Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Лидерский потенциал как основа профессионального отбора перспективных руководителей РЖД

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Метакачество «лидерский потенциал руководителя», в соответствии с моделью перспективных руководителей, состоит из разноуровневых интегральных качеств, имеющих связи между собой и выступающих в целостности как саморегулируемое и самоактуализирующееся двухуровневое метакачество. Основой метакачества являются деятельностно-ориентированные и лидерские качества субъекта, дополненные интеллектуальными… Читать ещё >

Содержание

  • I Глава. Теоретические подходы к изучению роли «лидерского потенциала» в профессиональной деятельности руководителя
    • 1. 1. Теоретические представления о содержании управленческой деятельности руководителя
    • 1. 2. Теоретические концепции и подходы к изучению лидерства в управленческой деятельности
    • 1. 3. Личностные и профессиональные особенности «перспективных» руководителей
    • 1. 4. Научные представления о структуре лидерского потенциала руководителя

Лидерский потенциал как основа профессионального отбора перспективных руководителей РЖД (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 65.

II Глава. Результаты эмпирического исследования качеств личности, составляющих лидерский потенциал перспективного руководителя в системе «общество-производственная среда-руководитель» 68.

2.1. Организация эмпирического исследования и методы диагностики лидерского потенциала руководителей 68.

2.2. Представление или образ перспективного руководителя и лидера у руководителей разного уровня и студентов 79.

2.3. Модель лидерского потенциала перспективного руководителя в системе железнодорожного транспорта 99.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 102.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ:

1. Анализ данных эмпирического обследования современных руководителей показал, что руководители характеризуются: высоким уровнем сформированное&tradeдеятельностно-ориентированных качеств (высокий уровень способности мотивировать себя на выполнение дел, хорошая способность осуществлять контроль по мере выполнения деятельности, убежденность, что все происходящее способствует их развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, выше среднего уровень вовлеченности и жизнестойкости) — о высоким уровнем развития интеллектуальных качеств и ресурсов (способность ставить цели, видеть главное в проблеме, хорошая способность к моделированию, способность выделять значимые условия достижения целей, хорошая способность осознанного программирования своих действий, развитость и адекватность оценки результатов своей деятельности и поведения) — о средним уровнем развития волевых качеств и ресурсов (средняя способность к саморегуляции и управлению эмоциями, способность перестраивать систему саморегуляции) — © средними лидерскими способностяминизким уровнем социально-ориентированных ресурсов (средний уровень эмпатии). Так, качества эмоционального интеллекта — способность распознавать эмоции других людей и эмоциональная осведомленность не выявлены, и это будет мешать реальным руководителям в их коммуникативной и управленческой деятельностио чем труднее для руководителей реализовать свое стремление к власти, тем меньшее удовлетворение от имеющейся власти они получают (фактор «власть»: основные составляющие — стремления категорий «власть» (вес -0,743) и приближение-избегание" (вес -0,592)) — стремление сохранить свой имидж и произвести хорошее впечатление в целом способствуют более успешной адаптации (фактор «адаптация», основные составляющие стремления категории «преподнесение себя» и «дезадаптация-саморазрушение» (связь отрицательная)) — руководителям одновременно сложно оставаться сильными, «проходя через жизненные взлеты и падения», осознавать происходящее вокруг, сохранять здоровье (вес 0,816), но это приносит им максимальное удовлетворение от достигнутого (вес 0,796) — отрицательную сторону личности руководителя-лидера характеризует следующее: чем выше сложность самостоятельно решаемых проблем, требующих проявления своей индивидуальности (вес 0,589), тем менее значимым становится стремление доставлять удовольствие другим и убеждать их в своей правоте, выражать свою доброжелательность (вес -0,783) и желаемые эмоции (вес -0,594) (фактор «лидерство»: основные составляющиестремления категории «самодостаточность-независимость» и интерперсональное"). В перспективе руководители могут утратить способность выражать положительные эмоции, испытывая раздражение, неудовлетворенность своей жизнью в целом (вес -0,638). Это приводит к ухудшению их эмоционального состояния и, чтобы сохранить свое эмоциональное состояние в норме, они ограничивают проявление духовности и справедливости по отношению к другим (вес -0,638) или не умеют ее проявлять.

Сопоставление качеств личности, вошедших в модели ЛП идеального и современного руководителя, показало, что у современного руководителя:

1) слабо представлены лидерские качества и отсутствуют лидерские ресурсы, что свидетельствует о низкой значимости лидерских качеств реальных руководителей и доминировании деятельностно-ориентированных качеств;

2) отсутствуют морально-нравственные ресурсы, которые должны быть обязательными качествами руководителя-лидера и являющиеся в модели ЛППР ресурсами 1-го и 2-го уровня. Это означает, что реальные руководители не придают значения в своей деятельности морально-нравственным качествам;

3) в число ресурсов 1-го уровня у реальных руководителей не входят волевые ресурсы, что может отрицательно сказываться на эффективности деятельности;

4) дополняют модель ЛПРР в сравнении с моделью ЛППР творческие ресурсы, что говорит о наличии стремления к творческой работе.

В число составляющих ЛПРР в сравнении с ЛППР не вошли уверенность, успешность, морально-нравственные характеристики (рассматривались нами через личностные стремления категории «духовная трансценденция», «интраперсональное», «интимность»), самореализация (рассматривалась нами через личностные стремления категории «достижение»). Это обосновывает необходимость целенаправленно развивать данные качества у реальных руководителей в процессе профессиональной переподготовки и включения их в программы психологической подготовки руководителей на ЖДТ.

Как было отмечено в гл. 1, руководитель выступает как субъект, одновременно находящийся в эпицентре взаимодействия систем разного уровня: профессиональной среды, коллектива, организации. Личность руководителя под воздействием специфики ЖДТ претерпевает изменения и выявленные различия между ЛППР и ЛПРР показали изменения и самого лидерского потенциала, который, к сожалению, развит недостаточно.

Одновременно с этим, как отмечают Н. Н. Гаврилов, А. С. Козлов [32], А. С. Чернышев [198] в настоящее время все шире проникает в управленческую практику проектный подход (в частности это подтверждает обзор программ и проектов разрабатываемых для ОАО «РЖД» [197]). Данный подход предлагает определение целей и задач проекта, план работ, формирование проектной команды из ведущих руководителей Компании, что потребует «проектных» руководителей, к которым предъявляютсясвои специфичные требования: 1) руководитель проекта должен, прежде всего, обладать основными качествами руководителя- 2) должен вкладывать все свои силы в выполнение текущего проекта и достижение поставленных целейпроекта- 3) не должен «цепляться» за свое место в проекте и быть морально готовым по его завершении формально остаться без работы (по крайней мере, до вступления в управление новым проектом) — 4) иметь способность к командной работе, так как проект реализуется «временной» командой исполнителей, собираемых только для реализации целей каждого конкретного проекта и руководитель проекта должен эффективно выполнять функцию управления таким «временным» образованием. Поэтому значительно возрастает роль именно этих личностных особенностей будущих перспективных руководителей и подчерктвает необходимость диагностики студентов железнодорожного вуза с целью определения степени развития их лидерского потенциала, послужит основой программы их отбора и позволит определить основные направления их подготовки.

IV Глава. Результаты эмпирического исследования личностных качеств, составляющих лидерский потенциал студентов.

Студенты, обучающиеся в железнодорожном вузе, еще не испытали на себе сильного воздействия железнодорожной среды, но именно в этот период целенаправленно, с ориентацией на новые требования к руководителям, необходимо проводить их обучение и подготовку к эффективной управленческой деятельности.

Цель третьего этапа исследования состояла в определении группы студентов, обладающих лидерским потенциалом и ресурсами, обеспечивающими его реализацию, для дальнейшего включения их в резерв перспективных руководителей.

Диагностика лидерских качеств студентов проводилась на базе Дальневосточного государственного университета путей сообщения, и в нем приняли участие 560 студентов (190 девушек, 370 юношей), обучающихся по целевым направлениям филиалов ОАО «РЖД». Средний возраст респондентов 20 лет, средний балл успеваемости 4,07 балла.

Анализ результатов эмпирического исследования составляющих лидерского потенциала руководителей высшего и среднего звена (см. гл. 3), позволил нам установить, что модель лидерского потенциала современного руководителя имеет иерархическую структуру, включающую в качестве основных составляющих лидерские и деятельностно-ориентированные качества и ресурсы руководителя.

Метакачество «лидерский потенциал руководителя», в соответствии с моделью перспективных руководителей, состоит из разноуровневых интегральных качеств, имеющих связи между собой и выступающих в целостности как саморегулируемое и самоактуализирующееся двухуровневое метакачество. Основой метакачества являются деятельностно-ориентированные и лидерские качества субъекта, дополненные интеллектуальными, волевыми, социально-ориентированными ресурсами, и обеспечивающие, в своей целостности, эффективное выполнение управленческой деятельности и характеризующие ядро лидерского потенциала руководителя РЖД.

Исходя из этого, студенты, которых можно рекомендовать в резерв перспективных руководителей, должны обладать в определенном соотношении профессиональными, лидерскими и субъектными качествами.

4.1 Отбор групп потенциальных руководителей — лидеров.

Как известно, отличная успеваемость в учебе является показателем высокого уровня профессиональных знаний у студентов, ее можно рассматривать как критерий профессиональной грамотности. В модели образа перспективного руководителя эта составляющая вытупает одной из главных, относится к деятельностно-ориентированным качествам и включена в ядро модели лидерского потенциала перспективного руководителя. Современные руководители в процессе осуществления деятельности уже доказали наличие у них этой составляющей, поэтому относительно студентов успеваемость в учебе рассматривается нами как показатель профессиональной грамотности.

Анализ данных ассоциативного эксперимента и диагностики среди эффективных руководителей в системе РЖД показал, что наличие профессиональных знаний — это одно из главных условий эффективной управленческой деятельности в дальнейшем, но не являющееся единственным. Для эффективной управленческой деятельности необходим лидерский компонент, входящий в структуру модели лидерского потенциала руководителя и раскрывающий его личностные лидерские способности. Как подтвердил анализ эмпирических данных, современные руководители, кроме высокого уровня профессиональной грамотности, обладают выраженными способностями к лидерству. Исходя из этого, мы считаем целесообразным рассматривать, как критерий лидерства среди студентов, нормативные показатели выраженности лидерских тенденций на выборке руководителей и значения по шкалам теста Р. Кеттела, характеризующие респондентов как лидеров.

Проявлением субъектной активности в студенческой среде кроме отличной учебы, лидерских позиций можно считать участие в общественной жизни университета. Поэтому реальное участие в различных активах университета по желанию самих студентов, было принято за критерий доминирования лидерских характеристик в активности и инициативности студентов.

В качестве критериев формирования групп студентов для последующей диагностики лидерского потенциала были приняты:

1. Отличная успеваемость, средний балл успеваемости 4,9 баллов и более, участие в олимпиадах или научная активность.

2. Выраженность лидерских качеств, их реализация в поведенческой активности.

Их оценивали по: в нормативным данным по выборке эффективных руководителей РЖД по методике оценки выраженности лидерских тенденций (С. И. Ерина, П. Н. Иванов) (табл. 20).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В проведенном диссертационном исследовании был решен ряд теоретических и практических задач. Общие итоги диссертационного исследования позволили сформулировать ряд основных выводов.

1. Сравнение содержаний категориальных пространств, отражающих имплицитные представления руководителей и студентов о перспективном руководителе и лидере в системе железнодорожного транспорта, показало, что перспективный руководитель должен быть руководителем-лидером, обладающим лидерским потенциалом.

2. Лидерский потенциал перспективного руководителя является метакачеством, интегрирующим профессиональные, лидерские и субъектные качества личности руководителя.

3. Модель лидерского потенциала перспективного руководителя представляет собой структуру, первый уровень (ядро) которой образуют деятельностно-ориентированные и лидерские качества личности и социально-ориентированные, волевые и творческие ресурсы личности. Ресурсы 2-го уровня включают волевые, интеллектуальные и лидерские качества личности.

4. К деятельностно-ориентированным качествам личности относятся компетентность, грамотность, способность к обучению, профессионализм, образованность, умение быстро принимать решения, способность ставить цели, видеть главное в проблеме, уверенность в себе и в своих силах, способность к саморегуляции. Основные лидерские качества включают способность вести за собой, успешность в начинаниях, направленность на обладание властью, дополняются лидерскими качествами 2-го уровня — харизмой, обаянием.

К ресурсам 1-го уровня относятся социально-ориентированные (развитая речь, общительность, умение работать с людьми, коммуникабельность, гибкость в общении), волевые (трудолюбие, ответственность, пунктуальность, преданность делу, настойчивость, упорство, целеустремленность, работоспособность, дисциплинированность), морально-нравственные (справедливость, гуманность, уважение к другим и к себе, честность) и лидерские (желание самореализации и её достижение) качества личности. К ресурсам 2-го уровня относятся морально-нравственные (щедрость, доброта, понимание, сочувствие, отзывчивость, требовательность), волевые (воля, сила духа, смелость, решительность), интеллектуальные (находчивость, сообразительность, смекалка) качества.

5. Общим в моделях J1111 LP и ЛПРР является ядро, состоящее из деятельностно-ориентированных и лидерских качеств. Различия между этими моделями заключаются в степени сформированности ресурсов 2-го уровня: у современных руководителей недостаточно развиты волевые и социально-ориентированные качества, не реализованы тенденции к творческой деятельности, для них не значимы морально-нравственные ресурсы.

6. Изменение и развитие лидерского потенциала современного руководителя предопределяют условия, в которых осуществляется профессиональная деятельность. Руководители лучше студентов умеют управлять своими эмоциями, имеют чуть более развитую (хотя и средне) эмпатию, они лучше, распознают эмоции других, но под воздействием профессиональной среды часто утрачивают самостоятельность, а с повышением профессионального статуса их уверенность часто преобразуется в самоуверенность.

7. Студенты с выраженными лидерскими способностями, волевыми и социально-ориентированными качествами, обладающие необходимыми знаниями по избранной профессии и высоким уровнем субъектной активности имеют наибольшие перспективы роста в качестве руководителей.

8. Студенты более способны к самостоятельному принятию решений, более уверены в себе и своих силах, чем руководители, но у них слабо развиты навыки установления межличностных контактов и их удержания, низкая общая активность, и эти качества требуется развивать в процессе профессионального становления.

9. Лидерский потенциал является профессионально важным качеством руководителя, которое необходимо оценивать и формировать уже на первом этапе профессионального становления руководителя, в период обучения в вузе и в процессе дальнейшей профессиональной деятельности.

10. Отбор студентов в перспективный кадровый резерв руководителей ЖДТ целесообразно проводить на основе оценки их лидерского потенциала с использованием пакета методик, примененных в нашем исследовании.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Т.В. Политическое лидерство Текст. / Т. В. Авцинова // Государство и право. — 1993. — № 5. — С. 19−27.
  2. , А. Практика и теория индивидуальной психологии Текст. / А. Адлер -М., 1995.
  3. , Л.А. К концепции жизнестойкости в психологии Текст. / Л. А. Александрова // Сибирская психология сегодня: сб. науч. тр. Вып. 2: под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого Кемерово: Кузбассвузиздат, 2004. — С. 82−90.
  4. , Т.В. Основы логистики. Общие вопросы логистического управления Текст.: учеб. пособие / Т. В. Алексинская. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. — 320 с.
  5. , К.А. О субъекте психической деятельности Текст. / К.А. Абульханова-М., Наука, 1973.
  6. , К.А. Принцип субъекта в психологии Текст. // Психология, 2005 -Т.2. № 4 — С. 3−22.
  7. , К.А. Сознание как жизненная способность личности Текст. / К. А. Абульханова // Психологический журнал, 2009. Т. 30 — № 1 — С. 32−43.
  8. , М. Ю. Курс Лидерство в школе Текст. / М. Ю. Ананченко, П. Е. Овсянкин. Архангельск, 2005. — С. 117−122.
  9. , И.Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта Текст. / И. Н. Андреева // Социально-психологические проблемы ментальности: 6-я Междун. науч.-практич. конф. Смоленск, СГПУ, 2004. — Ч. 1. — С.22−26.
  10. , Т. В. Эмоциональный интеллект: исследования феномена Текст. / Т. В. Андреева // Вопросы психологии: науч. журн. / Российская Академия образования- Трудовой коллектив редакции- Е. В. Щедрина.— М. — 2006 .— № 3 .— С. 78−86.
  11. , О.С. Основы общей и управленческой акмеологии Текст. / О. С. Анисимов, А. А. Деркач. -М.: Н-Новгород, 1995. 268 с.
  12. , А.С. Массы и лидер в условиях перехода от диктатуры кдемократии Текст. / А. С. Анискевич // Вестник Моск. университета. Сер. 12. Соц. полит, исслед. — М., 1992. — № 2.
  13. , Г. С. Теоретико-методологические проблемы исследования малых социальных групп Текст. / Г. С. Антипина Л., 1982. — 485 с.
  14. Антология мировой философии: Текст. в 4-х т. Т.1 / ред. В. В. Соколов, серия Философское наследие. М.: Мысль, 1969.
  15. , Л.И. Психологическое содержание феномена субъект и границы субъектно-деятельностного подхода Текст. / Л. И. Анциферова // Проблема субъекта в психологической науке / отв. ред. А. В. Брушлинский. -М., 2000. -С. 15−19.
  16. , В.Г. Человек в управлении обществом Текст. / В. Г. Афанасьев —М., 1977.
  17. , Г. К. Лидерство : социально-политические и психологические аспекты Текст. Ч. 1. / Г. К. Ашин // Политика: проблемы теории и практики. М, 1990.
  18. , Е.Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля Текст. / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, A.M. Эткинд. // Психол. журн. 1984. — Т.5. -№ 3. — С. 152−162.
  19. , А.В. Личность делового человека : социально-психологический аспект Текст. / А. В. Батаршев. М., 2003.
  20. , А.В. Психология управления персоналом Текст.: пособие для специалистов, работающих с персоналом / под общ. ред. А. В. Батаршева, А. О. Лукьянова. 2-е изд., испр. М.: Психотерапия, 2007. — 624 с.
  21. , Н.П. Менеджмент. Текст. В 8 кн. Кн. 7. Менеджмент персонала 2000: учеб. пособие / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесько, П. Ройш. Минск: БГЭУ, 1998.
  22. , Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека Текст. / Ф. Б. Березин.- Л., Наука, 1988.
  23. , В.А. Практикум по дифференциальной психодиагностике профессиональной пригодности Текст. / В. А. Бодров. М.: ПЕР СЕ, 2003.-768с.
  24. , В.А. Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности. Ч. 1. Текст. / В. А. Бодров // Психол. журн., 2008. Т. 29. — № 5. — С. 83−90.
  25. , В.А. Современные исследования фундаментальных и прикладных проблем психологии профессиональной деятельности Текст. Ч. 2 / В. А. Бодров // Психол. журн., 2008. -Т. 29. № 6 — С. 66−74.
  26. , Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности Текст. / Е. М. Борисова // Психология формирования и развития личности / отв. ред. Л. И. Анциферова. М.: Наука, 1981 — С. 159−176.
  27. , А.В. О критериях субъекта и его деятельности // Психология субъекта профессиональной деятельности Текст. / под ред. А. В. Брушлинского, А. В. Карпова. — М.: Ярославль: Изд-во Институт психологии РАН, 2001. С. 5−23.
  28. , Е.П., Степанов С. Ю. Управленческое консультирование : социопсихологический срез Текст. / Е. П. Варламова // Социологические исследования. 1995. № 6.
  29. , Н.Н. Психология управления Текст.: учеб. пособие / Н. Н. Вересов. М.: Моск. психол-социал. институт.- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2001.-224с.
  30. , И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях Текст. / И. П. Волков Л., 1970. — 88 с.
  31. , Л.С. Собрание сочинений Текст. Т. 4 / Л. С. Выготский -М.: Педагогика, 1984.
  32. , Н.Н. Естественный отбор руководителя проектом Текст. / Н. Н. Гаврилов, Козлов А. С., Матвеев А. А // Практика проектного управления. — М., 2008.-№ 2. С. 12−18.
  33. , С.Г. Психологический анализ трудовой деятельности в свете задач инженерной психологии Текст. / С. Г. Геллерштейн // Проблемы инженерной психологии: Материалы II Всесоюз. конф. по инж. психол. — М., 1968.
  34. , Дж. Три стороны интеллекта Текст. / Дж. Гилфорд // Психология мышления. М., 1982. — С. 433−457.
  35. , Д. Эмоциональный интеллект: спорные вопросы и распространенные заблуждения Текст. / Д. Гоулмен, Р. Эммерлинг // Отдел кадров, — Б.м. -2004 .- № 8 С. 121−125.
  36. , Т.В. Психологические механизмы готовности к социальному риску в профессиональной деятельности руководителя (на примере руководителей высшего звена ж.-д. транспорта Текст.: дис.. канд. псх. наук. Хабаровск, 2007.
  37. , К.М. Психологическая диагностика Текст. / под общ. ред. К.М. Гуревича-М.: Педагогика, 1992.
  38. , А.А. Акмеологические основы развития профессионала Текст. /
  39. A.А. Деркач. М.: Изд-во Моск-го психол.-соц. института- Воронеж: НПО МОДЭК, 2004. — 752 с.
  40. , А.А. Акмеология : личностное и профессиональное развитие человека Текст. Кн. 1−5 Акмеологические основы управленческой деятельности / А. А. Деркач. кн.2.- М.: РАГС, 2000.
  41. , А.А. Акмеология: учебное пособие Текст. / А. А. Деркач,
  42. B.Г. Зазыкин. СПб.: Питер, 2003.
  43. , Л. Индустриально-организационная психология Текст.: учебник для ВУЗов / Л. Джуэлл. СПб.: Питер, 2001. — 720 с. — (Серия учебник нового века).
  44. , Л.Г. Актуальные проблемы и перспективы исследований в психологии труда в условиях глобализации Текст. / Л. Г. Дикая // Психол. журн., 2007. Т. 28 — № 3. — С. 29−44.
  45. , Л.Г. Итоги и перспективные направления исследований в психологии труда в XXI веке Текст. / Л. Г. Дикая // Психол. журн., 2002. -Т. 23.-№ 6. С. 18−37.
  46. , Л.Г. Проблемы современной психологии труда Текст. / Л. Г. Дикая // Психол. журн., 1992. № 3. — С. 24−41.
  47. , М.А. Психология труда и инженерная психология Текст. / М. А. Дмитриева, А. А. Крылов, А. И. Нафтульев. Л.: ЛГУ, 1979.
  48. , А.И. Психология коллектива (методологические проблемы исследования) Текст.: учеб. пособие / А. И. Донцов. -М.: МГУ, 1984.
  49. , П.Ю. Обработка статистической информации с помощью SPSS Текст. / П. Ю. Дубнов М.: ООО Изд-во ACT: Изд-во НТ Пресс, 2004. — 221 с.
  50. , Е.А. Лидер: философские проблемы Текст. / Е. А. Дунаев // Диалектика капитализма и социализма в современном мире. М., 1990.-С. 11−25.
  51. , В.М. Оптимизация личностно-профессионального развития госслужащих регионального управления Текст.: автореф. дис.. канд. псх. наук: 19.00.13. / В.М. Дьячков- Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., 1997.
  52. , Ю.Н. Руководство коллективом как проблема социальной психологии Текст. / Ю. Н. Емельянов. М, 1971.
  53. , О.Ю. Математическая статистика для психологов Текст.: учебник / О. Ю. Ермолаев 2-е изд., испр. — М.: Моск. психол.-соц. институт: Флинта, 2003. — 336 с. — (Библиотека психолога).
  54. , Е.А. Информационная безопасность лидерства Текст.: монография. Академия проблем безопасности, обороны и правопорядка /
  55. Е.А. Ерофеев, Ю. А. Табунщиков, Ю. Н. Якубов. Хабаровск: Изд-во ДВ НАН, 2002. — 200 с.
  56. Железнодорожный транспорт Текст. // Энциклопедия. М.: Научн. изд-во Большая Российская энциклопедия, 1995.
  57. , А.Н. Психологические проблемы политического лидерства Текст.: учеб. пособие / А. Н. Жмыриков, Г. С. Шляхтин. Ниж. Новгород, 1991.
  58. , А.Л. Личность в системе общественных отношений. Социально-психологические проблемы в условиях развитого социалистического общества Текст. / А. Л. Журавлев. М.: МГУ, 1983.
  59. , АЛ. Индивидуальный стиль руководства производственным коллективом Текст. / А. Л. Журавлев, В. Ф. Рубахин, В. Г. Шорин. М.: ИУНХ, 1976.
  60. , А.Л. Деловая активность предпринимателей: методы оценки и воздействия Текст. / А. Л. Журавлев, В. П. Поздняков. -М., 1995.
  61. , А.Л. Структура и личностные детерминанты экономического самоопределения субъекта Текст. / А. Л. Журавлев, А. Б. Купрейченко // Психол. журн., 2008.- Т. 29 № 2 — С.5−15.
  62. , А.Л., А.Б. Купрейченко Структура и личностные детеминанты экономического самоопределения субъекта Текст. / А.Л. Журавлев // Психол. Журн., 2008. Т. 29 — № 2 -С.5−15.
  63. , Н.А. Динамика ценностных ориентаций личности в российском обществе Текст. / Н. А. Журавлева. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2006.-335 с.
  64. , Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами Текст. / Ю. М. Забродин. М.: Финстатинформ, 2002. — 360 с.
  65. , А.Н. Ассесмент-центр : технология профессионального отбора и обучения новых лидеров Текст. / А. Н. Занковский, Т. Ю. Занковская. -М., 2006. 164 с.
  66. , А.Н. Организационная психология Текст.: учеб. пособие для вузов по специальности Организационная психология / А. Н. Занковский.
  67. М.: Изд-во Флинта. МПСИ, 2000. — 320 с.
  68. , Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности: Логико-вероятностный подход при изучении труда управляющего типа Текст. / Г. М. Зараковский. М., 1966.
  69. , Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера педагога Текст.: дис. .д-ра псих, наук / Э. Ф. Зеер. — Л., 1988. — 348с.
  70. , Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования Текст. / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 2000.
  71. , В.П. Основы эргономики Текст. / В. П. Зинченко, В. М. Мунипов. -М., 1979.-С. 243−290.
  72. , А.Б. Харизма власти. От современности к древности: опыт архетипической реконструкции Текст. / А. Б. Зубов // Восток. 1994. — № 4. -С. 17−26.
  73. , Ю. М. Мотивационно-личностные детерминанты профессиональной успешности командиров воинских подразделений Текст.: дис.. канд. псх. наук. — Хабаровск, 2005.
  74. , Е.М. Психология профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова. М.: ПЕР СЭ, 2006. — 382с.
  75. , Е.П. Эмоции и чувства Текст. / Е. П. Ильин Спб.: Питер, 2001. -С.242−244.
  76. , Е.П. Мотивация и мотивы Текст. /Е.П. Ильин.- СПб.: Изд-во Питер, 2000. — 512 с. (Серия Мастера психологии)
  77. , Т.С. Психология управления Текст.: учебное пособие / Т. С. Кабаченко. -М.: Рос. педаг. агентство, 1997.
  78. , М.С. О системном подходе к системному подходу Текст. // Философские науки, 1973. № 6 — С. 34.
  79. , Дж. Психология личности Текст. / Дж. Капрара, Д. Сервон. -СПб.: Питер, 2003. 640 с.
  80. , А.В. Метасистемная организация уровневых структур психики Текст. / А. В. Карпов. М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2004. — 504 с.
  81. , А.В. Перспективы разработки проблемы принципов системогенеза деятельности Текст. / А. В. Карпов // материалы IV Всерос. науч.-практ. конф. / под общ. ред. Ю. П. Поваренкова. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2009. — С. 17−30.
  82. , А.В. Психологический анализ трудовой деятельности Текст.: учебное пособие / А. В. Карпов. — Ярославль, 1988.
  83. , А.В. Психология принятия решения в профессиональной деятельности Текст. / А. В. Карпов. М., 1991.
  84. Карташова, J1.B. Организационное поведение Текст. /Л.В. Карташова, Т. В. Никонова, Т. О. Соломинидина. М: ИНФРА-М, 2000.
  85. , М. В. Лидерский потенциал антикризисных управляющих Электронный ресурс. / дис.. канд. псх. Наук: 19.00.05. М. :РГБ ОД, 2003. — режим доступа: http://diss.rsl.ru/diss.
  86. , М.В. Руководитель как основной ресурс организации Текст. М. В. Кирсанов // Современный кадровый менеджмент / под ред. Т. Ю. Базарова М: ИПК госслужбы, 2002. — вып. 2 — С. 24−28.
  87. , А.И. Методологические основы психологической теории коллективного труда Текст. / А. И. Китов // Психол. журн., 1984. Т.5. -№ 2.
  88. , Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) Текст.: учеб. пособие / Е. А. Климов. М.: Моск. психол.-соц. институт: Флинта, 2003.
  89. , Е.А. Введение в психологию труда: учебник Текст. / Е. А. Климов. -М., 1998.
  90. , Е.А. Психология профессионала избранные психологические труды Текст. / Е. А. Климов. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. института- Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2003. — 456с. — (Серия Психологи России).
  91. , В. «Я» в профессии (молодежная политика) Текст. / В. Кокорина // Дальневосточная магистраль 2 — 8 окт. 2009. — № 38.- С. 14.
  92. , В.В. Экспериментальная психология. Курс для практического психолога Текст. /В.В. Константинов. Спб.: Питер, 2006. -272 с.
  93. , Т. В. Профессионализм и психология: Психол. характеристики людей, взаимодействующих в учеб. процессе Текст. / Т. В. Корнилова // Высш. образование в России. 1995. — N 3. — С. 81−90.
  94. , Т.В. Идеи активности познания в отечественной психологии мышления : к пробл. их восприятия нем. авт. Текст. / Т. В. Корнилова // Психол. журн. 1995. — Т. 16 — № 4. — С. 61−72.
  95. , И.О. Организация психологической работы с резервом руководящих кадров органов внутренних дел Текст.: метод, пособие / под общ. ред B.JI. Кубышко / И. О. Котенев, Н. Ю. Портнягина, Л. Ю. Тюнис. -М.: ЦОКР МВД России, 2007. 232 с.
  96. , А.И. Макиавелли : технология эффективного лидерства Текст. / А. И. Кравченко // СОЦИС: Соц. исслед. М., 1993. — № 6.- С. 23.
  97. , Р.Л. Если Вы руководитель.Элементы психологии менеджмента в повседневной работе Текст. / Р. Л. Кричевский. М., 1993.
  98. , Р.Л. Социальная психология малой группы Текст.: учеб. пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. — М.: Аспект Пресс, 2001.-217 с.
  99. , Т. В. Проблема активности личности и профессионального самоопределения студентов Текст. / Т. В. Кудрявцев, А. М. Матюшкин, К. И. Бодрова. М.: Отдел научной информации НИИ ВШ, 1978. — 138 с.
  100. , Т.В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения «личности Текст. / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии, 1983. № 2. — С. 51−59.
  101. , Е.С. Руководитель и коллектив : социально-психологический очерк Текст. / Е. С. Кузьмин, И. П. Волков, Ю. Н. Емельянов. Л.: Лениздат, 1974.- 167 с.
  102. , Н.В. Проблемы акмеологических наук Текст. / Н. В. Кузьмина, А. П. Зимичев. СПб., 1990.
  103. , Н.В. Профессионализм педагогической деятельности Текст. / Н. В. Кузьмина, А. А. Реан. СПб-Рыбинск, 1993.
  104. , В.Н. Межличностное общение Текст. / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Поголыла Спб.: Питер, 2001. — 544 с.
  105. , Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций Текст. / Г. Кунц, С. О. Доннел М.: Прогресс, 1981. — 494с.
  106. , Л.Г. Акмеологические основы эффективного воинского труда Текст. / Л. Г. Лаптев. М., 1998.
  107. , Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) Текст. / Д. А. Леонтьев. М., 1992.
  108. , Д. А. Тест жизнестойкости Текст. / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. М.: Смысл, 2006. — 63 с.
  109. , Д.А. Опыт структурной диагностики личностного потенциала Текст . / Д. А. Леонтьев, Е. Н. Осин, А. В. Плотникова // Психологическая диагностика, 2007. № 1 — С. 9−31.
  110. . Д.А. Личностный потенциал как потенциал саморегуляции Текст. // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. Вып. 2 / под ред. Б. С. Братуся, Е. Е. Соколовой. -М.: Смысл, 2006. С. 85−105.
  111. , О.М. Менеджмент на железнодорожном транспорте Текст. / О. М. Лякишева. М: УМК МГТС России, 2002. — 296 с.
  112. Мадди, Смыслообразование в процессах принятия решения Текст. / С. Мадди // Психол. журн., 2005. Т. 26. — № 6. — С. 87−101.
  113. , В.П. Вера, власть и бюрократия: Критика социологии Макса Вебера Текст. / В. П. Макаренко. Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. гос. ун-та, 1988.-300 с.
  114. , Д. Лидер на 360 Текст. / Д. Максвелл: пер. с англ. Е. А. Бакушева. Мн.: Поппури, 2007. — 416 с.
  115. , А.К. Личностные особенности эффективного руководителя в контексте организационной культуры предприятия железнодорожного транспорта Текст.: дис. канд. психол. наук / А. К. Максимов. Хабаровск, 2006.- 152 с.
  116. , М. «Новая» элита в новой России Текст. / М. Малютин // Общественные науки и современность, 1992. № 2. — С.15.
  117. , В.Н. Личностно-профессиональный потенциал управленца и его оценка Текст. / В. Н. Марков М.: РАГС, 2001. — 265 с.
  118. , А.К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова. -М., 1996.
  119. , С.Д. Профессионалы в управлении Текст. / С. Д Мартынов -Л., 1991.
  120. , М.И. Диагностика и развитие управленческого потенциала руководителя органа внутренних дел Текст.: учеб-метод, пособие / М. И. Марьин, В. М. Поздняков, И. О. Котенев, В. Е. Петров / под общ. ред. В. Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2006. — 320 с.
  121. , М.И. Организация психологического обеспечения в образовательных учреждениях МВД Текст.: учеб-метод, пособие под общ. ред. В. Л. Кубышко / М. И. Марьин, В. Е. Петров. М.: ЦОКР МВД России, 2006. -309 с.
  122. , А. Новые рубежи человеческой природы Текст. / А. Маслоу. -М.: Смысл, 1999.
  123. , М.Х. Власть, влияние, лидер Текст. / Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф.: пер. с англ. М.: Дело, 1992. — С. 463−484.
  124. Методические рекомендации по использованию автоматизированной системы психологической диагностики руководящих кадров и специалистов железных дорог Текст. М.: МПС ДКиУЗ ОЦПИ, 2002.
  125. Миронова-Тихомирова, А. С. Психологическая структура карьерной готовности выпускника ВУЗа Текст.: дис.. канд. псх. наук. Хабаровск, 2006.
  126. , JI.M. Профессиональное развитие педагога: психологические факторы и условия Текст. / JT.M. Митина, И. В. Вачков // Magister, 1996. -№ 1.-С. 86−95
  127. , Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. / Л. М. Митина // Вопросы психологии, 1997. № 4. -С. 28−38.
  128. , А.А. Субъектность человека: грани и границы Текст. Ч. 2. / А. А. Митькин // Психол. журн., 2008. Т. 29. — № 4. -С. 27−43.
  129. , А.А. Субъектность человека: грани т границы Текст. Ч. 2. / А. А. Митькин // Психологический журнал, 2008. Т. 29 — № 3. -С. 27−43.
  130. , С.В. Железнодорожная безопасность Текст. / С. В. Мудраченко, А. В. Родионов, Р. А. Родионов. Тула: Ариэль, 2003. -191 с.
  131. , П. Психология, профессия, карьера Текст. / П. Мучински. -7 изд. СПб.: Питер, 2004. — 539 с.
  132. , А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных Текст.: учебное пособие / А. Д. Наследов. -3-е изд., стереотип. Спб.: Речь, 2007. — 392 с.
  133. Наследов, А.Д. SPSS 15 профессиональный статистический анализ данных Текст. / А. Д. Наследов. Спб.: Питер, 2008. — 416 с.
  134. , Г. С. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Текст. / Г. С. Никифоров // Работа с кадрами научное обеспечение. — Л., 1989.
  135. , О.Г. Психология труда Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О. Г. Носкова — под ред. Е. А. Климова. М.: Изд-й центр Академия, 2004. — 384 с.
  136. , П.Е. Основные модели управления развитием организации Текст. / П. Е. Овсянкин // Инновации в образовании. Каргополь, 2000. -С.5−10.
  137. , П.Е. Лидерская модель управления развитием организации (концепция лидерского потенциала) Текст. / П. Е. Овсянкин / Управление, лидерство, менеджмент: история, теория, практика. Вып. 2: сб. ст. -Архангельск: Поморский госуниверситет, 2001.
  138. , A.M. Руководитель : размышление о стиле управления Текст. / A.M. Омаров. М., 1987.
  139. Организационная психология Текст. / сост. и общ. редакция Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка. СПб: Питер, 2001.-512 с.
  140. , А.И. Основы практического менеджмента Текст.: учеб. пособие для вузов / А. И. Папкин. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — С.112.
  141. , B.C. Управление внутриорганизационной карьерой руководителей и специалистов железнодорожной отрасли Текст.: учеб. пособие / B.C. Паршина, В. А. Антропов. Екатеринбург: Уральский гос. техн. унив-т, 2002. — 148 с.
  142. , Б. Д. Руководство и лидерство Текст. / Б. Д. Парыгин. -Л., 1973.-С. 5−12.
  143. , А.В. Вопросы истории и теории психологии : избранные труды Текст. / Петровский А. В. — М. :Педагогика, 1984.
  144. , Е.Г. Практическое пособие по проведению отбора кадрового резерва управленческого аппарата в малых и средних структурах Текст. / Е. Г. Пискуровская. М.: Моск. психол.-соц. институт, 2005 — 48 с.
  145. , Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности Текст. // Звезды ярославской психологии- / под ред. проф. В. В. Козлова. Ярославль, 2000. — С. 214.
  146. , Я.А. Психология творчества: общая, дифференциальная и прикладная Текст. / Я. А. Пономарев, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов и др. -М., 1990.-250с.
  147. , Т. В. Ассоциативный эксперимент в психологии Текст.: учеб. пособие / Т. В. Попова. М.: Флинта, МПСИ, 2006. — 72 с.
  148. Пояснительная записка «Концепция системы управления компаниихолдингового типа, образованной в результате реформирования ОАО «РЖД» Текст. М., 2007.
  149. , В.И. Лидерское измерение Текст. / В. И. Правоторов // Кадровый менеджмент. 2006. — № 5 — С.З.
  150. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности Текст.: учеб. пособие / под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб.: Речь, 2003. — 448 с.
  151. , И. Наука, цивилизация и демократия Текст. / И. Пригожий // Философия и социология науки. Ежегодник, 1988−1989. М., 1989. — С.23.
  152. Промышленная и социальная психология Текст. / под ред. Е. С. Кузьмина, А. Л. Свенцицкого. Л.: ЛГУ, 1982.
  153. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст. / Н. С. Пряжников. М.: Изд-во Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1996. — 256 с.
  154. , Е.Ю. Профориентация Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Ю. Пряжникова, Н. С. Пряжников. М.: Изд-й центр Академия, 2005.
  155. Психологические аспекты в работе кадровых служб предприятий МПС Текст.: методические рекомендации. М.: Транспорт, 1990.
  156. Психология и педагогика Текст.: учеб. пособие / под ред. К. А. Абульхановой, Н. В. Васиной, Л. Г. Лаптева, В. А. Сластелина. -М.: Совершенство, 1998
  157. Психология работы с персоналом в трудах отечественных специалистов Текст. / сост. и общ. ред. Л. В. Винокурова, И. И. Скрипюка. СПб.: Питер, 2001 -512 с. — (Серия Хрестоматия по психологии)
  158. Психология труда и организационная психология: современное состояние и перспективы развития Текст.: Хрестоматия / Ред.-сост. А. Б. Леонова, О. Н. Чернышова. М., 1995. — С. 354−371.
  159. , В.П. Субъекты политики: личность, элиты, лидерство (в помощь лектору) Текст. / В. П. Пугачев М., 1991.
  160. Путеводитель молодого специалиста Текст. М.: Центр молодежных проектов ОАО «РЖД», 2009.
  161. Распоряжение ОАО «РЖД» от 27 января 2007 г. № 103р Текст.
  162. , Я. Экспериментальная психология эмоций Текст. / Я. Рейковский. -М., 1979. -С. 133−151.
  163. Реформирование железнодорожного транспорта: политика кадрового обеспечения Текст. М.: УМК МПС России, 2002. — 330с.
  164. , К. Взгляд на психотерапию. Становление человека Текст.: пер. с англ. / общ. ред. и предисл. Е. И. Исениной. М.: Изд-я группа Прогресс, Универс, 1994. — 480 с.
  165. , К. К науке о личности Текст. / К. Роджерс // История зарубежной психологии: Тексты. М., 1986. — С. 199−230.
  166. , C.JI. Человек и мир Текст. / C. J1. Рубинштейн М.: Наука, 1997.
  167. , С.Л. Основы общей психологии Текст. В 2 т. / С. Л. Рубинштейн М.: Педагогика, 1989.
  168. Русалов, В. М Психологическая зрелость: единая или множественная характеристика? Текст. / В. М Русалов // Психол. журн., 2006. Т. 27. — № 5.-С. 83−91.
  169. , Д.В. Личностный динамизм и его диагностика Текст. / Д. В. Сапронов, Д. А. Леонтьев // Психол. диагностика, 2007. № 1. — С. 66−84.
  170. , А.Л. Социально-психологические проблемы управления Текст. / А. Л. Свенцицкий Л.: ЛГУ, 1975.
  171. , А.Л. Психология управления организациями Текст. / А. Л. Свенцицкий-СПб.: СпбГУ, 1999.
  172. , В.В. Психология волевой активности Текст. / В. В. Селиванов -Рязань, 1974.
  173. , Е.А. Психология субъекта: поиски и решения Текст. / Е. А. Сергиенко // Психол. журн., 2008. Т. 29. — № 2. — С. 17−28.
  174. , М.А. Психологические характеристики субъектной активности руководителя Текст. :дис.. канд. псх. наук. Хабаровск, 2006.
  175. , А.П. Акмеологический тренинг программно-целевой направленности Текст. / А. П. Ситников. М.: Луч, 1995.
  176. А.П. Техника личной работы руководителя Текст.: метод, пособие / А. П. Ситников. Новосибирск: ВПШ, 1990. — 21с.
  177. Словарь психолога-практика Текст. / сост. С. Ю. Головин: 2-е перераб. и доп. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001 — 976 с.
  178. , С.Ю. Рефлексивная практика творческого развития человека и организаций Текст. / С. Ю. Степанов. М.: Наука, 2000. — 174 с.
  179. , A.M. Общая и профессиональная психология Текст. / A.M. Столяренко. М.: ЮНИТИ, 2003.
  180. , A.M. Психология менеджмента : учеб. пособие для студ. вузов Текст. / A.M. Столяренко, Н. Д. Амаглобели. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.-608 с.
  181. , Ю.К. Инженерная и профессиональная психология Текст.: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. К. Стрелков. М.: Изд-й центр Академия- Высшая школа, 2001. — 360 с.
  182. , Г. В. Инженерно-психологическое обеспечение социального развития человека в условиях производства Текст. / Г. В. Суходольский // Психологическое обеспечение социального развития человека. Л., 1987. — С. 91−96.
  183. , Ю.А. Управленческое решение Текст. / Ю. А. Тихомиров. -М.: Наука, 1972. 288 с.
  184. , В.Н. Творчество в профессиональном управленческом труде Текст. / В. Н. Толмачева // Психология и психоанализ, 1998. № 3. — С. 22−26.
  185. Указание МПС № Д 1593 у от 31.05.2000 г. О мерах по организации на железных дорогах профессионального психологического отбора дежурных по станции Текст.
  186. Указание МПС РФ № 310у от 01.12.99. О совершенствовании психофизиологической службы на федеральном железнодорожном транспорте Текст.
  187. , Л.И. Психология организаторской деятельности школьников Текст.: учеб. пособие для студ. педаг-х институтов / Л. И. Уманский. -М.: Просвещение, 1980.
  188. , Л.И. Личность. Организаторская деятельность. Коллектив. Избранные труды. / Л. И. Уманский. Кострома, 2001. — С. 43−82.
  189. , А. Общее и промышленное управление Текст. / А. Файоль. -М., 1974.
  190. , А.В. Работа с кадрами : Психологический аспект Текст. / А. В. Филиппов. -М.: Экономика, 1990. 168 с.
  191. Философский словарь Текст. / И. Т. Фролова, изд. 5-е. М.: ИПЛ, 1987. -410 с.
  192. , В. Человек в поисках смысла Избранные труды. / В. Франки. -М.: Прогресс, 1990.
  193. Фрейд, 3. Введение в психоанализ Текст.: Лекция. М.: Наука, 1991.
  194. , А. Ю. Лидеры нации Текст. / А. Ю. Хабутдинов. Казань: Татарское книжное изд-во, 2003. -159 с.
  195. , А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение // Психология межличностного познания Текст. / А. У. Хараш. М.: Педагогика, 1981.-С. 25−42.
  196. , X. Мотивация и деятельность Текст. / X. Хекхаузен. -М., 1986. Т. 1. — С. 225−242.
  197. , К. Коммуникационные теории имиджа Текст. / К. Ховланд. -СПб., 1999.
  198. Целевая программа Молодежь компании на 2006−2010 годы Текст. -М.: ОАО Российские железные дороги, 2006.
  199. , А.С. Психологическая школа молодежных лидеров Текст. / А. С. Чернышев, Ю. А. Лунев, ЮЛ. Лобков, С. В. Сарычев. М.: Моск. психол.-соц. инс-т, 2005.-275 с.
  200. , Р.Х. Психология межличностных отношений в ССУЗ Текст. / Р. Х. Шакуров — Рос. акад. образования, Ин-т сред. спец. образования, Лаб. психол. проблем ССУЗ. Казань: ИССО РАО, 1998. — 60 с.
  201. , Р.Х. Психология руководства педагогическим коллективом Текст.: учеб. пособие для педвузов / Р. Х. Шакуров — Рос. акад. образования, Ин-т сред. спец. образования. М.: Магистр, 1995. — 183 с.
  202. , А.П. Психология менеджмента Текст.: учеб. пособие /
  203. A.П. Шарухин. СПб.: Речь, 2005. — 352 с.
  204. , В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера Текст. /1. B.М. Шепель.-М., 1992.
  205. , В.М. Имиджелогия : секреты личного обаяния Текст. / В. М. Шепель. М., 1997.
  206. , В.И. Социальная психология менеджмента Текст. /
  207. B.И. Шуванов. -М.: Бизнес-школа Интел-Синтез, 1997. С.33−34.
  208. , Г. Основы психологии Текст. / Эббингауз Г. СПб., 1972.
  209. , Р. Психология высших устремлений : мотивация и духовность личности Текст.: пер. с англ. под ред. Д. А. Леонтьева / Р. Эммонс. — М.: Смысл, 2004. 416 с.
  210. Энциклопедический словарь Текст. / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. -СПб, 1896.-Т. 34.
  211. , Е.Л. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития Текст. / Е. Л. Яковлева // Вопросы психологии, 1997. — № 4. —1. C.20−27.
  212. , В. М. Bass and Stogdill’s handbook of leadership: theory, research and management applications. 3rd ed. N.Y., 1990.
  213. Boyatzis, R.E., Goleman D.& Hay / MeBer. Emotional competence inventory. Boston, Haygroup.
  214. , R.K. (1996/1997) EQ Map. San Francisko: ALT and Essi Systems.
  215. , D. (1995) Emotional Intelligence. N-Y:Bantam Books
  216. , D. (1998) Working with Emotional Intelligence. N-Y: Bantam Books.
  217. Kotter, V.P. Winning at Change. Leader to Leader, 1998 № 10.
  218. Lasbway, L. Measuring Leadership Potential. ERIC Digest, 1996. № 15.
  219. Levicki, C. The Leadership Quarterly 3, 1992. P. 137−157.
  220. Management Education Challenge Five Years On // Management News, The Newspaper of the British Institute of Management, 1992. — № 84, February.
  221. Mayer, J.D. The experience and meta-experience of mood. Journal of Personality and Social Psychology, 1988. № 55. — P. 102−111.
  222. , J.D., & Salovey, P. Personality moderates the effects of affect on cognition. In: J. Forgas & K. Fiedler (eds.), Affect, cognition, and social behavior,. Toronto: Hogrefe, 1988. P. 87−99.
  223. Mayer, J.D., Caruso, D.R., & Salovey, P. Selecting a Measure of Emotional Intelligence. In: R. Bar-On & D.A. Parker (eds.). The Handbook of Emotional Intelligence. San-Francisco: Jossey-Bass, a Wiley Company, 2000. P. 320- 342.
  224. Mayer, J.D., DiPaolo, M.T., Salovey, P. Perceiving affective content in ambiguous visual stimuli: A component of emotional intelligence. Journal of Personality Assessment, 1990. № 54. — P. 772−781.
  225. Mayer, J.D., Salovey, P., & Caruso, D.R. Emotional Intelligence. In R.J. Sternberg (ed.). Handbook of Intelligence New York: Cambridge University Press, 2000. № 2. — P. 396−420.
  226. Mintzberg H. The nature of managerial work. N.Y., 1973.
  227. D.L., Lysy D.C. & Yik M.S.M. Self-Report measures of intelligence: Are they useful as proxy IQ tests? Journal of Personality, 1998. № 66. -P. 525−554.
  228. Ross, A. Weber Mastering Management // Financial Times Pitman Publishing, 1997.-P. 86.
  229. Stogdill, R. Handbook of leadership / Stogdill R/ N.Y., 1974.
  230. S.F. & Brown J.D. Illusion and well-being: A social psychological perspective on mental health // Psychological Bulletin. № 103. — 193 -210.
Заполнить форму текущей работой