Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие позитивной мотивации дошкольников к обучению в детском саду

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В современной отечественной и зарубежной психологии немало работ, связанных с проблемой развития мотивации дошкольников к различным видам деятельности. Среди действующих мотивов для ребёнка старшего дошкольного возраста учёные отмечают: широкие социальные мотивы и непосредственно связанные с процессом учения (Л.И. Божович, М. В. Матюхина, К. Н. Поливанова и др.), личностный мотив (А.Н. Леонтьев… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ
    • 1. 1. Теоретико-методологические подходы к исследованию проблем мотивации
    • 1. 2. Особенности развития позитивной мотивации дошкольников к обучению
    • 1. 3. Психологическая модель развития позитивной мотивации дошкольников к обучению в детском саду
  • Выводы по главе 1
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ДЕТСКОМ САДУ
    • 2. 1. Программа и организация исследования
    • 2. 2. Констатирующий этап исследования
    • 2. 3. Инновационный проект развития позитивной мотивации дошкольников к обучению в детском саду
  • Выводы по главе 2

Развитие позитивной мотивации дошкольников к обучению в детском саду (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема развития позитивной мотивации дошкольников к обучению значима для современной России, где, ориентируясь на инновационный путь развития, идет процесс модернизации образования. Происходящие глобальные социально-экономические изменения в нашем обществе затрагивают вопрос о непрерывности образовательного процесса, начинающегося с детского возраста (А.Г.Асмолов, И. А. Зимняя, Д. И. Фельдштейн и др.).

В отечественной психологии развитие мотивации дошкольников исследуется в рамках психологической готовности ребенка к школе (И.В.Дубровина, Е. И. Захарова, В. Д. Шадриков и др.). Данная проблема наиболее эффективно разрешается в период подготовки дошкольников к систематизированному обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Актуальность данного исследования определяется и тем, что обеднение сюжетно-ролевой игры (Н.И. Гуткина, З. В. Мануйленко, Д. Б. Эльконин и др.), недостаточная включенность дошкольников в систему отношений со взрослыми и детьми (О.В. Гударева, Е. О. Смирнова и др.), неудовлетворение потребностей низшего порядка (в безопасности, любви, самоуважении) приводит к переносу дошкольных форм деятельности на учение. Все это способствует школьной дезадаптации, развитию дидактогении, потере интереса к учебе и нежеланию идти в школу. В связи с этим существует необходимость более глубокого исследования развития позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада, что обогатит педагогическую практику.

Состояние и степень разработанности проблемы. Проблема формирования и развития мотивации дошкольников к обучению, обусловленная потребностями современного образования, просматривается у многих исследователей и носит комплексный характер, поэтому представлена как в педагогической, возрастной психологии, так и в педагогике, психологической практике. При этом исследователи акцентируют своё внимание на развитии позитивной мотивации учащихся начального профессионального образования к обучению (В.К. Костюк, И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко и др.).

В современной отечественной и зарубежной психологии немало работ, связанных с проблемой развития мотивации дошкольников к различным видам деятельности. Среди действующих мотивов для ребёнка старшего дошкольного возраста учёные отмечают: широкие социальные мотивы и непосредственно связанные с процессом учения (Л.И. Божович, М. В. Матюхина, К. Н. Поливанова и др.), личностный мотив (А.Н. Леонтьев, М. И. Лисина и др.), мотив достижения (Д. Аткинсон, М.Ш. Магомед-Эминов, X. Хекхаузен и др.), поощрение и признание взрослого (И.М. Матюшина, Н. И. Рейнальд, А. И. Голубева и др.), игровой мотив (З.И. Мануйленко, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец и др.), соревновательный мотив (С.Е.Кулачковская, B.C. Мухина и др.), самолюбия и признания сверстников (B.C. Мухина и др.), мотивацию к обучению (М.Р. Гинзбург, Н. И. Гуткина, Л. С. Славина и др.).

Несмотря на различные подходы к изучению мотивационной сферы ребёнка, развитие позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада как психолого-педагогическая проблема ещё недостаточно изучена. В связи с этим остаются не полностью решённые следующие противоречия:

— между методологическим осмыслением данной проблемы и степенью её психологической изученности;

— между психологическими исследованиями позитивной мотивации дошкольников к обучению и внедрением полученных результатов в практику детского сада;

— между имеющимся опытом подготовки детей к обучению в дошкольных учреждениях и недостаточной доказательной базой эффективного формирования позитивной мотивации.

В связи с этим проблема исследования заключается в недостаточном изучении особенностей развития позитивной мотивации дошкольников к обучению, связанных с неумением учиться, неосознанностью социального положения школьника, неудовлетворённостью потребности в безопасности, любви и сложившейся системы отношений с родителями, воспитателями и детьми. Отрицательным последствием этого положения является нарушение непрерывности образовательного процесса, начинающегося с детского возраста.

Объект исследования: дети старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: развитие позитивной мотивации дошкольников к обучению в детском саду.

Цель исследования состоит в изучении психолого-педагогических условий развития позитивной мотивации дошкольников к обучению в детском саду и апробации их влияния на формирование мотивационной сферы ребёнка в ходе опытно-экспериментальной работы.

Задачи исследования:

1. Провести теоретико-методологический анализ понятия «позитивная мотивация к обучению» у детей старшего дошкольного возраста.

2. Рассмотреть особенности развития позитивной мотивации дошкольников к обучению на этапе подготовки к школе.

3. Разработать психологическую модель развития позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада.

4. Реализовать психологическую модель развития позитивной мотивации дошкольников к обучению в процессе осуществления инновационного проекта и провести опытно-экспериментальную проверку его эффективности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что развитие позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада будет более успешным, если: способствовать развитию предпосылок учебной деятельности, совершенствовать систему отношений ребёнка со сверстниками, родителями, воспитателями, создавать условия для позитивного эмоционального отношения к предстоящей деятельности, обеспечивая сближение субъектов учебно-воспитательного процесса.

Методологическими основами исследования служат: идея о целостной структуре психической организации человека (Б.Г.Ананьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — принцип системного подхода (В.А. Барабанщиков, Б. Ф. Ломов, Э. Г. Юдин и др.) — положения личностно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.) — принцип гуманистического подхода (Г.И. Аксёнова, А. Маслоу, Е. Н. Шиянов и др.) — концепция становления и развития личности (А.А. Бодалёв, Н. И. Непомнящая, Д. Б. Эльконин и др.).

Теоретическими основами исследования выступают работы, раскрывающие теорию учебной мотивации (В.Н. Косырев, А. К. Маркова,.

B.Д. Шадриков и др.), посвящённые проблеме мотивационной сферы дошкольников (Л.И. Божович, М. Р. Гинзбург, К. Н. Поливанова и др.), основ развития мотивации личности и деятельности (В.А. Иванников,.

C.Б. Каверин, X. Хекхаузен и др.) — а также идеи о развивающей роли проектной деятельности в образовании (Ю.В. Громыко, В. Д. Симоненко, В. И. Слободчиков и др.).

Методы исследования. В соответствии с поставленными задачами исследования нами использовались теоретико-методологический анализ литературных источников по проблемеэмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, тестирование. Используемые методики: «Определение мотивов учения» (М.Р. Гинзбург) — «Внутренняя позиция школьника» (Н.И.Гуткина) — «Образец и правило» (А.Л. Венгер) — «Определение доминирования учебных или игровых мотивов поведения» (Н.А.Белопольская) — «Нарисуй себя" — «Тест детской тревожности» Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен- «Определение психосоциальной зрелости» по тестовой беседе С. А. Банкова (кафедра психологии НГПИ) — «Оценка направленности ребенка на процесс обучения в школе» (Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко) — «Изучение эмоционального отношения к школе» (Л.А. Головей, Е.Ф.Рыбалко). Для статистической обработки исходных данных применялись следующие методы: корреляционный анализ, факторный анализ, t-критерий Стьюдента для независимых выборок (с использованием программы «SPSS 14.0 for Windows»).

Научная новизна. Определено содержание и основные характеристики развития позитивной мотивации дошкольников к обучению: сформированность предпосылок учебной деятельности, доминирование мотивов учения (познавательного, социального, достижения успеха в деятельности), положительное эмоциональное отношение к учению, позитивное принятие себя.

Раскрыта структура позитивной мотивации дошкольников к обучению, состоящая из трёх компонентов: деятельностного, отношенческого, эмоционального. Установлены критерии и показатели оценки позитивной мотивации дошкольников к обучению: принятие позиции школьника, самостоятельный познавательный поиск, осмысление интеллектуальных задач, соподчинение мотивов, владение умениями межличностного взаимодействия, направленность на процесс обучения, положительное отношение к себе.

Обнаружены психолого-педагогические условия развития позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада, включающие: расширение и обогащение замысла игрового сюжета, удовлетворение ненасыщаемой потребности дошкольника к познанию, в общении со взрослыми и сверстниками, включение в учебный процесс комплексной поэтапной психолого-педагогической диагностики, создание ситуации успеха в деятельности, развитие у взрослых эмоционального принятия ребёнка.

Теоретическая значимость исследования. Доказано, что при развитии позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада происходит развитие навыков учебной деятельности, расширение системы отношений со сверстниками, родителями, воспитателями, удовлетворение потребности ребёнка в безопасности и любви, а также сближение субъектов учебно-воспитательного процесса.

Конкретизировано определение понятия «позитивная мотивация к обучению» как побуждение, обусловливающее достижение положительного результата к предстоящей учебной деятельности. Уточнена специфика позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях дошкольного образовательного учреждения, включающая систему мотивов, связанных с учением, социальной позицией, характером отношения к учению, потребностью в безопасности и самоуважении.

Практическая значимость исследования. Предложен и апробирован инновационный проект развития позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада, состоящий из трёх модулей: активность ребёнка, целенаправленное воздействие воспитателя, взаимодействие ребёнка и родителей. Разработаны рекомендации по использованию психодиагностических методик для изучения позитивной мотивации дошкольников к обучению и её составляющих компонентов, которые могут найти применение в процессе психологической диагностики, проводимой в дошкольных учреждениях. Разработано методическое пособие «Развитие позитивной мотивации у дошкольников к обучению в школе в рамках предшкольного образования», которое может быть использовано в системе психологической службы дошкольных учреждений для подготовки воспитанников к обучению в школе.

Материалы исследования могут быть использованы в таких учебных курсах, как «Педагогическая психология», «Возрастная психология», «Психология развития», а также в спецпрактикуме «Психологическая подготовка детей к школе в условиях детского сада».

Достоверность и надёжность результатов исследования обеспечена использованием апробированных методов исследования, комплексным применением валидных и надёжных методов, адекватных. предмету, задачам и гипотезе исследования, репрезентативностью выборки испытуемых, корректным проведением качественного анализа и статистической обработки полученных данных.

Основные положения, выносимые на защиту:

— позитивная мотивация дошкольников к обучению представляет собой побуждение, обусловливающее достижение положительного результата к предстоящей учебной деятельности;

— специфика позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада включает систему мотивов, связанных с учением, социальной позицией, характером отношения к учению, потребностью в безопасности и самоуважении;

— психологическая модель развития позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада включает структуру, критерии, показатели, психолого-педагогические условия формирования позитивной мотивации;

— предложенный инновационный проект способствует переходу непосредственных побуждений ребёнка в мотивационную структуру с произвольным характером, и включает три модуля: активность ребёнка, целенаправленное воздействие педагога, взаимодействие ребёнка и родителей.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты исследования неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры педагогической и возрастной психологии Института психологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, на международных научно-практических конференциях «Практическая психология: от фундаментальных исследований до инноваций» (г.Тамбов, 2006~2008г.г.), «Психология в современном информационном пространстве» (г.Смоленск, 2007 г.), научной конференции преподавателей и аспирантов «XIII Державинские чтения» (г.Тамбов, 2008 г.). Апробация инновационного проекта по развитию позитивной мотивации дошкольников к обучению проводилась на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Дружба» п. Первомайский Тамбовской области.

Организация исследования. Опытно-экспериментальное исследование развития позитивной мотивации дошкольников к обучению было организовано в детских садах п. Первомайский в период с 2006 по 2008 г. г. Исследованием было охвачено 120 детей старшего дошкольного возраста, 25 воспитателей и 38 родителей.

Организация исследования осуществлялась в несколько этапов:

1 этап — теоретический (2005;2006 г. г.). Проведён теоретико-методологический анализ литературы по проблеме развития мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста. Разработаны общие подходы к решению поставленной проблемы: определены цель, объект и предмет исследования, сформулирована гипотеза, намечены задачи исследования.

2 этап — эмпирический (2006;2007 г. г.). Проведено пилотажное исследование развития позитивной мотивации дошкольников к обучению, которое подтвердило актуальность исследования проблемы. Проведён констатирующий эксперимент.

3 этап — формирующий (2007;2008 г. г.). Подобран комплекс профилактических, информационных и коррекционных мер, направленных на развитие позитивной мотивации к обучению, разработана психологическая модель, на основе которой реализован инновационный проект развития позитивной мотивации у дошкольников к обучению на базе дошкольного учреждения «Детский сад «Дружба» п.Первомайский.

4 этап — заключительный (2008;2009 г. г.). Завершён формирующий эксперимент. Результаты исследования проанализированы, обобщены и оформлены в виде диссертации.

Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка основной использованной литературы и приложений.

Выводы по главе 2.

Выделенная специфика развития позитивной мотивации дошкольников к обучению в детском саду и результаты опытно-экспериментальной работы стали основой для определения структурных компонентов позитивной мотивации: деятельностного, отношенческого, эмоционального.

В основу работы по развитию позитивной мотивации у старших дошкольников к предстоящему обучению был положен разработанный нами инновационный проект. Основной целью проекта явилась организация перехода непосредственных побуждений ребёнка в мотивационную структуру с произвольным характером.

Важнейшими условиями реализации проекта выступили: скоординированное и научно-обоснованное управление процессом развития позитивной мотивации к предстоящему обучению, активность детей и взрослых как основных участников процесса реализации проекта.

В процессе апробации психологической модели развития позитивной мотивации дошкольников к обучению в детском саду разработан психодиагностический комплекс для изучения позитивной мотивации и составляющих её компонентовреализованы психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие позитивной мотивации посредством психолого-педагогического воздействия на компоненты позитивной мотивации и межличностное взаимодействие субъектов учебно-воспитательного пространства дошкольника.

Эмпирически доказано, что предложенный инновационный проект способствует переходу непосредственных побуждений ребёнка в мотивационную структуру с произвольным характером, и включает три модуля: активность ребёнка, его целью является способствование формированию учебных умений и развитию положительного отношения дошкольника к учебной деятельности через удовлетворение потребности в познании, общении, безопасности, самоуважении. Второй модуль представлял собой целенаправленное воздействие педагога, с целью повышения психолого-педагогической компетентности воспитателей по проблеме психологической подготовки дошкольников к школе, развитию способности к активному взаимодействию, устранению причин смысловых барьеров и противоречий. Третий модуль — взаимодействие ребёнка и родителей, основная цель которого заключалась в создании условий повышения психолого-педагогической компетентности родителей по проблеме психологической подготовки ребёнка к школе, развитие саморефлексии отношения взрослого с ребёнком, формирование безусловного принятия ребёнка. Положительным последствием реализации инновационного проекта является обеспечение непрерывности образовательного процесса, начинающегося с детского возраста.

В процессе опытно-экспериментальной работы доказано, что развитие позитивной мотивации дошкольников к обучению в детском саду осуществляется при целенаправленном психолого-педагогическом воздействии, активизирующем функционирование ребёнка и взрослого, и организации конструктивного межличностного взаимодействия между всеми субъектами учебно-воспитательного процесса дошкольного учреждения. Взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса осуществлялось благодаря восприятию, взаимопониманию, взаимоподдержки, взаимодополнению, взаимоконтролю и взаимовлиянию субъектов друг на друга.

Проведённая опытно-экспериментальная работа свидетельствует о положительной динамике перехода непосредственных побуждений ребёнка-дошкольника в мотивационную структуру с произвольным характером посредством целенаправленного воздействия на активность дошкольника, повышения психолого-педагогической компетентности взрослых (педагогов и родителей) и сближения всех субъектов учебно-воспитательного пространства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Диссертационная работа представляет собой психолого-педагогическое исследование по развитию позитивной мотивации дошкольников к обучению в детском саду.

В настоящее время имеется много исследований, посвящённых вопросам психологической готовности ребёнка к предстоящему обучению в школе, проблемы развития мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста и особенно позитивной мотивации не получили должного внимания исследователей. Акцент на развитие позитивной мотивации дошкольников к обучению на этапе дошкольного образования делается впервые в данном исследовании.

Дано обновлённое понятие «позитивная мотивация к обучению» -побуждение, обусловливающее достижение положительного результата к предстоящей учебной деятельности. Так же раскрыт, используемый в исследовании термин «развитие позитивной мотивации дошкольников к обучению», заключающийся в изменении побуждений, способствующих переходу непосредственных побуждений ребёнка в произвольную иерархию мотивов.

Определено содержание и основные характеристики развития позитивной мотивации дошкольников к обучению: сформированность предпосылок учебной деятельности, доминирование мотивов учения (познавательного, социального, достижения успеха в деятельности), положительное эмоциональное отношение к учению, позитивное принятие себя.

Установлены критерии и показатели оценки позитивной мотивации дошкольников к обучению: принятие позиции школьника, самостоятельный познавательный поиск, осмысление интеллектуальных задач, соподчинение мотивов, владение умениями межличностного взаимодействия, направленность на процесс обучения, положительное отношение к себе.

Выделенная специфика развития позитивной мотивации дошкольников к обучению в детском саду и результаты опытно-экспериментальной работы стали основой для определения структурных компонентов позитивной мотивации: деятельностного, отношенческого, эмоционального.

Деятельностный компонент определяется активностью ребёнка и его отношением к учению. На этапе поступления в школу у дошкольника возникают ряд изменений, одно из которых и новые ожидания (новые потребности). Поэтому для определения мотивационной готовности при переходе ребёнка в начальную школу важны такие показатели, как: отношение к учебной деятельности, доминирование познавательных или социальных мотивов учения, мотивации достижения успеха, сформированность внутренней и социальной позиции школьника, школьной зрелости, произвольности.

Это сопоставление помогает увидеть не только конкретно-ситуативные особенности детских отношений и переживаний по поводу учебной деятельности, но и выявить нереализованные мотивационно-потребностные ожидания ребёнка, связанные с ней.

Особого внимания заслуживает отношенческий компонент, когда общение с воспитателями и сверстниками в процессе совместной деятельности требует от ребёнка соответствия определённой социальной потребности. Неприятие или неготовность к ним могут повлиять на процесс достижения положительного результата осуществляемой деятельности в новых условиях, и соответственно на отношение к обучению и образовательному учреждению в целом. Поэтому в качестве важных показателей отношенческого компонента можно считать: отношение воспитанника к учебной деятельности, сверстникам, педагогам, родителям, направленность дошкольника на процесс обучения.

Эмоциональный компонент представлен отношением ребёнка к самому себе, когда отношение (к учению, педагогам, родителям, сверстникам) вызывает повышенный эмоциональный отклик, способствуя удовлетворению потребности в безопасности, самоуважении, повышению активности в решении возникших задач.

Обнаружены психолого-педагогические условия развития позитивной мотивации дошкольников к обучению в условиях детского сада, включающие: расширение и обогащение замысла игрового сюжета, удовлетворение ненасыщаемой потребности дошкольника к познанию, в общении со взрослыми и сверстниками, включение в учебный процесс комплексной поэтапной психолого-педагогической диагностики, создание ситуации успеха в деятельности, развитие у взрослых эмоционального принятия ребёнка.

Разработана и реализована в инновационном проекте психологическая модель развития позитивной мотивации дошкольников к обучению в детском саду, включающая: структуру, критерии, показатели, психолого-педагогические условия формирования позитивной мотивации.

Основной целью инновационного проекта явилась организация перехода непосредственных побуждений ребёнка в мотивационную структуру с произвольным характером. Взаимодействие субъектов учебно-воспитательного процесса осуществлялось посредством восприятия, взаимопонимания, взаимоподдержки, взаимодополнения, взаимоконтроля и взаимовлияния субъектов друг на друга.

Эмпирически доказано, что развитие позитивной мотивации дошкольников к обучению осуществляется при целенаправленном психолого-педагогическом воздействии.

Все наши усилия были направлены на развитие личности ребёнка посредством расширения у взрослых осознания окружающего нас мира, обучения, воспитания и развития подрастающего поколения в духе любви и взаимного сотрудничества.

Проведённое исследование не исчерпывает всех возможностей развития мотивационной сферы детей старшего дошкольного возраста. Можно наметить следующие перспективы её изучения: исследование тендерных особенностей влияния детско-родительских отношений на позитивную мотивацию у дошкольников к обучению.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. И. Психология и педагогика становления субъекта/ Г. И. Аксёнова. М.- Рязань: РИНФО, 1999. — 210с.
  2. , Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста / Е. Е. Алексеева. СПб.: Речь, 2007. — 224 с.
  3. Альбуханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А.Альбуханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 337 с.
  4. , Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка / Ш. А. Амонашвили. -М., 1980.
  5. , Б.Г. Психология педагогической оценки: избр. тр.: в 2 т / Б. Г. Ананьев. М., 1980. — Т.2. — 354 с.
  6. , В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. -М., 1976.- 158 с.
  7. , А.Г. Психология личности: принципы общеобразовательного анализа. М.: Смысл, 2001. — 416 с.
  8. Аристотель. Поэтика. Риторика. / Пер. с греч. В. Аппельрота, Н. Платоновой / Аристотель. М.: Азбука, 2008. — 352 с.
  9. , В. А. Системность и отражение (К 75-летию со дня рождения Б. Ф. Ломова) / В. А. Барабанщиков // Вопр. психол. 2002. — № 6. С.113−114.
  10. , В.В. Общение и развитие познавательной активности дошкольников /В.В. Барцалкина // Психологические проблемы нравственного воспитания детей /под ред. Ф. Т. Михайлова, И. В. Дубровиной, С. П. Якобсон М., 1977. — С. 109−117.
  11. , Г. А. Психодиагностика умственного развития учащегося / Г. А. Берулава.- Новосибирск: Изд-во НГПИ, 1990. 192 с.
  12. , Д.Н., Психология усвоения знаний в школе / Д. Н. Богоявленский, Н. А. Менчинская. М., 1959. — 347 с.
  13. , Е. В Опыт построения психолого-педагогической концепции дошкольного воспитания / Е. В. Бодрова, В. В. Давыдов, В. А. Петровский, Р.Б. Стеркина//Вопр. психол. 1989. — № 3. — С.22−31.
  14. , Е.В. Формирование нравственного сознания старших школьников: Учеб. пособие по спец курсу/ Е. В. Бондаревская. Ростов -н/Д, 1976.- 192с.
  15. , Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. — М., 1968. 464 с.
  16. , Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребёнка: Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л. Г. Благонадёжина. М., 1972. — 352 с.
  17. , Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды / Л. И. Божович / под ред. Д. И. Фельдштейна. -М., 1995. 349 с.
  18. , А. Психическое развитие ребёнка / А. Валлон. М.: Просвещение, 1967.- 192 с.
  19. , Ю.В. Психологические основы подготовки студента к развитию познавательных способностей дошкольника: практикум// Ю. В. Варданян, Е. М. Голикова. Саранск, Мордов. гос. пед. ин-т., 2007. — 59 с.
  20. , И.А. Мотивация и контроль за действием/ И. А. Васильев, М.Ш.Магомед-Эминов. — М.: МГУ, 1991. 144 с.
  21. , В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога/В.Н. Введенский // Педагогика. 2003. — № 10. — С.51−55.
  22. Венгер, A. JL Особенности отношения шестилетних детей к заданиям взрослого / A.JI. Венгер, К. Н. Поливанова // Вопр. психол. 1988. -№ 4. -С.56−63.
  23. , A.JI. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту / A.JI. Венгер // Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. М.: Педагогика, 1988. — 135 с.
  24. , A.JI. Психическое развитие ребёнка в процессе совместной деятельности / A.JI. Венгер // Вопр. психол. 2001. — № 3. — С.17−26.
  25. , A.JI. Проблемы детской психологии и научное творчество Д.Б.Эльконина / A.JI. Венгер, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин // Вопр. психол. 1988. — № 3. — С.20−29.
  26. , A.JI. Ребенок в обществе: исторический кризис детства /
  27. A.Л.Венгер // Вопр. психол. 2008. — № 4. — С.3−12.
  28. , Л. А. Диагностика умственного развития дошкольников / Л. А. Венгер. М, 1978. — 64 с.
  29. , В.К. Мотивационное опосредование как универсальный принцип воспитания / В. К. Вилюнас // Вестн. Моск. ун-та. Серия 14, Психологи. — 1989. — № 2. — С. 16−27.
  30. , В.К. Психологические механизмы мотивации человека /
  31. B.К.Вилюнас. -М., 1990. 386 с.
  32. , Е.Л. Условия становления познавательной мотивации старших дошкольников: дис.. канд. психол. наук / Е. Л. Виноградова. -М., 2004. 146 с.
  33. Возрастная и педагогическая психология: тексты / сост. и коммент. О. Шуаре Марта. М.: изд-во Моск. ун-та, 1992.- 272 с.
  34. Возрастная и педагогическая психология: учеб. для студ пед. ин-ов. 2-е изд./ В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др. / под ред. А. В. Петровского. — М.: Просвещение, 1979. — 288с.
  35. , Л.С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1991.-480 с.
  36. , Л.С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. М.: изд — во Смысл- изд — во Эксмо, 2004. — 1136 с.
  37. , Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. /Л.С. Выготский. -М., 1982 -1984. Т.1. — 488с.- Т.2−3. — 368 с.
  38. , Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? /Ю.Б. Гиппенрейтер. -М.: Астрель, 2007. 240 с.
  39. , Д.Б. Общение и познавательная активность у дошкольников / Д. Б. Годовикова // Вопр. психол. 1984. — № 1. — С. 34−40.
  40. , Н.И. Новая программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе / Н. И. Гуткина // Психолог в детском саду. 2007. — № 4. — С.47 — 65.
  41. , Н.И. Психологическая готовность к школе. 4-е изд., перераб. и дополн. / Н. И. Гуткина. СПб.: Питер, 2007. — 208 с.
  42. , В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов -М., 1986.-240 с.
  43. , Н.С. Формирование познавательной направленности у детей шестилетнего возраста на занятиях в детском саду: дис. .канд. психол. наук. / Н. С. Денисенкова. М., 1991. — 129 с.
  44. , И.А. О месте потребностей, эмоций и чувств в мотивации личности: Теоретические проблемы психологии личности / И. А. Джидарьян. — М., 1974. 157с.
  45. , М.Н. К проблеме психологической готовности детей к школе / М. Н. Диков // Психол. наука и образование. 1997. — № 4. — С.71−79.
  46. , Б.И. Эмоции как ценность / Б. И. Додонов. М., 1978. — 272 с.
  47. , А.И. О ценностных отношениях личности / А. И. Донцов // Сов. педагогика. 1974. — № 5. — С. 67−76.
  48. , В.Н. Психология творческих способностей / В. Н. Дружинин. -М., 1995.- 150 с.
  49. , В.Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность/ В. Н. Дружинин, Н. В. Хазратова // Психологический журнал. 1994. — Т. 15. — № 4. — С. 83−93.
  50. , И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия / под ред. И. В. Дубровиной, В. В. Зацепина. М.: Академия, 2005. — 368 с.
  51. , Т.В. Особенности развития познавательной деятельности дошкольников в условиях детской группы: автореферат дис. .канд. психол. наук / Т. В. Дуткевич. М., 1990. — 19 с.
  52. , В.К. Сотрудничество в обучении / В. К. Дьяченко. -М.:Просвещение, 1991. 192 с.
  53. , Н.В. К проблеме создания мотивационного компонента деятельности у дошкольников / Н. В. Елфимова // Вопр. психол. — 1984. -№ 2. С. 60−66.
  54. , С.В. Формирование учебной мотивации / С.В.Епифанова// Высшее образование в России. -2000. № 3. — С. 106−107.
  55. , Р.П. Детская психология: методические указания / Р. П. Ефимкина. — Новосибирск: научно-учебный центр психологии НГУ, 1995. 42 с. Режим доступа: http://www.nsu.ru/psych/internet/
  56. , В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В. И. Журавлёв. -М.: Педагогика, 1990. 166 с.
  57. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. — Ростов н/Д.:
  58. Феникс, 1997.-480 с. 64.3инченко, Г. П. Становление системы непрерывного образования в
  59. ФРГ / Г. П. Зинченко // Педагогика. 1993. — № 4. — С. 106−110. 65. Знаков, В. В. Основные направления исследования понимания в зарубежной психологии / В. В. Знаков // Вопр. психол. — 1986. -№ 3. -С. 163−171.
  60. , В. В.Концептуальная психологическая модель принятия решений / В.В. Знаков // Вопр. психол. 1991. — № 5. — С. 174−175.
  61. , В.А. Психологические механизмы волевой регуляции/
  62. B.А.Иванников. М.: УРАО, 1998. — 144 с.
  63. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2004. -509с.
  64. Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / под ред. М. И. Лисиной. М., 1980. — 168 с.
  65. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении/ В.А. Кан-Калик. -М., 1987.- 190с.73 .Карпова, И. С. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6−7 лет / И. С. Карпова, В. В. Мамаева. СПб.: Речь, 2007. -144 с.
  66. , Т.Н. Психологическая готовность ребёнка к обучению в основной школе / Т. Н. Князева. СПб.: Речь, 2007. — 119 с.
  67. , Н.А. Актуальные проблемы практической психологии в регионе // Психологическое сопровождение проблем развития региона: сб. науч. ст. / Н. А. Коваль. Тамбов, 2006. — 121 с.
  68. , В.И. Мотивы поведения и деятельности / В. И. Ковалёв. -М., 1988. 193 с.
  69. , Я.Л., Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: книга для учителя / Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько. М.: Просвещение, 1988. — 190с. Режим доступа: http://www.pedlib.rU/Books/l/0373/index.shtml
  70. , Я.Л. Психология педагогического взаимодействия: учеб. пособ. /Я.Л. Коломинский, Н. М. Плескачёва, И. И. Заяц, О.А. Митрахович/ под ред. Я. Л. Коломинского. СПб.: Речь, 2007. — 240 с.
  71. , О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учеб. пособ. / О. Б. Конева. Челябинск: изд-во ЮУРГУ, 2000.- 32 с.
  72. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года (Приказ Министерства образования РФ от 11.02.02 № 393) // Вестник образования. 2002. — № 6. — С. 10−41.
  73. , Н.Л. Педагогические условия развития младших школьников в процессе раннего обучения информатике: дис.. канд. пед. наук/ Н. Л. Королева. Липецк, 2001. — 166 с.
  74. , В.Н. Мотивы учебной деятельности: учеб.-метод. пособие / В. Н. Косырев. Тамбов: ТГПИ, 1993.
  75. , В.К. Роль совместной деятельности в формировании познавательной активности дошкольников/ В. К. Котырло, Т.В. Дуткевич// Вопр. психол. 1991. — № 2. — С. 50−60.
  76. , Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста / Е. Е. Кравцова // Вопр. психол. 1996. — № 6. — С.64−76.
  77. , Е.Е. Психологические основы дошкольного воспитания / Е. Е. Кравцова // Дошкольное воспитание. 2004. — № 24. Режим доступа: http://dob. 1 september.ru/article.php?! D=200 402 408
  78. , В.У. Компетентность педагогов в области индивидуализации образования детей дошкольного возраста: изменения за десять лет /
  79. B.У.Кузьменко // Психолог в детском саду. 2007. — № 3. — С. 106−113.
  80. , И.Ю. Возрастная психология: учеб. пос. / И. Ю. Кулагина. -М.:Изд-во РОУ, 1996. 180 с.
  81. , Т.А. Воспитание познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста (на материале экскурсий на природу): автореф. дис.. .канд. пед. наук / Т. А. Куликова. М., 1978. — 21 с.
  82. , И.М. Формирование метакогнитивной саморегуляции у старших дошкольников: автореф. дис. .канд. психол. наук / И. М. Курносова. Курск, 2003. — 17 с.
  83. , С.А. Развитие познавательной деятельности дошкольников на основе схематизации / С. А. Лебедева // Вопр.психол. 1997. — № 5. — С.20−27.
  84. , К. Динамическая психология / К. Левин. М.: Смысл, 2001. — 356с.
  85. , Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека / Н. С. Лейтес // Принципы развития в психологии. М., 1978.1. C.196−211.
  86. , Х.Й. Как воспитывает процесс обучения? / Х. Й. Лейметс. -М.:Знание, 1982.-96с.
  87. , А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. / А. Н. Леонтьев. М., 1983. — Т. 1. — 392 е.- Т.2. — 320 с.
  88. , А.Н. Лекции по общей психологии / А. Н. Леонтьев / под ред. Е. Е. Соколовой. М., 2000. — 511 с.
  89. , А.Н. Потребности. Мотивы. Эмоции / А. Н. Леонтьев. Л., 1971.-238 с.
  90. , А.Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. М., 1981. — 584 с.
  91. , А.Н. Психическое развитие ребёнка в дошкольном возрасте /
  92. A.Н. Леонтьев // Вопросы психологии ребёнка дошкольного возраста. -М.- Л., 1948.-С. 4−15.
  93. , В.Г. Психологические механизмы мотивации учебной деятельности: автореф. дис. .д-ра психол. наук / В. Г. Леонтьев. — Тбилиси, 1988.-46 с.
  94. , М.И. Общение, личность и психика ребёнка / М. И Лисина. -Москва Воронеж, 1997. — С. 291−300.
  95. , М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. -М.:Педагогика, 1986. С.31−57. Режим доступа: http://www.pedlib.rU/Books/3/0032/30 032−9.shtml
  96. , А. О. Хочу в школу? Как пробудить у ребёнка интерес к учёбе/ А. Луговская, М. Кравцова, О. Шевнина. М.: Эксмо, 2006. — 224 с.
  97. , В.Я. Структура продуктивного учебного взаимодействия /
  98. B.Я. Ляудис // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. М., 1980. — 114с.
  99. Магомед-Эминов, М. Ш. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации / М.Ш. Магомед-Эминов, И. А. Васильев // Вопр. психол.-1986.-№ 5.-С. 161−166.
  100. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.:Междунар. гуманит. фонд «Знание», 1996. 309с.
  101. , А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. Пособие для учителя / А. К. Маркова. — М.: Просвещение, 1983. — 96 с.
  102. , А.К. Формирование мотивации учения / А. К. Маркова, А. А. Матис, А. Б. Орлов.- М., 1990. 192 с.
  103. , Т.Д. История детской психологии: учебник для студ. пед. вузов / Т. Д. Марцинковская. М.: ВЛАДОС, 1998. — 272 с.
  104. , А.Г. Метамотивация // Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. А.М.Татлыдаевой- Научн. ред., вступ. статья и коммент. Н. Н. Акулиной. СПб.: Евразия, 1999. — 432 с.
  105. , А. Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.-479 с.
  106. , А.Г. Самоактуализация / А. Г. Маслоу // Психология личности: тексты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузерея. М.: изд-во МГУ, 1982.-С. 108−117.
  107. , A.M. Загадки одаренности: проблемы практической диагностики / A.M. Матюшкин. М., 1993. — 127 с.
  108. , A.M. Психологическая структура, динамика и развитие познавательной активности / A.M. Матюшкин // Вопр. психол. 1982. -№ 4.-С. 5−17.
  109. , М.В. Мотивация учения младших школьников / М. В. Матюхина. М.: Педагогика, 1984.
  110. , Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н. Г. Морозова. -М., 1979.-47 с.
  111. , B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / B.C. Мухина. 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 1999. — 456 с.
  112. , B.C. Психология дошкольника / B.C. Мухина. М., 1975. — 239 с.
  113. , В.Н. Психология отношений: избранные психологические труды / В. Н. Мясищев / под ред. А. А. Бодалева. М., 1995. — 356 с.
  114. Неймарк, М. С, Направленность личности и аффект неадекватности у подростков/ М. С. Неймарк // Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л. И. Божович, Л. Г. Благонадёжина. М., 1972. — 352 с.
  115. , Н.И. Становление личности ребёнка 6−7 лет / Н. И. Непомнящая // Науч.- исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР.— М.: Педагогика, 1992. — 160 с.
  116. , Н.И. Структура произвольной деятельности у детей дошкольного возраста / Н. И. Непомнящая // Развитие познавательных и волевых процессов у дошкольников. М., 1965. — С. 358−395.
  117. , Н.В. Психолого-педагогическая готовность ребёнка к школе: пособие для практических психологов, педагогов и родителей / Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков. М.: ВЛАДОС, 2001. — 256 с.
  118. , Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего / Ж. Нюттен // под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Смысл, 2004. — 608 с.
  119. , Н.Н. О трёхкомпонентной структуре межличностного взаимодействия / Н. Н. Обозов // Психология межличностного познания. — М., 1981. С.80−82.
  120. , Ю.М. Потребность достижения в учебной деятельности / Ю. М. Орлов. М., 1976. — С. 26−46.
  121. Особенности психического развития детей 6−7 летнего возраста. — М.:Педагогика, 1988. 135 с.
  122. , В.П. Функции и формы сотрудничества учителя и учащихся в учебной деятельности / В. П. Панюшкин: Автореф. дис.. канд. пед. наук.- М., 1984.- 25с.
  123. , Н.А. Психологические барьеры в педагогической деятельности: Монография / Н. А. Подымов. М.: Прометей, 1998. — 239с.
  124. , К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция / К. Н. Поливанова. -М.:Генезис, 2003.-271 с.
  125. , К.Д. Психология возрастных кризисов / К. Д. Поливанова. М.: Академия, 2000. — 320 с.
  126. Практикум по возрастной психологии / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2001. — 688 с.
  127. Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте / под ред. Л. А. Венгера. М., 1986. — 85 с.
  128. , А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности / А. О. Прохоров // Вопр. психол. — 1991. -№ 5. С.156−161.
  129. Психология. Словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  130. Психология детства. Практикум. Тесты, методики для психологов, педагогов, родителей/ под ред. А. А. Реана. Спб.: прайм — Еврознак, 2003. — 224 с.
  131. Психология личности и деятельности дошкольника / под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина М., 1965. — 294 с.
  132. Психология мотиваций и эмоций / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, М. В. Фаликман. М.: ЧеРо, МПСИ, Омега — Л, 2006. — 752 с.
  133. Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / под ред. Н. Н. Поддьякова, А. Ф. Говорковой // Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР.—М.: Педагогика, 1985. — 200 с.
  134. , Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб. пособ. в 2 кн. / Е. И. Рогов. М.: ВЛАДОС, 2001. — Кн. 1. — 384с. — Кн.2. — 480с.
  135. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -М.-Л.: Учпедгиз, 1940. 596 с.
  136. , В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения / В. В. Рубцов. М.: Педагогика, 1987. — 160 с.
  137. , О.В. Психологическая модель развития профессиональной мотивации курсантов-психологов: автореф. дис. .канд. психол. наук / О. В. Самофалова. Тамбов, 2008. — 24 с.
  138. , В.Н. Взаимодействие учителей по обеспечению преемственности образовательного процесса в современном лицее-интернате: дис. канд. пед. наук / В. Н. Самусенко. Тамбов, 2004. — 166с,
  139. Свердлова, Г. А Роль взаимоотношений матери и ребёнка в коррекции снижений познавательной мотивации ребёнка (старший дошкольный возраст): дис. .канд. психол. наук / А. Г. Свердлова. М., 1995. — 133 с.
  140. , О.В. Влияние ценностного отношения родителей на интеллектуальное развитие ребёнка (в период подготовки к обучению в школе): дис. .канд. психол. наук /О.В. Сердюкова. Тамбов, 2005. — 193 с.
  141. , В.А. Воспитательный процесс как система: в 2 кн. /
  142. B.А.Сластёнин // Общая стратегия. М., 2002. — Кн. 2.- С. 337−358.
  143. И.П., Современный учащийся НПО. Всероссийское социологическое исследование / И. П. Смирнов, Е. В. Ткаченко. -М.:Издательский центр АПО, 2002. 45 с.
  144. , Е.Е. Психология общения / Е. Е. Смирнова. СПб.: КАРО, 2005.-336 с.
  145. , Е.О. Влияние общения ребенка со взрослым на эффективность обучения дошкольников / Е. О. Смирнова // Вопр. психол. 1980.-№ 5.-С.105−112.
  146. , Е.О. Игра и произвольность у современных дошкольников / Е. О. Смирнова, О. В. Гударева // Вопр. психол. 2004. — № 1. — С.91−103.
  147. , Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах / Е. О. Смирнова. М., 1998. — 252 с.
  148. , Б.А. Мотив и смысл (психолого-педагогическое исследование) / Б. А. Сосновский. М.: Прометей, 1993. — 200 с.
  149. , М.И. Инновационные подходы к методологической культуре выполнения диссертаций по педагогике и психологии / М. И. Старов. -Тамбов, 2008. 72с.
  150. , М.И. Моделирование педагогической системы формирования воспитательной направленности личности педагога / М. И. Старов, Е. И. Агаркова // Гаудеамус: психолого-педагогический журн. ТГУ им. Г. Р. Державина, 2003.- № 2.- С. 55−64.
  151. , М.И. Мотивация учебной деятельности / М. И. Старов, И. С. Муратова (Смоленцева) // Школьные технологии. 2005. — № 3.1. C.125−131.
  152. , М.И. Формирование системы отношений в процессе профессиональной подготовки учителя: монография / М. И. Старов. -М.-Тамбов, 1996. -206с.
  153. , Н.Ф. Педагогическая психология: учебное пособие / Н. Ф. Талызина.- М., 1988.-288 с.
  154. , O.K. Понятие «цель» и «целеобразование» в психологии: Психологические механизмы целеобразования / O.K. Тихомиров.-М., 1977. 230 с.
  155. , Е.В. О проблемах взаимодействия профессионально-педагогического начального профессионального образования / Е. В. Ткаченко // Образование и наука. Известия. УРО РАО № 3 (21), 2003. -С.35−48.
  156. , Д.Н. Психологические исследования / Д. Н. Узнадзе. -М.:Пр освещение, 1966.— 451 с.
  157. , Г. А. Мотивы поведения и деятельности / Г. А. Урунтаева, Ю. А. Афонькина. М., 1995. — С.62−73.
  158. Ушинский, К. Д Собр. соч.: в 11 т. / К. Д. Ушинский.- М., JL: изд-во АПН РСФСР, 1950. — Т. 2. — 480с.- Т. 3. — 460с.- Т. 8. — 488с.
  159. , А.А. Принятие мотива личностью / А. А. Файзуллаев // Психол. журн. 1985. — Т.6. — № 4. — С. 87−96.
  160. , JI. Теория когнитивного диссонанса /Л. Фестингер. СПб.: Ювента, 1999.-512 с.
  161. Фрейд, 3. Влечения и судьбы: Основные психологические теории в психоанализе. Очерки истории психоанализа / 3. Фрейд. СПб.: Алетейя, 1998.-С. 125−180.
  162. , JI.M. Психология воспитания: кн. для всех, кто любит детей/ JLM. Фридман. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 208с.
  163. , JI.M. Психологический справочник учителя / JI.M. Фридман, И. Ю. Кулагина. М.: Просвещение, 1991. — 288 с.
  164. , X. Психология мотивации достижения / X. Хекхаузен. — СПб.: Речь, 2001.-240 с.
  165. , X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен. 2-е изд. -СПб.: Питер- М.: Смысл, 2003. — 860 с.
  166. , Г. А. Виды общения в обучении / Г. А. Цукерман. Томск: Пеленг, 1993.-268 с.
  167. , Г. А. Школьные трудности благополучных детей / Г. А. Цукерман. М., 1994.-С. 86−159.
  168. , А. Я. Проблема эмоциональной регуляции в педагогической деятельности / А. Я. Чебыкин // Эмоциональная регуляция учебной деятельности. М., 1988. — С. 3—7.
  169. , А. Я. Учитель и эмоциональная регуляция учебно-познавательной деятельности школьников / А. Я. Чебыкин // Вопр. психол. 1989.-№ 6.- С. 42—49.
  170. , В.И. Самодетерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В. И. Чирков // Вопр. психол. 1996. — № 3. — С. 116−130.
  171. , В.Д. Готовность детей к обучению / В. Д. Шадриков // Деятельность и способности. М., 1994. — С. 133−138.
  172. , Г. И. Внешние и внутренние резервы становления интереса в обучении / Г. И. Щукина // Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. -М., 1988. С. 81 — 94.
  173. , Г. И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г. И. Щукина. М.: Педагогика, 1971. — 352 с.
  174. , Д.Б. Развитие личности ребёнка дошкольника / Д. Б. Эльконин // Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.-С. 142−176.
  175. , Д.Б. Учебная деятельность её структура и формирование / Д. Б. Эльконин // Избранные психологические труды. — М.: Педагогика, 1989.-С. 241−251.
  176. , Д.Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. М., 1978. — 360 с.
  177. , B.C. Развитие начальных уровней познавательной потребности у школьников / B.C. Юркевич // Вопр. психол. — 1980. № 2. -С.83−92.
  178. Я работаю психологом. Опыт, размышления, советы / под ред. И. В. Дубровиной.- М.: ТЦ «Сфера», 1999.- 256с.
  179. , И.С. Разработка технологии личностно-ориентированного обучения / И. С. Якиманская // Вопр. психол. 1995.-№ 2.-С.31−42.
  180. , С.Г. Психологические принципы формирования начальных форм учебной деятельности у дошкольников/ С. Г. Якобсон, Т. Н. Доронова // Вопр. психол. 1988. — № 3. — С.30−36.
  181. , П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека / П. М. Якобсон. М., 1969. — 317 с.
  182. Allport, G.W. Trait in Motivations theory // Am. Journal of Orthopsychiatry. 1953.-V. 23.-P. 21−37.
  183. Barron, F. Putting Creativity to Work // The Nature of Creativity/ Sternberg R.J. (Ed.). Cambrige Univ. Press. 1988. — P. 76−98.
  184. Brophy, J. Toward a model of the value aspects of motivation in education: Developing appreciation for particular learning domains and activities. Educational Psychologist, 1999, 34(2). p. 75−85.
  185. Cattell, R.B., Child, D. Motivation and dynamic structure. New York: Halsted Press, 1975.
  186. Deci, E. L., Vallerand, R. J., Pelletier, L. G., Ryan, R. M. Motivation and education: The self-determination perspective. Educational Psychologist. 1981. -P.325−346.
  187. Harlow, H.F., Harlow, M.K., Meyer, D.K. Learning motivated by a manipulation drive.- J. Exp. Psychol., 1950. Vol. 40. — P. 228−234
  188. Maslow, A. Motivation and personality. New York, 1970.- 453 p.
  189. McGuire, W.J. The current status of cognitive consistency theories. In S. Feldman (Ed.), Cognitive consistency (pp. 1 46). — New York: Academic Press, 1966.
  190. Murrey, H.A. Exploration in Personality. N.Y., 1938. — 536 p.
  191. Simon, H.A. Motivational and emotional controls of cognition // Psychological Review, 1974.-P. 29−39.
Заполнить форму текущей работой