Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стратегии саморегуляции: какие цели мы ставим

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В случае общего пути мысли «Если бы… то…» оказывают влияние на выбор стратегии анализа информации, стратегии саморегуляци и самоэффективности. Благодаря этому они сказываются на целях мотивации, усилиях и, таким образом, на последующем поведении Так, водитель, который пришел к выводу о связи аварии и телефонног разговора, ощущает большую самоэффективность в сфере вождени («В будущем я смогу… Читать ещё >

Стратегии саморегуляции: какие цели мы ставим (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под саморегуляцией (self-regulation) понимается процесс регуляции человеком своего поведения. Идея о связи саморегуляции с Я-концепцией отражена в модели саморегуляции Т. Хиггинса. По его мнению, каждый челове обладает двумя системами регуляции своего поведения — продвижения и предотвращения.

  • 1. Система продвижения (promotion system) включает в себя идеал и надежды. Эту систему активизирует размышление о Я-идеальном Находясь под воздействием этой системы, человек стремится достич максимально возможного результата.
  • 2. Система предотвращения (prevention system) включает в себ обязанности человека, то, что он должен сделать. Эту систему активизирует размышление о Я-должном. При активации этой системы человек стремится предотвратить негативные последствия своих действи и избежать неудачи.

Принимая решение о том, как вести себя в данной ситуации, каким образом решать возникшую проблему, он руководствуется системо либо продвижения, либо предотвращения (табл. 4.3).

Таблица 4.3

Различия между людьми, ориентирующимися на продвижение и предотвращение.

Система продвижения.

Система предотвращения.

Чаще ожидают, что другие люди нацелены на достижения.

Чаще ожидают, что другие люди нацелены на избегание неудачи.

Ощущают больший контроль за происходящим.

Ощущают меньший контроль за происходящим.

Легче учатся под воздействием позитивных ролевых моделе (как надо делать).

Легче учатся под воздействием негативных ролевых моделе (как не надо делать).

Вспоминая о сроках выполнения задания, думают прежде всег о возможностях его выполнения.

Вспоминая о сроках выполнения задания, думают прежде всег о барьерах, стоящих на пути.

Начинают выполнять задание и заканчивают работу позже.

Начинают выполнять задание и заканчивают работу раньше.

При решении задачи генерируют много гипотез.

При решении задачи генерируют мало гипотез и сосредоточиваются на одной.

Предпочитают получать автономную помощь, которая позволяет человеку сформировать навыки и в будущем решать проблемы самостоятельно (см. главу 11).

Предпочитают зависимую помощь, которая помогает человеку решить сиюминутные проблемы и делает его зависимым от помощника (см. главу 11).

Больше мотивированы и лучше решают задачи, предполагающие достижение успеха (например, заработать 100 очков) (см. главу 10).

Больше мотивированы и лучше решают задачи, предполагающие избегание неудачи (например, не отерят 100 очков) (см. главу 10).

Сильнее реагируют на позитивный результат, наличие награды, чем на е отсутствие.

Сильнее реагируют на негативный результат, отсутствие награды, че на ее наличие.

Больше сожалеют об отсутствии позитивных возможностей, а также об упущенной возможности достичь «идеальной» цели.

Больше сожалеют о наличии негативных возможностей, а также об упущенной возможности достичь «должной» цели.

Размышление вопреки фактам при объяснении своих неудач. Самоэффективность и выбранная система саморегуляции позволяют нам понять, каким образом размышление человека о своих успехах и неудачах оказывает влияние на его активность в достижении цели. К их числу относится размышление вопреки фактам (см. главу 1) при котором человек рассматривает альтернативные варианты поведения и связанного с ним развития событий. Такие размышления имею форму причинно-следственного вывода «Если бы X поступил иначе то…» и могут затрагивать как собственное поведение человека, та и поведение окружающих.

Мысли вопреки фактам чаще касаются человека, который потерпел неудачу. Например, студент, плохо сдавший экзамен, спортсмен, занявший четвертое место, или водитель, попавший в аварию, могут думат о том, что могло случиться, если бы перед экзаменом/соревнованием/В аварией они или другие люди вели себя иначе. Размышление вопрек фактам может принимать разную форму:

  • восходящее и нисходящее сравнение. При восходящем сравнени человек думает о том, что нужно было сделать, чтобы достичь лучшего результата. Студент, получивший оценку «удовлетворительно» говорит себе: «Если бы я лучше готовился к экзамену, то сдал бы ег на отлично». При нисходящем сравнении человек размышляет о результате, который хуже полученного: «Если бы я готовился меньше, то мо получить двойку»;
  • дополняющее или исключающее сравнение. При дополняюще сравнении человек думает о том, что нужно было сделать дополнительно, чтобы достичь успеха: «Я бы лучше сдал экзамен, если б выспался». При исключающем сравнении он размышляет о том, чег не нужно было делать: «Я бы лучше сдал экзамен, если бы наканун вечером не пошел в ночной клуб»;
  • сравнение, сфокусированное на себе и на других. При сравнении сфокусированном на себе, человек думает о том, что должен был сделат иначе: «Я не попал бы в аварию, если бы ехал медленнее». При сравнении, сфокусированном на других, он размышляет о том, что нужн было сделать окружающим людям: «Я не попал бы в аварию, если б другие водители были внимательны».

Психологические исследования показывают, что размышление об альтернативных вариантах развития событий оказывает влияни на дальнейшее поведение человека. В соответствии с функционально моделью, предложенной Н. Розом, существует два пути воздействия: В общий (связанный с изменением отношения к себе и к миру в целом) В и специфический (связанный с изменением отношения к данном поведению).

В случае специфического пути размышление вопреки фактам оказывает влияние на каузальную атрибуцию конкретной неудачи, атрибутивное суждение — на намерение, а намерение — на поведение. Например, человек, попавший в автомобильную аварию, размышляя по принципу «Если бы я поступил иначе…», приходит к выводу: «Если бы я не разговаривал по телефону, то заметил бы подрезавшую мен машину». Как следствие, он объясняет аварию своими особенностям (внутренними причинами), дает себе слово больше не разговариват за рулем и, возможно, держит его.

В случае общего пути мысли «Если бы… то…» оказывают влияние на выбор стратегии анализа информации, стратегии саморегуляци и самоэффективности. Благодаря этому они сказываются на целях мотивации, усилиях и, таким образом, на последующем поведении Так, водитель, который пришел к выводу о связи аварии и телефонног разговора, ощущает большую самоэффективность в сфере вождени («В будущем я смогу избежать аварии») и старается не разговариват за рулем (рис. 4.2).

Размышление вопреки фактам.

Рис. 4.2. Размышление вопреки фактам: пути воздействия.

При этом восходящее сравнение более эффективно, чем нисходящее; дополняющее сравнение более эффективно, чем исключающее; сравнение, сфокусированное на себе, более эффективно, чем сфокусированное на других.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой