Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В связи с этим остро стоит проблема готовности ребёнка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребёнка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов. Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • ГЛАВА 1. Теоретический обзор особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР
    • 1. 1. Особенности психического развития у детей с ЗПР и ММД
    • 1. 2. Особенности психического развития у детей с ЗПР
  • ГЛАВА 2. Практическое исследование психического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР (на базе коррекционного детского сада с ОНР)
    • 2. 1. Организация и ход исследования
    • 2. 2. Упражнения на развитие мышления дошкольников
    • 2. 2. Анализ результатов эксперимента
  • Заключение
  • Библиография

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ОНР и ЗПР (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Введение

Актуальность темы. Мы живём в XXI веке, и сейчас очень высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на проведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни.

В связи с этим остро стоит проблема готовности ребёнка к школьному обучению. Длительное время считалось, что критерием готовности ребёнка к обучению является уровень его умственного развития. Л. С. Выготский одним из первых сформулировал мысль о том, что готовность к школьному обучению заключается не столько в количественном запасе представлений, сколько в уровне развития познавательных процессов.

Один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства — психологическая готовность ребенка к школьному обучению. И. Ю. Кулашна выделяет два аспекта психологической готовности — личностную (мотивационную) и интеллектуальную готовность к школе. Оба аспекта важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений.

Проблема воспитания и обучения дошкольников с отклонениями в развитии является одной из наиболее важных в педагогической психологии. В связи с увеличением числа детей с задержкой психического развития становится актуальной проблема формирования их готовности к обучению в школе. Данная проблема изучается пока еще недостаточно интенсивно. Специальная психология располагает в настоящее время рядом исследований, посвященных изучению отдельных психических функций, главным образом, познавательных. Проблемой подготовки к школе детей с задержкой психического развития занимались Т. В. Егорова, Г. И. Жаренкова, Г. М. Капустина, Ю. А. Костенкова, В. И. Лубовский, Н. А. Никашина, Р. Д. Тригер, У. В. Ульенкова, Н. А. Цыпина. Однако данные подходы рассматривают проблему обучения детей применительно к определенному виду практической деятельности, без учета их психологической готовности. Понимание готовности к школьному обучению как интегрального свойства индивидуальности позволяет рассматривать наиболее общие закономерности и качественное своеобразие развития ребенка как индивида, личности и субъекта деятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. Издательство «Аркти», 1998.
  2. Т.П., Грибова О. Е. Дидактический материал по обследованию речи детей. — М., 1994 — часть 1
  3. А.К. Дидактические игры в детском саду. М., 1991
  4. И.Т., Чиркина Г. В. Методы обследования речи у детей. — М., 1996.
  5. Т.М., Пфафенродт А. Н. Фонетическая ритмика. — М., 2006.
  6. Н.В. Оценка психологической готовности детей к школе: Пособие для психологов и специалистов коррекционно-развивающего обучения. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 144 с.
  7. И.А., Барташников А. А. Учись играя. — Харьков: Фолио, 2003.
  8. Е.Д. Психологические и методологические аспекты исследования позиции субъекта учения. // Психолого-педагогические проблемы развития школьника как субъекта учения. — Москва — Воронеж, 2000.
  9. Л.И. Избранные психологические труды /Под ред. Д. И. Фельдштейна. — М.: Владос, 2005.
  10. Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития / Н. И. Борякова. — М.: Арго, 2000. — 125 с.
  11. А.Л. Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту. // Особенности психического развития детей 6−7-летнего возраста. — М.: Педагогика, 2008.
  12. Г. А. Логоритмическое воспитание детей с дислалией. — СП6.: Образование, 1993. — 246 с.
  13. Г. А. Принципы и методы коррекции нарушений речи. — СП6.: Образование, 2000. — 140
  14. Л.С. Логопедия. М., 2002.
  15. Л.С. Мышление и речь / Собрание сочинений — М., 2002. — Т. 2. С. 361.
  16. Л.С. Педагогическая психология. — М., 2007.
  17. А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. — СПб., 2005.
  18. А.Н. Вопросы изучения детской речи. — Готовимся к школе. Программно-методическое оснащение коррекционно-развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР. — М., 1998. — 88 с.
  19. Н.И. Психологическая готовность к школе. — СПб.: ПИТЕР, 2006.
  20. О.М. К проблеме диагностики умственного развития детей дошкольного возраста (3−7 лет) / О. М. Дьяченко // Психологическая наука и образование. -1997. — № 2. — С. 20−28.
  21. Е.Н. Практика применения функционально-уровневого подхода в организации обучения детей с ЗПР // Дефектология. — 2005. — № 4. — С. 41−54.
  22. Е.В. Нарушения голоса// Логопедия/ Под ред. Л. С. Волковой. — М., 1989.
  23. Р.Е. Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями // Левина Р. Е. Развитие психики в условиях сенсорных дефектов. — М., 2006.
  24. Р.И., Серебрякова Н. В. Коррекция ОНР у дошкольников. — СПБ, 1999 г.
  25. А.А. Возникновение и первоначальное развитие языка. — М., 2003.
  26. А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. — М., 2000.
  27. Методы обследования речи детей /Под общей ред. Г. В. Чиркиной. — М., 2003
  28. А.Я. Речедвигательная ритмика. — М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009. — 123с.
  29. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред. Т. В. Волосовец. — М., 2000
  30. Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5−6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. — М.: Мозаика-Синтез, 2006 — 77 с.
  31. Т.Б., Чиркина Г. В. Коррекционное воспитание и обучение детей пяти летнего возраста с общим недоразвитием речи. М., 1991.
  32. Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зер-нова, И. А. Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 240 с.
  33. Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. — М., 2008.
Заполнить форму текущей работой