Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль вербальных и невербальных средств смыслопередачи в процессе решения студентами профессиональных задач

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Методы: и методики исследования. Был использовантеоретический-анализ психологической литературы, направленный на детальное изучение исследуемой проблемы смыслопередачи в общении. В соответствии с поставленными задачами в работе были использованы экспериментальный метод и психодиагностические методы: 16-факторный личностный опросник Р. Кетелламетодика «Ценностные ориентации» (М.Рокич). В рамках… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические и методологические предпосылки изучения 16 смыслопередачи и смыслопостижения
    • 1. 1. Теоретическое исследование проблемы смысла и процесса 16 смыслопередачи в психологии
    • 1. 2. Понимание и смыслопостижение текстов и сообщений
    • 1. 3. Роль и соотношение вербальных и невербальных средств 55 общения в процессе смыслопередачи
    • 1. 4. Профессиональное становление личности в период обучения в 71 вузе
  • Глава II. Экспериментальная процедура исследования 85 смыслопередачи и смыслопостижения
    • 2. 1. Цели, задачи и гипотезы исследования
    • 2. 2. Структура и методы эмпирического исследования
  • Глава III. Роль вербальных и невербальных средств в 97 смыслопередаче студентами смыслов и ценностей
    • 3. 1. Анализ текстов студентов о ценностях
    • 3. 2. Анализ невербальных сообщений испытуемых о ценностях
    • 3. 3. Соотношение вербальных и невербальных средств в процессе ИЗ смыслопередачи
    • 3. 4. Смыслопостижение и понимание сообщений студентов
      • 3. 4. 1. Смыслопостижение и понимание одногруппниками 118 сообщений
      • 3. 4. 2. Смыслопостижение и понимание сообщений незнакомыми 121 слушателями
    • 3. 5. Стратегии смыслопередачи
    • 3. 6. Эффективные и неэффективные стратегии смыслопередачи
    • 3. 7. Личностные особенности студентов с разными стратегиями смыслопередачи
  • Выводы по главе III

Роль вербальных и невербальных средств смыслопередачи в процессе решения студентами профессиональных задач (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Ускорение геополитических, экономических и технологических процессов в современном мире отражается на проблемах модернизации классического высшего образования. Поэтому главной целью образования становится формирование личности профессионально и социально компетентной, способной к творчеству и самоопределению в условиях меняющегося мира, обладающей развитым чувством ответственности и стремлением к созиданию. Обучение в высшем учебном заведении — важнейший этап социализации молодежи, связанный с формированием социально-зрелой личности (А.Г.Асмолов, И. В. Абакумова, Е. Ю. Артемьева, И. А. Зимняя, В. Е. Клочко, Д.А.Леонтьев). Переход от школьного обучения к обучению в вузе связан с изменением ценностно-смысловых ориентаций у студентов, с необходимостью адаптации к новым условиям: новой социальной среде, новому коллективу, новым требованиям, новым перспективам. Эта новая ситуация требует от молодых людей перехода на иной уровень отношений, как с собой, так и с другими людьми. Таким образом, студенческий возраст связан со сложными личностными переменами, пересмотром смыслов и ценностей, которые происходят в образовательной среде вуза. В процессе доминирующего профессионального и межличностного общения, осуществляемого студентами, происходит обмен смыслами и ценностями, что приводит к изменениям и трансформациям ценностно-смысловой сферы человека, определяющей его ценностные и смысложизненные ориентации на начальном этапе профессионального становления (И.В.Абакумова, Е. Ю. Артемьева, А. К. Белоусова, С. М. Джакупов, И. А. Зимняя, В. Е. Клочко, Д.А.Леонтьев).

Важнейшим фактором формирования ценностно-смысловой сферы студентов выступает профессиональная образовательная среда, в которой в ходе общения происходит обмен и трансляция смыслов. В отечественной психологии проблемами смысловой сферы личности занимаются многие учёные: И. В. Абакумова, А. Г. Асмолов, Е. Ю. Артемьева, Е. Л. Доценко,.

Л.Ц.Кагермазова, В. Е. Клочко, А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, В. И. Слободчиков и др., предлагающие различные модели понимания смыслов и их развития. Эти исследования в основном посвящены общепсихологическому анализу проблемы смыслов. В работах А. Г. Асмолова, С. М. Джакупова, Л. Ц. Кагермазовой, В. Е. Клочко, Д. А. Леонтьева рассмотрены некоторые особенности трансляции смыслов и смыслопередачи.

Степень разработанности проблемы. Изучение смыслопередачи, как процесса передачи смыслов и значений вербально-логическими и невербально-эмоциональными средствами, и смыслопостижения началось в конце прошлого столетия в рамках исследований, проводимых представителями смысловой теории мышления школы О. К. Тихомирова (А.К.Белоусова, С. М. Джакупов, В.Е.Клочко). Новое предметное поле привело к некоторому разнообразию понятий, за которыми представители различных отраслей и направлений психологии стремились отразить интересующий их факт, связанный с процессами смыслообразования и трансформацией смыслов.

Были показаны этапы, функции смыслопередачи и смыслопостижения (А.К.Белоусова), экспериментально проверена гипотеза о роли невербальных средств смыслопередачи в совместной мыслительной деятельности (С.М.Джакупов). В ходе общения происходит изменение значений, смыслов реципиентов, которое, по большей части, рассматривается как направленное воздействие на партнёра по общению (Е.Л.Доценко, В. И. Кабрин, А. А. Леонтьев, А. У. Хараш и др.). Е. Ю. Артемьева, Л. Ц. Кагермазова рассматривают процесс обучения как трансляцию или коммуникацию смыслов. В отечественной психологии процессу трансляции смысла и смыслопередаче посвящено достаточно много работ в таких областях как психолингвистика (И.А.Зимняя, И. Н. Горелов, А.А.Леонтьев), психосемантика (Е.Ю.Артемьева, Е. Л. Доценко, И. Б. Ханина,), социальная психология (А.У.Хараш), педагогическая психология (И.В.Абакумова, Л. Ц. Кагермазова, А. А. Леонтьев, М. А. Лукьяненко, С.С.Кузенко), общая психология (И.В.Абакумова, А. К. Белоусова, С. М. Джакупов, В. Е. Клочко, Д. А. Леонтьев и др.).

Вместе с тем практически не исследована смыслопередача в студенческом возрасте, на начальном этапе профессионального становления. Остаются открытыми и мало исследованными вопросы, связанные с изучением роли вербальных и невербальных средств общения в смыслопередаче, а также вопросы определения стратегий и психологических особенностей студентов-субъектов смыслопередачи. Таким образом, актуальность проблемы и её недостаточная научная разработанность предопределили тему, объект, предмет, цель и задачи исследования.

Цель работы заключается в исследовании роли вербальных и невербальных средств смыслопередачи в процессе решения студентами профессиональных задач.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступили студенты младших курсов.

Предмет исследования: вербальные и невербальные средства смыслопередачи в общении студентов младших курсов.

Для достижения поставленной цели предполагалось решение следующих задач.

Теоретические задачи:

1. Проанализировать основные подходы к проблеме изучения психологических категорий значение и смыслпровести теоретический анализ исследований трансляции значений, смыслов и процесса смыслопередачи.

2. Изучить и обобщить исследования по пониманию и смыслопостижению текстов и сообщений.

3. Провести теоретический анализ и обобщить результаты исследований роли вербальных и невербальных средств общения и их соотношения в процессах смыслопередачи.

4. Рассмотреть проблему профессионального становления личности в студенческом возрасте и особенности решения студентами профессиональных задач.

Методические задачи: 5. Разработать программу экспериментального исследования процесса смыслопередачи вербальными и невербальными средствами, а также процедуру записи наблюдаемого процесса.

6. Подобрать методический инструментарий, адекватный целям и задачам исследования.

7. В соответствии с поставленными целями и задачами исследования разработать методический инструментарий, направленный на выявление стратегий смыслопередачи и особенностей смыслопостижения.

Эмпирические задачи:

8. Определить степень активности использования студентами вербальных и невербальных средств общения в процессе смыслопередачивыявить соотношение вербальной и невербальной активности студентов в процессе смыслопередачи.

9. Установить особенности смысл опостижения личностных ценностей различными группами студентов: первая группа — студенты, с которыми испытуемые непосредственно и длительно взаимодействуютвторая группастуденты, с которыми у испытуемых нет непосредственного контакта. Выявить особенности смыслопостижения и понимания студентами сообщений, исходящих от участников исследования, которые отличаются разным уровнем вербальной и невербальной активности.

10. Выделить стратегии смыслопередачи студентов, определить их особенности, дать им характеристику, определить эффективность.

11. Исследовать и описать личностные особенности студентов с разными стратегиями смыслопередачи.

Гипотезы исследования: 1. При решении профессиональных задач могут существовать отличия в использовании студентами вербальных и невербальных средств общения в смыслопередаче и смыслопостижении.

2. Смыслопостижение студентов при решении профессиональных задач может отличаться у студентов-одногруппников, связанных между собой совместной деятельностью, и незнакомых студентовэффективность смыслопостижения знакомымистудентами может увеличиваться, если собеседник проявляет высокую невербальную и вербальную активность.

3. Можно выделить различные стратегии смыслопередачи по критерию соотношения вербальных и невербальных средств общения. Можно предполагать различную эффективность выделенных стратегий смыслопередачи для студентов-одногруппников, связанных между собой совместной деятельностью, и незнакомых студентов.

4. Для студентов с разными стратегиями смыслопередачи можно предполагать наличие характерных личностных особенностей.

Цель, объект, предмет и задачи исследования обусловили выбор объекта эмпирического исследования.

Исследование проводилось в период с 2005 по 2009 год среди студентов. Всего в исследовании приняли участие 81 человек возрасте от 17 до 21 года.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования изложена в работах ряда авторов.

1) философские и психологические подходы к категориям «смысл» и «значение» (А.Г.Асмолов, Е. З. Бассина, Б. С. Братусь, У. Билски, А. А. Брудный, А. Я. Болыпунов, Г. Л. Будинайте, Ф. Е. Василюк, В. К. Вилюнас, Л. С. Выготский, Х.-Г.Гадамер, В. Дильтей, Е. И. Исаев, Т. В. Корнилова, В. Е. Клочко, А. Н. Леонтьев,.

A.М.Лобок, Е. С. Мазур, Ч. Осгуд, Олпорт, В. Ф. Петренко, М. Рокич,.

B.И.Слободчиков, Ш. Шварц и др.);

2) теоретические и прикладные исследования трансляции смысла и смыслопередачи (И.В.Абакумова, Е. Ю. Артемьева, А. К. Белоусова,.

C.М.Джакупов, Е. Л. Доценко, В. В. Знаков, В. И. Кабрин, Л. Ц. Кагермазова, А. А. Леонтьев, Д. А. Леонтьев, А. У. Хараш и др.);

3) подходы к проблеме понимания и смыслопостижения (А.К.Белоусова, А. А. Брудный, Л. С. Выготский, И. Н. Горелов, Х.-Г.Гадамер,.

И.Н.Жинкин, И. А. Зимняя, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Л. В. Сахарный, К. Ф. Седов, Ф. Шлейермахер).

4) теории смыслового подхода в образовании (А.Г.Асмолов, И. В. Абакумова, А. К. Белоусова, С. М. Джакупов, В. В. Знаков, Л. Ц. Кагермазова, В. Е. Клочко и т. д.).

Методы: и методики исследования. Был использовантеоретический-анализ психологической литературы, направленный на детальное изучение исследуемой проблемы смыслопередачи в общении. В соответствии с поставленными задачами в работе были использованы экспериментальный метод и психодиагностические методы: 16-факторный личностный опросник Р. Кетелламетодика «Ценностные ориентации» (М.Рокич). В рамках исследования роли вербальных и невербальных средств смыслопередачи студентов при решении профессиональных задач применялись метод контент-анализа и метод экспертной оценки. Математическая обработка данных осуществлялась с помощью методов математической статистики: описательная статистика, U-критерий Манна — Уитни, критерий Крускала-Уоллеса, критерий Фишера, корреляционный анализ по Пирсону и биссериальный анализ Пирсона, описательный статистический метод, кластерный анализ («EXCEL», пакет статистических программ «SPSS 13.0»).

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась позициями общей и частной методологии, применением апробированного инструментария, фиксации эмпирических данных, репрезентативностью выборки исследований, разнообразием исследовательских процедур и приемов, многочисленной проверкой данных, а также математическими методами обработки и анализа данных с помощью различных компьютерных программ.

Основные научные результаты, полученные лично соискателеми их научная новизна:

Рассмотрены и проанализированы основные подходы к проблеме развития смысловой сферы личности, понимания смыслов и ценностей. Выделены подходы к проблеме смыслопередачи и трансляции смыслов: психосемантический, деятельностный, системный, социально-психологический, психолингвистический, что позволило описать функции, этапы и особенности смыслопередачи.

Обобщены и описаны особенности понимания и смыслопостижения как готовности одного из партнеров принять и отразить смыслы другого, вникнуть в психологическую ситуацию другого, понять его цели.

Впервые осуществлён экспериментальный анализ роли вербальных и невербальных средств общения в смыслопередаче студентов. Выявлено, что смыслопередача вербальными средствами включает в себя: раскрытие содержания смыслов и ценностей студентов в значенияхопределение отношения к ним студентов и раскрытие содержания функций смыслов и ценностей в жизни человекаопределение места и связей смыслов и ценностей в структуре ценностно-смысловой сферы студентов. Показано, что вербальная активность проявляется в логичности, связности, понятности и доступности изложения.

Выявлено, что смыслопередача посредством системы невербальных средств направлена: на выражение индивидуальных смыслов и ценностей и отношений к ним студентов-субъектов смыслопередачина расширение пространства инициативного воздействия на партнёров.

Эмпирически выделено значение совместной (учебной) деятельности и уровня вербальной. и невербальной активности в процессах смыслопостижения. Показано, что более точное смыслопостижение и понимание сообщений возможно среди знакомых студентов, занимающихся совместной деятельностью.

Впервые выявлены и качественно описаны стратегии смыслопередачи студентов на начальном этапе профессионального становления. Показано соотношение и специфика используемых вербальных и невербальных средств для каждой стратегии смыслопередачи. Выявлены эффективные стратегии смыслопередачи для знакомых студентов, занимающихся совместной деятельностью, и для незнакомых студентов.

Установлено, что студенты с различными стратегиями смыслопередачи отличаются по выраженности и профилю личностных качеств. Впервые описаны психологические портреты студентов с различными стратегиями смыслопередачи.

Теоретическая значимость работы определяется^ её вкладом в изучение процесса смыслопередачи и смыслопостижения, роли вербальных и невербальных средств в смыслопередаче студентов на начальном этапе профессионального становления. Проведён содержательный анализ теоретического и эмпирического материала, в ходе которого: расширены представления о процессе смыслопередачи и смыслопостижении в педагогической деятельности и учебном процессе;

— раскрыто психологическое содержание трансляции и передачи личностных смыслов и ценностейсформировано представление о взаимосвязи активности использования вербальных и невербальных средств автором текста и смыслопостижением реципиентом;

— раскрыто психологическое содержание роли вербальных и невербальных средств общения в смыслопередаче студентов;

— выявлены и описаны стратегии смыслопередачи;

— выделены личностные особенности студентов с разными стратегиями смыслопередачи.

Практическая значимость работы состоит в том, что в ней представлены результаты решения важной прикладной задачи по определению роли вербальных и невербальных средств общения, и их соотношения в процессе смыслопередачи. Выявлена взаимосвязь между активностью использования вербальных и невербальных средств общения, в процессе смыслопередачи. Выделены и описаны стратегии смыслопередачи, показана их эффективность для студентов, связанных совместной учебной деятельностью и знающих друг друга, а также незнакомых студентов. Выявлены личностные особенности студентов с различными стратегиями смыслопередачи.

Показано, что необходимо ввести в учебную деятельность занятия по коррекции и обучению студентов (будущих педагогов) составлению текстов и сообщений, которые бы содержали не только передачу знаний и опыта, а трансляцию своего внутреннего состояния, мира, ценностно-смысловой сферы-и т.п. Для студентов рекомендуется проведение занятий (тренинговсмыслопередачи) по формированию наиболее эффективных стратегий смыслопередачи. Эти мероприятия способствуют формированию рефлексии, пониманию себя и другого, осознанию своих ценностей, установок, взглядов.

Результаты исследования могут быть использованы в работе практических психологов, учителей, преподавателей, менеджеров и всех специалистов, деятельностью которых выступает передача и постижение смыслов, ценностей, установок, взглядов и т. п. Данные, полученные в результате эмпирического исследования, могут служить основой для разработки тренинговых программ, направленных на повышение уровня понимания, смыслопостижения и смыслопередачи, и отдельных свойств личности, необходимых для успешного взаимодействия. Результаты работы могут быть использованы при организации образовательного процесса и психологического обеспечения учебной деятельности педагогов, психологов, менеджеров.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. При решении профессиональных задач студентами существуют различия в использовании вербальных и невербальных средств общения в смыслопередаче и смыслопостижении студентов.

Вербальные средства общения направленные на смыслопостижение в процессе смыслопередачи студентов при решении профессиональных задач конкретизируют значение смыслов и ценностей студентовопределяют место и связи смыслов и ценностей в ценностно-смысловой сфере личности студентоврефлексируют отношение студентов к данным смыслам и ценностям (решение задач на смысл) — определяют функции смыслов и ценностей в реальной жизнедеятельности студентов.

Невербальные средства общения в процессе смыслопередачи студентов при решении профессиональных задач направлены: на выражение индивидуальных смыслов и ценностей и отношений к ним студентов-субъектов смыслопередачина расширение пространства инициативного воздействия на партнёров смыслопередачи.

2. Смыслопостижение т правильное понимание отмечается у студентов связанных совместной деятельностьюстуденты-одногруппникш лучше постигают смысл и правильно понимают сообщения тех участников,. у которых отмечена более высокая? невербальная: активность в процессе смыслопередачиболее точное смыслопостижение и правильное понимание сообщений знакомыми и незнакомыми студентами наблюдается для студентов — субъектов смыслопередачи с высоким уровнем вербальной активности, у которых тексты сообщений отличаются культурой, логичностью, связностью, точностью, понятностью.

3. При решении профессиональных задач студентами были выделены шесть стратегий смыслопередачиотличающиеся проявлением и соотношением вербальной и невербальной активности: три стратегии характеризуются равным соотношением вербальных и невербальных индикаторов, но различной их выраженностью: «пассивная», «уравновешенная», «активная" — две стратегии характеризуются1 доминированием невербальной активности студентов — «осторожная», «эмоциональная" — и одна — «рациональная» -доминированием вербальной активности ^ процессе смыслопередачи.

4. В условиях осуществления совместной деятельности (учебной), когда слушателями являются студенты-одногруппники, эффективной является рациональная: стратегия смыслопередачи. В условиях, когда участников не связывает совместная деятельность (учебная) и они не знают друг друга, неэффективной является осторожная стратегия смыслопередачи.

5. Участники исследования, придерживающиеся определеннойстратегии смыслопередачи, отличаются от студентов с другими стратегиямиопределенными личностными особенностями.

Апробация работы.

Материалы исследования были представлены на заседании кафедры психологии и педагогики Волгодонского филиала Педагогического института Южного Федерального Университета (Волгодонск, 2005 — 2008), на заседаниях кафедры философии и психологии Донского государственного технического университета (Ростов-на-Дону, 2008; 2009; 2010) — на научно — практической конференции «Человек в меняющемся мире: пути конструктивного развития» (Ростов — на — Дону, 2005) — на заседании кафедры общей психологии Ростовского государственного педагогического университета (Ростов-на-Дону, 2006) — на VI межвузовской научно-практической конференции «Модернизация отечественного педагогического образования и проблемы студенчества» (Волгодонск, 2006) — на научно-практической конференции «Когнитивная психология образования: проблемы и перспективы» (Ростов — на — Дону, 2006) — на IX научно-практической конференции «Решение теоретических и организационно-педагогических проблем содержания гуманитарного образования» (Волгодонск, 2008) — на заседаниях кафедры психологии образования Педагогического института ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2007; 2008; 2009; 2010) — на научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава, сотрудников и студентов университета (Ростовна — Дону, 2009) — на научно — практической конференции «Противодействие идеологии экстремизма и терроризма в рамках реализации государственной молодежной политики» (Ростов — на — Дону, 2009) — на заседании кафедры психологии развития и акмеологии ЮФУ (Ростов-на-Дону, 2010).

Полученные в работе результаты использовались при чтении курсов «Общая психология», «Педагогическая психология», «Возрастная психология» на факультете психологии Волгодонского филиала Педагогического института Южного Федерального Университетапри чтении курсов «Общение и понимание», «Психология личности и группы», «Социальная психология», «Психология развития» на психологическом факультете Донского государственного технического университета.

Публикации. По теме опубликовано И работ общим авторским объёмом.

4,2 усл. п.л.- в том числе 1 работа (в соавт. с А.К.Белоусовой) 0,8 п.л./0,5 авт п.л. в журнале, рекомендованном ВАК.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы из 285 наименований и 9 приложений. Основной текст диссертации изложен на 165 страницах текста и сопровождается 8 таблицами, 15 графиками и рисунками.

Выводы теоретической и эмпирической частей диссертационного исследования могут быть использованы при создании учебных программ курсов и спецкурсов по педагогической, возрастной, общей и социальной психологии. На основе теоретических и эмпирических данных диссертационного исследования может быть разработан спецкурс: «Психологические основы процесса смыслопередачи и смыслопостижения».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. В системе личности такие ее образующие структурные элементы как значение, смысл, ценность тесно переплетаются. Смыслы человека по своей сущности глубинны, личностны, слабоосозноваемы или неосозноваемы, трудно поддаются кодировке. Система личностных смыслов является конституирующей характеристикой личности, личностный смысл выступает как связующее звено между деятельностью и сознанием. Значения же по своему происхождению социальны, они находятся вне личности и понимаемы всем окружением. Исследователи по-разному характеризуют взаимосвязь «значение» и «смысл»: значения и смысл находятся в жесткой оппозициисмыслы означиваются, а значения осмысливаются, т. е. могут переходит друг в другаличностные смыслы могут стать в группе значениями. Еще о более тесной взаимосвязи между ценностями и смыслами личности говорят философы, психологи, педагоги. Ценности и смыслы включены в поле сознания человека и составляют его высшие уровни. Ценности личности это осознанные, принятые, выбранные и вербализованные смыслы.

2. В отечественной психологии существует несколько направлений и подходов в исследовании трансляции смыслов: психосемантический, психолингвистический, смысловая трансляция как межличностный диалог, деятельностный, смысловая коммуникация, смысловые технологии, смысловой подход в образовании и т. д. Сегодня в психологии и лингвистике существует понятие смыслопередача, который представлен А. К. Белоусовой как процесспротекающий в ходе общения, когда один из участников может передать другому смыслы и значения вербально-логическими или невербально-эмоциональными средствами [17].

3. Сегодня существует большое количество работ и исследований понимания, и практически отсутствуют исследования по смыслопостижению. Мы согласны с тем, что понимание — это сложный целостный психологический процесс, а не пассивное движение от смысла к значению. Он начинается с поиска общей мысли высказывания, в котором большое значение имеет предвосхищение и установка. С первых минут общения воспринимающий демонстрирует встречную мыслительную активность, направленную на постижение цели говорящего, мотива и скрытого смысла сообщения. Процесс декодирования опирается на множество факторов: знания об адресате, характер взаимных отношений между собеседниками, невербальные сознательные и бессознательные проявления автора, соотнесенность высказывания с реальной событийной ситуацией и т. д. Смыслопостижение и. понимание тесно связаны. Смыслопостижение невозможно без понимания, являясь при этом более сложным процессом. Смыслопостижение — это готовность одного из партнеров принять и отразить смыслы предметов и явлений, вникнуть в психологическую ситуацию другого, понять его цели. Таким образом, выше рассмотренные процессы создают условия для формирования общих смыслов предметов и явлений в диалоге на основе взаимодействия их психических ситуаций.

4. Между средствами общения в процессе восприятия и совместной деятельности людей существуют тесные связи и взаимодействия. Проблема роли речи и речевой деятельности в процессе трансляции смыслов и значений в психологии более изучена, чем роль невербальных средств. Большинство исследователей склонны считать, что в постижении смысла сообщений людей большую роль играет речь человека, т. е. от того, как выстроено сообщение и текст зависит его правильное понимание и раскрытие его смысла. Однако, часть психологов и лингвистов говорят о том, что в восприятии и передачи смысла большую роль играют невербальные средства, поскольку смыслы нельзя кодифицировать, а значить их нельзя передать в речи.

5. Студенческий возраст — эта первая ступень взрослости, когда перед человеком встают задачи личностного, социального и профессионального самоопределения. Психологической особенностью студенческого возраста является устремленность в будущее. Предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее — центральное психологическое новообразование юношеского возраста. Важнейшую роль в формировании личности в юности играет «Я-концепция». Это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе. В студенческие годы происходит развитие самосознания, формирование мировоззрения, решение задач профессионального самоопределения и вступление во взрослую жизнь.

6. Для исследования процесса трансляции смыслов и выделения стратегий смыслопередачи студентов при решении задач была разработана экспериментальная процедура, которая включала в себя несколько этапов. На первом этапе проводилось исследовании ценностно-смысловой сферы студентов, с целью выявлении ведущих личностных смыслов. На следующем этапе перед студентами ставили задачу раскрыть смысл их личностной ценности. Студенты рассказывали аудитории о сущности собственной ценности, ее предназначении, мотивах ее приобретения, оценивали свою ценность в рамках своей личности и в отношении к другим, обществу. Все выступления студентов записывались на видеокамеру.

Далее сообщения студентов обрабатывались экспертами. Эксперты оценивали вербальную активность по параметрам: логичность, цельность и связность, точность, понятность и ясность, культура речи. Невербальная активность также изучалась и оценивалась экспертами, через изучение следующих невербальных средств: контакт глаз, мимика, телодвижения, параи экстралингвистика, жестикуляция, такесика, передвижении по аудитории. Оценки экспертов служили основанием проведения дальнейшего анализа процесса и стратегий смыслопередачи.

7. Показано, что смыслопередача является процессом, протекающим в ходе решения студентами профессиональных задач, при котором один из участников может передать другому вербальными или невербальными средствами смыслы и ценности, имеющие различную значимость для человека. Смыелопоетижение — это встречный процесс смыслопередачи, когда идет постижение одним из партнеров взаимодействия переданных ему индивидуальных смыслов и ценностей, раскрытие особенностей ценностно-смысловой сферы личности человека.

8. Установлено, что невербальные средства по степени представленности в смыслопередаче распределяются следующим образом: самым распространенным является контакт глаз, мимика, экстралингвистические средства (паузы), паралингвистические средстваменее используемыми являются жестикуляция и различные передвижения по аудитории.

Существуют различия в роли, которую играют системы невербальных средств в смыслопередаче: экстралингвистические (паузы) и паралингвистические средства, экспрессия лица и мимика, контакт глаз, характеризуют студентов — субъектов смыслопередачи, с точки зрения выражения ими отношений к передаваемым ценностям и смыслам, раскрывают место ценностей и смыслов в структуре их ценностно-смысловых отношенийтакесика, поза, жестикуляция, телодвижения, передвижения по аудитории направлены на расширение пространства инициативного воздействия студентов — субъектов смыслопередачи на партнёров с целью расширения своей представленности в других и формирования сходных смыслов и ценностей у партнёров.

Степень активности использования невербальных средств студентов при решении профессиональных задач различна, что позволило выделить три группы людей: с высокой, средней и с низкой степенью активности использования невербальных средств.

Показать весь текст

Список литературы

  1. И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе (Психолого-дидактический подход) Текст. /И.В.Абакумова. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 2003. 480 с.
  2. И.В. Смыслообразование в учебном процессе Текст.: автореф. дис. докт. психол. наук. Ростов-на-Дону, 2003. 43с.
  3. А.Ю. Человек как смысловая модель мира Текст. /А.Ю.Агафонов. Самара: Изд. дом «Бахрах—М», 2000. 336 с.
  4. Л.Н. Работа со способностью понимания в школе Текст. /Л.Н.Алексеева //Мыследеятельностные особенности формирования способности понимания описаны в сб.: «Пушкинское слово». М., 2003. С. 101 -113.
  5. Г. М. Социальная психология. Текст. /Г.М. Андреева, унта, 1980.
  6. Л.И. Психологическая опосредованность социальных воздействий на личность, ее развитие и формирование Текст. /Л.И.Анцыферова //Психологические исследования социального развития личности. Отв. ред. И. А. Джидарьян. М.: ИП АН СССР. 1991. С. 5−38.
  7. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики Текст. /Е.Ю.Артемьева. М.: Наука. Смысл. 1999.
  8. А.Г. Деятельность и установка Текст. /А.Г. Асмолов, М.: Изд-во МГУ. 1979.
  9. А.Г. Личность как предмет психологического исследования Текст. /А.Г. Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 104 с.
  10. А.Г. Психология индивидуальности Текст. /А.Г.Асмолов. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1986. 96 с.
  11. А.Г. Психология личности Текст. /А.Г.Асмолов. М.:Изд-во Моск. ун-та. 1990. 366 с.
  12. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров Текст. /А.Г.Асмолов, М.: Институт практическойпсихологии, Воронеж: НПО МОДЭК. 1996. 768с.
  13. А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества Текст. / А. Г. Асмолов //Вопросы образования. 2008. № 3. С. 65−87.
  14. Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процессаТекст.: Методические основы /Ю.К.Бабанский. М.: Просвещение, 1982. 192 с.
  15. Г. А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект Текст. / Г. А. Балл. М., 1990.
  16. И.Л. Практикум по психолингвистике Текст.: учеб. пособие для студентов педагогических вузов /И.Л.Баскакова. М.: АСТ: Астрель. 2009. 187 с.
  17. А.К. Самоорганизация совместной мыслительной деятельности Текст. /А.К. Белоусова, Ростов н/Д: Изд-во РГПУ. 2002. 360 с.
  18. А.К. Общение в совместной мыслительной деятельности: теоретический анализ проблемы Текст. /А.К. Белоусова //Личность в деятельности и общении. Отв. ред. В. А. Лабунская, А. К. Белоусова, Ростов-на-Дону: Гефест. 1997. С. 61−84.
  19. А.К. Смыслопередача и её роль в образовании совмещённой психологической системы Текст. /А.К. Белоусова //Сибирский психологический журнал. Томск. № 20. 2004. С. 22−27.
  20. А.К. Смыслопередача в общении Текст. /А.К.Белоусова /Общение 2006: на пути к энциклопедическому знанию //Материалы международной конференции 19−21 октября Психологический институт РАО 2006 г. М, 2006. С. 226−228.
  21. А.К. Принципы изучения совмещённой психологической системы Текст. / А. К. Белоусова // Российский психологический журнал. М. № 3. 2006. С. 7−22.
  22. А.К., Суроедова Е. А. Стратегии смыслопередачистудентов в процессе общения Текст. /А.К. Белоусова, Е. А. Суроедова //Известия ЮФУ. Педагогические науки. Ростов на -Дону: Изд-во ПИ ЮФУ, 2010. .№ 10
  23. A.B. Становление субъектности студентов в образовательном процессе вуза Текст. /A.B. Белошицкий, И. Ф. Бережная, Педагогика. 2006. С. 60−66.
  24. H.A. О построении движений Текст. /Н.А.Бернштейн. М. 1947.
  25. H.A. Очерки по физиологии движений и физиологии активности Текст. / H.A. Бернштейн. М. 1966.
  26. В. Язык интонации, мимики, жестов Текст.: [Пер. с нем.] /В.Ф.Биркенбил. СПб.: Питер, 1997. 224 с.
  27. П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения Текст. /П.П. Блонский. в 2-х томах. Под ред. А. В. Петровского. М.: Педагогика. 1979.
  28. К.А. Очерки по антропологии молчания Текст. /К.А.Богданов. СПб. 1998.
  29. A.A. Личность и общение: Избранные труды Текст. /А.А.Бодалев. М.: Педагогика. 1983.
  30. В.А. Психология профессиональной пригодности Текст.: Учеб. пособие для вузов /В.А. Бодров. -М.: ПЕР СЭ, 2001.
  31. Божович J1. И. Личность и ее формирование в детском возрасте Текст. / Л. И. Божович. СПб.: Питер. 2008. 400 с.
  32. И.С. Межличностное общение Текст. /И.С.Болдонова. Улан-Удэ: Издательство Восточно-Сибирского Государственного технологического университета. 2000. 67 с.
  33. А.Я. Соотношение целеобразования и смыслообразования в продуктивной мыслительной деятельности Текст.: автореф. дис. канд. психол. Наук /А.Я. Болыпунов. М., 1985. 24 с.
  34. .С. Аномалии личности Текст. /Б.С. Братусь. М.: Мысль.1988. 304 с.
  35. A.A. Понимание как философская и психологическая проблема Текст. /A.A. Брудный //Вопросы философии. 1975. № 10.
  36. A.A. Психологическая герменевтика Текст. /А.А.Брудный. М.: Лабиринт. 1998. 335 с.
  37. A.A. Понимание и текст Текст. /A.A. Брудный //Загадка человеческого понимания. М.: «Политиздат», 1991.
  38. Г. Л., Корнилова Т. В. Личностные ценности и личностные предпочтения субъекта Текст. /Г.Л. Будинайте, Т. В. Корнилова // Вопросы психологии. 1993. № 5. с. 99−105.
  39. Н.С., Розенталь Д. Э., Фомина М. И., Современный русский язык: Учебник Текст. /Н.С. Валгина, ДЭ. Розенталь, М. И. Фомина //Под редакцией Н. С. Валгиной. 6-е изд., перераб. и доп. Москва: Логос. 2002. 528 с.
  40. Н.С. Теории текста: учебное пособие Текст. /Н.С.Валгина. Москва. Логос. 2003.
  41. Ф.Е. Психология переживания Текст. /Ф.Е. Василюк. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. 200 с.
  42. A.A. Концепция знаково-контекстного обучения в вузеТекст. / A.A. Вербицкий //Вопросы психологии 1987. № 5 С. 31−39.
  43. A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подходТекст. /A.A. Вербицкий.: М, Высшая школа, 1991.
  44. Верч Джеймс. Голоса разума Текст. / Джеймс Верч. М.: Тривола, 1996.
  45. Л.А. Словарь антонимов русского языка Текст. /Л.А.Введенская. Ростов-на-Дону. 1982. 176 с.
  46. В.К. Психология эмоциональных явлений Текст. /В.К.Вилюнас, М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 142 с.
  47. В.К. Теория деятельности и проблемы мотивации Текст. /В.К.Вилюнас /А.Н.Леонтьев и современная психология //Под ред. А. В. Запорожца и др. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. С. 191−200.
  48. В. К. Психологические механизмы биологической мотивации Текст. /В.К. Вилюнас, М.: Изд-во Моск. ун-та. 1986. 208 с.
  49. В.К. Психологические механизмы мотивации человека Текст. /В.К. Вилюнас. М.: Изд-во Моск. ун-та. 1990. 285 с.
  50. Т., Флорес Ф. О понимании компьютеров и познания Текст./ Т. Виноград, Ф. Флорес //Язык и интеллект. Под ред. В. В. Петрова. М.: «Прогресс». 1996. С. 185−229.
  51. Л. С. Психология искусства Текст. /Л.С. Выготский, 2-е изд. М.: Искусство. 1968. 576 с.
  52. Л.С. Собр.соч.: В 6 т. Текст. /Л.С. Выготский, М.:Педагогика. 1982−1984. Т. 1−6.
  53. Л.С. Детская психология. Собр. Соч.: В 6 т. Текст. /Л.С.Выготский, М., 1984. Т.4.
  54. Л.С. Мышление и речь Текст. /Л.С. Выготский, М.: «Лабиринт». 1996.
  55. Л.С. Педагогическая психология Текст. /Л.С. Выготский, М: Педагогика. 1991. 479 с.
  56. P.M. Универсальная герменевтика Фридриха Шлейермахера. Герменевтика: история и современность Текст. /P.M. Габитова. М.: «Мысль». 1985.
  57. И.В. Задачное обучение как средство реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов в учреждениях СПО Электронный ресурс. /И.В.Гавриленкова, http ://forum. aspu.ru/
  58. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики Текст. /Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс. 1988. 700 с.
  59. И.В. Психологические особенности решения учебно-профессиональных задач студентами-олигофренопедагогами Текст.: авторефер. дис.. канд. психол. наук /И.В.Галанова. Казань, 2000. 26 с.
  60. П.Я. Смысловые схемы поведения, лежащие в основевысшей нервной деятельности Текст. /П.Я. Гальперин //Психология. Вып. III. Тбилиси, 1945. С. 79—99.
  61. П.Я. Психология как объективная наука: Избранные психологические труды Текст. /П.Я. Гальперин, М.: Ин-т практической психол.- Воронеж: МОДЭК. 1998. 480 с.
  62. П.Я. Текст как объект лингвистического исследования Текст. / П. Я. Гальперин, М.: Наука. 1981. 139 с.
  63. Гальперин П. Я. Ведение в психологию Текст. /П.Я. Гальперин, М. 1976. 332с.
  64. М.В., Домашенко И. А. «Атлас по психологии» Текст.: Информ.-метод, пособие курсу «Психология человека» /М.В.Гамезо, И. А. Домашенко. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 276 с.
  65. Гак В. Г. Высказывание и ситуация Текст. /В.Г. Гак. М.: Наука. 1973. С. 349−372.
  66. Гак В. Г. Языковые преобразования Текст. /В.Г. Гак. М.: Школа «Языки русской культуры». 1998. 768 с.
  67. .М. Устная речь как семиотический объект Текст. /Б.М.Гаспаров //Ученые записки Тартуского ун-та. 1978. Вып. 442. С.63−112.
  68. М.Р. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. /М.Р. Гинзбург //Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43—52.
  69. О.И. Развитие способности понимания в метапредметном обучении Текст. /О.И. Глазунова //Мыследеятельностные особенности формирования способности понимания описаны в сб.: «Пушкинское слово». М., 2003. С. 101−113.
  70. В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов Текст. /В.П.Глухов. М.: ACT: Астрель. 2005. 351,1. с.
  71. С. Ю. Словарь практического психолога Электронный ресурс. / 1998 г. http://forum.aspu.ru/
  72. В.М. Особенности формирования смысловой дивергенции в процессе развития креативности студентов Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук /В.М. Голубова. Ростов-на-Дону, 2008. 20 с.
  73. И.Н. Невербальные компоненты коммуникации Текст.1 /И.Н.Горелов, М. 1980.
  74. И.Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики Текст.: Учеб. Пособие /И.Н.Горелов, К. Ф. Седов, М.: Лабиринт. 1997. 221 с.
  75. В. фон. Избранные труды по языкознанию Текст. /В.фон Гумбольдт, М. 1984.
  76. А.Г. Избранные труды Текст. /А.Г. Гурвич, М. 1977.
  77. Л.А. Процесс понимания в мышлении, общении и практической деятельности Текст. /Л.А. Гурова /Мышление, общение, практика. Ярославль, 1986.
  78. В. Толковый словарь живого великорусского языка Текст. /В.Даль. Русский язык, Москва. В 4-х Т. 1989.
  79. В.Д. Немецкая разговорная речь: Синтаксис и лексика Текст. /В.Д. Девкин, М. 1979.
  80. В.Д. Немецкая разговорная речь в сопоставлении с русской Текст. /В.Д. Девкин, М. 1981.
  81. Дейк ван Т. А. Вопросы прагматики текста Текст. /Т.А. ванн Дейк //Пер. с англ. Новое в зарубежной лингвистике. Вып.8. М., 1978.
  82. Дейк ван Т. А. Язык. Познание. Коммуникация Текст. /Т.А. ванн Дейк, М., 1989.
  83. Дейк ван Т.А., Кинч У. Стратегии понимания связного текста
  84. Текст. /Т.А. ванн Дейк, У. Кннч //Новое в забугорной лингвистике. М.: «Прогресс», 1988 вып. XXIII.
  85. В.З. Понимание как интерпретирующая деятельность Текст. /В.З.Демьянков //Вопр. Языкознания. 1983. № 4. с. 58−67.
  86. В.З. Доминирующие лингвистические теории в конце XX века Текст. /В.З.Демьянков //Язык и наука конца 20 века. М.: Институт языкознания РАН, 1995. С.239−320.
  87. В.З. Интерпретация текста и стратагемы поведения Текст. /В.З.Демьянков //Семантика языковых единиц и текста (лингвистические и психолингвистические исследования). М.: Институт языкознания АН СССР, 1979. С.109−116.
  88. В.З. Текст и дискурс как термины и как слова обыденного языка Текст. /В.З.Демьянков //Язык. Личность. Текст: Сборник к 70-летию Т. М. Николаевой. М.: Языки славянских культур, 2005. С.34−55.
  89. Джакупов С. М Целеобразование в совместной деятельности Текст.: автореф.дис.. канд. психол. наук/С.М. Джакупов. М., 1985. 22 с.
  90. С.М. Психология познавательной деятельности Текст. /С.М.Джакупов, Алма-Ата: Изд. КазГУ. 1992. 195 с.
  91. Л.П. К вопросу о семантических связях ближайших предложений текста Текст. /Л.П. Доблаев //Вопросы психологии. № 3. 1983.
  92. Л.П. Анализ и понимание текстов Текст. /Л.П.Доблаев. Саратов: Саратовский Ун-т. 1987.
  93. Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания Текст.: автореф. дис.. докт.психол.наук /Л.П. Доблаев. Саратов, 1972. 40 с.
  94. Е.Л. Механизмы психологической защиты от манипулятивного воздействия Текст.: Автореф. дис. канд. психол. Наук /Е.Л.Доценко. М., 1994. 19 с.
  95. Е.Л. Межличностное общение: семантика и механизмы Текст. / Е. Л. Доценко, Тюмень: ТОГИРРО. 1998. 202 с.
  96. Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации Текст. /Т.М. Дридзе, М.: Наука. 1984. 268 с.
  97. М.И., Кандыбович JI.A. Психологический словарь -справочник Текст. /М.И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович, Мн.:Харвест, М.: АСТ. 2001.
  98. В.И., Жест как средство выражения смысловой позиции личности Текст.: Автореф. дис.. канд. психол. наук /В.И.Екинцев. С.-петерб. гос. ун-т. Барнаул, 2001. 20 с.
  99. О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник Текст. /О.Ю. Ермолаев, М.: Московский психологосоциальный институт: Флинта. 2002. 336 с.
  100. Н.Т. Особенности понимания художественного текста взрослыми и детьми /Н.Т. Ерчак //Вопросы психологии. № 3. 1994.
  101. Н.И. Механизмы речи Текст. /Н.И. Жинкин, М. 1958.
  102. Н.И. Речь как проводник информации Текст. /Н.И.Жинкин, М., 1982.
  103. Н.И. Психологические основы развития речи Текст. /Н.И.Жинкин //В защиту живого слова. М.: Просвещение, 1966. С. 5−25.
  104. , В.И. Учебно-познавательные задания как средство разрешения противоречий обучения Текст. /В.И.Загвязинский //Ученые записки Свердловского пед. ин-та.- Свердловск, 1971.- Вып.12,сб.129.-с.З-20.
  105. Т.В. Профессиональное становление личности инженера-педагога Текст. /Т.В. Зеер, Урал. 1988. 89 с.
  106. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности Текст. /Э.Ф. Зеер, Э. Э Сыманюк //Психологический журнал. 1997. т. 18, № 6. с.35−44.
  107. И.А. Психологическая характеристика понимания речевого сообщения Текст. /И.А. Зимняя //Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. с. 161−169.
  108. И.А. Психология слушания и говорения Текст.: Автореф.дис. докт. психол. наук /И.А. Зимняя. М, 1973. 32 с.
  109. И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения Текст. /И.А.Зимняя //Смысловое восприятие речевого сообщения в условиях массовой коммуникации. М., 1976.
  110. И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке Текст. /И.А. Зимняя, М. 1984.
  111. И.А. Вербальное мышление (психологический аспект) Текст. /И.А. Зимняя //Исследования речевого мышления в психолингвистике. Отв. ред. Е. Ф. Тарасов. М.: Наука, 1985. С. 72−85.
  112. И.А. Лингвопсихология речевой деятельности Текст. /И.А.Зимняя, М. Воронеж. 2001. 432 с.
  113. И.А. Педагогическая психология Текст. /И.А. Зимняя. Ростов-на-Дону. 1997. с. 433−440.
  114. ЗинченкоВ.П. Теоретические проблемы психологии восприятия Текст. /В.П. Зинченко //Инженерная психология. М., 1964.
  115. В.П. Установка и деятельность: нужна ли парадигма? Текст. /В.П. Зинченко //Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Под общей ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозия, Ф. В. Бассина. Тбилиси: Мецниереба, 1978. Т.1. С. 133−146.
  116. В.П. Идеи Л.С.Выготского о единицах анализа психики Текст. / В.П. Зинченко// Психол. журн. 1981. № 2. Т. 2. С. 118−133.
  117. В.П. О предмете психологии личности Текст.: обсуждение доклада А. Г. Асмолова /В.П. Зинченко //Вопр. психол. 1983 б. № 3. С. 126.
  118. В.В. Психология понимания и нарративная психология Текст. /В.В. Знаков //Ученые записки кафедры общей психологии МГУ имени М. В. Ломоносова. Выпуск 1. Под общей редакцией Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева. Москва, Смысл, 2002. с.37−44.
  119. В.В. Психология понимания правды Текст. /В.В. Знаков, СПб.: Алетейя. 1999. 181 с.
  120. В.В. Понимание в познании и общении Текст. /В.В.Знаков, М.: Ин-т психологии РАН. 1994. 237 с.
  121. Е.П. Психология общения и межличностных отношений Текст. /ЕЛ. Ильин, СПб.: Питер. 2010. 578 с.
  122. В.И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теории, методы исследования Текст. /В.И.Кабрин, М.: Смысл. 2005. 248 с.
  123. С.М. Мир общения Текст. /С.М. Каган, М.: Политиздат. 1988. 321 с.
  124. Л.Ц. Смысловые коммуникации в учебном процессе: теории и технологии направленносй транслции смыслов в обучении Текст.: автореф. дис. докт. психол. наук /Л.Ц. Кагермазова. Ростов-на-Дону, 1999. 32 с
  125. Е.А. Введение в психологию труда: учебник для вузов Текст. /Е.А. Климов. М.:Культура и спорт, ЮНИТИ. 1998. 350 с.
  126. Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд): Учеб. Пособие Текст. /Е.А. Климов. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003.
  127. В.Е. Инициация мыслительной деятельности: автореф. дис.. д-ра психол. наук. М, 1991. 46 с.
  128. В.Е., Галажинский Э. В. Самореализация личности: системный взгляд Текст. /В.Е. Клочко, Э. В. Галажинский. Под редакцией Г. В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 1999. 154 с.
  129. Ю.К. Психологические трудности понимания Текст. /Ю.К. Корнилов, Ярославль. 1979.
  130. Г. В. Коммуникативная функция и структура языка Текст. /Г.В. Колшанский, М.: Наука. 1984. 174 с.
  131. Кон И. С. Психология юношеского возрастаТекст.: учебное пособие для студ. пед. институтов /И.С. Кон, М.: Просвещение. 1979. 175 с.
  132. .Б. Личность: Теория, диагностика и развитие Текст.: учебно-метод. пособие для высш. учеб. заведений /Б.Б. Коссов, М. 2000.
  133. Г. С. Избранные психологические труды Текст. /Г.С.Костюк. М., 1988.
  134. Ю.С., Третьяков В. П. Грамматика общения. 2-е изд Текст. /Ю.С. Крижанская, В. П. Третьяков, М.: Смысл. 1999. 279 с.
  135. В. Очерки науки о языке Текст. /В. Крушевский, Казань. 1883.431 с.
  136. В.Г. Социальная психология Текст. /В.Г. Крысько. М., 2001.
  137. Т.В. Психолого-педагогические проблемы высшей школы Текст. /Т.В. Кудрявцев //Вопросы психологии. 1981. № 2. с. 67 69.
  138. Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения Текст. /Н.В. Кузьмина. М.: Высшая школа, 1990.
  139. С.С. Деформация смысловой сферы подростков с коммуникативно-личностными нарушениями Текст.: автореф. дис. канд. психол. наук /С.С. Кузенко. Ростов-на-Дону, 2008. 24 с.
  140. Культурная антропология Текст.: Учебное пособие /Под ред. Ю. Н. Емельянова, П. Г. Скворцова. СПб.: СПбГУ, 1996. — 188с. С. 25.
  141. В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) Текст. /В.А. Лабунская, Ростов н/Д.: изд-во Ростов, ун-та. 1986.
  142. В.А. Невербальное поведение: структура и функции Текст. /В.А. Лабунская //Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. Сост. Е. П. Белинская, O.A. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2003.
  143. В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание Текст. /В.А. Лабунская, Ростов н/Д: Феникс. 1999. 608 с.
  144. В.А. Не язык тела, а язык души! Психологи невербального выражения личности Текст. /В.А. Лабунская, Ростов н/Д:1. Феникс. 2009. 344 с.
  145. K.M. Личность педагога: становление и развитие Текст. /K.M.Левитан, Саратов. 1991. 135 с.
  146. A.A. Язык, речь, речевая деятельность Текст. /А.А.Леонтьев, М. 1969.
  147. A.A. Признаки связности и цельности текста //Лингвистика текста. М.: МГПИИЯ, 1974. — Ч. 1. — С. 169−172.
  148. A.A. Функции и формы речи //Основные теории речевой деятельности. М., 1974.
  149. A.A. Знак и деятельность //Вопросы философии, № 10. -М., 1975.
  150. A.A. Высказывание как предмет лингвистики, психолингвистики и теории коммуникации Текст. /A.A. Леонтьев //Синтаксис текста. М., 1979. С. 18−36.
  151. A.A. Психология общения Текст. /A.A. Леонтьев, 3-е изд. М.: Смысл. 1999.
  152. A.A. Язык и речевая деятельность в общении и педагогической психологии: Избранные психологические труды Текст. /A.A. Леонтьев, М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК». 2003. 536 с.
  153. A.A. Основы психолингвистики Текст.: Учебник /А.А.Леонтьев, М.: Смысл. 1999. 287 с.
  154. A.A. Признаки связанности и цельности текстов Текст. /А.А.Леонтьев //Лингвистика текста. М., 1976.
  155. А.Н., Запорожец A.B. Восстановление движения Текст. /А.Н. Леонтьев A.B. Запорожец, М.: Сов. Наука. 1945.-231 с.
  156. А.Н. Проблемы развития психики Текст. /А.Н.Леонтьев. 3-е изд. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 575 с.
  157. А.Н. Общее понятие о деятельности Текст. /А.Н.Леонтьев //Основы теории речевой деятельности. М., 1974.
  158. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. /А.Н.Леонтьев. Изд. 2. М., 1977.
  159. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность Текст. /А.Н.Леонтьев //Леонтьева А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М.:Педагогика, 1983.
  160. Д.А. Психология смысла Текст. /Д.А. Леонтьев, М.: Смысл. 1999.
  161. Д.А. Методика изучения ценностных ориентации Текст. /Д.А. Леонтьев, М.: Смысл. 1992 в. 18 с.
  162. Лингвистический энциклопедический словарь Текст. /М.:Совегская энциклопедия. 1990.
  163. .Т. Педагогика. Курс лекций: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений и слушателей ИПК и ФПК Текст. / Б. Т. Лихачев. М.: Прометей — Юрайт, 1998. 464 с.
  164. A.M. Антропология мифа Текст. /A.M. Лобок, Екатеринбург: Отд. образов, администр. Октябрьского района. 1997. 688 с.
  165. A.M. Психология мифа Текст.: Дис. в виде научн. доклада. д-ра психол. наук /A.M. Лобок. М., 1998. 55 с.
  166. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии Текст. /Б.Ф. Ломов М.: Наука. 1984.
  167. М.А. Межличностный диалог в учебном процессе как технология развития мотивационно-смысловой сферы младших школьников Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук /М.А.Лукьяненко. Ростов-на-Дону, 2005. 23 с.
  168. А.Р. Маленькая книжка о большой памяти Текст. /А.Р.Лурия, М.: Эйдос. 1994. 96с.
  169. А.Р. Язык и сознание Текст. /А.Р. Лурия, М.: Изд-во МГУ. 1979.319 с.
  170. А. Р. Высшие корковые функции человека Текст. /А.Р.Лурия, СПб.: Питер. 2008. 621 с.
  171. Е.С. Проблема смысловой регуляции в свете идей Л.С.Выготского Текст. /Е.С. Мазур // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1983. № 1.С. 31—40.
  172. Е.С. Смысловая регуляция деятельности (на материале некоторых видов патологии) Текст.: Автореф. дис. канд. психол. Наук /Е.С.Мазур. М., 1983. — 17 с.
  173. А.К. Психология профессионализма Текст. /А.К.Маркова. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  174. Ю.А. Особенности смысловой сферы старшеклассников в условиях интерната для глухих и слабослышащих Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук / ЮА. Маслова. Ростов-на-Дону, 2008. 22 с.
  175. H.A. Понимание Текст. /H.A. Менчинская //Психология. Учебник для пед. Институтов. Под ред. Смирнова A.A. М.: Учпедгиз, 1962.
  176. Л.М. Психология профессионального развития учителя Текст. / Л. М. Митина. М.: Флинта: Моск. психолого-социальн. ин-т, 1998
  177. Л. А. Введение в психологию общения. Невербальные средства общения Текст.: Учеб. пособие /Л.А. Михайлов, В. П. Соломин, В. А. Губин — Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб.: Изд-во РГПУ, 1999. С. 79−80.
  178. Н.Л., Шрейдер Ю. А. Значение текста как внутренний образ Текст. /Н.Л.Мусхелишвили, Ю. А. Шрейдер // Вопр. психол. 1997. № 3. С. 79—91.
  179. Е.Е. Исследование мотивации личности с использованием гипноза Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук /Е.Е.Насиновская. М., 1982. — 20 с.
  180. Е.Е. Методы изучения мотивации личности Текст. /Е.Е. Насиновская, М.: Изд-во Моск. ун-та. 1988. 80 с.
  181. А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных: учебное пособие Текст.
  182. А.Д.Наследов. 3-е изд., стереотип. СПб.: Речь, 2008. 392 с.
  183. И.Е. Психолого-педагогические особенности формирования смысловых установок старшеклассников в учебном процессе Текст.: Автореф. дис. канд. психол. наук /И.Е. Нестеренко. Ростов-на-Дону, 2009. 24 с.
  184. A.M. Методология образования. М.: Эгвес, 2002. 320 с.
  185. A.JI. Семантическая концепция понимания Текст. /А.Л.Никифоров // Загадка человеческого понимания. М.: Политиздат, 1991.
  186. П.Н. Межличностные отношения Текст. /H.H. Обозов. Л.: Изд-во Ленинградского Университета, 1979. 151 с.
  187. H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия Текст. /H.H. Обозов //Психология межличностного познания Под ред A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.
  188. Общение и диалог в практике воспитания и психологической консультации Текст.: Сб. научн. тр. /Редкол.: А. А. Бодалев и др. М.: Изд-во АПН СССР, 1987.
  189. С.Ф. Герменевтика и описательная психология в «Философии жизни» Вильгельма Дильтея Текст. /С.Ф. Одуев //Герменевтика: история и современность. М.: «Мысль», 1985.
  190. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики Текст. /А.Б. Орлов М.: «Логос». 1995. С. 56.
  191. . Д. Социальная психология как наука Текст. /Б.Д.Парыгин. Л., 1967.
  192. Е.Ю. Ситуативное развитие и уровни мотивации Текст. /Е.Ю. Патяева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1983 а. № 4. С. 23— 33.
  193. В.Ф. Основы психосемантики Текст. /В.Ф. Петренко, Смоленск: Изд-во Смоленского гуманит. ун-та. 1997 а. 396 с.
  194. Педагогика: Учебное пособие Текст. /Под. ред. Ю. К. Бабанского. 2-е Изд. М.: Педагогика, 1988.
  195. Пиаже Жан: Теория, эксперименты, дискуссии Текст. /Жан Пиаже //Под ред. Обуховой Л. Ф., Бурменской Г. В. М.: Гардарики. 2001. С. 106−186.
  196. Пиз А. Язык жестов: Что могут рассказать о характере и мыслях человека его жесты Текст. /А. Пиз. Воронеж: НПО «Модэк», 1992. 218 с.
  197. H.H. Особенности психического развития детей дошкольного возраста Текст. /H.H. Поддьяков, М. 1996.
  198. , И. П. Педагогика Текст. /И. П. Подласый. М.: Юрайт, 2007. 540 с.
  199. Е.Д. Субъективный характер восприятия звуков речи Текст. /Е.Д. Поливанов //В кн.: Е. Д. Поливанов. Избранные работы по общему языкознанию. М., 1968.
  200. Г. Г. Теория коммуникации Текст. /Г.Г. Почепцов, М. 2001.
  201. Т.Г. Прагматика текста Текст. /Г.Г. Почепцов //Коммуникативно-прагматические и семантические функции речевых единств. Калинин, 1980.
  202. Практическая психология образования Текст.: Учебное пособие /Под редакцией И. В. Дубровиной. 4-е изд. СПб.: Питер, 2004. 592 с.
  203. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст. /Н.С. Пряжников. М.: ИПП- Воронеж: НПО «МОДЭК». 1996.
  204. Психология человека от рождения до смерти Текст. / Под редакцией А. А. Реана. СПб.: ПРАЙМ ЕВРОЗНАК, 2002. — 656с
  205. Развитие речи и речевого общения Текст. /Под ред. О. С. Ушаковой. М.: Изд. РАО, 1995. 152 с.
  206. A.A., Коломенский Я. Л. Социальная педагогическая психология Текст. /А.А.Реан, Я. Л. Коломенский СПб., 2001.
  207. A.A. Введение в языкознание Текст. /А.А.Реформаторский, М. 1947.
  208. С. Л. Основы общей психологии Текст. /С.Л.Рубинштейн, М., 1946.- С. 369.
  209. С. Л. Проблемы общей психологии Текст. /С.Л.Рубинштейн, М.: Просвещение. 1973. 433 с.
  210. С. Л. Основы общей психологии: В 2-х т. Т.1. Текст. /С.Л.Рубинштейн М. 1989. 302 с.
  211. С.Л. Основы общей психологии Текст. /С.Л.Рубинштейн //Составители, авторы комментариев и послесловия А. В. Брушлинский, К.А.Абульханова-Славская. СПб: Издательство «Питер», 2000.
  212. X. Ваше тайное оружие в общении: Мимика, жест, движение Текст. /X. Рюкле. Сокр.пер. с нем. — М.: Интерэксперт, 1996.
  213. H.A. Смысловые установки как компонент профессиональных студентов-психологов Текст.: Автореф. дис. .канд. психол. наук/H.A. Савченко. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. 16 с.
  214. Л.В. К экспериментальному исследованию осознавания значения слова Текст. /Л.В. Сахарный //Живое слово в русской речи Прикамья. -Вып.З.- Пермь, 1972.
  215. Л.В. К тайнам мысли и слова Текст. /Л.В. Сахарный. М., 1983.
  216. Л.В. Ведение в психолингвистику Текст. /Л.В.Сахарный. Л., 1989.
  217. Е.В. Методы математической обработки в психологии Текст. /Е.В. Сидоренко, СПб.: Речь. 2006. 350 с.
  218. В.А., Тамарин В. Э. Методологическая культура учителя Текст. / В. А. Сластенин, В. Э. Тамарин //Сов. педагогика. 1990. № 7.
  219. В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст.: Автореф. дис. д-ра психол. наук /В.И. Слободчиков М., 1994. 78 с.
  220. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе Текст. /В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев, М.: Школьная Пресса. 2000. 416 с.
  221. О.С. О понимании мини-текстов, либо пословица век не сломится Текст. /О.С. Соболева//Вопросы психологии. № 1, 1995.
  222. Современный толковый словарь русского языка Текст. /Гл. ред. С. А. Кузнецов. СПб.: «Норинт», 2001. 960с.
  223. A.B. Общая теория социальной коммуникации Текст.: Учебное пособие /A.B. Соколов, СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 461 с.
  224. Ю.Я. Психолингвистические аспекты изучения текста Текст. /Ю.А. Сорокин, М.: Наука. 1985. 168 с.
  225. Социальная психология Текст.: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. М: Аспект Пресс, 2003. 471 с.
  226. Социальная психология Текст.: монография /Ш. Тейлор, Л. Пипло, Д. Сире- Пер. с англ. Н. В. Гришина. 10-е изд. — СПб.: ПИТЕР, 2004. — 766с.
  227. Л.Ф., Степинский М. А., Фрумкин М. Л. Анализ учебно-воспитательных ситуаций и решение педагогических задач Текст. /Л.Ф.Спирин, М. А. Степинский, М. Л. Фрумкин. Ярославль, 1974.
  228. Е.А. Смыслопередача в образовательном процессе Текст. /Е.А. Суроедова //Под ред. д.п.н. Чумичевой P.M., д.психол. н. Белоусовой А. К. Материалы конференции 16−17 ноября 2006 г. Ростов-на-Дону, 2006. с 89−91.
  229. Е.А. Понимание и взаимопонимание в общении (аналитический обзор) Текст. /Е.А. Суроедова //Инновации и социальнареальность: сб. науч. Статей / Под ред. С. Н. Яременко. — Ростов н/Д: Издательский центр ДГТУ, 2009. 215−223 с.
  230. Е.А. Смыслы и смыслопередача в образовательном пространстве Текст. /Е.А. Суроедова //Вестник Донского государственного технического университета Т.9 2009. с. 113−122.
  231. O.K. Структура мыслительной деятельности человека Текст. /O.K. Тихомиров. М.: Педагогика, 1969.
  232. Тихомиров О. К. Психология мышления Текст.: учеб. пособие для студ. вузов /O.K. Тихомиров. М. 2007.
  233. Тульчинский Г. Л. Public relations. Репутация, влияние, связи спрессой и общественностью, спонсорство Текст. /Г.Л. Тульчинский, СПб.: СПбГАК. 1994'. 80 с.
  234. Ученые записки ' кафедры общей психологии Текст. /Под общей ред. Б. С. Братуся, Д. А. Леонтьева, М.: Смысл, 2002. Выпуск 1— 407 с.
  235. Т.Н., Павлова Н. Д., Зачесова И. А. Речь в общении человека Текст. / Т. Р. Ушакова, Н. Д. Павлова, И. А. Зачесова, М.: Наука. 1989.
  236. О.С. Развитие речи дошкольников Текст. /О.С. Ушакова, М.: Изд-во Института Психотерапии. 2001. 256 с.
  237. Е.И., Асмолов А. Г. Некоторые аспекты исследования невербальной коммуникации за порогом рациональности Текст. /Е.И.Фейгенберг, А. Г. Асмолов //Психологический журнал. 1989.Т. 10. № 6. с. 58−67.
  238. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии Текст. / Д. И. Фельдштейн, М.: Международная педагогическая академия. 1995. 368 с.
  239. Д.И. Особенности ведущей деятельности детей подросткового возраста Текст. /Д.И. Фельдштейн //Личностное развитие растущих людей в условиях социально-экономического кризиса. М., 1994.
  240. Г. Смысл и- денотат Текст. /Г. Фреге //Семиотика и информатика. Вып. 8. М.: ВИНИТИ, 1977. С. 181−200.
  241. Г. Избранные работы Текст. /Г. Фреге. М: Дом интеллектуальной книги. 1997. 159 с.
  242. P.M. Психолингвистика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальностям теоретическая и прикладная лингвистика, теория и практика межкультурной коммуникации Текст. /P.M.Фрумкина, 2-е изд. М., Academia, 2005.
  243. А.У. Смысловая структура публичного выступления (обобъекте смыслового восприятия) Текст. /А.У. Хараш'//Вопросы психологии. 1978. № 4... ,
  244. Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб- пособие для? студентов Текст. /3-е изд., испр- М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006- 400с.
  245. Л., Зиглер Д. Теории личности Текст. /Л. Хьелл, Д. Зиглер, СПб. Питер Пресс. 1997. 608 с.
  246. Л.С. Нейропсихологическая реабилитации больных. Речь и интеллектуальная деятельность Текст. / Л. С. Цветкова, М. 1985.
  247. И.В. Возрастная психология Текст.! /И.В.Шаповаленко, М.: Гардарики. 2005. 349с.
  248. Т.П. Избранные труды Текст. /Т.П. Щедровицкий, М. 1995.
  249. Щерба Л: В. Языковая система и речевая деятельность Текст., /Л.В.Щерба, Л.: Наука. 1974.
  250. Л.В. Избранные работы по русскому языку Текст. /Л.В.Щерба, М.:Учпедгизю 1957.
  251. Л.В. О трояком аспекте языковых явлений в языкознании Текст. /Л.В. Щерба //Звегинцев В. А. История языкознания XIX и XX в.в. вочерках и извлечениях. Т2., В. А. Звегинцев. М.: I960. 330 с.
  252. П. Психология лжи Текст. /П. Экман, СПб.: Питер. 2000. 270 с.
  253. Д.Б. Развитие речи в раннем детстве Текст. /Д.Б.Эльконин //Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  254. Э. Идентичность: юность и кризис Текст. /Э. Эриксон. Под. ред. Толстых А. В. М., 1996.-205с.
  255. Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование Текст. / Л. П. Якубинский, М. 1986. С. 159−162.
  256. И.М. Психология взаимононимания Текст. /И.М. Юсупов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1991.192 с.
  257. И.М. Вчуствование. Проникновение. Понимание Текст. /И.М.Юсупов. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1993. 202 с.
  258. Argyle В. The psychology of interpersonal behavior Текст. /B.Argyle Harmondsworth, 1983.
  259. Domyei Z. Motivation and motivating in the foreign language classroom Текст. /Z. Domyei. Language learning, March, 1993. 273 -284 p.
  260. Johnson-Laird P.N. Mental models: Toward a psychological model of language and comprehension Текст. /P.N. Johnson-Laird. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1983.
  261. Hall E. The silentlanguage Текст. /Е. Hall. N.Y., 1959.
  262. Kendon A. Geography of gesture Текст. /А. Kendon.Semiotica. 1981. V.37P. 129−163.
  263. Murthy M., Valdez C. Ravaging resistance: Л Model for Building Rapport in a Collaborative Learning Classroom Электронный ресурс. /M.Murthy, С. Valdez. WEB-document: http: www. radicalpedagogy. html. 12.03.2004.
  264. Osgood С. E. Psycholingvistics Текст. /С. E. Osgood //Psyhology: a Study of a Science /S.Koch (Ed.). New York. 1963. V. 6.
  265. Osgood С. E. Dimensionality of the semantic space for communication via facial expressions Текст. /С. E. Osgood. Scandinavian Journal of Psychology, 1966, 7, 1−30.
  266. Osgood С. E. On the why and wherefore of E, P and, А Текст. /С. E. Osgood. Journal of Personality and Social Psychology, 1969,12,194−199.
  267. Osgood Ch., Suci G., Tannenbaum P. The Measurement of Meaning Текст. / Ch. Osgood, G. Suci, P. Tannenbaum. Urbana, 1957.
  268. Patterson M. Z. Nonverbal behaviour. A functional perspective Текст. /M.Z. Patterson N. Y.— Berlin — Heidelberg — Tokyo: Springer Veriag. 1983.— 226 p.
  269. Rokeach M. The nature of human values Текст. /М. Rokeach/ N.Y., Free Press, 1973.
  270. Schank R.C. Explanation patterns: Understanding mechanically and creatively Текст. /R.C. Schank. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1986.
  271. Schwartz S. H., Bilsky W. Toward a Universal Psychological Structure of Human Values Текст. /S.H. Schwartz, W. Bilsky //Journal of Personality and Social Psychology. 1987. Vol.58. № 5. P.550−562.
  272. Teun A. van Dijk. Semantic discourse analysis Текст. /Teun A. van Dijk //(Ed.) Handbook of Discourse Analysis, vol. 2. (pp. 103−136). London: Academic Press, 1985.
  273. Tickle-Degnen L., Rosenthal R. The nature of rapport and its nonverbal correlates Текст. /L. Tickle-Degnen, R. Rosenthal. Psychological Inquiry, April, 1990. 285 293 p.
Заполнить форму текущей работой