Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Культурно-историческая теория памяти (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В теории памяти Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия произвольная память есть одна из высших психических функций и продукт культурного, социального развития человека. Этот вид памяти, в отличие от непроизвольной, является средством запоминания, которым человек овладевает. Память человека, следовательно, имеет социальный характер, социальную природу. Развитие высших человеческих форм… Читать ещё >

Культурно-историческая теория памяти (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В теории памяти Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия произвольная память есть одна из высших психических функций и продукт культурного, социального развития человека. Этот вид памяти, в отличие от непроизвольной, является средством запоминания, которым человек овладевает. Память человека, следовательно, имеет социальный характер, социальную природу.

Развитие высших человеческих форм памяти идет через опосредование внешними стимулами-знаками. За счет этого память меняется в качественном отношении — изменяется по структуре и способам функционирования. Обретая власть над памятью, человек освобождает свое поведение от автоматического слепого действия прошлого.

Развитие высших человеческих форм памяти идет через опосредование внешними стимулами-знаками. За счет этого память меняется в качественном отношении — изменяется по структуре и способам функционирования. Обретая власть над памятью, человек освобождает свое поведение от автоматического слепого действия прошлого.

В рамках рассматриваемой теории выделяются два пути развития памяти. Первый состоит в развитии внешних средств запоминания, что в итоге ведет к возникновению письма. Второй путь состоит в переходе от внешних средств запоминания к внутренним, т. е. к развитию собственно логической памяти. Отсюда возникает проблема «воспитания памяти», ее усовершенствования у человека. Память перестает быть слепой косной природной силой, которую нельзя изменить. Память в онтогенезе поднимается на более высокую ступень, повышается ее эффективность. Человек начинает не просто пользоваться своей памятью сообразно ее природе, но господствовать над ней.

Таким образом, в рамках культурно-исторической теории памяти предпринята попытка проследить филогенез памяти на основе сопоставления данных с онтогенезом. Намечена общая широкая схема памяти, охватывающая всю письменную и дописьменную историю человечества. Данная теория показала, что ссылаться только на физиологию памяти (нервные процессы) — значит ничего не сказать, так как в психологии памяти человека это ничего не объясняет.

Впрочем, рассматриваемая теория памяти не лишена недостатков и критикуется прежде всего за то, что опирается в основном на аналогии, далеко не все следствия, из нее вытекающие, доказаны экспериментально. Кроме того, эта теория практически не рассматривает такой важный фактор памяти, как эмоции.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой