединив в один цельный образ с прежде полученными восприятиями, — и образ этот оказался настолько цельным, что в нем уже нельзя было различить тех элементов, которые были действительно восприняты, от тех элементов, которые были воспроизведены: все они слились в один цельный, неразделимый образ.

Теперь я в нескольких словах подведу итоги тому, что вы видели в этих опытах и что характеризует собой процесс восприятия. Вы видели, что процесс этот сложен. В нем участвуют прежде всего внешние, объективные элементы, именно ощущения и их комплексы. Эти воспринятые извне объективные элементы дополняются субъективными, именно воспроизведенными образами, или представлениями. Вся эта совокупность элементов объединяется нами в одно целое, причем слияние это оказывается настолько тесным, органическим, что в получившемся у него образе человек уже не может обособить отдельных элементов друг от друга.

Еще одна, также очень существенная, сторона процесса восприятия: все эти сложные комплексы, составленные из ощущений и воспроизведенных образов и объединенные нами в процессе восприятия, объективируются нами, относятся нами вовне. Испытуемая, увидев в тахистоскопе рисунок коровы, который был в большей части создан ею самой, тем не менее не считала это своим представлением о корове, а оценивала как объективное восприятие, считала, что рисунок этот находится вне ее. Это есть процесс объективизации воспринятых впечатлений. Он также является чрезвычайно характерным для процесса восприятия. Он, главным образом, и отличает воспринятые представления от воспроизведенных образов, от продуктов нашего воображения. Воспроизведенные образы отличаются от воспринятых прежде всего тем, что они обыкновенно бывают более тусклыми, неясными.

Когда я вижу перед собой человека или когда вспоминаю о нем, то, конечно, воспроизведенный образ будет более бледным, чем воспринятый. Однако это отличие не особенно характерно: бывают воспроизведенные образы, отличающиеся чрезвычайной яркостью, и тем не менее они нами не объективируются.

Признак объективности присущ не только восприятиям, но уже и отдельным элементам, входящим в процесс восприятия, именно — ощущениям; тем не менее они в значительной степени усиливаются, благодаря совмещению в одном сложном восприятии ощущений, получаемых при помощи различных органов чувств, например, идя вечером в темноте, я замечаю смутно какой-то предмет. Я не уверен в том, действительно ли я вижу предмет или мне это только кажется. Когда же я подхожу настолько близко к предмету, что могу касаться его и ощупать его неясные формы, то у меня больше не остается сомнения в том, что передо мной действительно дерево или какой-нибудь другой предмет. Комбинация разного рода ощущений придала смутному образу объективную реальность.

Очень поучительными в смысле выяснения психологии разбираемого нами процесса представляются также те ошибки восприятий, которые носят название иллюзий и галлюцинаций. Подробно с этими явлениями вы познакомитесь в курсе общей психопатологии, я же скажу здесь о них лишь постольку, поскольку они непосредственно относятся к психологии процесса восприятия.

Об иллюзии мы говорим в тех случаях, когда имеется налицо внешний раздражитель, вызывающий процесс восприятия, но субъективные дополнения в этом последнем настолько преобладают, что восприятие совершенно не отвечает действительности. Например, опыт с рисунком льва, в котором испытуемая увидела корову, есть несомненно иллюзия, возникшая благодаря слишком неблагоприятным условиям восприятия.

Иногда иллюзии возникают вследствие того, что какое-нибудь чувство, например чувство страха, направляет наше внимание в известную сторону и благоприятствует возникновению известных представлений. Положим, что я иду ночью по кладбищу и вдруг близко замечаю какую-то фигуру. Я вздрагиваю, но, подходя ближе, вижу, что это береза. Чувство жуткости, невольно возникающее в этой обстановке, повело к тому, что в подсознательной сфере стали преобладать соответствующие представления. Увидев поэтому смутно какой-то предмет, я дополняю его преобладающими в данный момент субъективными образами, и мне представляется покойник в саване и т. п. Иногда в данном случае играет роль ожидание и другие факторы. Во всяком случае в процессе иллюзии всегда есть известный внешний объект, который мы только дополняем субъективными элементами.

13 противоположность этому в процессе галлюцинации внешний раздражитель совершенно отсутствует. Здесь появляются исключительно субъективные образы, весьма яркие, благодаря ненормально повышенному возбуждению коры головного мозга, так что больные считают их действительно существующими.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой