Стратегии саморегуляции: какие цели мы ставим
![Реферат: Стратегии саморегуляции: какие цели мы ставим](https://westud.ru/work/6456536/cover.png)
В случае общего пути мысли «Если бы… то…» оказывают влияние на выбор стратегии анализа информации, стратегии саморегуляци и самоэффективности. Благодаря этому они сказываются на целях мотивации, усилиях и, таким образом, на последующем поведении Так, водитель, который пришел к выводу о связи аварии и телефонног разговора, ощущает большую самоэффективность в сфере вождени («В будущем я смогу… Читать ещё >
Стратегии саморегуляции: какие цели мы ставим (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Под саморегуляцией (self-regulation) понимается процесс регуляции человеком своего поведения. Идея о связи саморегуляции с Я-концепцией отражена в модели саморегуляции Т. Хиггинса. По его мнению, каждый челове обладает двумя системами регуляции своего поведения — продвижения и предотвращения.
- 1. Система продвижения (promotion system) включает в себя идеал и надежды. Эту систему активизирует размышление о Я-идеальном Находясь под воздействием этой системы, человек стремится достич максимально возможного результата.
- 2. Система предотвращения (prevention system) включает в себ обязанности человека, то, что он должен сделать. Эту систему активизирует размышление о Я-должном. При активации этой системы человек стремится предотвратить негативные последствия своих действи и избежать неудачи.
Принимая решение о том, как вести себя в данной ситуации, каким образом решать возникшую проблему, он руководствуется системо либо продвижения, либо предотвращения (табл. 4.3).
Таблица 4.3
Различия между людьми, ориентирующимися на продвижение и предотвращение.
Система продвижения. | Система предотвращения. |
Чаще ожидают, что другие люди нацелены на достижения. | Чаще ожидают, что другие люди нацелены на избегание неудачи. |
Ощущают больший контроль за происходящим. | Ощущают меньший контроль за происходящим. |
Легче учатся под воздействием позитивных ролевых моделе (как надо делать). | Легче учатся под воздействием негативных ролевых моделе (как не надо делать). |
Вспоминая о сроках выполнения задания, думают прежде всег о возможностях его выполнения. | Вспоминая о сроках выполнения задания, думают прежде всег о барьерах, стоящих на пути. |
Начинают выполнять задание и заканчивают работу позже. | Начинают выполнять задание и заканчивают работу раньше. |
При решении задачи генерируют много гипотез. | При решении задачи генерируют мало гипотез и сосредоточиваются на одной. |
Предпочитают получать автономную помощь, которая позволяет человеку сформировать навыки и в будущем решать проблемы самостоятельно (см. главу 11). | Предпочитают зависимую помощь, которая помогает человеку решить сиюминутные проблемы и делает его зависимым от помощника (см. главу 11). |
Больше мотивированы и лучше решают задачи, предполагающие достижение успеха (например, заработать 100 очков) (см. главу 10). | Больше мотивированы и лучше решают задачи, предполагающие избегание неудачи (например, не отерят 100 очков) (см. главу 10). |
Сильнее реагируют на позитивный результат, наличие награды, чем на е отсутствие. | Сильнее реагируют на негативный результат, отсутствие награды, че на ее наличие. |
Больше сожалеют об отсутствии позитивных возможностей, а также об упущенной возможности достичь «идеальной» цели. | Больше сожалеют о наличии негативных возможностей, а также об упущенной возможности достичь «должной» цели. |
Размышление вопреки фактам при объяснении своих неудач. Самоэффективность и выбранная система саморегуляции позволяют нам понять, каким образом размышление человека о своих успехах и неудачах оказывает влияние на его активность в достижении цели. К их числу относится размышление вопреки фактам (см. главу 1) при котором человек рассматривает альтернативные варианты поведения и связанного с ним развития событий. Такие размышления имею форму причинно-следственного вывода «Если бы X поступил иначе то…» и могут затрагивать как собственное поведение человека, та и поведение окружающих.
Мысли вопреки фактам чаще касаются человека, который потерпел неудачу. Например, студент, плохо сдавший экзамен, спортсмен, занявший четвертое место, или водитель, попавший в аварию, могут думат о том, что могло случиться, если бы перед экзаменом/соревнованием/В аварией они или другие люди вели себя иначе. Размышление вопрек фактам может принимать разную форму:
- • восходящее и нисходящее сравнение. При восходящем сравнени человек думает о том, что нужно было сделать, чтобы достичь лучшего результата. Студент, получивший оценку «удовлетворительно» говорит себе: «Если бы я лучше готовился к экзамену, то сдал бы ег на отлично». При нисходящем сравнении человек размышляет о результате, который хуже полученного: «Если бы я готовился меньше, то мо получить двойку»;
- • дополняющее или исключающее сравнение. При дополняюще сравнении человек думает о том, что нужно было сделать дополнительно, чтобы достичь успеха: «Я бы лучше сдал экзамен, если б выспался». При исключающем сравнении он размышляет о том, чег не нужно было делать: «Я бы лучше сдал экзамен, если бы наканун вечером не пошел в ночной клуб»;
- • сравнение, сфокусированное на себе и на других. При сравнении сфокусированном на себе, человек думает о том, что должен был сделат иначе: «Я не попал бы в аварию, если бы ехал медленнее». При сравнении, сфокусированном на других, он размышляет о том, что нужн было сделать окружающим людям: «Я не попал бы в аварию, если б другие водители были внимательны».
Психологические исследования показывают, что размышление об альтернативных вариантах развития событий оказывает влияни на дальнейшее поведение человека. В соответствии с функционально моделью, предложенной Н. Розом, существует два пути воздействия: В общий (связанный с изменением отношения к себе и к миру в целом) В и специфический (связанный с изменением отношения к данном поведению).
В случае специфического пути размышление вопреки фактам оказывает влияние на каузальную атрибуцию конкретной неудачи, атрибутивное суждение — на намерение, а намерение — на поведение. Например, человек, попавший в автомобильную аварию, размышляя по принципу «Если бы я поступил иначе…», приходит к выводу: «Если бы я не разговаривал по телефону, то заметил бы подрезавшую мен машину». Как следствие, он объясняет аварию своими особенностям (внутренними причинами), дает себе слово больше не разговариват за рулем и, возможно, держит его.
В случае общего пути мысли «Если бы… то…» оказывают влияние на выбор стратегии анализа информации, стратегии саморегуляци и самоэффективности. Благодаря этому они сказываются на целях мотивации, усилиях и, таким образом, на последующем поведении Так, водитель, который пришел к выводу о связи аварии и телефонног разговора, ощущает большую самоэффективность в сфере вождени («В будущем я смогу избежать аварии») и старается не разговариват за рулем (рис. 4.2).
![Размышление вопреки фактам.](/img/s/8/88/1354188_1.png)
Рис. 4.2. Размышление вопреки фактам: пути воздействия.
При этом восходящее сравнение более эффективно, чем нисходящее; дополняющее сравнение более эффективно, чем исключающее; сравнение, сфокусированное на себе, более эффективно, чем сфокусированное на других.