Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Закономерности профессионального становления курсантов в военно-учебной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Практическая значимость диссертационного исследования прослеживается в том, что учет закономерностей профессионального становления военных курсантов позволит осуществлять учебный процесс на основе индивидуальных особенностей курсантов и их психического состояния, прогнозировать различные пути повышения успеваемости сильных и слабых курсантов, корректировать их мотивационную сферу… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА
    • 1. 1. Современное понимание проблем профессионального становления личности
    • 1. 2. Проблема профессионализации личности
    • 1. 3. Организация и специфика учебной деятельности в военном вузе
    • 1. 4. Психологический анализ учебной деятельности в аспекте процесса профессионализации
    • 1. 5. Профессиографическая характеристика военного авиационного инженера
  • Глава 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Организация и методология исследования, объем и ее общая характеристика
    • 2. 2. Характеристика психодиагностических методов и их обоснование
    • 2. 3. Методы математико-статистической обработки данных исследования
  • Глава 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ КУРСАНТОВ АВИАЦИОННО-ИНЖЕНЕРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
    • 3. 1. Динамика изменения уровня успеваемости, удовлетворенности выбором профессии и профессиональной направленности курсантов Военного института Сил воздушной обороны
    • 3. 2. Особенности личностного развития в процессе профессиональной подготовки курсантов ВИСВО
    • 3. 3. Особенности формирования структуры ПВК в профессиональной подготовке курсантов ВИСВО
    • 3. 4. Особенности формирования нервно-психической устойчивости курсантов ВИСВО

Закономерности профессионального становления курсантов в военно-учебной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность проблемы и темы исследования. Окончание XX и начало XXI вв. связано с кардинальными изменениями в системе международных отношений, в обеспечении безопасности государств, сохранении целостности границ и суверенитета. В странах СНГ обозначились новые ориентиры военной реформы: переход к профессиональной армиисокращение численности личного состава за счет модернизации боевых средств, создаваемых на базе информационных технологийиспользование средств защиты государственных границ нового поколения. Приоритетный вектор реформ — это признание важнейшего значения человеческого фактора, как главного гаранта позитивных перемен в Вооруженных Силах. Реформирование казахстанского общества, фундаментальное обновление законодательства, создание новой экономической формации также потребовали квалифицированного кадрового обеспечения всех составляющих государство структур, силовых ведомств с учетом современных запросов общества.

Вместе с привлечением внимания к реформированию Вооруженных сил Республики Казахстан на основе современной военной доктрины возникает потребность изучения и научного обоснования качественной профессиональной подготовки военных специалистов. Только высокий профессионализм офицерских кадров может решать сложные задачи обеспечения национальной безопасности. Возникает необходимость повышать не только качество военного образования, но стимулировать личностное развитие молодого офицера, что способствует формированию новой компетентной военной элиты. Нужны офицеры с новым самосознанием и мировоззрением, сформированным индивидуальным стилем деятельности и групповой согласованностью, развитыми лидерскими и волевыми качествами, способные быстро адаптироваться к стремительно меняющимся условиям современного информационного мира.

Профессионализация представляет собой целостный процесс, одной из стадий которого является освоение профессии военного специалиста, и значительная часть работы по личностному и профессиональному становлению офицеров осуществляется при обучении в военном институте, где происходит превращение личности молодого человека в профессионала военного дела. Анализ проблемы подготовки военных кадров показал, что это сложная, многоаспектная область психологии труда еще недостаточно изучена и требуется научное обоснование новых социально-психологических явлений в сфере профессионального образования. Разработка концепции профессионального становления субъекта военной деятельности становится сегодня актуальной научно-практической задачей.

В данном диссертационном исследовании закономерности профессионального становления курсантов исследуются в условиях военно-учебной деятельности в Военном институте Сил воздушной обороны Республики Казахстан (ВИСВО). Военная авиационно-инженерная деятельность является одним из наиболее сложных видов трудовой деятельности и характеризуется рядом специфических особенностей: исключительно большая социально-политическая значимость, экстремальный характер условий деятельности, крайняя интенсивность информационных, психоэмоциональных и физических нагрузок, высокий риск и цена ошибочных действий, жесткая регламентация профессиональных обязанностей, тесное взаимодействие и взаимозависимость специалистов различного профессионального профиля при выполнении должностных функций и т. д. Все это в комплексе обусловило специфические требования к индивидуально-психологическим характеристикам будущих офицеров, обучающихся в военном вузе, и требуется теоретическое обоснование и практическое исследование закономерностей профессиогене-за, выявление возможных затруднений, влияющих на качество профессиональной подготовки.

В рамках данной научно-исследовательской работы обеспечивается преемственность психологических исследований в области теории деятельности (Б.Г. Ананьев, МЛ. Басов, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, Б. Ф. Ломов, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн и др.), психологии труда, эргономики, инженерной психологии (Л.И. Божович, В. Д. Небылицын, К. К. Платонов, Б. М. Теплов, В. Д. Шадриков и др.). Ведущие ученые отечественной военной психологии А. В. Барабанщиков, М. И. Дьяченко, А. Г. Караяни, П. А. Корчемный, Г. Д. Луков, К. К. Платонов, И. В. Сыромятников, Н. Ф. Феденко и др., задающие тон ее развитию, являются представителями советских психологических школ, приверженцами деятельностного подхода. Наиболее значимыми I направлениями развития теории деятельности являются субъектно-деятельностный, личностно-деятельностный, системно-деятельностный и другие подходы (Л.И. Анцыферова, А. В. Барабанщиков, В. А. Бодров,.

A.В. Брушлинский, В. Н. Дружинин, Д. Н. Завалишина, А. В. Карпов,.

B.Д. Шадриков и др.). В психологии труда теоретико-методологические основы применения системного подхода разработали В. А. Бодров, В. Ф. Венда, М. А. Дмитриева, В. П. Зинченко, Г. М. Зараковский, Е. А. Климов, Ю. К. Стрелков, Г. В. Суходольский, В. Д. Шадриков и др. Вместе с тем, системный подход на сегодняшний момент находится в процессе своего развития и совершенствования. Концепции, позволяющие преодолеть ограничения традиционного системного подхода предложены: В. А. Барабанщиковым, Ю. Я. Голиковым, А. В. Карповым, А. Н. Костиным и др.

Профессиональное становление, как системное образование, начинает формироваться на ранних стадиях профессионализации и развивается в течение всей сознательной жизни человека, — подчеркивается в ведущих концепциях современных исследователей в психологии труда (В.А. Бодров, Э. Ф. Зеер, А. В. Карпов, В. Е. Орел, Ю. П. Поваренков, А. А. Реан, В. Д. Шадриков и др.). Профессиональное становление — это продуктивный процесс развития и саморазвития личности, освоения и самопроектирования профессионально ориентированных видов деятельности, определение своего места в мире профессий, реализация себя в профессии и самоактуализация своего потенциала для достижения вершин профессионализма, — обобщает Э. Ф. Зеер. Анализ современных затруднений в повышении качества профессиональной подготовки военных инженеров в Казахстане определил направление и проблему исследования, основанную на следующих противоречиях: необходимость в качественном пополнении личного состава авиационных частей и реально низкими психическими, интеллектуальными и физическими показателями у большей части призывного контингента по отношению к нормам, принятым в военной деятельностиизменение личностно значимых ориентиров и жизненных ценностей современного молодого поколения, выз бирающего военную профессию. Сложность изучения этой проблемы обусловлена наличием большого числа разноплановых социально-психологических факторов, влияющих на становление личности офицера и определяющих эффективность военной службы.

В данном1 контексте возникает вопрос, каким образом протекает процесс профессионализации будущего офицера, как формируется и развивается личность под влиянием военной профессии. В этой связи актуальность диссертационного исследования определяется недостаточной проработанностью в психологии труда проблем профессионализации будущих офицеров на стадии обучения в военном вузе. Все это обусловило выбор темы диссертационного исследования.

Ввиду многоплановости темы в работе сосредоточено внимание на исследовании узловых психологических проблем, как наименее изученных в психологии труда, и характеризующих закономерности профессионального становления и развития личности будущего офицера в процессе военно-учебной деятельности.

Цель исследования — изучение закономерностей профессионального становления курсантов на стадии обучения в военном вузе.

Объект исследования — профессиональное становление курсантов в условиях военно-учебной деятельности.

Предмет исследования — взаимодействие личностных свойств и динамика их изменений в военно-учебной деятельности.

Для достижения цели исследования ставились следующие задачи:

1. Анализ современных научно-теоретических подходов к проблеме профессионального становления личности, степени разработанности психологических проблем военно-учебной деятельности.

2. Реализация комплексной программы психологической диагностики испытуемых на стадии обучения в военном вузе с 1-го по 4-й курс и мониторинг профессионального становления.

3. Эмпирический анализ особенностей и закономерностей формирования системы ПВК курсантов во взаимосвязи с успешностью обучения.

4. Комплексное эмпирическое исследование личностных изменений в процессе военного профессионального обучения.

5. Психологический анализ качественного отличия «лучших» и «худших» курсантов в ситуации профессионального становления в военном вузе.

Основная гипотеза исследования: процесс профессионализации курсанта ВИСВО сопровождается изменениями на всех уровнях психической активности и в итоге формированием личностных профессиональных особенностей. Данная общая гипотеза конкретизировалась в следующих частных гипотезах:

1. Формирование личности в ходе освоения профессии характеризуется специфическими чертами, связанными с особенностями военной профессии и определенной динамикой на континууме «дискретность — структурированность».

2. Между эмоциональной устойчивостью и личностными свойствами существует специфическая взаимосвязь, обусловленная уровнем профессионализации.

3. Формирование системы ПВК курсантов в ходе военно-учебной деятельности характеризуется особенностями в структурной динамике.

4. Формирование профессиональных моделей поведения характеризуется типологией, взаимосвязанной с успешностью учебной деятельности.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечивалась привлечением статистически значимого количества испытуемых, качественным отбором эмпирической выборки, использованием надежных и валидных психодиагностических методов, применением методов статистической обработки результатов и соблюдением всех стандартов психологического исследования.

Теоретико-методологическая основа исследования:

• Деятельностная теория развития и становления личности Б. Г. Ананьева, JT.C. Выготского, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, С. Л. Рубинштейна;

• Системный и субъектно-деятельностный подход к анализу личности.

A.В. Карпова, В. Д. Шадрикова;

• Концепция динамической функциональной структуры личности по К. К. Платонову;

• Зарубежные психологические теории развития и самоактуализации личности (Г. Айзенк, А. Бандура, Э. Кречмер, А. Маслоу, Г. Олпорт,.

B. Франки, К. Юнг и др.);

• Социально-психологические теории личности, авторские подходы к исследованию деятельности в психологии труда, инженерной психологии, эргономике, разработанные отечественными психологами (К.С. Абуль-ханова-Славская, А. А. Бодалёв, Л. И. Божович, А. А. Деркач, Д.Н. Завали-шина, Е. А. Климов, И. С. Кон, С. П. Крягжде, Т. В. Кудрявцев, Н. В. Кузьмина, В. Н. Куницина, Б. Ф. Ломов, Л. М. Митина, Н. М. Пейсахов, К. К. Платонов, Н. С. Пряжников, Г. В. Суходольский, С. Н. Чистякова и др.) — интегративный подход в психологии (А.В. Карпов, Н. В. Клюева, В. В. Козлов, В. А. Мазилов, В. В. Новиков, В.Ф. Шевчук) — современные теоретические концепции профессионализации личности в психологии труда (С.М. Джакупов, Э. Ф. Зеер,.

А.В. Карпов, М. М. Кашапов, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, Ю.П. Пова-ренков, В. Е. Орел, А. Р. Фонарев и др.).

Значительное влияние на ход исследования оказали работы ученых, посвященные психолого-педагогическим проблемам высшей школы (И.А. Зимняя, А. А. Реан, А. А. Смирнов, С. Д. Смирнов, В. Д. Шадриков, Д. Б. Эльконин, И. С. Якиманская и др.) — вопросам качества профессионального образования и способам его определения (В.П. Беспалько, З. А. Решетова, П. Е. Щеглов и др.) — психолого-педагогическим основам теории образования (А.Г. Асмолов, Н. И. Мешков, P.M. Шамионов, В. А. Якунин и др.) — теория ведущих тенденций и лежащая в ее основе типология индивидуально-личностных свойств (JI.H. Собчик) — психология отношений (Н.П. Фетискин), положения об адаптационном потенциале (P.M. Грановская, А. Г. Маклаков, А.А. Налчаджян) — концепция психозащитной деформации личности участников боевых действий (Л.Ю. Субботина). Кроме того, в исследовании учитывались итоги современных диссертационных работ по проблемам профессионального становления в учебной деятельности в вузе, в военной деятельности.

Методы исследования: анализ нормативных документов, учебных ведомостейтестирование: «Стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ)» в адаптации JI.H. Собчик, «Потребность в достижении» Ю. М. Орлова, «Прогноз-2» В. А. Баранова, «Профессиональная мотивация в процессе деятельности» Смекала-Кучеры, комплекс тестов исследования когнитивной и эмоционально-волевой сферы, анкеты о мотивах выбора и удовлетворенности военной профессиейметоды математико-статистической обработки данных: оценка статистической значимости результатов, коэффициент корреляции r-Пирсона, ?/-Манна-Уитни, /-критерий выброса, а также качественный анализ и содержательная интерпретация результатов, полученных в ходе исследования.

Исследование и решение поставленных в диссертации задач проводилось с 2001 по 2008 гг. на базе Военного института Сил воздушной обороны.

Республики Казахстан. Эмпирическимисследованием на протяжении 8 лет было охвачено 820 человек. Работа выполнялась в три этапа.

1 этап (2001;2002 гг.) — планирование и организационно-методическое обеспечение психологического исследования (разработка концепции, гипотезы и методического замысла' на основе изучения трудов классиков-психологии, современных исследований в областипсихологии трудаа также условийвоенно-учебной-, служебно-боевой деятельности, требований к личностным качествам офицеровопределение объема выборки).

2 этап (2002;2006 гг.) — организация и проведение эмпирического исследованиясбор данных и их систематическая обработка, анализ итогов учебной деятельности, интерпретациями обсуждение результатов- • 3 этап (2006;2008 гг.) — обобщение и синтез, эмпирических данных (формирование статистической последовательности и квалификация по разным основаниям: тенденциискачки, связь личностных особенностешкурсан-тов, и уровня успеваемости на основе данных: учебных ведомостейнервно-психической устойчивости, мотивациипредставление итогов на конференциях, в научных изданиях).

Научная? новизна исследования состоит, в теоретическом обосновании и эмпирическом подтверждении с позиций системного подхода' закономерностей профессионализации военных специалистов: и динамикиличностных измёненйй на стадии обучения в военном вузе, что впервые осуществлено в Казахстане на базе военного института. Впервые выполнена оценка эффективности профессионального становления-курсантовпо критериямпрофессиональной продуктивности, идентичности и зрелости на каждом курсе обучения в военном вузе с позиций функционально-динамической парадигмы психологического анализа деятельности. Исследована взаимосвязь нервно-психической устойчивости с успешностью обучения и ее системообразующая роль, в процессе профессионализации курсантовАнализ профилей личности курсантов по курсам выявил так называемый «эффект увеличения структурированности». По результатам исследования впервые выявлены елеи дующие закономерности профессионального становления курсантов в военно-учебной деятельности: общность динамических тенденций развития личности у высокоуспешных и малоуспешных курсантовпринципиально различная динамика. формирования структуры ПВК у представителей крайних группэффект середины", который выражается в соотношении показателей структурированности ПВК разных групп курсантов.

Теоретическая значимость исследования^ заключается в углублении научного пониманияшроблемшрофессионализации личности в tусловиях образовательной среды военного1 вуза. Впервые выявлена специфическая, динамика формирования^ структуры профессионально-важных качеств у курсантов f во енногоучебного — заведениячто вносит вклад в. изучение-профессионализации в условияхвоеннойподготовки. Данное исследование расширяет представление об особенностях системогенеза военных профессий*. Дано представление о тематике: дальнейших исследований’в. области профессиог нального становления, профессиональной адаптации военных специалистов.

В9 работе показано качественное различие личностной и когнитивной структур у курсантов^ характеризующихся* различным уровнем успешности деятельности: Изучение закономерностей динамики профессионализации в сфере военной подготовки дополняет и расширяет представление о системно-структурной" организации личности: Впервые установлено, что личность курсанта под влиянием военно-учебной деятельности приобретает специфические черты, связанные с военной профессией: устойчивые стенические свойства проявляются и усиливаются в группе «лучших» ко второму году обучения, а у «худших» в-целом позже на два года.

Практическая значимость диссертационного исследования прослеживается в том, что учет закономерностей профессионального становления военных курсантов позволит осуществлять учебный процесс на основе индивидуальных особенностей курсантов и их психического состояния, прогнозировать различные пути повышения успеваемости сильных и слабых курсантов, корректировать их мотивационную сферу и совершенствовать различные стороны учебного процесса, особенно в кризисные периоды обучения. Впервые доказано, что максимальное приближение учебной обстановки к реальным войсковым условиям, создает особую социально-психологическую ситуацию развития курсанта, вызывает повышенный уровень эмоциональной напряженности, который, имея устойчивый характер на всем протяжении обучения в военном вузе, оказывает дезадаптивное влияние на личность курсантов, наиболее заметное на 2-м и 3-м курсе обучения, что обеспечивает более широкие возможности управления учебным процессом. Кроме того, полученные в ходе исследования результаты, сформулированные на их основе выводы и рекомендации могут быть использованы в практике воспитательной работы в военном вузедля-профессионально-психологического отбора кандидатов, поступающих вf военный институт, а также для кадрового отбора специалистов других силовых структур.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе обсуждения докладов, сделанных автором на региональных, республиканских и международных конференциях: Межведомственная научно-практическая конференция «Проблемы формирования позитивного имиджа военнослужащих и повышения престижа военно-профессиональной деятельности»: Военный институт Комитета национальной безопасности (КНБ) (Алматы, 2004) — Первая научно-практическая межведомственная конференция-семинар «О проблемах профессионально-психологического отбора и расстановки кадров в правоохранительных, специальных и военных органах Республики Казахстан»: Служба охраны Президента (Астана, 2005) — Межведомственная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы военного образования и науки в XXI веке»: Военный институт КНБ (Алматы, 2005) — Региональная научно-практическая конференция «Реализация стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан: проблемы подготовки инженерно-технических кадров»: Актюбинский госуниверситет им. К. Жубанова (Актобе, 2006) — Международная научная конференция «Социальная психология в образовании: проблемы и перспективы». Педагогический институт Саратовского государственного университета им. Н. Чернышевского (Саратов, 2007) — Международная научная конференция «Проблемы межрегионального сотрудничества в условиях модернизации экономики стран СНГ: опыт и пути решения». Актюбинский госуниверситет им. К. Жубанова (Актобе, 2007) — Республиканская научно-методическая конференция «Совершенствование качества подготовки педагогических кадров на основании эффективного использования инновационной технологии»: Социально-педагогический университет (Шымкент, 2007) — Научно-методическая конференция по проблемам повышения эффективности подготовки военных кадров: Военный институт СВО (Актобе, 2007) — Международная научно-методическая конференция «Интегративная психология: теория и практика» (Ярославль, 2008), Международный конгресс «Психология XXI столетия» (Ярославль, 2008).

Основные результаты исследования внедрены в практику учебной и воспитательной работы в Военном институте Сил воздушной обороны. При изучении курсантами «Военной психологии и педагогики», как учебной дисциплины, введена новая тема «Проблемы профессионального становления военных специалистов». Материалы, полученные в ходе диссертационного исследования, включены в рабочие программы дисциплин «Организация и планирование научных исследований в психологии», «Психология труда» в Актюбинском государственном университете им. К. Жубанова.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Профессиональное обучение курсантов в военном вузе представляет управляемый процесс, в рамках которого соотношение внешних и внутренних факторов, при переходе от одного этапа обучения к другому не является случайным и конкретизирует ситуацию профессионального становления. Личность курсантов по мере приобретения опыта становится более структурированной и под влиянием военно-учебной деятельности данной профессиональной группы приобретает специфические черты, связанные с особенностями выбранной военной профессии. Это находит отражение в эффективности обучения. Успешность выполняет роль внешнего системообразующего фактора формирования личности курсанта.

2. Динамика формирования ПВК в ходе военного обучения отражает общую тенденцию увеличения* структурированности и специфику в виде кризисных периодов, связанных с особенностями организации учебного процесса.

3. В качестве одного из доминирующих регулятивных личностных уровней в процессе обучения необходимо рассматривать профессиональную мотивацию. Мотивация курсантов формируется как многомерная по содержанию подсистема личности, единство соподчиненных компонентов. Формирование соответствующей иерархии мотивационных компонентов у курсантов обусловлено не снижением их значимости, а возрастанием ценности и проявлением других мотивационных компонентов, специфичных как для условий обучения в целом, так и для конкретных этапов.

4. Профессиогенез в обучении курсантов ВИСВО характеризуется разными типовыми моделями. Профессиональное становление военного инженера, протекающее в специфических условиях образовательной среды военного вуза, характеризуется качественным отличием «лучших» и «худших» курсантов. Устойчивый рост показателей «лучших» прогнозирует качественность и надежность отсроченной военно-профессиональной деятельности.

Структура диссертации обосновывается логикой психологического исследования, практической целесообразностью обработки материала и включает введение, три главы, заключение, библиографический список литературы включает 247 наименований, из которых 5 — на иностранном языке. Основной текст диссертации изложен на. 247 страницах, работа содержит 7 таблиц, 40 рисунков и 49 приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Полученные результаты теоретического и эмпирического исследований позволяют сформулировать общие выводы и определить перспективы дальнейшего изучения феномена профессионального становления военного специалиста. Обобщение научно-теоретических предпосылок концепции профессионализации личности создало концептуальную основу для того, чтобы, с учетом современной социальной, практики, перейти к исследованию особенностей профессионального становления военного инженера. Данная научно-исследовательская работа опиралась на преемственность социально-психологических исследований в области психологии труда, инженерной психологии, эргономики и использовались те наработки конца XX и начала XXI вв., в которых были конкретизированы проблемы профессионализации и повышения продуктивности военной деятельности. Анализируя проблемы профессионального становления военных специалистов, очевидно, что эта сложная, многоаспектная область психологии труда недостаточно изучена и требуется научное обоснование новых социально-психологических явлений, возникших в армии и в системе профессиональной подготовки военных кадров. Обозначенные условия и психологические факторы, обеспечивающие продуктивность военно-учебной деятельности, а также пути развития личности профессионала, закономерности и этапы развития, кризисы становления — все это в целом позволило конкретизировать направленность, исследования и выделить наиболее значимые акценты в работе исследования. Важнейший этап профессионального становления курсанта осуществляется в условиях обучения военно-инженерной профессии в военном вузе и в исследовании необходимо опираться на модель специалиста, отвечающую всем требованиям как современного гражданского общества, так и требованиям Вооруженных Сил. В качестве основных критериев эффективности профессионального становления курсантов приняты: профессиональная продуктивность, профессиональная идентичность, профессиональная! зрелость. Развитие личностных особенностей военных специалистов прдвлиянием профессиинедостаточно изучено. Постоянный мониторинг профессионального становлениякурсанта на стадии обучения,. основанный на опережающей: диагностике и оперативном контроле уровня сформированное&tradeу, будущего офицера необходимых профессиональных^качеств, обеспечил возможность выявить, закономерности и особенности профессионализации, скрытые причины кризисов в учебной деятельности, позитивные и негативные тенденции в развитии личности,. затруднения в адаптации к военно-учебной деятельности.

В результате проведенного исследования сформулированы следующие выводы: ;

1. Профессиональное становление курсантов рассматривается в тесной связи? интересов общества и конкретного человека. Стадия? профессионального обучения в военном: вузе, моделируя: будущую деятельность офицера,, синтезирует учебный’и военный аспект — максимальное приближение учебной обстановки к реальным войсковым условиям, что создает особую социально-психологическую ситуацию: развития курсанта, оказывает значительное влияние на его личность, и в результате происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и его отношений, с окружающими, формирование новых моделей поведения-и личности профессионала.

2. На теоретическом уровне определена компётентностнаяj модель военного авиационного инженера: Вьшвлены виды компетенций в соответствии с заданной целыо высшего военного образования. Сформулирован системный подход к характеристике психологической структуры деятельности военного инженера.

3. Профессиональное обучение курсантов в военном вузе представляет управляемый процесс, в рамках которого соотношение’внешних и внутренних факторов при переходе: от одного этапа обучения к другому не является случайным и конкретизирует ситуацию профессионального становления. Профиль личности курсантов, по мере приобретения опыта, становится более структурированным и сформированным, и под влиянием военноучебной деятельности данной профессиональной группы приобретает специфические черты, связанные с особенностями выбранной военной профессии.

4. Анализ профилей личности курсантов по курсам выявил так называемый «эффект увеличения структурированности». У 1-го курса выявлено незначительное число значимых, корреляционных связей между личностными параметрами. По мере повышения курса количество корреляционных связей резко усиливается, что свидетельствует о тенденции к структурированности личностных и когнитивных (ПВК) свойств. Формирующаяся структура личности имеет прямую взаимосвязь с успешностью обучения. Именно успешность выполняет роль внешнего системообразующего фактора формирования личности курсанта.

5. Оценка успешности осуществлялась по1 успеваемости. Выявлен факт общего снижения уровня успеваемости на 2-м и 3-м курсе. Количество курсантов, обучающихся на 3-м. курсе и имеющих уровень академической успеваемости ниже среднего (оценка успеваемости составляет 3,3 балла) достигает 59%, что характеризует этот период в процессе профессионального становления военного инженера как кризисный. При сопоставлении уровня успеваемости и степени удовлетворенности выбранной профессией, очевидно, что интерес к учебе, успешность обучения и удовлетворенность снижаются одновременно.'.

6. Формирование соответствующей иерархии мотивационных компонентов у курсантов характеризует изменение их значимости, возрастание ценности и проявление других мотивационных компонентов. Результаты исследования показывают, что при первоначальном выборе ведущим мотивом являлась возможность получить бесплатное высшее образование и значимые материальные стимулы, такие как, возможность улучшить материальное положение, получать стабильную зарплату. Позитивное отношение к авиации, формировавшиеся ранее на романтических наивных образах полетов военной авиации и военной службы, к 3-му, курсу начинает трансформироваться в устойчивый осознанный интерес к авиационной деятельности и военнойслужбе. Выпускники меняют мировоззренческую позицию по отношению к военной карьере и отличаются внутренней готовностью к продолжению военной службы («лучшие» в большей степени), ставя на приоритетное место не материальные стимулы, а, в первую очередь, интерес к авиационной инженерной деятельности и потребность защищать государство.* Это/свидетельствует об оформленности ядра профессиональной Я-концепции и принятии профессиональных ценностей, которые и определяют высокую? эффективность дальнейшей деятельности специалиста.

7. Изучение структуры, психометрических профилей курсантов на протяжении всего периода обучения позволило установить ряд закономерностей их развития, которые проявляются:

— в увеличении структурированности ПВК (усиление связей между отдельными качествами и их функциональная группировка;

— в интеграции отдельных видов профилей в типичные структуры;

— в изменении конфигурации профиля (повышение развития тех или иных качеств к концу обучения).

8. Динамика формирования структуры-ПВК в ходе обучения профессии военного авиационного инженера характеризуется рядом общих и специфических тенденций. Выявленаобщая тенденция повышенияструктурированности системы ПВК, характерная для обучения на всем его протяжении. Существуют достоверные различия по количеству и степени выраженности связей ПВК у курсантов с высокой и низкой успеваемостью. У «лучших» количество сильно выраженных связей к концу обучения снизилось, что свидетельствует о пластичности, адаптивности функциональных блоков ПВК. У «худших» курсантов количество сильных связей между ПВК увеличилось, что отражает формирование жесткой, консервативной структуры ПВКОтмечены специфические особенности динамики профессионализации курсантов авиационно-инженерных специальностей. Системообразующими характеристиками «лучших» выступают преимущественно когнитивные ПВК. У «худших» в-качестве интегрирующих характеристик выступают невротические качества. Кроме этого, в группе «худших» ярко выражена гетеро-хронность формирования структуры ПВК, кризисы, приводящие к нарушению уже сформированной структуры. В целом, можно сделать вывод о принципиально различной динамике формирования* структуры ПВК у представителей крайних групп.

9." Изменения, наблюдаемые на’когнитивных и личностных уровнях, имеют динамический характер и, вместе с тем, устойчивостью общей лично-стной-структуре. На глубину и. стабильность этих изменений’указывает наличие значимых связей тревожности, стрессоустойчивости и успешности. Их динамика совпадает с общей динамикой^ личностных изменений и отражает уровень адаптации" к условиям обучения-. Профессиональное — становление курсантов сопровождается повышенным уровнем эмоциональной напряженности на всем протяжении-обучения-, что вызвано особыми условиями обуче ния в военном вузе — максимальным приближением обстановки к войсковым условиям. Показатели нервно-психической устойчивости- (НПУ) определяют глубину переживаемого стресса и вероятность нервного срыва. Связь НПУ с успешностью обучения^ свидетельствует о принципиальнойроли психофизиологического уровня рефляции деятельностив процессе профессионализации курсантов. Выявленная отрицательная корреляция успеваемости, и тревожности на' всех этапах обучения позволяет сделать предположение о сис-. темообразующей роли НПУ и тревожности в формировании профессионализации.

10. Используемый профессиографический метод в исследовании военно-учебной деятельности служил инструментом решения поставленных задач и моделировал эталон профессионала. Таким образом, системно подходя к анализу профессионального становления будущего офицера* Вооруженных сил Республики Казахстан, были учтены и приведены в скоординированное действие все факторы и условия, существенно влияющие на профессионализацию личности, выстраиваются определенным образом все виды компетенций в соответствии с заданной целью высшего военного образования.

Итак, подводя общий итог нашего исследования проблемы подготовки военных инженеров авиационного профиля, мы констатируем большую актуальность рассмотренной темы. Перспективное направление проблемы профессионального становления курсантов заключается в исследовании на тех же научно-методических основаниях процесса дальнейшей профессионализации выпускников Военного института Сил воздушной обороны в качестве офицеров в авиационных воинских частях.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , К.А. О субъекте психической деятельности / К. А. Абульханова. — М.: Наука, 1973. 288 с.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К.А. Абульханова-Славская // Психология формирования и развития личности. — М.: Наука, 1981. 224 с.
  3. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. — 335 с.
  4. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991. 299 с.
  5. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  6. , Б.Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  7. , Б.Г. Педагогические приложения современной психологии / Б. Г. Ананьев // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946−1980 гг. / под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. Минск, 1991. — 229 с.
  8. , А., Урбина, С. Психологическое тестирование-/ А. Анна-стази, С. Урбина.- СПб.: Речь, 2001. 688 с.
  9. , Л.И. К психологии формирования личности как развивающейся системы / Л. И. Анцыферова // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. — С. 4−8.
  10. , Л.И. Личность с позиции динамического подхода развития / Л. И. Анцыферова // Психология личности в социалистическом обществе: личность и ее жизненный путь. -М.: Наука, 1990. — С. 7−17.
  11. П.Асмолов, А.Г., Нырова, М. С. Нестандартное образование в изменяющемся мире: культурно-историческая перспектива / А. Г. Асмолов, М. С. Нырова. Новгород, 1993. — 24 с.
  12. , А.В., Феденко, Н.Ф. История военной психологии / А. В. Барабанщиков, Н. Ф. Феденко Н.Ф. -М.: ВПА, 1983. 155 с.
  13. , А.В. Основы военной психологии и педагогики / А. В. Барабанщиков. — М.: Просвещение, 1988. 271 с.
  14. , И.А., Бурмистрова, Е.В., Лактионова, Е.Б., Рассоха, Н. Г. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / И. А. Баева и др. / под ред. И. А. Баевой. СПб.: Речь, 2006. — 288 с.
  15. , Д., Харрис М. Принципы психологии развития / Д. Бат-терворт, М. Харрис. М.: Когито-Центр, 2000. — 349 с.
  16. Берне, Хьюберт В. Стандарты в высшем образовании // Суд над системой образования / Берне, В. Хьюберт / под ред. У. Д. Джонстона. М.: Педагогика, 1991.-С. 156−175.
  17. , М.М. Почему учиться трудно. / М. М. Безруких. М.: Семья и школа, 1995. — 202 с.
  18. , Л.И. Интегративный подход к профессиональному становлению психолога на этапе вузовской подготовки / Л. И. Белозерова // Социальная психология XXI века: сборник статей Международного психологического конгресса. — Ярославль, 2002. С. 102−108.
  19. , М.А., Соломин, И.Л. Ступени карьеры: азбука профориентации / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин. СПБ.: Речь, 2006. — 240 с.
  20. , В.П. Некоторые вопросы педагогики высшего образования / В. П. Беспалько. Рига, 1972. — 93 с.
  21. , Г. Т., Завалов Н. Д., Ломов Б. Ф., Пономаренко В. А. Экспериментально-психологические исследования в авиации и космонавтике / Г. Т. Береговой, Н. Д. Завалов, Б. Ф. Ломов, В. А. Пономаренко. М.: Наука, 1978.-303 с.
  22. , В.М. Психологическая работа в части: теория, методика, практика / В. М. Бирюков // Пособие для психологов и офицеров части. Ал-маты: ВИВСРК, 2000. — 693 с.
  23. , А.А. О психологических основах воспитания личности / А. А. Бодалев // Вопросы психологии. 1986. № 1. — С. 19−27.
  24. , А.А., Васина, Н.В. Познание человека человеком (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный i аспекты) / А. А. Бодалев, Н. В. Васина / под ред. А. А. Бодалева, Н. В. Васиной. СПб.: Речь, 2005. -324 с.
  25. , В.А. Методологические и теоретические вопросы изучения проблем профессиональной пригодности субъекта труда / В. А. Бодров // Профессиональная пригодность: субъектно-деятельностный подход. М.: ПЕР СЭ, 2004.-511 с.
  26. , Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И. Божович. М., 1968. — 464 с.
  27. , П.П. Психофизиологические причины неуспеваемости и второгодничества, пути их преодоления / П. П. Борисов. Якутск, 1980.95 с.
  28. , Е.М., Логинова, Г.П. Индивидуальность и профессия / Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. М.: Знание, 1991. — 78 с.
  29. , Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.03 / Е. М. Борисова. М., 1995.-50 с.
  30. , А.В. Я-концепция как фактор профессионализации потенциального предпринимателя / А. В. Бояринцева. М.: Педагогика, 1995. -№ 5.-24 с.
  31. Брайан, Саймон. Общество и образование / С. Брайан. М.: Прогресс, 1989. — С. 3−12.
  32. , Б.С. Смысловая сфера личности / Б. С. Братусь // Психология в трудах отечественных психологов. М., 2000. — С. 90−123.
  33. , А.В. Главное — это взаимодействие человека с миром / А. В. Брушлинский // Деятельность: теория, методология, проблемы. М., 1990.-С. 231−232.
  34. , А.С. Диалектика информации и подготовки военных кадров в XXI веке / А. С. Брычков // Вестник академии военных наук. М., 2007. -№ 2(19). -С. 70−73.
  35. , Р.С. К проблеме развития мотивов и потребностей человека в онтогенезе / Р.С. Вайсман// Вопросы психологии. 1993. — № 6. -С. 15−23.
  36. , Л.И. Потенциал интеллектуального развития / Л.И. Вас-серман. СПБ.: Речь, 2008. — С. 3−7.
  37. , А.Л. Психология .развития: психологический лексикон /
  38. A.Л. Венгер // Психологический словарь. СПБ.: Речь, 2005. — С. 114.
  39. Военная доктрина Республики Казахстан / Указ Президента РК № 299 от 21.03.2007 // Казахстанская правда. Астана, 2007. — № 52."
  40. , Н.Т. Личностно-ориентированное обучение курсантовгвысшего военно-учебного заведения : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Н. Т. Волков. Кострома, 2000: — 25 с.
  41. , А.А., Пономаренко, В.А., Алешин С. В. Психический образ в практике профессионального обучения / А. А. Ворона, В: А. Пономаренко, С. В Алешин // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 17−39.
  42. , А.А., Пономаренко, В.А. Военное образование как система формирования психологического ресурса военнослужащего / А. А. Ворона,
  43. B.А. Пономаренко // Вестник Международной Академии проблем человека в авиации и космонавтике. 2004. — № 4. — С. 20−26.
  44. , Д.М. Профессионально-личностное становление курсантов внутренних войск МВД России : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.08 / Д. М. Воронов. Саратов, 2006. — 25 с.
  45. , Л.С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский. -М.: Изд-во АН СССР, 1956. 519 с.
  46. , JI.С. Проблема возраста / Л. С. Выготский. М., 1984. -Т. 4. — С. 244−268.
  47. , Д.В. Психологическая подготовка курсантов ВВАУЛ / Д. В. Гандер. Ростов-на-Дону, 1978. — 28 с.
  48. , Д.В. Теория и практика психологического обеспечения летного обучения / Д. В. Гандер. Волгоград: КВВАУЛ, 1984. — 34 с.
  49. , Т.В. Учебная* деятельность «и ее средства / Т. В. Габай. М.: МГУ, 1988.-284 с.
  50. , В.Е. / Профессиональные, ценности и профессиональная адаптация / В. Е. Гаврилов // Ежегодник Российского психологического общества. М., 1995. — Т. 1. — Вып. 2. — С. 172−174.
  51. , П.Я. Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы / П. Я. Гальперин // Сборник научных трудов / под ред. В. В. Давыдова, Д. В. Леонтьева. М.: АПН СССР, 1990. — С. 134−169.j
  52. , Е.И. Введение в психологию труда / Е. И. Гарбер. Саратов, 1978.-С. 21−65.
  53. , Е.И., Козача, В.В. Методика профессиографии / Е. И. Гарбер. Саратов, 1996. — 196 с.
  54. , Б. Леви. Квадратные колышки к круглым отверстиям / Б. Гарольд. СПб., 1995. — 454 с.
  55. , Ю.Б. Введение в общую психологию / Ю.Б. Гиппен-рейтер. М.: Просвещение, 1999. — 320 с.
  56. , Дж., Стенли, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Глас, Дж. Стенли: пер. с англ. / под общ. ред. Ю. П. Адлера. -М.: Прогресс, 1976.-495 с.
  57. , Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2000. — С. 124−157.
  58. , Г. Г. Вопросы методики летного обучения / Г. Г. Голубев. -М.: Оборонгиз, 1953. 400 с.
  59. , Н.В., Железовская, Г.И. Профессионально-личностное становление будущего учителя / Н. В. Горонова, Г. И. Железовская // Монография. Балаково, 1999. — 108 с.
  60. , О.А. Изучение значимости показателей качества образовательного процесса, используемых при определении рейтингов высших учебных заведений / О. А. Грачинина // Высшее образование сегодня. — М., 2007.-№ 1.-С. 57−61.
  61. , P.M. Элементы практической психологии / Р. М. Грановская. СПб.: Речь, 2007. — 655 с.
  62. , А.А. Человеческий фактор безопасности полетов /
  63. A.А. Григорьев. Монино: ВВА, 1983. — 36 с.
  64. , В.В. Управление качеством подготовки военного специалиста: опыт системного моделирования / В. В. Гусев // Монография. Орел: ВИПС, 1997.-238 с.
  65. , К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы,/К.М. Гуревич. -М., 1970. — 271 с.
  66. , В.В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М.: Педагогика, 1986. 238 с.
  67. , А.А., Зазыкин, В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. — М.: РАГС, 1998.-176 с.
  68. , М.А., Крылов, А.А., Нафтульев, А. И. Психология труда и инженерная психология / М. А. Дмитриева, А.А. Крылов, А.И. Нафтульев. -Л.: ЛГУ, 1979.-224 с.
  69. , Ю.П., Завалова, Н.Д., Пономаренко, В.А., Туваев,
  70. B.А. Методы инженерно-психологических исследований в авиации /
  71. Ю.П. Доброленский, Н. Д. Завалова, В. А. Пономаренко, В. А. Туваев. М.: Машиностроение, 1975. — 280 с.
  72. , С.А. Профессиональная компетентность и профессионализм педагога: психологический подход / С. А. Дружилов // Сибирь. Философия. Образование: научно-публицистический альманах. — Новокузнецк: СО РАО, ИПК, 2005. — Вып. 8. — С. 26−44.
  73. , М.И., Феденко, Н.Ф. Основы психологии / М. И. Дьяченко, Н. Ф. Феденко. -М.: МПА, 1962. 261 с.
  74. , М.И., Кандыбович JI.A. Педагогика / М. И. Дьяченко, JI.A. Кандыбович. М.: Учпедгиз, 1948. — 447 с.
  75. , О.П. Практикум по психологии личности / О. П. Елисеев. -СПб.: Питер, 2002. 512 с.
  76. , Н.Н., Чернев, С.В., Григорьянц, В.Г., Кузнецов, А. В. Педагогические основы военной подготовки студентов в ВУЗе / Н. Н. Ефимов и др. М.: Изд-во МГУ, 1986. — 312 с.
  77. , Д.Н. Профессиональная деятельность как смысл жизни / Д. Н. Завалишина // Психолого-педагогические и философские проблемы смысла жизни. М.: ПИ РАО, 1997. — № 2. — С. 72−81.
  78. Закон Республики Казахстан. Об образовании: 27.06.2007. № 319-IIIЗРК. // Сборник нормативных и методических материалов. Алматы, 2007.-С. 18−32.
  79. , Г. М. Психофизиологический анализ трудовой деятельности / Г. М. Зараковский. М.: Наука, 1966. — 114 с.
  80. , Г. М. Эргономическое обеспечение разработки и эксплуатации авиационной техники / Г. М. Зараковский // Авиационная медицина. М.: Медицина, 1986. — С. 503−521.
  81. , Э.Ф. Психологические основы профессионального становления личности инженера-педагога : автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.03 / Э. Ф. Зеер. Свердловск, 1988. — 50 с.
  82. , Э.Ф. Психология профессий / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 1997. -244 с.
  83. , Э.Ф., Павлова, A.M., Зольников, А. П. Психологические основы профессионально-технического обучения / Э. Ф. Зеер, A.M. Павлова, А. П. Зольников // Практикум по психологии профессий. М., 1988. — С. 3−11.
  84. , А.И., Шмелев, А.Г. К вопросу о классификации мотива-ционных факторов трудовой деятельности и профессионального выбора / А. И. Зеличенко, А. Г. Шмелев // Вестник МГУ. Сер. 14: Психология. 1987. -№ 4.-С. 33−43.
  85. , И.А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480 с-
  86. , В.П. Психологическая теория деятельности и психология действия / В. П. Зинченко // Деятельностный подход в психологии: проблемы и перспективы: сборник научных трудов. М.: АПН СССР- 1990.' - С. 14−20.
  87. , Н.Н., Родина, О.Н. Исследование профессионального становления студентов-психологов / Н. Н. Зотова, О. Н. Родина // Вестник МГУ. Серия 14: Психология. 2003. — № 3. — С. 69−78.
  88. , П.Е. Забытая реформа Вооруженных сил / П. Е. Иванов // Вестник академии военных наук. М., 2006, — № 1. — С. 104−109.
  89. , Е.М. Аналитическая профессиограмма как средство обеспечения профессиональной диагностики кадров / Е.М.'Иванова // Вестник МГУ. Серия 14: Психология: 1989. -№ 3. — С. 402.
  90. , Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности / Е. М. Иванова. М.: МГУ, 1987. — 207 с.
  91. , Н.Л. Социальная, идентичность и профессиональное становление личности / H.JI. Иванова. Ярославль: МАПН, 2005. — 135 с.
  92. Инженерная психология в военном деле / под. ред. Б. Ф. Ломова. — М.: Воениздат, 1983. 224 с.
  93. , Е.П. Сущность и структура мотива / Е. П. Ильин // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 2. — С. 27−21.
  94. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2000. — 502 с.
  95. , И.И. Структура процесса учения / И. И. Ильясов. М., 1986.-199 с.
  96. Нужен профессионализм и новый подход в обучении войск // Казахстан сарбазы (Воин Казахстана). Алматы, 2001. — № 4. — С. 4−5.
  97. , В.А. Философия / В. А. Канке // Исторический и систематический курс. -М.: Логос, 2001. С. 271−285.
  98. , С.Н. Развитие личностной самоорганизации у курсантов высших военно-инженерных учебных заведений : автореф.- дис. .канд. пси-хол. наук: 19.00.03 / С. Н. Капустин. М., 2005. — 25 с.
  99. Каращан, В. А История развития отечественной авиационной психологи / В. А. Каращан. Монино: ВВА, 1986. — 176 с.
  100. , А.Г., Сыромятников, И.В. Прикладная военная психология / А. Г. Караяни, И. В'. Сыромятников. СПБ., 2005. — 480 с.
  101. , А.Г., Сыромятников, И.В. Введение в профессию военного психолога / А. Г. Караяни, И. В- Сыромятников // под ред. Ю. П. Зинченко, ЭЛ. Утлика. М.: Академия, 2007. — 208 с.
  102. , А.В. Психологический анализ трудовой деятельности / А. В. Карпов. Ярославль, 1988. — 98 с.
  103. , А.В. Психология труда / под ред. А. В. Карпова. М.: Владос-пресс, 2005. — 350 с.
  104. , А.В., Леньков, С.Л. Структурно-функциональное строение профессиональной деятельности информационного характера / А. В. Карпов, С. Л. Леньков / Монография. Тверь: Тверской государственный университет, 2006. — 448 с.
  105. Китаев-Смык, Л. А. Психология стресса / Л.А. Китаев-Смык. — М.: Наука, 1983.-367 с.
  106. , Е.А. Введение в психологию труда / Е. А. Климов. М., 1998.-350 с.
  107. , Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М. Воронеж, 1996. — 400 с.
  108. , Е.А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. М.: Академия, 2007. — 304 с.
  109. , Н.В., Батракова, С.Н., Варенова, Ю. А. Педагогическая психология / Н. В. Клюева, С. Н. Батракова, Ю. А. Варенова / под ред. Н. В. Клюевой. М.: Владос-Пресс, 2003. — 400 с.
  110. Коджаспиров, А. Ю, Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь / А. Ю. Коджаспиров, Г. М. Коджаспирова. М.: Академия, 2005. — 175 с.
  111. , В.В., Майков В. В. Основы трансперсональной психологии / В. В. Козлов, В. В. Майков // Истоки, история, современное состояние. -М.: Изд-во Инст-та психотерапии, 2000. 304 с.
  112. , А.В. Психологическая диагностика профессионального становления личности курсантов и слушателей : автореф. дис.. канд. пси-хол. наук: 19.00.06 / А. В. Кокурин. М., 2001. — 25 с.
  113. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: Проблемы формирования личности /И.С. Кон. М.: Просвещение, 1979. — 175 с.
  114. , В.В. Экспериментальная психология / В. В. Константинов // Курс практического психолога. СПБ., 2006. — 272 с.
  115. , Т.В. Диагностика мотивации и готовности к риску / Т. В. Корнилова. -М.: МГУ, 1997.-305 с.
  116. , JI.A. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере / JI.A. Коростылева. СПб.: Речь, 2005. — 222 с.
  117. , П.А. Психология летного обучения / П. А. Корчемный. М.: Воениздат, 1986. — 136 с.
  118. , М.А. Психология и безопасность / М. А. Котик. Таллинн: Валгус, 1989.-448 с.
  119. , С.П. Управление формированием профессиональных интересов / С. П. Крягжде // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — G. 23−30-
  120. Кудрявцев- Т. В. Психология профессионального обучения и воспитания / Т.В. Кудрявцев- М.: МЭИ- 1985. — 256 с.
  121. , Н.В., Кухарев, Н.В. Психологическая структура: деятельности учителя / Н-В- Кузьмина, Н-В- Кухарев. Гомель: Изд-во Гомельского ГУ, 1996-- 57 с. V
  122. Леонова, А. Б-, Чернышева, О.Н. 11сихология труда и организационная психология / А. Б. Леонова, О. Н- Чернышева// Современное состояние шперспективы. развития / Хрестоматия. М.: Радикс, 1995- -448 с.
  123. , А.Б., Медведев, В.И. Функциональные состояния человека в трудовой деятельности / А. Б. Леонова, В. И. Медведев. М., 1981. -С. 3−41. ' ••'¦••¦.¦ •
  124. , А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 334 с.128- Леонтьев, А. Н. Проблема деятельности в истории развития советской психологии / А-Н. Леонтьев//Вопросы психологии. 1986:-№ 4!
  125. , А.Н. Проблемы развития психики /, А. Н. Леонтьев. -М., 1981.-584 с.
  126. , Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Наука, 1984. — 443 с.
  127. , Б.Ф. Вопросы общей, педагогической < и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. М.: Педагогика, 1991. — 296 с.
  128. , В.Г. Промышленная психология / В. Г. Лоос. — Киев, 1974.232 с.
  129. Луков, Г. Д.* Психология / Г. Д. Луков. — М.: Воениздат, 1960.256 с.
  130. Мазилов,, В. А. Методология психологической науки / В.А. Мази-лов. — Ярославль, 2003.
  131. , Н.И., Небылицин В. Д., Теплов Б. М. Психологические вопросы отбора / Н. И. Майзель, // Инженерная, психология. М.: Изд-во МГУ, 1963.-С. 387−396.
  132. , А.Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. СПБ.: Пи-1 тер, 2003.-592 с.
  133. , А.Г. Психология и педагогика / А. Г. Маклаков // Военная психология. СПб.-: Питер, 2007. — 464 с.
  134. Малопурин, И.'И. Психологические основы обучения танкистов / И. И. Малопурин. М.: Воениздат, 1973. — 272 с.
  135. , В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств : Автореф. дйс.. д-ра психол. наук: 19.00.03 / В. Л. Марищук. Л., 1982. — 50 с.
  136. , А.К., Матис, Т.А., Орлов, А.Б. Формирование* мотивации учения / А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. М.: Просвещение, 1990.-192 с.
  137. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Знание, 1996.-308 с.
  138. , Н.В. Самовоспитание профессиональной компетентности будущего учителя : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13 00 .08 / Н. В. Матяш. -Брянск, 1994.-25 с-
  139. , Н.И. Становление учебно-профессиональной мотивации студентов в процессе подготовки педагогических кадров в университете : ав-тореф. дис.. д-ра психол. наук: 13.00.08 / Н. И. Мешков. Саранск, 1993. -50 с.
  140. Мид, М. Культура и мир детства / М. Мид. М.: Наука, 1988.428 с.
  141. , Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 45.
  142. , Г. Б., Панасюк, Е.В. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником / Г. Б. Монина, Е. В. Панасюк. СПб.: Речь, 2006. — 200 с.
  143. , А.В. Деловая психология / А. В. Морозов. СПб.: Союз, 2000. — 576 с.
  144. , В.Н. Структура личности и отношения человека к действительности / В. Н. Мсищев / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер // Психология личности. Тексты. М., 1982. — С. 35−38.
  145. , Н.А. Выступление перед руководящим составом Вооруженных Сил на Всеармейском совещании 9 февраля 2006 года / Н. А. Назарбаев // Воин Казахстана. Астана, 2006. — № 2. — С. 2−6.
  146. Нам, Т.А. Психолого-педагогическое обоснование системы факторов, определяющих учебную успешность студентов технического вуза: ав-тореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. А. Нам. СПб., 2005. — 25 с.
  147. , А.Д. Математические методы психологического исследования / А. Д. Наследов. СПб.: Речь, 2007. — 392 с.
  148. , В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В. Д. Небылицын. М.: Наука, 1976. — 335 с.
  149. , А.С. Развитие профессиональной идентичности личности курсанта военного училища : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / А. С. Некрасов. Краснодар, 2005. — 25 с.
  150. , В.В. Экспериментальная психология / В.В. Никанд-ров. СПб.: Речь, 2007. — 512 с. 156.' Никифоров, Г. С. Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Г. С. Никифоров. СПб.: Речь, 2007. — С. 643 787.
  151. , Г. С. Диагностика здоровья / Г. С. Никифоров // Психологический практикум. СПб.: Речь, 2007. — 950 с.
  152. , В.В. Социальная психология / В. В. Новиков. М.: Изд-во Инст-та Психотерапии, 2003. — 341 с.
  153. Образование высшее профессиональное // Государственный обязательный стандарт образования Республики Казахстана: ГОСО РК 3.12 004. Введ. от 2004−05−03. — Алматы, 2004. — 42 с.
  154. , В.Е. «Человеческий фактор» в авиационных происшествиях / В. Е. Овчаров. М.: АВИКОС, 2005. — С. 3−9.
  155. , Г. Становление личности / Г. Олпорт. — М.: Смысл, 2002.-462 с.
  156. , В.Е. Профессиональное развитие личности // Общая и прикладная психология: Хрестоматия. — М. — Ярославль, 2001. — С. 358 -378.
  157. , А.Б. Склонность и профессия / А. Б. Орлов. М.: Знание, 1981.-96 с.
  158. Основы инженерной психологии / под ред. Б. Ф. Ломова, М.: Высшая школа, 1986. — 500с.
  159. Общая психология: Словарь / под ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. М.: ПЕР СЭ, 2005. — 251 с.
  160. , К.К. Личностный подход как принцип психологии / К. К. Платонов / под ред. Е. В. Шороховой // Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Педагогика, 1969. — С. 190−217.
  161. , К.К. Вопросы психологии труда / К. К. Платонов. — М.: Медицина, 1970.-263 с.
  162. , К.К. Основы авиационной психологии / К. К. Платонов. М.: Транспорт, 1983. — 222 с.
  163. , К.К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. М.: Наука, 1973. — 423 с.
  164. , К.К., Голубев, Г.Г. Психология / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. М.: Высшая школа, 1977. — 247 с.
  165. , Н.М. Психологические и психофизиологические особенности студентов / Н. М. Пейсахов. — Казань, 1981. — 240 с.
  166. , Ю.Н., Бодров, В.А. Исследование структуры и динамики развития способностей / Ю. Н. Писаренко, В. А. Бодров // Вопросы психологии. 1994. -№ 3. — С. 65−77.
  167. , Ю.П. Психология становления профессионала : учебное пособие / Ю. П. Поваренков. Ярославль: >11 НУ, 1999. — 96 с.
  168. , Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности субъекта труда / Ю. П. Поваренков // Современная психология: многообразие научного поиска / под ред. Р. А. Ахмерова, С. П. Дырина, А. Л. Журавлева. М.: ИП РАН, 2007. — С. 102−125.
  169. , И.П. Педагогика / И. П. Подласый. М., 2006. -С. 240−259.
  170. , Б.Л. К проблеме профессионального отбора летчиков / Б. Л. Покровский // Профессиональный психологический отбор военных специалистов: материалы конф. ВМА им. С. М. Кирова. Л., 1969. — С. 39−40.
  171. , В.А. Авиация. Человек. Дух / В. А. Пономаренко. -М.: ИП РАН, 1998. 320 с.
  172. , В.А. Созидательная психология / В. А. Пономаренко. М.: МПСИ. — Воронеж: НПО «МОДЭК», 2000. — 848 с.
  173. , В.А. Страна Авиация черное и белое / В. А. Пономаренко. — М.: Наука, 1995. — 456 с.
  174. , В.А., Лапа, В.В., Лемещенко, Н. А. Человеческий фактор и безопасность посадки / В. А. Пономаренко, В. В. Лапа, Н. А. Лемме щенко. — М.: Воениздат, 1993. — 112 с.
  175. , В.А. Психология духовности профессионала / В. А. Пономаренко. М.: ГНИИИ МО РФ (А и КМ), 1997. — 296 с.
  176. Проблемы военной психологии / сост. К. В. Сельченок // под ред.1
  177. А.Е. Тараса. Минск: Харвест, 2003. — 640 с.
  178. , А.В., Бакшаева, Н.А. Психология мотивации студентов / А. В. Вербицкий, Н. А. Бакшаева / под ред. А. А. Вербицкого. М.: Логос, 2006.-184 с.
  179. Проблемы психологического анализа трудовой деятельности: сборник научных трудов / отв. ред. А. В. Карпов, В. И. Чирков //- Ярославль: Изд-во ЯрГУ, 1986. 271 с.
  180. , Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение / Н. С. Пряжников. М.: Академия, 1996. — 103 с.
  181. , Н.С. Психологический смысл труда / Н. С. Пряжников. М.-Воронеж, 1997. — 352 с.
  182. , Н.С., Пряжникова, Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства / Н. С. Пряжников, Е. Ю Пряжникова. М.: Академия, 2007.-480 с.
  183. Психология деятельности в экстремальных условиях / под ред. I
  184. А.Н. Блеера. М.: Академия, 2008. — 256 с.
  185. Психология труда / под общ. ред. К. К. Платонова. М.: Профиз-дат, 1979.-216 с.
  186. Психологические проблемы деятельности в особых условиях / под ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина. М.: Наука, 1985. — 232 с.
  187. Психология / общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского // Словарь. М.: Политиздат, 1990. — 280 с.
  188. , А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Раки-тов. -М.: Политиздат, 1991. 287 с.
  189. Рекомендации по применению личностных методик для выявления очерченных психопато л о п шеских состояний- в целях психофизиологического отбора в ГА / под ред. Ф. Б. Березина, С. Б. Шестерневой. — М-: Воздушный транспорт, 19 831 — С. 31−42.
  190. Розум, С. И- Психология: социализации и социальной адаптации человека /С.И. Розум. -СПб-: Речь, 2007. 365 с.
  191. , Е.С., Суворова, Г.А. Психологические основы профес-сиографии / Е. С. Романова, Г. А. Суворова. М.: Mill У им. В. Ленина, 1990: -182 с... — :./. ¦ ' - :
  192. , А.Т. Формирование профессиональной пригодности / А.Т. Ростунов--Минск: Высшая+школа, 1984. 176 с.
  193. , С.Л. Проблема сознания и деятельности в истории советской! психологии / С. Л. Рубинштейн // Основы онтологии, логики и психологии: Избранные философско-психологические труды. М.: Наука, 1997.-462 с.
  194. , С.Л. Бытие и сознание / С. Л- Рубинштейн // О месте психического во всеобщей взаимосвязи- явлений материального мира / Избранные философско-психологические труды. М.: АН СССР, 1957. — 328 с.
  195. С.Л. О личности / С. Л. Рубинштейн // Избранные философско-психологические труды. М-: Наука, 1997. -462 с.
  196. , С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. СПБ.: Питер, 1999. — 720 с.
  197. , С.Л. Человек и мир 7 С.Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1997. -190 с.
  198. , М.Н. Психология военного летчика / М. Н. Рудный / под ред. М. Н. Рудного. М.: Воениздат, 1983. — 123 с.
  199. , А.Г. Тревожность как психологический фактор снижения эффективности военно-учебной деятельности курсантов : автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.03 / А. Г. Сабадаш. -Бийск, 2002.-25 с.
  200. , А.Д., Калугин, Н.И. Профессиональная ориентация молодежи / А. Д. Сазонов, Н. И. Калугин, М.: Высшая школа, 1989. — 272 с.
  201. , Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина. М.: ЭКМОС, 1999. — 351 с.
  202. , Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко. — СПб.: Речь, 2007. 350 с.
  203. , А.П. Общение в курсантских коллективах как условие развития личности курсанта : автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.13 / А. П. Скрипников. М., 1984. — 25 с.
  204. , В.А. Психологические проблемы подготовки учителя к коллективной деятельности / В. А. Сластенин // Вопросы психологии. -1986.-№ 3.-С. 63−70.
  205. , Н.В. Активизация личностного саморазвития курtсанта в образовательном процессе военного вуза : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / Н. В. Слесаренко. Благовещенск, 2004. — 25 с.
  206. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования / С. Д. Смирнов // От деятельности к личности. М.: Академия, 2003. — 304 с.
  207. , В.И. Психологические факторы выбора профессии: теория и эксперимент / В. И. Степанский. М.: МПСИ, 1995. — 112 с.
  208. Собчик, JLH. Психология индивидуальности / JI.H. Собчик // Теория и практика психодиагностики. СПб.: Речь, 2005. — 624 с.
  209. , JI.H. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности / JI.H. Собчик. СПб.: Речь, 2002. — 219 с.
  210. Л.Ю. Психологическая защита личности / Л. Ю. Субботина // Монография. — Кострома, 2008. 220 с.
  211. , Г. В. Основы психологической теории деятельности / Г. В. Суходольский. СПб.: Изд. ЛКИ, 2008. — 168 с.
  212. , Б.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий : Избранные труды / Б. М. Теплов. — М. Воронеж, 1998. — 544 с.
  213. , А.А. Личностные и социально-психологические предпосылки успешности деятельности курсантов военного вуза : автореф. дис. .канд. психол. наук: 19.00.14 / А. А. Трусь. Минск, 1998. — 25 с.
  214. , О.Н. Психолого-педагогические условия профессионального становления курсантов : автореф. дис. .канд. пед. наук: 19.00.08 / О. Н. Тымчук. Йошкар-Ола, 2007. — 25 с.
  215. , Н.Ф. Актуальные проблемы военной социальной психологии / Н. Ф. Феденко // Прикладные проблемы социальной психологии. — М. :ВПА, 1983.-С. 270−281.
  216. , В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. М.: Политиздат, 1990. — 368 с.
  217. , А.Р. Психология личностного становления педагога-профессионала : автореф. дис.. д-ра психол. наук: 19.00.07 / А. Р. Фонарев. -М., 2007.-50 с.
  218. Формирование учебной деятельности студентов / под ред. В. Я. Ляудис. М.: МГУ, 1989. — 240 с.
  219. , Л., Зиглер, Д. Теории личности / Л. Хьел, Д. Зиглер. -СПб.: Питер, 2002. 608 с.
  220. , И.И. Акмеологические проблемы профессионального развития личности курсанта (На опыте ИПТУ МВД России): автореф. дис.. .канд. психол. наук: 19.00.13 / И. И. Чейда. Шуя, 2001. — 25 с.
  221. , В.А. Психологическая диагностика организации и персонала / В. А. Чикер. СПБ.: Речь, 2004. — С. 3−9.
  222. , С.Н. Профессиональное самоопределение и профессиональная карьера молодежи / С. Н. Чистякова. М.: Просвещение, 1993. -212 с.
  223. , В.Д. Проблемы еиетемогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. -М.: АН СССР, 1982. 185 с.
  224. , В.Д. Деятельность и способности / В. Д. Шадриков. -М.: Логос, 1993.-315 с.
  225. , Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг/ Л. Б. Шнейдер. М .: МПСИ, 2004. — 600 с.
  226. , Б.Д. Введение в психологию развития: в традиции культурно-исторической теории Л. С. Выготского / Б. Д. Эльконин. М.: Тривола, 1994. — 168 с.
  227. , Д.Б. Избранные психологические труды / Д. Б. Эльконин. М.: Педагогика, 1989. — 560 с.
  228. , В.Т. Концепция психологического обеспечения безаварийности полётов в Советских ВВС / В. Т. Юсов // Материалы третьей научной конференции по советской военной психологии. — М.: ВПА, 1991. -С. 32−41.
  229. , В.Т. Психологические проблемы обеспечения безопасности полетов / В. Т. Юсов. М.: ВПА, 1980. — 204 с.
  230. , В.Т., Королев, Л.М. Разработка и обоснование единой целостной концепции психологического обеспечения военно-авиационной деятельности — объективная необходимость / В. Т. Юсов, Л. М. Королев // Вестник МАКЧАК. Монино, 2000. — № 2. — С. 3−8.
  231. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. — М., 1996. 278 с.
  232. , В.А. Психология учебной деятельности студентов / В. А. Якунин. -М.: Логос, 1994. 156 с.
  233. Якунин, В. А, Мешков, Н.И. Психолого-педагогические факторы успешности студентов / В. А. Якунин, Н. И. Мешков // Вестник Ленинградского университета. Л., 1980. — № 11. — С. 55−59.
  234. , В.В. Формирование ценностно-смысловых аспектов деятельности у курсантов вузов МВД России в процессе реализации личностно-ориентированного подхода : автореф. дис. .канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Ярцев. Владикавказ, 2004. — 25 с.
  235. Butcher, J.N. International adaptations of the MMPI-2: Research and clinical applications / J.N. Butcher. Minneapolis: University of Minnesota Press, 1996.
  236. , J.N., & Rouse, S.V. Personality: Individual differences and clinical assessment / J.N. Butcher, S.V. Rouse // Annual Review of Psychology. -1996.-№ 47.-87−111.
  237. Hathawey, S., McKinley, J. Basic readings on MMPI in psychology and medicine / S. Hathawey, J. McKinley. Minneapolis, 1956.
  238. Maslow, A. The farther reaches of human nature / A. Maslow. New York, 1971.
  239. Roper, B.L., Ben-Porath, Y.S., & Butcher, J.N. Comparability and validity of computerized adaptive testing with the MMPI-2 / B.L. Roper, Y.S. Ben-Porath, J.N. Butcher // Journal of Personality Assessment. 1995. — № 65. — P. 358−371.
Заполнить форму текущей работой