Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Виды когнитивного дизонтогенеза у детей, больных эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна исследования определяется тем, что в этой возрастной группе впервые реализован комплексный мультидисциплинарный подход к изучению когнитивного дизонтогенеза у детей с эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами. В работе впервые выделены и описаны виды когнитивного дизонтогенеза у детей с эндогенной психической патологией. Впервые… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАРУШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ЭНДОГЕННЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ С АУТИСТИЧЕСКИМИ РАССТРОЙСТВАМИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ
    • 1. 1. История развития учения об эндогенных психических заболеваниях в детстве
    • 1. 2. Современные представления о дизонтогенезе у детей с аутентическими расстройствами
    • 1. 3. Норма и патология в представлениях о психическом онтогенезе
    • 1. 4. Когнитивный дизонтогенез и методы его исследования
    • 1. 5. Исследования нарушений психической деятельности при шизофрении
      • 1. 5. 1. Патопсихологические исследования особенностей познавательной деятельности у взрослыхЗб
      • 1. 5. 2. Исследование патологии психической деятельности при разных формах эндогенных психических расстройств за рубежом
      • 1. 5. 3. Патопсихологические исследования нарушений познавательного развития при шизофрении у детей
    • 1. 6. Резюме по литературному обзору
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ, МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Постановка проблемы
    • 2. 2. Характеристика экспериментальной и контрольной групп
      • 2. 2. 1. Экспериментальная группа
      • 2. 2. 2. Контрольная группа
    • 2. 3. Методы исследования
      • 2. 3. 1. Инструментальные методы оценки когнитивного развития и проявлений аутизма
      • 2. 3. 2. Патопсихологические методики оценки когнитивного развития
      • 2. 3. 3. ЭЭГ исследование
      • 2. 3. 4. Методы математической обработки данных
  • ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИДОВ КОГНИТИВНОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА ПРИ РАНО НАЧАВШЕЙСЯ ЭНДОГЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ
    • 3. 1. Результаты оценки видов когнитивного дизонтогенеза по материалам исследования с помощью Психологообразовательного теста (PEP)
      • 3. 2. 0. ценка выраженности аутизма в сопоставляемых группах детей с эндогенными психическими заболеваниями
    • 3. 3. Характеристика видов когнитивного дизонтогенеза по материалам исследования с помощью патопсихологических методик
    • 3. 4. Связь возраста начала заболевания и видов когнитивного дизонтогенеза у детей при эндогенных психических заболеваниях с аутистическими расстройствами
    • 3. 5. Изображение верхних конечностей в рисунках детей с различными видами когнитивного дизонтогенеза при эндогенных психических заболеваниях с аутистическими расстройствами
    • 3. 6. ЭЭГ-исследование детей с разными видами когнитивного. дизонтогенеза при эндогенной психической патологии с ранним началом
      • 3. 6. 1. Сравнение относительных значений спектральной мощности ЭЭГ детей с различными видами когнитивного дизонтогенеза, с ЭЭГ здоровых сверстников
      • 3. 6. 2. Взаимосвязи данных спектрального анализа ЭЭГ и патопсихологических методик
      • 3. 6. 3. Взаимосвязи данных спектрального анализа ЭЭГ и суммарных баллов по шкалам PEP HCARS
      • 3. 6. 4. ЭЭГ и возраст начала заболевания
  • ГЛАВА 4. АНАЛИЗ И ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ
    • 4. 1. Анализ результатов психологического исследования детей с рано начавшимися эндогенными психическими расстройствами с помощью PEP, патопсихологических методик и шкалы CARS
    • 4. 2. Специфические характеристики видов когнитивного дизонтогенеза
      • 4. 2. 1. Искаженный вид когнитивного дизонтогенеза
      • 4. 2. 2. Дефицитарный вид когнитивного дизонтогенеза
      • 4. 2. 3. Регрессивно-дефектирующий вид когнитивного дизонтогенеза
      • 4. 2. 4. Сопоставление всех выделенных видов когнитивного дизонтогенеза
      • 4. 2. 5. Сопоставление полученных результатов с исследованиями. нарушенного развития при рано начавшейся эндогенной патологии с аутистическими расстройствами
      • 4. 2. 6. Мультидисциплинарный подход в оценке видов когнитивного дизонтогенеза
  • ВЫВОДЫ

Виды когнитивного дизонтогенеза у детей, больных эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы.

Психологические характеристики развития детей с рано начавшимися эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами, недостаточно изучены. Существует спектр работ, посвященных анализу формирования дефекта (прежде всего когнитивного дефицита) у детей с эндогенными психическими заболеваниями (Braw Y. et al., Bruin E. et al., Keshavan M. S. et al., Niemi L. T. et al., Ott S.L. et all. и др.) [159, 160, 197,214,217, 236].

Однако, изучая особенности когнитивного развития, авторы уделяют крайне мало внимания выявлению связи нарушения когнитивного развития и времени начала заболевания. Клинических работ по изучению специфики психических нарушений при раннем начале эндогенных психических заболеваний у детей достаточно много (Т.П.Симсон, Г. Е. Сухарева, В .В .Ковалев, М. Ш. Вроно, M. Rutter, H. Remshmidt), но в них не проводится анализ изменений когнитивного развития в целом [120, 126, 128, 64, 32, 220, 223].

Актуальность работы обусловлена и устойчивой частотой заболевания, при этом остаются вопросы дифференциальной диагностики видов нарушенного развития, определения специфики формирования когнитивных нарушений и проявлений когнитивного дизонтогенеза.

Имеющиеся психологические классификации психического дизонтогенеза (В.В.Лебединский, М.М. и Н.Я.Семаго) не охватывают в полной мере нарушений развития при рано начавшихся эндогенных психических заболеваниях [78, 110]. Описанный аномальный тип познавательного развития детей, больных шизофренией (Т.К.Мелешко, С. М. Алейникова, Н.В.Захарова) [90], требует дальнейшей разработки и детализации в отношении характеристик когнитивного дизонтогенеза при рано начавшихся эндогенных детских психических заболеваниях, протекающих с аутистическими расстройствами.

Мало изучены нарушение развития с позиций соотношения стабильных и изменяющихся компонентов, формирования дефекта и квалификация его структуры, связь психологических параметров когнитивного дизонтогенеза с клиническими параметрами у детей с эндогенными психическими заболеваниями. Кроме того, в отечественной детской клинической психологии отмечается дефицит методических средств оценки развития формирующихся нарушений и особенностей когнитивного дизонтогенеза. Количественная оценка и качественный анализ тяжести последствий раннего начала заболевания требуют современных средств для своевременной его диагностики, оценки эффективности лечения, прогноза, правильной организации обучения и проведения психологической коррекции.

В зарубежных исследованиях проводится преимущественно количественная оценка когнитивного дефицита при асинхронном развитии у детей, страдающих эндогенными психическими заболеваниями, посредством использования теста Векслера (WISC-R IQ) и Калифорнийского вербального обучающего теста (Коепеп К. et al., 2009; Niendam Т. et al., 2003; Tuulio-Henriksson A. et al., 2003 и др.) [198, 215, 214].

H. Moller .(2008), высказываясь об использовании тестов батареи MATRICS 5 (Measurement and Treatment Research to Improve Cognition in Schizophrenia), специально разработанной для оценки когнитивных расстройств, считает, что MATRICS 5 осложняет процедуру обследования у детей, как в амбулаторных, так и в стационарных условиях из-за длительности исследования. Н. Moller предлагает использовать более «привычные» батареи нейро и патопсихологических методик, отмечая, что если речь заходит об международных исследованиях со стандартной процедурой, то MATRICS будет наилучшим вариантом оценки [212].

В последние годы в отечественных исследованиях встречаются работы, где в методическом обеспечении применяются как классические, так и новые методики с превалированием качественного анализа структуры нарушений психического развития в сочетании с современными комплексными количественными стандартизированными процедурами (Н.Г.МанелисА.А.Коваль-ЗайцевН.В.Звереваи др.) [84, 56]. Именно такой методикой является Психологообразовательный тест (английское название и аббревиатура: Psychoeducation Profile, далее — PEP) (Schopler Е., Reichler R., 1979, 2000) [225, 228]. Для дифференцированной оценки видов когнитивного дизонтогенеза у детей с эндогенными психическими заболеваниями, манифестирующими в раннем возрасте, и протекающими с аутистическими расстройствами, необходимо квалифицированное комплексное применение PEP и традиционных отечественных патопсихологических методикам, направленных на исследование когнитивной сферы (Б.В.Зейгарник, С. Я. Рубинштейн, Ю. Ф. Поляков, Т. К. Мелешко и др.) [59, 108, 100, 90]. Психофизиологическая оценка нарушений развития с помощью метода ЭЭГ отвечает современным требованиям разработки данной проблематики (Лейбович Ф.А., Кожушко Л. Ф., Якупова Л. П., Горбачевская Н. Л., Никишена И. С., Кропотов Ю. Д., Строганова Т. А. и др.) [81, 41, 42, 43, 95,124].

Актуальной задачей представляется типология видов когнитивного дизонтогенеза, обоснованная мультидисциплинарно, и проводимая в русле клинико-психолого-нейрофизиологического подхода.

Таким образом, актуальность работы связана с тем, что до настоящего времени, в большинстве исследований отечественных и зарубежных авторов не ставилась специальная задача психологической оценки специфики когнитивного дизонтогенеза у детей с эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами.

Вышеизложенное определило цель настоящего исследования.

Цель: Выделение и изучение видов когнитивного дизонтогенеза у детей с эндогенными психическими заболеваниями с аутистическими расстройствами, манифестирующими в раннем возрасте.

Задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические подходы к проблеме когнитивного дизонтогенеза у детей с эндогенными психическими заболеваниями, манифестирующими в раннем возрасте.

2. Разработать методический комплекс для выделения и психологической оценки видов когнитивного дизонтогенеза у детей с эндогенными психическими заболеваниями с аутистическими расстройствами, манифестирующими в раннем возрасте.

3. Изучить параметры когнитивного развития у детей с ранним началом эндогенных психических заболеваний по сравнению с нормативным развитием и в связи с клиническими показателями (время начала заболевания, тяжесть заболевания, степень выраженности аутизма).

4. Изучить соответствие диагностики когнитивного дизонтогенеза у детей с ранним началом эндогенных психических заболеваний с помощью Психологообразовательного теста и патопсихологических методик.

5. Описать особенности ЭЭГ у данного контингента больных и оценить связь между проявлениями разных видов когнитивного дизонтогенеза и электрофизиологическими характеристиками.

Гипотезы исследования:

1. Когнитивный дизонтогенез при рано начавшихся эндогенных психических заболеваниях, протекающих с аутистическими расстройствами у детей, представлен разными видами.

2. Виды когнитивного дизонтогенеза характеризуются диссоциацией в развитии познавательных процессов, их структурных звеньев или сложным сочетанием ретардации и акселерации.

3. Нарушения познавательного развития у детей при рано начавшихся эндогенных психических заболеваниях, протекающих с аутистическими расстройствами, различны и зависят от двух факторов: возраста начала заболевания и степени злокачественности процесса.

Объект: когнитивная сфера детей с эндогенными заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами.

Предмет: проявления когнитивного дизонтогенеза у детей с ранним началом эндогенных заболеваний, протекающих с аутистическими расстройствами.

Группы испытуемых:

Критерии включения в экспериментальную группу: раннее начало эндогенного процесса у больных, наличие аутистических расстройств, лечение в стационаре. экспериментальная группа — 97 детей (19 девочек и 78 мальчиков) в возрасте 7 лет до 10 лет (средний возраст 8,75 лет), проходивших стационарное лечение в детской клинике Научного центра психического здоровья Российской академии медицинских наук (НЦПЗ РАМН).

Критерии включения в контрольную группу: отсутствие обращений к специалистам за психолого-психиатрической помощью, отсутствие документально подтвержденной органической и эндогенной патологии ЦНС, обучение в общеобразовательной школе. контрольная группа — 80 здоровых детей (25 девочек и 55 мальчиков), учеников массовых московских школ (от 7до 10 лет, средний возраст 8,45 лет).

Методы исследования:

• экспериментально-психологический (исследовательский комплекс, включающий РЕР и патопсихологические методики.),.

• нейрофизиологический метод (ЭЭГ картирование).

• математической статистики (пакет программ SPSS и Excel).

• клинический (консультации психиатров, анализ медицинской документации).

Все дети проходили комплексное обследование по Психологообразовательному тесту и патопсихологическим методикам. Экспериментальная группа дополнительно оценивалась психиатром НЦПЗ РАМН по шкале CARS.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается представительностью выборки, квалифицированным клиническим анализом, применением качественного клинико-психологического анализа и современных средств математической обработки данных (SPSS, версия 15- Microsoft Excel).

Теоретической и методологической основой выступают положения отечественной психологии о закономерностях нормального и аномального развития, обоснованные в трудах Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, В. В. Лебединского, а также принципы качественного анализа и применения экспериментального метода в патопсихологии, обозначенные в работах Б. В. Зейгарник, Ю. Ф. Полякова.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что в работе теоретически обоснованы и экспериментально выявлены варианты нарушенного познавательного развития — когнитивного дизонтогенеза, характерные для детей, страдающих эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами с ранним началом заболевания. Экспериментально подтверждено соответствие клинической, психологической и нейрофизиологической диагностики видов когнитивного дизонтогенеза детей, страдающих эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами с началом заболевания в раннем возрасте, в рамках мулътидисциплинарного похода.

Практическая значимость исследования. Выявленные в работе закономерности могут использоваться при проведении психологической диагностики и коррекции детей с рано начавшимися эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами. Коррекция может строиться на основе выявления зоны ближайшего развития посредством комплексного применения Психологообразовательного теста и патопсихологических методик. Разработанные принципы комплексной диагностики по патопсихологическим методикам и Психологообразовательному тесту могут быть использованы в практической деятельности медицинских психологов и специалистов-смежников с детьми, страдающими эндогенной психической патологией, а также в системе подготовки и повышении квалификации специалистов данного профиля.

Научная новизна исследования определяется тем, что в этой возрастной группе впервые реализован комплексный мультидисциплинарный подход к изучению когнитивного дизонтогенеза у детей с эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами. В работе впервые выделены и описаны виды когнитивного дизонтогенеза у детей с эндогенной психической патологией. Впервые использован новый методический подход, позволяющий решать поставленные задачи посредством совместного применения качественных патопсихологических методик и количественных средств психологической оценки. На психологическом материале выявлена и описана связь степени выраженности нарушений психического развития (и познавательной деятельности) с клиническими (возраст начала заболевания, степень прогредиентности) и и нейрофизиологическими показателями (уровень медленной активности, в узкой полосе частот 4−5 Гц и мощность активности в бета 2-полосе).

Положения, выносимые на защиту:

1. У детей, страдающих эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами, развитие психической деятельности характеризуется особыми, отличающими их от нормально развивающихся детей, нарушениями когнитивного развития, проявляющимися как когнитивный дизонтогенез.

2. В зависимости от тяжести проявлений когнитивного дизонтогенеза можно выделить три различных, качественно отличающихся друг от друга вида: искаженный, дефицитарный и регрессивно-дефектирующий.

3. Основными факторами, определяющими виды когнитивного дизонтогенеза, являются глубина аутистических расстройств (тяжесть заболевания) и возраст начала заболевания.

4. Для диагностики видов когнитивного дизонтогенеза эффективно комплексное применение стандартизованных количественных (РЕР) и нестандартизованных качественных (патопсихологические методики) средств психологической диагностики.

5. Имеются устойчивые нейрофизиологические показатели, характеризующие каждый выделенный вид когнитивного дизонтогенеза у детей с эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с аутистическими расстройствами.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВИДОВ КОГНИТИВНОГО ДИЗОНТОГЕНЕЗА ПРИ РАНО НАЧАВШЕЙСЯ ЭНДОГЕННОЙ ПСИХИЧЕСКОЙ ПАТОЛОГИИ.

3.1. Результаты оценки видов когнитивного дизонтогенеза по материалам исследования с помощью Психологообразовательного теста (PEP).

Психологообразовательный тест позволяет оценить уровень когнитивного развития ребенка с аномальным развитием. Результаты выполнения Психологообразовательного теста оценивались соответственно набранным балам по каждой из выделенных сфер. Если ребенок выполнял предлагаемые задания, то в таком случае результат оценки был положительным и, входил в комплексную оценку. В случае невыполнения ребенком предлагаемого задания, результат оценивался как отрицательный, согласно такой оценке ребенок может как опережать возрастную норму, так и отставать от нее, или демонстрировать более сложный диссоциированный вариант развития, сочетающий элемент отставания и опережения. Так как PEP включает когнитивные и аутистические сферы, то оценка общего профиля может сопоставляться как с патопсихологическими методиками, направленными на когнитивную сферу, так и с данными инструментальной оценки посредством шкалы CARS.

Итоговая комплексная оценка по результатам выполнения Психологообразовательного теста (PEP) разделила всех обследованных больных вошедших в экспериментальную группу, на три подгруппы с разным уровнем когнитивного развития. Следует отметить, что общим для всех больных детей было разной степени выраженности отставание по сфере мелкой моторики PEP, тогда как выполнение субтестов по остальным сферам PEP различалось. Варианты когнитивного развития были представлены диссоциированным сочетанием нормативного и опережающего развития с элементами отставания {первая подгруппа) — диссоциированным отставанием от нормативного развития по некоторым сферам {вторая подгруппа) — грубым отставанием от нормативного развития по всем сферам {третья подгруппа).

Дети первой подгруппы обнаружили по количественным показателям PEP психическое развитие, которое близко нормативному, а по отдельным сферам немного опережает нормативное. Несмотря на высокие средние оценки уровня психического развития, у детей данной подгруппы имеется диссоциация в развитии отдельных сфер психической деятельности. Развитие когнитивных представлений и вербальной зоны достигает высокого уровня, но отличается выраженной дезинтегративностью (несоответствие уровня развития отдельных сфер). Восприятие и крупная моторика оцениваются, как близкие к норме либо развиваются с опережением. Развитие тонкой моторики и зрительно-двигательной координации приближается к возрастному значению, тогда как развитие подражания отстает. Количество заданий, выполнение которых было, этим детям недоступно, минимальное. Все дети обнаруживали хороший темп работы, высокую продуктивность, интерес к предложенным заданиям.

Дети второй подгруппы показали, что психическое развитие по количественным показателям PEP отстает от нормативного развития. Наблюдается выраженная диссоциация в развитии разных сфер психической" деятельности. Отставание отмечается в сферах подражания и когнитивных представлений (т.е. в коммуникации). При этом сфера когнитивных представлений отличается выраженной дезинтеграцией. Развитие тонкой моторики, зрительно-двигательной координации и вербальной зоны отстает в меньшей степени. Восприятие и крупная моторика развиваются с минимальной задержкой. С заданиями, требующими участия произвольного внимания и выполнения последовательности из нескольких действий, большинство больных справляются не всегда. Дезинтеграция выражается в попытках детей частично выполнять задания различной сложности, в то время как с полным выполнением даже простых заданий они не справляются. Темп работы и продуктивность деятельности больных данной подгруппы были низкими.

Дети третьей подгруппы продемонстрировали выраженную диссоциацию в развитии отдельных сфер, дезинтеграция проявлялась преимущественно в развитии когнитивных представлений. Максимально низким уровнем отличается развитие таких сфер, как подражание, когнитивные представления и вербальная зона. Большинство детей данной подгруппы редко используют фразовую речь, произнося фразы только в состоянии эмоционального напряжения, или вообще не пользуются фразовой речью. Для больных данной подгруппы характерна бездеятельность, редукция энергетического потенциала, отсутствие мотивации к какой-либо деятельности, за исключением стереотипного манипулирования стимульным материалом с использованием протопатических форм восприятия (облизывания, обнюхивания, трясения перед глазами). Темп работы и продуктивность деятельности больных данной подгруппы были очень низкими.

На основании анализа результатов, полученных испытуемыми трех описанных подгрупп, каждая из них была отнесена нами к разным вариантам когнитивного дизонтогенеза (нарушение познавательного развития). В соответствии с этим были выделены следующие виды:

•искаженный вид когнитивного дизонтогенеза (первая подгруппа) — 33 больных (7 девочек, 26 мальчиков) — •дефицитарный вид когнитивного дизонтогенеза (вторая подгруппа) — 32 больных (7 девочек, 25 мальчиков) — •регрессивно-дефектирующий вид когнитивного дизонтогенеза (третья подгруппа) — 32 больных (5 девочек, 27 мальчиков). На рисунке 1 представлены средние баллы по PEP детей нормативной выборки и детей с различными выделенными видами когнитивного дизонтогенеза. Очевидно, что нормативная выборка представляет собой вариант гармоничного развития по всем сферам. У детей с эндогенными психическими заболеваниями выявлена иная картина. Как видно из рисунка 1 дети с искаженным видом когнитивного дизонтогенеза характеризуются диссоциированным развитием по когнитивным шкалам (дезингтегративность когнитивных представлений и вербальной зоны при высоком уровне их развития), которое в некоторых компонентах немного опережает нормативное (по шкале восприятие), или отстает от нормативного (шкала мелкая моторика). норма ¦ искаженный вид дефицитарный вид ¦ регрессивно-дефектирующий вид.

5 «I.

I II III IV V VI шкалы PEP.

Рисунок 1. Средние баллы по PEP детей нормативной выборки и детей с различными видами когнитивного дизонтогенеза.

Примечание: по оси абсцисс — сферы по PEP, представлены следующие шкалы: I — восприятиеII — мелкая моторикаIII — когнитивные представленияIV — вербальная зонаV — общий балл когнитивных шкал (без доп. заданий) — VI — общий балл когнитивных шкалпо оси ординат — средние значения сырых баллов по шкалам PEP.

Дети с дефицитарным видом когнитивного дизонтогенеза характеризуются выраженной диссоциацией в развитии разных сфер психической деятельности, степень выраженности отставания варьирует: восприятие развивается с минимальной задержкой, мелкая моторика отстает, наибольшее отставание отмечено в когнитивных сферах (когнитивные представления и вербальная зона).

Дети с регрессивно-дефектирующим видом когнитивного дизонтогенеза характеризуются выраженной диссоциированной ретардацией в развитии разных сфер психической деятельности. Степень выраженности отставания всех сфер от нормы более грубая, чем при других описанных видах. Восприятие развивается с задержкой, грубое отставание отмечено в сферах когнитивных представлений и вербальной сферы.

Таким образом, все три выделенных вида когнитивного дизонтогенеза качественно отличаются как от нормы, так и между собой по уровню когнитивного развития.

Значимость различий между группами нормы и выделенных видов когнитивного дизонтогенеза оценивалась с помощью одновыборочного t-критерия Стьюдента, при этом в качестве сравниваемого значения (норматива) было выбрано максимально возможное (117). Такой выбор был сделан, так как для сравнения указанных выборок как независимых, необходимым условием является равенство дисперсий, а вычислить дисперсию для большинства показателей нормативной группы невозможно, в связи с тем, что все анализируемые показатели (кроме общего когнитивного балла) представляют собой константы. В результате статистически значимо (р < 0.001) от нормы отличались показатели по всем указанным сферам у всех выделенных видов когнитивного дизонтогенеза, кроме восприятия у искаженного вида когнитивного дизонтогенеза (t = 1.79, р = 0.083). Попарное сравнение показателей отдельных сфер PEP каждого из выделенных видов когнитивного дизонтогенеза показало достоверное различие по всем сферам (р < 0.001).

Результаты проведенного исследования убедительно показывают, что дети с эндогенными психическими заболеваниями, протекающими с расстройствами аутистического спектра, не представляют собой единую группу по уровню когнитивного развития. Психологообразовательный тест позволяет выделить разные виды когнитивного дизонтогенеза у данной категории больных.

3.2.0ценка выраженности аутизма в сопоставляемых группах детей с эндогенными психическими заболеваниями.

Существенной характеристикой всех испытуемых экспериментальной группы было наличие аутистических расстройств разной степени выраженности. Степень выраженности аутизма может ассоциироваться с прогредиентностью заболевания. Соответственно чем выше балл по шкале CARS, тем более выражена глубина аутистических расстройств и тем выше прогредиентность эндогенного психического заболевания. Выраженность аутизма по выделенным видам когнитивного дизонтогенеза представлена в таблице 4.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А. С., Файзуллоев А. Ф. Когнитивные функции и методы их изучения // Российский Психиатрический Журнал. 2003, № 1, С. 16−20
  2. О.С. О принципах структурно-функциональной организации мозга. М.: ОАО «Стоматология», 1999. 252 с.
  3. С.М. Особенности развития мыслительной деятельности у детей, больных шизофренией // Дисс.. канд. психол. н. М., 1984. — 189 с.
  4. С.М., Захарова Н. В. Сравнительное изучение особенностей перцептивной и мыслительной деятельности детей, больных шизофренией // Ж. Невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1984, вып. 10.
  5. М.В. Наследственные факторы в нарушении познавательных процессов при шизофрении // Дисс. .докт. психол. н.- М., 2006.
  6. .Г. Избранные психологические труды. К постановке проблемы развития детского самосознания // Б.Г. Ананьев- под. ред. А. Бодалева и др. М.: Педагогика, 1980. — С. 35−37.
  7. П. К. Очерки по физиологии функциональных систем.— М,: Медицина, 1975.— 446 с.
  8. Т.В. Нейропсихологическое обследование детей младшего школьного возраста. М.: МГППУ, 2002
  9. Т.В., Пылаева Н. М. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. С-Пб.: Питер, 2008. — 320 с.
  10. A.B. Ошибки развития. С-Пб., 2001, — с. 280
  11. Г., Ромазан И., Чередникова Т. «Я хочу!» Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. // Практическая детская психология М., 1993, — с. 90.
  12. М.К. Аутистическое развитие: проблемы диагноза и прогноза. Клиническая психология. Материалы первой международной конференции памяти Б. В. Зейгарник. М., МГУ, 2001, с. 33−37.
  13. М.К. Диагностика психического развития ребенка, М., Акрополь, 2008- 124 с.
  14. В.М. Ранняя детская шизофрения (статистика и динамика). 2-е изд. М., 1989.-253 с.
  15. В.М., Симашкова Н. В. Систематика форм течения детской шизофрении в свете отдаленного катамнеза // Ж. невр. и психиатр, им. С. С. Корсакова, 1989, т.89, вып.8 .
  16. В.М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999- 233 с.
  17. Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности.— М.: Медицина, 1966 — 349 с.
  18. В.М. Объективная психология. М.: Наука, 1991, с.216−250.
  19. Н. К., Новикова Л. А. Детская клиническая электроэнцефалография. — М.: Медицина, 1994. — 202 с.
  20. В.М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов. -Воронеж, 1995.-640 с.
  21. П.П. Развитие мышления школьника // Избранные педагогические и психологические сочинения. Т. 2. М., 1976.
  22. Е.И. Методика исследования особенностей зрительного восприятия в условиях неполноты информации. // В кн. Вопросы экспериментальной патопсихологии. М., 1968. С.279−287
  23. С.И. Рисунки детей дошкольного возраста, больных шизофренией. М., 1974. 160 с.
  24. Л.Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Роршаха) Киев, 1979. — 176 с.
  25. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989. 528 с.
  26. Г. В., Карабанова O.A., Лидере А. Г. Возрастно-психологическое консультирование: Проблемы психического развития детей. М., 1990. с. 136.
  27. Буторина Н. Е. Особенности нарушения психического развития детей от больных шизофренией родителей: Дисс. д-ра мед. Наук. Челябинск-М., 1978,-401с.
  28. Бэйли Н. Шкалы психомоторного развития детей от рождения до 42 месяцев (Bayley Scales of Infant Development Second Edition (second edition (BSID-II), 1993, сайт/www.mniip.org.)
  29. А.Л. Психологические рисуночные тесты. М., 2005. 159 с.
  30. М.Ш. Шизофрения у детей и подростков (особенности клиники и течения). М.: Медицина, 1971. 128 с.
  31. М.Ш. Детская шизофрения и дизонтогенез (клинический аспект). В кн.: Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста.:Труды Всесоюзного центра психического здоровья АМН СССР // Под ред. А. В. Снежневского. М., 1986. Т.З. — С.3−12. 22
  32. В. Введение в психологию. С-Пб.: Питер, 2002, с. 128.
  33. Л.С. К проблеме психологии шизофрении//Советская невропатология, психиатрия и психогигиена, 1932, т. I, вып.8, с. 352−354.
  34. Л.С. Собр. соч.: В 6-ти т. М., 1981−1986.
  35. Л.С. Психология развития человека. Смысл, Эксмо М., 2005. 1136с.
  36. Н.С., Боравова А. И. Спектрально-когерентный анализ альфа-ритма как рациональное направление в изучении развития ЦНС в раннем онтогенезе.- В сб.: Ритмы, синхронизация и хаос в ЭЭГ.- М., 1992.- с. 17.
  37. К., Питере Т. Аутизм: медицинские и педагогические аспекты. -СПб.: ИСПиП, 1998. 124 с.
  38. JI.B. Психологическая диагностика и коррекция раннего детского аутизма шизофренического спектра // Автореферат дисс.. канд. психол. н. М., 1997.
  39. Горбачевская H. JL, Якупова Л. П., Кожушко Л. Ф., Башина В. М., Симашкова Н. В., Амелин С. Н. Топографическое ЭЭГ-картирование в детской психиатрии. // Физиол.человека. 1992. — Т. 18. -N6. — С.40−48.
  40. Н.Л., Якупова Л. П. Особенности картины ЭЭГ у детей с разными типами аутистических расстройств. В кн.: Аутизм в детстве. М.:Медицина, 1999. с.131−170.
  41. Н.Л. Особенности формирования ЭЭГ у детей в норме и при разных типах общих (первазивных) расстройств развития// Автореф.дисс.докт.биол.наук. М., 2000. -43с.
  42. A.B. Неврологические предшественники и маркеры предрасположенности к шизофрении // Автореф. дис. докт.мед.наук — М., 1995.
  43. Р. Основы регуляции движений.— М.: Мир, 1973. 367 с.
  44. М.О. Психопатология детского возраста. М., 1932. — 231 с.
  45. М.О., Озерецкий Н. И. Психомоторика. М.- Л., 1930.
  46. В. С, Коц Я. М., Шик М. JI. Регуляция позы человека.— М.: Наука, 1965.—256 с.
  47. Диагностика умственного развития дошкольников // Под ред. Венгера Л. А., Холмовской B.B. М.: Педагогика, 1978, — 248 с.
  48. Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973. 150с.
  49. Р. Психическое развитие ребенка и влияние среды //Вопросы психологии. 1987 № 2, — С.111−134.
  50. Н.В. Особенности развития зрительного восприятия у детей, больных шизофренией // Дисс.. канд. психол. н. М., 1985.
  51. Н.В., Казьмина О. Ю., Каримулина Е. Г. Патопсихология детского и юношеского возраста. М., Академия, 2008, — 208 с.
  52. Н.В., Коваль-Зайцев A.A. Диагностика когнитивного дизонтогенеза при расстройствах шизофренического спектра в детском возрасте. // Мир психологии, 2010, № 1. с. 145−156.
  53. Н.В., Рощина И. Ф. Проблемы дизонтогенеза в клинической психологии.// Культурно-историческая психология, 2008, № 3. с. 39−42
  54. .В., Биренбаум Г. В. К проблеме смыслового восприятия //Невропатология, психиатрия и психогигиена, т. IV, вып. 6, 1935 с. 5763.
  55. .В. Патопсихология. М.: Академия, 1999. — 208 с.
  56. О. Г. Диагностика когнитивного дефицита у больных шизофренией. // Ананьевские чтения 2004: Материалы науч.-практ. конф. 28−30 октября 2004 года- Под общ. ред. Л. А. Цветковой, Г. М. Яковлева. -СПб.: Изд-во СПбГУ, 2004. — 359 с.
  57. Н.М., Северный A.A., Морозова Н. Б. Детская социальная психиатрия для непсихиатров. М., 2006. 415 с.
  58. В.Е. Аутизм у детей. JL, 1981 190 с.
  59. JI. Аутистические нарушения аффективного контакта /Вопросы психического здоровья детей и подростков, 2010, № 1, с.85−97.
  60. В.В. Психический дизонтогенез, как клинико-патогенетическая проблема психиатрии детского возраста // Невропатология и психиатрия. М., 1981, т. 81, 10, с. 1505 — 1509.
  61. В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1985.
  62. H.A. Клинические особенности шизофрении раннего детского возраста // Автореф. дис. .канд. мед.наук. М., 1967.
  63. Г. В. Психические нарушения у детей раннего возраста (клиника, эпидемиология и вопросы абилитации) // Автореф. дисс.докт.мед.наук. М., 1995
  64. М.П. Руководство по психологическому исследованию психически больных детей. М., 1963.
  65. Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении. — М.: Рос. пед. агентство, 1997- М.: Педагогическое общество России, 2001.
  66. М.Г. Клиника и психопатология процессуального детского аутизма, протекающего с манифестными психозами и задержкой психического развития // Автореф. дисс.канд.мед.наук. — М., 2003
  67. В.П., Мелешко Т. К., Поляков Ю. Ф. Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание. М.: Изд-во МГУ, 1991.-256 с.
  68. JT. А. О структурных основах корковой регуляции движений // Жур. Невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова.—1986 —Т. 86, № 7.-С. 961−965.
  69. Н.С. Теории развития и регрессии психики. М., МГППУ, 2006
  70. Л.П. Генетические и социальные факторы в развитии агрессивности про нарушения развития. // Физиология человека. Том 36, номер 1,2010-с. 41−48.
  71. К.С., Никольская О. С. Вопросы дифференциальной диагностики раннего детского аутизма // Диагностика и коррекция аномалий психического развития у детей. М., 1988
  72. Лебединский В. В Некоторые актуальные проблемы детской патопсихологии// Ж. невр. и психиатр, им. С. С. Корсакова, 1971, № 10.
  73. В.В. Роль асинхронии развития в формировании патологических симптомов раней детской шизофрении // Вестн. Моск. унта. Сер. 14. Психология, 1980, № 1, с.41−53.
  74. В.В. Нарушения психического развития у детей. М. гМГУ, 1985 г.-154 с.
  75. В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р. Дети с нарушениями общения. М.: Просвещение, 1989.
  76. В.В. Нарушения психического развития у детей в детском возрасте. М., 2003, — 144 с.
  77. Ф. А. Зависимость от возрастных и генетических факторов некоторых особенностей электроактивности головного мозга у больных шизофренией // Журн. невропатол. и психиатр. — 1975. — Т. 75, вып. 4. — С. 543.
  78. H.A. Подростковый возраст и шизофрения // Психиатрия, 2008, № 3.
  79. И. И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции (На материале изучения детей и подростков с двигательными нарушениями): Автореф. дис. д-ра психол. наук. СПб., 2004. — 39 с.
  80. Н.Г. Нейропсихологический подход к проблеме детского аутизма. // Клиническая психология. Материалы первой Международной конференции памяти Б. В. Зейгарник. М., 2001, с. 169−172.
  81. К. Проективный рисунок человека. М., 2000. 158 с.
  82. Е. В. Психосексуальный дизонтогенез у женщин, больных шизофренией.: Автореф. дис.канд. мед. наук. М., 2007.
  83. Т.К. Об одной особенности мышления больных шизофренией // Вопросы психологии, 1966, 4, — с. 66−73.
  84. Т.К. Изменение избирательности мышления при шизофрении и проблема использования прошлого опыта // Журнал невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 1972, т. 72, с. 1675−1679.
  85. Т.К. Об особом типе формирования познавательной деятельности при шизофрении. В кн.: Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении. М., 1982,-С. 69−89.
  86. Т. К, Алейникова С. М., Захарова H В. Особенности формирования познавательной деятельности у детей, больных шизофренией. В кн.: Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста/ под. ред. Вроно М. Ш. М. 1986.
  87. Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб, Питер, 2008. -288 с.
  88. Ю.В. Нейропсихология индивидуальных различий в детском возрасте. // Автореф. дисс. докт. психол. наук. М., 1999.
  89. .Е., Кощавцев А. Г., Гречаный C.B. Ранний детский аутизм // Клиническая психиатрия раннего детского возраста. СПб.: Питер, 2001. -С.121−136.
  90. С.Н., Кабанов С. О. Динамика когнитивного дефицита у больных с первым эпизодом шизофрении и хроническим течением болезни при лечении кветиапином (сероквель)//Психиатрия и психофармакотерапия, 2005, № 1,-С. 6−11.
  91. Н.И. Метрическая шкала для исследования моторной одаренности у детей и подростков.- Ж. «Вопросы педологии», 1926.
  92. Н.И. Психопатология детского возраста. Л., 1938.
  93. Ю.Ф. Патология познавательных процессов. В кн. Шизофрения. Мультидисциплинарное исследование. М., 1972, — с. 225−277.
  94. Ю.Ф. Патология познавательной деятельности при шизофрении. -М., Медицина, 1974.
  95. Ю.Ф. Проблемы и перспективы экспериментально-психологических исследований шизофрении. // В кн.: Экспериментально-психологические исследования патологии психической деятельности при шизофрении. М., 1982, — С. 3−17
  96. Проблемы шизофрении детского и подросткового возраста // Сборник научных трудов под ред. Снежневского A.B., Вроно М. Ш. М., 1986.
  97. Психологический словарь. // Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 2001, с. 25−27.
  98. X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение. М: Медицина, 2003. — 120 с.
  99. Н.В. Психические расстройства и особенности развития детей раннего возраста из группы высокого риска по шизофрении.: Дисс. .канд. мед. наук.- М., 1989.- 200 с.
  100. Н.В. Дизонтогенез. В кн.: Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста./ Под общ. ред С. Ю. Циркина. СПб: Питер, 2001. С. 292−294.
  101. Е.С. Графические методы в практической психологии. С-Пб., 2001.
  102. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. М., 1991.
  103. С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1979.
  104. С.Л. Основы общей психологии. С-Пб.: Питер Ком, 1999, с. 10−89.
  105. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М., 2000. — 208с.
  106. Н.Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. — С-Пб., 2005.
  107. Семенович А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.- М., 2002.
  108. С. Б. Предболезненные психические расстройства. — М.: Медицина, 1987. — 184 с.
  109. Е.А. Раннее когнитивное развитие: новый взгляд. М.: ИПРАН, 2006.
  110. О.В. Применение рисуночных тестов в диагностике. Ж. Психологическая наука и образование, 2006, № 4.
  111. М.А. Нейрокогнитивные расстройства и их динамика в процессе лечения у больных юношеской приступообразной шизофренией и шизоаффективным психозом // Автореферат дисс.. канд. психол. н. -М., 2005.
  112. Н.В. Атипичный аутизм в детском возрасте. // Автореф. дисс.докт. мед. н. М., 2006.
  113. Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М.: МГУ, 1985.-200 с.
  114. Э.Г. Экспресс-методика Лурия-90. М., 1990
  115. Т.П. Шизофрения раннего детского возраста. М., 1948.
  116. A.B. Шизофрения и проблемы общей патологии // Вестник АМН, 1969,4, с. 3−8.
  117. Е. В. Отклоняющееся развитие: причины, факторы и условия преодоления. Новосибирск: Изд. «Наука», 2003. — 284 с.
  118. Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М., 1976. -128 с.
  119. Т. А., Посикера И. Н. Ритмические компоненты детской ЭЭГ. — В кн.: Мозг и поведение младенца. — М., 1993. С. 86−114.
  120. Т.А. Ритмы ЭЭГ, их свойства, развитие и роль в механизмах внимания у детей раннего возраста. // В сборнике материалов международной научной конференции «Физиология развития человека». М., 22−24 июня 2009 г., с. 102−103
  121. Г. Е. Шизофрения у детей и подростков. Харьков, 1937.
  122. Г. Е. в кн.: Шизофрения. М., 1963.
  123. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. М., 1974.
  124. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Избранные главы. Издание 2-е. М., 1998.
  125. A.C., Башина В. М., Современные подходы к пониманию аутизма в детстве. // Журн. неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова, 2005- 105:8:4−13.
  126. C.B., Бочаров A.B. Нейропсихологический анализ дефекта при шизофрении и аффективных психозах // Шизофренический дефект (диагностика, патогенез, лечение). Под. ред. Бовина Р. Я. С-Пб, 1991.
  127. Г. К. Детская психиатрия. — М.: Медицина, 1973.—392 с.
  128. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М., 1989.
  129. Т.В. Особенности познавательной деятельности при эндогенных депрессиях с «ювенильной астенической несостоятельностью». // Автореферат дисс.. канд. психол. н. М., 2000.
  130. Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд.2-е. М., 1998.
  131. С.Ю. Концептуальная диагностика функциональных расстройств при шизофрении: диатез и шизофрения. // Социальная и клиническая психиатрия. 1995, № 2.
  132. С.Ю. (ред.) Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста С-Пб, Питер. Изд 2-е, 2004.
  133. И. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
  134. JI.M. Детский аутизм. М.: Дидактика Плюс, 2001.
  135. Д.П., Шульц С. Э. История современной психологии. / Пер. с англ. А. В. Говорунов, В. И. Кузин, Л. Л. Царук / Под ред. А. Д. Наследова. СПб.: Евразия, 2002, 532 с.
  136. Д.Б. Из научных дневников // Избран, психол. труды М., 1989
  137. Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. // Детская психология. Академия, 2004.
  138. О.П. Доманифестный период медленно текущей шизофрении у детей // Невропатология и психиатрия, т.67, 10, М., 1967, с. 1511−1515.
  139. О.П. О типах дизонтогенеза у детей, больных шизофренией // Невропатология и психиатрия. Вып. 10, т.70, М., 1970, с. 1229−1235.
  140. Abraham A., Windmann, S., McKenna P., Giintiirkiin О. Creative thinking in schizophrenia: The role of executive dysfunction and symptom severity // Cognitive Neuropsychiatry, Volume 12, Number 3, May 2007, pp. 235−258(24).
  141. Asarnow R. F., Nuechterlein K.H., Torquato R. et al. Cognitive neuropsychological abnormalities in the parents of children with a schizophrenic disorder. / Schizophrenia Research 24 (1997) p.45
  142. Asarnow J.R.- Tompson, M.C.- and Goldstein, M.J. Childhood-onset schizophrenia: A followup study. Schizophrenia Bulletin, 20(4):599−617, 1994.
  143. Asperger H. Die «auristischen Psychopathen» im Kindesalter. Archivfur Psychiatrie und Nervenkrankheiten, 117:76−136, 1944.
  144. Asperger H. Zur Differenrialdiagnose des kindlichen Autismus. Ada Paedopsychiatrica, 35:136−146, 1968.
  145. Ayabe-Kanamuura S., Schicker I., Laska M., Hudon R., Distel H., Kobabyakaw T. and Saito S. Differences in perception of everyday odors: a Japanese-German cross-cultural study // Chem. Senses, 23, 1998, pp. 31−38.
  146. Bailly D., Viellard M., Duverger H., Rufo M. Un diagnostic meconnu: la schizophrenie chez l’enfant An unrecognized diagnosis: schizophrenia in childhood. Annales Medico Psychologiques 161 (2003) 652−659.
  147. Barch D.M., Carter C.S. Factors influencing Stroop performance in schizophrenia//Neuropsychology, Volume 18 (3), 2004, pp. 477−484.
  148. Barch D.M. The cognitive neuroscience of schizophrenia. Annual review of clinical psychology. 2005, pp. 321−353.
  149. Bauml Karl-Heinz, Schnelzer Maria and Zimmer Alf. The influence of inversion on the judgment of facial and non-facial attributes // Acta Psychologica, Volume 96, Issues 1−2, June 1997, pp. 27−42.
  150. Beck, Aaron T. A Cognitive Model of Schizophrenia// Journal of Cognitive Psychotherapy, Volume 18, Number 3, 2004, pp. 281−288(8).
  151. Bleuler, E. Die schizophrenen Geistesstorungen. Stuttgart, Germany: Thieme, 1972.
  152. Braw Y., Bloch Y., Mendelovich S., Ratzoni G. Gal G., Harari H., Tripto A., and Levkovitz Y. Cognition in Young Schizophrenia Outpatients: Comparison of First-Episode With Multiepisode Patients// Schizophrenia Bulletin 2008, vol. 34 no.3 pp. 544−554.
  153. Bruin E., Verheij, F., Wiegman, T., Ferdinand,.R., F. Assessment of formal thought disorder: The relation between the Kiddie Formal Thought Disorder
  154. Rating Scale and clinical judgment. Psychiatry Research Volume 149, Issues 13, 15 January 2007, Pages 239−246/
  155. Brune Martin. Theory of mind and the role of IQ in chronic disorganized schizophrenia// Schizophrenia Research, Volume 60, Issues 1, 1 March 2003, Pages 57−64.
  156. Brunei E.- Sarfati Y.- Hardy-Bayle M.-C.- Decety J. Abnormalities of brain function during a nonverbal theory of mind task in schizophrenia// Neuropsychologia, Volume 41, Number 12, 2003, pp. 1574−1582(9).
  157. Cannon T. D., Bearden C.E., Rosso I. M., Sanchez L. E., et al. Childhood Cognitive Functioning in Schizophrenia Patients and Their Unaffected Siblings: A Prospective Cohort Study// Schizophrenia Bulletin, 26(2):379−393, 2000
  158. Chapin K., McCown J., Vann L., Kenney D. and Youssef I. Activation and facilitation in the lexicon of schizophrenics // Schizophrenia Research, Volume 6, Issue 3, March 1992, pp. 251−255.
  159. Cienfuegos A.- March L.- Shelley A.-M.- Javitt D.C. Impaired categorical perception of synthetic speech sounds in schizophrenia A case for preeminence of temporal processing// Biological Psychiatry, Volume 45, Number 1, 1 January 1999, pp. 82−88(7).
  160. Cohen J.D., Ganguli R., Carter C., Brar J., Nichols T., DeLeo M., Mintun M. Hypofrontality and working memory dysfunction in schizophrenia// Biological Psychiatry, Volume 37 (9), 1995.
  161. Danion J-M., Rizzo L., Bruant A. Functional Mechanisms Underlying Impaired Recognition Memory and Conscious Awareness in Patients With Schizophrenia// Archive of General Psychiatry Volume 56 (7), July 1999, pp. 639−644.
  162. Davalos D.B.- Kisley M.A.- Ross R.G. Deficits in auditory and visual temporal perception in schizophrenia// Cognitive Neuropsychiatry, Volume 7, Number 4, 1 November 2002, pp. 273−282(10).
  163. Davis M. and Whalen P.J. The amygdala: vigilance and emotion // Mol. Psychiatry, 6, 2001, pp. 13−34.
  164. Edwards J.- Pattison P.E.- Jackson H.J.- Wales R.J. Facial affect and affective prosody recognition in first-episode schizophrenia// Schizophrenia Research, Volume 48, Number 2, 30 March 2001, pp. 235−253(19).
  165. Fish B., Marcus H., Auerbach J., Purdue, S. Infantsat risk for schizophrenia: Sequelae of genetic neurointegrative defect. //Archives of General Psychiatry, 49:221−235, 1992.
  166. Frith Uta. What is Autism? //Autism: explaining the enigma. Blackwell Publishing, 2003, pp. 5−11.
  167. Gabrovska V.- Laws K.- McKenna P.J. Visual object perception in schizophrenia: further evidence for a selective impairment in semantic memory // Schizophrenia Research, Volume 24, Number 1, March 1997, pp. 103−103(1).
  168. Goro T., Shuji M., Hiroyuki I., et al. Clear distinction between preattentive and attentive process in schizophrenia by visual search performance // Psychiatry Research, Volume 149, Issues 1−3, 15 January 2007, Pages 25−31.
  169. Green Melissa J., Uhlhaas Peter J., Coltheart Max. Context Processing and Social Cognition in Schizophrenia // Current Psychiatry Reviews, Volume 1, Number 1, January 2005, pp. 11−22(12).
  170. Hemsley D.R., Phil M. The schizophrenic experience: taken out of the context? // Schizophrenia Bulletin, Volume 31, January 2005, pp. 43−53.
  171. Hoekert Maijolijn, Kahn Rene S., Pijnenborg Marieke, Aleman Andre. Impaired recognition and expression of emotional prosody in schizophrenia: Review and meta-analysis// Schizophrenia Research 96 (2007) 135−145.
  172. Homburger, A. Vorlesungen uber Psychopathologie des Kindesalters. Berlin, Germany: Springer-Verlag, 1926.
  173. Hooker, Christine- Park, Sohee. You must be looking at me: The nature of gaze perception in schizophrenia patients // Cognitive Neuropsychiatry, Volume 10, Number 5, November 2005, pp. 327−345(19).
  174. Ihnen G.H.- Penn D.L.- Corrigan P.W.- Martin J. Social perception and social skill in schizophrenia// Psychiatry Research, Volume 80, Number 3, 21 September 1998, pp. 275−286(12).
  175. Ito M.- Shiragata M.- Kanno M.- Mori Y.- Hoshino K.-y.- Niwa S.-i. Social cue perception in Japanese schizophrenic patients // Schizophrenia Research, Volume 34, Number 1, 9 November 1998, pp. 113−119(7).
  176. Izawa R.- Iwawaki A.- Ohta K.- Matsushima E.- Torn M. Temporal disintegration of visual perception in schizophrenia // Schizophrenia Research, Volume 24, Number 1, March 1997, pp. 110−110(1).
  177. Izawa R.- Yamamoto S. Spatio-temporal disintegration of visual perception in schizophrenia as revealed by a novel cognitive task, the Searchlight Test // Schizophrenia Research, Volume 53, Number 1, 1 January 2002, pp. 67−74(8).
  178. Jaaskelainen Erika et al., Associations between early development and outcome in schizophrenia — A 35-year follow-up of the Northern Finland 1966 Birth Cohort- Schizophrenia Research, 99 (2008) 29−37
  179. Jarrett C. B.- Phillips M.- Parker A.- Senior C. Implicit motion perception in schizotypy and schizophrenia: A Representational Momentum study // Cognitive Neuropsychiatry, Volume 7, Number 1,1 February 2002, pp. 1−14(14).
  180. Jones L. A. Cardno A. G. a, b, Sanders R. D. a, Owena M. J. and Williams J. Sustained and selective attention as measures of genetic liability to schizophrenia // Schizophrenia Research, Volume 48, Issues 2−3, 30 March 2001, Pages 263−272.
  181. Kanner, L. Autistic disturbances of affective contact. Nervous Child, 2:217−250, 1943.
  182. Kanner, L. Child Psychiatry. 3rd ed. Oxford, England: Black well, 1957.
  183. Karatekin C.- Asarnow R.F. Exploratory Eye Movements to Pictures in Childhood-Onset Schizophrenia and Attention-Deficit. Hyperactivity Disorder (ADHD) // Journal of Abnormal Child Psychology, Volume 27, Number 1, February 1999, pp. 35−49(15).
  184. Keshavan M. S., Diwadkar V. A, Montrose D. M. et al. Premorbid indicators and risk for schizophrenia: A selective review and update // Schizophrenia Research, Volume 79, Issue 1, 1 November 2005, Pages 45−57
  185. Koenen K. C., Moffitt T. E., Roberts A. L., Martin L. T., Kubzansky L. et al. Childhood IQ and adult mental disorders: A test of the cognitive reserve hypothesis. Am J Psychiatry 2009- 166:50−57
  186. Kraepelin, E. Psychiatrie. 8th ed., Vol. 3, Part 2. Leipzig, Germany: Barth, 1913.
  187. Kropotov J. D. Quantitative EEG, Event-Related Potentials and Neurotherapy. // Academic Press, London NW1 7BY, UK. First edition 2009
  188. Kurylo D., Pasternak R., Silipo G., Javitt D., Butler P. Perceptual organization by proximity and similarity in schizophrenia // Schizophrenia Research 95 (2007) 205−214.
  189. Lee S-H.- Chung Y-C.- Yang J-C.- Kim Y-K.- Suh K-Y. Abnormal speech perception in schizophrenia with auditory hallucinations // Acta Neuropsychiatrica, Volume 16, Number 3, June 2004, pp. 154−159(6).
  190. Lencer R.- Trillenberg-Krecker K.- Schwinger E.- Arolt V. Schizophrenia spectrum disorders and eye tracking dysfunction in singleton and multiplex schizophrenia families // Schizophrenia Research, Volume 60, Number 1, 1 March 2003, pp. 33−45(13).
  191. Leonhard, K. Aufteilung der endogenen Psychosen und ihre differenzierte Atiologie: 2nd ed. Berlin, Germany: Akademie-Verlag, 1986.
  192. Liu S., Chiu C., Chang C., Hwang T. et al. Deficits in sustained attention in schizophrenia and affective disorders: stable versus state-dependent markers? // American Journal of Psychiatry 159, June 2002, pp. 975−982.
  193. Lutz, J. Kinderpsychiatrie. Zurich, Switzerland: Rotapfel, 1972.
  194. Manschreck T., Maker B., Candela S. Earlier Age of First Diagnosis in Schizophrenia Is Related to Impaired Motor Control // Schizophrenia Bulletin, 30(2):351−360,2004.
  195. Marneros, A.- Andreasen, N.C.- and Tsuang, M.T., eds. Negative Versus Positive Schizophrenia. Berlin, Germany: Springer-Verlag, 1991. pp. 219−242.
  196. Marsh P.J., Lazzaro I., Manor B.R. et. al. Facial expressions of emotion and visual scanpaths in attention-deficit hyoeractivity disorder and first-episode psychosis // Schizophrenia Research, Volume 41/1, 2000.
  197. Martin M. Der Verlauf der Schizophrenie im Jugendalter unter Refrabilitationsbedingungen. Stuttgart, Germany: Enke, 1991.
  198. Mednick S.A., Schulsinger F. Kinder schizophrener Eltern. In: Remschmidt, H., ed. Psychopathologie der Familie und kinderpsychiatrische Erkrankungen. Bern, Switzerland: Huber, 1980. pp. 35−49.
  199. Moller H.J. The assessment of cognitive impairment would be a relevant addition to the criteria for diagnosing schizophrenia // World Psychiatry. 2008 February- 7 (1): pp. 33−46.
  200. Nagelschmidt U. Neurokognitive Performanzmerkmale in einer nicht-klinischen Stichprobe // Diplomarbeit, Universitat Oznabruk, 1999.
  201. Niemi L. T., Suvisaari J. M- Tuulio-Henriksson A.- Lonnqvist J. K. Childhood developmental abnormalities in schizophrenia: evidence from high-risk studies. Schizophrenia research 2003- 60(2−3):239−58.
  202. Niendam T. A., Bearden C. E., Rosso I. M.,. Sanchez L. E. et .al. A Prospective Study of Childhood Neurocognitive Functioning in Schizophrenic Patients and Their Siblings // Am J Psychiatry 2003- 160: 2060−2062
  203. Nuechterlein K.H., Barch D.M. Gold J.M., Goldberg T.E., Green M.F., Heaton R.K. Identification of separable cognitive factors in schizophrenia // Schizophrenia Research, Volume 72, 2004, pp. 29−39.
  204. Ott S.L., Roberts S., Rock D. et al. Positive and negative thought disorder and psychopathology and childhood among subjects with adulthood schizophrenia. // Schizophrenia Research, 58 (2002).
  205. Penn D., Ritchie M., Francis J., Combs D., Martin J. Social perception in schizophrenia: the role of context // Psychiatry Research, Volume 109, Number 2, 15 March 2002, pp. 149−159(11).
  206. Remschmidt, H. Schizophrenic psychoses in children and adolescents. Triangle, 32:15−24, 1993.
  207. Remschmidt, H.- Martin, M.- Schulz, E.- Gutenbrunner, C- and Fleischhaker, C. The concept of positive and negative schizophrenia in child and adolescent psychiatry (1996).
  208. Rosso I. M., Bearden C. E., Hollister J. M., Qasperoni T. L. Childhood Neuromotor Dysfunction in Schizophrenia Patients and Their Unaffected Siblings: A Prospective Cohort Study // Schizophrenia Bulletin, 26(2):367−378, 2000.
  209. Rutter, M.L.- Shaffer, D.- and Sturge, C. A Guide to a Multi-axial Classification Scheme for Psychiatric Disorders in Childhood and Adolescence. London, England: Frowde & Company, 1976.
  210. Schiffman J., Sorensen H., Maeda J., Mortensen E. Childhood Motor Coordination and Adult Schizophrenia Spectrum Disorders // Am J Psychiatry 2009- 166:1041−1047
  211. Schopler E., Reichler R.: Psychoeducation Profile. Baltimor, University Park Press (1979).
  212. Schopler E., Mesibov G., Shingley R., Bashford A.: Helping autistic children though their parents. In: Schopler Eric, Mesibov Gary B. (Eds): The effect of autism on the family. New York, Plenum Press, (1984)
  213. Schopler, E., Reichler, R. J., & Renner, B. R. The Childhood Autism Rating Scale. Los Angeles: Western Psychological Services (1988).
  214. Schopler E., Reichler R., Bashford A., Lansing M., Marcus L. PEP-R., Entwicklungs-und Verhaltensprofil. Verlag moderns lernen, Dortmund, (2000).
  215. Sergi M.J.- Green M.F. Social perception and early visual processing in schizophrenia // Schizophrenia Research, Volume 59, Number 2, 1 February 2003, pp. 233−241(9).
  216. Shamay-Tsoory Simone G., Shur S., Barcai-Goodman L. et al. Dissociation of cognitive from affective components of theory of mind in schizophrenia // Psychiatry Research, Volume 149, Issues 1−3, 15 January 2007, Pages 11−23.
  217. Sponheim S., Surerus-Johnson C., Leskelaa J. et al. Proverb interpretation in schizophrenia: the significance of symptomatology and cognitive processes // Schizophrenia Research, Volume 65, Issues 2−3, 15 December 2003, Pages 117 123.
  218. Sweet L.H.- Primeau M.- Fichtner C.G.- Lutz G. Dissociation of affect recognition and mood state from blunting in patients with schizophrenia // Psychiatry Research, Volume 81, Number 3, 14 December 1998, pp. 301−308(8).
  219. Toomey R.- Schuldberg D.- Corrigan P.- Green M.F. Nonverbal social perception and symptomatology in schizophrenia // Schizophrenia Research, Volume 53, Number 1, 1 January 2002, pp. 83−91(9).
  220. Vourdasa A., Pipeb R., Corrigallb R., Frangoua S. Increased developmental deviance and premorbid dysfunction in early onset schizophrenia // Schizophrenia Research 62 (2003) 13- 22.
  221. Werry J.S. Child and adolescent (early onset) schizophrenia. // Journal of Autism and Developmental Disorders, 22:601−624, 1992.
  222. Williamson P. The Evolving Concept of Schizophrenia // Mind, brain, and schizophrenia. Oxford: University Press, 2006.
  223. РИСУНКИ ДЕТЕЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ГРУППЫ ГКонтрольная группа а) Рисунок мальчика 8 летб) Рисунок девочки 8 лет в) Рисунок мальчика 7,5 лет1. Экспериментальная группа
  224. Искаженный вид когнитивного дизонтогенезаа) Рисунок мальчика 8,5 летб) Рисунок девочки 9 лет в) рисунок мальчика 9 лет1 С гт-гг^ !: 1'. 1. V '. у*" ' А** 71 // / / } / j
  225. Дефицитарный вид когнитивного дизонтогенеза а) Рисунок девочки 8 лет б) Рисунок мальчика 9,5 лет
Заполнить форму текущей работой