Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологическое содержание труда бортпроводника воздушного судна гражданской авиации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Рейсы на дальнемагистральных маршрутах связаны с перемещением по всему земному шару, так что постоянная смена часовых поясов — дело для бортпроводников обычное. Воздушные путешественники на личном опыте знают, как непросто бывает перестроиться во времени, адаптироваться после пересечения нескольких часовых поясов. Но если пассажиры летают на самолетах не так часто, то для экипажей, летающих над… Читать ещё >

Содержание

  • Специальность 19.00.03 -Психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
  • Научный руководитель: доктор психологических наук, профессор Стрелков Ю. К
  • Москва — 2006 г

Психологическое содержание труда бортпроводника воздушного судна гражданской авиации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Постановка проблемы исследования психологического содержания труда бортпроводника воздушного судна гражданской авиации. Актуальность, цели, задачи и гипотеза исследования. Объект, предмет и методы исследования. Новизна, теоретическое значение и практическая ценность. Положения, выносимые на защиту.

Апробация.

Глава 1. Анализ психологического содержания труда бортпроводника воздушного судна гражданской авиации .21.

1.1. Определение профессии бортпроводника ВС. 21.

1.2. История профессии бортпроводника ВС в гражданской авиации мира и России .23.

1.2.1. О численности бортпроводников ВС. 27.

1.3. Анализ ведущих функций в трудовой деятельности бортпроводника ВС. 28.

1.3.1. Обеспечение безопасности авиапассажиров — главная роль. 28.

1.3.2. Обслуживание пассажиров — основная составляющая труда. 31.

1.3.3. Профессиональные контакты бортпроводника ВС. 33.

1.4. Психологическое содержание труда бортпроводника ВС. 34.

1.4.1. Анализ процесса трудовой деятельности. 35.

1.4.2. Пространственные и временные характеристики трудового процесса. 38.

1.4.3. Объективные социально-психологические факторы труда в экстремальных условиях существования и их влияние на бортпроводника. 44.

1.4.4. Исследование профессиональных ценностей бортпроводников ВС. 51.

1.4.5. Профессиональные взаимодействия летного и кабинного экипажей. 52.

1.5. Способности бортпроводника как целостной личности и как субъекта профессиональной деятельности. 56.

1.6. Труд бортпроводника ВС в психологической классификации профессий. 60.

1.7. Режим и ритмы в профессиональной жизни бортпроводника ВС. 67.

1.7.1. Ритм жизни бортпроводников. 67.

1.7.2. Режим и планирование труда и отдыха. 72.

1.7.3. Этапы трудового процесса. 74.

1.8. Психология профессионального поведения бортпроводников в нестандартных и экстремальных ситуациях. 79.

1.9. О двигательной активности и характере психического образа в труде. 83.

1.9.1. Профессиональные особенности моторной деятельности. 84.

1.10. Характеристика объектов труда бортпроводника. 89.

1.10.1. Ожидания авиапассажиров. 95.

1.10.2. Моменты истины в труде бортпроводника с точки зрения пассажира. 97.

1.11. Сферы труда бортпроводника.102.

1.11.1. Эмоциональная сфера труда .103.

1.11.2. Мотивационная сфера труда. 107.

1.11.3. Исполнительная сфера труда.111.

1.11.4. Когнитивная сфера труда.112.

1.11.5. Коммуникативная сфера труда.122.

1.11.6. Неблагоприятные профессиональные факторы и здоровье. 127.

1.11.7. Противоречия в труде бортпроводника ВС.132.

Выводы по главе 1. 135.

Глава 2. Профессиональный психологический отбор бортпроводников. 137.

2.1. История профессионального отбора бортпроводников. 137.

2.2. Критерии психологического отбора бортпроводников ВС.140.

2.3. Возрастные критерии в профессии бортпроводника.143.

2.4. Учет требований профессии к личностным качествам при профотборе.144.

2.5. Социально-психологические исследования труда бортпроводника в рамках профессионального отбора.145.

2.6. Исследования профессионально важных качеств бортпроводника ВС. 149.

2.7. Ношение форменной одежды как профессиональное требование и навык. 152.

2.8. Процедуры исследования и обработка результатов .155.

2.9. Психодиагностика бортпроводников с использованием цветового теста Люшера .155.

2.10. Труд бортпроводника в мире профессий. 161.

2.11. Психодиагностика кандидатов на должность СБЭ.165.

2.12. Особенности социальной и профессиональной среды.166.

2.13. Ориентирующие (опорные) позиции в психологическом интервью.168.

Выводы по главе 2.169.

Глава 3. Психологическая подготовка бортпроводников ВС. 171.

3.1. Теоретическая концепция обучения. 171.

3.2. О профессиональной подготовке бортпроводников ВС. 171.

3.3. Программы психологической учебы бортпроводников. 174.

3.3.1. О программе психологической подготовки в «школе бригадиров». 174.

3.3.2. Программа первичной психологической подготовки бортпроводников. 175.

3.3.3. О программе по предмету «Психология межличностного общения» для групп повышения квалификации. 176.

3.3.4. О программе «Психология профессионального общения» для бортпроводников, проходивших обучение на авиатехнику иностранного производства. 177.

3.3.5. О программе обучения основам психологии для бортпроводниковинструкторов. 180.

3.3.6. Программа обучения психологии профессионального общения бортпроводников воздушного судна гражданской авиации. 186.

Выводы по главе 3. 193.

Общие выводы по работе. 195.

Заключение

198.

Сокращения. 202.

Список литературы

204.

Приложение. 210.

Воздушные путешествия — феномен XX века. Профессия бортпроводника воздушного судна (ВС) среди 40 тысяч других профессий в мире [118] сравнительно молода. Она появилась и начала распространяться на всех континентах земного шара в первой трети XX века. С тех пор социальный статус профессии претерпел значительные изменения, а именно: популярность, распространенность и престижность профессии в обществе. Изменились средства и условия труда бортпроводников, права и должностные обязанности, а также эмоциональные, мотивационные, исполнительные, когнитивные и коммуникативные аспекты труда. Зарубежные специалисты, преимущественно социологи и маркетологи рынка труда в иностранных авиакомпаниях предпринимали попытки изучения отдельных процессов в труде бортпроводника ВС, прежде всего коммуникативную составляющую. В рамках обмена профессиональным опытом мы изучили материалы этих исследований. Сведения из упомянутых разработок в области профессионального обучения бортпроводников используются в данной работе.

Труд в условиях полета, как пилотов, так и бортпроводников, по своему содержанию, особенностям и психологической составляющей отличается от любого другого вида земного труда. Пилоты появились в мире профессий раньше бортпроводников, и люди знают, что на самолете делает летчик. В отношении же стюардесс житейские представления до сих пор не совпадают, а порою даже противоречат друг другу. Многие полагают, что работа бортпроводницы легкая и даже беззаботная, что, вероятно, и послужило возникновению романтичного имиджа хозяйки воздушного лайнера, проплывающей по салону легкой походкой с обаятельной улыбкой на устах, внешне всегда бодрой, веселой и оптимистичной. Жизнь бортпроводников считается интересной и разнообразной, поскольку связана она с увлекательными полетами и путешествиями по разным городам и странам. Те же, кто знает об этой профессии больше, считают ее опасной и физически тяжелой, сравнимой с трудом шахтера, ткачихи-многостаночницы, тракториста. В 1960 г. Госкомтруд СССР утвердил профессию бортпроводника в «списке № 1» перечня профессий, носители которых имеют право на дополнительный отпуск (36 дней в году) и на льготную пенсию (женщины — с 45 лет, мужчины — с 50) [89].

Из множества авиационных профессий бортпроводник — та, в отношении которой по сей день имеются разногласия. Можно ли считать бортпроводников членами лет5 ного экипажа? Как и пилоты, бортпроводники трудятся в замкнутом пространстве фюзеляжа самолета, оторваны от земли на тысячи метров, подвержены воздействию солнечной радиации и изменению биоритмов, риску для жизни и стрессам, связанным, с ответственностью за безопасность людей. А может быть это обычная работа, не требующая особых знаний и умений, освоить которую способен каждый молодой человек? Бортпроводники порой называют место своей работы «Макдоналдс на высоте 10 тысяч метров», но они также ассоциируют себя с сотрудниками МЧС. Противоречие в определении профессии нашло отражение в документах Международной Организации Гражданской Авиации (ИКАО). Представитель СССР в ИКАО в 90-х годах прошлого века В. Олейник рассказывал о неоднократных продолжительных дискуссиях по вопросу о названии профессии и категории, к которой следует причислять бортпроводников [прил. 3]. Об этом — в главе 1.

Иногда о работе бортпроводника говорят не как о труде или профессии, но как о стиле жизни. И действительно трудовая активность бортпроводника связана не только с выполнением конкретных должностных обязанностей в определенный строго регламентированный отрезок времени, но с постоянными полетами и командировками от двух дней до нескольких месяцев (полеты в аренде). Бортпроводники умеют переносить сложности и неудобства командировочной жизни, спокойно, терпеливо и с юмором относиться к событиям и обстоятельствам.

Труд на борту летящего самолета связан с большими физическими нагрузками. Бортпроводникам приходится поднимать тяжести (контейнеры с питанием, боксы с посудой, ящики с винно-водочными и пр.), много часов быть на ногах и преодолевать большие расстояния в течение полета, двигаясь по самолету от пилотской кабины до хвостовой части, им приходится работать при пониженном атмосферном давлении, как в горах на высоте 3500 метров (по показаниям приборов в пассажирских салонах).

Рейсы на дальнемагистральных маршрутах связаны с перемещением по всему земному шару, так что постоянная смена часовых поясов — дело для бортпроводников обычное. Воздушные путешественники на личном опыте знают, как непросто бывает перестроиться во времени, адаптироваться после пересечения нескольких часовых поясов. Но если пассажиры летают на самолетах не так часто, то для экипажей, летающих над территорией нашей страны, растянувшейся на 11 часовых поясов, тем более для международных экипажей, летающих по всему миру, — это 6 трудовые будни. Иными словами, организм бортпроводника подвержен изменению, сбою, нарушению биоритмов. Кроме того, в пунктах пребывания часто меняются климатические и погодные условия, и организм, пусть даже молодого и здорового человека, не всегда успевает перестроиться и адаптироваться к измененным условиям среды существования. Бортпроводники имеют допуск к полетам минимум на двух типах самолетов (от 2 до 6 в зависимости от внутренних правил авиакомпании), поэтому география полетов, особенно на международных трассах, очень широкая. В течение одной недели бортпроводник MBJI может побывать, например, в Гаване (Американский континент), Лондоне (Европа) и во Владивостоке (Дальний Восток). Дальние перелеты являются одной из специфических особенностей труда бортпроводника, отражающейся на психофизиологическом состоянии организма, о чем пойдет речь в главе 2.

Американские специалисты рынка труда и профессий так описывают профессию бортпроводника в ежегоднике «Occupational Outlook Handbook» (2003): «Типичный рабочий день бортпроводника — это долгие часы на ногах, расторопное обслуживание придирчивых пассажиров, требующих индивидуального внимания и обхождения. Приходится мириться с плохой погодой, воздушными „ямами“, сбоями в расписании, при том умудряться сохранять приятные манеры в обхождении с пассажирами — все это нелегко» [150].

Нами изучены различные системы отбора и подготовки авиаспециалистов иностранных авиапредприятий. Выяснилось, что за рубежом намного раньше, чем в России стали привлекать психологов к решению стратегически важных вопросов, связанных с человеческим фактором в авиации. Президент японской авиакомпании «JAL» («Воздушный транспорт» № 2, 1990) уверен, что одним из основных условий успеха в делах компании является четкое следование всех работников трем главным принципам «Нихон Коку», имеющим психологическую основу: 1. «Внимание — пассажирам», 2. «Понимание — коллегам», 3. «Профессиональный интерес и готовность следовать — всему новому». Другой пример из истории авиакомпании «Air Lingus» (Ирландия). Когда дела в компании шли плохо, генеральный директор, изучив с помощью психологов ценностные ориентиры сотрудников компании, пришел к выводу, что главная причина неуспеха заключалась в ориентации на конечную цель. С помощью специальных мер удалось сфокусировать внимание всех работников авиакомпании, от бухгалтера до уборщика, не говоря уже о пилотах и стюардессах, на 7 пассажире, и началось успешное и быстрое развитие национальной компании, ныне конкурентоспособной среди ведущих европейских стран.

Особенности условий труда, специфика и широкий спектр трудовых операций, неординарность сочетания профессиональных ролей в труде, высокий уровень сложности и ответственности задач, многофункциональность трудовых операций и множественность видов деятельности, ни один из которых нельзя упустить или выполнять небрежно, — все это позволяет назвать профессию бортпроводника ВС уникальной. Психологическое содержание труда бортпроводника прослеживается сквозь множество должностных обязанностей при подготовке и выполнении рейса. Операциональная (исполнительная) сфера в трудовом процессе роднит труд бортпроводников с другими «земными» профессиями, о чем подробно сказано в главе 2. Отличие же заключается в том, что основную деятельность бортпроводники осуществляют в замкнутом узком пространстве не на земле, а в воздухе — в самолете, летящем на большой скорости. Именно на этом основании можно говорить об уникальности данной профессии.

В авиакатастрофах, произошедших в 2006 г. (при посадке в Адлере и в Иркутске, под Донецком и в США), погибло много людей, в том числе, члены летного и ка-бинного экипажей. Это свидетельство того, что риск потерять жизнь — постоянная составляющая профессиональной деятельности летчиков и бортпроводников, основная часть которой протекает не в привычной для человека среде, а на борту воздушного судна, совершающего полет на большой высоте. Английские психологи Мэри и Элвин Эдварде (1990) опубликовали результаты изучения общественного мнения. На вопрос «Какова роль бортпроводников на борту самолета?» 60% опрошенных ответили, что бортпроводники нужны, чтобы обслуживать пассажиров- 20% - от бортпроводников зависят сервис и безопасность в пассажирском салонееще 20% - безопасность — на первом месте. Некоторые добавили, что бортпроводники нужны, чтобы давать пассажирам информацию, лишь один человек сказал дословно так: «Бригада бортпроводников — это стражи безопасности, которые в самолете — для того, чтобы руководить пассажирами в аварийной ситуации. Еда и напитки — не главное» [124]. Однако правы были все респонденты. В диссертационном исследовании раскрыты две ведущие функции в труде кабинного экипажа. Кратко назовем их двумя словами: безопасность и сервис. Описывая двойственность профессиональных ролей в труде бортпроводника, раскрывая их психологическое со8 держание, мы пытались установить, каким образом одному человеку удается психологически совместить выполнение полярных задач. В ходе анализа психологического содержания труда бортпроводника перед нами вставали вопросы: Как бортпроводнику удается сочетать в своем характере строгость, твердость и авторитарность, важные в одних случаях, с мягкостью, добротой, любовью к людям и деликатностью, которые необходимы всегда? Каковы особенности коммуникативной сферы труда в обычном рейсе и во внештатной ситуации? Как решаются конфликты в каждом полете? Удается ли бортпроводникам не обижаться на людей и во всех обстоятельствах сохранять душевное равновесие, спокойствие и твердость духа? Как оставаться верным самому себе и быть адекватным своей профессиональной роли? Как избежать профессионального выгорания? Основная психологическая сложность труда бортпроводника состоит во взаимоотношении двух ведущих трудовых функций, это стало одним из аспектов данного исследования.

Изучая общественное мнение о бортпроводниках гражданской авиации, мы провели анализ литературы, в том числе отраслевой. Книга «Аэрофлот» [10] на трех языках подробно повествует об авиакомпании, самолетах и трассах, агентствах по продаже авиабилетов и аэропортах, пилотах и их профессиональной подготовке, работе наземных служб и представительствах авиакомпании за рубежом, и, конечно, о пассажирах. О бортпроводниках — всего несколько строк: «Предупредительные и заботливые бортпроводницы передают информацию о проплывающих под крылом самолета городах, морях и реках, предлагают легкий завтрак, освежающие напитки. И время незаметно подходит к той поре, когда на табло снова зажгутся слова: „Не курить, пристегнуть ремни!“. Полет завершается».

Другие отраслевые издания содержат не менее скупые сведения, сухие фразы, не отражающие сути профессии, отдельные слова, неточные данные, бортпроводники упоминаются как бы вскользь, между прочим. В книге «По странам и континентам» [23] много информации об открытии новых трасс, о типах самолетов и членах летного экипажа с перечислением должностей и фамилий, о пассажирах Аэрофлота, только бортпроводников вновь обходят молчанием. Даже под фотографиями всего экипажа — фамилии только летчиков. В последние годы создано множество захватывающих фильмов и остросюжетных книг о пилотах, стюардессах и пассажирах. Юмористы и сатирики, художники и артисты эксплуатируют тему приключений в полете на борту самолета. Кино, телевидение, радио, печать и другие средства мас9 совой информации влияют на отношение общества к бортпроводникам. «Вырван-ность» из типичной среды обитания людей, экстремальность не вполне естественной для человека ситуации полета, неординарный стиль жизни привлекают особое внимание к профессии людей, чья жизнь и труд связаны с работой в самолете. Однако образ стюардессы, создаваемый СМИ, значительно искажен и далек от реальности. Изучить и раскрыть истину о труде бортпроводника и его психологическое наполнение представлялось нам важным и необходимым.

Бортпроводник — не просто одна из ведущих профессий в гражданской авиации, это человек, влияющий на имидж авиакомпании, а на международных линиях онлицо страны по сравнению, например, с генеральным директором, авиаконструкторами, диспетчерами управления воздушным движением, авиатехниками и др. В полете, пиковом звене путешествия, пассажир общается с бортпроводником и именно по нему судит не только о компании, но и о людях этой страны. Отдавая должное значению пилотов в обеспечении безопасности полета, нельзя, тем не менее, не отметить, что пассажиры в полете могут не увидеть пилотов, видят они бортпроводников. Тем не менее, в авиации исторически парадоксальным образом сложилась подчиненная, второстепенная роль бортпроводника. Информация архивных материалов и документов для внутреннего пользования, статистических данных по летным происшествиям и авариям гражданских ВС поражает тем, что в списках погибших значатся порою лишь члены летного экипажа: пилоты, штурманы, радисты и инженеры, а бортпроводников на борту самолета словно и не было. Однако они не просто были в момент аварии, но трудились, полностью разделяя с пассажирами пространство, время и судьбу.

В конце второго тысячелетия нашей эры в издательстве «Воздушный транспорт» вышла книга «XX век. Гражданская авиация России в лицах», в предисловии к которой говорится: «Покорители пятого океана» — так именуют тех, кто связал свою трудовую деятельность с авиацией. Им мы обязаны всем новым, что в настоящее время есть и продолжает приумножаться в гражданском воздушном флоте России" [111]. На 560 страницах этого эксклюзивного энциклопедического издания из более тысячи профессиональных биографий заслуженных, отличившихся работников ГА можно насчитать всего только 7 (!) имен бортпроводников. Среди них: В.Е.Фаддее-ва (первая стюардесса со знанием иностранного языка), Надежда Курченко, в 19 лет погибшая от руки воздушных пиратов, и еще пять стюардесс международных авиаю линий Аэрофлота (в том числе, автор данной работы). В энциклопедию не включены имена замечательных профессиональных бортпроводников, которые осваивали, развивали и прославляли свою уникальную профессию. Не вошло даже имя самой первой стюардессы Аэрофлота Эльзы Эдуардовны Городецкой.

Гражданская авиация (авиация для граждан) родилась в первой трети прошлого века, но бортпроводники появились на самолетах не сразу. Возраст профессии равен одной человеческой жизни. Изучив документы, регламентирующие профессиональную деятельность бортпроводника ВС в нашей стране и за рубежом, материалы конгрессов Международной ассоциации профессиональных бортпроводников (ЮСА), отечественную и зарубежную профессиональную литературу по интересующей нас теме, мы пришли к выводу: полные научные профессиографические исследования труда бортпроводника ни в нашей стране, ни за рубежом проведены не были. Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Международная Авиатранспортная Ассоциация (ИАТА), каждая авиакомпания и независимые профсоюзы бортпроводников разных стран разработали документы, регламентирующие труд бортпроводника в условиях отдельной страны и авиакомпании. Для составления наиболее полного и объективного профессионального портрета бортпроводника были изучены материалы и документы российских и иностранных авиакомпаний.

В начале третьего тысячелетия в каждой стране мира, имеющей национальную авиакомпанию, даже там, где нет собственной авиационной промышленности, а самолетный парк состоит из воздушных судов иностранного производства, есть свои бортпроводники. Профессия живет и развивается, а между тем вопросу психологического содержания труда бортпроводника в инженерной психологии и психологии труда до сих пор не было посвящено полного научного исследования. Участие психологов в вопросах профессионального отбора и психологической подготовки бортпроводников также было минимальным, причем как в России, так и за рубежом.

Это подтверждается фактом отсутствия докладов на тему профессиональной деятельности бортпроводников на таких форумах, как 24-й Международный съезд по прикладной психологии (Сан-Франциско, США, 1998), конференция Европейской Ассоциации авиационных психологов (Вена, Австрия, 1999), 13 Международный симпозиум по авиационной психологии, XIII конференция по космической биологии и авиакосмической медицине (Москва, Россия, 2006).

В апреле 2005 г. на 13-м Международном симпозиуме авиационных психологов (Оклахома, США, 2005) надежда найти коллег, изучающих труд бортпроводника, не оправдалась: их не было даже на таком профессионально ориентированном научном форуме психологов из 25 стран мира, где участники делились результатами новейших открытий в области авиационной психологии. Темы касались труда летного персонала и наземных служб в авиации, профессионального отбора и подготовки авиационного персонала, профессиональной адаптации и построения карьеры в авиациипсихологических аспектов во всех типах авиационных профессий. Достижения авиационной психологии широко освещались в 236 выступлениях по 114 темам. Среди докладов симпозиума были, например, такие: «Проблемы коммуникации в многонациональном экипаже» (R.Warren), «Взаимовлияние человека и компьютера в авиации» (E.McKinney), «Лингвистический аспект в общении людей разных культурных традиций» (H.Eissfeldt), «Стресс и сон персонала» (I.Barshi), и др. Ни в одном из выступлений труд бортпроводника не упоминался. Анализ авиационной литературы, широко представленной на симпозиуме крупнейшим специализированным английским издательством Ashgate, показал, что разрабатываемой нами теме лишь относительно соответствуют отрывочные материалы в публикациях. Книга «Psychological Perspectives on Fear of Flying» [115] - научный труд, изложенный в стиле популярной литературы, представляющий интерес специалистам по проблеме страха полетов и всем воздушным путешественникам. Книга «Aircrew Security» [161] является практическим руководством для экипажей воздушных судов. Она написана на опыте трагических событий 11 сентября 2001 г., когда в Нью-Йорке были совершены террористические акты, и пассажирские самолеты врезались в небоскребы международного торгового центра. Книга «Human Factors in Flight» [132] - учебник для изучающих человеческий фактор в авиации. Материал изложен в форме вопросов и ответов. В книге «Air Rage» (A.Dahlberg, 2001) проводится анализ проблемы «воздушной ярости», предлагаются модели поведения на борту самолета для обеспечения безопасности людей. Книга «Survival for Aircrew» [154] содержит основы знаний о способах выживания человека в экстремальных условиях на суше и в воде. Это необходимое пособие в подготовке летного персонала. Книга «Passenger Behaviour» [114] адресована тем, кто занимается подготовкой кабинных экипажей ГА. Перечисленные книги изданы на английском языке, на русский язык не переведены и продаются только за рубежом, поэтому в профессиональной подготовке рос.

12 сийских бортпроводников эта литература не используется. В отраслевой периодической печати время от времени публиковались статьи американских авторов по истории американских бортпроводников и авиалиний. Среди отечественных авторов отметим книгу «Основы психологии общения» для бортпроводников Н. В. Ушаковой, А. П. Егидеса и Н. И. Козлова (1990), которые в популярной форме изложили основные закономерности процесса общения, особенности поведения людей [86]. Анализ архива диссертаций, изучение сотен сайтов в сети интернет в поисках психологических исследований содержания труда бортпроводников РФ и за рубежом к успеху не привел. Отсюда — актуальность работы, которая определяется, с одной стороны, запросами практики, насущностью нерешенных вопросов в области труда бортпроводника, а с другой стороны, готовностью науки, наличием ее аппарата и методов исследования. В настоящее время в психологической науке накоплены достаточно мощные теоретические и методические средства для исследования психологического содержания такого сложного вида деятельности, как труд бортпроводника ВС. С другой стороны, авиационная психология, возникшая внутри авиационной медицины и психотехники, ведет работы по многим направлениям, каждое из них имеет узкую практическую направленность, однако проблема анализа психологического содержания труда бортпроводника до сих пор не была решена, при этом описание деятельности, составление профессиограмм всегда было и остается важной задачей инженерной психологии.

В начале 90-х годов XX века по данным статистики авиакомпании «Lufthansa» число авиакомпаний в России выросло от монополии единственного Аэрофлота до 440 компаний. По данным Федеральной службы по надзору в сфере воздушного транспорта (ФСНСТ) на 1.01.2006 г. в РФ насчитывается 182 авиакомпании, в которых трудятся бортпроводники. Если с совершенствованием и усложнением авиационной техники количество членов летного экипажа уменьшается до двух (пилотирование современных лайнеров могут обеспечить два пилота), то кабинный экипаж, наоборот, увеличивается до 15 и более человек, поэтому в целом данная профессиональная общность растет числом (п. 1.2.1). Техническое совершенствование приходит в сферу труда бортпроводника. Количество воздушных путешественников из года в год растет [прил. 1], современные самолеты вмещают все большее количество людей. Усложняется авиатехника, повышаются профессиональные требования, нарастает угроза террористических актов на воздушном транспорте, усиливается влияние психогенных и стрессогенных факторов в труде. Общество и сам носитель профессии все более осознают судьбоносную миссию бортпроводника по отношению к авиапассажирам. На фоне этих фактов проблема психологического здоровья и потребность в психологическом сопровождении, практической психологической помощи бортпроводнику становится все более острой и актуальной. Стабильность и эффективность деятельности зависит от психологических состояний человека и условий, в которых идет трудовой процесс. Категориальный анализ представлений, сложившийся в психологической науке при изучении трудовой деятельности выполняется в рамках: «психологии профессий», «психографии», «профессиографии» и «профессиоведения». Традиционно подходы к изучению генезиса профессиональной деятельности связывают с формированием у человека комплексов профессионально важных качеств. Это направление психологии труда выявляет субъективные характеристики человека в их взаиморазвитии и взаимосвязи со всеми атрибутами трудового процесса. К ним относятся предметно-объектное содержание, цели, средства, способы, характер и условия трудовой активности. Потребность в проведении профессиографического исследования и необходимость составления научного описания труда бортпроводника ВС ГА, назревшая как в науке, так и в практике, послужили началом разработки данной научной проблемы, которая длилась более десяти лет. В фокусе внимания были: 1. развитие профессии как общности (история профессии, имидж, статус, популярность, распространенность) — 2. профессия как жизнь индивида.

В авиационной психологии исследовательские работы ведутся в разных направлениях, многие из которых посвящены изучению труда пилотов, штурманов и других членов летного экипажа. Анализ профессий, указанных в классификационных справочниках [33], показывает, что в гражданской авиации — более 100 авиационных профессий, одна из них — бортпроводник — член экипажа гражданского воздушного судна, предназначенного для авиаперевозок пассажиров, при этом труд бортпроводника на борту самолета по содержанию, особенностям и психологической составляющей отличается от других видов труда.

Профессия относится к группе риска. Каждое авиационное происшествие, а тем более авария — печальное свидетельство того, что жизнь бортпроводников подвержена опасности. Это — постоянный фон, на котором осуществляется профессиональная деятельность бортпроводника. Особенности условий труда, специфика и широ.

14 кий спектр трудовых операций, неординарность сочетания профессиональных ролей в трудовой деятельности, высокий уровень сложности и ответственности задач, многофункциональность и множественность видов деятельности в процессе труда, высокие и разносторонние социально-психологические требования, предъявляемые к носителю профессии, — все это позволяет назвать профессию бортпроводника уникальной.

Основную трудовую деятельность бортпроводники осуществляют в замкнутом узком пространстве, ограниченном фюзеляжем самолета, летящего на большой скорости. На психофизическое состояние и здоровье бортпроводника влияют неблагоприятные факторы условий труда (А.А.Кочур, 1995): подверженность космической и солнечной радиации на эшелонах выше тропопаузы, резкие изменения барометрического давления в салонах во время взлета и посадки самолета, а также между аэропортами до 150 мм рт.ст., понижение порционального давления кислорода (гипоксия), шумы, превышающие предельные нормы и неблагоприятно воздействующие на сердечно-сосудистую и нервную системы, пониженная влажность воздуха в гермокабинах, вибрации резонансных частот, вызывающие деформацию органов и тканей, частое и быстрое изменение погодно-климатических условий в зависимости от географии полетов, изменение поясного времени до 8 часов за период одного полета, стрессовые и конфликтные ситуации на борту ВС, накопление психофизического утомления. Эти и другие факторы явились основанием для внесения профессии бортпроводника в список № 1, включающий перечень профессий с вредными условиями труда (Госкомтруд СССР, 1960, 1974). Теоретическое и практическое освоение трудовых обязанностей без осознания их психологической составляющей приводит к деструкции труда и негативным последствиям для личности бортпроводника, авиакомпании и пассажиров.

Единой теоретической концепции для изучения труда бортпроводника не существует. В данной работе мы опирались на концепцию деятельности в трудах А. Н. Леонтьева и таких представителей школы Московского университета, как:

A.В.Запорожец, П. Я. Гальперин, С. Г. Геллерштейн, Б. Ф. Ломов, Г. М. Зараковский, Ю. К. Стрелков, Л. Г. Дикая, Т. С. Кабаченко, Б. С. Алякринский, А. К. Осницкий,.

B.М.Мунипов, В. А. Бодров, А. А. Обознов, О. Б. Бекасов. Традиция деятельностного подхода воплощена в психодиагностике, предполагающей разработку содержательных, в том числе ситуационных, моделей видов деятельности людей — исполните.

15 лей профессиональных ролей. Использованы также идеи социальной психологии (К.Левин, Г. М. Андреева, А. В. Петровский, Л.А.Петровская). Категориальный анализ представлений, сложившийся в психологической науке при изучении трудовой деятельности, выполнен в рамках «психологии профессий», «психографии», «про-фессиографии», «профессиоведения» (Е.А.Климов, О. Г. Носкова, М. И. Марьин, А. Б. Леонова, А. К. Маркова, Е. М. Иванова, В.В.Пчелинова).

Цель данной работы: анализ и синтез психологического содержания труда бортпроводника ВС.

Задачи исследования:

1. Выявить и описать особенности и специфику психологических характеристик труда бортпроводника воздушного судна ГА в эмоциональной, когнитивной, исполнительной, мотивационной и коммуникативной сферах.

2. Изучить и систематизировать представления профессиональных бортпроводников о ведущих трудовых функциях, мотивации и ценностных ориентациях в их трудовой деятельности.

3. На основе результатов исследования разработать комплекс психодиагностических методик для психологического подбора кандидатов на должность бортпровод-никаВС.

4. Создать учебные программы психологической подготовки бортпроводников ВС с учетом результатов эмпирического исследования.

Гипотеза. Изучение психологического содержания труда бортпроводника ВС строится на положении о том, что общение и деятельность — две базовые независимые психологические составляющие трудового процесса в стандартном рейсе и в экстремальной ситуации.

Объектом исследования явилась психологическая составляющая в труде бортпроводника ВС, как индивида, так и члена бригады (кабинного экипажа).

Предмет исследования — деятельность и коммуникативный процесс труда бортпроводника ВС.

Степень достоверности результатов исследования обеспечена представительностью выборки, строгостью применения системы разработанных методических средств, опорой на разработанные в психологии методы организации психологического исследования и обработки результатов, системностью исследовательских процедур, использованием комплекса взаимодополняющих надежных и валидных.

16 методик, адекватных целям и задачам исследования, привлечением обширного фактического материала и тщательностью его качественного и количественного анализа, статистической значимостью эмпирических показателей. Особенностью является то, что автор — носитель профессии и психолог, это обстоятельство обеспечило доступ в закрытую профессиональную среду, сделало возможным непосредственное участие в трудовом процессе, в профессиональных ситуациях и получение достоверных результатов.

Методы исследования. Классический трудовой метод: проведено множество наблюдений на рабочем месте и изучение продуктов деятельности (с использованием личного профессионального опыта автора). Материал обрабатывался статистическим методом, контент-анализом, логическим сравнением, подсчетом процентных соотношений. Применялись методы сбора эмпирических данных: наблюдение, опросы, интервью, анкетирование, собеседование с использованием специально разработанных опросников и анкетанализ профессионально-специфических случаев и ошибокметод казуса, анализ документов, регламентирующих работу бортпроводника ВСкомпьютерные, бланковые и проективные психодиагностические методики тестирования. Широко использовался метод экспертных оценок, в качестве экспертов выступали опытные бортпроводники. Доверие, открытость, взаимное принятие, уважение — основные принципы, на которых строились отношения между психологом и бортпроводниками.

Выборку испытуемых составляли бортпроводники российских авиакомпаний и авиапассажиры. Общее число бортпроводников разных специальностей и кандидатов на должность бортпроводника ВС, принявших участие в исследованиях, составило 4295. В опросе авиапассажиров приняли участие 4590 респондентов.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Психологическое содержание труда бортпроводника ВС может быть раскрыто в комплексе эмоциональных, исполнительных, когнитивных, мотивационных и коммуникативных составляющих с учетом пространственно-временных характеристик летной работы.

2. Анализ психологического содержания труда бортпроводника ВС основан на структуре «субъект-действие-объект-окружающий мир» и на классификации профессий по Е. А. Климову. Признаки пяти типов труда сложным образом сочетаются в труде бортпроводника. Установлена формула профессии: по типу — ЧТЗП (Х) — по классу — ГПИпо отделу — РМАФпо группе — OHM.

3. Труд бортпроводника ВС является сложнейшим видом трудовой деятельности, состоящим из множества противоречивых компонентов.

4. Деятельность и коммуникативный процесс — две обязательные специфические составляющие в труде бортпроводника.

5. Система профессионального отбора, подбора и обучения должна строиться на основе полноценного анализа и синтеза психологического содержания труда бортпроводника ВС.

6. Внедрение авторских программ обучения «Психологии профессионального общения», основанных на принципе дифференциации учебного материала с учетом квалификации и специализации труда бортпроводника ВС, повышает общий уровень профессиональной подготовки, психологической компетентности и профессионализма бортпроводников.

Теоретическое значение исследования заключается в построении описания ранее не изученного в авиационной психологии и в мировой гражданской авиации психологического содержания труда бортпроводника на основе базовой четырехкомпо-нентной структуры «субъект-действие-объект-окружающий мир», в построении формулы профессии, уникальной по сочетанию трудовых функций в экстремальных условиях труда: в полете на борту самолета и в аварийной ситуации. Полученные результаты могут быть интересны не только для специалистов ГА, но также для ученых психологического профиля, занятых в области других экстремальных профессий. В работе представлен богатый эмпирический материал, обработанный методом содержательной интерпретации устных и письменных опросов носителей профессии. Результаты диссертационного исследования пополнят научные знания в области психологии труда и инженерной психологии, экстремальной психологии и психологии профессионализма.

Практическая ценность. Результаты исследования позволяют: давать рекомендации для психологической работы с бортпроводниками ВС, совершенствовать процедуру профотбора на должность бортпроводника ВС, проводить диагностику личностных особенностей кандидатов, совершенствовать систему, качество и эффективность аттестации действующих бортпроводников ВС. Разработанный методический комплекс учебных программ обеспечивает повышение уровня профессио.

18 нальной подготовки, психологической компетентности бортпроводников ВС, адаптации к профессии и устранение причин, ей препятствующих. Исследование способствовало более четкому пониманию смысловых структур профессиональной деятельности, внедрению инновационных подходов к построению профессиональной карьеры, профконсультированию и психологическому сопровождению бортпроводников ВС.

Научная новизна. Впервые в психологическом исследовании раскрыто содержание и специфичность трудовой деятельности бортпроводника ВС ГА. Проанализирован широкий диапазон профессиональных функций: обеспечение авиасервиса, создание благоприятной атмосферы полета, разрешение конфликтов на борту самолета, психологическая поддержка авиапассажиров, оказание им первой доврачебной медицинской помощи, обеспечение безопасности пассажиров и их спасение в аварийных и нестандартных ситуациях и пр. Впервые разработана профессиограмма, построен профессиоведческая формула профессии по Е. А. Климову, составлены психологические портреты бортпроводника ВС и авиапассажира, выявлены психологические факторы экстремальных ситуаций (высокая степень ответственности, опасность для жизни, непредсказуемость, недостаток информации, крайний дефицит времени для принятия решений, развитие событий сразу в нескольких направлениях). Изучены пространственно-временные особенности труда бортпроводника. Процесс труда происходит в ограниченном пространстве салонов и служебных помещений самолета в полете на большой высоте с трансмеридиальным и трансширотным перемещением за короткий отрезок времени, с перепадами высот.

Временные особенности определяются режимами труда и отдыха в гражданской авиации, жесткой привязкой к срокам (расписание рейсов, длительность полета), необходимостью приспособления к ритмам полетов. Установлено, что пространственная теснота, открытость для многих людей («фактор публичности»), а также стрессогенный характер психологической атмосферы на борту летящего самолета (неосознанный страх смерти, лежащий в основе страха полетов) создают специфические требования к процессам коммуникации и к личностным качествам бортпроводника.

В обычном полете контакт с пассажирами строится на основе дружелюбного, спокойного, приветливого отношения в пределах заданных трудовых функций, а в экстремальной ситуации бортпроводник должен требовать, распоряжаться, командовать, повелевать.

Разработан методический комплекс для диагностики личностных особенностей бортпроводников ВС и создана система профессионального отбора кандидатов на разные специальности. В структуре профессионального обучения разработаны программы повышения психологической компетентности бортпроводников ВС ГА.

Апробация. Материалы и результаты исследования обсуждались на методологических и практических семинарах инструкторского состава бортпроводников СБП Аэрофлота (1994, 1995, 2000гг.), на заседаниях педсовета Центра подготовки авиаперсонала авиакомпании (1999/2000 уч. г.), на заседаниях кафедры психологии труда и инженерной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова (сентябрь, декабрь 2005 г., февраль 2006 г.). Основные идеи и результаты исследования докладывались на 13 Международном симпозиуме по авиационной психологии (Оклахома, США, апрель 2005), на межрегиональной научно-практической конференции «Прикладная психология как ресурс социально-экономического развития современной России» (Москва, ноябрь 2005 г.).

На основе материалов исследования создана и прошла успешную апробацию система психологического отбора кандидатов на должность бортпроводника. Результаты использованы при отборе и подготовке бортпроводников-участников международных и внутриотраслевых конкурсов профессионального мастерства, а также при разработке программ психологической подготовки бортпроводников ВС в учебных центрах российских авиакомпаний и службах бортпроводников: Центр подготовки авиационного персонала (аэропорт Шереметьево-1, Москва), Учебно-тренировочный отряд Эстонского Управления ГА (Таллинн, 1995), учебный центр компании «Ростов-Дон» (Ростов-на-Дону, 2001), Высшая коммерческая школа авиабизнеса, Ассоциация агенств воздушного транспорта. Около 3000 бортпроводников российских авиакомпаний прошли курс первичного обучения и повышения квалификации по программе «Психология профессионального общения».

Общие выводы по работе.

1. В трудовой деятельности бортпроводника ВС ГА совмещены две разнонаправленные ведущие функции: обеспечение безопасности как главная роль и обслуживание пассажиров на борту воздушного судна как основная составляющая труда.

2. Исторический анализ развития профессии бортпроводника показал, что за 80 лет ее существования претерпели значительные изменения: мотивация в труде, контингент пассажиров, география полетов, престиж профессии, связанный с престижем авиации в обществе, условия труда (компоновка самолетов, стационарное и переносное оборудование, предметы сервиса, перечень услуг, количество пассажиров, аварийно-спасательные средства) и пр. Однако содержание труда бортпроводников профессиональной общности в мире осталось прежним в двух его ведущих функциях «спасателя» и «официанта».

3. Анализ психологического содержания труда, в основе которого лежит базовая четырехкомпонентная структура «субъект-действие-объект-окружающий мир», включает в себя широкие объяснительные категорииэтот подход продуктивно зарекомендовал себя при изучении психологического содержания труда бортпроводника и профессий, родственных по месту работы (воздушное судно).

4. Признаки разных типов труда в классификации профессий по Е. А. Климову сложным образом сочетаются в трудовой деятельности бортпроводника ВС. Впервые построена профессиографическая формула профессии: по типу — ЧТЗП (Х), по классу — ГПИ, по отделу — РМАФ, по группе — OHMона может быть использована в дальнейших психологических разработках.

5. Рассмотрение психологического содержания труда и профессиональной жизни бортпроводников ВС возможно через выявление и описание особенностей и специфики эмоциональных, когнитивных, мотивационных, исполнительных и коммуникативных характеристик труда.

6. Деятельность и коммуникативный процесс — две обязательные составляющие в процессе труда бортпроводника. Оптимизация управления человеческими ресурсами предполагает проведение совместных занятий и тренировок пилотов и бортпроводников, необходимых для совершенствования организации взаимодействий и формирования новых профессиональных аттитюдов и групповых норм в экипаже воздушного судна.

7. Вскрыты противоречия в труде бортпроводника: двойственность ведущих функций в трудепротиворечиво официальное определение профессиижесткая привязкой к времени рейса и длительности полета и неопределенность между рейсамисодержание труда и имидж профессии в обществе противоречат друг другуздоровье бортпроводника и летная работафизическое и психическое утомление, которое нельзя демонстрироватьобщение одновременно в нескольких коммуникативных актах на физической и психической дистанциях в трех системах: «бортпроводник — бортпроводник», «бортпроводник — летный экипаж», «бортпроводник — пассажир" — строго регламентированные трудовые функции и потребность творчества при выполнении стандартных процедуррассогласование должностных обязанностей и требований реальной трудовой ситуациинесоответствие индивидуальных способностей бортпроводника характеру профессиональной деятельностифакторы «публичности» и «одиночества» в труде. Из-за противоречий — сложность построения психологического портрета, трудность терминологии определения профессии, создания комплекса психодиагностических методик профотбора и целостной системы профессиональной подготовки.

8. В экстремальных условиях труда значительно увеличивается психофизическая нагрузка, что требует от бортпроводников высокого уровня психических качеств, важных для обеспечения эффективности и надежности действий при подготовке и проведении эвакуации пассажиров, для организации выживания людей (на воде, в пустыне, в джунглях, в горах и пр.).

9. Исследование позволило изучить и систематизировать представления бортпроводников о ведущих трудовых функциях, о мотивации и ценностных ориентациях в их трудовой деятельности. В области профессиональных ценностей бортпроводников ВС значимы: материальное благополучие (74%), возможность путешествий (66%), реализация потребности в общении (61,5%). Приоритеты личностных ценностейздоровье (90%,) семья (84,5%), личная безопасность (66%).

10. Впервые построены типичные портреты профессионального бортпроводника, бортпроводника-инструктора и авиапассажира. Показана специфика их личностных.

196 характерологических) качеств. Бортпроводник-инструктор, например, должен обладать качествами, которых может не быть у рядового бортпроводника (педагогические, организаторские, ораторские способности), этот фактор важно учитывать при профессиональном подборе и построении карьеры.

11. Установлены пространственные особенности: процесс труда происходит в полете на большой высоте, случаются перепады высот. Узость и теснота пространства предъявляют особые требования к точности и ловкости движений субъекта труда. Расположение самолетного оборудования требует высокой схематизированности когнитивных структур и автоматизации сенсомоторных паттернов опыта.

12. Для труда бортпроводника характерны синхронные действия и четкая координация командной работы членов кабинного экипажа, высокий темп и строгий ритм выполнения рабочих операций.

13. Объективно существующие и неустранимые неблагоприятные профессиональные факторы условий труда необходимо учитывать при планировании графика труда и отдыха бортпроводников ВС ГА.

14. Экстра — и интроверсия являются базовыми типологическими установками, которые всесторонне влияют на профессиональную деятельность субъекта труда. Представители разных психологических типов ориентируются в деятельности на различные ее аспекты, поэтому при планировании графика полетов важно учитывать наличие в кабинном экипаже бортпроводников разных психологических типов для достижения высокой эффективности и качества авиасервиса.

15. Анализ и синтез психологического содержания труда бортпроводника ВС ГА положены в основу системы профессионального отбора кандидатов на должность бортпроводника ВС разных специальностей. Созданный арсенал тестовых ситуаций, специальных опросников и анкет успешно используется в психодиагностике бортпроводников ГА. Результаты профессиографического исследования позволяют совершенствовать систему профессионального отбора.

16. Многомерность и сложность труда бортпроводника ограничивает возможность применения в психодиагностике тестовых методик, которые следует применять как вспомогательную систему оценки профпригодности кандидатов, поскольку результаты тестов пока не раскрывают значимых в данном труде личностных характеристик, имеют значительный процент ошибки и влияют на профессиональную биографию человека.

17. В методическом плане диссертационной работы показаны приемы разработки программ профессиональной подготовки бортпроводников различных специальностей для повышения психологической компетентности на разных уровнях квалификации и специализации труда. Результаты исследования использованы при создании комплекса психодиагностических методик для профотбора кандидатов на должность бортпроводника ВС ГА с применением специально разработанных опросников, анкет, учебных и тестовых ситуаций.

18. В ходе исследования удалось преодолеть рассогласование профессиональных требований, декларируемых при обучении и реально существующих в трудовом процессе. Психологическая подготовка требует соотнесения теоретических психологических знаний реальными ситуациями на борту ВС с целью поиска эффективных способов разрешения конфликтов в условиях полета.

19. На практике реализован принцип дифференциации подбора программ профессионального обучения и учебного материала с учетом уровней квалификации и специализации труда бортпроводника ВС ГА.

20. Внедрение авторских учебных программ по «Психологии профессионального общения», содержание занятий (лекционный материал, учебные ситуации, тренинги, практикумы), направленное на формирование инновационного мышления, мотивации удовлетворенности трудом, обеспечило повышение уровня профессиональной подготовки, психологической компетентности и профессионализма бортпроводников, что способствовало повышению безопасности и качества обслуживания авиапассажиров.

Заключение

.

В XXI веке общество перестает воспринимать профессию бортпроводника воздушного судна гражданской авиации как романтичное временное увлекательное занятие для молодых людей. Авиакатастрофы, в которых погибают пассажиры и члены экипажа никого не оставляют равнодушным, и, привлекая внимание мировой общественности, помогают понять, что бортпроводник — это трудная, серьезная и ответственная профессия. Результаты данного социально-психологического исследования помогают осмыслить, глубоко осознать место, значение и роль бортпроводника на борту ВС, в авиакомпании и в гражданском воздушном флоте в целом.

Разработка данной научной проблемы длилась двенадцать лет. В фокусе внимания профессиографического исследования — развитие профессии как общности и профессия как жизнь индивида.

Процессы деятельности и коммуникации в режиме исполнения трудовых функций в обычном полете и в экстремальной ситуации значительно различаются. Под этим углом зрения мы проводили исследование, и именно такого подхода должен придерживаться психолог труда, выполняющий практические задачи совершенствования системы психологического отбора, адаптации, построения карьеры, профессионального обучения и консультирования бортпроводников.

Психологическая характеристика труда бортпроводника ВС раскрывает специфичность двунаправленного труда бортпроводника во всех его проявлениях, и особенно в коммуникативной сфересложность и непредсказуемость развития событий на борту самолета, оторванного от земликонфликтогенность, разнообразие и остроту ситуаций общения с пассажирамисложный объект труда (психофизическое состояние авиапассажиров), требующий знания и учета человеческого фактора.

Качество выполнения профессиональных задач и формирование профессионального опыта определяются уровнем квалификации и профессиональной компетентности бортпроводника, стилем руководства бригадой, эмоциональной ролью лидера и отношениями в ближайшей социальной и профессиональной среде.

Психологическая подготовка бортпроводников требует соотнесения теоретических знаний с конкретными обстоятельствами на борту самолета, при этом особое внимание необходимо уделять эффективным способам разрешения конфликтов на борту ВС, в том числе в случаях террористической угрозы безопасности полета. Результаты исследования психологического содержания труда бортпроводника органично использовались в преподавании курса «Психологии профессионального общения»: в текстах лекционного материала, тренингах и практикумах. Формируемое на занятиях по психологии инновационное мышление, отношение к проблеме удовлетворенности трудом в дальнейшем позитивно влияло на эффективность конечного результата труда — рост качества авиасервиса и повышение безопасности пассажиров в полете.

Профессиональная общность бортпроводников ВС разрознена. В конце прошлого века перестала существовать Международная Ассоциация профессиональных бортпроводников (1ССА) — организация, объединявшая представителей одной профессиональной общности во всем мире. В настоящее время бортпроводники гражданской.

199 авиации объединены в профессиональные союзы, в том числе независимые, и хотя профессиональные контакты, совместное обучение и обмен опытом между авиакомпаниями существуют, бортпроводники, в частности, в силу специфики ритма и режима труда разрозненны, предоставлены сами себе и часто остаются наедине со своими проблемами.

Исследования, проведенные учеными итальянского института Бирепоге сН Балка (Рим, Италия, 2005) [151] показали, что уровень самоубийств стюардесс в три раза выше, чем среди других профессиональных групп людей в возрасте от 23 до 44 лет. В России подобные исследования не проводились, хотя известно, что проблемы самоубийств, наркомании и алкоголизма в среде российских бортпроводников существуют и нуждаются в глубоком изучении.

В ходе исследования вскрыты противоречия в труде бортпроводника. Они составляют психологическую специфику и сложности профессии, преодолевать которые призваны помочь психологи — практики. Высокий уровень профессиональных требований, особенности стрессогенных условий труда, специфика и широкий спектр трудовых операций, неординарность сочетания профессиональных ролей в трудовой деятельности, высокий уровень сложности и ответственности задач, многофункциональность и множественность видов трудовых операций — все это не соответствует действующим нормам оплаты труда современных бортпроводников.

Тот факт, что ни государство, ни авиакомпании не могут устранить объективно существующие противоречия и неблагоприятные факторы условий труда бортпроводников, описанные в исследовании, лишь усиливает необходимость поиска адекватных компенсаторных механизмов кадрового менеджмента, чтобы российский бортпроводник — лицо авиакомпании и страны — мог достойно представлять свою профессию на воздушном транспорте.

Разрабатывая тему исследования, мы стремились ответить на вопросы о том, что реально представляет собой бортпроводник воздушного судна, какова специфика его труда, каков его профессиональный портрет и образ профессии в обществе, в авиакомпании, в представлении пассажиров и самого носителя профессиикаковы критерии профессионализма в данном виде трудовой деятельностикакова профессиональная и личностная мотивация бортпроводников и что является главным в профессии для ее носителя, авиапассажира и авиакомпании. Данное исследование раскрывает истину о труде бортпроводника и его психологическом содержании, и тем самым.

200 должно внести поправки в искаженный и далекий от реальности образ стюардессы, создаваемый СМИ.

Исследование специфики эмоциональных, мотивационных, когнитивных, исполнительных и коммуникативных характеристик труда бортпроводника ВС вскрыло много новых вопросов, которые подготовили проблематику для проведения дальнейших научных исследований и могут послужить инструментом для практической деятельности психологических служб и практических психологов в гражданской авиации. Труд бортпроводника воздушного судна гражданской авиации является благодатным и богатым материалом, и психологи найдут здесь широкое поле деятельности для дальнейших психологических разработок.

Сокращения.

АТБ — авиационно-техническая база АФЛ — Аэрофлот.

ВЛЭК — врачебно-летная экспертная комиссия.

ВПП — взлетно-посадочная полоса.

ВС — воздушное судно.

ГА — гражданская авиация.

ГВФ — гражданский воздушный флот.

ГосНИИ — Государственный научно-исследовательский институт ГСГА — Государственная служба гражданской авиации ДОС — директорат по обеспечению сервиса.

ИАТА — Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA, International Air Transport Association).

ИКАО — Международная организация гражданской авиации (ICAO, International Civil Aviation Organization).

KBC — командир воздушного судна.

КГБ — комитет государственной безопасности.

КНОП — комплекс наземной организации перевозок.

КОС — комплекс по обеспечению сервиса.

КРС — командно-руководящий состав.

КСБ — комплекс сервиса на борту.

КПК — курс повышения квалификации.

МВЛ — международные воздушные линии.

МГА — Министерство гражданской авиации.

МПС — Министерство путей сообщения.

НАТО — (NATO) Североатлантический блок.

НИИ — научно-исследовательский институт.

НПП — Наставление по производству полетов.

ОАО — открытое акционерное общество.

ОКБ — опытно-конструкторское бюро.

ОЛР — организация летной работы.

ПВКпрофессионально важные качества.

ПКО — производственно-коммерческое объединение.

ПТС — посттравматический синдром.

ПТУ — профессионально-техническое училище.

РЛЭ — руководство по летной эксплуатации.

РПП — руководство по производству полетов.

САБ — служба авиационной безопасности.

СБП — служба бортпроводников.

СБЭ — старший бортпроводник экипажа.

СМИ — средства массовой информации.

СНГ — Содружество Независимых Государств.

ССБ — служба сервиса на борту.

СССР — Союз Советских Социалистических Республик.

ТУМВЛ — транспортное управление международных воздушных линий.

УТО — учебно-тренировочный отряд.

УФ — узко-фюзеляжный (самолет).

ФАП МО — Федеральные авиационные правила медицинского обследования.

ФАВТ — Федеральное агенство воздушного транспорта.

ФСВТ — Федеральная служба воздушного транспорта.

ФСНСТ — Федеральная Служба по надзору в сфере транспорта.

ЦПАП — центр подготовки авиационного персонала.

ЦУМВС — Центральное управление международных воздушных сообщений ШОАО — Шереметьевский объединенный авиаотряд.

ЮСА — International Cabin Crew Association (Международная ассоциация кабинных экипажей) IFAA — International Flight Attendants Association (Международная ассоциация бортпроводников) FAR — Federal Aviation Regulations JAR — Joined Aviation Regulations.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Авиационная медицина. Под ред. Бабийчука А. Н. М. изд-во ДОСААФ, 1980. — 247 с.
  2. JI. Уроки психологии в школе. М., 1993. — С.25−31.
  3. Ю.А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. -М., 1976. С. 25−29.
  4. X. Защита от стресса. М., 1996. — С. 27.
  5. .С. Биологические ритмы труда и отдыха космонавтов. М., изд-во Наука, 1986. — С. 32−37.
  6. .С. Биологические ритмы и организация жизни человека в космосе. -М, изд-во Наука, 1983. С. 13−19.
  7. Г. М. Социальная психология. М., 1996. — С.43−45.
  8. P.A., Попова С. Н. Аэрофлот от, А до Я. М, изд-во Воздушный транспорт, 1987. — 57 с.
  9. Е.Ю., Стрелков Ю. К., Лучко JI.H. Методика описания трудовых действий.// Вопросы психологии № 5.- М., 1984, С. 149−151.
  10. П. Аэрофлот. М., изд-во Планета, 1977. — 158 с.
  11. Барчина Е. Т. Психологический анализ деятельности консультанта Телефона Доверия.-М" 2003. С. 23−52.
  12. Е.М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. М., изд-во Знание, 1991.-С. 53−54.
  13. Т.М. Наслаждение деятельностью. Вестник МГУ, 1995, № 2. -М., С. 53−61.
  14. С.Г. Психология движений, Вестник МГУ, 1992, № 1. -М., С. 61−70.
  15. И.А. Моделирование и формирование приемов познавательной деятельности. //Материалы лекций высших психологических курсов МГУ им. М. В. Ломоносова. //Архив автора. М., 1994.
  16. Ф.Д., Лебедев В. И. Психоневрологические проблемы труда операторов. М., 1975, — С. 34−37.
  17. K.M. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы человека. М., 1970.
  18. B.C. По дальним трассам мира. М., изд-во РИО МГТУ ГА, 1995. — С. 67.
  19. Д.А. Советы авиапассажирам. М., изд-во Транспорт, 1989. — С. 52−87.
  20. Документы ИКАО AN-WP/6888// Ограничения по полетному и служебному времени. -Канада, Монреаль, 1994.
  21. В.Г. Системный подход к здоровью летного состава в XXI веке, — М., изд-во Паритет Граф, 2000. С. 257−269.
  22. П.К., Дегтев B.C., Филатов И. А. По странам и континентам. М., 1997. — 308 с.
  23. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. /Вып.53. М, Минтруда РФ, 2000.
  24. В.П., Мунипов В. М. Основы эргономики. М., 1979. — С. 71−75.203
  25. Е.М. Психология профессиональной деятельности. М., ПЕР СЭ, 2006. — 382 с.
  26. Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. М., МГУ, 1992, — С. 38−43.
  27. Е.М. Психологическая системная профессиография. М.2003. — С. 76−77.
  28. К. Эмоции человека. М&bdquo- МГУ, 1980. — С.61.
  29. Н.И. Менеджмент туризма. //Учебное пособие, Мн., БГЭУ, 1999. — 644 с.
  30. В.Н. Как жить в условиях стресса. Санкт-Петербург, 1993. — С. 40−43.
  31. JI.A. Краткий психологический словарь. М., изд-во Феникс, 1998. — 274 с.
  32. Квалификационный справочник должностей, руководителей, специалистов и других служащих. Министерство труда и социального развития РФ. М., 1998.
  33. Е.А. Как выбирать профессию. М., изд-во Просвещение, 1990.
  34. Е.А. Психологическое содержание труда и вопросы воспитания. М., изд-во Знание, серия Педагогика и психология, № 3, 1986.
  35. Е.А. Психология труда как область знания, отрасль науки, учебная дисциплина и профессия. Вопросы психологии № 1. М., 1983.
  36. Е.А. Психология профессионала. М. — Воронеж, НПО «МОДЕК», 1996. — 400 с.
  37. Е.А., Пчелинова В. В. Психология труда и инженерная психология. //Программа и учебное пособие курса. М., изд-во ИГА, 1997.
  38. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий, — Обнинск, 1993.- 57 с.
  39. Е.А. Пути в профессионализм. М., изд-во Флинта, 2003. — 318 с.
  40. Материалы Конвенция о международной гражданской авиации. Монреаль, Канада, 1995.
  41. Конде Ивонна. Американские стюардессы. //Эхо планеты журнал № 35−36, авг /сент,-М" 1990. С. 15−19.
  42. Н.И. Словарь справочник по психологии. — М., 1996.
  43. В.В. Человеческий фактор: история, теория и практика в авиации.- М-, изд-во Полиграф, 2002. С. 39−41.
  44. Т.В. Диагностика импульсивности и склонности к риску. // Вестник МГУ ЖЗ.-М., 1995.-С. 46−56.
  45. М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. М., изд-во Транспорт, 1993.
  46. Краткий психологический словарь. Под ред. Петровского A.B., Ярошевского М. Г. -Ростов-на-Дону, изд-во Феникс, 1998. С. 139.
  47. В.И. Экстремальная психология. М., изд-во Юнити, 2001. — 431 с.
  48. В.И. Психология и психопатология одиночества и групповой изоляции.// Учебное пособие для вузов. М&bdquo- изд-во ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — С. 282−287.
  49. Лекционный материал ирландских психологов по обучению бортпроводников. // Архив автора. М., 1991.
  50. А. Б. Кузнецова A.C. Профилактика неблагоприятных функциональных состояний человека. М., МГУ, 1987.
  51. .Ф. О путях развития психологии.//Вопросы психологии № 5. М., 1978.
  52. ЛяудисВ.Я. Инновационное обучение и наука. М., 1992. — С.24−33.
  53. В.Я. Методика преподавания психологии. //Учебно-методическое пособие. -М., МГУ, 1989.
  54. А.К. Психология профессионализма.- М., изд-во Знание, 1996. 308 с.
  55. А., Хёк X. Лекционные материалы психологов а/к Люфтганза. //Архив автора.- Франкфурт, 1995.
  56. Материалы Чикагской Конвенции 1944 г. // Приложение 6, ч. I, глава 12, 1990.
  57. Материалы Государственного комитета по труду Союза ССР от 25.10.1974. М., Госкомтруд, 1974.
  58. Ф.З. Адаптация, стресс и профилактика. М., изд-во Наука, 1981.
  59. Е.Б. Управление персоналом: исследование, оценка, обучение.// ООО Журнал Управление персоналом. М., 2005.-С.377−426.
  60. Э. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., изд-во Ава-Эстра., 1993. — С. 20−29.
  61. Г. В. Социологический энциклопедический словарь. М, изд-во Норма, 2000. -С. 302.
  62. А.К. Психология самостоятельности. Методы исследования и диагностики.- М., 1996.
  63. А.В. Психология о каждом из нас. М., 1992.
  64. .Л. Летчику о психологии. М., изд-во Воениздат, 1974.
  65. В.А. Авиация. Человек. Дух. М., ИП РАН «Универсум», 1998. — 319 с.
  66. В.А. Авиация белое и черное. — М., 1995. — 456 с.
  67. В.А. Размышления о здоровье. М., изд-во Магистр-Пресс, 2001. -С.303 -310.
  68. Постановление Минтруда РФ от 13.04.2000 № 30.- М., Минтруда РФ, 2001.
  69. З.А. Психологические основы профессионального обучения. М., 1985.
  70. Руководство по производству полетов (РПП) эксплуатанта ОАО «Аэрофлот».- М., 2005.
  71. Руководство по производству полетов ИКАО Doc. 9376-AN/914. Изд.2, Монреаль, Канада, 1997. — С. 4−7.
  72. Руководство по психологическому обеспечению отбора, подготовки и профессиональной деятельности летного и диспетчерского состава гражданской авиации РФ. -М., изд-во Воздушный транспорт, 2001. 280 с.
  73. Г. Стресс без дистресса. Рига, 1993. — С. 51−55.
  74. С.К., Бодров В. А., Писаренко Ю. Э., под ред. Стрелкова Ю. К. Практикум по инженерной психологии и эргономике. М., изд-во ACADEMA, 2003. — С. 196−198.
  75. В.П., Стрелков Ю. К. Структуры и временные характеристики образа мира.// Ученые записки кафедры психологии СМУ, вып.2 Магадан, изд-во Кортис. — С. 91−135
  76. А.Г. Социологическое обеспечение управленческих решений. //Архив автора. Ленинград, 1991. — 130 с.
  77. Ю.К. Психологическое содержание операторского труда. М., РПО, 1999.
  78. Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. М., 2001.- 359 с.
  79. В.И., Васильев Н. И. Аэрофлот национальная авиакомпания России. — М., Авиареклама, 1997.
  80. Труд есть жизнь. Хрестоматия по психологии труда из серии Познай человека. -Курск, изд-во Курскинформпечать, 1995. С.73−78.
  81. Указание об утверждении типовой нормативной численности работников служб бортпроводников предприятий ГА № 309-У от 29.06.1981. М., МГА, 1981.
  82. Ю.В. Проблемы психологии профессий в США. //Вопросы психологии. № 1 -М., 1972.- С. 43.
  83. Управление персоналом. Под ред. Базарова Т. Ю., Еремина Б.Л.- М., ЮНИТИ, 2002. -С. 227−233.
  84. И.Б., Арутюнов А. Г., Шерешков Г. М., Турзин П. С. Введение в авиационную медицину. М., 2002. — 350 с.
  85. Н.В., Козлов Н. И., А.П.Егидес. Основы психологии общения. М., изд-во Транспорт, 1990. — 112 с.
  86. Т.В., Паршин М. В. Использование цветового теста при оценке психологического типа бортпроводников воздушных судов. М., Вестник МГУ № 4, серия 14. Психология. — М., 1998. — С.82−86.
  87. Т.В. Социальная психология в гражданской авиации. // Психология сегодня.// Ежегодник РПО, т.2, вып.2, разд. Психология труда. М., 1996. — С. 206−207.
  88. Т.В. Искренне Ваши. М., изд-во JIK-Пресс, 2005. — 285 с.
  89. Т.В. Не улыбкой единой. //Гражданская авиация № 8. М., 1997. — С. 12−13.
  90. Т.В. Психологию изучали? // Мой Аэрофлот № 9. М., 1998. — С.З.
  91. Т.В. Нужны ли знания психологии профессионального общения бортпроводнику ВС ГА. // Развивающая психология основа гуманизации образования. // Материалы Первой Всероссийской научно-методической конференции, т.2. — М., 1998. -С. 121−122.
  92. Т.В. Девяносто семь разных улыбок. /Аэрофлот бортжур. № 12. М., 1999.
  93. Т.В. Хрустальный приз Светланы Лапиной. / Мой Аэрофлот № 10. М., 2000. С. 14 -16.
  94. Т.В. Психология в Аэрофлоте./ Мой Аэрофлот № 14. М., 2000. — С. З
  95. Т.В. Мисс очарование работает в Аэрофлоте./Аэрофлот № 3. М., 2000. — С. 10
  96. Т.В. Что остается, когда уходит поэт? // Творчество: взгляд с разных сторон. // Материалы Первой Международной конференции ИП РАН по творчеству.- Звенигород, 2005. 5 с.
  97. Т.В. Курс психологии для бортпроводников. / Мой Аэрофлот № 16. М., 2001.- С. 3
  98. Т.В. Симпозиум в Оклахоме. // Гражданская авиация № 7. М., 2005. -С. 22−23.
  99. Т.В. Лучшие среди равных, равные среди лучших. //Гражданская авиация № 2. М., 2006. — С. 32.
  100. Т.В. Неблагоприятные профессиональные факторы в труде бортпроводника воздушного судна гражданской авиации.// Материалы XIII конференции по космической биологии и авиационной медицине. М., ИМБП, 2006. — С. 321−323.
  101. Е.С., Егоров В. А., Костюк А. Л. К вопросу о характере психического образа в летной деятельности. //Военно-медицинская академия. Ленинград, 1975. — С. 39−47.
  102. Хекхаузен, Мотивация и деятельность. М., изд-во Педагогика, 1986.- С. 45−59.
  103. Е.В. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях,-М" 1995. С. 65−68.
  104. В.Н., Двинин А. П. Человек и персонал в управлении. СПб, Энергоатом-издат, 1997.- С. 142−152.
  105. Ю.Г. Стресс без стресса. М., 1988. — С. 133−139.
  106. Т. Социальная психология. М., изд-во Прогресс, 1969.
  107. Юнг К. Г. Психологические типы. С-Пб., изд-во Ювента, 1995.
  108. XX век. Гражданская авиация России в лицах. М., Воздушный транспорт, 2000.
  109. Avi Gil. Structural change in civil aviation and its consequences for airliner.// Greece, Athens Nov. 1997.
  110. Buley L.E. Experience with physiologically-based formula for determining rest periods on long-distance air travel. //Aerospace Medicine. USA, NY, 1970, pp.135−141.
  111. Bor Robert. Passenger Behaviour. London, UK, Ashgate, 2003, pp. 17−31.
  112. Bor Robert, Lucas Van Gerwen. Psychological Perspectives on Fear of Flying. London, UK, Ashgate, 2003, pp. 211−228.
  113. Chaplin J.P. Ph. D. Dictionary of Psychology. New York, USA, 1985.
  114. De Bono E. Atlas of management thinking. Great Britain, Pelican Books, 1983, pp. 34−39
  115. Dictionary of Occupational Titles. (4th edit.) Washington, DC / US Department of Labor, 1977.
  116. Dillart R.L., Stephenson E.H., Kramer E.F. Medical standards, selection and wastage of aircrew. NY, 2004.
  117. Documents of the 9th IFAA World Congress.// Intern. Flight Attend. Assc. Dublin, Ireland, October 1991.
  118. Documents of the 10th IFAA World Congress. // Intern. Flight Attend. Assc. Cyprus, Nicosia, 1993.
  119. Documents of the 11th IFAA World Congress. // Intern. Flight Attend. Assc.- Greece, Athens November 1997.
  120. M. & Edwards E. The ergonomics of the Aircraft Passenger cabin. London, GB, 2003. — pp. 31−33.
  121. M. & Edwards E. The Aircraft Cabin. Managing the Human Factor. London, GB, 1990. — pp. 58−83.
  122. Edwards M. Human Factors in the Aircraft Cabin. //The report on the 9th IFAA World Congress. Dublin, Ireland, October 1991.
  123. European Regional Airlines Association. //Year Book 1993/1994.- Burnham, Shephard Press, 1994.
  124. Fair deal or paradise lost. // Presentation at the 7th IATA High Level Aviation Symposium 6−7 September Cairo, 1993.
  125. Federal Aviation Regulations / FAR /. New-York, 1984. — pp. 121−397.
  126. Felder L., Ph.D. Does someone at work treat you badly? USA, New York, 1993, pp. 30−45.
  127. ICAO / International Civil Aviation Organization // Training Directory. Montreal, Canada, 1994.
  128. Jones DR. Flying and Danger, Joy and Fear. // Aviation, Space and Environment Med. 1986, № 57. July /August. NY, 1980, pp. 25−29.
  129. Hawkins F.H. Human Factors in Flight. Burlington, USA, Ashgate, 2002, pp. 286−325.
  130. Hochschild A.R. The Managed Heart. //University of California Press. Los Angeles, USA, 1983.- 308 p.
  131. Goorney A. Psychological Measures in Aircrew Normative Data.//Aerospace Medicine, Vol. 41.-NY, pp. 87−91.
  132. Kirkwood Tim. Flight Attendant Job Finder. Career Guide. USA, River Forest, Illinois, 1999, pp. 162−179.
  133. Koreltz J. M .Cabin duties. Flight safety foundation. // Cabin Crew Safety Bulletin.№ 4, 1995.
  134. Kostelanetz R. The Edge of Adaptation. Man and the Emerging Society. IINew Jersey, USA, 1973, pp. 27−30.
  135. Lebuser H. J. Cpt of Lufthansa German Airlines. Radiation Exposure of Air Crews. // Documents of the 9th IFAA World Congress. — Dublin, Ireland, 1991.
  136. Leimann Patt H.O. Secondary Flying Disadaptation Syndromes in 54 highjacked crew.// Documents of the International Flight Attendant Association. Nicosia, Cyprus, 1993.
  137. Leimann Patt H.O. M.D., Ph.D. Fear of Flying in Commercial Cabin Crew members. Buenos Aires, 1990, pp. 77−78.
  138. Leimann Patt H.O. M. D, Ph.D. & Patricia I. Monia. Sindromes de desadaptacion secundaria al vuelo. Buenos Aires, 1989, pp. 35−39.
  139. Lester Valerie. Fasten your seat belts. History & Heroism in PAN AM. // Paladwr Press USA, 1997, pp. 35−49.
  140. Management and personnel.// Intern. Labor Organization. Geneva, 1990, pp. 72
  141. McAuley I.R. Exposure of Aircrew to Neutral Radiation. Documents of the 9th World Memorandum on ICAO. Montreal, Canada, 1990.
  142. Medical Assc. San-Francisco, CA, 1975, pp. 104−105.
  143. Milgram S. Obedience to authority. An experimental view. New-York, 1983, pp. 35−47.
  144. Models of perfection: The making of an air hostess.// Business Traveller, Dec.1986, p. 97.
  145. Musbach A., Davis B. Flight attendant. New York, Crown Publishers Inc., 1980, pp. 28−32.
  146. Nicolas Jequier. Labor, management and the consumer in a globalized industry.// The Annual Conference of the Ergonomics Society, April 1988, pp. 56−57.
  147. Occupational Outlook Handbook. //USA Labor Department. New-York, 2003.
  148. Occupational & Ecological Medicine. Journal № 7. USA, NY, Dec. 2005, p. 14.
  149. Occupational and Environmental Medicine. Journal № 10, USA, New-York, 2005.
  150. Proceedings of the 17th Conf. of the Western European Assn. for Aviation Psychology.
  151. Prew S-J. Survival for Aircrew. // Ashgate, UK, 1999. 130 p.
  152. Sakari Suvanto, M.Sc. & others. Flight Attendants' Desynchronizes After Rapid Time Zone. Report on the 9th IFAA World Congress. Dublin, Ireland, Oct.1991, pp. 11−15.
  153. Sells S.B. Development of personality test battery for psychiatric screening of flying personnel. // J. of aviation medicine № 1. NY, 1955, pp. 36−45.
  154. Swiss Recognition of the Profession «Flight Attendant». Documents of the 9th IFAA World Congress. Dublin, Ireland, Octoberl991, pp. 17−19.
  155. The Effects of Stress on Job Performance and Health of Flight Attendants. The report on the 9th IFAA World Congress. Dublin, Ireland, October 1991.
  156. Training for Success. Interpersonal Skills. Cyprus Airways. Performa Intern. Ltd. 1994.
  157. Venesiale E. ll fattore umano negli incidenti divolo. Minerva Med. 1974 v. 65 № 8. Wien, 1987, pp.32−35.
  158. Williams C, Waltrip S. Aircrew Security. A Practical Guide. GB, Cornwall, 2004. — 487 p.
  159. Вехи истории отечественного гражданского воздушного флота.1. По книгам:
  160. В.И., Васильев Н. И. Аэрофлот национальная авиакомпания России. Москва, изд-во Авиареклама, 1997.
  161. П.К., Дегтев B.C., Филатов И. А. По странам и континентам. Москва, МГТУ, 1998. Филипьева Т. В. Искренне Ваши. Москва, изд-во ЛК-Пресс, 2005.1804
  162. Июнь. Первые полеты воздушных шаров в России. Научные эксперименты академика Я. В. Захарова совместно с бельгийским воздухоплавателем Робертсоном.1878
  163. По инициативе С. С. Костовича в Петербурге организован первый в России воздухоплавательный кружок, который начал выпускать журнал «Воздухоплаватель».1880
  164. В Русском техническом обществе по инициативе Д. И. Менделеева и М. А. Рыкачева начал создаваться Воздухоплавательный отдел, сыгравший в последствии большую роль в совершенствовании воздухоплавания в России.1882
  165. Май. Русский изобретатель А. Ф. Можайский построил первый в мире летательный аппарат, имевший основные части современного самолета.1910
  166. Ноябрь. Великий князь А. М. Романов, стоявший у истоков создания отечественного воздушного флота, посетил первую в России авиашколу под Севастополем, в которой обучались преимущественно военные.1911
  167. В Петербурге открывается гражданская военная школа. Ее возглавил летчик предприниматель В. А. Лебедев.1921 год
  168. Апрель. Вышел на воздушные трассы страны самолет Ил-18.
  169. Открыт музей боевой и трудовой славы ЦУМВС в здании «прилета» аэропорта Шереметьево-1.1983
  170. Авиакомпания «Аэрофлот» стала членом Международной авиатранспортной ассоциации (ИАТА).1991
  171. Требования к кандидатам на должность бортпроводника ВС в 90-х годах XX века
  172. Кандидат должен иметь прямую осанку и стройное телосложение, без дефектов в походке. Рост: для женщин 165−177 см- для мужчин 170−187 см. Вес должен соответствовать росту по медицинским нормам, но не выше среднего.
  173. Зубы должны быть ровные, чистые, с правильным прикусом. На передних зубах недопустимо наличие металлических коронок.
  174. Кандидату должны быть присущи такие качества, как доброжелательность, сдержанность, внешнее обаяние, коммуникабельность, предупредительность, решительность и тактичность.
  175. В общении с людьми кандидат должен способствовать созданию теплой и доброй атмосферы, знать меру в поведении, не должен давать повода для конфликтов, а при возникновении такового должен уметь погасить его.
  176. Кандидат должен обладать хорошими манерами. Позы, жесты, походка должны быть спокойными, плавными, уверенными и ненапряженными.
  177. Кандидат должен владеть одним или несколькими иностранными языками.1. Образец1. Требования к кандидатам на должность бортпроводника ВС в XXI веке
  178. Из Положения о порядке отбора, обучения, допуска к самостоятельной работе и заключения трудового договора с кандидатами на должности бортпроводников ВС ГА1. Общие положения.
  179. Положение разработано в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и п.п. 4.1. и 5.2., а также на основании нормативных документов, перечисленных в п.п. 4.3., 4.4., 4.5., 4.6. и 4.7. настоящего положения.
  180. Отбор кандидатов на должности бортпроводников
  181. Кандидаты на должности бортпроводников отбираются в соответствии с требованиями настоящего Положения.
  182. В качестве кандидатов могут рассматриваться граждане Российской Федерации в возрасте от 19 до 30 полных лет, а также граждане в возрасте до 35 лет, имеющие опыт работы в должности бортпроводника.
  183. Организация обучения и ввода в строй
  184. При положительном решении комиссии по отбору кадров и после прохождения ВЛЭК кандидаты, указанные в пункте 2.1., направляются в ЦПАП для обучения по программе первоначальной подготовки бортпроводников.
  185. По окончании обучения в ЦПАП слушатели проходят стажировку согласно Положению о вводе в строй бортпроводников-стажеров.
  186. Кандидаты, указанные в пункте 2.2., после зачисления в ССБ проходят обучение по программе переподготовки бортпроводников в ЦПАП.
  187. Допуск к самостоятельной работе
  188. Допуск к самостоятельной работе слушателей ЦПАП проводится на основании: — успешного прохождения курса по программе первоначальной подготовки бортпроводников-- выполнения программы ввода в строй бортпроводников-стажеров.
  189. После прохождения стажировки РГ ВКК присваивает слушателю ЦПАП 3-й класс квалификации и выдает свидетельство бортпроводника гражданской авиации.
  190. Заключение трудового договора
  191. При заключении трудового договора кандидата заполняет бланк анкеты и бланк личного заявления о приеме на работу в отделе кадров.
  192. Критерии оценки кандидатов на должности бортпроводников по 10-бальной системе
  193. Меморандум Международной организации гражданской авиации (ИКАО) Монреаль, Канада, 1990
  194. Из отчета «Memorandum on 1САО» (Montreal, Canada, 1990) представителя СССР в ИКАО В. Олейника.
Заполнить форму текущей работой