Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологический подход. 
Конфликтология: общая и прикладная

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конфликт — центральное понятие теории психоанализа и именно поэтому его описание заслуживает особого внимания. 3. Фрейд дает четкое определение: «Мы выводим расщепление психики не от прирожденной недостаточности синтеза душевного аппарата, но объясняем это расщепление динамически, как конфликт противоположно направленных душевных сил; в расщеплении мы видим результат активного стремления, двух… Читать ещё >

Психологический подход. Конфликтология: общая и прикладная (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время наиболее развитой в области исследований психологии конфликта можно считать психоаналитическую традицию, которая повлияла на другие школы и направления психологии.

Конфликт — центральное понятие теории психоанализа и именно поэтому его описание заслуживает особого внимания. 3. Фрейд дает четкое определение: «Мы выводим расщепление психики не от прирожденной недостаточности синтеза душевного аппарата, но объясняем это расщепление динамически, как конфликт противоположно направленных душевных сил; в расщеплении мы видим результат активного стремления, двух психических группировок одной против другой». По традиционной психоаналитической концепции человек имеет конфликтную природу. При этом в качестве основы конфликта рассматриваются структурные элементы психики. Конфликт для человека является не случайным, а сущностным состоянием. Вместе с тем в методологических обоснованиях как прикладного, так и теоретического подхода нет понятийной схемы собственно конфликта. Он всякий раз обсуждается как состоявшийся и понимается, как столкновение двух антагонистических сил, которые не могут не столкнуться. В качестве этих сил выступают «Сверх-Я» и «Оно». «Я» выступает как разрешающее этот конфликт вытеснением идущей от «Оно» тенденции, а затем переживающее непонятные для него последствия неадекватного разрешения. Задача психоаналитика — устранить негативные последствия конфликта, т. е. в итоге речь идет не о разрешении конфликта, а о снятии переживания, связанного с существованием конфликта.

Центральным понятием теоретической системы К. Хорни является понятие базисной тревожности, однако в отличие от Фрейда и Юнга, Хорни не считает, что конфликт свойственен природе человека изначально. Уже начиная со своих ранних работ, она исходит из того, что «неврозы вызываются культурными факторами, — что более точно означает, что неврозы генерируются нарушением равновесия в человеческих взаимоотношениях». Под влиянием базисного чувства тревожности человек вырабатывает компенсирующие стратегии поведения, которые, постепенно закрепляясь в характере человека, становятся частью его личности, приобретая характер потребностей. Первоначально Хорни выделила 10 таких потребностей, названных ею невротическими в силу иррациональности подобного решения проблемы; среди них потребности власти, эксплуатации других, престиже и др. Затем она объединила их в три группы, каждая из которых выражает базисный аттитюд в отношении других и себя и определенную философию жизни. Так появились три основные тенденции личности — «движение к людям», «движение против людей», «движение от людей».

По мнению Хорни, эти три базисные ориентации характерны для любого человека, поскольку они вовсе не исключают друг друга; однако невротическая личность, обладающая повышенной базисной тревожностью, следует какой-либо одной тенденции как доминирующей, подавляя или отрицая две другие: «При переходе человека от одной ситуации к другой он использует тот, который является более эффективным для данной ситуации. Однако если используется исключительно одна схема, независимо от ситуации, это является признаком невроза».

Что же представляет собой ориентация «против людей»? Ее характерным доминирующим элементом является враждебность. Хорни характеризует человека с этой свойственной ему тенденцией следующим образом: «Когда он двигается против людей, он принимает и считает само собой разумеющейся враждебность вокруг себя и решает, сознательно или бессознательно, бороться. Он имплицитно не доверяет чувствам и интенциям других по отношению к нему. Он противодействует всеми путями, которые ему доступны. Он хочет быть сильнее и нанести им поражение, отчасти для своей собственной защиты, отчасти из мести». Эта доминирующая ориентация личности, по мнению К. Хорни, существенно определяет характер ее взаимоотношений с окружающими людьми, порождая стремление к установлению контроля над другими, эксплуатации их в своих целях и пр. в соответствии со своей философией.

Подобная направленность личности является весьма устойчивой: противоположные тенденции (например, чувство симпатии) разрушают целостность и незыблемость той картины мира, которую создал себе человек, поэтому он будет подавлять эти противоположные тенденции и, напротив, укреплять свойственные ему враждебные.

Таковы некоторые моменты теоретической концепции Хорни. Из этого следует, что мы должны рассматривать межличностные конфликты как проявление внутриличностной тенденции движения «против людей», которая может быть более или менее выраженной в зависимости от степени невротичности личности. Возникая как реакция на детерминированное средой чувство тревожности, эта ориентация личности стабилизируется и может стать доминирующей у отдельных людей. Все человеческие отношения К. Хорни рассматривает через призму влияния интрапсихических процессов. Благоприятная окружающая среда может быть гарантией против возникновения невротического характера, однако надежды на разрешение внутренних конфликтов с помощью изменения внешней среды были бы ошибочны: в полном соответствии с психоаналитической традицией К. Хорни пишет: «Ошибка, заключенная во всех этих экспектациях, лежит не в переоценивании важности человеческих отношений, но в переоценке силы интрапсихических факторов».

Несмотря на отход Хорни от классического фрейдизма, ее взгляды не оставляют сомнения относительно их общей психоаналитической ориентации.

Общепризнано, что внутриличностные конфликты не могут возникать без влияния на личность окружающей среды, в том числе социальной. «Чистых», возникающих только по причине внутренних действий, внутриличностных конфликтов нет. Их можно разделить на две группы исходя из природы противоречий, лежащих в основе конфликта:

• возникающие как результат перехода объективных противоречий, внешних по отношению к человеку, во внутренний мир (моральные конфликты, адаптационные и др.);

• возникающие из противоречий внутреннего мира личности (мотивационные конфликты, конфликт неадекватной самооценки), которые отражают отношение личности к окружающей среде.

Е. Донченко и Т. Титаренко выделяют три уровня развития психологического противоречия:

  • • психологическое равновесие внутреннего мира личности;
  • • нарушение равновесия, осложнение, затруднение основных видов деятельности, проекция психологического дискомфорта на работу, общение с окружающими (внутриличностный конфликт);
  • • невозможность реализации планов и программ, «разрыв жизни», невозможность выполнять свои жизненные функции до тех пор, пока не разрешится противоречие (жизненный кризис).

Как отмечает Д. Шевчук, личность является предельным субъектом (оппонентом) конфликта. В этом качестве она образует одну из его сторон. Но кроме этого каждый человек является самостоятельным генератором конфликта, внутри которого он и развертывается. Другими словами — личность постоянно производит и воспроизводит конфликты внутри себя — внутриличностные конфликты, носителем которых она и является. И можно без преувеличения сказать, что вся жизнь нормального человека — это конфликт, и прежде всего конфликт не внешний, а внутренний, от которого нам никуда не деться.

В концепции внутриличностного конфликта в рамках психоаналитического направления, как мы уже отмечали, акцент делается на его биопсихологической трактовке. У человека в состоянии внутриличностного конфликта происходит столкновение желаний, часть личности отстаивает определенные желания, другая отклоняет их (3. Фрейд). В теории К. Юнга внутриличностный конфликт — это регресс на более низкий уровень психики, т. е. он происходит в сфере бессознательного. У К. Хорни внутриличностный конфликт анализируется с двух позиций: как столкновение стремлений к удовлетворению желаний и к безопасности и как противоречие «невротических потребностей», удовлетворение которых влечет за собой фрустрацию других.

В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. В основе конфликта, по К. Роджерсу, лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне. Другой представитель данного направления — А. Маслоу сущность внутриличностного конфликта рассматривает как нереализованную потребность человека в самоактуализации. Сущностью внутриличностного конфликта, по мнению основателя логотерапии В. Франкла, является потеря смысла жизни.

Когнитивная психология рассматривает внутриличностный конфликт через когнитивный диссонанс (Л. Фестингер). Диссонанс представляет собой негативное состояние, возникающее в ситуации несоответствия знания и поведения или несовпадения двух знаний.

Субъективно когнитивный диссонанс переживается как дискомфорт. Поэтому личность стремится устранить его. В рамках бихевиоризма внутриличностный конфликт трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания (Д. Скинер). В работах необихевиористов (Н. Миллер, Дж. Доллард) конфликт определяется как фрустрация, т. е. реакция на препятствие.

Интеракционизм при анализе внутриличностного конфликта исходит из понимания его как конфликта ролей (А. Голднер). Основатель концепции психосинтеза Р. Ассаджоли видит сущность внутриличностного конфликта в наличии острых противоречий внутри личности, снижающих цельность «Я».

В большинстве зарубежных теорий внутриличностного конфликта, разработанных зарубежными психологами, основу составляет категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями.

Среди отечественных психологов одним из первых психологические конфликты исследовал А. Лурия. Под внутриличностным конфликтом он понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.

Значительный вклад в развитие теории психологического конфликта внесли психологи В. Мерлин, В. Мясищев, Н. Левитов Л. Славина, Ф. Василюк, Е. Фанталова.

Проблему конфликта активно разрабатывал М. И. Мясищев, считая, что конфликтная ситуация является «психической презентацией» назревшего противоречия как внутри личности, так и между людьми. Конфликт перерастает в невроз, если переживания данного конфликта начинают занимать центральное место в системе отношений личности. В. Н. Мясищев утверждал, что личность — система отношений, характеризующаяся уровнем, структурой и динамикой, и выявлял вектор развития этих отношений, барьеры на путях их реализации. Автор отмечал: «Психологические отношения человека в развитом виде представляют целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами объективной действительности. Эта система вытекает из всей истории развития человека, она выражает его личный опыт и внутренне определяет его действия, его переживания». Человек не может изменить ситуацию так, чтобы исчезло патогенное напряжение и был найден рациональный выход из сложившегося положения. Такой конфликт занимает ведущее место в жизни человека, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, обостряющее противоречие, усиливает трудности, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, снижает продуктивность и самоконтроль. В. Н. Мясищев считает, что отношение выражает связь личности с действительностью, эта связь, как и личность в целом, динамична, процессуальна и структурирована.

Деформация этой связи порождает аффективное напряжение, которое не может переработаться личностью рационально и приводит к функциональным нарушениям. Данные размышления автора подтверждаются разработанной им классификацией невротических конфликтов. Он описывает конфликты истерического, обсессивно-психастенического и неврастенического типов. Истерический тип характеризуется завышенными претензиями личности в сочетании с недооценкой объективных условий или требований окружающих. Обсессивно-психастенический тип невротического конфликта характеризуется противоречивыми собственными потребностями, борьбой между желанием и долгом, между моральными принципами и личными привязанностями. Неврастенический тип представляет собой противоречие между возможностями личности и ее завышенными требованиями к себе. При возникновении этого конфликта играют роль высокие требования, предъявляемые напряженностью современной жизни.

В. Мерлин рассматривал психологический конфликт как «результат острого неудовлетворения глубоких и актуальных мотивов и отношений личности». Если в процессе деятельности возникает состояние длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности, то такое психическое состояние является внутриличностным конфликтом.

Длительность и интенсивность конфликта зависят от того, какое место занимают нарушенные антагонистические отношения во всей системе отношений человека. При столкновении центральных отношений конфликт принимает глобальные размеры, захватывает всю личность. Она как бы внутренне расщепляется, и этот внутренний конфликт может перерасти в невроз. По Н. Левитову, внутренний конфликт представляет борьбу мотивов, которая осознается как переживание душевного разлада. Внутриличностный конфликт активно изучается Ф. Василюком, Т. Титаренко, Ю. Юрловым. Ф. Василюк рассматривает внутренний конфликт как один из видов критических жизненных ситуаций (наряду со стрессом, фрустрацией и кризисом). Конфликт возникает в результате столкновения двух внутренних побуждений, отраженных в сознании в виде самостоятельных ценностей. Внутренний конфликт протекает в форме особого «ценностного переживания». Показателем внутриличностного конфликта является сомнение в истинной ценности мотивов и принципов, которыми руководствовался в жизни субъект.

Внутриличностный конфликт как психологический аспект личности имеет показатели, которые подразделяют на несколько групп (по А. Г. Ковалеву).

  • 1. Когнитивная сфера — противоречивость образа — «Я»; снижение самооценки; осознание своего внутреннего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценностного выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.
  • 2. Эмоциональная сфера — психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.
  • 3. Поведенческая сфера — снижение качества и интенсивности осуществляемой деятельности; снижение удовлетворенности этой деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.
  • 4. Интегральные показатели — нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Внутриличностные конфликты возникают под влиянием на личность окружающей среды, в том числе социальной. Можно выделить две группы противоречий, лежащих в основе конфликта:

  • • объективные противоречия, внешние по отношению к человеку, которые переходят во внутренние (моральные конфликты, адаптационные и др.);
  • • противоречия внутреннего мира личности (мотивационные конфликты, конфликт неадекватной самооценки), которые отражают отношение личности к окружающей среде.

Для возникновения внутриличностного конфликта необходимо присутствие личностных и ситуативных условий.

  • 1. Личностные условия:
    • • сложный внутренний мир и актуализация этой сложности;
    • • сложная и развитая иерархия потребностей и мотивов;
    • • высокий уровень развития чувств и ценностей;
    • • сложно организованная и развитая когнитивная структура, способности индивида к самоанализу и саморефлексии.
  • 2. Ситуативные условия, которые делают внутриличностный конфликт актуальным, исследованы в работах В. Мерлина.

Эти условия внешние и внутренние.

Внешние условия конфликта сводятся к тому, что удовлетворение каких-либо глубоких и активных мотивов и отношений личности становится вовсе невозможным или находится под угрозой:

  • • уже в борьбе с природой возникают трудности и препятствия для удовлетворения одних мотивов и отношений личности;
  • • удовлетворение одних мотивов с неизбежностью порождает возникновение новых, еще не удовлетворенных мотивов;
  • • общественная жизнь требует ограничения различных мотивов, иногда очень глубоких, например, стремления к сохранению жизни.

Внутренний конфликт возникает только тогда, когда внешние обстоятельства порождают определенные внутренние условия:

  • • внутренние условия конфликта сводятся к противоречию между различными сторонами личности;
  • • эти стороны должны быть значимыми;
  • • они должны иметь приблизительно равную значимость для личности;
  • • личность осознает субъективную неразрешимость ситуации.

Конфликт возникает тогда, когда человеку кажется, что он не в состоянии изменить ситуацию. В результате человек остро переживает ситуацию выбора, эмоционально погружается в нее. Как мы отметили, в отечественной психологии наиболее полное и последовательное описание явлений психологического конфликта принадлежит В. С. Мерлину. Автор дает определение внутриличностного конфликта: «…состояние более или менее длительной дезинтеграции личности, выражающееся в обострении существовавших ранее или возникновение новых противоречий между различными сторонами, свойствами, отношениями и действиями личности». Им же разработана проблема психологического конфликта, проанализирована мотивация личности в конфликтной ситуации, описаны социально-типичные отношения личности в конфликтах и влияние конфликтной ситуации на формирование характера.

К. Левину принадлежит фундаментальный анализ природы конфликта, оказавший неоспоримое влияние на последующие исследования в этой области. Теория поля, объединяющая в себе понятия топологической и векторной психологии Левина, включает анализ случаев незаселения силовых полей, когда и силовые поля могут пересекаться таким образом, что противоположно направленные, но равной величины силы результируются в одних и тех же точках поля. Этот случай и описывается им, как случай конфликта, который психологически характеризуется как ситуация, когда на индивида действуют противоположно направленные одновременно воздействующие силы примерно равной величины. Исходя из вышесказанного Левин рассматривает три фундаментальных типа конфликтных ситуаций:

  • • человек находится между двумя позитивными валентностями (валентность понимается как свойство объекта привлекать или отталкивать человека и может, соответственно, иметь позитивный или негативный характер);
  • • человек находится между двумя негативными валентностями — этот случай, так же как и первый, в силу наличия двух взаимоисключающих возможностей фактически означает ситуацию выбора;
  • • человек сталкивается с объектом, имеющим одновременно как позитивную, так и негативную валентность.

С помощью этих основных типов, по мнению К. Левина, может быть описан весь диапазон психологических конфликтов. В значительной степени анализируемый автором материал относится к внутриличностному конфликту, т. е. интегрированному как противоречие внутриличностных структур. К межличностным конфликтам может быть отнесен случай, который К. Левин описывает как «конфликты между собственными и вынужденными силами», т. е. противоречия между собственными потребностями человека и внешней объективной вынуждающей силой. Анализируя, в частности, положение ребенка, оказывающегося в такой ситуации, К. Левин пишет: «Сила, побуждающая ребенка, © со стороны человека (Р) может быть представлена как результат поля власти этого человека над ребенком, которая означает не что иное, как-то, что Р в состоянии создавать побуждающие или ограничивающие силы». В принципе, по мнению К. Левина, законы развития конфликта едины для всех его разновидностей, однако случай конфликта между собственными и внешне вынуждающими силами имеет специфическую возможность разрушения этой внешней власти.

Привлекательность теории конфликтов К. Левина заключается в том, что он связал внутренний мир человека и внешний мир. Внешние воздействия приводят в состояние внутриличностного конфликта, в свою очередь приводящего к определенной активности, которая может способствовать порождению межличностного конфликта.

Развитие К. Левиным понятия конфликта, механизма его возникновения, основных типов конфликтных ситуаций оказало и продолжает оказывать значительное влияние на исследования в этой области специалистов, примыкающих к самым разнообразным теоретическим направлениям. Идеи К. Левина, сформировавшиеся в виде исследований и разработок по групповой динамике, не без оснований рассматриваются как один из истоков развития современной социальной психологии. Сам К. Левин является одним из немногих теоретиков социальной психологии.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой