Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тренинг как метод коррекции волевых качеств у сотрудников органов внутренних дел

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты тренинга доказывают системный характер волевых качеств личности, так как изменение их показателей приводит к улучшению адаптации к ситуациям, встречающимся в служебной деятельности сотрудников. Они стали успешнее преодолевать препятствия на пути к достижению целей и демонстрировать достаточную уверенность в себе, организуя свое поведение вопреки трудностям. Тем самым психологический… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРЕНИНГА КОРРЕКЦИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    • 1. 1. Анализ основных научных подходов к проблеме коррекции волевой сферы личности в отечественной и зарубежной психологии
    • 1. 2. Тренинг как средство коррекции волевой сферы личности сотрудника
    • 1. 3. Индивидные, субъектные и личностные подходы к коррекции волевых качеств сотрудников ОВД в процессе тренинга
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ТРЕНИНГА НА ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА СОТРУДНИКОВ. ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    • 2. 1. Программа и методики исследования
    • 2. 2. Обоснование программы коррекции волевых качеств и методических средств психологического тренинга
    • 2. 3. Особенности психологического тренинга коррекции волевых качеств сотрудников органов внутренних дел
  • ГЛАВА III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ТРЕНИНГА КОРРЕКЦИИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ У СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    • 3. 1. Тренинг коррекции волевых качеств сотрудников ОВД средствами различных психотехник
    • 3. 2. Анализ эффективности психологического тренинга
  • Выводы по главе

Тренинг как метод коррекции волевых качеств у сотрудников органов внутренних дел (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Профессиональная деятельность в органах внутренних дел отличается своей интенсивностью и напряженностью, которые связаны с выполнением служебных обязанностей в жестко ограниченные сроки, наличием количественных критериев, оценки успешности деятельности, постоянным взаимодействием с людьми, в том числе и с криминогенным контингентом, экстремальностью условий деятельности, необходимостью принятия быстрых и правильных решений. Сотрудники выполняют задачи с оружием, реально преодолевают сопротивление преступников. При этом гарантией безопасности выступают высокая степень подготовленности сотрудников, морально-психологические и профессионально важные качества: смелость, решительность, самообладание.

Волевые свойства относятся к сущностным характеристикам сотрудника органов внутренних дел, так как принимают участие в осуществлении самоконтроля и коррекции самооценки, в самоорганизации и саморегуляции поведения с позиций норм права и морали. Уровень развития волевых свойств имеет существенное значение в тех ситуациях, в которых затруднен внешний контроль общества за поведением сотрудника, а также в экстремальных условиях оперативно-служебной деятельности. Тем самым психологическое исследование воли связано с концепцией системной детерминации поведения и прогнозированием возможных вариантов поступков сотрудника в ситуациях внешнего давления, преодоления барьеров и трудностей в процессе достижения профессиональных целей, сохранения психологической устойчивости в опасных для жизни ситуациях. Очевидно, что качество выполнения задач по защите интересов личности и государства, охране общественного порядка во многом зависят от профессионально-волевых качеств сотрудников и создания соответствующих условий для их формирования, развития и самовоспитания. Вместе с такими качествами, как нравственная устойчивость и совестливость, дисциплинированность и ответственность, толерантность, волевые характеристики в структуре личности профессионала становятся системообразующим фактором надежности деятельности сотрудника. Другими словами уровень развития волевых свойств личности обусловливает характер и направленность всей оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.

Однако в качестве самостоятельного объекта психолого-педагогического изучения механизмы произвольной саморегуляции в психологических исследованиях рассматриваются редко. Это связано с тем, что в основном в юридической психологии существует иллюзия завершенности развития теории воли, что не соответствует действительности. Кроме того, волевые процессы многоопосредованы и не поддаются изменению традиционными методами обучения и воспитания. Поэтому в качестве средства коррекции волевой сферы личности был избран тренинг.

В настоящее время применение данного метода является актуальным и востребованным. Тренинг как метод активного социально — психологического обучения имеет широкие возможности, главное преимущество которого, с нашей точки зрения, — это обучение в смоделированной реальной ситуации, что позволяет участникам не только узнать, например, как себя вести, но и реально пережить это в опыте, получить практический навык в определенном виде деятельности.

Первые экспериментальные исследования воли принадлежат Н. Аху, Г. Мюнстербергу. Определенный вклад в исследование воли внесли работы К. Левина и его последователей.

Экспериментальная база изучения воли в отечественной психологии была заложена работами А. Ф. Лазурского и М. Я. Басова. В работах военных педагогов и психологов (А.В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко, Я.Я. Юрченко) раскрываются вопросы формирования волевых качеств будущего офицера.

Значительную роль в исследовании проблемы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности сыграли работы Л. М. Аболина, Т. К. Ахаян, A.M. Зимичева, Н. В. Кузьминой, Е. С. Кузьмина, Л. А. Кандыбовича и др.

Вопросы подготовки молодежи к службе в органах внутренних дел и вооруженных силах рассматривались В. В. Авдеевым, В. Л. Васильевым, A.M. Столяренко, В. М. Статным.

О сущности воли и подходах к формированию ее компонентов имеется множество мнений. Они по-разному определяют содержание этого понятия.

Многопланово проблема воли исследуется в общей, социальной и военной психологии и педагогике, проявляется к этой проблеме интерес в психологии и педагогике правоохранительных органов. Прежде всего, имеются в виду труды С. П. Безносова, B.JI. Васильева, А. Д. Глоточкина, М. И. Дьяченко,.

A.Т. Иваницкого, JI.A. Кандыбовича, В. П. Каширина, М. П. Коробейникова,.

B.JI. Марищука, B.C. Олейникова, К. Т. Ростунова, Н. Н. Силкина, В. Я. Слепова, В. И. Хальзова, Ю. А. Шаранова, А. Г. Шестакова, Я. Я. Юрченко и других ученых. Специальное исследование проблеме формирования эмоционально-волевой устойчивости личности посвятила JI.B. Заварзина.

Как правило, в научной психологии воля, волевая устойчивость личности определяется как способность преодолевать трудности, противостоять опасности, выдерживать отрицательное эмоциональное и физическое воздействие на психику субъекта профессиональной деятельности в повседневных и экстремальных условиях.

Анализ литературы по теме показывает, что сегодня по-прежнему представления о сущности, структуре и механизмах воли, волевой устойчивости сотрудников имеют широкий диапазон и в ряде случаев, противоречивы. Пока недостаточно исследований специфики функционирования волевой сферы сотрудников различных служб, когда к специфическим психологическим факторам профессиональной среды, кроме опасности, присоединяются и такие, как давление со стороны третьих лиц, временной дефицит, ненормированная нагрузка и другие. Если при этом иметь в виду сравнительно небольшой срок, прошедший с момента образования психологической службы и отсутствия опыта разработки и реализации программ коррекции волевых качеств сотрудников, ограничений в возможностях научной рефлексии и более жестких требований к уровню профессионализма, то это позволяет относить избранную тему к числу актуальных для научного исследования.

Практическая значимость и недостаточная разработанность специфических аспектов проблемы воли в юридической психологии позволили сформулировать тему, цель, объект и предмет настоящего исследования.

Целью исследования является разработка теоретических и прикладных основ психологического тренинга коррекции волевых качеств сотрудников органов внутренних дел.

Для достижения данной цели определены следующие задачи:

1. Проанализировать теоретические аспекты, а также степень разработанности в органах внутренних дел тренинговых технологий коррекции волевых качеств.

2. Выявить характер и механизмы влияния тренинга на изменение волевых качеств сотрудников органов внутренних дел.

3. Сформулировать основные принципы построения и реализации программы тренинга коррекции волевых качеств сотрудников органов внутренних дел в соответствии с особенностями их службы, уровня адаптации и опыта службы.

4. Предложить рекомендации психологической службе органов внутренних дел по организации системного мониторинга волевой сферы сотрудников органов внутренних дел.

Объектом исследования являются сотрудники различных служб ОВД, участвующие в тренинге коррекции волевых качеств. Выборка составила 200 человек.

Предметом исследования является коррекция волевых качеств сотрудников органов внутренних дел средствами психологического тренинга.

Гипотеза исследования: для коррекции волевых качеств личности сотрудника можно использовать специализированный тренинг поведения, включающий в себя моделирование и проигрывание сложных ситуаций профессиональной деятельности.

Методологической основой исследования являются философские идеи и фундаментальные положения отечественной психологической теории, отраженные в принципах развития, единства сознания и деятельности: гетерохронности и разноуровневости развития психики (Б.Г. Ананьев), об определяющем значении для развития психики внешней среды (И.М. Сеченов), опосредования ее влияния внутренними условиями (СЛ. Рубинштейн), теория установки Д. Узнадзе, М. В. Пряхина, идеи М. М. Бахтина, Ю. Н. Емельянова, Г. А. Ковалева, С. И. Макшанова о диалогичности как свойстве сознания и его открытости как факторе изменений, концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности, сформулированной Б. Ф. Ломовым и развитой Г. С. Никифоровым, A.M. Столяренко, С. А. Шапкиным, П. П. Зиминым, Ю. В. Чуфаровским, А. Э. Пасниченко, Н. Н. Платоновым, А. В. Симоненко, Е. К. Фещенко, Т. Т. Джамгаровым, А. И. Щербаковым Е.П. Ильиным и др.

Научно-теоретическую основу исследования составили работы следующих авторов в области:

• методологии и методики психолого-педагогических исследований — Б. Г. Ананьева, В. Д. Балина, Н. Ф. Гейжан, В. Н. Дружинина, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, В. И. Селиванова, Э. С. Чугуновой;

• профессионального образования — В. Л. Васильева,.

A.В. Барабанщикова, B.C. Олейникова, А. А. Реана, Н. Н. Силкина, Н. Ф. Феденко, В. И. Хальзова. Я. Я. Юрченко, В. Я. Якунина и др.;

• психологии труда и профессиональной деятельности — С. П. Безносова, С. Г. Геллерштейна, Е. В. Змановской, А. Т. Иваницкого, Е. П. Ильина,.

B.К. Калина, Б. Ф. Ломова, К. К. Платонова, М. В. Пряхиной, В. Ю. Рыбникова, В. Д. Небылицына, В. Д. Шадрикова, Ю. А. Шаранова, А. Г. Шестакова и др.

Для решения поставленных задач применялись следующие научные методы исследования: решение теоретических задач осуществлялось посредством логического анализа и обобщения философской, юридической и психологической литературы, связанной с предметом исследования.

При сборе эмпирического материала применялись методы: наблюдения, опроса, анкетирования, тестирования, самооценки участников тренинга, метод эксперимента.

Для исследования процесса влияния тренинга на волевые качества личности использовались: анкета и опросник изучения волевых качеств, разработанный автором, экспертные оценки.

Комплекс диагностических методик включал в себя:

• личностный опросник Р. Кеттелла;

• методика Шуберта «Готовность к риску" — '.

• методика определения робости, стеснительности Е. П. Ильина;

• тест — опросник Н. Н. Обозова на определение силы воли. Компьютерная обработка базы данных проводилась с использованием операционной системы Windows ХР. Из математических способов обработки эмпирических данных применялись методы первичной и вторичной статистик с применением программного обеспечения Microsoft Excel, Statistica 6.0.

Этапы проведения исследования: проведение пилотажного исследования, теоретический анализ публикаций в области изучаемой проблемы (март 2004 г. — май 2005 г.) — разработка программы тренинга коррекции волевых качеств сотрудников органов внутренних дел (май 2005 г. — июнь 2006 г.) — сбор эмпирического материала (август 2006 г. — май 2007 г.) — математическая обработка полученных данных (июнь 2007 г. — август 2007 г.) — интерпретация и обобщение результатов исследования (сентябрь 2007 г. — март 2009 г.).

База исследования: Южно-Уральское управление внутренних дел на транспорте.

Положения, выносимые на защиту: 1. Профессиональная деятельность сотрудников органов внутренних дел отражает субъективную значимость активности личности, проявляемую по своей воле, необходимость значительного волевого напряжения в осуществлении служебных обязанностей. Психологический тренинг является методом коррекции волевых качеств личности, предупреждая ослабление или прекращения волевого усилия сотрудников в ситуации утомления или опасности.

2. Эффективное решение задач коррекции волевых качеств сотрудников требует создания и реализации специализированных тренинговых программ, диагностических методик на всех стадиях профессиогенеза личности, направленных на оптимизацию ее психического состояния, экономное расходование сил, преодоление психологических затруднений с учетом понимания и оценки ситуаций оперативно-служебной деятельности.

3. Основными условиями оптимальной коррекции волевых качеств сотрудника органов внутренних дел выступают соответствующий уровень интеллектуального и коммуникативного потенциала, наличие установок и мотивации самосовершенствования личности.

Научная новизна исследования и личный вклад автора заключаются в том, что:

1. Тренинг коррекции волевых качеств сотрудников органов внутренних дел в системе психологического сопровождения деятельности личного состава впервые стал предметом специального систематического исследования. В результате было теоретически и экспериментально обоснована целесообразность использования тренинговой программы в качестве эффективного средства коррекции волевых качеств с позиций теории преднамеренных изменений свойств и состояний личности;

2. Определено основное содержание, структура и логика программы психологического тренинга коррекции волевых качеств сотрудников органов внутренних;

3. Разработана и внедрена методика диагностики и оценки уровня развития волевых качеств у сотрудников различных служб с учетом их индивидуального уровня личностно-профессиональной адаптации;

4. Выявлены основные тенденции и динамика изменений волевых качеств сотрудников в результате прохождения ими психологического тренинга.

Практическая значимость исследования. Разработана программа психологического тренинга коррекции волевых качеств сотрудников различного уровня подготовки и служебного опыта, предложен апробированный инструментарий для мониторинга и психологического сопровождения волевого развития личности. Теоретические выводы и экспериментальные данные могут быть использованы при обучении и повышении квалификации сотрудников психологической службы органов внутренних дел.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты и основные положения проведенного исследования докладывались и обсуждались на:

— заседаниях кафедры юридической психологии Санкт-Петербургского .университета МВД России;

— XII научно-методической конференции преподавателей УралГАФК (Уральская государственная академия физической культуры, 2002 г.);

— региональной научно-методической конференции «Педагогические инновации по педагогике, физической культуре, спорту и туризму» (Уральская государственная академия физической культуры, 2002 г.);

— межвузовских научно-практических семинарах, в ходе совещаний с руководящим составом и офицерами подразделений органов внутренних дел, психологами в период проведения эксперимента, в виде специальных докладов для руководства ГУВД, ЮУ УВДТв 8- публикациях автора общим объемом 1,2 п.л.

Структура и объем работы: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений. Объем основного текста составляет — 199 страниц, в нем содержится 2 схемы, 6 рисунков, 3 плеяды, 14 таблиц.

Список литературы

включает 228 источников (13 на иностранном языке).

Выводы.

1. Результаты тренинга доказывают системный характер волевых качеств личности, так как изменение их показателей приводит к улучшению адаптации к ситуациям, встречающимся в служебной деятельности сотрудников. Они стали успешнее преодолевать препятствия на пути к достижению целей и демонстрировать достаточную уверенность в себе, организуя свое поведение вопреки трудностям. Тем самым психологический тренинг является методом преднамеренных изменений, коррекции характеристик волевых качеств личности, обеспечивает надежность деятельности сотрудников органов внутренних дел.

2. Участники программы коррекции волевых качеств по мере овладения методами и приемами волевой саморегуляции сформировали у себя алгоритм преодоления различных психологических барьеров, научились управлять своими страхами и осуществлять прогнозирование развития экстремальных служебных ситуаций. Опытно-экспериментальное исследование доказало положительную динамику тренинга и в целом эффективность программы.

3. Опросник изучения и оценки волевых качеств является надежным психодиагностическим методом.

4. Анализ профессиональной деятельности сотрудников органов внутренних дел показал отсутствие информационно-управленческой основы для формирования и коррекции профессионально — волевых качеств у личного состава с учетом индивидуальных особенностей, скорости и качества развития отдельных волевых качеств, соответствующей мотивации и объективности оценивания результатов. В этой связи возникает потребность в дальнейших исследованиях возможностей тренинговых технологий для развития навыков саморегуляции, произвольной направленности внимания на контроль за ситуацией и собственными действиями личности, при подавлении непроизвольного внимания и страхов сотрудников в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности.

Практические рекомендации.

Для повышения эффективности служебной деятельности, профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел предлагается осуществить следующие мероприятия:

1. Отделу профессиональной подготовки, психологической службе ОВД рекомендовать авторскую методику изучения волевых качеств, а также программу психологического тренинга коррекции волевых качеств.

Психологической службе целесообразно включить в содержание мониторинга психического состояния личного состава оценку волевых качеств сотрудников органов внутренних дел.

2. Отделам кадров, психологам при отборе кандидатов на службу, при перемещении по службе, при формировании групп быстрого реагирования, при отборе кандидатов в зоны чрезвычайного положения использовать опросник изучения и оценки волевых качеств для прогнозирования успешности сотрудника в оперативно-служебной деятельности.

3. Рекомендовать руководству вузов МВД России внедрить программу психологического тренинга коррекции волевых качеств с целью профессионального развития курсантов и слушателей.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека. Изд-во Казанского университета. Казань, 1987. — 203 с.
  2. К.А. О субъекте психической деятельности. М.: Наука, 1973. С. 243.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. 299 с.
  4. В.В. Психология решения проблемных ситуаций. М., 1992. -318 с.
  5. А.И. Оценка и прогноз психологической готовностисотрудников органов внутренних дел МВД России к деятельности в экстремальных ситуациях: Дисс.. канд. психол. наук. СПб, 2004. 176 с.
  6. Акмеология развития личности и деятельности // Материалы межвузовской науч.-практ. конф. студ., аспирантов и преподавателей. Санкт-Петербург, 20 апреля 2007 года СПб.: Санкт-Петербургская акмеологическая академия (институт), 2007. 18 п.л.
  7. М.А., Гришанович Т. В., Лобанова Л. В., Травникова Н. Г., Трошихина Е. Г. Тренинг развития жизненных целей / Под ред. Е. Г. Трошихиной. СПб.: Речь, 2003. 216 с.
  8. А.П. Риск и его роль в общественной жизни. М.: Мысль. 1989.- 187 с.
  9. .Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. — 341 с. Ю. Андреев Н. В. Психологическое обеспечение оперативно-служебнойдеятельности сотрудников ОВД. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. 160 с.
  10. П.К. Избранные труды. Системные механизмы высшей нервной деятельности. М., 1979.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М., 1976.- 158 с.
  12. Асмолов А. Г, Психология личности: Учебник. М., 1990. 367 с.
  13. А.Г., Петровский В. А. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности // Вопросы психологии. — 1978. № 1. С. 7−18.
  14. А.А. Воспитывать патриотов: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 172 с.
  15. А.А. Растить патриотов. М.: Просвещение, 1988. 101 с.
  16. Р., Кейпл Дж. Теория и практика тренинга. СПб.: Питер, 2002.-352 с.
  17. В.Ю. Свободное тело. М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. 224 с.
  18. В.Д. Аутотренинг. М.: Знания, 1992. 64 с.
  19. Д.С., Почебут Л. Г. Психология толпы и терроризм. Учебное пособие / Под ред. В. П. Сальникова. М.: ЦОКР МВД России, 2007. 176 с.
  20. Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности. М, 1966.
  21. Н.Р. Психология личностного роста: Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста: М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 64 с.
  22. Н.В. Субъект как категория отечественной психологии. Дисс.. канд. психол. наук. М., 2004. С. 47.
  23. В.В. Общая психология. Учебное пособие. М., 1973.
  24. В.Ю. Психотренинг, социодинамика, игры, упражнения. СПб., 1996.
  25. М. Воля и волевые качества // Психология личности в социалистическом обществе. М., 1989.
  26. А.В. Психология субъекта. М.: Инст-т психологии РАН. СПб.: Алетейя, 2003. 272 с.
  27. А.В. Педагогические основы обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1997.-19с.
  28. Л.Ф., Грабская И. А. Основы психотерапии. К.: Ника-Центр, 2001.-С. 135−161.
  29. В.Л. Юридическая психология. СПб., 2000. 435 с.
  30. В.Л. Психологические основы руководством следственным подразделением. Л.: 1983. — 345 с.
  31. Н.Н. Тренинг преодоления конфликтов. СПб., 2002. 180 с.
  32. Ю.В. Психологические основы организации труда следователя. Волгоград, 1986. 126 с.
  33. Ф.Е. Психология переживаний. М., 1984. 200 с.
  34. И.В. «Психология тренинговой работы». М.: Эксмо, 2007.
  35. И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие. (3-е изд., перераб. и доп). М.: Изд-во: «Ось-89», 2005. 256 с.
  36. .Ф., Гутерман М. П. Конфликты и стрессы в деятельности работников органов внутренних дел. Омск, 1976. — 35 с.
  37. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.-283с.
  38. .С. Мотивы преступления. Казань: Изд-во Казанского университета, 1992. — 152 с.
  39. Е.М. Конфликтология: Лекция. (3-е изд., перераб. и доп.). Домодедово: РИПК МВД РФ, 1995. 32 с.
  40. С., Как вести себя на тренинге? // Журнал «Обучение и карьера». 2005 г., № 35, С. 70.
  41. P.M. Элементы практической психологии. JL: Изд-во ЛГУ, 1988.-560 с.
  42. Н.В. Психология конфликта. СПб.: Питер, 2001. 464с.
  43. Н.А., Матросов В. А., Ткаченко B.C. Особенности профессиональной адаптации молодых сотрудников к службе в ОВД // Психопедагогика в правоохранительных органах. № 2. 1998.
  44. Ф.Н. Психология. Учебное пособие. М., 1973.
  45. М.Г., Красник B.C. Социально психологический тренинг, профессиональное общение сотрудников ИТУ с осужденными / Учебное пособие. Уфа, Уфимская высшая школа МВД РФ, 1996. 74 с.
  46. Действия нарядов милиции при возникновение чрезвычайных ситуаций: Учебно-методическое пособие. Ч. 1. М.: ЦОКР МВД России. 2008.- 148 с.
  47. Действия нарядов милиции при возникновение чрезвычайных ситуаций: Учебно-методическое пособие. Ч. 2. М.: ЦОКР МВД России. 2008.- 168 с.
  48. JI.A. Теоретические аспекты проблемы адаптации // Психопедагогика в правоохранительных органах. № 3−4. 1999.
  49. В.Ф. Физическая подготовка в органах внутренних дел: Лекция. Домодедово: ВИПК МВД России, 2002. 32 с.
  50. И.Б., Сидоренко Е. В. Межличностные отношения. СПб., 2002. 76 с.
  51. Т.Т., Пуни А. Ц. Психология физического воспитании и спорта. М. 1979. 245 с.
  52. Т.Т. Воспитание волевых качеств — решительности и смелости у советских воинов средствами физической подготовки: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л, 1954. -35 с.
  53. .И. Эмоциональная направленность личности: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М., 1985. -29 с.
  54. М.И. готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект. Минск, 1985. — 206 с.
  55. М.И. Психология высшей военной школы. М.: ВПА, 1983.418 с.
  56. О.В. Практика психологического тренинга. СПб., Изд-во: «Речь», 2005.-256 с.
  57. Т.Г. Психология. М.: Воен. издат., 1952. — 207 с.
  58. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л., 1985.- 166 с.
  59. М.И. Основа общей и юридической психологии: Учебник для вузов. М.: Юрист, 1996. 631 с.
  60. М.И. Энциклопедия. Юридическая психология. М., 2001.
  61. М.И., Черных Э. А. Психология следователя М., 1994.
  62. Л.В. Формирование эмоционально-волевой устойчивости у сотрудников ОВД. Дисс.. канд. пед. наук. СПб, 2002. -226 с.
  63. А.И. Неврозы у детей. СПб.: Дельта, 1996. 480 с.
  64. В.П. Социальная психология, тренинг: Учебное пособие. Л.: ЛГУ 1989. -55 с.
  65. Зинкевич — Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. СПб.: Речь, 2003. — 128 с.
  66. В.П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. М., 1983, 164 с.
  67. В.П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. М.: Тривола, 1994.-304 с. 71.3убрилова И.С., Срыпников А. И. Психологическое обеспечение оперативно-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел. М., 2001.-140 с.
  68. А.Т. Совершенствование психологической подготовки курсантов ВУЗов МВД СССР к службе во внутренних войсках: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: ВПА, 1987. 16 с.
  69. В.И. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: 1991.-279 с.
  70. В.А. К сущности волевого усилия // Психологический журнал. Т.6. № 3. 1985. С. 67−93.
  71. В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. М.: МГЦ, 1991.-142 с.
  72. В.А., Эйдман Е. В. структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. Т.11. № 3. 1990 С. 39−58.
  73. Е.П. Психофизиология физического воспитания: факторы, влияющие на эффективность спортивной деятельности. М.: Просвещение, 1983.- 223 с.
  74. Е.П. Психология воли. СПб: Изд-во «Питер», 2000. 288 с.
  75. В.Г., Кондратьев JI.JI. Психология: Учебник для индустриально-педагогических техникумов. М.: Высшая школа, 1989. 383 с.
  76. В.Н. Нравственно-волевое воспитание школьников в спортивной деятельности: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М.: 1994. -22 с.
  77. М.И. О воспитании и воинском долге. М.: Воениздат, 1958.- С. 404
  78. С.И. Компьютерная обработка данных для психологов / Под науч. ред. A.JI. Тулупьева. (Изд.2-е). СПб.: «Речь», 2004. 134 с.
  79. Б. Д. Ледер С. Групповая психотерапия. М., 1990
  80. Н. Психология и солдат / Пер. с англ. (2-е изд.). М.: Воениздат, 1991. 96 с.
  81. ФИ. Технологии обучения менеджеров. Где, когда и как их использовать? М., «Добрая книга», 2006 г. С. 34.
  82. О. Н. 8ирегинтеллект. Интенсив-тренинг для повышения IQ, М.: Речь, 2007−322 с.
  83. Е.А. Мотивы профессионального Выбора в ОВД // Известия МЦПО и КНИ при ГУК МВД России. № 1. 1996. С. 54−58.
  84. А.Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. 207 с.
  85. Когнитивные стили / Под ред. В. Колги, Таллинн, 1986. — 252 с. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979. 503 с.
  86. Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. М., ИКЦ «МарТ" — Р-н/Д, «МарТ», 2005 г. С. 357.
  87. Кон И.С. В поисках себя. М.: Политиздат, 1984. 26 с.
  88. В.Т., Донской Д. И. Общая психотерапия. Минск: Наука и техника. 1993. 478 с.
  89. О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения. Психология личности // Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Наука, 1989.-С. 158−171.
  90. А. И.Тренинг коммуникации. Арт-терапия. Учебное пособие М.: 2006.-332 с.
  91. К.Н. Воспитание воли и характера. Л., 1948.
  92. К.Н. Воля и ее воспитание. М., 1957.
  93. Т.В. Диагностика «личностных факторов» принятия решений // Вопросы психологии. № 6. 1994. С. 99 — 109.
  94. И.О., Портнягина Н. Ю., Тюнис Л. Ю. Организация психологической работы с резервом руководящих кадров органов внутренних дел: Методическое пособие. / Под общ. ред. В. Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2007. 232 с.
  95. И.О. Психологическая диагностика постстрессовых состояний: Методическое пособие для практических психологов. Пермь, 1998.
  96. Р. Психотерапевтические группы: Теория и практика / Пер. с лит. М.: Академический проект, 2000. 240 с.
  97. Н.В., Свистун М. А. Программа социально психологического тренинга. Ярослвль, 1992.-68с.
  98. В.А. Воспитание воли человека и характера. М.: Знания, 1960.-281 с.
  99. В.И. Личность в экстремальных условиях. М.: Политиздат, 1989.-228с.
  100. Н.Д. Детская и педагогическая психология. М., 1958.
  101. А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: курс лекций. М.: МГУ, 1994.-62 с.
  102. B.C., Решетников М. М. Аутогенная тренировка. Л., 1986.- 124 с.
  103. А.А. Индивидуализация процесса развития коммуникативных способностей у сотрудников таможенной службы. Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Челябинск, 2001. 20 с.
  104. С.И. Профессиональный тренинг // Психология профессиональной подготовки / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1993. 57 с.
  105. С.И., Хрящева Н. Ю., Сидоренко Е. В. Психогимнастика в тренинге: Каталог. Ч. II. СПб., 1993. 234 с.
  106. В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1982.-32с.
  107. А.К. Психология профессионализма. М., 1996. 276 с.
  108. Е.В. Мотивационно-волевые особенности личности как фактор успешности деятельности. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1984.-16 с.
  109. В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. Л.: Наука, 1982. 213 с.
  110. B.C. Психология индивидуальности / Под ред. Е. А. Климова. М., 1996. -448с.
  111. Ю.А. Саморегуляция и активность личности в юношеском возрасте. М.: Педагогика, 1991. — 151 с.
  112. Морально-психологическая подготовка сотрудников ОВД к действиям в экстремальных условиях. М.: РИПК работников МВД РФ, 1994. -118с.
  113. М.А. Методика специальной физической подготовки работников уголовно-исполнительной системы: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. М., 1994.-29 с.
  114. Н.И. Психическая напряженность. М.: Медицина, 1976.- 163 с.
  115. А .Я. Культура делового общения. Челябинск, Изд-во «Версия», 1997.-256 с.
  116. А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Учебное пособие. СПб.: Речь 2004. 292 с.
  117. Т.А. Состояние нервно-психологического напряжения. JL: 1983.- 169 с.
  118. Г. А. Охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности при проведении массовых мероприятий: Учебно-методическое пособие / Под общ. ред. О. Д. Нациевского. М.: ЦОКР МВД России, 2008.- 112 с.
  119. В.В. Систематизация волевых свойств человека // Вестник СПбУ. № 3.1995.
  120. К. Психологическая теория строения и развития личности // Психология формирования и развития личности. М., 1981.-С. 59−60.
  121. А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. Воронеж: Рос. академия гос.службы при Президенте РФ, 1997. С. 45.
  122. Организация психологического обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие / Под общ. ред.В. М. Бурыкина. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. -240 с.
  123. А.А. Введение в практическую психокоррекцию. Групповые методы работы. М.: Московский психологический институт, Воронеж, изд-во НПО «МОДЭК», 2000.
  124. Ю.Ю. Развитие инициативности, самостоятельности, решительности баскетболистов в процессе спортивных тренировок. М., 1961.- 19 с.
  125. А.И. Личная безопасность сотрудников ОВД. Тактика и психология безопасной деятельности. М, 1996. 132с.
  126. А.Э. Оценка индивидуальных особенностей развития волевых качеств личности: Дисс.. канд. психол. наук. М.: 1996. — 141с.
  127. Г. И. Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. СПб, 2000.
  128. С.В. Психологический тренинг в многочисленной группе. Методика развития компетентности в общении в группах от 40 до 100 человек. М.: Академ Проект, 2004. 256 с.
  129. С.П. Повышение эффективности эмоционально волевой саморегуляции офицера ВМФ: Автореферат дисс.. пед. наук. СПб., 1996.- 18 с.
  130. М.П., Саранчина Т. А. Психология в экстремальных ситуациях и педагогической профессиональной деятельности сотрудников ОВД: Учебно-методическое пособие для слушателей заочной формы обучения. Екатеринбург. 1999. — 94 с.
  131. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1988. 174 с.
  132. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. -256 с.
  133. В.А. Практикум по социально-психологическому тренингу. (3-е изд., испр. и доп.) / Под ред. Б. Д. Парыгина. СПб., 2000. 352 с.
  134. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. 672 с.
  135. Предупреждение и пресечение правонарушений на объектах транспорта: Учебно-методическое пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2008.- 100 с.
  136. Профессиональная квалификация. Требования к сотрудникам уголовного розыска // Известия МУ ПО и КНИ при ГУК МВД России. № 2. 1996.-С. 105−129.
  137. Принцип системности в психологических исследованиях: Сборник статей / Отв.ред. Д. Н. Завалишина, В. А. Барабанщиков. М.: Наука, 1990.- 184 с.
  138. Психогимнастика в тренинге / Под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб., 2001.-84 с.
  139. Психологический словарь // Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца и др. М.: Педагог. 1983. 448 с.
  140. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: Учебно-методическое пособие / Сост. К. Г. Дедюхин. Домодедово: ВИПК МВД России, 2000. 29 с.
  141. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников ОВД / Под ред. А. Ф. Дунаева, А. С. Батышева (в 5-ти частях). М., 1992.
  142. Психология / Под общ. ред. А. У. Луни. М.: Физкультура и спорт, 1984.-255 с.
  143. В.П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2001.
  144. А.Ц. Вопросы психологической подготовки к соревнованиям в спорте. Л.: 1972.-89 с.
  145. Н.Е. Тренинг командообразования. Цели, диагностика, игры. М.: Генезис, 2003. 112 с.
  146. Рай Л. Развитие навыков тренинга. СПб.: Питер, 2002. 208 с.
  147. Г. Г. Психологические особенности действий сотрудников ОВД в экстремальных условиях. Минск, 1978. 32 с.
  148. С.Л. Основы общей психологии. Т.2. М.: Педагогика, 1989.-328 с.
  149. JI.И. Самовоспитание чувств, интеллекта, воли. М.: Знание, 1983.- 169с.
  150. К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1998. -384 с.
  151. П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена// Проблемы психологии спорта. М., 1962.
  152. . О.Е. Профессионально-психологическая устойчивость сотрудников ОВД и пути ее совершенствования. М, 1990. — 56 с.
  153. И.Б., Лапшин И. Б. Психологические аспекты ведения переговоров в «ситуации заложника». Лекция, М.: Академия МВД РФ, 1993. -25 с.
  154. В.И. Избранные психологические произведения (воля, ее развитие и самовоспитание). Рязань: РПИ, 1992. 575 с.
  155. В.И. Психология волевой активности. Рязань: РГПИ, 1974.- 150 с.
  156. Н.А. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой в Школе здоровья Н. Семеновой «Надежда». СПб.: Изд-во: ДИЛЯ, 2003.- 128 с.
  157. И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Учпедгиз, 1947. 419 с.
  158. Е.В. Мотивационный тренинг. СПб.: Речь, 2000. 234 с.
  159. Е.В. Мастер класс. Технология создания тренинга. СПб., 2008.
  160. Е.В. Терапия и тренинг. СПб.: Речь, 2000.
  161. Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату, СПб., «Речь" — ООО «Сидоренко и Ко», 2007, С. 11.
  162. Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2003. 256 с.
  163. Н.Н. Формирование психологической подготовленности у сотрудников МВД к служебной деятельности в экстремальных условиях: Дисс.. канд. пед. наук. СПб., 1996. 198 с.
  164. А.В. Организационно-педагогические условия формирования волевых качеств курсантов специальной школы милиции: Дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1998. — 168 с.
  165. Г. Н. Психологический анализ проблемы принятия решений. М.: МГУ, 1985. 78 с.
  166. В.М. Профессионально психологическая подготовка сотрудников ОВД по нетрадиционным восточным психотехникам к действиям в экстремальных условиях. М., 2000. 71 с.
  167. A.M. Методы активного обучения. М.: Высшая школа, 1991.-76 с.
  168. В.Н. Методика развития самообладания / Психодиагностики в правоохранительных органах. Омск: ОЮИ МВД России, 1996.-С. 74−75.
  169. В.М. Особенности воспитания дисциплинированности у слушателей учебных центров МВД России. Дисс.. канд. пед. наук. СПб., университет МВД России. 2001. 221 с.
  170. Совершенствование системы формирования морально-боевых качеств у слушателей вузов МВД России. СПб, 1996. 183 с.
  171. Ю.В. Тренинг делового (профессионального) общения. М.: Академический Проект, 2006. 128 с.
  172. Г. В. Математико-психологические модели деятельности. СПб., 1994.— 64с.
  173. В.А. Психология в субъектном измерении. Киев: Просвита, 1996. С. 219.183. «Теоретико-методологические проблемы правопорядка и безопасности» // Психология обеспечения правопорядка и безопасности /
  174. Материалы международной научно-практической конференции, 21−23 мая 2008 года. Санкт-Петербург, 2008. 1,0 п.л.
  175. В.П. Психологические условия мобилизационности сотрудников ОВД на выполнение служебного долга // Психолого-педагогические проблемы совершенствования управления и оперативно-служебной деятельности ОВД. М.: Академия МВД СССР, 1986. С. 16−22.
  176. В.М. Интенсивные интегративные психотехнологии в психокоррекционной работе с личностью осужденного. Автореф. дисс.. канд. психол. наук. СПб., 2004. 34 с.
  177. Н.Ф., Галицкий В. П. Психологические аспекты преодоления конфликтных ситуаций в воинских коллективах. М.: ВПА. 1981.- 112 с.
  178. В.Н. Психолого-педагогические основы профессиональной адаптации курсантов в средних учебных заведениях МВД РФ: Автореф. дисс.. канд. пед. наук. Брянск, 1996. 18 с.
  179. А.Т. Эмоционально волевая подготовка спортсменов. Киев, 1982.
  180. К. Команда: консультирование и тренинг организации. М.: Генезис, 2005 400 с.
  181. К. Технология ведения тренинга. Теория и практика. Пер. с нем. М.: Генезис, 2003. 272 с.
  182. Р. Духовные практики ниндзя: Постижение внутренней свободы / Пер. с англ. СПб.: Изд-во: ДИЛЯ, 2008. 208 с.
  183. X. Мотивация и деятельность: В 2-х т. М.: Педагогика, 1986. Т.1−408 с. Т.2−398 с.
  184. Н.Ю. Психогимнастика в тренинге. СПб.: «Ювента», Институт тренинга, 1999. 256 с.
  185. Н.В. Пахомов Ю.В.. Психотехнические игры в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1985. 160 с.
  186. Н.А. Развитие воли у школьников. Минск: 1991. 108 с.
  187. B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. М.: Педагогика, 1989. — 152 с.
  188. О.А. Соперничество, риск, самообладание в спорте. М.: ФиС, 1980.- 108 с.
  189. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977.- 144 с.
  190. М.И. Психогимнастика. М., 1990. 245 с.
  191. Г. С. Медико-психологическая реабилитация л/с МВД России осуществляющего оперативно следственные действия в экстремальных условиях: Методические рекомендации. М.: ВНИИ МВД России, 2003. 45 с.
  192. А.Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. — 208 с.
  193. Ю.В. Юридическая психология. М.: Юрист, 1985.-256 с.
  194. Ю.А., Потанин С. П. Эмоционально-волевая саморегуляция сотрудника ОВД. СПб.: СПбЮИ МВД России, 1996. 91 с.
  195. Ю.А. Психология деятельности служебного коллектива органов внутренних дел (управленческо-развивающий подход). Монография. СПб., 1998.
  196. В.М. Профессионально-психологическая подготовленность следственных работников и пути ее совершенствования // Психопедагогика в правоохранительных органах. № 2. 1997.
  197. Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. СПб.: Изд-во: «Речь», 2003. 192с.
  198. Д.С. Экспертные оценки. Методы и применение (обзор) // Статистические методы анализа экспертных оценок. М.: Педагогика, 1977. -С. 19−27.
  199. А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов. Москва, Р-н/Д: «Феникс», 1996. — 544 с.
  200. Д.И., Мартынцева Л. И. способы саморегулирования психических процессов. М, 1994. 135 с.
  201. И.Г. Аутогенная тренировка. М, 1985. — 124 с.
  202. Е.П. Теория воли и оперативная оценка волевых качеств спортсмена, Омск, 1986 — 153 с.
  203. М.Н. Дыхательная гимнастика Стрельниковой. М.: Физкультура и спорт, 1999. 112 с.
  204. Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во: АН Грузин ССР, 1961. С. 171.
  205. М.Г. Психология в XX столетии. М.: Политиздат, 1974. -С. 367.
  206. С.П. Социальная психология правоохранительной деятельности. СПб., 2000.
  207. Absalyamov Т., Lipsky Е., Shirkovetch Е. Analyses of competitive activity for directing training process in swimming. FINA/LEN coaches clinic swimming. Bonn. 1989. 20 p.
  208. Arons H. Hipnosis in criminal investigation. Springfield, IL: Charles C. Thomas, 1967.
  209. AssagioU R. Psychosynthesis: A Manual of Principles and Techniques.N. Y.- Buenos-Aires, 1965.
  210. Dinkmeyer D., McKay G. D. The Parent’s Handbook: Systematic Training for Effective Parenting. N. Y., 1989.
  211. ДгеИсигБ R. The Four Goals of the Maladjusted Child // Nervous Child. 1947. Vol. 6.
  212. Ellis A. Rational Psychotherapy // The Journal of General Psychology. 1958. Vol. 59.
  213. Klein M. Notes on some schizoid mechanisms // International Journa-of Psychoanalyses. 1946. N 33.
  214. Smith H.C. Sensitivity Training: The Scientific Understanding of Individuals. N. Y, 1973.
  215. Spence S., Shepherd. Developments in Social Skills Training. London,
  216. Tansey M., Burke W. F. Understanding Countertransference: From JProjective Identification to Empathy. Hove- London, 1989.
  217. Polizeidienstkunde. Leitf aden fur Theone und Praxis (von R. Taschenracher). Verlag Deutsche Polizei, GmbH, 1984, 316s.
  218. Nosal Ch.S. Psychologiczne modele umysly. Warszawa: Panctwowe Wydawnictwo Naukowe, 1990.
  219. Royce J.R. Cognition and knowledge: Psychological epistomology. In: E. Carterette, M. Fridman (Eds.). Handbook of Perception. V. 1. N.Y.: Acad. Press., 1974. P. 149- 176.
Заполнить форму текущей работой