В теории памяти Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия произвольная память есть одна из высших психических функций и продукт культурного, социального развития человека. Этот вид памяти, в отличие от непроизвольной, является средством запоминания, которым человек овладевает. Память человека, следовательно, имеет социальный характер, социальную природу.
Развитие высших человеческих форм памяти идет через опосредование внешними стимулами-знаками. За счет этого память меняется в качественном отношении — изменяется по структуре и способам функционирования. Обретая власть над памятью, человек освобождает свое поведение от автоматического слепого действия прошлого.
В рамках рассматриваемой теории выделяются два пути развития памяти. Первый состоит в развитии внешних средств запоминания, что в итоге ведет к возникновению письма. Второй путь состоит в переходе от внешних средств запоминания к внутренним, т. е. к развитию собственно логической памяти. Отсюда возникает проблема «воспитания памяти», ее усовершенствования у человека. Память перестает быть слепой косной природной силой, которую нельзя изменить. Память в онтогенезе поднимается на более высокую ступень, повышается ее эффективность. Человек начинает не просто пользоваться своей памятью сообразно ее природе, но господствовать над ней.
Таким образом, в рамках культурно-исторической теории памяти предпринята попытка проследить филогенез памяти на основе сопоставления данных с онтогенезом. Намечена общая широкая схема памяти, охватывающая всю письменную и дописьменную историю человечества. Данная теория показала, что ссылаться только на физиологию памяти (нервные процессы) — значит ничего не сказать, так как в психологии памяти человека это ничего не объясняет.
Впрочем, рассматриваемая теория памяти не лишена недостатков и критикуется прежде всего за то, что опирается в основном на аналогии, далеко не все следствия, из нее вытекающие, доказаны экспериментально. Кроме того, эта теория практически не рассматривает такой важный фактор памяти, как эмоции.