Психологические условия формирования позитивного имиджа у старших подростков
Диссертация
Механизм психической регуляции самоимиджирования подростков включает три основных структурных звена: образ мира — адекватное поведение — образ Я, которые формируются в эволюционном ракурсе процессов самопонимания, самоизменения, самоотношения, Я-концепции, самопрезентации. Вытекающая из этих представлений типология имиджирования включает: тип нравственно-делового лидера, стенический… Читать ещё >
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИМИДЖА И ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
- 1. 1. Имидж как психологическая проблема
- 1. 2. Социально-психологические аспекты построения модели индивидуального имиджа
- 1. 3. Особенности процесса самопрезентации и самоотношения в старшем подростковом возрасте
- 1. 4. Резюме
- ГЛАВА II. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И
- ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ИНДИВИДУАЛЬНОГО ИМИДЖА
- 2. 1. Задачи, методы и организация исследования
- 2. 2. Психолого-педагогические средства, используемые в исследовании
- 2. 3. Психотипические различия в системе имиджевых ожиданий как условие формирование имиджа
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.- 150 с.
- Агеев B.C. Становление Я — концепции в системе духовных потребностей подростков. Дисс. канд. п. н. М. 1994.
- Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995. — 417 с.
- Алехина И. Имидж и этикет делового человека. М. 96−126 с.
- Ананьев Б.Г. Проблема социализации индивида. Л., 1971.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1980.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977. -380 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 339 с.
- Ананьева С.Е. Формирование имиджа руководителя в государственной службе. Дисс. канд. соц. н. М. 1996.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1997. 376 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров -М-Воронеж, 1996. 768 с.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984.-103 с.
- Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2001. — 274 с.
- Айсмонтас Б.Б. Общая психология: Схемы. М.: Владос Пресс. 2003.
- Ахмедов Т.Н., Жидко М. Е., Психотерапия в особых состояниях сознания. -М.: Фолио, 2001.-766 с.
- БайярдР., БайярдД. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей. М.: Просвещение, 1991. — 224 с.
- Балабанов С.С., Воронин Г. Л., Французова Л. Я. Имидж предпринимателя у педагогов и учащихся // Социс.-1993.-№ 2 стр. 8−1
- Белоусов В.В., ред. Человек как интегральная система. Пятигорск, 1988, -131 с.
- Белоусова И.Э. Этнографические факторы эффективности политического имиджа. Дисс. канд. п. н. М. 2000.
- Берд П. Продай себя! Эффективная тактика улучшения имиджа / Пер. с анг. Т. А. Сиваковой Ю.С. М. 1994 — 192 с.
- Берн Э. Трансактный анализ в группе. М.: Лабиринт, 1994. — 176 с.
- Берне Р. Развитие я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. — 436 с.
- Бине А. Измерение умственных способностей. — СПб: Союз, 1999. 432 с.
- Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М.: Совершенство, 1997. — 298 с.
- Блюммер Г. Психоаналитические теории личности. — М.: КСП, 1996.
- Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М., 1965. 290 с.
- Большаков В.Ю. Психотренинг. Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб: СПС Центр, 1996.-380 с.
- Бондаренко А.Ф. Психологическая помощь: теория и практика. Киев, 1997. — 136 с.
- Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. М., 1994. — 240 с.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М., 1990. — 144 с.
- Брушлинский А.В., Поликарпов В. А. Мышление и общение. Минск, 1990. -190 с.
- Брушлинский А.В. Психология субъекта СПб.: Алетея, 2003.9
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. — 260 с.
- Бурлачук Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций. М., 1998. -263с.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1947. — 77 с.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. — 196 с.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М., 1982.
- Гамезо М.В., Орлова Л. М. Возрастная и педагогическая психология.- М.: МГОПУ, 1999. 234 с.
- Гершунский Б.С. Менталитет и образование. М., 1996.
- Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992. — 430 с.
- Голдмэн С. Как создается имидж в американской политике // США: экономика, политика, идеология. № 10 — 1990
- Грановская P.M., Крижанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов.-СПб, :OMS. 1994−192 с.
- Гримак Л.П. Общение с собой. Начала психологии активности. М., 1991. -230 с.
- Гришин В.В., Лужин П. В. Методики психодиагностики в учебно-воспитательном процессе. М., 1990 — 64 с.
- Гришунина Е.В. Психологические технологии как средство формирования имиджа организации. Дисс. канд. п. н. М. 1995.
- Гуревич П.С. Приключения имиджа : Топология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М. Искусство, 1991 — 221 с.
- Давыдов В.В., Зак А.З. Уровень планирования как условие рефлексии. — Новосибирск, 1987.
- Джемс У. Психология. М.: Педагогика, 1991. — 368 с.
- Джерелиевская М.А. Установки коммуникативного поведения. М.: Смысл, 2000.- 191 с.
- Джонсон Р. ОН: Глубинные аспекты мужской психологии. Харьков, 1996. -94 с.
- Диссертационные исследования в системе психолого-педагогических знаний (состояние и проблемы). Высшая аттестационная комиссия Минобразования Российской Федерации: Научн. Изд. М. Моск. псих. — соц. ин-т, 2003 г.
- Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. -М., 1997.-210 с.
- Душков Б.А. Психология народов и человеческих общностей. М., 1997. -230 с.
- Жогин Б.Г., Маслова Т. Ф., Шаповалов В. К. Интеграция вынужденных мигрантов в местное сообщество. Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2002. — 432 с.
- Зазыкин В. Г. Колосова С.В., Фуре Р. Ф. Психологические факторы повышения активности избирателей с помощью телевизионных передач рекламного характера. М.: 1996. — с. 36.
- Зазыкин В.Г., Белоусова И. Э. Психологические характеристики эффект, политич. имиджа. М. МААН. 1999 с. 9.
- Залевский Г. И. Фиксированные формы поведения. Иркутск, 1976. — 236 с.
- Зейгарник Б.Ф., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального ребенка. -М.: МГУ, 1980.- 169 с.
- Зимбардо Ф. Застенчивость (что это такое и как с ней бороться). — СПб.: Питер, 1995.-256 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Фениск, 1997. -480 с. 61.3инченко В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. — 264 с.
- Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999. — 640 с.
- Измерение интеллекта у детей: Пособие для психолога-практика. // Под ред. Гильбуха Ю. З. Киев: РОВО «Укрвузполиграф», 1992. — 163 с.
- Имидж лидера / отв. ред. Е. В. Егорова Гантман — М., 1994. — с. 117.
- Имидж лидера / отв. ред. Е. В. Егорова Гантман — М.: Общество «Знание» России. 1994−159 с.
- Имидж лидера. / пособие для политиков / Под ред. Е. Егоровой — Тантман. М. 1994−142 с.
- Исаева Э.Г. Толерантность как способ организации мультикультурного образовательного пространства.-Ставрополь:СКГТУ.2002.- 104 с.
- Исаева Э.Г. Внутриличностные конфликты и их коррекция: монография.-Махачкала:ДНЦ РАН, 2002.-345 с.
- Кайгородов Б.В. Психологические основы развития самопонимания в юношеском возрасте. Дисс. докт. п. н. Астрахань 1999.
- Как делать имидж политика. / Под. ред. Е. Егоровой Гантман и И. Минтусова. — М. 95−159 с.
- Калашников В.Г. Динамика взаимосвязи самосознания, проф. направленностей и ценностных ориентаций студентов пед. вуза. Дисс. канд. п. н. М. 98.
- Карвасарский Б.Д., ред. Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 1999.-752 с.
- Киршбаум Э., Еремеева А. Психологическая защита. М.: Смысл, 2000. -133 с.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса.- М.: Наука, 1983.- 368 с.
- Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. Кемерово: Кузбасс вузиздат, 1996.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения Ростов-на-Дону, 1996.-390 с.
- Козлов Н.И. Истинная правда или учебник по психологии по жизни. М.: Аст-Пресс, 1999. — 480 с.
- Кон И.С. В поисках себя: Личность и её самосознание. М., 1984 — с. 138 140
- Кон И. С. Открытия «Я». М., 1978. — 367 с.
- Корниенко Н.А. Эмоционально-нравственные основы развития личности: Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1996.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Педагогическое взаимодействие. Ростов-на-Дону, 1997.
- Котова И.Б., Шиянов Е. Н. Становление и развитие гуманистической педагогики. Ростов-на-Дону, 1997. — 144 с.
- Котова И.Б. Психология личности в России: столетие развития. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1994. — 238 с.
- Кочарян А.С. Личность и половая роль. Симптомокомплекс феминности маскулинности в норме и патологии. Харьков, 1996. — 168 с.
- Кочубей Б.И., Новикова В. Е. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1998. 124 с.
- Кривченко Т.А. Психологические особенности использования индивид. Тезуруса внешности. Дисс. канд. п. н. М. 1992
- Кулешова JI.H. Психология воспитания: историко-теоретические аспекты. — Ч. 1,2.-Ставрополь, 1999
- Курбатова Т.Н., Муляр О. И. Проективная методика исследования личности. СПб.: Иматон, 2001. — 64 с.
- Лебон Г. Психология народов и масс / Пер. с фр. СТб. 1986-с. 329
- Леонгард К. Акцентуированные личности.- М.: Дайджест, 1989. 396 с.
- Леонтьев Д.А. Очерк психологии личности., 1977.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: 1982. — 210 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2 т. М.: Педагогика, 1983. -Т.1−392 с. Т.2−320 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла. М., 1999. — 194 с.
- Леонтьев Д.А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. // Вопросы психологии, 2001. -№ 1.
- Лефевр В.А. Формула человека. М., 1991. — 159 с.
- Либин А.В. Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. -148 с.
- Лидере А.Г. Психологический тренинг с подростками:Учебн. пособие М.: ИЦ «Академия», 2003.
- Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. -608 с.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Л., 1979. — 236 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии.- М., Наука, 1984.-445 с.
- ЮЗ.Лотман Ю. М. Внутри исследуемых миров. Человек-тест-семиосфераисторияМ. 1996-е. 146. 104. Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство, 1998. — 98 с.
- ЛоуэнА. Психология тела. Телесноориентированный биоэнергетичес-кий психоанализ. М., 1997. — 272 с.
- Левченко Е.В. История и теория психологических отношений СПб.: Алетея, 2003.
- Лэнг Р. Д. Расколотое Я. СПб., 1995. — 320 с.
- Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1998. — 688 с.
- Маллан М. Техники когнитивной терапии. СПб., 2001. — 244 с.
- Мамардашвили М.К. Необходимость себя. М., 1996. — 84 с.
- Манякина Е.И. Политический лидер: процесс формирования имиджа. Дисс. канд. п. н. М. 94
- Маркин В.Н. «Я» как личностная характеристика госслужащего. Эст. н. тр. «Имидж госслужбы» М. 1996 с. 122
- Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1977. — 430 с.
- Маслоу А.Г. Личность и мотивация. СПб.: Евразия, 1999. — 478 с.
- Мерлин B.C. Структура личности: характер, способности, самосознание. -Пермь, 1990.-264 с.
- Мид М. Культура и мир детства. М., 1988. — 237 с.
- Морено Я.Л. Социометрия. М.: Прогресс, 1994. — 285 с.
- Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., 1994. — 446 с.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. М.-Воронеж: Институт практ.психол. — НПО «Модэк», 1995. — 356 с.
- Неплох Я.М. Человек, познай себя! Записки психиатра. Спб., 1991. — с. 35
- Ницше Ф. Сочинения. В 2 т. М.: Мысль, 1990. Т.1−829 с. Т.2−829 с.
- Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе. Парадоксы наследия, векторы развития. М., 2000.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1996.-352 с.
- Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. М., 1999.-326 с. 125.0сухова Н. Г. Пути и средства гуманизации образования: мотивационный аспект. Астрахань. 1990.
- Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. -187 с.
- Педагогическая психология: Учеб. для вузов / Под ред. Н. В. Клюевой. М.: Владос — Пресс, 2003.
- Педагогическая психология: Учеб. для вузов / И. А. Зимняя 2-е изд., доп., испр. и перераб. — М.: Логос, 2003.
- Перлз Ф.К., ГудменП., ХефферлинР. Практикум по гештальтерапии.-Красноярск, 1993.- 184 с.
- Петренко В.Ф. Психосемантическое пространство толерантности. М., 2000. — 232 с.
- Петровский А.В. Возможности и пути построения общепсихологической теории личности. // Сб.ст. «Психология личности" — сост. Орлов А. Б. М.: ООО «Вопр. психол.», 2001. — С. 137−150.
- Петровский А.В. Возрастная и педагогическая психология. М.: Педагогика, 1973.-384 с.
- Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. Избр.труды. М.: Педагогика, 1984. — 272 с.
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М.: Знание, 1981. -76 с.
- Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Педагогика, 1982. 253 с.
- Петровский А.В. Основы педагогики и психологии высшей школы. М.: Педагогика, 1986. — 406 с.
- Петровский А.В. Психологическая теория коллектива. М.: Педагогика, 1979,-238 с.
- Петровский А.В. Психология в России. XX век. М.: УРАО, 2000. — 312 с.
- Петровский А.В., ред. Психология развивающейся личности. М.: Педагогика, 1987. — 240 с.
- Петровский А.В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. -М.: Просвещение, 1978. 176 с.
- Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996.-c.512.
- Петровский В.А., Полевая М. В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений. // Вопросы психологии, 2001. № 1.
- Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования. // Вопросы психологии. — 1995. — № 1, — С.97−110
- Почепцов Г. Имидж: от фараонов до наших президентов. Киев 1997 с. 5
- Почепцов Г. Имидж-мейкер. Киев 1995 с. 7
- Почепцов Г. Имидж-мейкер: Паблик релиз для политиков и бизнесменов.-Киев: Рекламное агентство Губерникова. 1995 236 с.
- Почепцов Г. Г. Имиджелогия. М., 2000. — 364 с.
- Практика психосинтеза: упражнения, направленные на развитие личности и достижение духовного роста. СПб., 1992. — 133 с.
- Преподавание психологии в школе III XI классы.: Учеб. метод, пособие / Под ред. И. В. Дубровиной. М., 2003.
- Привальская С.Р., ПерсицД.Б. Как жить в радости или новейшая модель Вселенной. М., 1996. — 208 с.
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М. 1986 431 с.
- Прихожан A.M. Психология неудачника. М.: Сфера, 2000. — 192 с.
- Психологическая коррекция умственного развития учащихся. // Отв. ред. Гуревич К. М., Дубровина И. В. М., 1990. — 125 с.
- Психология делового общения: Учеб. пособие для вузов / Н. И. Леонов. — 2-е издание, стер.-М.: Моск. псих-соц. ин-т, 2003.
- Психология (психология общения, межличностные отношения, восприятие и понимание людьми друг друга). Уч. пособие / Под ред. И. В. Дубровина М., 2003.
- РатановаТ.А. Психофизиологические особенности интеллектуальногоразвития старших подростков. // Психол.журн., 1999. Т.20 № 2. — С. 90−102.
- Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1997. — 144 с.
- Ребрик С.Б. Примерьте «пиджачок» Вернера Эрхарда: прорыв в новое мышление или новое видение себя // Психол. Журнал 1992 — т. 13 — № 4 — с. 105−110
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. В 2 т. — М.: Владос, 2001. 1 Т.-384 с. 2 Т.-480 с.
- Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М.: Эксмо-Пресс, 2000. — 464 с.
- Ромашкин Р.Ф. Формирование и функционирование имиджа политического лидера. Автореф. дисс. канд. п. н. М. 1995 23с.
- Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1993. — 236 с.
- Русская Е. Имидж современного педагога // Мир образования — 1995. № 0. — с. 90−91
- Сарджвеладзе Н.И. Личность и её взаимодействие с социальной средой. — Тбилиси, 1989.-с. 19
- Селье Г. Психофизиология стресса. М.: Медицина, 1991. — 192 с.
- Сербина Л.Ф. Региональная система обеспечения индивидуальной помощи детям: проблемы и перспективы. Ставрополь, 1999.
- Сеченов И.М. Психология поведения. М., 1995. — 220 с.
- Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. С-П, 1999.-с. 92−93
- Симонов В.П. Педагогический менеджмент (50 НОУ-ХАУ в управлении педагогическими системами). М.: Пед. общество России, 1990.-430 с.
- Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя. М., 1993.
- Славская A.M. Личность как субъект интерпретации: монография / А. Н. Славская Дубна: Феникс +, 2003.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе:
- Автореф. дисс. д-ра психол. наук. -М., 1994, с. 78.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология развития человека. М.: Школьная Пресса, 2000. — 258 с.
- Словарь делового человека / О. В. Амуржуев, А. И. Болвачев, Е. Т. Гребнев и др. Под науч. ред. О. В. Амуржуева. М., 1992. — с. 69
- Собчак JI. Кроме «ноу хау» нужен талант обаяния // Деловая жизнь. 1993 -№ 3 с. 17−23.
- Создание имиджа Центра занятости // Проблемы теории и практики управления 92 № 3 — с. 121−126.
- Соколова Е.Т., Чечельницкая Е. П. Психология нарциссизма. М.: Уч.-мет. коллектор «Психология», 2001. — 270 с.
- Спиллейн М. Имидж женщины. Словакия: Лик пресс, 1996 — 158.
- Спиллейн М. Имидж мужчины. Словакия: Лик пресс, 1996 — 168.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дисс.. докт. психол. наук. -М., 1985.
- Столин В.В. Самосознание личности.- М., 1983.
- Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Ярославль: Академия развития, 1996. — 196 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды. В 2 т. М.: Педагогика, 1986.- Т.1 — 328 с.
- Топоркова Ж.В. Особенности этнического самосознания детей 6−10 лет в условиях межэтнического взаимодействия. Дисс. к. п. н. М. 1996.
- Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. — 574 с.
- Ухтомский А.А. Избранные труды.- Л., 1978. 420 с.
- Федоркина А.П., Ромашкина Р. Ф. Проблема имиджа в контексте социального психоанализа // Имидж госслужбы. с. 84−85.
- Федоров И.А. Индивидуальный имидж как феномен духовной жизни общества. Дисс. докт. соц. н. Тамбов 1998.
- Феофанов О.А. Стереотип и имидж в буржуазной пропаганде. // Вопросы философии. 1980. — с. 98−100.
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 368 с.
- Фрейд 3. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. -148 с.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. — 447 с.
- Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995. — 238 с.
- Фридман JI.П. и др. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988. — 314 с.
- Фромм Э. Бегство от свободы. М. 1991
- Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. — 360 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. Человек для самого себя. — Минск: Коллегиум, 1992. 253 с.
- Фурст Р.Ф. Имидж политического лидера: психологическая структура и пути оптимизации: Дисс. канд. психолог, н. -М.: РАГС, 1996. — с. 62−65.
- Фурст Д.Б. Невротик, его среда и внутренний мир. М., 1957. — 292 с.
- Хаббард JI.H. Дианетика. Современная наука душевного здоровья. М.: Нью-Эра, 1996.-530 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. В 2-х т. — М., 1986.
- Хиллман Дж. Архетипическая психология. СПб., 1996. — 257 с.
- Цахаева А.А. Теория и практика управления адаптивного поведения, (монография) Махачкала. Юпитер. 2002 408 с.
- Шадриков В.Д. Деятельность и способность. М., 1994.
- Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: Лоис, 2001. — 295 с.
- Шамова Т.И. Управление развитием инновационных процессов в школе. — М., 1995.
- Шаповалов В.В. Этнокультурная направленность российского образования. -М, 1997.
- Шепель В.М. Имиджелогия: Секреты личного обаяния. М: Культура и спорт. ЮНИТИ 1994 — с.320
- Шиянов Е.Н. Гуманизация педагогического образования: состояние и перспективы. М. — Ставрополь, 1991.
- Шиянов Е.Н. ред. Психология и педагогика развития личности. — М.: Илекса.2002.-568 с.
- Шиянов Е.Н., КотоваИ.Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995.
- Шиянов Е.Н., Котова И. Б. Развитие личности в обучении —М., 1999.
- Шиянов Е.Н., НедбаеваС.В. Личностно развивающая психологическая практика в российском образовании. Ростов-на-Дону, 2002.
- Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. М.: Дайджест, 1994. — 184 с.
- Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития. М., 1994.- 238 с.
- Эриксон М. Стратегии психотерапии. СПб.: Речь, 2001. — 267 с.
- Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 1996. — 272 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Прогресс, 1996. — 184 с.
- ЮнгК.Г. Аналитическая психология: теория и практика. СПб., 1998. -420 с.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991. — 304 с.
- ЮнгК.Г. Божественный ребенок: Аналитическая психология и воспитание. -М., 1997.- 194 с.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М.: Эксмо-Пресс, 2001. — 480 с.
- Юнг К. Г. Сознание и бессознательное. СПб., 1997. — 286 с.
- Юнг К.Г., Нойман Э. Психоанализ и искусство. М.- Киев, 1996. — 256 с.
- Янова Н.Г. Социальный имидж прокурора в стереотипах обыденного сознания коллегии присяжных. Дисс. к. с. н. Барнаул, 1999 г.
- Ярошевский М.Г. Наука о поведении: русский путь. — М. — Воронеж: Институт практич. психологии, 1996.
- Bandes S. We, the jury: the jury system and the ideal of democracy // journal of legal education 1996 № 1 — pi2−18
- Bartley S. Perception in evryday life. N.Y.I982 — 325p
- Beck A.T. Cognitive theory and emotional disorders. N.Y., 1976. — 356 p.
- BergerP. LuccmanT. The social Construction of Reality Harmondeworth: Penguin Books, 1973−220p.
- Berne E. Game People play.- N.Y., 1976. 173 p.
- Bivberg B. Professional Judgement. London, 1993 32lp
- Brittan A. Meanings and Situations. L.: Routledge and Kegan Paul, 1973 -284p.
- Bruce B. Images of Power. How the image makers shape our liders. L.:Kogan Page. 1992.
- Burns Т., Stalker C.M. The management of innovation. L. 1961.
- Darley S.M., Glucksberg S., Kamin L., Kinchla R.A. Psychology., New York, 1981.
- Eagly D., Chaiken W. The psychology of attitudes. Fort Worth, 1993 23 lp.
- Erikson E.H. Identity: Youth and Crisis. N.Y., 1950.
- Eysenck H.J. Handbook of Abnormal Psychology. London, 1960.
- Eysenck H.J., Eysenck M.W. Personality and individual differences. New York, 1985.-287 p.
- Gefkins F. Public relation. London. 1994.
- Horney K. Neurosis and human Growth. N.Y., 1968. — 682 p.
- Jacobson E. The self and the object world. N.Y. Inter. Univ. Press, 1964.
- Jing C.G. Analytical Psychology. Its Theory and Practicl.- N.Y., 1970.
- Juhg, Carl. .1931. Marriage as a psychological relationship. Vol 17, p. 198.
- Kesster I.W. Psychopsthology of childhood. N.Y., 1966.
- L. Ecuyer R. Le Concept de soi Paris, 1978 — p80.
- Lasarus R.S. Psychological stress and the coping process. N.Y., 1966.
- Lippman W. Public opinion, New York- The Free Press, 1995. P.59.
- Lowen A. Bioenergetics. N.Y.: Macmillan, 1980.
- Maslow A.H. Motivation and Personality. N.Y., 1970.
- Matz С. The imaginary signifier. Psychoanalysis and the cinema. Bloomington, 1982.
- May R. Love and Will. N.Y., 1974.
- Moreno J.L. Group psichoterapy. N.Y., 1946.
- Nominating the president. Ed. by E.H. Buell, Jr., L Sigelman. Knoxville, 1991
- Oppenheimer L. The self, the self-concept, and self-understanding: a review of «Self-understandihg in childhood and adolescence «by Willam Damon and Daniel Hart // Human development. 1991. V. 34. № 2. P 113−120
- Sampson E. The Image Factor. L: Kogan Page. 1994.1. КАКОЙ Я?»
- Выводы об уровне развития 10 баллов — очень высокий- 8−9 баллов — высокий- 4−7 баллов — средний- 2−3 балла низкий- 0−1 — очень низкий.
- ТЕСТ ЛИЧНОСТНОГО КОНТРОЛЯ КЕТТЕЛЛА ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ1. Часть 1
- Ты быстро справляешься со Или своими домашними заданиями.
- Если над тобой подшутили, ты Или сердишься.
- Ты уверен, что почти все Или сможешь сделать как надо.
- Ты часто совершаешь ошибки. Или5. У тебя много друзей.
- Другие мальчики умеют делать больше, чем ты.
- Ты всегда хорошо запоминаешь имена людей.8. Ты много читаешь.
- Когда учитель выбирает другого мальчика для выполнения работы, которую ты хотел бы сделать сам, тебе становится обидно.
- Ю.Ты считаешь, что все твои выдумки, идеи правильные.11 .Ты обычно молчаливый.
- Если мама на тебя сердится, то она не права.
- Тебе больше бы понравилось заниматься с книгами в библиотеке.
- Ты можешь вечером долго сидеть спокойно.15 .Если ребята беседуют о каком- Или то месте, которое ты хорошо знаешь, то ты тоже вступаешь1. Ты долго выполняешь своидомашние задания.
- Если над тобой подшутили, то тысмеешься над шуткой вместе сшутником.
- Ты убежден, что сам сможешь справиться лишь с некоторыми заданиями.
- Ты почти никогда не делаешь ошибок.
- У тебя мало друзей. Ты можешь сделать столько же, как и другие мальчики. Случается, что ты забываешь имена людей. Большинство ребят читает больше, чем ты.
- Ты не можешь вечером долго сидеть спокойно и начинаешь ерзать.
- Если ребята беседуют о том месте, которое тебе также хорошо знакомо, то ты не вступаешь в1. Или Или1. Или1. Или1. Или1. Или Или Или Илив разговор и начинаешь рассказывать о нем что-нибудь.
- Ты вполне смог бы стать космонавтом.
- Твоя мама говорит, ты слишком беспокойный и шумный.
- Ты охотнее слушаешь, как говорят другие ребята.
- В свободное время ты бы лучше почитал книгу.
- Ты всегда осторожен в своих движениях.
- Ты беспокоишься о том, что тебя могут наказать.
- Когда ты вырастешь, тебе больше понравилось бы строить дома.
- Учитель часто делает тебе замечания на уроке.
- Когда твои друзья спорят о чем-то, то ты вмешиваешься в их спор.
- Когда другие в классе разговаривают и смеются, то ты в это время можешь спокойно заниматься.
- Ты часто слушаешь передачу «Новости» по телевидению.27.Тебя обижают взрослые.
- Там, где большое движение транспорта ты спокойно переходишь улицу.
- С тобой часто случаются большие неприятности.
- Если ты знаешь ответ на вопрос, то сразу же поднимаешь руку на уроке.
- Когда в классе появляется новичок, то ты знакомишься сразговор и ждешь, когда они закончат его.1. Или Ты думаешь, что статькосмонавтом трудно и это дело не для тебя.
- Или Твоя мама говорит, что ты спокойный и тихий.
- Или Тебе больше нравится неслушать, а рассказывать самому.
- Или В свободное время ты бы лучше поиграл в мяч.
- Или Бывает, что, бегая, ты задеваешь людей и предметы.
- Или Тебя не волнует то, что тебя могут наказать.
- Или Когда ты вырастешь, тебе больше хотелось бы стать летчиком.
- Или Учитель считает, что ты ведешь себя на уроках так, как надо.
- Или Когда твои друзья спорят о чем-то, то ты обычно молчишь.
- Или Когда ты занимаешься, то вокруг должна быть тишина.
- Или Когда по телевизору начинают передавать новости, то тебе становится скучно, и ты идешь заниматься чем-то другим.
- Или Взрослые тебя хорошо понимают.
- Или Ты немного волнуешься, переходя улицу в том месте, где оживленное движение.
- Или С тобой редко бывают большие неприятности, чаще мелкие, незначительные.
- Или Если ты знаешь ответ на вопрос, то ждешь, когда тебя спросят, а сам руку не поднимаешь.
- Или Когда в классе появляетсяновичок, то ты присматриваешьсяним сам и быстро.32.0хотнее ты стал бы водителем Или какого-нибудь транспорта.
- Ты часто огорчаешься, когда Или не сбывается то, на что ты рассчитываешь.
- Когда кто-то из товарищей по Или классу просит помочь во время контрольной работы, ты говоришь, чтобы он делал всесам.
- Взрослые не обращают на тебя Или внимания и разговариваютмежду собой в твоем присутствии.
- Если ты слышишь грустную Или историю, то слезы сами собой появляются у тебя на глазах.
- Болынинство твоих планов Или тебе удается осуществить.
- Когда мама зовет тебя домой, Или ты идешь не сразу и еще некоторое время продолжаешь играть.
- Можешь ли ты свободно Или встать, не стесняясь, в классе и рассказать что угодно
- Понравилось бы тебе Или оставаться дома с маленькими детьми.41 .Бывает так, что тебе грустно и Или одиноко.
- Уроки дома ты делаешь в Или разное время, когда как.43.Тебе хорошо живется. Или
- С большим удовольствием ты Или отправился бы за город полюбоваться красивой природой.
- Если тебе делают замечание, Или ругают, то ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроение.
- Скорее тебе понравилось бы Илик нему и знакомишься с ним не сразу.
- С большим желанием ты стал бы врачом.
- Ты редко огорчаешься, если неслучается то, на что тырассчитываешь.
- Когда кто-то просит помощи вовремя контрольной работы, тыпомогаешь, если не видитучитель.
- В твоем присутствии взрослые часто прекращают свой разговор и слушают тебя.
- Если ты слушаешь грустную историю, то она тебя не задевает.
- Порой случается так, что-то, что ты запланировал, не происходит. Когда мама зовет тебя домой, то ты сразу прекращаешь игру и идешь домой.
- Когда нужно что-нибудь рассказать всему классу, ты робеешь, смущаешься. Тебе не понравилось бы остаться дома с маленькими детьми.
- Не бывает так, что тебе было одиноко и грустно. Уроки дома ты делаешь строго в определенное время дня. Тебе живется совсем не хорошо. С большим удовольствием ты отправился бы на выставку современных машин.
- Если тебя ругают, делают замечания, то ты сильно расстраиваешься.
- Скорее тебе понравилось быработать на кондитерской фабрике.
- Когда ребята в классе шумят, Или то ты сидишь тихо.
- Если тебя толкаю в автобусе, Или то ты не реагируешь на это и считаешь, что ничегосерьезного не произошло.
- Тебе случалось делать что-то Или такое, чего не следовало бы делать.
- Ты предпочитаешь друзей, Или которые любят баловаться, бегать, шуметь.51 .Ты испытываешь Илибеспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что-то начнется.52.0хотнее ты сейчас ходил бы в Или школу.
- Бывает иногда, что ты злишься Или на всех.
- Какой учитель тебе нравится Или больше: мягкий и снисходительный.
- Дома ты ешь все, что Или предлагают.1. Часть 2
- Почти все к тебе хорошо Или относятся.
- Когда ты утром просыпаешься, Или то часто бываешь сонным ивялым.
- Ты обычно заканчиваешь свою Или работу быстрее других.
- Ты иногда бываешь не уверен Или в себе.
- Ты всегда радуешься, когда Или видишь своих школьныхдрузей.
- Говорит ли тебе мама, что Или делаешь все медленно.
- Другим детям всегда нравится Илиработать учителем.
- Когда ребята в классе шумят, то ты шумишь вместе с ними. Если тебя толкают в автобусе, то это тебя сердит и раздражает.
- Тебе не случалось делать такое, что не следовало бы делать.1. Ты предпочитаешь друзей, которым нравятся болеесерьезные дела.
- Тебе не доставляет особогобеспокойства ожидание чеголибо.
- Охотнее ты сейчас поехал бы путешествовать в автомобиле. Ты всегда всеми доволен.
- Тебе больше нравится строгий учитель.
- Дома ты протестуешь, когда тебя кормят тем, что тебе не хочется.
- К тебе хорошо относятся только некоторые люди.
- Когда ты просыпаешься утром, ты бываешь бодрым, и тебе хочется веселиться.
- Ты обычно выполняешь свою работу дольше, чем другие. Ты всегда уверен в себе.
- Иногда тебе не хочется никого видеть.
- Мама тебе говорит, что ты все делаешь быстро.
- Другим детям не всегда нравитсято, что ты предлагаешь.
- В школе ты все выполняешь точно так, как требуют.
- Ты думаешь, что другие дети стараются тебя перехитрить.
- Ты всегда делаешь все хорошо.
- Ты во время урока сидишь спокойно.
- Ты иногда возражаешь своей маме.
- Тебе больше нравится кататься на лыжах в парке, в лесу.
- М.Ты считаешь, что всегда вежлив.
- Говорят, что с тобой трудно договориться о чем-нибудь, ты любишь настаивать на своем.
- Менялся ли ты с кем-нибудь из ребят своими вещами (карандашом, линейкой, ручкой).
- Хочется ли тебе быть иногда непослушным.
- Твоя мама делает все лучше, чем ты.
- Если бы ты был диким животным, то понравилось бы тебе стать быстрой лошадью.
- Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься, но при этом ведешь себя спокойно.21 .Если кто-то относится к тебе не очень хорошо, то ты прощаешь ему это.
- Тебе больше понравилось бы в бассейне плавать.
- Учитель иногда говорит, что ты недостаточно внимателен и допускаешь много помарок в тетради.
- В спорах ты во что бы то ни стало стремишься доказатьто, что ты предлагаешь.
- Или В школе твои одноклассники выполняют требования лучше, чем ты.
- Или Ты думаешь, что другие дети относятся к тебе по-дружески.
- Или Бывают дни, когда у тебя ничего не получается.
- Или Ты во время урока любишь повертеться.
- Или Ты не возражаешь своей маме, побаиваясь её.
- Или Тебе больше нравится кататься на лыжах с высоких гор.
- Или Ты считаешь, что иногда бываешь невежливым.
- Или С тобой легко договориться, ты любишь соглашаться.
- Или Ты никогда не менялся с друзьями своими вещами.
- Или У тебя никогда не возникает желание быть непослушным.
- Или Часто ты делаешь разные вещи лучше, чем мама.1. Или Если бы ты стал дикимживотным, то скорее всего был бы львом.
- Или Когда тебе сообщают приятную новость, тебе от радости хочется кричать и прыгать.
- Или Если к тебе кто-то нехорошо относится, то ты так же относишься к нему.
- Или Тебе больше понравилось бы в бассейне нырять.
- Или Учитель говорит, что тыдостаточно внимателен и не допускаешь помарок в своей тетради.
- Или В спорах ты стараешься понять своего собеседника и готов емусвою правоту.
- Ты лучше послушал бы Или историю о войне.
- Ты всегда помогаешь новым Или ученикам, которые пришли квам в класс.
- Ты долго помнишь о своих Или неприятностях.
- В игре ты с удовольствием Или изображал бы пилота сверхзвукового истребителя.
- Если мама тебя отругала, ты Или становишься грустным.
- Ты всегда собираешь свой Или портфель с вечера.31 .Тебя учитель часто хвалит. Или
- Можешь ли ты взять в руки Или паука?33.Ты часто обижаешься. Или
- Когда родители говорят, что Или тебе пора спать, ты сразуидешь спать.
- Ты смущаешься, когда тебе Или приходится разговаривать с незнакомым человеком.
- Ты скорее бы стал Или художником.
- У тебя все удачно выходит. Или
- Если ты не понял условие Или задачи, то всегда обращаешьсяк товарищу за разъяснением.
- Можешь ли ты рассказать Или смешную историю так, чтобывсе смеялись.
- Ты лучше послушал бы историю о жизни животных. Ты редко помогаешь новым ученикам, обычно это делают другие.
- Ты быстро забываешь о своих неприятностях. В игре ты с большим удовольствием изображал бы известного писателя. Если мама тебя отругала, то настроение у тебя почти никогда не портится.
- Бывает так, что собираешь свой портфель только утром. Учитель тебя редко хвалит. Ты не в состоянии взять паука в руки.
- Ты редко обижаешься. Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты не хочешь этого делать и продолжаешь играть. Ты совсем не смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком. Ты скорее бы стал охотником.1. У тебя бывают неудачи.
- Если ты не понял условие задачи, то обращаешься к учителю.
- Ты не можешь рассказать историю так, чтобы все смеялись.
- После урока тебе хочется сразу же идти гулять в коридор.
- Такого с тобой почти никогда не бывает.
- После школы ты стазу же идешь домой.
- Твои родители почти никогдавыслушивают тебя.
- Тебе грустно, когда ты не Или можешь выйти из дома.
- У тебя мало разного рода Или затруднений.
- В свободное время ты лучше Или сходил бы в кино.
- Ты охотнее расскажешь мама о Или своих школьных делах.
- Если друзья берут твои вещи Или без спроса, то ты считаешь, чтов этом нет ничего особенного.
- Ты обычно вздрагиваешь при Или неожиданном звуке.
- Тебе больше нравится, когда Или вы с ребятами рассказываетечто-то друг другу. 51. Повышаешь ли ты голос в Илиразговоре, когда сильно волнуешься? 52. Охотнее ты пошел бы на урок. Или
- Если ты слушаешь радио или Или смотришь телевизор, то тебе мешают посторонниеразговоры.
- Тебе бывает трудно в школе. Или
- Если тебя дома чем-то Или разозлили, то ты не обращаешь внимания и спокойновыходишь из комнаты. тебя не выслушивают. Тебе безразлично, когда ты не в состоянии выйти из дома. У тебя много разного рода затруднений.
- В свободное время ты лучше сажал бы деревья во дворе. Ты охотнее расскажешь об экскурсии, прогулке. Если друзья берут твои вещи без спроса, то ты сердишься на них.
- Ты спокойно оглядываешься и пытаешься установить, что случилось.
- Тебе больше нравится играть со своими друзьями.
- Ты никогда не повышаешь голос во время разговора и говоришь спокойно.
- Охотнее ты посмотрел бы матч по футболу.
- Если ты слушаешь радио или смотришь телевизор, то тебе не мешают посторонние разговоры.
- Тебе не бывает в школе трудно. Если тебя дома чем-то разозлили, то, выходя из комнаты, ты можешь хлопнуть дверью.
- АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «ИМАГОТЕХНИКА"1. Объяснительная записка
- В соответствии с проектом стандарта экспериментального образования определены требования к знаниям и умениям учащихся.
- Программа может быть использована как на факультативных занятиях, так и в качестве специального курса для учебных заведений с психологической и социальной специализацией.
- Введение в имаготехнику 2ч.2. Мои друзья Зч.3. Я и моя семья Зч.4. Сотри случайные черты Зч.5. Движение мое второе Я 5ч.6. Речевой портрет 2ч.
- Искусство ведения беседы 2ч.8. Музыка моей души Зч.9. Под прессом эмоций Зч.10. Моя дремлющая природа Зч.
- Как сохранить дыханье розы алой? 2ч.12. Моя будущая профессия 2ч.
- Самопрограммирование личности 2ч.14. Резервный урок 1ч.1. Итого 36ч.1. Тема 1.1. Введение (2ч.)
- Из чего прежде всего складывается Ваше первое впечатление о человеке, Что фиксирует Ваш взгляд при первом знакомстве с ним?
- Часто ли Ваше первое впечатление оказывается ошибочным? Как Вы думайте, почему? Какие выводы для себя из этого Вы делаете? Что во внешнем облике человека, по Вашему мнению, наиболее полно и точно характеризует его внутренний мир?
- Верите ли Вы в то, что психологическая природа человека неизменима? Что она складывается под влиянием звезд?
- Раскройте смысл следующих пословиц: «Встречают по одежке, а провожают по уму», «Чтобы узнать человека, нужно съесть с ним пуд соли», «Пришел, увидел, победил!» Вам нравятся такие люди? Почему?1. Тема 2. Мои друзья (Зч.)
- Что Вы можете сказать о дружбе, Что значит она для Вас?
- Как Вы считаете, есть ли у Вас настоящие друзья, которые могут пожертвовать своими интересами ради Ваших?
- Что, по Вашему мнению, нужно чтобы сохранить дружбу?
- Как Вы относитесь к высказыванию «Скажи мне кто твой друг, и я скажу кто ты»?
- Что Вы особенно цените в дружбе?
- Тема 3. Я и моя семья (Зч.)
- Права и обязанности. Стиль общения. Ваш статус. Объекты реконструкции. Слагаемые семейного благополучия. Анкета на конфликтность Томаса. Задание: письмо себе в детство.1. Вопросы.
- Что такое семья? Что она дает человеку?
- Что Вы хотите для себя и для своей семьи?
- Как бы Вы хотели, чтобы изменилась Ваша семья? Что для этого нужно?
- Какова роль любви в создании семьи?
- Меняется ли сознание Вашей семьи с годами?
- Как Вы относитесь к проблеме отцов и детей? Существует ли она?
- Как Вы оцениваете влияние Вашей семьи на Ваше собственное мнение? Подвержено ли оно сильному влиянию извне? Какой вывод для себя Вы из этого делаете?
- Тема 4. Сотри случайные черты (2ч.)
- Наедине с собой. Мои барьеры. Архитип и символы. И на солнце есть пятна. Глубина недостатков. Компенсация. Борьба отец и повелитель. Методики измерения импульсивности, тревожности.
- Задание: сделать цветозапись своего «Я» по чертам характера.1. Вопросы.
- Можно ли изменить себя? Каким образом?
- Стремитесь ли Вы к самосовершенствованию?
- Задумывались ли Вы над своими недостатками?
- Назовите своих внутренних врагов.
- Что мешает человеку быть самим собой, жить в гармонии с окружающими? Какие качества?
- Тема 5. Движение мое второе Я (5ч.)
- Что Вы знаете о языке телодвижений?
- Кто начал заниматься исследованием языка телодвижений?
- Приведите примеры, связанные с жестами, мимикой, которые могут передавать информацию?
- Для чего используется невербальный канал?
- Можно ли понять внутреннее состояние человека, наблюдая за его жестами?6. Какие бывают жесты?
- Что Вы знаете о степени напряжения человека?
- Всегда ли уместно двигательное поведение?
- Что говорит походка о человеке?
- Ю.О чем можно сказать по выражению лица?
- Тема 6. Речевой портрет (2ч.)
- Речевые стереотипы. Жаргонная, вульгарная лексика. Речь и характер. Искусство звучащего слова. Многоцветие звуковой палитры. Слово — музыка, слово цвет, слово — ассоциация, слово — образ, слово — действие.
- Культ слова. Магия слова (магия, заклинание, причитание). Слово — полководец человеческой силы. Созидающая природа слова. Речевой тренинг «Послушаем друг друга».1. Вопросы.
- Можно ли словом изменить настроение?2. Можно ли понять крик?
- Как понимать выражения «Не произноси слово вслух», «Слово — серебро, молчание золото»?
- Какими красками Вы нарисовали бы добрые слова, какими бы злые?
- Считаете ли Вы приветствия одним из самых важных знаков для человека? Если да, то почему?
- Тема 7. Искусство ведения беседы (2ч.)
- Какое значение для Вас имеет тон голоса собеседника?
- Часто ли Вы высказываете свое мнение, критикуете ли недостатки своих друзей, товарищей?
- Испытываете ли Вы неудобство или раздражение, когда Вас не слушают?
- Как Вы считаете, складывается первое впечатление о характере человека по манере его общения с окружающими?
- Согласны ли Вы с этим мнением?
- Тема 8. Музыка моей души (Зч.)
- Духовность и рай души. Способы реализаций внутренних тенденций. Сублимация и личность. Социальные преграды в достижении целей. Возможности и действительность. Путь к согласию с самим собой. Задание: Сочинение «Во мне спит гений."1. Вопросы.
- Как Вы понимаете выражение «рай души»? Существует ли он?
- Что такое внутренняя свобода?
- Звучит ли в Вашей душе музыка? Какая она?
- Помогает ли она Вам в Вашей жизни?
- Что Вы делаете для того, чтобы реализовать свои внутренние тенденции?
- Тема 9. Под прессом эмоций (Зч.)
- Как внешне проявляются эмоции?
- Можно ли при помощи юмора, смеха снять эмоциональное напряжение?3. Как выражается страх?
- Что Вы испытывали при страхе? Ваши ощущения?
- Часто ли Вам приходится расстраиваться?
- Пытаетесь ли Вы снять с себя эмоциональный стресс?
- Как Вы относитесь к выражению «Смех продлевает жизнь человека»? Если да, то как?
- Тема 10. Моя дремлющая природа (Зч.)
- Упражнения на развитие уверенности в себе и чувства собственного достоинства для достижения успеха.1. Вопросы.
- В чем же заключается смысл Вашей жизни?
- Умеете ли признавать собственные ошибки и недостатки?
- Есть ли у Вас цель в жизни?
- Всегда ли Вы уверены в своих действиях? Если да, то почему?
- Ощущаете ли Вы значимость своей личности?
- Тема 11. Как сохранить дыханье розы алой? (2ч.)
- Насколько выбранный Вами стиль подчеркивает Вашу индивидуальность, Ваш образ? Какой стиль Вы предпочитаете?
- Как Вы относитесь к высказыванию «По одежке встречают, по уму провожают»?
- Можно ли произвести хорошее впечатление с помощью одежды? Приведите примеры.
- Насколько сильно внутренние переживания могут отразиться на Вашем виде, одежде?
- Если у Вас неприятности или плохое настроение, меняете тональность (цвет) одежды или не обращаете внимания на то, что Вы носите?
- Как Вы реагируете, если у Вас что-то не получается? Является для Вас это стимулом или наоборот?
- Как Вам кажется, что нужно, чтоб сохранить душевное равновесие?
- Испытывали ли Вы когда-нибудь ощущение, что Вы готовы взлететь, чувство полета? Вы закрываете глаза, и кажется, что у Вас вырастают крылья, и Вы готовы взлететь. Как Вам кажется, что нужно, чтобы сохранить это состояние души?
- Тема 12. Моя будущая профессия (2ч.)
- Методика К. Платонова «Карта интересов».
- Деловая игра «Мои первые самостоятельные профессиональные шаги». Разбить на три группы: информаторы, дискутанты, инвесторы. Функциональное поведение по вопросам:
- Организация рабочего дня. 2.Презентация. 3. Реакции в ситуациях успеха неуспеха. 4. Принятие профессионального решения.
- Задание: письмо себе в будущее. Вопросы.
- На какие пять типов по признаку предмета и объекта, с которыми взаимодействует человек в процессе труда делятся профессии?
- По каким признакам Вы выбираете профессию?
- Что Вы знаете о своей будущей профессии?
- Предпринимаете ли Вы что-нибудь для подготовки себя к будущей профессии?
- Любой ли профессией может овладеть человек?
- Влияет ли характер на выбор профессии?
- Тема 13. Самопрограммирование личности (2ч.)
- Изменение своего имиджа в зависимости от жизненных удач, сложности судьбы.
- МЕТОДИКА «СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ»
- При помощи данной методики определяется эмоционально-личностное отношение человека к некоторому другому человеку, являющемуся членом той же социальной группы, в которую входит испытуемый.
- Инструкция задание к методике:
- Пары противоположенных эмоционально-оценочных прилагательных представлены ниже.-3 -2 -3 0 +1 +2 +31. Плохой Хороший
- Неприятный Приятный
- Непривлекательный Привлекательный1. Ненужный Нужный
- Бесполезный Полезный
- Нежелательный Желательный1. Неважный Важный
- Незначимый Значимый
- Несущественный Существенный1. Грубый Мягкий
- Пары противоположенных эмоционально-оценочных прилагательных, используемые в методике «Семантический дифференциал».1. Оценка результатов.
- ШКАЛА САМООЦЕНКИ (Ч.Д. Спилберга, Ю.Л. Ханина)
- Но тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности естественная и обязательная особенность активной личности. При этом существует оптимальный индивидуальный уровень «полезной тревоги».
- Шкала самооценки состоит из двух частей, раздельно оценивающих реактивную (РТ, высказывания № 1 20) и личностную (ЛТ, высказывания № 21 — 40) тревожность.1. Бланк для ответов
- Шкала самооценки (Ч.Д. Спилберг, Ю.Л. Ханин)1. Фамилия1. Дата
- А Нет, это не так В — Пожалуй, так С — Верно1. D Совершенно верно1. А В С D1. Я спокоен.12 3 4
- Мне ничего не угрожает.12 3 4
- Я нахожусь в напряжении.12 3 4
- Я испытываю сожаление.123 4
- Я чувствую себя свободно.123 46. Я расстроен.12 3 4
- Меня волнуют возможные неудачи. 1 2 3 4
- Я чувствую себя отдохнувшим. 12 3 4
- Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения. 12 3 411. Я уверен в себе.12 3 412. Я нервничаю.12 3 4
- Я не нахожу себе места.12 3 414. Я взвинчен.
- Я не чувствую скованности, напряженности16. Я доволен.17.Я озабочен.
- Я слишком возбужден, и мне не по себе.19. Мне радостно.20. Мне приятно.12 3 412 3 412 3 412 3 412 3 412 3 41. Лицевая сторона бланка
- Показатели РТ и ЛТ подсчитываются по формулам: РТ=Х1-Е2+35,
- Где Si сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 3,4, 6, 7, 9, 12, 13,13,14, 17, 18- 22 — сумма остальных зачеркнутых цифр (пункты 1,2, 5, 8, 10, 11, 15, 16, 19,20).1. ЛТ=£1−12+35,
- Где XI сумма зачеркнутых цифр на бланке по пунктам шкалы 22, 23, 24, 25, 28,29,31, 32, 34,35, 37, 38, 40- Y2 — сумма остальных цифр по пунктам 21, 26, 27, 30,33,36,39.
- При интерпретации результат можно оценивать так: до 30 низкая тревожность- 31 — 45 — умеренная тревожность- 46 и более — высокая тревожность.
- Шкалу можно успешно использовать в целях саморегуляции, в целях руководства и психокоррекционной деятельности.1. Бланк для ответов1. Шкала самооценки ФАМИЛИЯ1. Дата
- Я хотел бы быть таким же счастливым как и другие.
- Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточнобыстро принимаю решения.26.0бычно я чувствую себя бодрым.
- Я спокоен, хладнокровен и собран.28.0жидаемые трудности обычно очень тревожат меня.
- Я слишком переживаю из-за пустяков.30.Я вполне счастлив.
- Я принимаю все слишком близко к сердцу.
- Мне не хватает уверенности в себе.
- ЗЗ.Обычно я чувствую себя в безопасности.
- Я стараюсь избегать критических ситуаций.35.У меня бывает хандра.36.Я доволен.
- Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня.
- Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть.39.Я уравновешенный человек.
- Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах.1. Оборотная сторона бланка
- А — Нет, это не так В Пожалуй, так С — Верно1. D Совершенно верно1. А В С D1. Я чувствую себя свободно.2. Я нервничаю.
- Я не чувствую скованности.4. Я доволен.5. Я озабочен.
- Показатель РТ высчитывается по формуле: РТ=?1-Е2+15,
- Где El сумма вычеркнутых цифр по пунктам 2, 5, — Y2 — сумма по пунктам 1,3,4. Величина показателя меняется от 5 до 20.
- МЕТОДИКА, ОПРЕДЕЛЯЮЩАЯ УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ1. КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ
- А. Методика определения самооценки личности Ф.И.О.полвозр.нац.место работыстажпредмет препод.
- Аккуратность Активность Вежливость Гибкость поведения Доброта1. Доброжелательность1. Порядочность1. Правдивость
- Педагогическая компетентность Принципиальность
- Способность ощущать душевное состояние школьников Чувство юмора
- Повлиял (кто (что) и как) ли кто-нибудь (что-либо) на Ваше решение стать?
- Что привлекает Вас в профессии?
- Что отталкивает Вас в профессии?
- Какие из Ваших качеств помогут Вам стать хорошим?
- Какими качествами должен обладать хороший?8. Что важно в работе?
- Какими качествами не должен обладать?10. Что Вас беспокоит как?
- Удовлетворены ли Вы своим положением в коллективе?
- Чем отличается Ваша индивидуальная стратегия поведения?1. ИНТЕРВЬЮ1. Содержание вопроса Ответ
- Опишите первые впечатления от школы, в которой вы учитесь.
- Опишите ваших одноклассников.
- Удовлетворены Вы своим имиджем?
- Изменились ли Ваши представления о себе?5. Что легко удается?6. В чем трудности?
- Что наиболее эффективно из того, что Вы применяете в общении? Где и когда Вы этому научились?
- Как Вы узнаете, эффективно ли Ваше общение?
- Что и кто является причиной вашего успеха?1. АНКЕТА ЧЮ (ЧУВСТВО ЮМОРА)
- Любите ли Вы фантазировать, представлять себя в разных ситуациях?
- Легко ли у Вас вызвать гнев?
- Зависит ли Ваше настроение от удачного (или неудачного) урока?
- Смеетесь ли Вы на уроке, если Вам действительно смешно (насмешил ученик, возникла смешная ситуация)?
- Могут ли Вам испортить настроение «глупые» вопросы учащихся?
- Вы любите комплименты, они Вас радуют, поднимают настроение?
- Любите ли Вы обращаться с учащимися вне деловой обстановки?8. Часто ли Вы хандрите?
- Упрекаете ли Вы ученика за неудачную шутку?
- Можете ли Вы сказать, что вы должны получать большую зарплату, чем ваш коллега, преподающий тот же предмет?
- Можно ли сказать, что Вы любите рисковать и экспериментировать на своих уроках, а потому часто уходите от плана урока?
- Можете ли Вы на резкость ответить язвительной насмешкой?
- Считают ли Вас коллеги душевным человеком, с которым легко и просто входить в контакт?
- Осуждаете ли Вы экстрасенсов, парапсихологов, астрологов, колдунов?
- Возьметесь ли Вы за организацию «КВН»? Будете ли Вы участвовать в ней вместе с учащимися?
- Переживаете ли Вы, когда ваши ученики соревнуются в игре «КВН»?17. Любите ли Вы анекдоты?
- Расстраивает ли Вас беспорядок в классе?
- Считаете ли Вы, что цель определяет средства?
- Вызывает ли у Вас досаду мнение других об отсутствии у Вас чувства юмора?1. ПЛАСТИЧНЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК?
- Прочитав утверждение, выберите один из вариантов ответа и отметьте его на опросном листе напротив цифры.
- Я бы вполне мог жить один, вдали от людей (а, б).
- Я часто побеждаю других своей самоуверенностью.
- Люди должны больше, чем сейчас, придерживаться законов морали.
- Мой идеал рабочей обстановки тихая комната с рабочим столом.
- Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом.
- Окружающие считают, что на грубость я просто не способен.
- Бывает, что все утро я ни с кем не хочу разговаривать.
- Мне важно, чтобы во всем, что меня окружает, не было беспорядка.
- Я подолгу анализирую свое поведение.
- В компании я представляю другим возможность шутить и рассказывать всякие истории.
- Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения.
- Мне не удобно дурачиться в компании, даже если другие это делают.
- Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их.
- Я редко выступаю вразрез с мнением коллектива.
- Я не могу быть равнодушным к проблемам других.
- Худшее наказание для меня быть закрытым в одиночестве.
- Усилия, затраченные на составление планов, не стоят этого.
- Я не осуждаю человека за обман тех, кто позволяет обманывать себя, г 19. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю.
- Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности.
- Окружающие считают мою семью интеллигентной.
- Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди.
- Если есть выбор, то я предпочитаю, чем рассказывать ученикам что-нибудь по предмету, организовать внеклассное мероприятие.
- Я люблю читать книги и статьи на темы нравственности, морали, этики.
- Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады меня видеть.
- Думаю, мне понравилась бы работа, связанная с ответственностью за административно-хозяйственную деятельность.
- Моя любезность часто не нравится другим людям.
- Если мне кто-нибудь нагрубит, то я могу быстро забыть об этом.
- Как правило, окружающие прислушиваются к моим предложениям.
- Я проявляю активное участие в судьбе других.
- Отвечая на каждое из 36 утверждений, приписывайте ответам следующие числа: если ответили «не знаю» 0, ответу «нет, никогда» — 1, «иногда» — 2, «часто» — 3, «почти всегда» — 4, «да, всегда» — 5. Отвечать нужно на все пункты.
- Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем из серии «Жизнь замечательных людей».
- Взрослых детей раздражает забота родителей.
- Мне нравится рассуждать о причинах успехов и неудач других людей.
- Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю современные ритмы.
- Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
- Больному человеку можно помочь даже словом.
- Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.
- Старые люди, как правило, обидчивы без причин.
- Когда в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
- Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
- Я равнодушен к критике в мой адрес.
- Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.
- Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.
- Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.
- Когда я читаю о драматических событиях в жизни, то чувствую, словно это происходит со мной.
- Родители относятся к своим детям справедливо.
- Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
- Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.
- Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.
- Фильмы и книги могут вызывать слезы только у несерьезных людей.
- Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
- В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
- Все люди необоснованно озлобленны.
- Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
- В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
- При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.
- Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
- Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
- Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею или развлечение.
- Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение хозяина.
- Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.
- Если ребенок плачет, на то есть свои причины.
- Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
- Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда были задумчивы.
- Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
- Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
- Выберите правильный ответ и обведите кружком.
- Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-либо работы, чем придерживаться испытанных приемов: а) верно- в) не знаю- с) неверно.
- Если бы я одинаково хорошо умел и то и другое, то я бы предпочел: а) играть в шахматы- в) трудно сказать- с) играть в городки.
- В музыке я наслаждаюсь: а) маршами в исполнении военных оркестров- в) не знаю- с) скрипичными соло.
- В школьные годы я всего получил знаний: а) на уроках- б) трудно сказать- е) читая книги.
- Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов: а) да- в) иногда- с) нет.
- Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир: а) да- в) трудно сказать- с) нет.
- Если бы я сказал, что небо находится «внизу» и что зимой «жарко», я должен был назвать преступника: а) бандитом- в) святым- с) тучей.
- Я думаю, что слово, противоположное по смыслу слову «неточный», это: а) небрежный- в) тщательный- с) приблизительный.
- Я думаю, что число, которое должно продолжить ряд 1,2,4,0,5 будет:
- Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы: а) отстают- в) идут правильно- с) спешат.
- Какое слово менее связано с двумя другими: а) думать- в) видеть- с) сломать.
- Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии: а) двоюродным братом- б) племянником- с) дядей.
- АНКЕТА ПД (ПОТРЕБНОСТЬ В ДОСТИЖЕНИЯХ)
- Думаю, что успех в жизни скорее зависит от случая, а не от личных усилий.
- Если я не могу преподавать, то жизнь для меня потеряет смысл.
- Для меня в любом деле важнее его исполнение, а не конечный результат.
- Считаю, что люди больше страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.
- По моему мнению, большинство людей живут далекими целями, а не близкими.
- В жизни у меня было больше успехов, чем неудач.
- Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.
- В своей педагогической деятельности я постоянно стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.
- Поглощенный мыслями об успехе, я не могу забыть о себе и мерах предосторожности.
- В институте, когда я училась (учился), педагоги считали, что я смогла (смог) бы добиться больших успехов, если бы была (был) более целеустремленной (целеустремленным).
- Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сама (сам).
- Считаю, что контроль за моей деятельностью со стороны администрации слишком строгий.
- Терпения во мне больше, чем способностей. Я очень трудолюбив.
- Занятость, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих благих намерений.
- Думаю, что я уверенный в себе человек.
- Ради успеха я могу рискнуть, даже если аргументы не в мою пользу.
- Я не очень старательный человек.
- Когда все едет гладко, моя энергия усиливается.
- Если бы я был журналистом, я бы скорее писал об оригинальных изобретениях, а не о происшествиях.
- Мои близкие обычно не одобряют моей занятости.
- Уровень моих притязаний меньше, чем у моих коллег.
- Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.
- Тест. ДОМИНИРУЮЩИЙ СТИЛЬ ПОВЕДЕНИЯ
- Постарайтесь честно, «как на духу», ответить на следующие вопросы:
- Откладываю ли я в сторону свои дела (записи в классном журнале, просмотр тетрадей учеников), когда ученик начинает отвечать у доски?
- Смотрю ли я в глаза ученика, когда он разговаривает со мной, смотрю ли я на ученика, когда он отвечает у доски?
- Подтверждаю ли я мимикой, жестом, взглядом, движением, что «Я вся внимание», когда ученик отвечает у доски, обращается ко мне с вопросом?
- Доказывают ли мои реплики, вопросы, покачивание головой, что я слушаю ученика заинтересованно, играю ли я в «интерес», тогда когда знаю, «что скажет» мне ученик задолго до того, как он начал говорить?
- Не перебиваю ли я ученика во время его обращения ко мне, в процессе его ответа у доски?
- Не обрываю ли я резко ученика, если содержание разговора меня раздражает?
- Могу ли я сказать, что современный убогий сленг школьников мне хорошо знаком, и я борюсь с ним постоянно, так как моя речь образец точных и метких высказываний, которые не оскорбляют никого своей «серостью», шаблонами, убогостью?
- Уделяю ли я должное внимание каждому ученику (любимому и не очень любимому)?
- Доброжелательность 3 210 123 Недоброжелательность
- Заинтересованность в каждом ученике 3 2 10 123 Безразличие (учителя ничего не интересует кроме того, как ученик учится)
- Поощрение инициативы учащихся 3 2 10 123 Подавление инициативы учащихся
- Открытость (свободно выражает свои чувства, нет маски 3 2 10 123 Закрытость (стремится не выходить за рамки социальной роли, беспокоится за престиж)
- Активность (стремление к общению с учащимися) 3 2 10 123 Пассивность (пускает общение на самотек)
- Гибкость общения (легко охватывает и решает возникающие конфликты, обладает чувством юмора) 3 2 10 123 Жестокость общения (сам часто является источником возникающих конфликтных ситуаций)
- Дифференцированность общения (чувство такта и доброжелательности, строгости и тепла) 3 210 123 Отсутствие всякой дифференциации в общении (со всеми одинаково строг или груб, мягок или безразличен)