Динамика изменений мотивационной структуры педагога в процессе профессионализации
Диссертация
Все проявления этих потребностей являются основой авторитарного стиля педагогической деятельности. А поскольку реализация этих потребностей главным образом направлена на самого себя, свои проблемы, то есть все основания говорить о преобладании жесткости в проявлении учителями авторитарности. При этом потребности направленные на другого человека (потребность в альтруизме), на умение учитывать его… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Исследование теоретических основ профессиональной мотивации преподавателя
- 1. 1. Теории мотивации и профессиональная деятельность
- 1. 2. Потребность как основа мотива
- 1. 3. Взаимосвязь возрастного развития человека и его потребностей с профессиональным становлением
- 1. 4. Мотивы, входящие в состав мотивационной структуры педагога
- Глава 2. Обоснование выбора методов эмпирического исследования и их описание
- 2. 1. Планирование эмпирического исследования
- 2. 2. Система работы с полученными результатами
- Глава 3. Анализ результатов исследования динамики изменения мотивационной структуры педагога
- 3. 1. Основные направления анализа, полученных результатов
- 3. 2. Психологический комментарий к утверждениям теста
- 3. 3. Результаты тестирования каждой школы: ведущие мотивы и их рейтинг по возрастным группам
- 3. 4. Сравнительный анализ результатов по школам
- 3. 5. Анализ результатов тестирования всей выборки
- Заключение
- Литература
- Приложение
Список литературы
- Аллак Ж. Вклад в будущее: приоритет образования. — Москва. Педагогика-Пресс/ЮНЕСКО: Международный институт планирования образования 1993.
- Аминов H.A. Диагностика педагогических способностей. Москва -Воронеж. 1997.
- Аминов Н. А. Дифференциальный подход к исследованию структурной организации главных компонентов педагогических способностей. Ж. Вопросы психологии 1995 № 5.
- Аминов Н. А. Модели управления образованием и стили преподавания. Ж. Вопросы психологии 1994 № 2.
- Аминов H.A., Морозова H.A., Смятских А. Л. Психодиагностика педагогических способностей. Претесты. Труды исследовательского центра.-М. 1994.
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Избранные психологические труды. Т. 1 М. 1980.
- Анастази А. Психологическое тестирование. М. Педагогика. 1982.
- Андреева Г. М. Социальная психология. Москва. «Наука» 1994.
- Арефьев И. П. Профориентация: ученик, учитель, вуз. Жур. «Педагогика» N3 1995.
- Бергсон А. Собрание сочинений. Т. 1. Опыт о непосредственных данных сознания. М. «Московский Клуб» 1992.
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Лениздат 1992.
- Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. -С. -Петербург Издательство Международного фонда истории науки. 1991.
- Божович JI. И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка. Избранные психологические труды. Москва. Международная педагогическая академия 1995.
- Божович Л. И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе. Ч. I, II, III. Избранные психологические труды. -Москва. Международная педагогическая академия 1995.
- Божович Л. И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности. Избранные психологические труды. Москва. Международная педагогическая академия 1995.
- Борисова Е. М., Логинова Г. П. Индивидуальность и профессия. Серия «Педагогика и психология» 1991 № 11.
- Буякс Т. М. О феномене наслаждения процессом деятельности и условиях его возникновения (по работам М. Чиксентмихайи). Ж. Вестник Моск. Ун-та. Серия 14, Психология. 1995 № 2.
- Васильев Ю. В. Системная модель управления школой. Ж. Вопросы психологии, 1990 № 6.
- Васильев И. А., Магомед-Эминов М. Ш. Мотивация и контроль за действием. Изд. Моск. ун-та. 1991 г.
- Вейнингер О. Пол и характер. Москва FORUM 1991 г.
- Вербицкий А. А., Костикова М. Н., Ярошенко Н. Г. и др. Состояние, проблемы и стратегия развития педагогического образования. Под ред. А. А. Вербицкого, М. Н. Костиковой. РАО, Москва 1996.
- Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека. -М. 1990.
- Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. Изд-во «Дело» 1991.
- Вульфов Б. 3. Семь парадоксов влспитания. М. «Новая школа» 1994.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология. М. Педагогика, 1991.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: т. 2 Проблемы общей психологии. — М. Педагогика 1982.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: т. 4 Детская психология. -М. Педагогика, 1982.
- Деятельность: теории, методология, проблемы. Составитель Касавин И. Т. М. Политиздат 1990.
- Гильбух Ю. 3. Психодиагностика в школе. Серия «Педагогика и психология» 1989 № 4.
- Гильбух Ю. 3. Учитель и психологическая служба школы. Киев. Ии-т психологии АПН Украины 1993.
- Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. М. «Прометей» 1993.
- Грэхем Дж. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. М. «Независимая фирма «Класс» 1993.
- Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. М. Просвещение 1989.
- Жариков Е. С. Психологические средства стрессоустойчивости. М. 1990.
- Жутикова Н. В. Психологические уроки обыденной жизни. М. «Просвещение» 1990.
- Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. Советы руководителям, как эффективно использовать рабочее время. М. «Экономика» 1991.
- Зазыкин В. Г., Чернышев А. П. Менеджер: психологические секреты профессии. М. 1992.
- Залесский Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности. -М. Издательство Московского Университета 1994.
- Загвязинский В. И. Педагогическое предвидение. Серия «Педагогика и психология» 1987 № 4.
- Зигерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М. «Экономика» 1990.
- Зимняя И. А. Педагогическое взаимодействие как проблема психологии образования в высшей школе. Проблемы психологии образования.
- Труды исследовательского центра. М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов 1992.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону «Феникс» 1997.
- Зимняя И. А. Элементарный курс педагогической психологии. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М. 1992.
- Зимняя И. А., Боденко Б. Н., Морозова Н. А. Воспитание проблема современного образования в России (состояние, пути решения). — М. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1998.
- Ильин Е. П. Сущность и структура мотива. Психологический журнал. Т. 16 № 2 1995.
- Иващенко Ф. И. Труд и развитие личности школьника. М. «Просвещение» 1987.
- Каверин С. Б. Мотивация труда. М. Изд-во ИП РАН 1998.
- Кан-Калик В. А. Грамматика общения. М. Роспедагенство 1995.
- Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М. «Педагогика». 1990.
- Как провести социологическое исследование. Пол ред. Горшкова М. К. и Шереги Ф. Э. М. Политиздат 1990.
- Караковский В. А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности -основа целостного учебно-воспитательного процесса. М. 1993.
- Карнозова Л. М. Сомоопределение профессионала в проблемной си-туациию Ж. Вопросы психологии, 1990 № 6.
- Китов А. И. Личность и перестройка. Заметки психолога. М. Про-физдат 1990.
- Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М. 1995.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс» 1996.
- Кларин М. В. Педагогическая технология в учебном процессе. Серия «педагогика и психология» 1989 № 6.
- Ковалев В. И., Дружинин В. Н. Мотивационная сфера личности и ее динамика в процессе профессиональной подготовки. «Психологический журнал», 1982, № 6.
- Ковалев Г. А., Петровская Л. А., Спиваковская А. С. Об одной из форм психологической помощи учителям и родителям в совершенствовании общения с детьми. Общение и развитие психики. Сборник научных трудов. Академия педагогических наук СССР. — М. 1986.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М. «Просвещение» 1998.
- Коломинский Я. Л. Некоторые социально-психологические проблемы изучения педагогического взаимодействия. Общение и развитиепсихики. Сборник научных трудов. Академия педнаук СССР. — М. 1986.
- Кроль JL М., Михайлова Е. JI. Человек-оркестр: микроструктура общения. М. «Независимая фирма «Класс» 1993.
- Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии. М.: «Педагогика» 1972.
- Кудрявцев Т. В., Шегурова В. Ю. Психологический анализ профессионального самоопределения личности. Ж. «Вопросы психологии», 1983, № 2.
- Кузнецов М. А. Ноосфера человечество — мировоззрение. — М. 1998.
- Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Ленинград 1985.
- Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя. М. 1990.
- Кумекер Л., Шейн Дж. С. Свобода учиться, свобода учить. М. «Народное образование» 1994.
- Куттер П. Современный психоанализ. Санкт-Петербург 1997.
- Ладанов И. Д. Практический менеджмент. М. 1995.
- Лазарев В. С., Поташник М. М. Как разработать программу развития школы. Методические пособия для руководителей образовательных учреждений. М. 1993.
- Лебедев В. И. Личность в экстремальных условиях. М. Политиздат 1998.
- Леви В. Л. Искусство быть собой. М. Изд-во «Знание» 1991.
- Левитов Н. Д. К психологии формирования авторитета учителя. Хрестоматия по педагогической психологии. Сост. А. И. Красило и А. П. Новгородцев. М. Международная педагогическая академия 1995.
- Лейтц Г. Психодрама: теория и практика. Классическая психодрама Я. Л. Морено. М. Изд. Группа «Прогресс» и «Универс» 1994.
- Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М. Изд-во Московского университета 1981.
- Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. Изд."СМЫСЛ» М. 1993.
- Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе. Под ред. Т. Н. Ушаковой. Дубна. Изд. Центр «Феникс» 1997.
- Лингарт Й. Процесс и структура человеческого учения. М. Изд. Прогресс. 1970.
- Люсин Д. В. Основы разработки и применения критериально-ориентированных педагогических тестов. Труды исследовательского центра. Госкомитет РФ по высшему образованию. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М. 1993.
- Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М. ПАРФ 1998.
- Магун В.С. Потребности и психология социальной деятельности личности. Ленинград, «НАУКА», Ленинградское отделение, 1983.
- Марцинковская Т. Д., Ярошевский М. Г. 50 выдающихся психологов мира. М. Международная педагогическая академия 1995.
- Маркова А. М. Психология профессионализма. М. 1996.
- Маркова А. К. Психологические критерии и ступени профессионализма. Ж. «Педагогика», 1995, № 6.
- Маркова А. К. Психология труда учителя. М. 1993.
- Маркова А. К., Никонова А. Я. Психологические особенности индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. Ж. «Вопросы психологии», 1987, № 5
- Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. Спб. ЕВРАЗИЯ 1997.
- Митина Л. М. Учитель как личность и профессионал. М. Изд-во «Дело» 1994.
- Митина Л. М. Формирование профессионального самоопределения педагога. Вопросы психологии, 1990 № 3.
- Москвичев С. Г. Проблемы мотивации в психологических исследованиях. Киев Изд. «Наукова думка» 1975.
- Мудрик А. В. Социализация и «смутное время». Серия «Педагогика и психология» 1991 № 3.
- Не повторить ошибок. Практические советы руководителю. Сост. И. В. Липсиц. М. «Экономика» 1988.
- Новое педагогическое мышление. Под. Ред. Петровского А. В. М. Педагогика. 1989.
- Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М. «Тривола» 1995.
- Ольшанский В. Б. Практическая психология для учителя. М. Онега 1994.
- Орлов Ю. M. Самосознание и самовоспитание. Психологи человеческих проблем: Хрестоматия. Сост. К. В. Сельченок. Минск Харвест 1998.
- Орлов Ю. М. О потребностях, мотивах и действиях. Психологи человеческих проблем: Хрестоматия. Сост. К. В. Сельченок. Минск Харвест 1998.
- Осадчева И. И. Мотивационные ресурсы самоактуализации (профессионального роста) учителя. Автореф. Канд. дисс. М. 1998.
- Паркинсон Дж. Р. Люди сделают то, что нужно вам. Изд-во Аген-ства «Яхтсмен», «Новости» 1996.
- Петровский В. А. Психология неадаптивной активности. Российский открытый Университет. М. ТОО «Горбунок» 1992.
- Пинский А. А. К новой Парадигме в образовании. М. 1996.
- Платонов Ю.П. Психология коллективной деятельности. Ленинград. Изд-во Ленинградского Университета 1990.
- Познавательные процессы и способности в обучении. Под ред. В. Д. Шадрикова М. «Просвещение» 1990.
- Ю8.Портнов М. Л. Уроки начинающего учителя. М. «Просвещение» 1993.
- Поташник M. М. Демократизация управления школой. Серия «Педагогика и психология» 1990 № 3.
- Прохорова А. О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке. Ж. Вопросы психологии 1990,
- Психология господства и подчинения. Хрестоматия. Сост. А. Г. Черняховская. Минск Харвест 1998.
- Психологическая диагностика детей и подростков. Под ред. К. М. Гуревича, Е. М. Борисовой. М. Международная педагогическая академия 1995.
- Психология человеческих проблем. Составитель К. В. Сельченок, Минск ХАРВЕСТ 1998.
- Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М. Изд. группа «Прогресс» и «Универс» 1994.
- Розов Н. С. Культура, ценности и развитие образования. М. Исследовательский центр. 1992.
- Самыгин С. И., Столяренко Л. Д. Психология управления. Ростов-на-Дону «Феникс», Москва «Зевс» 1997.
- Сацков Н. Я. Методы и приемы деятельности менеджера и бизнесмена. Белоцерковская книжная фабрика 1994.
- Секреты умелого руководителя. Сост. И. В. Липсиц. М. «Экономика» 1991.
- Сколько Вам лет? Под ред. А. А. Кроника М. 1993.
- Сластенин В. А. Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки. М. 1976.
- Слободчиков В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития. «Вопросы психологии», 1991, № 2.
- Соколова Е. Т. Самоосознание и самооценка при аномалиях личности. М. Изд-во МГУ 1989.
- Степанова С. Ю., Варламова Е. П. Рефлексивно-инновационный подход к подготовке управленческих кадров. Ж Вопросы психологии !995 № 1.
- Талызина Н. Ф. Общий анализ учебного процесса. М., Изд-во МГУ, 1980.
- Учительство как социально-профессиональная группа. Под ред. В. С. Собкина. Российская академия образования. М. 1996
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск № 1,-М. 1991
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск № 2,-М. 1992
- Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост. Выпуск № 3,-М. 1994
- Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М. Международная педагогическая академия 1995.
- Филатов В. П. Научное познание и мир человека. М. Политиздат 1989.
- Философия образования для XXI века. Сборник статей. М. Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов 1992.
- Философско-психологические проблемы развития образования. Под ред. В. В. Давыдова. РАО. М. ИНТОР 1994.
- Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя. М. «Просвещение» 1991
- Франкл В. Человек в поисках смысла. М. «Прогресс» 1990
- Фрейд А. Психологи «Я» и защитные механизмы. М. «Педагогика-Пресс» 1993.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М. «Наука» 1990.
- Фрейд 3. Психоаналитические этюды. Минск. «Попурри» 1997.
- Фромм Э. Иметь или быть? М. «Прогресс» 1990.
- Фромм Э. Миссия Зигмунда Фрейда. М. Изд-во «Весь мир» 1996.
- Фромм Э., Юнг К. Г., Уотте А., Блис P. X. Что такое дзен? Львов. Киев. 1994.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Motivation und Handeln/ В 2-х т. M. «Педагогика» 1986.
- Холмс Э. Созидательный разум и успех. М. 1992.
- Цепцов В. А. Переговоры: психология, воздействие, практика. М. Изд-во «ИП РАН» 1996.
- Черноушек М. Психология жизненной среды. М. «Мысль» 1989.
- Читать человека как книгу. Мимика. Жест. Поза. Почерк. Сост. Е. Знак. М. ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс 1998.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. -М. Изд. Корпорация «Логос» 1996.
- Шадриков В. Д. Философия образования и образовательные политики. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. Изд. Фирма «Логос» 1993.
- Шадриков В. Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. М. Изд. «Наука» 1982.
- Шелихова Н. И. Техника педагогического общения. Москва — Воронеж. 1998.
- Штейнер Р. Духовное обновление педагогики. М. «Парсифаль» 1995.
- Элкинд Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни. М. Когито-Центр 1996.
- Юнг К. Г. Аналитическая психология. С.-Петербург МЦНК и Т «Кетавр» Институт личности ИЧП «Палантир» 1994.
- Юнг К. Г. Психологические типы. М. 1992.
- Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М. Изд. «Просвещение» 1969.
- Якобсон П. М. Психология чувств и мотивации. Москва-Воронеж 1998.
- Kleinbeck U. Motivation und Berufswahl. Motivationsforschung. BAND 3. Verlag fur Psychologie. Dr.C.J.Hogrete. Gottingen.Toronto.Zurich. 1975.
- ABD-RU-SHIN Im Lichte der Wahrheit. Gralsbotschaft Verlag der Stiftung Gralsbotschaft Stuttgart.