Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Реализация антропоцентрической концепции образовательной карьеры на основе структурно-динамического подхода

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Доминирующее влияние, однако, всегда остается за социальной стороной личности — се мировоззрением и направленностью…" (204; 93). Таким образом, процессы планирования и реализации образовательной карьеры педагога должны определяться не столько индивидуальной заинтересованностью в том, чтобы «сделать карьеру», сколько общественным значением его профессиональной его деятельности. И наоборот, когда… Читать ещё >

Реализация антропоцентрической концепции образовательной карьеры на основе структурно-динамического подхода (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общсствснно-историчсскос понимание природы и структуры личности и деятельности развивается В. Н. Мясищевым: «Человек как член общества, рассматривается социологией, психологией и педагогикой как личность. …Единицей …в перечисленных науках является не организм, а личность человека, которая характеризует его как деятеля и более или менее заметного участника общественно-исторического процесса. …Развитие личности — это развитие и усложнение психических процессов, и накопление опыта — психического потенциала. Опыт осуществляется в форме накопления: знаний, навыков, умений, отношений. Все четыре вида потенциального психического в той или иной мере характеризуют личность» (204; 95, 100).

Вместе с тем, В. Н. Мясищев считает, что структура личности не совпадает со структурой опыта человека, потому что личность человека, прежде всего, характеризуется его общественными, в том числе профессиональными отношениями. Именно потенциал структуры отношений и, в частности, образуемая ими социально-профессиональная направленность человека представляют структуру его личности: «Личность — это субъект отношений так же, как субъект внешней деятельности» (204; 101). В основе такого понимания личности и сс направленности лежит принцип системности и целостности; личность рассматривается как система отношений, в которой направленность представляет «доминирующее отношение» (204; 101).

С другой стороны, В. Н. Мясищев подчеркивает, что не следует сводить личность к одной только направленности, поскольку «…она мало подходит для понимания людей, поведение которых определяется внешними моментами; они не имеют руля доминирующей направленности» (204; 101). Иначе говоря, социальной и профессиональной направленностью обладает сложившаяся, развитая, общественно зрелая личность.

Направленность особенным образом характеризует сформированную личность профессионального педагога. Личность состоявшегося педагога определяется наличием собственной позиции, осознанных мотивов и неосознаваемых отношений в форме установок на профессиональный подход к деятельности. При этом личность, как социальное, интегративное образование, не сводится к характеру профессионала как человека, несмотря на совпадение наименований черт характера и личности: «Коллективизм или индивидуализм, честность, бесчестность.

благородство или подлость — эти черты характеризуют личность. Они свидетельствуют об уровне общественно-нравственного развития человека. …Человек как личность является не только сознательно преобразующим действительность, но и сознательно относящимся к ней" (204; 104).

Таким образом, личность и деятельность сложившегося педагога, то есть нравственно зрелого человека, по мнению В. Н. Мясищева, только потому и определяется теми или иными свойствами или чертами, что в их основе находятся осознанные его отношения, объединяющие структуру личности и деятельности в единой его направленности, имеющей жизненно важное, общественное значение.

Как обобщает Б. Ф. Ломов: «Несмотря на различие трактовок личности, во всех подходах в качестве се ведущей характеристики выделяется направленность», как «системообразующее ее свойство», определяющее то, «как именно конкретная личность участвует в тех или иных социальных процессах» (204; 105, 106).

С этой точки зрения, становление образовательной карьеры будущего педагога представляет процесс формирования его профессиональной направленности, выражающийся, в частности, в том, что изменение объективного положения студента в учебно-воспитательных условиях образовательной среды колледжа или университета выражается в перестройке его субъективных отношений к этой среде и к собственной личности.

В процессе профессиональной подготовки студент становится общественным субъектом, для которого, по словам Б. Ф. Ломова, «субъективность и субъективизм — это не одно и то же» (204; 109).

Студенты не могут быть беспристрастными участниками собственного преобразования, но субъективность их направленности должна быть адекватна прогрессивным требованиям будущей профессии. Предпочтения, мнения, вкусы и интересы студентов, их эмоциональные реакции проявляются в субъективном указании ими тех или иных качеств их направленности и личности. Но сами эти качества имеют объективное значение как профессионально необходимые и определяющие индивидуально-личностный стиль их профессиональной деятельности.

Как подчеркивает Б. Г. Ананьев, «…структура личности постепенно складывается в процессе се социального развития и является, следовательно, продуктом этого развития, эффектом всего жизненного пути человека. …Все четыре основные стороны личности (биологически обусловленные особенности, особенности отдельных психических процессов, уровень подготовленности или опыт личности, социально обусловленные свойства личности) тесно взаимодействуют друг с другом.

Доминирующее влияние, однако, всегда остается за социальной стороной личности — се мировоззрением и направленностью…" (204; 93). Таким образом, процессы планирования и реализации образовательной карьеры педагога должны определяться не столько индивидуальной заинтересованностью в том, чтобы «сделать карьеру», сколько общественным значением его профессиональной его деятельности. И наоборот, когда молодого педагога иные сотрудники упрекают в том, что он, якобы, является «карьеристом», ему необходимо твердо отстаивать именно общественную необходимость индивидуальной образовательной карьеры каждого человека в профессиональной деятельности, что следует из самого факта общественно необходимого разделения труда.

Развернутое понимание связи социального и индивидуального, субъективных и объективных аспектов развития личности студентов в их профессионально ориентированной учебной деятельности, то есть в профессиональной подготовке, может быть представлено на основе известной концепции «динамической функциональной структуры личности» К. К. Платонова.

По мнению К. К. Платонова, «…разработка понятий структуры и системы… стала в середине нашего века общим явлением в самых различных науках». Важно, что, «приступая к системно-структурному анализу, …прежде всего, надо четко установить, какой познаваемый феномен берется за целое, которое будет в дальнейшем раскрываться через его компоненты и их связи». Следовательно, «…применяя системноструктурный анализ, …на его первом этапе может быть взята личность в целом или только направленность личности…» (204; 119, 120).

При определении компонентов этих целостностей заслуживает внимания обращение К. К. Платонова к словарям русского, грузинского и болгарского языков, в которых он обнаружил, соответственно, примерно по 8500, 4000 и 2500 слов, «которые могут рассматриваться как названия свойств личности». На самом деле, по мнению Платонова, этих свойств может быть выделено еще больше, «так как многие из них не могут быть определены одним словом». Поэтому, на место основных качеств личности при определении ее компонентов, К. К. Платонов ставит отдельные подструктуры, число которых он ограничивает четырьмя, что «необходимо и достаточно, так как в них могут быть включены все известные свойства личности», независимо от их числа в том или ином языке человечества (204; 122).

Принципиально важно, что в результате такого обобщения К. К. Платонов приходит к тому, что именно направленность и отношения личности ставятся им на первое место в структуре целостности человека. Далее следуют опыт, особенности психических процессов и биологические свойства (то есть темперамент) человека: «четыре основные… подструктуры личности включают в себя вес известные свойства личности… Иерархия различных свойств этих подструктур… выявляет их закономерные совпадения» (204; 130).

Особенно следует отмстить, что при обосновании своей структурно-динамической концепции личности, К. К. Платонов обращается к размышлениям тогда еще начинающего, а ныне широко известного педагога, психолога и философа В. Д. Шадрикова.

Профессиональная подготовка будущих педагогов должна рассматриваться в процессе реализации образовательной карьеры как подвергаемая направленному экспериментальному изменению динамичная, или, по В. Д. Шадрикову, «динамическая» система условий учебновоспитательного процесса колледжа или университета. Именно эта динамическая система социально-педагогических условий профессиональной подготовки является той целостностью, которая через профессиональную направленность студентов объединяет личностнодеятельностные ее компоненты, включая профессионально важные качества будущего педагога.

Как считает В. Д. Шадриков, любые качества и подструктуры личности человека, рассматриваемые как его способности, должны, во-первых, рассматриваться как системы и, во-вторых, в динамике их изменения: «динамическая система — это система, изменяющая состав входящих в нес компонентов и связей между ними при сохранении функции…». Поэтому «способности можно определить как свойства функциональных систем, …которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности» (251; 209).

Целостная концепция образовательной карьеры и профессиональной подготовки педагогов должна быть концентрированным образом представлена в динамике развития профессиональной направленности студентов, то есть в структурных изменениях социально-нравственных компонентов личности и деятельности.

Таким образом, структурно-динамическое проектирование образовательной карьеры как форму реализации антропоцентрической концепции профессиональной подготовки педагогов следует рассматривать в контексте целенаправленного управления процессом формирования профессионально важных качеств их личности, требующее позитивной инновационной активности преподавателей и студентов с целью развития особенных, социально-нравственных способностей, интегрированных в профессиональную их направленность на обучение и воспитание человека.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой