Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции: на материале исследования этнической группы Овамбо Намибии

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования. Проблема этнического самосознания особенно актуальна для стран третьего мира, в которых помимо выраженных тенденций интеграции, одновременно сосуществуют выраженные родовые традиции. В современных условиях, когда возросли масштабы и влияния международных отношений как на жизнь отдельного человека, так и на этнос в целом (в том числе этнических групп, кланов, родов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Понимания проблемы этнического самосознания в психологии
    • 1. 1. Проблемы этнического самосознания в западной психологии
    • 1. 2. Проблемы этнического самосознания в российской психологии
    • 1. 3. Понимания проблемы этнического самосознания африканцев
  • Глава II. Методы изучения особенностей этнического самосознания
    • 2. 1. Популярные методы изучения особенностей этнического самосознания в конце XX — начале XXI века
    • 2. 2. Методы изучения этнического самосознания в настоящем исследовании
  • Глава III. Анализ результатов исследования особенностей этнического самосознания африканцев (на материале изучения этнической группы овамбо Намибии)
    • 3. 1. Анализ результатов включенного наблюдения и результатов опроса (молодежь в сравнении со старшим поколением)
    • 3. 2. Анализ результатов проективного метода депривации структурных звеньев самосознания (B.C. Мухина, К.А. Хвостов)
    • 3. 3. Анализ результатов экспресс диагностики межэтнической аккультурации (B.C. Мухина: модификации Дж. Берри)
    • 3. 4. Анализ результатов метода «Кто я»
    • 3. 5. Обсуждения общих тенденций результатов исследования
  • Выводы

Особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции: на материале исследования этнической группы Овамбо Намибии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Проблема этнического самосознания особенно актуальна для стран третьего мира, в которых помимо выраженных тенденций интеграции, одновременно сосуществуют выраженные родовые традиции. В современных условиях, когда возросли масштабы и влияния международных отношений как на жизнь отдельного человека, так и на этнос в целом (в том числе этнических групп, кланов, родов), актуально исследовать особенности этнического самосознания африканцев как особой общности, несущей в себе глубинные родовые традиции. Тенденции к интеграции и к сохранению родовых традиций создают особую ментальность современных африканцев.

Молодежь по прежнему живет в близких кровных и эмоциональных отношениях друг с другомвсех связывают между собой многочисленные узы (компактное проживание, традиции, единая система норм и оценок и т. д.), которые обусловливают групповое самосознание, но в то же время молодежь сензитивна к процессу интеграции.

Изучение особенностей этнического самосознания африканской молодежи актуально для понимания специфики современных тенденций аккультурации.

Методологическая основа исследования. Общей методологической основой исследования особенностей этнического самосознания молодежи Африки является сложившаяся в науке идея о развитии человека путем присвоения материальной и духовной культуры общества. В нашем исследовании, прежде всего, речь идет о присвоении традиционных ценностных ориентаций, определяющих этническое самосознание африканских этносов, а так же о присвоении ценностных ориентации мировых культур.

Мы рассматриваем особенности этнического самосознания молодежи в русле концепции развития и бытия личности B.C. Мухиной, понимая самосознание личности как универсальную, исторически сложившуюся и социально обусловленную психологически значимую структуру, присущую каждому социализированному индивиду. Мы исходим из того, что структура самосознания человека как личности имеет пять звеньев: 1 — идентификация с именем и заменяющим его местоимением «Я», с образом тела, с индивидуальной духовной сущностью человека- 2 — притязание на признание- 3 — половая идентификация- 4 — психологическое время личности (прошлое, настоящее, будущее) — 5 — социальное пространство личности (права и обязанности). В многочисленных исследованиях, проводимых под руководством B.C. Мухиной, подтверждено, что описанные звенья структуры самосознания формируются у всех людей, независимо от принадлежности к какому-либо этносу, различаясь в содержательном наполнении в зависимости от характеристик традиционного этнического самосознания и от социальной ситуации развития. Ценности, входящие в содержание структурных звеньев самосознания, переживаются человеком в качестве уникальных личностных потребностей в соответствии с родовыми ценностями. Названные идеи легли в основу нашего теоретического анализа заявленной проблемы исследования и опредилили структуру диссертации.

Цель исследования: выявить особенности этнического самосознания африканской молодежи в контексте родовой традиции.

Объект исследования: этническое самосознание как социально-психологический феномен, на материале изучения студентов университета Намибии (в столице г. Виндхук и деревне Ошакатии) и работающей молодежи этнической группы овамбо.

Предмет исследования: особенности этнического самосознания афиканской молодежи в контексте в родовой традиции.

Гипотезы исследования:

1. Самосознание современной африканской молодежи определяется нормами и ценностями традиционных культур, а так же ценностями привносимыми сторонними культурами в процессе колонизации, а затем глобализации и аккультурации. Содержательное наполнение структурных звеньев самосознания происходит через присвоение традиционных норм и ценностей, привносимых иными культурами.

2. Африканская молодежь в условиях взаимодействия со своим и чужими этносами глубинно ориентирована на родовые традиции, в то же время демонстрирует готовность к толерантному взаимодейтсвию с представителями других культур: возможны тенденции к выраженной сепарации и интеграции.

3. Современная африканская молодежь Намибии после провозглашения независимости в 1990 г. и политики примирения, должна быть настроена на толерантное взаимодействие между черными и белыми рассами.

Задачи исследования.

1. Проанализировать теоретические и эмпирические работы, посвященные проблеме этнического самосознания.

2. Изучить особенности содержательного наполнения структурных звеньев самосознания молодежи этнической группы овамбо Намибии через контекст родовых традиций.

3. Выявить типы поведения, характерные для молодежи этнической группы овамбо Намибии в ситуациях фрустраци по отношению к представителям «своего» и «чужого» этноса.

Методы исследования. Нами использовались следующие методы.

1 — Включенное наблюдение- 2 — опрос- 3 — проективный метод депривации структурных звеньев самосознани в контексте межэтнических отношений (B.C. Мухина, К.А. Хвостов) — 4 — экспресс-диагностика межэтнической аккультурации (B.C. Мухина: Модификация Дж. Берри) — 5 — самоописание личностных свойств (или: вариант метода «Кто Я?») разработанный B.C. Мухиной для углубленной рефлексии респондента на себя. Использовались статистические методы л обработки данных Критерий X (хи-квадрат).

Исследовались 516 представителей этнической группы овамбо Намибии в возрасте от 18 до 35- среди них: по методу опроса и включенного наблюдения -96 человек (50 юношей и 46 девущек) — по проективному методу депривации структурных звеньев самосознании — 160 человек (80 юношей и 80 девушек) — по методу экспресс — диагностики межэтнической аккультурации — 260 человек (130 юношей и 130 девушек). Также исследовались 84 представителя старшего поколения методом опроса и включенного наблюдения (43 мужчин и 41 женшин). Всего исследовались 600 человек.

Научная новизна и теоретическая значимость. Впервые исследуются особенности этнического самосознания африканской молодежи через анализ контекста родовых традиций и ценностей, привносимых глобальными процессами интеграции и аккультурации. Новизна кроме того, состоит: в исследовании специфики саморефлексии и содержательного наполнения структурных звеньев самосознания африканцевв выявлении типов поведения африканской молодежи (на примере этнической группы овамбо Намибии) в ситуациях фрустрации в условиях взаимодействия со своим и чужим этносом со своей и другой рассой.

Результаты исследования позволяют расширить теоретические представления об особенностях развития этнического самосознания современной африканской молодежи.

Практическая значимость исследования заключается: 1 — в определении типов реагирования африканской молодежи на ситуацию фрустрации внутри своего и чужого этноса, своей и иной рассы- 2 — в возможности использования результатов исследования при разработке модели государственной политики воспитания нового африканского поколения- 3 — в получении научных оснований для воспитания учащейся африканской молодежи.

Положение выносимые на защиту. Проведенное исследование позволило подтвердить гипотезы.

1. Самосознание современной африканской молодежи определяется глубинными родовыми, традиционными ценностными ориентациями (мифы, культура, обычаи, мифологическое миропонимание), а так же ценностями привносимыми сторонними культурами в процессе колонизации, глобализации и аккультурации. Содержательное наполнение структурных звеньев самосознания происходит через присвоение традиционных норм и ценностей, привносимых иными культурами.

2. Африканская молодежь в условиях взаимодействия со своим и чужими этносами глубинно ориентирована на родовые традиции, в то же время демонстрирует готовность к толерантному взаимодейтсвию с представителями других культур: возможны тенденции к выраженной сепарации и интеграции. Наиболее выражена тенденция к интеграции у студенческой молодежи.

3. В условиях межэтнического взаимодействия африканской молодежи обнаруживается амбивалентное отношение к другому этносу. В ситуации фрустрации в общении с представителями другого этноса молодежь этнической группы овамбо Намибии демонстрирует общее толерантное отношение к другим, однако проявляет достаточно высокий уровень агрессии к сверстниками чужого этноса.

4. В проективной ситуации фрустрации молодежь этнической группы овамбо Намибии демонстрирует высокий уровень толерантности к родителям, затем к преподавателям как своего так и чужого этноса, далее к сверстникам чужого и своего этноса.

5. Притязание на признание и половая идентификация у молодежи этнической группы овамбо являются значимыми структурными звеньями самосознания, депривация которых вызывает наибольшее количество агрессивных реакций. Половая идентификация в культуре этнической группы овамбо Намибии связана с мужской и женской ментальностью (самосознанием, деятельностью, поведением и воспитанием). Как правило, мужчины занимают высшее положение, а низшее положение в иерархической структуре этнической группы овамбо занимают женщины. Эта тенденция присуща и другим традиционным обществам Африки.

Апробация работы.

Основные результаты диссертационного исследования опубликованны в журналах входящих в перечень ВАК (общим объемом 1.7 пл.). Результаты исследования обсуждались на заседаниях и аспирантских объединениях кафедры психологии развития МПГУ в 2004;2006 гг.

Структура и объем диссертации

.

Работа состоит из введения, трех глав, выводов, библиографии и приложения. Библиография состоит из 256 источниковиз них — русскоязычных источников — 205- на европейских (немецский, английский и французский) языках — 51. Общий объем текста 261 страницы машинописного текста.

222 Выводы.

Анализ результатов полученных в ходе нашего исследования позволили нам подтвердить сформулированные гипотезы и сделать следующие выводы:

1. Самосознание современной африканской молодежи определяется глубинными родовыми и традиционными ценностными ориентациями (мифы, культура, обычаи, мифологическое миропонимание), а так же ценностями привносимыми сторонними культурами в процессе колонизации, глобализации и аккультурации. Содержательное наполнение структурных звеньев самосознания происходит через присвоение традиционных норм и ценностей, привносимых иными культурами.

2. Африканская молодежь в условиях взаимодействия со своим и чужими этносами глубинно ориентирована на родовые традиции, в то же время демонстрирует готовность к толерантному взаимодействию с представителями других культур: выявлены тенденции к выраженной сепарации и интеграции. Наиболее выражена тенденция к интеграции у студенческой молодежи.

3. В условиях межэтнического взаимодействия африканской молодежи обнаруживается амбивалентное отношение к другому этносу. В ситуации фрустрации в общении с представителями другого этноса молодежь этнической группы овамбо Намибии демонстрирует достаточно толерантное отношение к другим, однако проявляет достаточно высокий уровень агрессии к сверстниками чужой расы.

4. В проективной ситуации фрустрации молодежь этнической группы овамбо Намибии демонстрирует высокий уровень толерантности к родителям, затем к преподавателям как своего так и чужого этноса, далее к сверстникам чужого и своего этноса.

5. Притязание на признание и половая идентификация у молодежи этнической группы овамбо являются значимыми структурными звеньями самосознания, депривация которых вызывает наибольшее количество агрессивных реакций. Половая идентификация в культуре этнической группы овамбо Намибии связана с мужской и женской ментальностью (самосознанием, деятельностью, поведением и воспитанием). Как правило, мужчины занимают высшее положение, а низшее положение в иерархической структуре этнической группы овамбо занимают женщины, как и в других традиционных обществах в Африке.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р. Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополитический вестник. 1992. № 2. — С. 15−35.
  2. Р. Г. Природа и парадоксы национального «Я». М.: Мысль. 1991.-171 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991. — 224 с.
  4. А.Г. К вопросу о теории народности. Махачкала: 1965. 37−51 с.
  5. А.Г. Нация, ее сущность и самосознание // Вопр. Истории. 1967. № 7. -С. 25−37.
  6. Айгумова 3. И. Этническое самосознание молодежи в ситуации многополяного миропорядка. М. 2005. — 175 с.
  7. Л. И. Психологические особенности межэтнического восприятия подростками друг друга (Саха, Россия). Дисс. докт. психол. наук. М., 1994.
  8. У. Этнонационализм в Европе. -М., Издательство: Рос. Гос. Гуманит. Ун-т, 2000. 62−63 с.
  9. . Г. Психология и проблемы человекознания: Избранные психологические труды. М. Воронеж, 1996. — 285 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Генетические и структурные взаимосвязи в развитии личности //сихология личности в трудах отечественных психологов / Сост. Л. В. Куликов СПб., 2000. — 187 с.
  11. И.Андреева Г. М. Социальная психология: Учебник для Высших учебных заведений. М.: Аспект Пресс, 1999. — 61 с.
  12. И. В. Проблема личностной идентичности // Психология самосознания. Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «Бахрах-М». — М., 2000. — 472 с.
  13. В.Арсеньев В. Р. Бамбара: от образа жизни к образам мира и произведениям искусства. Опыт этнографического музееведения. СПб.: МАЭ РАН, 2000. -272 с.
  14. В.Р. Звери боги — люди. — М.: Политиздат, 1991. — 160 с.
  15. Ю. В., Дробижева J1.M, Сусоколов A.A. Этнопсиохология, М.: Алекс-Пресс. 1998.-271 с.
  16. Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социол. Исследования. 1990. № 7. С. 42−49.
  17. Е.В. Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая и России. Дисс. канд. психол. наук. М., 2004.
  18. М. Развитие национальной, этнолингвистической и религиозной идентичности у детей и подростков. М., 2001. — 18−29 с.
  19. М. Я. Методика психологических наблюдений над детьми. / Избр. Психологические произведения. М., 1975. — 92−93 с. — 100−101 с.
  20. В.А. Традиция в современных культурах Африки. М.: Наука, 1986. — 248 с.
  21. А. А. Психологическая антропология (культура и личность). Историко-теоретический очерк // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001. — С. 7−31.
  22. Е. П., Стефаненко Т. Г. Этническая идентичность: понятие, формирование, модели измерений // Этническая социализация подростка. -М. Воронеж, 2000. — 75−107 с.
  23. Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Пер. с англ. СПб.: Талисман, 1994. — 98 с.
  24. Р. Развитие Я-концепции и воспитание: Пер. с анг. М.: Прогресс, 1986.-31 -39 с.
  25. Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «Бахрах-М». — М, 2000. — 333 с.
  26. Г. И. В поисках самого себя // Энергия. 1997. — № 7. — С. 15−25.
  27. Д.М. Бенин накануне первых контактов с европейцами. Человек. Общество. Власть. М.: Институт Африки РАН, 1995. — 339 с.
  28. В.В. Социально-политическое управление и общественные традиции (на примере Тропической Африки) // Этнические аспекты власти. СПб.: Языковой центр L.C. 1995. — 79−99 с.
  29. Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. — 283 с.
  30. ЗЬБурке-Бельтран М. Т. Развитие и формирование правдивости у детей от 5 до7 лет в процессе общения со взрослыми и сверстниками. (Куба). Дисс. докт. психол. наук. М., 1980.
  31. В. Н. Павленко, С. А. Таглин Общая и прикладная этнопсихология. М., 134 -140 с.
  32. А. Истоки характера у детей (часть III. Сам осознание) // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 129.
  33. М. А. Психологические особенности этнического самосознания армянской молодежи в условиях титульного этноса и сопряженной диаспоры. Дисс. канд. психол. наук. М., 2004.
  34. В. И. Надежность информации в социологическом исследовании. Проблемы методологии и методики. Киев, 1974. — 109−120 с.
  35. В. Проблемы психологии народов. СПб, 2001. — 198 с.
  36. Выготский J1. С. К вопросу о динамике детского характера // Собрание сочинение в 6 т. М., 1983. Т.5. — 158−165 с.
  37. Выготский J1. С. Мышление и речь. М.: Лабиринт. 1996. — 414 с.
  38. Л. С. Общая психология. М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2000. — 1008 с.
  39. Выготский Л. С Педология подростка // Собр. Соч. В 6 т. 1984. Т. 4. 229 241 с.
  40. Т.М. Африканские интеллектуалы за пределами Африки. -Ярославль: Ярославский государственный университет, 2002. 308 с.
  41. А.Х. Проблемы марксистской этнический психологии. 1982. 114 115 с.
  42. Н. А., Скакан Ю. П. Оценка стереотипности набора реакций в ассоциативном эксперименте // Семантические аспекты синтаксиса. М., 1989.
  43. Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. М.: ЧеРо, 1996.-313 с.
  44. Н.М. Динамика культурных изменений и Восточная Африка в XIX—XX вв.. // Кунсткамера. МАЭ им. Петра Великого РАН. СПб.: Европейский дом, 1995.- 105−135 с.
  45. Н.М. Социология племени. Ленинград: Наука, 1991. — 303 с.
  46. Гласс Дж, Стэнли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии: Пер. с англ. М., 1976. — 249 с.
  47. О. В. Представления Л.С. Выготского о самосознании и марксизм // Психол. журн. Т. 17. № 5. 1996.-С. 31−41.
  48. Л. Н. География этноса в исторический период. Л.:Наука, 1990. -278 с.
  49. Л. Н. Конец и вновь начало. М.: Айрис-пресс, 2000. — 381 с.
  50. Л. Н. Этнос и этноним. Этногенез и биосфера Земли. М.: Ди-Дик, 1997.-640 с.
  51. Дж. О. О работах Джорджа Деверо. Личность. Культура. Этнос. -М., 2001.- 150−169 с.
  52. Дж. Этнический плюрализм: Конфликт и адаптация // Личность, культура, этнос: современная психологическая антропология. М., 2001. — С. 229−276.
  53. У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. М.: Педагогика, 1991. — 83 с.
  54. У. Психология личности // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. М.: Издательство МГУ, 1982. — 64 с.
  55. Л. М. Этническое самосознание: идеология и поведение. См. Арутюнян Ю. В., Дробижева Л. М., Сусоколов А. А. Этносоциология. М., 1998.-270 с.
  56. Л. М., Аклаев А. Р., Коротеева В. В., Солдатова Г. У., Демократизация и образы национализма в Российской Федерации., М., 1996.-72 с.
  57. Л.М., Кузнецов И. М., Коротеева В. В. Ценности и символы национального самосознания в условиях изменения общества. М., 1994.
  58. Т. Ц. Особенности этнического самосознания подростков бурят в современных условиях. Дисс. канд. психол. наук. — М., 2000.
  59. Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: М.: Канон, 1995.-349 с.
  60. И. И., Юзбашев М. М. Общая теория статистики: Учебник / Под. ред. И. И. Елисеевой. 4-е изд., — М.: «Финансы и статистика», 2000. — 13 с. 63.еонтьев А. Н. Образ мира. М., 1983. — 253 с.
  61. А. А. Особенности этнического самосознания подростков-казаков в контексте межнационального общения. Дисс. канд. психол. наук, — М., 1995.
  62. А. А. Психология этнической идентификации личности. -Краснодар.: Кубанский Гос. Ун-т. 2001. 232 с.
  63. А. А. Этническое самосознание личности в условиях исторического, межэтнического взаимодействия. Дисс. докт. психол. наук. М., 2001.
  64. Т. В. Изучение этнических стереотипов с помощью проективных рисунков // Вопросы психологии. 1998. № 2. — С. 72.
  65. В.В. Патриотическое чувство. Пг. 1914.-8−9 с.
  66. В.Б. Африканскими дорогами. М.: Наука, 1976. — 303 с.
  67. В.Б. Звери, люди., боги. М.: Наука, 1991. — 319 с.
  68. В.Б. Тупики и перспективы Тропической Африки. М.: Наука, 1970.
  69. В.Б. Хаос и гармония. М., 1982. — 71−72 с.
  70. Р. Н. Этнические проблемы современной Тропической Африки.-М., 1973.-31−32 с.
  71. О. В. Особенности этнического и морального самосознания корейцев в условиях межэтнического взаимодействия с русскими. Дисс. канд. психол. наук. М., 2004.
  72. Е. И. Социальная структура и национальное самосознание. Автореф. дисс. канд. ист. наук. М., 1971. — 3 — 5 с.
  73. Ю. М. Община в Африке: проблемы типологии. М., 1978. 251 -252 с.
  74. П.И. Психология русской нации. Пг. 1915. 10 с.
  75. В. Н. Этнос и территория // Советского Этнография, 1971, № 6. С. 89 100.
  76. В.И. О понятии этнической общности // Сов. Этнография. 1976 б. № 2. -С. 109.
  77. В.И. Проблема этнического самосознания и ее место в теории этноса // Сов. Этнография. 1974. № 2. С. 79−92.
  78. Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.- 106 с.
  79. Кон И. С. К проблеме национального характера., см. в кн. История и психология.-М, 1971. 122−158 с.
  80. С. И. Вопросы этнопсихологии в работах зарубежных авторов. М., 1970.- 100 с.
  81. Н.Б. Рождение африканской цивилизации. М.: Наука, 1986. — 303 с.
  82. М. В. Эволюция этнического самосознания и проблема этногенеза // Расы и народы. № 6. М., 1976. — С. 58−62.
  83. П. И. Этнические территории и этнические границы. М.: Изд-во Акад. Наук СССР, 1951.-280 с.
  84. П.И. Национальное самосознание как этнический определитель // Краткие сообщения Института этнографии АН Т. VIII. 1949. С. 3−9.
  85. А. М. Особенности ценностных ориентаций и самосознания личности детей народностей Севера (саамы). Дисс. канд. психол. наук. М., 1986.
  86. Jle Куанг Шон. Ценностные ориентации современной вьетнамской молодежи. Дисс. докт. психол. наук. М., 1998.
  87. Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. -М.: Ключ-С, 1999.-223 с.
  88. Г. Психология народ и масс. М., 1996. — 140 с.
  89. Г. Психология народов и масс// Психология толпы. М., 1999. — 1221 с.
  90. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление // Психология мышления. М., 1980. — 134−135 с.
  91. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М. 1994. -608 с.
  92. Леви-Стросс К. Первобытное мышление., М.: Республика., 1994. — С. 111 337.
  93. Лекции по методике конкретных социальных исследований. Под ред. Проф. Г. М. Андреевой. М., 1972.
  94. А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат. 1977. -304 с.
  95. А. Н. Избранные психологические произведения. В 2-х томах. -М.: Педагогика, 1983. T. II, 320 с.
  96. А.Н. Формирование личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — С. 42−176.
  97. А. Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. — 319 с.
  98. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. М.: Наука, 1974.- 162 с.
  99. С. В. Историческая этнология: Учеб. Пособие для вузов. М., Аспект Пресс, 1977. — 430 — 466 с.
  100. Э.С. Культуры народов Тропической Африки вчера и сегодня: взаимодействие культур и тенденции развития. М.: Логос, 1996. — 232 с.
  101. Лю Цунъин Особенности этнического самосознания современной учащейся молодежи Китая. Дисс. канд. психол. наук. М., 2006.
  102. В.В. К вопросу о складывании великорусской народности и русской нации // Сов. Этнография. 1947. № 4. С. 85−96.
  103. В.В. Образование Древнерусского государства. Л. 1945. — 396 с.
  104. . Функциональный анализ // Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. СПб., 1997. — 681−702 с. — 683−684 с. 1 т.
  105. ПЗ.Мархинин В. В. Начала социально-философской теории этноса. -Новосибирск. 1996. 23 с.
  106. В. В. Социально-философские основания теории этноса. Дисс. докт. филос.наук. Новосибирск, 1994.
  107. Мендес Эспиноса О. Психологические особенности ценностный ориентаций на признание у детей Колумбии. Дисс. докт. психол. наук. М., 1985.
  108. Мерлин .В. С. Структура личности: характер, способности, самосознание. -Пермь., 1990.-81−107 с.
  109. В. С. Психология индивидуальности: Избр. Психологические труды. М., Воронеж, 1996. — 263 264 с.
  110. В.С. Психология индивидуальности / Под редацией Е. А. Климова. -М., 1996.-235−275 с.
  111. Методы социальной психологии / Под ред. проф. Е. С. Кузьмина и канд. психол. наук В. Е. Семенова. Л., 1977. — 19 с.
  112. B.C. Интеллектуалы, власть и общество в Черной Африке. -М.: ИВ И РАН, 2001.-246 с.
  113. С. Эмпирическое социологическое исследование. Пр. с болг. -М, 1987.- 186 с.
  114. А.Н. в кн.: Современная Африка. Итоги и перспективы. Идеология и культура. -М.: Наука, 1990.-Гл. 2, § 1, 2- Гл. 3, § 1, 5- Гл. 4,§ 1.
  115. А.Н. Идеология в странах Тропической Африки. М.: Наука, 1985.-214 с.
  116. А.Н. Общественные ценности в зеркале массового сознания. М., 1997. 43−45 с.
  117. А.Н. Социально-групповые особенности массового сознания. -М., 1991.-62−71 с.
  118. В. С. Возрастная психология. М., 1997.
  119. В. С. Проективный метод депривации структурных звеньев самосознания личности в контексте межэтнических отношений // Развитие личности. 2002. № 2. — С. 129.
  120. В. С. Социальное пространство личности // Развитие личности. -М,№ 1.2002.-С. 21−27.
  121. В. С. Феноменология развития и бытия личности. М — Воронеж., 1999.-640 с.
  122. В. С., Хвостов К. А. Психодиагностика развивающейся личности: проективный метод депривации структурных звеньев самосознания (дети, подростки, молодежь: 9−18 лет). Архангельск, 1994. — 40 с.
  123. B.C. Индивидуальное развитие личности. // Феноменология развития и бытия личности. М., -Воронеж. 1999. — 141 с.
  124. Ш. Налчаджян А. А. Я-концепция// Психология самосознания /Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский дом «Бахрах -М», 2000. — 270 -332 с.
  125. А. С. Исследование личности в контексте традиционной культуры (теория, стратегия, тактика позиции, направления, методы). — М., 2001. — 40 42 с.
  126. А. С. Построение программы психологического исследования личности в контексте русской традиционной культуры // Развитие личности. 2002. -№ 1, — С. 216 -221.
  127. Овсянико-Куликовский Д. Н. Психология национальности. Пг. 1922. 22−27с.
  128. М. Особенности структуры самосознания этнических групп Бенина в современных условиях. Дисс. докт. психол. наук. М., 1995.
  129. В. Б. Личность и социальные ценности // Социология в СССР. В 2 т. М., 1965. — 472 с. — 1 т.
  130. Оля Б. Боги Тропической Африки. М.: Наука, 1976. — 285 с.
  131. С. М. Психологические особенности этнической идентичности детей коренных малочисленных народов Севера (на материале исследования младших школьников ханты, лесных ненцев). Дисс. канд. психол. наук. М., 2001.
  132. П’Битек О. Африканские традиционные религии. М.: Наука, 1979.
  133. В. В. Удмурты. Л., 1973.
  134. К.К. Личностный подход как принцип психологии // Методологические и теоретические проблемы психологии // Под ред. Е. Шороховой. М., 1969.-С. 198.
  135. .Ф. Социальная психология и история. М., 1966. — 82 с.
  136. Ф. Этнос и этнография. М., 1966. — 172 с.
  137. Процесс социального исследования. Вопросы методологии, методики иорганизации марксистско-ленинских социальных исследований. -М., С. 329−333.
  138. Психологическая диагностика / Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. -М., 2000.-41 с.
  139. Психологическая диагностика: Проблема и исследования / Под ред. К. М. Гуревича. М., 1981. — 185−186 с.
  140. П. М., Свердлин М. А. О понятии нация // Вопросы истории. 1966. № 1.-С. 38−39.
  141. М. С. Введение в психологию. М., 1969. — 162−168 с.
  142. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с анг. -М.: Прогресс- Универс, 1994. 63 с
  143. П. В., Ярская-Смирнова Е. Р. Этнографическое воображение в социологическом исследовании // Этнографическое обозрение. 2000. № 2. -С. 18−27.-С. 24−25.
  144. Ротерэм-Борус М. Д. Этническая идентичность: понятие, формирование, трансмисия. См. журн. «Социология». 1997. № 1. С. 147−150.
  145. С. JI. Основы общей психологии. СПб. 1998. — 40 с. -46 с.
  146. Рубинштейн С. J1. Основы общей психологии. В 2 т. М., 1992. Т. 2. — 682 с.
  147. З.В. Национальное самосознание русских. М.: АОЗТ «Механик», 1996.-204 с.
  148. Г. У. Межэтническое общение: когнитивная структура этнического самосознания // Познание и общение. М., 1996. — С. 111−125.
  149. Г. У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-386 с.
  150. Г. У. Этническая идентичность // Психология самосознания /Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Издательский Дом «Бахрах — М», 2000. -660−661 с.
  151. . А. Лабораторный практикум по общей психологии. М.:1. Просвещение" -135 с.
  152. А. Г. Происхождение сознания. М., 1960. — 187 с.
  153. А. Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. — 142 с.
  154. Г. В. О предметной области этнопсихологии // Советская этнография. 1983. № 3. С. 78.
  155. Г. В. Этническая группа в современном советском городе: социол. очерки. — Л.: Наука, 1987. 124−174 с.
  156. Т. Г. Этнопсихология. М., 1999. — 201−300 с.
  157. Т. Г. Этнопсихология. М., 2000. 320 с.
  158. Т.Г. Этническая идентичность и некоторые проблемы ее изучения // Этнос. Идентичность. Образование. Труды по социологии образования. Том IV. Выпуск VI / Под ред. B.C. Собкина. М.: Центр социологии образования РАО, 1998, — С. 91.
  159. В. В. Самосознание личности. М., 1983.
  160. Г. В. Основы математической статистики для психологов. -Л., 1972.-52 с.
  161. Е. П. Особенности межэтнических отношений саха и русских подростков, проживающих в одном геоисторическом пространстве (Республика Саха). Дисс. канд. психол. наук. М., 2000.
  162. К. А. Особенности самосознания детей и подростков в замкнутом геоисторическом пространстве (алеуты и русские о. Беринга). Дисс. канд. психол. наук. М., 1997.
  163. С.А. Проблема типов этнических общностей (к методологическим проблемам этнографии) // Вопр. Философии. 1964. № 11. С. 53.
  164. . В. Особенности самосознания детей 6−10 лет в условиях межэтнического взаимодействия. Дисс.канд. психол. наук. М., 1998.
  165. Усман Ахмет Ибрагим. Развитие проблемы обособления и отчуждения как механизма онтогенеза личности в возрастной психологии. Дисс. докт. психол. наук. М., 1987.
  166. Дж., Фейгер Г. Личность и личностный рост / Пер. с англ. М., 1994, Вып. 1−4.- 110 с.
  167. Фрейд 3. Введение в технику детского психоанализа. М., 1991. Вып. 1. -72 с.
  168. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992.
  169. С. Столкновение цивилизаций // Полис Политические исследования. 1994. — № 1.- С. 33−48.
  170. С. Стокновение цивилизаций и изменение мирового порядка. Т.2. № 2. М., 1997. — С. 142−143.
  171. А. А. Проблемы статистического анализа в психологических исследованиях // Развитие личности. 2003. — № 2. — С. 111−119.
  172. Ш. Хорни К. Культура и невроз // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, A.A. Пузырея. -М.: Издательство МГУ, 1982. 97 с.
  173. К. Я-идеальное // Психология самосознания. Самара.: Издательский дом «Бахрах-М», 2000. — 423 с.
  174. Ш. Хотинец В. Ю. Формирование этнического самосознания студентов в процессе обучения в вузе. Вопросы психологии. М., № 3. 1998. — С. 31.
  175. В. Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000. — 235 с.
  176. В.Ю. О содержании и соотношении понятий этническая самоидентификация и этническое самосознание. М., 1999. № 9. — С. 73.
  177. Хьелл Л., 3иглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 1997. — 105 с.
  178. H.H. Проблемы происхождения древних и современных народов // Труды VIIМКАЭН. 1970. Т. V. С. 748.
  179. H.H. Проблемы типологии этнических общностей в трудах советских ученых // Сов. этнография. 1967. № 4. С. 94−110.
  180. И. И. Проблема самосознания в психологии. М., 1977. 144 с.
  181. К.В. Этническая общность, этническое самосознание и некоторые проблемы духовной культуры // Сов. этнография. 1972. № 2. С. 70−81.
  182. C.B. Этнические стереотипы и их влияние на формирование общественного мнения. // Мировая экономика и международное положение. 1993. № 1. С. 41.
  183. С.М. Этнос: Исследование основных принципов изменения этнических и этнографических явлений. Шанхай. 1923.
  184. И. А. Психологические особенности адаптации учащейся молодежи за рубежом Дисс. канд. психол. наук. М., 2002.
  185. Г. А. Религии стран Африки. Справочник. М.: Наука, 1981.
  186. Г. Г. Введение в этническую психологию. СПб., 1996. 154 с.
  187. Э. Детство и общество: Пер. с анг. СПб.: Речь, 2000. — 260 — 263 с.
  188. Э. Идентичность. Теоретическая интерлюдия // Психология самосознания. Самара: Издательский Дом «Бахрах-М». — М, 2000. — 503 с.
  189. Этнологический словарь. Под ред. В. Г. Крысько. М., — 141 с.
  190. Юнг К. Г. Психология бессознательного: Пер. с нем. М.: Изд-во АСТ-ЛТД, 1998.
  191. В. А. Социологическое исследование: Методология, программа, методы. С. Самара., Изд-во Самар. Ун-та, 1995. — 228 с.
  192. В. А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М., 1987. — 8−9 с. 111−116 с.
  193. В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999. — 202 с.
  194. В. А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 1999. — 228 с. — 280−281 с.
  195. В. А. Методология, теория и метод в современной социальнойпсихологии и персонологии: интегративно-электрический подход. Минск, 2000.-252 с.
  196. К. Общая психопатология. М., 1995. — 465 с.
  197. African Culture. The Rhythmes of Unity. Westport L., 1985.
  198. Allport G. W. Pattern and grow in the personality. N. J.: Holt, Rinehart and Winston, 1961.-P. 553.
  199. Americana Encyclopedia. N.Y., — P. 631.
  200. Anderson N. The Hobo. The Sociology of the Homeless Man. By Nels Anderson. Chicago., 1923.
  201. Anozie S.O. Sociologie du roman africain Realisme, structure et determination dans le roman moderne oust-africain. Paris, 1970. P. 41−44.
  202. Appian K.A., In my Father’s House, Africa in the Philosophy of Culture. New York.: Oxford Univ. Press, 1992.
  203. Barret M. English children’s acquisition of a European identity // G. Breakwell, E. Lyons (eds). Changing European Identities: Social-Psychological Analyses of Social Change. Oxford Pergamon Press. 1996.
  204. Benedict R. Patterns of culture. Boston, 1934. — P. 36−37.
  205. Berry J.W., Annis R.C. Acculturative stress: The role of ecology, culture and differentiation. // Journal of Cross-Cultural Psychology,№ 5, -P. 382−406, 1974.
  206. Biya P. Pour le liberalisme communautaire. Lausanne. Paris. 1986. P. 115−117.
  207. Blanchard P., Bancel N. De l’indigene a l’immigre. 1998. Gallimard. — P. 33.
  208. Crouzel J. La «renaissance africaine»: discourse sud-africain? // Politique africaine. Philosophie et politique en Afrique. № 77. Paris.: Karthala, 2000, 171−183 P.
  209. Daniszewski J. Racism rears up in Russia. Los Angeles Times. June. 2001. -P. 110.
  210. Devereux G. Ethnic Identity: Its Logical Foundations and its Disfunctions. In: Ethnic Identity: Cultural Continuities and Change. Ed. By George De Vos and L.
  211. Romanuci-Ross. Palo Alto: Meyfield Publishing, 1975. P. 67−68- Royce A. Ethnic Identity. Strategies of Diversity. Indiana University Press. — Bloomington. 1982.-P. 228−229.
  212. Diagne S.B. Revisiter «La Philosophie Bantoue». // Politique africaine. Philosophie et politique en Afrique. № 77. Paris.: Karthala, 2000, 44−54 P.
  213. Eboussi Boulaga F. Le Confereces Nationales en Afrique Noire. Une Afrique a suivre. P., 1993. P. 169.
  214. Elioy M. La formation de la conscience nationale en Republigue. Populair du Condo. P., PUF, 1977.
  215. Epstein A.-L. Ethnos and Identity. London: Tavistock Publications, 1973. P. 11.
  216. Erickson E. H. Identity, Youth, and Crisis. -N.Y., 1968.
  217. Erny P. Enfant et son milien en Afrique Noire. Paris.: 1972. P. 32−135.
  218. Gergen K. The concept of self. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1971.
  219. Geschiere P. Sorcellerie et modernite: retour sur une etrange complicite // Politique africaine. Pouvoirs sorciers. Paris.: Karthala, № 79, 2000. 17−33 P.
  220. Griffiths S. I. Nationalism and ethnie conflict. N.Y., — P. 13.
  221. Grillo R. Pluralism and the politics of difference. N.Y., 1998. — P. 200.
  222. Gyekye K., An Essay on African Philosophical Thought, the Akan Conceptual Scheme, Londres.: Cambridge Univ. Press., 1987.
  223. Heynes R. W. and Zander A. F. Observation of Group Behaviour. N. Y., — 381 P
  224. Hountongi P. Sur la philosophie africaine. Paris.: Maspero, 1976.
  225. Hutnik N. Ethnic minority Identity: A social psychology perspective. Oxford: Clarendon press. 1991. — P. 73−74.
  226. Introduction a la culture africaine. Aspects leneeraux par Alpha J. Sow, Ola Balogun. Honorat Aguessy, Pathe Diagne. Paris.: Unesco, 1977. 321 P.
  227. James W. Principles of Psychology. -N.Y., 1890. P. 17
  228. Jung C. G. The structure of psyche. In collected works of C.G. Jung (vol.8.) -Princeton, NJ: Princeton University Press, 1969. P. 186.
  229. Kagame A. La philosophie Bantu compare. Paris.: Presence agricaine, 1976.
  230. Kardiner A The psychological frontiers of society. N.Y., 1945. — P/124−126.
  231. Maloka E. The South African «African Renaissance» Debate: a Critique // Problematising the African Renaissance. Pretoria. Africa Institute of South Africa, 2000.
  232. Masolo D. African Philosophy in Search of Identity. Indiana.: Univ. Press, 1994.
  233. Mbiti J. S. African Religions and Philosophy. N.Y. Wash. 1970. P. 17−23.
  234. Mead G.H. The individual and the social self- unpubl. Work of George Herbert Mead. With an introduc. By Miller D.L. London, 1982. — P. 22.
  235. Mouralis B. Africa: Ideology, Identity, Culture. Presence africaine. Revue culturelle du moude noir. № 165−166. Paris, 2002. 13−17 P.
  236. Mweng E. Afrique dans l’Eglise Paroles d’un croyant. Paris.: L’Harmattan, 1986.
  237. Ndaw A. La pensse africaine, Dakar, № EA, 1983.
  238. Obenga T. Les Bantu: Languages, peoples, civilizations. Paris-Dakar: L’Harmattan, 1985.
  239. Plotnikov L. Rural Urban Communications in Contemporary Nigeria: the Persistance of Traditional Social. Institutions // Journal of Asian and African Studies. Leiden, 1970,№ 12.
  240. Prizel I. National identity and foreign policy: Nationalism and leadership in Poland, Russia and Ukraine. Cambridge, 1998. — P. 19−405.
  241. Riesman P. The formation of personality in Fulani ethno psychology // Personhood and Agency. The experience of self and other in African cultures. Michael Jackson and Bryan Karpa. Uppsala, 1990. P. 172−179.
  242. Royce A. Ethnic Identity. Strategies of Diversity. Indiana University Press. -Bloomington, 1982.-P. 232.
  243. Senghor L.S. De la negritude. Psichologie du negro-africaine // «Diogene», 1962, № 37.
  244. Senghor L.S. Liberte I. Negritude et Humanisme. Paris: Le seuil, 1964.
  245. Stein H., Hill R. The ethnie Imperative: Examining the New White Ethnie Movement. University Park: Pennsylvania State Univ. Press, 1977. P. 186−187.
  246. Stonequist E.V. The problem of the marginal man. // American Journal of Sociology, № 41,-P. 1−12, 1935.
  247. Tempels P. La philosophie Bantu. Paris: Pregence Africaine, 1949.
  248. White W. F. Street Corner Social Structure and Slum: A diss. by William
  249. Foote White. Chicago., 1943.1. Вопросы к беседы
Заполнить форму текущей работой