Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Соотношение развлекательного и содержательного начала в дидактической игре

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Перечисленные виды игр не только опираются на интересы дошкольников, но и развивают их. Веселые игры-забавы сменяются ролевыми играми, те в свою очередь подводят ребенка к участию в играх-задачах, которые являются подготовкой к будущей учебной деятельности. Для старших дошкольников решение познавательной задачи (например, найти нужный предмет, придумать нужное слово и т. д.) может быть не менее… Читать ещё >

Соотношение развлекательного и содержательного начала в дидактической игре (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В каждой дидактической игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое требует серьезности и мобилизации усилий. Соотношение этих двух начал (преобладание развлекательности или серьезности) определяет характер игровой ситуации, или вид игры. По этому признаку можно выделить четыре вида развивающих игр: игры-забавы, игры с ролью, игрызадачи и игры-соревнования.

Наиболее ярко развлекательное начало представлено в играх-забавах. Дошкольник всегда стремится к чему-то необычному, веселому. Положительные эмоции надежно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет. Радостные переживания приносят ребенку игры-забавы, в которых полностью отсутствуют сухой дидактизм и назидательность. Обучающая задача такой игры обычно увлекает ребенка и не требует особых усилий. Например, малышу предлагают поплясать с куклой, а потом выбрать, кому ее передать, или вместе со всеми покружиться в хороводе, или побегать и попрыгать под рифмованный текст. Игровые действия всегда связаны с движением и не обременяют ребят сидением на одном месте. В первые дни пребывания в детском саду игры-забавы должны преобладать.

Вторым видом игр, в которых также преобладает развлекательное начало, являются игры с ролью. Показано, что действуя в соответствии с ролью, ребенок полнее использует свои возможности и значительно легче справляется со многими задачами. Действуя от имени осторожных воробушков, смелых мышек или дружных гусей, дошкольники учатся незаметно для себя. Кроме того, игры с ролью активизируют и развивают воображение детей, готовят к самостоятельной ролевой игре, что особенно важно в младшем дошкольном возрасте, когда сюжетно-ролевая игра только формируется. Воображение здесь становится опорой для решения поставленной задачи.

В играх-забавах и играх с ролью обучающая задача служит лишь условием реализации игрового замысла. В следующем виде игр — играх-задачах — она составляет саму суть игры, ее смысл. Игровой замысел здесь опирается на интерес ребенка к умственной деятельности, к решению поставленной задачи. Решение задачи становится также условием игрового общения детей и средством, с помощью которого можно завоевать признание и уважение сверстников. Игровые ситуации здесь могут быть самыми разнообразными. Это и различные поручения (например, найти предмет с заданными свойствами), и детское лото (найти соответствующую картинку), и загадывание и разгадывание загадок, и т. д. Игры-задачи требуют от ребенка целенаправленной умственной деятельности, умения мобилизоваться, сосредоточиться, чтобы найти верное решение.

Четвертый вид игр — это соревнования. Побудительным мотивом здесь является сравнение себя с другими. Однако в младшем возрасте игрысоревнования могут оказать отрицательное воздействие на неуверенного в себе дошкольника. Кроме того, они могут стимулировать конкурентные отношения между дошкольниками, что отнюдь не способствует доброжелательной атмосфере в группе. Поэтому в играх для дошкольников могут быть лишь элементы соревнования, которые не травмируют детей и подготавливают их к правильной оценке своих возможностей и достижений.

Перечисленные виды игр не только опираются на интересы дошкольников, но и развивают их. Веселые игры-забавы сменяются ролевыми играми, те в свою очередь подводят ребенка к участию в играх-задачах, которые являются подготовкой к будущей учебной деятельности. Для старших дошкольников решение познавательной задачи (например, найти нужный предмет, придумать нужное слово и т. д.) может быть не менее увлекательным, чем обладание предметом или двигательная активность для малышей.

Дидактические игры необходимо предъявлять в порядке нарастания сложности обучающей задачи и правил действия. Главный методический принцип в использовании игр — их многократное повторение, которое служит необходимым условием развивающего эффекта. Систематически участвуя в той или иной игре, дети начинают лучше понимать ее содержание, чувствовать свои возможности, использовать условия, которые создает игра для освоения и применения нового опыта.

В большинстве игр дети действуют поочередно или небольшими группами. Важно организовать игру так, чтобы все ее участники — и те, кто выполняет ответственные роли, и те, кто дожидается своей очереди, были активными. Наблюдение за действиями других и мысленное участие в игре чрезвычайно полезно. Оно формирует образ собственного действия и подготавливает к нему.

Значение дидактических игр заключается еще и в том, что они подготавливают самостоятельную игру как сюжетную (поскольку в них часто встречается воображаемая ситуация и роль), так и игру с правилом (поскольку все они включают правила).

Классификация дидактических игр и их использование обычно осуществляется на основе их цели, т. е. дидактической направленности. С этой точки зрения дидактические игры можно разделить на следующие группы:

  • • социально-коммуникативные игры;
  • • игры на восприятие (сенсорные игры);
  • • речевые игры (или способствующие развитию речи);
  • • игры, направленные на развитие познавательных способностей (внимания, памяти, мышления).

Далее будет представлена характеристика каждого типа игр и приведены примеры конкретных игр каждой группы. Мы сделали акцент на играх для детей младшего дошкольного возраста, поскольку в этот период, когда сюжетная игра и игра с правилом еще не сложились в своей развитой форме, дидактические игры должны стать основной формой образовательного процесса.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой