Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Биологическая обратная связь как метод терапии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Драйв — внутреннее побуждение, стимул, достаточно сильный, чтобы активизировать некоторое поведение. На основе первичных драйвов (врожденных стимулов) возникают вторичные (выученные или приобретенные) драйвы. Биологическая обратная связь (биообратная связь) — обучение управлению собственными физиологическими процессами посредством их визуализации с использованием технических приборов или иных… Читать ещё >

Биологическая обратная связь как метод терапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Главный принцип лечения с использованием биологической обратной связи заключается в том, что посредством технических приборов человек получает доступ к наблюдению собственных физиологических процессов, которые в обычных условиях им вообще не воспринимаются или воспринимаются неточно, неполно или с искажениями.

Цель использования биообратной связи в поведенческой психотерапии состоит в том, чтобы научить клиента произвольному контролю физиологических функций, являющихся причинами некоторых нарушений. Клиент получает тот или иной промежуточный знак, символизирующий характер протекания тех или иных физиологических процессов. Например, если клиента хотят научить релаксации, то на экран монитора будет выведен круг, диаметр которого соответствует степени напряжения тех или иных групп мышц. Клиента попросят, расслабляя соответствующие мышцы, постараться уменьшить размер круга. Круг при этом будет выполнять функцию обратной связи относительно степени расслабления мышц. Использование такого промежуточного звена помогает многим клиентам быстро и надежно научиться управлять своими физиологическими функциями.

Биологическая обратная связь используется в двух целях:

  • 1. Обучение. Она позволяет научить произвольному контролю и управлению физиологическими процессами.
  • 2. Контроль. Биообратная связь позволяет контролировать процесс терапии, осуществляемый другими методами. Например, с ее помощью в процессе систематической десенсибилизации можно контролировать степень влияния фобических стимулов на клиента.

Для визуализации физиологических процессов используют самые разные индикаторы сердечного ритма, деятельности головного мозга, сердечной мышцы, кожно-гальванической реакции; замеры температуры и степени напряжения разных групп мышц. Практически любой физиологический процесс может быть использован для биообратной связи с одним ограничением: соответствующая функция должна протекать непрерывно и меняться в известных пределах.

Биообратная связь применяется для обучения релаксации при фобических расстройствах, мигрени и головных болях, гипертонии и нарушениях сердечного ритма, бронхиальной астме, ревматизме, фантомных болях, гиперактивности, сколиозе и даже эпилепсии.

Определенную проблему при использовании биообратной связи представляет перенос полученных в лаборатории навыков в реальную жизнь, поскольку технические устройства обычно довольно громоздки. Но и здесь уже найдены определенные решения, например, все чаще используют наручные часы с функцией замера КГР1, сердечного ритма и артериального давления.

Основные понятия

Драйв — внутреннее побуждение, стимул, достаточно сильный, чтобы активизировать некоторое поведение. На основе первичных драйвов (врожденных стимулов) возникают вторичные (выученные или приобретенные) драйвы.

Привычка — устойчивая ассоциация, связь между определенным стимулом и поведенческой реакцией.

Биологическая обратная связь (биообратная связь) — обучение управлению собственными физиологическими процессами посредством их визуализации с использованием технических приборов или иных средств.

Рекомендуемая литература

Первин, Л. Психология личности: Теории и исследования / Л. Первин, О. Джон. — М., 2000. — С. 358—364. (Краткое, но достаточно представительное описание основных моментов теории К. Халла, Д. Долларда и Н. Миллера и их клинического применения.).

Шульц, Д. История современной психологии / Д. Шульц, С. Шульц. — СПб., 1998. — С. 318—324. (Биография и основные положения теории К. Халла.).

Доллард, Д. Психотерапия в рамках теории научения / Д. Доллард, Н. Миллер // Техники консультирования и психотерапии: Тексты / под ред. У. С. Сахакиана. — М., 2000. — С. 303—349. (Конспективный перевод одного из самых существенных трудов авторов «Личность и психотерапия».).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой