Роль вербальных и невербальных средств смыслопередачи в процессе решения студентами профессиональных задач
Диссертация
Методы: и методики исследования. Был использовантеоретический-анализ психологической литературы, направленный на детальное изучение исследуемой проблемы смыслопередачи в общении. В соответствии с поставленными задачами в работе были использованы экспериментальный метод и психодиагностические методы: 16-факторный личностный опросник Р. Кетелламетодика «Ценностные ориентации» (М.Рокич). В рамках… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретические и методологические предпосылки изучения 16 смыслопередачи и смыслопостижения
- 1. 1. Теоретическое исследование проблемы смысла и процесса 16 смыслопередачи в психологии
- 1. 2. Понимание и смыслопостижение текстов и сообщений
- 1. 3. Роль и соотношение вербальных и невербальных средств 55 общения в процессе смыслопередачи
- 1. 4. Профессиональное становление личности в период обучения в 71 вузе
- Глава II. Экспериментальная процедура исследования 85 смыслопередачи и смыслопостижения
- 2. 1. Цели, задачи и гипотезы исследования
- 2. 2. Структура и методы эмпирического исследования
- Глава III. Роль вербальных и невербальных средств в 97 смыслопередаче студентами смыслов и ценностей
- 3. 1. Анализ текстов студентов о ценностях
- 3. 2. Анализ невербальных сообщений испытуемых о ценностях
- 3. 3. Соотношение вербальных и невербальных средств в процессе ИЗ смыслопередачи
- 3. 4. Смыслопостижение и понимание сообщений студентов
- 3. 4. 1. Смыслопостижение и понимание одногруппниками 118 сообщений
- 3. 4. 2. Смыслопостижение и понимание сообщений незнакомыми 121 слушателями
- 3. 5. Стратегии смыслопередачи
- 3. 6. Эффективные и неэффективные стратегии смыслопередачи
- 3. 7. Личностные особенности студентов с разными стратегиями смыслопередачи
- Выводы по главе III
Список литературы
- Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход) Текст. /И.В.Абакумова. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. 480 с.
- Абакумова И.В. Смыслообразование в учебном процессе Текст.: автореф. дис. докт. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 43с.
- Агафонов А.Ю. Человек как смысловая модель мира Текст. /А.Ю.Агафонов. Самара: Изд. дом «Бахрах—М», 2000. 336 с.
- Алексеева Л.Н. Работа со способностью понимания в школе Текст. /Л.Н.Алексеева //Мыследеятельностные особенности формирования способности понимания описаны в сб.: «Пушкинское слово». М., 2003. С. 101 -113.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Текст. /Г.М. Андреева, унта, 1980.
- Анцыферова Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование Текст. /Л.И.Анцыферова //Психологические исследования социального развития личности. Отв. ред. И. А. Джидарьян. М.: ИП АН СССР. 1991. С. 5−38.
- Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики Текст. /Е.Ю.Артемьева. М.: Наука. Смысл. 1999.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка Текст. /А.Г. Асмолов, М.: Изд-во МГУ. 1979.
- Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. /А.Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 104 с.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности Текст. /А.Г.Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1986. 96 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности Текст. /А.Г.Асмолов. М.:Изд-во Моск. ун-та. 1990. 366 с.
- Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. /А.Г.Асмолов, М.: Институт практическойпсихологии, Воронеж: НПО МОДЭК. 1996. 768с.
- Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества Текст. / А. Г. Асмолов //Вопросы образования. 2008. № 3. С. 65−87.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процессаТекст.: Методические основы /Ю.К.Бабанский. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
- Балл Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. М., 1990.
- Баскакова И.Л. Практикум по психолингвистике Текст.: учеб. пособие для студентов педагогических вузов /И.Л.Баскакова. М.: АСТ: Астрель. 2009. 187 с.
- Белоусова А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности Текст. /А.К. Белоусова, Ростов н/Д: Изд-во РГПУ. 2002. 360 с.
- Белоусова А.К. Общение в совместной мыслительной деятельности: теоретический анализ проблемы Текст. /А.К. Белоусова //Личность в деятельности и общении. Отв. ред. В. А. Лабунская, А. К. Белоусова, Ростов-на-Дону: Гефест. 1997. С. 61−84.
- Белоусова А.К. Смыслопередача и её роль в образовании совмещённой психологической системы Текст. /А.К. Белоусова //Сибирский психологический журнал. Томск. № 20. 2004. С. 22−27.
- Белоусова А.К. Смыслопередача в общении Текст. /А.К.Белоусова /Общение 2006: на пути к энциклопедическому знанию //Материалы международной конференции 19−21 октября Психологический институт РАО 2006 г. М, 2006. С. 226−228.
- Белоусова А.К. Принципы изучения совмещённой психологической системы Текст. / А. К. Белоусова // Российский психологический журнал. М. № 3. 2006. С. 7−22.
- Белоусова А.К., Суроедова Е. А. Стратегии смыслопередачистудентов в процессе общения Текст. /А.К. Белоусова, Е. А. Суроедова //Известия ЮФУ. Педагогические науки. Ростов на -Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2010. .№ 10
- Белошицкий A.B. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза Текст. /A.B. Белошицкий, И. Ф. Бережная, Педагогика. 2006. С. 60−66.
- Бернштейн H.A. О построении движений Текст. /Н.А.Бернштейн. М. 1947.
- Бернштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности Текст. / H.A. Бернштейн. М. 1966.
- Биркенбил В. Язык интонации, мимики, жестов Текст.: [Пер. с нем.] /В.Ф.Биркенбил. СПб.: Питер, 1997. 224 с.
- Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст. /П.П. Блонский. в 2-х томах. Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика. 1979.
- Богданов К.А. Очерки по антропологии молчания Текст. /К.А.Богданов. СПб. 1998.
- Бодалев A.A. Личность и общение: Избранные труды Текст. /А.А.Бодалев. М.: Педагогика. 1983.
- Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности Текст.: Учеб. пособие для вузов /В.А. Бодров. -М.: ПЕР СЭ, 2001.
- Божович J1. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. СПб.: Питер. 2008. 400 с.
- Болдонова И.С. Межличностное общение Текст. /И.С.Болдонова. Улан-Удэ: Издательство Восточно-Сибирского Государственного технологического университета. 2000. 67 с.
- Болыиунов А.Я. Соотношение целеобразования и смыслообразования в продуктивной мыслительной деятельности Текст.: автореф. дис. канд. психол. Наук /А.Я. Болыпунов. М., 1985. 24 с.
- Братусь Б.С. Аномалии личности Текст. /Б.С. Братусь. М.: Мысль.1988. 304 с.
- Брудный A.A. Понимание как философская и психологическая проблема Текст. /A.A. Брудный //Вопросы философии. 1975. № 10.
- Брудный A.A. Психологическая герменевтика Текст. /А.А.Брудный. М.: Лабиринт. 1998. 335 с.
- Брудный A.A. Понимание и текст Текст. /A.A. Брудный //Загадка человеческого понимания. М.: «Политиздат», 1991.
- Будинайте Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта Текст. /Г.Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. 1993. № 5. с. 99−105.
- Валгина Н.С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И., Современный русский язык: Учебник Текст. /Н.С. Валгина, ДЭ. Розенталь, М. И. Фомина //Под редакцией Н. С. Валгиной. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос. 2002. 528 с.
- Валгина Н.С. Теории текста: учебное пособие Текст. /Н.С.Валгина. Москва. Логос. 2003.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания Текст. /Ф.Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. 200 с.
- Вербицкий A.A. Концепция знаково-контекстного обучения в вузеТекст. / A.A. Вербицкий //Вопросы психологии 1987. № 5 С. 31−39.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подходТекст. /A.A. Вербицкий.: М, Высшая школа, 1991.
- Верч Джеймс. Голоса разума Текст. / Джеймс Верч. М.: Тривола, 1996.
- Введенская Л.А. Словарь антонимов русского языка Текст. /Л.А.Введенская. Ростов-на-Дону. 1982. 176 с.
- Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений Текст. /В.К.Вилюнас, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 142 с.
- Вилюнас В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации Текст. /В.К.Вилюнас /А.Н.Леонтьев и современная психология //Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 191−200.
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации Текст. /В.К. Вилюнас, М.: Изд-во Моск. ун-та. 1986. 208 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. /В.К. Вилюнас. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1990. 285 с.
- Виноград Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания Текст./ Т. Виноград, Ф. Флорес //Язык и интеллект. Под ред. В. В. Петрова. М.: «Прогресс». 1996. С. 185−229.
- Выготский Л. С. Психология искусства Текст. /Л.С. Выготский, 2-е изд. М.: Искусство. 1968. 576 с.
- Выготский Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Текст. /Л.С. Выготский, М.:Педагогика. 1982−1984. Т. 1−6.
- Выготский Л.С. Детская психология. Собр. Соч.: В 6 т. Текст. /Л.С.Выготский, М., 1984. Т.4.
- Выготский Л.С. Мышление и речь Текст. /Л.С. Выготский, М.: «Лабиринт». 1996.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология Текст. /Л.С. Выготский, М: Педагогика. 1991. 479 с.
- Габитова P.M. Универсальная герменевтика Фридриха Шлейермахера. Герменевтика: история и современность Текст. /P.M. Габитова. М.: «Мысль». 1985.
- Гавриленкова И.В. Задачное обучение как средство реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов в учреждениях СПО Электронный ресурс. /И.В.Гавриленкова, http ://forum. aspu.ru/
- Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики Текст. /Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс. 1988. 700 с.
- Галанова И.В. Психологические особенности решения учебно-профессиональных задач студентами-олигофренопедагогами Текст.: авторефер. дис.. канд. психол. наук /И.В.Галанова. Казань, 2000. 26 с.
- Гальперин П.Я. Смысловые схемы поведения, лежащие в основевысшей нервной деятельности Текст. /П.Я. Гальперин //Психология. Вып. III. Тбилиси, 1945. С. 79—99.
- Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды Текст. /П.Я. Гальперин, М.: Ин-т практической психол.- Воронеж: МОДЭК. 1998. 480 с.
- Гальперин П.Я. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / П. Я. Гальперин, М.: Наука. 1981. 139 с.
- Гальперин П. Я. Ведение в психологию Текст. /П.Я. Гальперин, М. 1976. 332с.
- Гамезо М.В., Домашенко И. А. «Атлас по психологии» Текст.: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека» /М.В.Гамезо, И. А. Домашенко. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.
- Гак В. Г. Высказывание и ситуация Текст. /В.Г. Гак. М.: Наука. 1973. С. 349−372.
- Гак В. Г. Языковые преобразования Текст. /В.Г. Гак. М.: Школа «Языки русской культуры». 1998. 768 с.
- Гаспаров Б.М. Устная речь как семиотический объект Текст. /Б.М.Гаспаров //Ученые записки Тартуского ун-та. 1978. Вып. 442. С.63−112.
- Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. /М.Р. Гинзбург //Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43—52.
- Глазунова О.И. Развитие способности понимания в метапредметном обучении Текст. /О.И. Глазунова //Мыследеятельностные особенности формирования способности понимания описаны в сб.: «Пушкинское слово». М., 2003. С. 101−113.
- Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов Текст. /В.П.Глухов. М.: ACT: Астрель. 2005. 351,1. с.
- Головин С. Ю. Словарь практического психолога Электронный ресурс. / 1998 г. http://forum.aspu.ru/
- Голубова В.М. Особенности формирования смысловой дивергенции в процессе развития креативности студентов Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук /В.М. Голубова. Ростов-на-Дону, 2008. 20 с.
- Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации Текст.1 /И.Н.Горелов, М. 1980.
- Горелов И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики Текст.: Учеб. Пособие /И.Н.Горелов, К. Ф. Седов, М.: Лабиринт. 1997. 221 с.
- Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию Текст. /В.фон Гумбольдт, М. 1984.
- Гурвич А.Г. Избранные труды Текст. /А.Г. Гурвич, М. 1977.
- Гурова Л.А. Процесс понимания в мышлении, общении и практической деятельности Текст. /Л.А. Гурова /Мышление, общение, практика. Ярославль, 1986.
- Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. /В.Даль. Русский язык, Москва. В 4-х Т. 1989.
- Девкин В.Д. Немецкая разговорная речь: Синтаксис и лексика Текст. /В.Д. Девкин, М. 1979.
- Девкин В.Д. Немецкая разговорная речь в сопоставлении с русской Текст. /В.Д. Девкин, М. 1981.
- Дейк ван Т. А. Вопросы прагматики текста Текст. /Т.А. ванн Дейк //Пер. с англ. Новое в зарубежной лингвистике. Вып.8. М., 1978.
- Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация Текст. /Т.А. ванн Дейк, М., 1989.
- Дейк ван Т.А., Кинч У. Стратегии понимания связного текста
- Текст. /Т.А. ванн Дейк, У. Кннч //Новое в забугорной лингвистике. М.: «Прогресс», 1988 вып. XXIII.
- Демьянков В.З. Понимание как интерпретирующая деятельность Текст. /В.З.Демьянков //Вопр. Языкознания. 1983. № 4. с. 58−67.
- Демьянков В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века Текст. /В.З.Демьянков //Язык и наука конца 20 века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С.239−320.
- Демьянков В.З. Интерпретация текста и стратагемы поведения Текст. /В.З.Демьянков //Семантика языковых единиц и текста (лингвистические и психолингвистические исследования). М.: Институт языкознания АН СССР, 1979. С.109−116.
- Демьянков В.З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка Текст. /В.З.Демьянков //Язык. Личность. Текст: Сборник к 70-летию Т. М. Николаевой. М.: Языки славянских культур, 2005. С.34−55.
- Джакупов С. М Целеобразование в совместной деятельности Текст.: автореф.дис.. канд. психол. наук/С.М. Джакупов. М., 1985. 22 с.
- Джакупов С.М. Психология познавательной деятельности Текст. /С.М.Джакупов, Алма-Ата: Изд. КазГУ. 1992. 195 с.
- Доблаев Л.П. К вопросу о семантических связях ближайших предложений текста Текст. /Л.П. Доблаев //Вопросы психологии. № 3. 1983.
- Доблаев Л.П. Анализ и понимание текстов Текст. /Л.П.Доблаев. Саратов: Саратовский Ун-т. 1987.
- Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания Текст.: автореф. дис.. докт.психол.наук /Л.П. Доблаев. Саратов, 1972. 40 с.
- Доценко Е.Л. Механизмы психологической защиты от манипулятивного воздействия Текст.: Автореф. дис. канд. психол. Наук /Е.Л.Доценко. М., 1994. 19 с.
- Доценко Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы Текст. / Е. Л. Доценко, Тюмень: ТОГИРРО. 1998. 202 с.
- Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации Текст. /Т.М. Дридзе, М.: Наука. 1984. 268 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович JI.A. Психологический словарь -справочник Текст. /М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, Мн.:Харвест, М.: АСТ. 2001.
- Екинцев В.И., Жест как средство выражения смысловой позиции личности Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук /В.И.Екинцев. С.-петерб. гос. ун-т. Барнаул, 2001. 20 с.
- Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник Текст. /О.Ю. Ермолаев, М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта. 2002. 336 с.
- Ерчак Н.Т. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми /Н.Т. Ерчак //Вопросы психологии. № 3. 1994.
- Жинкин Н.И. Механизмы речи Текст. /Н.И. Жинкин, М. 1958.
- Жинкин Н.И. Речь как проводник информации Текст. /Н.И.Жинкин, М., 1982.
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи Текст. /Н.И.Жинкин //В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966. С. 5−25.
- Загвязинский, В.И. Учебно-познавательные задания как средство разрешения противоречий обучения Текст. /В.И.Загвязинский //Ученые записки Свердловского пед. ин-та.- Свердловск, 1971.- Вып.12,сб.129.-с.З-20.
- Зеер Т.В. Профессиональное становление личности инженера-педагога Текст. /Т.В. Зеер, Урал. 1988. 89 с.
- Зеер Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности Текст. /Э.Ф. Зеер, Э. Э Сыманюк //Психологический журнал. 1997. т. 18, № 6. с.35−44.
- Зимняя И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения Текст. /И.А. Зимняя //Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. с. 161−169.
- Зимняя И.А. Психология слушания и говорения Текст.: Автореф.дис. докт. психол. наук /И.А. Зимняя. М, 1973. 32 с.
- Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения Текст. /И.А.Зимняя //Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. М., 1976.
- Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке Текст. /И.А. Зимняя, М. 1984.
- Зимняя И.А. Вербальное мышление (психологический аспект) Текст. /И.А. Зимняя //Исследования речевого мышления в психолингвистике. Отв. ред. Е. Ф. Тарасов. М.: Наука, 1985. С. 72−85.
- Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. /И.А.Зимняя, М. Воронеж. 2001. 432 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология Текст. /И.А. Зимняя. Ростов-на-Дону. 1997. с. 433−440.
- ЗинченкоВ.П. Теоретические проблемы психологии восприятия Текст. /В.П. Зинченко //Инженерная психология. М., 1964.
- Зинченко В.П. Установка и деятельность: нужна ли парадигма? Текст. /В.П. Зинченко //Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Под общей ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т.1. С. 133−146.
- Зинченко В.П. Идеи Л.С.Выготского о единицах анализа психики Текст. / В.П. Зинченко// Психол. журн. 1981. № 2. Т. 2. С. 118−133.
- Зинченко В.П. О предмете психологии личности Текст.: обсуждение доклада А. Г. Асмолова /В.П. Зинченко //Вопр. психол. 1983 б. № 3. С. 126.
- Знаков В.В. Психология понимания и нарративная психология Текст. /В.В. Знаков //Ученые записки кафедры общей психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Выпуск 1. Под общей редакцией Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. Москва, Смысл, 2002. с.37−44.
- Знаков В.В. Психология понимания правды Текст. /В.В. Знаков, СПб.: Алетейя. 1999. 181 с.
- Знаков В.В. Понимание в познании и общении Текст. /В.В.Знаков, М.: Ин-т психологии РАН. 1994. 237 с.
- Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений Текст. /ЕЛ. Ильин, СПб.: Питер. 2010. 578 с.
- Кабрин В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теории, методы исследования Текст. /В.И.Кабрин, М.: Смысл. 2005. 248 с.
- Каган С.М. Мир общения Текст. /С.М. Каган, М.: Политиздат. 1988. 321 с.
- Кагермазова Л.Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теории и технологии направленносй транслции смыслов в обучении Текст.: автореф. дис. докт. психол. наук /Л.Ц. Кагермазова. Ростов-на-Дону, 1999. 32 с
- Климов Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов Текст. /Е.А. Климов. М.:Культура и спорт, ЮНИТИ. 1998. 350 с.
- Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учеб. Пособие Текст. /Е.А. Климов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
- Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности: автореф. дис.. д-ра психол. наук. М, 1991. 46 с.
- Клочко В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд Текст. /В.Е. Клочко, Э. В. Галажинский. Под редакцией Г. В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 1999. 154 с.
- Корнилов Ю.К. Психологические трудности понимания Текст. /Ю.К. Корнилов, Ярославль. 1979.
- Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка Текст. /Г.В. Колшанский, М.: Наука. 1984. 174 с.
- Кон И. С. Психология юношеского возрастаТекст.: учебное пособие для студ. пед. институтов /И.С. Кон, М.: Просвещение. 1979. 175 с.
- Коссов Б.Б. Личность: Теория, диагностика и развитие Текст.: учебно-метод. пособие для высш. учеб. заведений /Б.Б. Коссов, М. 2000.
- Костюк Г. С. Избранные психологические труды Текст. /Г.С.Костюк. М., 1988.
- Крижанская Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. 2-е изд Текст. /Ю.С. Крижанская, В. П. Третьяков, М.: Смысл. 1999. 279 с.
- Крушевский В. Очерки науки о языке Текст. /В. Крушевский, Казань. 1883.431 с.
- Крысько В.Г. Социальная психология Текст. /В.Г. Крысько. М., 2001.
- Кудрявцев Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы Текст. /Т.В. Кудрявцев //Вопросы психологии. 1981. № 2. с. 67 69.
- Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. /Н.В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.
- Кузенко С.С. Деформация смысловой сферы подростков с коммуникативно-личностными нарушениями Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук /С.С. Кузенко. Ростов-на-Дону, 2008. 24 с.
- Культурная антропология Текст.: Учебное пособие /Под ред. Ю. Н. Емельянова, П. Г. Скворцова. СПб.: СПбГУ, 1996. — 188с. С. 25.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) Текст. /В.А. Лабунская, Ростов н/Д.: изд-во Ростов, ун-та. 1986.
- Лабунская В.А. Невербальное поведение: структура и функции Текст. /В.А. Лабунская //Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2003.
- Лабунска В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание Текст. /В.А. Лабунская, Ростов н/Д: Феникс. 1999. 608 с.
- Лабунская В.А. Не язык тела, а язык души! Психологи невербального выражения личности Текст. /В.А. Лабунская, Ростов н/Д:1. Феникс. 2009. 344 с.
- Левитан K.M. Личность педагога: становление и развитие Текст. /K.M.Левитан, Саратов. 1991. 135 с.
- Леонтьев A.A. Язык, речь, речевая деятельность Текст. /А.А.Леонтьев, М. 1969.
- Леонтьев A.A. Признаки связности и цельности текста //Лингвистика текста. М.: МГПИИЯ, 1974. — Ч. 1. — С. 169−172.
- Леонтьев A.A. Функции и формы речи //Основные теории речевой деятельности. М., 1974.
- Леонтьев A.A. Знак и деятельность //Вопросы философии, № 10. -М., 1975.
- Леонтьев A.A. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации Текст. /A.A. Леонтьев //Синтаксис текста. М., 1979. С. 18−36.
- Леонтьев A.A. Психология общения Текст. /A.A. Леонтьев, 3-е изд. М.: Смысл. 1999.
- Леонтьев A.A. Язык и речевая деятельность в общении и педагогической психологии: Избранные психологические труды Текст. /A.A. Леонтьев, М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2003. 536 с.
- Леонтьев A.A. Основы психолингвистики Текст.: Учебник /А.А.Леонтьев, М.: Смысл. 1999. 287 с.
- Леонтьев A.A. Признаки связанности и цельности текстов Текст. /А.А.Леонтьев //Лингвистика текста. М., 1976.
- Леонтьев А.Н., Запорожец A.B. Восстановление движения Текст. /А.Н. Леонтьев A.B. Запорожец, М.: Сов. Наука. 1945.-231 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики Текст. /А.Н.Леонтьев. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 575 с.
- Леонтьев А.Н. Общее понятие о деятельности Текст. /А.Н.Леонтьев //Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. /А.Н.Леонтьев. Изд. 2. М., 1977.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. /А.Н.Леонтьев //Леонтьева А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.:Педагогика, 1983.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла Текст. /Д.А. Леонтьев, М.: Смысл. 1999.
- Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации Текст. /Д.А. Леонтьев, М.: Смысл. 1992 в. 18 с.
- Лингвистический энциклопедический словарь Текст. /М.:Совегская энциклопедия. 1990.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК Текст. / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей — Юрайт, 1998. 464 с.
- Лобок A.M. Антропология мифа Текст. /A.M. Лобок, Екатеринбург: Отд. образов, администр. Октябрьского района. 1997. 688 с.
- Лобок A.M. Психология мифа Текст.: Дис. в виде научн. доклада. д-ра психол. наук /A.M. Лобок. М., 1998. 55 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. /Б.Ф. Ломов М.: Наука. 1984.
- Лукьяненко М.А. Межличностный диалог в учебном процессе как технология развития мотивационно-смысловой сферы младших школьников Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук /М.А.Лукьяненко. Ростов-на-Дону, 2005. 23 с.
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти Текст. /А.Р.Лурия, М.: Эйдос. 1994. 96с.
- Лурия А.Р. Язык и сознание Текст. /А.Р. Лурия, М.: Изд-во МГУ. 1979.319 с.
- Лурия А. Р. Высшие корковые функции человека Текст. /А.Р.Лурия, СПб.: Питер. 2008. 621 с.
- Мазур Е.С. Проблема смысловой регуляции в свете идей Л.С.Выготского Текст. /Е.С. Мазур // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1983. № 1.С. 31—40.
- Мазур Е.С. Смысловая регуляция деятельности (на материале некоторых видов патологии) Текст.: Автореф. дис. канд. психол. Наук /Е.С.Мазур. М., 1983. — 17 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма Текст. /А.К.Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
- Маслова Ю.А. Особенности смысловой сферы старшеклассников в условиях интерната для глухих и слабослышащих Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук / ЮА. Маслова. Ростов-на-Дону, 2008. 22 с.
- Менчинская H.A. Понимание Текст. /H.A. Менчинская //Психология. Учебник для пед. Институтов. Под ред. Смирнова A.A. М.: Учпедгиз, 1962.
- Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя Текст. / Л. М. Митина. М.: Флинта: Моск. психолого-социальн. ин-т, 1998
- Михайлов Л. А. Введение в психологию общения. Невербальные средства общения Текст.: Учеб. пособие /Л.А. Михайлов, В. П. Соломин, В. А. Губин — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. С. 79−80.
- Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ Текст. /Н.Л.Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер // Вопр. психол. 1997. № 3. С. 79—91.
- Насиновская Е.Е. Исследование мотивации личности с использованием гипноза Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук /Е.Е.Насиновская. М., 1982. — 20 с.
- Насиновская Е.Е. Методы изучения мотивации личности Текст. /Е.Е. Насиновская, М.: Изд-во Моск. ун-та. 1988. 80 с.
- Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие Текст.
- А.Д.Наследов. 3-е изд., стереотип. СПб.: Речь, 2008. 392 с.
- Нестеренко И.Е. Психолого-педагогические особенности формирования смысловых установок старшеклассников в учебном процессе Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук /И.Е. Нестеренко. Ростов-на-Дону, 2009. 24 с.
- Новиков A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. 320 с.
- Никифоров A.JI. Семантическая концепция понимания Текст. /А.Л.Никифоров // Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991.
- Обозов П.Н. Межличностные отношения Текст. /H.H. Обозов. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1979. 151 с.
- Обозов H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия Текст. /H.H. Обозов //Психология межличностного познания Под ред A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.
- Общение и диалог в практике воспитания и психологической консультации Текст.: Сб. научн. тр. /Редкол.: А. А. Бодалев и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
- Одуев С.Ф. Герменевтика и описательная психология в «Философии жизни» Вильгельма Дильтея Текст. /С.Ф. Одуев //Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль», 1985.
- Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики Текст. /А.Б. Орлов М.: «Логос». 1995. С. 56.
- Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука Текст. /Б.Д.Парыгин. Л., 1967.
- Патяева Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации Текст. /Е.Ю. Патяева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1983 а. № 4. С. 23— 33.
- Петренко В.Ф. Основы психосемантики Текст. /В.Ф. Петренко, Смоленск: Изд-во Смоленского гуманит. ун-та. 1997 а. 396 с.
- Педагогика: Учебное пособие Текст. /Под. ред. Ю. К. Бабанского. 2-е Изд. М.: Педагогика, 1988.
- Пиаже Жан: Теория, эксперименты, дискуссии Текст. /Жан Пиаже //Под ред. Обуховой Л. Ф., Бурменской Г. В. М.: Гардарики. 2001. С. 106−186.
- Пиз А. Язык жестов: Что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты Текст. /А. Пиз. Воронеж: НПО «Модэк», 1992. 218 с.
- Поддьяков H.H. Особенности психического развития детей дошкольного возраста Текст. /H.H. Поддьяков, М. 1996.
- Подласый, И. П. Педагогика Текст. /И. П. Подласый. М.: Юрайт, 2007. 540 с.
- Поливанов Е.Д. Субъективный характер восприятия звуков речи Текст. /Е.Д. Поливанов //В кн.: Е. Д. Поливанов. Избранные работы по общему языкознанию. М., 1968.
- Почепцов Г. Г. Теория коммуникации Текст. /Г.Г. Почепцов, М. 2001.
- Почепцов Т.Г. Прагматика текста Текст. /Г.Г. Почепцов //Коммуникативно-прагматические и семантические функции речевых единств. Калинин, 1980.
- Практическая психология образования Текст.: Учебное пособие /Под редакцией И. В. Дубровиной. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
- Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст. /Н.С. Пряжников. М.: ИПП- Воронеж: НПО «МОДЭК». 1996.
- Психология человека от рождения до смерти Текст. / Под редакцией А. А. Реана. СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2002. — 656с
- Развитие речи и речевого общения Текст. /Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд. РАО, 1995. 152 с.
- Реан A.A., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология Текст. /А.А.Реан, Я. Л. Коломенский СПб., 2001.
- Реформаторский A.A. Введение в языкознание Текст. /А.А.Реформаторский, М. 1947.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии Текст. /С.Л.Рубинштейн, М., 1946.- С. 369.
- Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии Текст. /С.Л.Рубинштейн, М.: Просвещение. 1973. 433 с.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. Текст. /С.Л.Рубинштейн М. 1989. 302 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии Текст. /С.Л.Рубинштейн //Составители, авторы комментариев и послесловия А. В. Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. СПб: Издательство «Питер», 2000.
- Рюкле X. Ваше тайное оружие в общении: Мимика, жест, движение Текст. /X. Рюкле. Сокр.пер. с нем. — М.: Интерэксперт, 1996.
- Савченко H.A. Смысловые установки как компонент профессиональных студентов-психологов Текст.: Автореф. дис. .канд. психол. наук/H.A. Савченко. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. 16 с.
- Сахарный Л.В. К экспериментальному исследованию осознавания значения слова Текст. /Л.В. Сахарный //Живое слово в русской речи Прикамья. -Вып.З.- Пермь, 1972.
- Сахарный Л.В. К тайнам мысли и слова Текст. /Л.В. Сахарный. М., 1983.
- Сахарный Л.В. Ведение в психолингвистику Текст. /Л.В.Сахарный. Л., 1989.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. /Е.В. Сидоренко, СПб.: Речь. 2006. 350 с.
- Сластенин В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя Текст. / В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин //Сов. педагогика. 1990. № 7.
- Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст.: Автореф. дис. д-ра психол. наук /В.И. Слободчиков М., 1994. 78 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст. /В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев, М.: Школьная Пресса. 2000. 416 с.
- Соболева О.С. О понимании мини-текстов, либо пословица век не сломится Текст. /О.С. Соболева//Вопросы психологии. № 1, 1995.
- Современный толковый словарь русского языка Текст. /Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2001. 960с.
- Соколов A.B. Общая теория социальной коммуникации Текст.: Учебное пособие /A.B. Соколов, СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 461 с.
- Сорокин Ю.Я. Психолингвистические аспекты изучения текста Текст. /Ю.А. Сорокин, М.: Наука. 1985. 168 с.
- Социальная психология Текст.: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М: Аспект Пресс, 2003. 471 с.
- Социальная психология Текст.: монография /Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сире- Пер. с англ. Н. В. Гришина. 10-е изд. — СПб.: ПИТЕР, 2004. — 766с.
- Спирин Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач Текст. /Л.Ф.Спирин, М. А. Степинский, М. Л. Фрумкин. Ярославль, 1974.
- Суроедова Е.А. Смыслопередача в образовательном процессе Текст. /Е.А. Суроедова //Под ред. д.п.н. Чумичевой P.M., д.психол. н. Белоусовой А. К. Материалы конференции 16−17 ноября 2006 г. Ростов-на-Дону, 2006. с 89−91.
- Суроедова Е.А. Понимание и взаимопонимание в общении (аналитический обзор) Текст. /Е.А. Суроедова //Инновации и социальнареальность: сб. науч. Статей / Под ред. С. Н. Яременко. — Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2009. 215−223 с.
- Суроедова Е.А. Смыслы и смыслопередача в образовательном пространстве Текст. /Е.А. Суроедова //Вестник Донского государственного технического университета Т.9 2009. с. 113−122.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека Текст. /O.K. Тихомиров. М.: Педагогика, 1969.
- Тихомиров О. К. Психология мышления Текст.: учеб. пособие для студ. вузов /O.K. Тихомиров. М. 2007.
- Тульчинский Г. Л. Public relations. Репутация, влияние, связи спрессой и общественностью, спонсорство Текст. /Г.Л. Тульчинский, СПб.: СПбГАК. 1994'. 80 с.
- Ученые записки ' кафедры общей психологии Текст. /Под общей ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева, М.: Смысл, 2002. Выпуск 1— 407 с.
- Ушакова Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь в общении человека Текст. / Т. Р. Ушакова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова, М.: Наука. 1989.
- Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников Текст. /О.С. Ушакова, М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001. 256 с.
- Фейгенберг Е.И., Асмолов А. Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации за порогом рациональности Текст. /Е.И.Фейгенберг, А. Г. Асмолов //Психологический журнал. 1989.Т. 10. № 6. с. 58−67.
- Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии Текст. / Д. И. Фельдштейн, М.: Международная педагогическая академия. 1995. 368 с.
- Фельдштейн Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста Текст. /Д.И. Фельдштейн //Личностное развитие растущих людей в условиях социально-экономического кризиса. М., 1994.
- Фреге Г. Смысл и- денотат Текст. /Г. Фреге //Семиотика и информатика. Вып. 8. М.: ВИНИТИ, 1977. С. 181−200.
- Фреге Г. Избранные работы Текст. /Г. Фреге. М: Дом интеллектуальной книги. 1997. 159 с.
- Фрумкина P.M. Психолингвистика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям теоретическая и прикладная лингвистика, теория и практика межкультурной коммуникации Текст. /P.M.Фрумкина, 2-е изд. М., Academia, 2005.
- Хараш А.У. Смысловая структура публичного выступления (обобъекте смыслового восприятия) Текст. /А.У. Хараш'//Вопросы психологии. 1978. № 4... ,
- Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб- пособие для? студентов Текст. /3-е изд., испр- М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006- 400с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности Текст. /Л. Хьелл, Д. Зиглер, СПб. Питер Пресс. 1997. 608 с.
- Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитации больных. Речь и интеллектуальная деятельность Текст. / Л. С. Цветкова, М. 1985.
- Шаповаленко И.В. Возрастная психология Текст.! /И.В.Шаповаленко, М.: Гардарики. 2005. 349с.
- Щедровицкий Т.П. Избранные труды Текст. /Т.П. Щедровицкий, М. 1995.
- Щерба Л: В. Языковая система и речевая деятельность Текст., /Л.В.Щерба, Л.: Наука. 1974.
- Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку Текст. /Л.В.Щерба, М.:Учпедгизю 1957.
- Щерба Л.В. О трояком аспекте языковых явлений в языкознании Текст. /Л.В. Щерба //Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX в.в. вочерках и извлечениях. Т2., В. А. Звегинцев. М.: I960. 330 с.
- Экман П. Психология лжи Текст. /П. Экман, СПб.: Питер. 2000. 270 с.
- Эльконин Д.Б. Развитие речи в раннем детстве Текст. /Д.Б.Эльконин //Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис Текст. /Э. Эриксон. Под. ред. Толстых А. В. М., 1996.-205с.
- Якубинский Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование Текст. / Л. П. Якубинский, М. 1986. С. 159−162.
- Юсупов И.М. Психология взаимононимания Текст. /И.М. Юсупов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1991.192 с.
- Юсупов И.М. Вчуствование. Проникновение. Понимание Текст. /И.М.Юсупов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993. 202 с.
- Argyle В. The psychology of interpersonal behavior Текст. /B.Argyle Harmondsworth, 1983.
- Domyei Z. Motivation and motivating in the foreign language classroom Текст. /Z. Domyei. Language learning, March, 1993. 273 -284 p.
- Johnson-Laird P.N. Mental models: Toward a psychological model of language and comprehension Текст. /P.N. Johnson-Laird. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1983.
- Hall E. The silentlanguage Текст. /Е. Hall. N.Y., 1959.
- Kendon A. Geography of gesture Текст. /А. Kendon.Semiotica. 1981. V.37P. 129−163.
- Murthy M., Valdez C. Ravaging resistance: Л Model for Building Rapport in a Collaborative Learning Classroom Электронный ресурс. /M.Murthy, С. Valdez. WEB-document: http: www. radicalpedagogy. html. 12.03.2004.
- Osgood С. E. Psycholingvistics Текст. /С. E. Osgood //Psyhology: a Study of a Science /S.Koch (Ed.). New York. 1963. V. 6.
- Osgood С. E. Dimensionality of the semantic space for communication via facial expressions Текст. /С. E. Osgood. Scandinavian Journal of Psychology, 1966, 7, 1−30.
- Osgood С. E. On the why and wherefore of E, P and, А Текст. /С. E. Osgood. Journal of Personality and Social Psychology, 1969,12,194−199.
- Osgood Ch., Suci G., Tannenbaum P. The Measurement of Meaning Текст. / Ch. Osgood, G. Suci, P. Tannenbaum. Urbana, 1957.
- Patterson M. Z. Nonverbal behaviour. A functional perspective Текст. /M.Z. Patterson N. Y.— Berlin — Heidelberg — Tokyo: Springer Veriag. 1983.— 226 p.
- Rokeach M. The nature of human values Текст. /М. Rokeach/ N.Y., Free Press, 1973.
- Schank R.C. Explanation patterns: Understanding mechanically and creatively Текст. /R.C. Schank. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1986.
- Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values Текст. /S.H. Schwartz, W. Bilsky //Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol.58. № 5. P.550−562.
- Teun A. van Dijk. Semantic discourse analysis Текст. /Teun A. van Dijk //(Ed.) Handbook of Discourse Analysis, vol. 2. (pp. 103−136). London: Academic Press, 1985.
- Tickle-Degnen L., Rosenthal R. The nature of rapport and its nonverbal correlates Текст. /L. Tickle-Degnen, R. Rosenthal. Psychological Inquiry, April, 1990. 285 293 p.