Особенности мышления и структура мыслительного процесса
![Реферат: Особенности мышления и структура мыслительного процесса](https://westud.ru/work/6424814/cover.png)
Мышление всегда имеет опосредованный характер: устанавливая связи и отношения между вещами, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Поиск решения — либо на основе одного известного алгоритма (уровень репродуктивного мышления), либо комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов, либо… Читать ещё >
Особенности мышления и структура мыслительного процесса (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Мышление играет огромную роль в познании действительности, оно расширяет до бесконечности границы познания, даст возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятий, предвидеть наступление каких-то событий (затмение Солнца и Луны, смещение орбиты космического тела, ход общественноисторического процесса и т. п.). Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы проверяются и применяются на практике. Процесс мышления отличают следующие особенности.
- 1. Мышление всегда имеет опосредованный характер: устанавливая связи и отношения между вещами, человек опирается не только на непосредственные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти.
- 2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах явлений: в процессе мышления человек пользуется уже сложившимися на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира.
- 3. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему: отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда мыслим эти связи в отвлеченном и обобщенном виде.
- 4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме: мышление и речь всегда находятся в неразрывном единстве.
- 5. Мышление человека связано с практической деятельностью: в своей сущности оно опирается на общественную практику человека.
Структура мыслительного процесса решения проблемы включает следующие этапы:
- 1) мотивация (желание решить проблему);
- 2) анализ проблемы (выделение того, что дано, что требуется найти, какие есть недостающие или избыточные данные, и т. д.);
- 3) поиск решения — либо на основе одного известного алгоритма (уровень репродуктивного мышления), либо комбинации отдельных звеньев из различных алгоритмов, либо нахождения принципиально нового решения (уровень творческого мышления);
- 4) логическое обоснование найденной идеи решения, логическое доказательство правильности решения;
- 5) реализация решения,
- 6) проверка найденного решения;
- 7) коррекция (в случае необходимости — возврат к этапу 2).
Виды мышления и мыслительные операции
Обычно принято выделять следующие виды мышления:
- а) предметно-действенное — вид мышления, связанный с практическими действиями над предметами. В элементарной форме предметно-действенное мышление свойственно детям раннего возраста: для них мыслить о предметах означает действовать, манипулировать с ними. В развитой форме такое мышление свойственно людям определенных профессий, связанных с практическим анализом, конструированием (конструктор-технолог, химик-аналитик);
- б) наглядно-образное — вид мышления, которое опирается на восприятие или представления. Наглядно-образное мышление характерно для дошкольников и отчасти для детей младшего школьного возраста. В развитых формах оно свойственно людям тех профессий, которые связаны с ярким и живым представлением тех или иных предметов или явлений (писатели, художники, музыканты, актеры);
- в) абстрактное (отвлеченное, словесно-логическое, теоретическое), т. е. мышление понятиями.
Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций, таких как:
- • сравнение — сопоставление предметов и явлений с целью найти сходство и различие между ними;
- • анализ — мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части, выделение в нем отдельных признаков и свойств;
- • синтез — мысленное соединение отдельных элементов, частей и признаков в единое целое.
Анализ и синтез неразрывно связаны между собой в процессе познания; это важнейшие мыслительные операции, в своем единстве дающие полное и всестороннее знание действительности;
- • абстракция — мысленное отвлечение от несущественных признаков и выделение только существенных особенностей группы предметов или явлений;
- • конкретизация — мысленный переход от общего понятия к частным, т. е. процесс, прямо противоположный абстракции. В этом случае происходит переход от абстрактных понятий к конкретным предметам и явлениям;
- • обобщение — основанное на анализе выделение для сравниваемых предметов чего-то общего. Это общее можно понимать двояко: как сходные признаки и как существенные признаки;
- • классификация — разделение и последующее объединение объектов по каким-либо основаниям;
- • систематизация — разделение и последующее объединение, но не отдельных объектов, как при классификации, а групп, классов объектов. Систематизация имеет место в любой области знаний.