Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическая готовность педагогов Дома ребёнка к профессиональной деятельности

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Гуманизация общества изменила социальные взгляды и отношения к человеку как к наибольшей ценности на земле. В условиях нестабильности социально-политической ситуации, инфляции, безработицы и вынужденной миграции населения, снижения жизненного уровня семей отмечается значительный рост размеров «социального сиротства». Увеличение количества дезадаптированных и неполных… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОМА РЕБЕНКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    • 1. 1. Анализ подходов к исследованию психологической готовности педагогов Дома ребёнка к профессиональной деятельности
    • 1. 2. Исследование психологической готовности педагога к деятельности в отечественной научной литературе
    • 1. 3. Специфика профессиональной деятельности педагогов Дома ребёнка и их психологическая готовность
  • ВЫВОДЫ
  • ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОМА РЕБЕНКА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Программа и методы исследования
    • 2. 2. Анализ данных эмпирического исследования
  • ВЫВОДЫ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • ЛИТЕРАТУРА ПРИЛОЖЕНИЕ

Психологическая готовность педагогов Дома ребёнка к профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Гуманизация общества изменила социальные взгляды и отношения к человеку как к наибольшей ценности на земле. В условиях нестабильности социально-политической ситуации, инфляции, безработицы и вынужденной миграции населения, снижения жизненного уровня семей отмечается значительный рост размеров «социального сиротства». Увеличение количества дезадаптированных и неполных семей, разводов, отсутствие в стране понятной и продуманной программы поддержки матери и детства свидетельствуют о снижении в обществе ценностей семьи и семейных отношений. Ориентация на приоритет личности, ее развитие, место и роль в обществе, вызывают потребность изменения форм и методов воспитательной работы с детьми, их гражданского отношения к жизни в демократическом обществе с рыночными отношениями. Особенно сложной эта проблема остается для детей-сирот, которых, к сожалению, в условиях острого экономического кризиса становится все более и больше.

На сегодняшний день в образовании происходят коренные изменения, направленные на обновление содержания, форм и методов учебно-воспитательной работы, на утверждение принципов гуманизации и демократизации в процессе сопровождения детей дошкольного возраста. К сожалению, поверхностный подход к процессу сопровождения ребенка в детских домах продолжает преобладать, а это ориентирует педагога не так на индивидуальные особенности конкретного ребенка, сколько на абстрактный обобщенный стандарт [55, с. 14].

Тема психолого-педагогической работы с детьми именно в детских домах чрезвычайно актуальна, поскольку множество негативных и деструктивных явлений среди детей в интернатных заведениях (жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр.) имеют свои источники в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению проблемы психолого-педагогической работы педагога с ребенком на ранних этапах онтогенеза, ради выявления особенности возрастных закономерностей развития дошкольников в детских домах и природу деформаций этого процесса.

Дети-сироты в процессе подрастания вынуждены поменять ряд заведений: после года их переводят с дома малыша в дом ребенка, в 3 года — с дома ребенка в детский дом, в 6−7 лет — в школу-интернат. Поэтому проблема сопровождения и психолого-педагогической работы с ребенка является актуальной.

Анализ современных исследований в отрасли дошкольного детства (Л. Артемова, А. Богуш, З. Борисова, О. Кононко, С. Ладивир, З. Плохий, Т. Пониманска, В. Оржеховска, В. Постовый, но др.) свидетельствует об интенсивных поисках ученых и практиков относительно обновления содержания образования и воспитание детей, реализации личностно-ориентированных воспитательных технологий, организационно педагогических условий функционирования образовательных заведений разных типов и профилей, психолого-педагогических условий оптимального развития детей в дошкольных заведениях. Во всех исследованиях приоритетной является личность ребенка, обоснования условий ее развития.

Проблему гуманизации учебно-воспитательного процесса детей-сирот в условиях детского дома исследовали Н. Кириченко, Г. Марочко, Т. Науменко, З. Плохий, К. Стрюк. Психолого-педагогические аспекты работы педагогов с детьми дошкольного возраста рассматривались в трудах Л. Галигузовой, Т. Жаровцевой, О. Кононко, С. Мещеряковой, Л. Царегородцевой, Ж. Юзвак и др. Педагогические условия обеспечения позитивной адаптации дошкольников прослеживаются в исследованиях Н. Ватутиной, Р. Калининой, Т. Науменко.

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что, невзирая на значительное внимание к изучению работы педагогов с детьми дошкольного возраста в условиях детского дома медиков, психологов, педагогов, проблема готовности педагога к работе с детьми-дошкольниками в детском доме не нашла своего решения.

Учитывая сказанное, в качестве темы для дипломного исследования была выбрана следующая: Психологическая готовность педагогов Дома ребёнка к профессиональной деятельности.

Объект исследований — личность педагога Предмет исследования — Психологическая готовность педагога к профессиональной деятельности.

Цель — исследование специфики развития компонентов готовности к деятельности у педагогов Дома ребёнка с различным стажем работы.

Задачи исследования:

1. На основе анализа литературы определить понятие психологической готовности педагога Дома ребёнка к профессиональной деятельности.

2. Выявить особенности развития мотивационно ценностного компонента готовности педагога к деятельности.

3. Выявить уровень эмпатии, как основную составляющую эмоционального компонента психологической готовности педагога к деятельности.

4. Выявить уровень толерантности как одного из коммуникативного составляющего готовности.

5. Выявить когнетивно-деятельностный стиль педагога.

Гипотеза исследования — Специфика развития компонентов психологической готовности к профессиональной деятельности у педагогов детерминирована стажем их трудовой деятельности в данном учреждении.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ научной литературы.

2. Анализ документов (личное дело, трудовые книжки, характеристики).

3. Наблюдение.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , О.В. Нравственное воспитание дошкольников в игре: Образовательно-профессиональные программы / О. В. Авраменко. — Елец: [б.и.], 2009. — 12 с.
  2. Адреса опыта: обобщение и анализ опыта работы образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по основным направлениям Федеральной программы «Дети-сироты». — М.: [б.и.], 2008. — 114 с.
  3. , Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя / Е. В. Андриенко // Педагогика. — 2001. — № 9. — С. 23−27
  4. Э.И. Формирование профессионально-педагогической направленности личности старшеклассника средствами социальной культуры : дис. канд. пед. наук / Э. И. Байрамова. — Казань, 2002. — 156 с.
  5. , М.М. Формирование готовности учителя к работе в системе развивающего обучения в условиях образовательного учреждения / М. М. Баламов, М. И. Лукьянова. — Томск: [б.и.], 2001. — 212 с.
  6. , А.А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога / А. А. Баранов. — Ижевск: [б.и.], 2000. — 118 с.
  7. , А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности : практ. руководство по психологической диагностике / А. В. Батаршев. — СПб.: Речь, 2005. — 208 с.
  8. , С.П. Профессиональная деформация личности / С. П. Безносов. — СПб.: Речь, 2007. — 345 с.
  9. Бех, И. Д. Воспитание личности. Личностно-ориентированный подход: теоретико-технологические основы / И. Д. Бех. — К.: Лыбидь, 2009. — 476 с.
  10. , Л.И. Психологическое изучение детей в школе-интернате / Л. И. Божович. — М.: Академия, 2005. — 312 с.
  11. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М.: Просвещение, 2008. — 512 с.
  12. , Н.М. Педагог в пространствах современного воспитания / Н. М. Борытко; науч. ред. Н. К. Сергеев. — Волгоград: Перемена, 2001. — 214 с.
  13. А.Ю. Истоки возникновения социального сиротства в России [Текст] / А. Ю. Васильев, Н. А. Шергенг // Современные проблемы науки и образования. — 2006. — № 2. — С. 108.
  14. , В.А. Управление системой социальной защиты детства : учеб. пособ. / В. А. Варывдин, И. П. Клемантович. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 192 с.
  15. , Л. Сирота с Казанского. О проблемах беспризорных детей / Л. Великанова // Смена. — 2000. — № 11. — С. 17−27.
  16. , Л. Дети и общество / Л. Владимирова // Грани общества. — 2009. — № 8. — С. 8−9.
  17. Внешняя среда и психическое развитие ребенка / под ред. Р.В. Тонковои-Ямпольской. — М.: Медицина, 2009. — 414 с.
  18. , Н.И. Особенности личностного развития дошкольников в предкризисной фазе и на этапе кризиса семи лет / Н. И. Ганошенко, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова // Вопросы психологии. — 2009. — № 1. — С. 35−41.
  19. , В.Н. Профессионализация современного учителя / В. Н. Гордиенко // Материалы II региональной научно-практической конференции «Инновационные процессы в образовательных системах северных территорий Иркутской области». — Иркутск: [б.и.], 2003. — С. 21−23.
  20. , В.Н. Удовлетворенность профессиональной деятельностью как психологический критерий личностно-профессионального развития учителя / В. Н. Гордиенко // Проблемы целостности и непрерывности образования: материалы Российской научно-практической конференции: сб. научн. статей. — Иркутск: [б.и.], 2004. — С. 150−154.
  21. , В.Н. Удовлетворенность педагогической деятельностью как критерий профессионального саморазвития учителя : метод. рекомендации / В. Н. Гордиенко. — Иркутск: [б.и.], 2004. — 54 с.
  22. Дети социального риска и их воспитание: учеб-метод. пособие / под науч.ред. Л. М. Шипицыной. — СПб.: Речь, 2003. — 144 с.
  23. , Н.И. Удовлетворённость трудом / Н. И. Дряхлов. — СПб.: Питер, 2006. — 375 с.
  24. , Э.Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. — М.: Академический проект, 2003. — 321 с.
  25. , Э.Ф. Психология личностно-ориентированного профессионального образования / Э. Ф. Зеер. — Екатеринбург: [б.и.], 2000. — 267 с.
  26. , Е.М. Психология профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 198 с.
  27. , Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие / Е. А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 240 с.
  28. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 304 с.
  29. , Г. Н. Вы блестящий учитель, у вас прекрасные ученики / Г. Н. Козлова, Г. Ю. Дмитриченко. — Волгоград: Панорама, 2006. — 234 с.
  30. , Н.М. Пособие для социальных работников относительно подготовки и социального сопровождения приемных семей и детских домов семейного типа / Н. М. Комарова, И. В. Пеша. — К.: Держсоцслужба, 2006. — 118 с.
  31. , М. Из опыта работы педагога-психолога школы-интерната с социальными сиротами / М. Костюнина // Воспитание школьников. — 2003. — № 6. — С. 44−46.
  32. , Г. Социальное сиротство: причины и профилактика / Г. Красницкая, С. Пронина // ОБЖ. — 2008. — № 11. — С. 57−58.
  33. , Н.А. Эффективный учитель. Практическая психология для педагогов / Н. А. Крупенин, И. М. Крохина. — Ростов н/Д: Феникс, 2005 — 352 с.
  34. , Д.Ю. Профессиональный стаж как фактор изменения удовлетворенности трудом / Д. Ю. Кузнецов, Ю. П. Поваренков, Н. А. Цветкова // Вестник ТГПУ. — 2006. — № 2 (53). — С. 27−32.
  35. , Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990. — 61 с.
  36. , Л.В. Детерминанты удовлетворенности жизнью / Л. В. Куликов; под ред. Большакова. — СПб.: [б.и.], 2002. — 259 с.
  37. , Е.А. Дошкольная педагогика : учеб-метод. пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
  38. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя / М. И. Лукьянова // Педагогика. — 2001. — № 10. — С. 7−11
  39. , М.И. Психолого-педагогическая компетентность учителя: диагностика и развитие / М. И. Лукьянова. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 211 с.
  40. , А.К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. — М.: Академия, 2004. — 337 с.
  41. , Д. Мотивация человека / Д. Макклеланд. — М.: Питер, 2007. — 456 с.
  42. , Л.М. Психология развития конкурентноспособной личности / Л. М. Митина. — М.; Воронеж: МПСИ; МОДЭК, 2003. — 400 с.
  43. , Л.М. Психология труда и профессионального развития учителя / Л. М. Митина. — М.: Академия, 2005. — 320 с.
  44. , Л.М. Эмоциональная гибкость учителя / Л. М. Митина, Е. С. Асмаковец. — М.: Флинта, 2001. — 279 с.
  45. , Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога / Л. М. Митина, Г. В. Митин, О. А. Анисимова. — М.: Академия, 2005. — 368 с.
  46. , А.А. Удовлетворённость трудом на предприятии / А. А. Никифорова. — М.: Сатом, 2005. — 287 с.
  47. , Р.В. Справочная книга социального педагога / Р. В. Овчарова. — М.: ТЦ. Сфера, 2002. — 480 с.
  48. , С.В. Педагогическая успешность. Диагностика и развитие профессионального сознания учителя / С. В. Пазухина. — М.: Речь, 2007. — 224 с.
  49. Педагогика / под редакц. А. М. Алексюка. — К.: Высшая школа, 2005. — 534 с.
  50. , О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте / О. Пименова // Воспитание школьников. — 2003. — № 4. — С.29−32.
  51. , О. Социально-педагогическая, психологическая и воспитательная работа в приюте / О. Пименова // Воспитание школьников. — 2003. — № 5. — С. 20−27.
  52. , Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. — М.: [б.и.], 2002. — 248 с.
  53. Практикум по дифференциальной психодиагностики профессиональной пригодности / под ред. В. А. Бодрова. — М.: ПерСЭ, 2003.- 160 с.
  54. , Н.С. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 480 с.
  55. Психическое развитие воспитанников детских домов / под ред. И. В. Дубровиной. — М.: Просвещение, 2009. — 368 с.
  56. , А.К. Способы повышения удовлетворённости трудом в организации / А. К. Резников. — М.: ПерСЭ, 2005. — 199 с.
  57. , Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы / Е. С. Романова. — СПб.: Питер, 2004. — 156 с.
  58. , С.Я. Дидактические основы формирования культуры коммуникативного воздействия педагога / С. Я. Ромашина. — Б.: [б.и.], 2002. — 243 с.
  59. , М.М. Проблема учителя / М. М. Рубинштейн. — М.: Академия, 2004. — 176 с.
  60. Система взаимодействия классного руководителя с учащимися старших классов / автор-составитель А. А. Литвинов. — Волгоград: Учитель, 2004. — 215 с.
  61. , И.Л. Современные методы психологической экспресс-диагностики и профессионального консультирования / И. Л. Соломин. — СПб.: Речь, 2007. — 243 с.
  62. Социальная педагогика: учеб. / под ред. А. Й. Канской. — К.: Центр учеб. лит., 2008. — 256 с.
  63. , Е.Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания / Е. Н. Степанов, Л. М. Лузина. — М.: ТЦ Сфера, 2002. — 273 с.
  64. , Г. Социальные сироты в нашем обществе / Г. Тростанецкая // Социальная педагогика. — 2008. — № 4. — С. 3−8.
  65. , Я.С. Концепция высшего профессионального педагогического образования / Я. С. Турбовской // Мир образования — образование в мире. — 2002. — № 4. — С. 13−18.
  66. , Е.И. Лабиринты общения / Е. И. Фадеева. — М.: ЦГЛ, 2003. — 280 с.
  67. , Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. — М.: Издательство Института психотерапии, 2009. — 496 с.
  68. , М.А. Удовлетворенность трудом в педагогической деятельности / М. А. Филлиповских. — Волгоград: Учитель, 2008. — 213 с.
  69. , А.А. Психологический отбор в профессиональной и образовательной деятельности / А. А. Фрумкин. — СПб.: Речь, 2004. — 198 с.
  70. , В.А. Психологическая диагностика организации и персонала / В. А. Чикер. — СПб.: Речь, 2006. — 176 с.
  71. , Д. Психология и работа / Д. Шульц, С. Шульц. — СПб.: Питер, 2003. — 319 с.
Заполнить форму текущей работой