Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Самоотношение и удовлетворенность жизнью у мужчин в период взрослости

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Интегральный показатель удовлетворенности жизнью взрослых мужчин характеризуется в целом высокими значениями в разные периоды взрослости. В то же время, ее структура претерпевает изменения. Показатели удовлетворенности сферами жизни, наиболее важными в определенном возрастном периоде, демонстрируют наиболее высокие значения (в раннюю взрослость это образование, друзья, досуг, возможность выбора… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. САМООТНОШЕНИЕ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
    • 1. 1. Психологические особенности взрослых
      • 1. 1. 1. Развитие личности в период взрослости
      • 1. 1. 2. Особенности личности мужчин и личности женщин в период взрослости
    • 1. 2. Понятие самоотношения в психологии
      • 1. 2. 1. самоотношение icak компонент структуры otiюшений личности
      • 1. 2. 2. самоотношение в контексте самосознания. г
    • 1. 3. удовлетворенность жизнью: определения, теории, концепции
      • 1. 3. 1. определение основных понятий
      • 1. 3. 2. факторы удовлетворенности жизнью. удовлетворенность жизнью и особенности личности
  • ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. эмпирическая база исследования
    • 2. 2. методы исследования
    • 2. 3. методы обработки эмпирических данных
  • ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ЖИЗНЬЮ У МУЖЧИН В ПЕРИОД ВЗРОСЛОСТИ
    • 3. 1. самоотношение и удовлетворенность жизнью у мужчин в период взрослости и некоторые особенности личности
    • 3. 2- самоотношение, удовлетворенность жизнью в период взрослости в связи с половой принадлежностью и некоторыми аспектами личности
      • 3. 3. возможность прогнозирования удовлетворенности жизнью (на основе регрессионного анализа)

Самоотношение и удовлетворенность жизнью у мужчин в период взрослости (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие «удовлетворенность жизнью» трактуется неоднозначно в научной психологии. Удовлетворенность жизнью часто рассматривается в психологической (И.А.Джидарьян, 2001; Л. В. Куликов, 2001) и социологической науках в контексте качества жизни. В то же время удовлетворенность жизнью трактуется как обобщённое переживание своего бытия, синонимом которого выступает понятие счастья. Удовлетворенность выступает как характеристика внутреннего мира личности, как субъективное переживание (М.Аргайл,. 1990; М. Селигман, 2000). В отечественной психологии исследования разных аспектов проблемы счастья ведутся И. А. Джидарьян, 2001; Д. А. Леонтьевым," 1999; Н. В. Мартынцовой, 2004; А. З. Шапиро, 2004 и др.

Особый интерес в плане анализа развития самоотношения и удовлетворенности жизнью представляет период взрослости, так как он является периодом расцвета личности, самоактуализации, достижения акме.

Изучение психологических особенностей, внутреннего мира взрослых мужчин представляется весьма обоснованным и актуальным в связи такими современными проблемами, как невысокая продолжительность жизни мужчин, феминизация общества, смена полоролевых приоритетов.

Исследования в области тендерной психологии (Т.В.Андреева, 1998; И. С. Кон, 1981; И. С. Клецина, 1998; Н. Н. Обозов, 1995) внесли вклад в понимание и объяснение психологических особенностей личности мужчин и женщин, раскрыли специфику их ролей в обществе, различий в их мировосприятии и др. Тендерные особенности изучались также с точки зрения биологического и эволюционного подхода (В.А.Геодакян, 1991). Вопрос же внутреннего мира мужчин, его отношения к самому себе и процессу своего бытия не является в полной мере изученным.

Развитие индивидуальности, непосредственным образом связано с развитием личности как системы отношений (А.Ф.Лазурский, 1913; А. Н. Леонтьев, 1994; В. Н. Мясищев, 1948). В системе отношений, раскрывающих личность, отношение к собственному Я и к жизни в целом, несомненно, выступают в качестве базовых (Б.Г. Ананьев, 1977; Н. И. Сарджвеладзе, 1984). Проблематика данного исследования связана с попыткой связать такие аспекты, как отношение к себе и отношение к своей жизни у мужчин в период взрослости.

Цель исследования заключалась в выявлении особенностей самоотношения и удовлетворенности жизнью мужчин в период взрослости.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

1. Провести теоретический анализ литературы, посвященной вопросам самоотношения личности, удовлетворенности жизнью, самоактуализации, ценностно-мотивационной сферы личности, реализованное&trade-, а также общих особенностей периода взрослости и тендерной психологии.

2. Исследовать особенности самоотношения и удовлетворенности жизнью мужчин в разные периоды взрослости (с учетом уровневых характеристик и структур их межфункциональных взаимосвязей).

3. Раскрыть половые различия самоотношения и удовлетворенности жизнью, а также структуру взаимосвязей их показателей.

4. Изучить самоотношение и удовлетворенность жизнью в связи с такими аспектами личности, как самоактуализация, ценностная сфера, уровень субъективного контроля, субъективная реализованность в период взрослости мужчин, а также в соответствии с признаком пола.

5. Выявить возможность и специфику прогнозирования удовлетворенности жизнью у мужчин и у женщин в период взрослости.

Объектом исследования являются психологические особенности мужчин в период взрослости.

Предметом исследования выступили особенности самоотношения личности и удовлетворенности жизнью в период взрослости.

Основные результаты и их научная новизна. Научная новизна диссертационного исследования обусловлена анализом взаимосвязей таких аспектов внутреннего мира личности, как самоотношение и удовлетворенность жизнью, а также их взаимосвязей с рядом других характеристик личности — субъективным чувством реализованности, иерархией системы ценностей, особенностями самоактуализации и уровнем субъективного контроля.

Впервые раскрыта специфика взаимосвязей компонентов самоотношения и удовлетворенности жизнью мужчин на разных этапах периода взрослости.

Выявлена специфика особенностей самоотношения и удовлетворенности жизнью мужчин в период взрослоститак, самоотношение и удовлетворенность жизнью демонстрируют стабильно высокие значения на протяжении всего периода взрослости. Это может, в частности, говорить о том, что принятие себя и своей жизни являются базовыми потребностями взрослых (на примере взрослых мужчин).

Получены новые данные, касающиеся возможности прогнозов удовлетворенности жизнью мужчин и женщин в период взрослости на основе комплекса, включающего характеристики самоотношения.

Достоверность и надежность исследования обеспечены применением разработанных в психологии методов, адекватностью понятийного аппарата, обоснованным выбором процедур аналитической и статистической обработки данных (корреляционный, сравнительный, дисперсионный, регрессионный анализ).

Теоретическая значимость. Полученные в работе данные расширяют представления о феноменах самоотношения и удовлетворенности жизнью. Результаты исследования делают вклад в психологию развития взрослого человека, углубляя понимание особенностей самоотношения и удовлетворенности жизнью в период взрослости, в том числе с учетом пола.

Выявленные факты позволяют сделать вклад в психологию воспитания, проясняя задачи формирования положительного отношения к себе в периоды, предшествующие периоду взрослости, с целью обеспечения наиболее полной удовлетворенности жизнью взрослого человека.

Результаты исследования обогащают как психологию личности в целом, так и тендерную психологию в частности, содержательно раскрывая проблему удовлетворенности жизнью мужчин, и при этом соотнося её с отношением личности к себе самой.

Практическая значимость. В работе вскрыты факторы личности, которые влияют на удовлетворенность жизнью, и могут быть использованы в консультировании, с целью прогнозирования удовлетворенности жизнью, опираясь на личностные особенности. Полученные данные, дополняя сведения о развитии личности в период взрослости, специфике тендерных различий в системе удовлетворенности жизнью и самоотношении, способствуют, таким образом, процессу усовершенствования психологической помощи взрослому населению в целом.

Результаты исследования могут быть использованы в лекционных курсах по психологии развития, психологии личности для студентов психологических факультетов.

В качестве гипотез исследования выдвинуты следующие положения: самоотношение и удовлетворенность жизнью мужчин положительно взаимосвязанные характеристики.

— взрослые мужчины отличаются относительно высоким уровнем самоотношения и удовлетворенности жизнью.

— удовлетворенность жизнью может быть спрогнозирована с учетом параметров самоотношения, при этом специфика прогноза обусловлена половой принадлежностью.

Положения, выносимые на защиту:

1. Самоотношение и удовлетворенность жизнью тесно взаимосвязанные феномены. Самоуважение, интерес и понимание себя, уверенность в себе (компоненты самоотношения) взрослого человека непосредственно связаны как с удовлетворенностью жизнью в целом, так и ее аспектами.

2. Самоотношение мужчин во все периоды взрослости характеризуется в целом достаточно высоким уровнем, изменения носят лишь структурный характер.

3. Удовлетворенность жизнью выступает как интегральный личностный показатель, во все периоды взрослости характеризующийся достаточно высоким общим уровнем, однако ее структура претерпевает изменения в частных аспектах, отражая ведущие типы жизнедеятельности, характерные для того или иного возрастного периода.

4. На основе комплекса таких характеристик, как особенности самоотношения, самоактуализации, ценностной сферы, чувства реализованности, можно делать прогнозы удовлетворенности жизнью взрослого.

5. Вклад в удовлетворенность жизнью у мужчин и у женщин делают различные аспекты личности. У мужчин это аспекты, указывающие в целом на эгоцентричность, у женщин — на социоцентричность.

6. Удовлетворенность жизнью и самоотношение находятся в тесной зависимости от пола, их уровневые характеристики и структура взаимосвязей имеют тендерную специфику, проявляющуюся в количестве связей и ведущих факторах.

Методологическую основу исследования составили: принцип развития в психологии (Б.Г.Ананьев, Л. А. Головей, Е.Ф.Рыбалко) — концептуальный подход к индивидуальности (Б.Г.Ананьев, В. С. Мерлин, В.М.Русалов) — разработки в области психологии отношений (А.Ф.Лазурский, В. Н. Мясищев, Н.И.Сарджвеладзе) — исследования в области удовлетворенности жизнью (К.А.Абульханова-Славская, М. Аргайл, И. А. Джидарьян, Л. В. Куликов, Д. А. Леонтьев, К. Роджерс,.

A.В.Петровский, М. Селигман, А.З.Шапиро) — подходы к исследованию структуры самоотношения (Э.Бернс, И. С. Кон, С. Р. Пантилеев, Н. И. Сарджвеладзе, В. В. Столин, Ш. Н.Чхартишвили) — фундаментальные исследования в области самосознания (Б.Г.Ананьев, Р. Бернс, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, И.И.Чеснокова), исследования в области тендерной психологии (Т.В.Андреева, С. Бэм,.

B.А.Геодакян, И.С.Кон), основные принципы гуманистического подхода в психологии (А.Маслоу, К. Роджерс).

Заключение

.

В результате исследования сформулированы основные выводы:

1. Самоотношение взрослых мужчин характеризуется в целом высокими показателями в разные периоды взрослости как в целом, так и в отдельных аспектах.

2. Интегральный показатель удовлетворенности жизнью взрослых мужчин характеризуется в целом высокими значениями в разные периоды взрослости. В то же время, ее структура претерпевает изменения. Показатели удовлетворенности сферами жизни, наиболее важными в определенном возрастном периоде, демонстрируют наиболее высокие значения (в раннюю взрослость это образование, друзья, досуг, возможность выбора места работыв среднюю взрослость — отношения с коллегами, содержание работы, материальное положение, жилищная ситуация, положение в обществе, профессиональная деятельностьв позднюю взрослость — отношения с семьей, родителями, детьми, супругом, возможность проводить свободное время).

3. Выявлены тендерные различия по аспектам самоотношения и удовлетворенности жизнью. Так, при высоком общем уровне самоотношения у мужчин и у женщин, женщины демонстрируют значимо более высокое самоотношение. Для мужчин же характерна более высокая удовлетворенность жизнью как в целом, так и в отдельных ее аспектах (отношения с коллегами, родителями, содержанием и возможностью выбора работы, проведением свободного времени). Женщины же более, чем мужчины, удовлетворены отношениями с детьми.

4. У мужчин на разных этапах взрослости была обнаружена перестройка взаимосвязей самоотношения и удовлетворенности жизнью. От периода к периоду отмечается снижение тесноты взаимосвязей этих характеристик при смене ведущих факторов. Так, в период ранней взрослости в качестве ведущих выступили следующие факторы удовлетворенности: удовлетворенность содержанием и выбором работы, в период средней взрослости — удовлетворенность образованием, материальным положением, в период поздней взрослости удовлетворенность отношениями с супругом. Среди факторов самоотношения: в периоде ранней взрослости все показатели отношения к себе выступают как равноценные, в периоде средней взрослости на общем фоне выделяются как ведущие показатели ожидаемого отношения к себе и самоинтереса, в периоде поздней взрослости показатель самоинтереса.

5. Взаимосвязи самоотношения и удовлетворенности жизнью имеют тендерную специфику. Самоотношение и удовлетворенность жизнью у мужчин связаны положительно по всем компонентам. Самоотношение и удовлетворенность жизнью у женщин связаны неоднозначно, встречаются как положительные, так и отрицательные связи между компонентами. В качестве системообразующих у мужчин выступают общее самоотношение, самоуважение, индекс жизненной удовлетворенности, общая удовлетворенность, удовлетворенность содержанием и выбором работы. У женщин такими факторами являются аутосимпатия, самопонимание, индекс жизненной удовлетворенности, удовлетворенность отношениями с семьей, детьми, родителями.

6. Прогнозы удовлетворенности жизнью мужчин на основе самоотношения возможны. Так, самооценка удовлетворенности жизнью мужчин (удовлетворенность тем, как складывается жизнь в настоящий момент) может прогнозироваться на основе уровня общего самоотношения. Однако и данный показатель, и индекс жизненной удовлетворенности в большей степени прогнозируются по параметру общей самоактуализации, а также ценности «доброта» (на уровне нормативных идеалов, т. е. убеждений) (причем последний показатель с отрицательным знаком).

7. Прогнозы удовлетворенности жизнью женщин возможны на основе всех измеренных аспектов личности. Самооценка удовлетворенности жизнью женщин и индекс жизненной удовлетворенности у женщин в период взрослости могут прогнозироваться по параметрам самоотношения, самоактуализации, ценностной сферы и реализованности.

8. Сравнительный анализ возможности прогнозирования удовлетворенности жизнью выявил тендерную специфику. Удовлетворенность жизнью у мужчин и у женщин определяется разными, отчасти альтернативными факторами. В целом отмечается эгоцентрический характер факторов удовлетворенности жизнью мужчин, в то время как удовлетворенность жизнью женщин носит в большей степени социоцентрический характер (направленность вовне).

9. Возможность предсказания удовлетворенности жизнью у мужчин характеризуется большей вариативностью (лишь 30−46% дисперсии оценок удовлетворенности жизнью мужчин объясняются факторами, примененными в нашем исследовании). В то время как для женщин характерны более высокие показатели дисперсии (62−72%) удовлетворенность жизнью женщины в большей степени может быть спрогнозирована по параметрам самоотношения, самоактуализации, ценностной сферы и реализованности.

10. Проведенный дисперсионный анализ не выявил разнонаправленного изменения самоотношения и удовлетворенности жизнью у мужчин и у женщин в период взрослости (за исключением сферы отношений с супругом). Анализ половозрастных особенностей показал различия по показателям ценности, аутосимпатия (факторы самоактуализации), реализованности.

Таким образом, результаты нашего исследования показали, что удовлетворенность жизнью взрослого мужчины непосредственно связана с отношением к себе, и отношение к себе может делать вклад в прогноз оценки удовлетворенности жизньюна разных этапах взрослости происходит перестройка взаимосвязей самоотношения и удовлетворенности жизнью от максимальной интегрированности к относительной автономности в периоде поздней взрослости. Кроме того, с возрастом нарастает значение чувства фактической реализации себя в жизнедеятельности.

В целом стоит отметить, что поставленные задачи работы выполнены, цели достигнуты, выдвинутые гипотезы подтвердились.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Allport G. W. The use of personal documents in psychological science.— Soc. Sci. Res. Coun. Bull., 1942
  2. Bandura A. Social foundation of thought and action: A social cognitive theory. N.Y., 1986
  3. Bass B.M., Barett G. V People, work and organizations: An introduction to industrial and organizational psychology. Boston, 1981.
  4. Betz N., Lent R., Hackett G. Application of self-efficacy theory to understanding careers choice behavior // J. of Applied Psychol. 1986. V. 41.
  5. Boileau D. Speaking/listening: Much used, little taught. Reston, 1984. Поступила в редакцию 4. XII 1996 г.
  6. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Leipzig, 1933.
  7. Dennis W. Age and productivity among scientists.— Science, 1956, v. 123.
  8. Haggbloom, S.J. et al. (2002). The 100 Most Eminent Psychologists of the 20th Century. Review of General Psychology. Vol. 6, No. 2, 139−15.
  9. Henry Francis. «The Official Encyclopedia of Bridge». American Contract Bridge League.
  10. Hirtz, Rob, «Martin Seligman’s Journey: from Learned Helplessness to Learned Happiness», The Pennsylvania Gazette, The University of Pennsylvania, January/February 1999.
  11. Lehman H. Age and achievement. Princeton, 1953.
  12. Life Line и другие новые методы психологии жизненного пути / сост. И общ. Ред. А. А. Кроник, послесл. Е. И. Головаха М.: изд-во группы «Прогресс"-"Культура», 1993 — 230с
  13. Linley, P. A., Maltby, J., Wood, А. М., Joseph, S., Harrington, S., Peterson, C., Park, N., Seligman, M. E. P. (2007). Character strengths in the United Kingdom: The VIA Inventory of strengths Personality and Individual Differences, 43, 341−351.
  14. Medina, John, Maren Ed, and Dana Schmidt. Understanding Montessori. Dog Ear Publishing, 2009. 171−72. Print.
  15. Positive Psychology Center, University of Pennsylvania.
  16. Rotter, J., Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcements. Psychological Monographs, 1966.- 609.
  17. , J.B. (1954). Social learning and clinical psychology. New York: Prentice-Hall.
  18. Seligman, M.E.P. (1975). Helplessness: On Depression, Development, and Death. San Francisco: W.H. Freeman.
  19. Seligman, M.E.P. and Maier, S.F. (1967). Failure to escape traumatic shock. Journal of Experimental Psychology, 74, 1−9-
  20. Overmier, J. B. and Seligman, M.E.P. (1967). Effects of inescapable shock upon subsequent escape and avoidance responding. Journal of Comparative and Physiological Psychology, 63, 28−33.
  21. Seligman, Martin E. P. (1993). What You Can Change and What You Can’t: The Complete Guide to Successful Self-Improvement. New York: Knopf (Paperback reprint edition, Ballantine Books, 1995) (pg. 156−157)
  22. Yacobson G. Programs and techniques of crises intervention // American handbook of psychiatry. N.Y., 1974. 825 p.
  23. Г. С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 2002. — 704 с.
  24. JI.A. Мир мужчин и мир женщин: расхождение и встреча // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. -С.109−132.
  25. Абульханова-Славская К. А. Диалектика человеческой жизни.— М., 1977.
  26. Абульханова-Славская К.А., Стратегии жизни. М., Мысль, 1991
  27. B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии. 1987. — N 2. — С. 152−158. — Библиогр.: с.157−158.
  28. Ю.Е., Волович А. С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопр. психологии. 1991. — N 4. — С.74−82.
  29. . Г. Очерки психологии.— Л. 1945.
  30. . Г. Человек как предмет познания.— JL, 1969.
  31. .Г. Избранные психологические труды / Б. Г. Ананьев. В 2-х т. — Т.1. — М.: Педагогика, 1980. — 336с.
  32. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977, с. 336.
  33. .Г. Сенсорно перцептивные характеристики индивидуального развития человека — М., 1968.
  34. .Г., Некоторые проблем психологии взрослых, М., 1973
  35. Ю.А. Мужчина и женщина: Путь человеческий путь звездный. — СПб.: Янис, 1993. — 395 с.
  36. О.М. Самооценка в структуре личности студента: Автореф. канд. дис. JL, 1984. — 17 с.
  37. Анцыферова J1. И. Некоторые теоретические проблемы психологии личности.— Вопросы психологии, 1978, № 1, с. 37—50.
  38. Аргайл Майкл, Психология счастья. 2е изд, Спб.: Питер — 2003, 271 стр.
  39. Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики/ Под ред. И. Б. Ханиной. М.:Наука- Смысл, 1999. 350 с.
  40. О.В. Человек = мужчина + женщина // Этическая мысль: Науч.-публицист, чтения. М., 1992. — С.345−351.
  41. Р. Постижение Высшего Я и психологические расстройства // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии / Под ред. А. А. Бадхена, В. Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. 298 с. С. 40 — 69.
  42. Р.А. Биографические кризисы личности Автореферат на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Москва: Институт психологии РАН, 1994 г.
  43. Е.Ф., Опросник уровня субъективного контроля. М., Смысл, 1993
  44. А.А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситациях. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. пс. н. СПб., 2000.
  45. Е.П. Временные аспекты Я концепции и идентичности / Е. П. Белинская // Мир психологии. — М., 1999. — № 3. — С. 141.
  46. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -420 с.
  47. Р. Что такое Я-концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. — С.333−393.
  48. Бестужев-Лада И. В. Молодость и зрелость. М., 1984.
  49. А.А., Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.:Наука, 1998
  50. А.А., Столин В. В. Общая психодиагностика.- СПб.: Изд-во Речь, 2000. — 440 стр.
  51. Л.В. Что такое самооценка // Психологический журнал. -1992.-Т.13,№ 4.- С. 99−101.
  52. В. В. Антропология возраста: Учеб. Пособие. СПб.: Издательство С. — Петербургского университета, 2001. — 196 с.
  53. А. Генезис сознания и половой отбор в свете радикальной психологии // Проблема сознания в отечеств, и зарубеж. философии XX века. Иваново, 1994. — С.149−151.
  54. Дж. Психология познания: За пределами непосредственной информации. М., 1977.
  55. Л.Ф., Коржова Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: Учебное пособие. М.: Российское педагогическое агентство, 1998. — 263 с.
  56. С. С. Бубнова, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система. М. Ин-т психологии РАН 1998
  57. Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. М.: Международная педагогическая академия, 2001
  58. О. Пол и характер: Принципиальное исследование. М.: Терра, 1992. — 480 с.
  59. Т.В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. — N 2. — С.63−71. -Библиогр.: с.70−71.
  60. Г. Биография и культура.— М., 1927.
  61. Д. Мужчина и стресс / Пер. с англ. Стюф И. СПб.: Питер, 1996. — 212 с. — (Сер. «Сам себе психолог»). — Пер. изд.: The male stress syndrome / Witkin G.
  62. Т.А. Социально-философский анализ полового диморфизма и тендерной самоидентификации: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Кемер. гос. ун-т. Томск, 1998. — 20 с.
  63. Л.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982 — 1984.
  64. Р.Г. Динамика тендерных стереотипов и их влияние на профессиональную самореализацию личности: Автореф. дис.. канд. психол. наук / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М., 2000. — 24 с.
  65. П.Я., Запорожец А. В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М., МГУ, 1978. 117 с
  66. В. А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. М., 1989. С. 171−189.
  67. Геодакян В. А. Эволюционная теория пола. 1991. Природа. № 8. С. 60−69
  68. М. Р Личностное самоопределение как психологическая проблема// Вопросы психологии. 1988. — № 2. — С. 19−26
  69. , М. Р. Психология личностного самоопределения: автореферат док. дис. М., 1996. — 60 с.
  70. Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности.— Киев, 1984.
  71. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология. Личность от молодости до старости. М., 2001.
  72. Н.А., Треугольный человек. М.: Мол. Гвардия, 1991. — 270 с.
  73. Л.П. Резервы человеческой психики: введение в психологию активности.- М.: Политиздат, 1987.
  74. С., Гроф К. Духовный кризис: понимание эволюционного кризиса. // Духовный кризис: Статьи и исследования. М.: МТМ, 1995. 256 с.
  75. Гуманистическая и трансперсональная психология. / Сост. К. В. Сельченок. М.: ACT, 2000.
  76. А.Е. Тендерные отношения в современном российском обществе: конфликт ролей // Науч. вестн. МГТУ ГА. 2002. — N 57. — С.39−42.
  77. А. А. Кузьмина Н.В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма / Кафедра акмеологии и политической психологии. -М., 1993, с. 5−6.
  78. А.А., Акмеологические основы развития профессионала. М.: изд-во московского психолого-педагогического института, 2004, 752 стр.
  79. Г. Мужчина и мужчина: Психоанализ взаимоотношений / Пер. с англ. Каждан М. М.: ЧеРо, 1998. — 291 с. — Библиогр.: с.288−291. Пер. изд.: The secret lore of gardering. Patterns of male intimacy.
  80. И.А., Представление о счастье в российском менталитете -СПб.: Алетейя, 2001
  81. М.В., Психология зрелого и позднего возрастов в вопросах и ответах. Уч.пособие. М.: МПСИ, Воронеж, «Мозак», 2004 — 280с.
  82. В.В. Мужчины. М.: Подкова, 1997. — 169 с.
  83. В.И. Инвектива: мужское и женское предпочтения // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. -С.266−283.
  84. А.В. Деятельностный подход к изучению самооценки // Психодиагностика и школа: Тезисы симпозиума. Таллин, 1980. — С. 11−14. 87. Захарова А. В. Психология формирования самооценки. — Минск, 1993. -100 с.
  85. А.В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С.5−14.
  86. Е.П., Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2004. — 509с.
  87. Исследование мотивационной сферы личности: межвузовский сборник научных трудов. Новосибирск: Изд. НГПИ. — 1984 163 с
  88. Э. Самопомощь в мрачные периоды. // В кн.: Психосинтез и другие интегративные техники психотерапии. /Под ред. А. А. Бадхена, В. Е. Кагана. М.: Смысл, 1997. С. 108−136.
  89. .В., Самопонимание: миф или реальность. М., МПСИ, 2000
  90. Ю.Н. Психология развития. Введение. Минск: Карандашев Ю. Н., 1997
  91. Т.Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен: Автореф. дис. канд. психол. наук. М.- 1989. — 25 с.
  92. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов н/Д, 1996.
  93. , В. Е., Галажинский, Э. В. Самореализация личности: системный взгляд / Под ред. Г. В. Залевского. Томск: Издательство Томского университета, 1999. — 154 с.
  94. Д.В. Биология и психология пола. М.: Флинта, 2000. -176 с.
  95. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М., 1984. — 335 с.
  96. Кон И. С. Категория «Я» в психологии // Психологический журнал. -1981.-Т. 2, № 3. С.25−37.
  97. Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. -1981. N 2. — С.47−57: схем. — Библиогр.: с.56−57.
  98. Кон И. С. Социальная психология / М.: Воронеж, 1999. — 177 с.
  99. Ю.А. Мужчина в семье: типы поведения // Семья и социальная структура. М., 1987. — С.97−106.
  100. Н.Н. Тендерный конфликт как разновидность социальных конфликтов: Автореф. дис.. канд. филос. наук / Воронеж, гос. архит.-строит. акад. Воронеж, 1998. — 20 с.
  101. В.Н. Прикладная психология. С-Пб., М., Харьков, Минск: Питер, 2000 г., 560 с
  102. JI. Мужчина и женщина / Пер. с англ. СПб.: Мирт, 2002. -203 с. — Библиогр. в примеч.: с.201−202.
  103. С.А. и др. Пол, секс, семейно-брачные отношения // Кравченко С. А., Мнацаканян М. О., Покровский Н. Е. Социология: парадигмы и темы. М.: МГИМО-Университет, 1997. — С. 159−183.
  104. Крайг Г, Психология развития. СПб., Питер, 2001
  105. А.А., Ахмеров Р. А. Каузометрия: Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути. М.: Смысл, 2003. — 284 с.
  106. А.А., Головаха Е. И. Психологический возраст личности / А. А. Кроник, Е. И. Головаха // Психологический журнал. М., 1083. — № 5.- С. 57 65.112.. Куликов JI.B. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика. СПб., 2000. — С. 476−510.
  107. А.Ф. Классификация личностей. Петербург, 1921.
  108. А. Ф. Психология общая и экспериментальная. Д., 1925.
  109. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  110. А.Н. Избранные психологические произведения. 3−2 том: -М- 1983
  111. ДА., Психология смысла. Природа, структура и динамика смысловой реальности М.: Смысл, 1999
  112. , Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности / Д. А. Леонтьев. Психологический журнал.- 2000. № 1. — С. 15−25
  113. . Кризисы жизни шансы жизни. Калуга, 1994
  114. .Ф., Методологические и теоретически проблемы психологии, М, 1984.
  115. Н. А. Биографический метод в психологии и смежных науках: Автореф. канд. дис.—Л., 1975.
  116. Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь. — В кн.: Принцип развития в психологии. М., 1978.
  117. НА. Развитие личности и жизненный путь // Принцип развития в психологии / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М.: Наука, 1978. -С. 156−172
  118. А. Р. Травматическая афазия. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1946.
  119. С.Р. теории личности: сравнительный анализ. СПб, изд-во речь, 2002, 539 с.
  120. Д., Социальная психология. С-Пб, Питер, 2000
  121. А. С. Избранные педагогические сочинения. 6-е изд. Кн. 4. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.
  122. Е.Ю. Динамика профессиональной самооценки студентов-психологов // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. М.: МОСУ, РПО, 2000.
  123. Н.В., Удовлетворенность жизнью как интегративная характеристика отношения // Психология человека: интегративный подход в психологии, сб. трудов СПб.: изд-во РГПУ им. А. Н. Герцена, 2004, вып 2- 186с
  124. А. Дальние пределы человеческой психики. СПб.: Евразия, 1997
  125. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999
  126. А. Психология бытия. Киев, 1997
  127. , П., Конгер, Дж., Каган, Дж., Гивитц, Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. М.: Издательство Московского университета, 1982. — С. 182−186
  128. А. Игры, в которые играют мужчины: Семь правил для выживания в мире мужчин / Андриен Менделл- Пер. с англ. Царук Л. -СПб.: Питер, 1997. 346 с. — (Психология для женщин). — Пер. изд.: How men think / Mendell A.
  129. В. С. Лекции по психологии мотивов человека. Пермь, 1971.
  130. О.В. Тендерное поведение и стереотипы // Женщина Плюс.- 2000. N 2. — С.24−28.
  131. Ф.Т., Загадка человеческого Я. М., 1976
  132. Ф.Т., Общественное сознание и самосознание индивида. -М., Наука, 1990
  133. Л.Д. Пол в структуре интегральной индивидуальности в условиях женского и мужского коллективов: Автореф. дис.. канд.психол. наук / Перм. гос. пед. ун-т, Юж.-Урал. гос. ун-т. Пермь, 1998. — 20 с.
  134. К., Психология ответственности. Л., Наука, 1983
  135. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество /B.C. Мухина. М.: Академия, 2002. — 456с.
  136. Мэй Р., Смысл тревоги, М, независимая фирма «Класс», 2001−384 стр.
  137. В. Н. Проблема отношений в психологии индивидуальных различий //Проблемы психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1948.
  138. В. Н. Проблемы психологии человека в свете учения И.П. Павлова об отношении организма к среде // Уч. зап. ЛГУ. 1953. № 147.
  139. В. Н. Психические функции и отношения // Уч. зап. ЛГУ. Л., 1949.
  140. В.Н. Психология отношений, избранные психологические труды под ред. А. А. Бодалева, м-воронеж, 2004
  141. Нартова-Бочавер С. К. Дифференциальная психология: Учебное пособие. М.: Флинта, Московский психолого-социальный институт, 2003. -С. 158−179.
  142. Н.Н. Женщина + мужчина = ?! / Междунар. акад. психол. наук. Авт. шк. практ. психологии. СПб., 1995. — 68 с.
  143. Г. Г. Социально-психологическая адаптация как фактор становления Я-концепции подростков: Дис. канд. психол. наук. М., 1997.- 135с.
  144. А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: учеб.пособие. М изд. центр Академия, 2002, 272 с
  145. С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. — 32 с.
  146. С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система М.: Изд-во МГУ, 1991.- 108 с.
  147. С.Р., Строение самоотношения как эмоционально-оценочной системы- автореферат. М., 1988
  148. Патрушев, Удовлетворенность трудом // Общество и политика: современные исследования, поиск концепций / под ред. В. Ю. Большакова.- Спб.: изд-во Петерб. унив-та, 2000. 512с
  149. А. В., Ярошевский М. Т. Психология. Учебник для высш. Пед. Ун. -2-е изд.-М.: Издательский центр «Академия», 2000. -512с.
  150. А.В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. Москва: ИНФРА — М, 1998. — 528 с.
  151. А.В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания // Психология и жизнь: Сб. науч. тр. Вып.1. М.: МОСУ, РПО, 2000. — С.53−57.
  152. О.Ф. Психология сексуальности: (История и методы исслед.) / РАН. Ин-т психологии. М., 1993. — 76 е.: граф. — Библиогр.: с. 76.
  153. Практикум по психодиагностике: психодиагностические материалы. -Учебное пособие изд. МГУ, -1988 / ред. Бодалев А. А, Карлинская И. М., Пантилеев С. Р., Столин В.В.
  154. Психология женщины: Хрестоматия / Сост. Криулина А. А. Курск, 1992. — 128 с.
  155. Психология индивидуальных различий. / под ред. Ю. Б. Гиипенрейтер и В. Я. Романова. -М.: ЧеРо, 2000. 776 стр.
  156. Психология личности и образ жизни/отв.ред. Е. В. Шорохова. М., 1987
  157. Психология личности. Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырева. М.: изд-во Моск. Универ-та, 2000. — 288 с
  158. Психология с человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. М.: Смысл, 1997
  159. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: изд. Дом «Бахрах-М», 2000, редактор-составитель Райгородский Д. Я. 672 стр.
  160. Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана. -СПб., 2001.
  161. Психология. Учебник. Под ред. А.а. Крылова, М. проспект, 2000, 584 стр.
  162. Развитие психофизиологических функций у взрослых людей/ под.ред. Б. Г. Ананьева, Е. И. Степановой. М.: Педагогика, 1972
  163. Д.Я., Психология личности. Т1 Хрестоматия, изд. третье, дополн. Самара: изд. дом Бахрах-М, 2004 — 512с
  164. Ф.Ф., Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности//Психологический журнал., том 19 № 4, 1998
  165. К. К науке о личности / В кн. История зарубежной психологии. Тексты.
  166. К. Р., Взгляд на психотерапию. Становление человека: м.: Прогресс, 1994. 480 с.
  167. И.В. Особенности половой идентичности подростков // Вопр. психологии. 1997. — N 4. — С.39−47.
  168. С. Л. Основы общей психологии.— 2-е изд. — М., 1946.
  169. С. Л. Человек и мир.— В кн.: Проблемы общей психологии. М., 1973.
  170. , С. Л. Проблемы общей психологии / Отв. ред. Е. В. Шорохова. М.: Педагогика, 1976. — 418 с.
  171. В.М. Пол и темперамент // Психол. журнал. 1993. — Т. 14, N6. — С.55−64. — Библиогр.: с. 64.
  172. Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: ЛГУ, 1990
  173. Самосознание и защитные механизмы личности /Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2000. — 656 с.
  174. Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия / Ред. Д. Я. Райгородский. Самара: изд. Дом «Бахрах-М», 2003.
  175. Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — С.245−268.
  176. Е.Е., Психология развития человека: учебное пособие.- М.: Аспект Пресс, 2001. -46 с.
  177. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси, 1989.
  178. В.Ф. Устойчивость самооценки и механизм ее сохранения // Вопросы психологии. 1975. — № 3. — С. 62−72.
  179. , В. Ф. Психология самоопределения личности: учебное пособие / Е. Ф. Сафин. Свердловск: Сверд. пед. ин-т, 1986. — 142 с.
  180. М., Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни. 2000., с. 368.
  181. В.И., Исаев Е. С. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Уч. пособие. М., 1995.
  182. Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. М.: Изд-во МГУ, 1989. — С.48−54.
  183. А.Г., Сознание и самосознание. М., Политиздат, 1972.
  184. В.А. Самооценка психических и физических качеств будущих учителей // Педагогика. 2004. — № 7. — С. 45−50.
  185. Е.И., Психология взрослых: экспериментальная акмеология. Спб.: Алетейя, 2000 г, 288с.
  186. В.В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. — 284 с.
  187. X., Уинкельман С.&bdquo- Принимая собственное «я»: Руководство по диалогу голосов. М.: Эксмо- 2003. 304 с.
  188. Г. С. Понятие «зрелость социально-психологического развития человека» в контексте андрагогики // Новые знания, 2002 № 4. с. 17−20.
  189. . М. Ум полководца.— В кн.: Психология индивидуальных различий. М., 1961.
  190. А. В. Возрасты жизни. Москва: Молодая гвардия, 1988. -223 с.
  191. А. Природа, мужчина и женщина- Путь освобождения: Эссе и лекции о самосовершенствовании / Пер. с англ. Мищенко А. Киев: София, 1999. — 285 с.
  192. Д.И. Психология взросления. М., 1999.
  193. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989.
  194. В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990.
  195. Э. Мужчина и женщина. М.: ACT, 1998. — 509 с. — (Классики зарубеж. психологии). — Указ. имен: с.506−509.
  196. Э. Человек для себя. М: Прогресс, 1992
  197. X., Мотивация и деятельность, Т.1. М., Педагогика, 1986
  198. К. Недоверие между полами: Пер. с англ. // Психол. журнал. -1993.-Т.14, N5. С.125−132.
  199. JI., Зиглер Д., Теории личности: основные положения, исследование, применение. С-Пб, Питер, 2002
  200. Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: 1995.
  201. П.Р. Вопросы самосознания в советской психологии. В кн. Психологическая наук в СССР, Т2, М., 1958, с. 91−109
  202. Ю.М. Социальные проблемы мужского одиночества в условиях крупного города: Автореф. дис.. канд. социол. наук / Ин-т социологии РАН. М., 1995. — 25 с.
  203. И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 142 с.
  204. Н.А. Половой диморфизм и общение // Личность и общество. Калининград, 1994. — Вып.8. — С.28−34.
  205. Ш. Н. Установка и сознание. Тбилиси, Мецниереба, 1975.
  206. Ш. Н. Проблемы мотива волевого поведения. Автореф. докт. дисс.- Кутаиси, 1955.- 52 с.
  207. В.Д. Происхождение человечности. М., 1999.
  208. , М. М. Человеческая субъективность и культура / М. М. Шибаева // Культура, человек и картина мира. М.: Наука, 1987. — С. 135 -167
  209. Т., Социальная психология. М., Прогресс, 1969
  210. Е.С. Уровневая организация системы Я // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1999. — № 2. — С. 34−45.
  211. Шон Берн. Тендерная психология. 5−93 878−019−5 СПб Прайм-Еврознак 2001 г. 320 с.
  212. Е.В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. М., 1966.
  213. Шукшин Н. А. Психология счастья, — Аркаим, 2004 303с
  214. Д.Б. Психология игры. М., 1978.
  215. Э. Детство и общество. СПб., 2000.
  216. Этнические стереотипы мужского и женского поведения: Сб. ст. / АН СССР. Ин-т этнографии им. Миклухо-Маклая- Отв. ред.: А. К. Байбурин, И. С. Кон. СПб.: Наука, 1991.-320 с.
  217. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1994.
  218. М. Rosenberg. Society and the Adolescent Self-Image. 1965., New Jersey: Princeton University Press.
  219. О.С. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека / О. С. Васильева, Е. А. Демченко // Вопр. психологии. -2001. № 2. — С. 74−85
  220. Е.Б. Факторы влияющие на удовлетворенность жизнью // Модели и методы управления персоналом: рос.-брит. учеб. пособие / под ред. Е. Б. Моргунова. М.: Бизнес-шк. Интел-синтез, 2001
  221. .Н. Взаимосвязь категорий счастья и смысла жизни / Б. Н. Попов. М.: Наука, 1986. — 91 с.
Заполнить форму текущей работой