Соотношение когнитивных стилей и индивидуально-психологических особенностей личности
Диссертация
Когнитивно-стилевые параметры оценивались с помощью методики «Свободная сортировка объектов» Р. Гарднера в модификации В. А. Колги, группового теста замаскированных фигур Г. Уиткина1. Изучение мотивации достижения осуществлялось с помощью теста-опросника мотивации достижения А. Мехрабиана в модификации М.Ш. Магомед-Эминова (мужской (форма А) и женский (форма Б) варианты), методики диагностики… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА КОГНИТИВНОГО СТИЛЯ И ЕГО СООТНОШЕНИЯ С ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
- 1. 1. Понятие когнитивного стиля, его виды, природа и сущность
- 1. 2. Биологическая и социальная детерминация когнитивного стиля
- 1. 3. Когнитивный стиль и свойства личности
- 1. 4. Соотношение когнитивного стиля и индивидуального стиля деятельности человека
- Выводы
- ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОГРАММА ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- 2. 1. Постановка проблемы исследования, его цель, задачи, объект, предмет и гипотезы
- 2. 2. Основные направления, процедура и теоретико-методологическая основа исследования
- 2. 3. Характеристика выборки испытуемых и эмпирическая база исследования
- 2. 4. Методы и методики исследования
- ГЛАВА 3. ВЗАИМОСВЯЗЬ КОГНИТИВНЫХ СТИЛЕЙ С ТЕМПЕРАМЕНТОМ И МОТИВАЦИЕЙ ДОСТИЖЕНИЯ (ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
- 3. 1. Связь параметров когнитивных стилей с формально-динамическими свойствами индивидуальности
- 3. 2. Экспериментальное изучение факторов, определяющих изменчивость показателей когнитивных стилей и специфику их взаимосвязей с темпераментом и мотивацией достижения
- 3. 2. 1. Роль пола и возраста в детерминации когнитивных стилей
- 3. 2. 2. Различия в соотношении параметров когнитивных стилей с психодинамическими характеристиками и мотивацией достижения у мужчин и женщин
- 3. 2. 3. Возрастная динамика взаимосвязей параметров когнитивных стилей со свойствами темперамента и мотивацией достижения
- 3. 2. 4. Влияние мотива достижения успехов на взаимосвязь когнитивных стилей со свойствами темперамента (без учёта пола и в зависимости от тендерной принадлежности)
- 3. 2. 5. Структура корреляций между когнитивными стилями и мотивацией достижения при изменении интегративных показателей темперамента (без учёта тендерных различий и в связи с полом)
- 3. 3. Эмпирическое исследование индивидуально-психологических различий в когнитивно-стилевой сфере человека
- 3. 3. 1. Медиана и среднее арифметическое как психодиагностические критерии классификации параметров когнитивных стилей
- 3. 3. 2. Индивидуально-личностные особенности представителей различных полюсов когнитивных стилей
Список литературы
- Айзенк Г. Ю. Количество измерений личности: 16, 5 или 3? Критерии таксономической парадигмы // Иностр. психология. 1993. Т.1. № 2. — С. 9−23.
- Александров И.О. Структура индивидуального знания: закономерности организации и становления: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. — М.: Институт психологии РАН. 2007. 46 с.
- Алексапольский A.A. Стилевые и уровневые свойства интеллекта как факторы совладающего поведения: Дисс.. канд. психол. наук. — М.: Институт психологии РАН. 2008. 148 с.
- Алешина Е.С. Исследование импульсивности-рефлексивности в дифференциальной психологии обучения // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. А. Колги. Таллин, 1986. С. 123−127.
- Алешина Е.С., Дейнека О. С. Соотнесение когнитивного стиля с индивидуальным стилем на основе анализа ориентировочных и исполнительных компонентов // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. А. Колги. Таллин, 1986. — С. 65−68.
- Аллахвердов В.М. Когнитивные стили в контурах процесса познания // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. А. Колги. Таллин, 1986. С. 17−20.
- Ананьев Б.Г. Комплексное изучение связей между различными характеристиками человека // Человек и общество. Л.: ЛГУ. 1971. В. 8. С. 143 144.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977. -380 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
- Ананьев Б.Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. -М.: Просвещение, 1964.
- Анохин П.К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избр. труды. М.: Наука, 1979. — 454 с.
- Асмолов А.Г. Когнитивный стиль личности как средство разрешения проблемно-конфликтных ситуаций // Когнитивные стили, 1986 а. — С. 21−23.
- Асмолов А.Г. Психология индивидуальности: Методологические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. М., 1986 б. 96 с.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. — 416 с.
- Бадмаева Н.Ц. Мотивационная основа развития общих умственных способностей: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. Новосибирск: НГПУ. 2006. -42 с.
- Безменов И.В. Взаимосвязь социальной перцепции с когнитивными стилями студентов вузов: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М.: РГСУ, 2007. — 21 с.
- Беловол Е.В. Измерение когнитивного стиля полезависимость-поленезависимость: методы, психометрические характеристики, сравнительный анализ. М.: «Северо-принт», 2006. — 112 с.
- Брушлинский A.B. О связи природного и социального в психическом развитии человека. М.: Наука, 1970. — С. 11−21.
- Буравлева H.A. Варианты психического развития детей и подростков с учётом их типологических особенностей, детерминированных специализацией полушарий мозга: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Томск: ТомГУ, 2004. -21 с.
- Бурменская Г. В. О связи динамического и содержательного аспектов познавательного развития дошкольников // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. А. Колги. — Таллин, 1986. — С. 73−77.
- Брунер Дж. Психология познания / Под общ. ред. А. Р. Лурия. М.: Прогресс, 1977.-412 с.
- Васильев И.А., Куль Ю. Влияние индивидуальных психологических различий на процесс решения проблем // Вопросы психологии. — 1985. № 1. — С. 140−148.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М.: МГУ, 1982. — 336 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Воробьёва Е.В. Интеллект и мотивация достижения: психофизиологические и психогенетические предикторы: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. Ростов н/Д: РГУ. 2007. 47 с.
- Выготский JI.C. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т. З. Проблемы развития психики / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Педагогика, 1983.
- Ганзен В.А. Системные описания в психологии. JL: ЛГУ, 1984. 175 с.
- Гельфман Э.Г., Холодная М. А., Демидова Л. Н. Психологическая основа конструирования учебной информации (проблема интеллектоёмких технологий преподавания) // Психол. журнал, 1993. Т. 14. № 6. — С. 35−45.
- Головина Е.В. Категория «уверенность в себе» как когнитивный конструкт личности // Исследования по когнитивной психологии / Под ред. Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — С. 160−187.
- Голубева Э.А. Комплексное исследование способностей (к 90-летию Б.М. Теплова) // Вопросы психологии. 1986. — № 5. — С. 18−30.
- Голубева Э.А. Способности. Личность. Индивидуальность. Дубна: «Феникс+», 2005. — 512 с.
- Григоренко Е.Л., Лабуда М. С. Моделирование с помощью LISREL: генетическая и средовая компоненты межиндивидуальной вариативности по признаку зависимости — независимости от поля // Вопросы психологии, 1996. № 2. — С. 52−72.
- Гулина М.А. Проявление характеристик внимания в индивидуальном стиле деятельности при различных свойствах темперамента: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Л.: ЛГУ им. A.A. Жданова, 1987. 17 с.
- Гурова Л. Л. Когнитивно-личностные характеристики творческого мышления в структуре общей одарённости // Вопр. психол. 1991. № 6. — С. 14−20.
- Гусев А.Н. Психофизика сенсорных задач: системно-деятельностный анализ поведения человека в ситуации неопределённости. М.: МГУ, УМК «Психология», 2004.
- Гусева Т. А. Стили познавательной активности личности студентов: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. Новосибирск: НГПУ. 2009. -47 с.
- Дворяшина М.Д. Онтогенетические изменения перцептивной константности человека. Л.: Изд. ЛГУ, 1965.
- Дудорова Е.В. Интеллект как процесс и знание в области культуры: когнитивные, личностно-мотивационные и продуктивные аспекты. Дис.. канд. психол. наук. — Пермь, 2005. — 153 с.
- Егорова М.С. Генотип и среда в вариативности когнитивных функций // Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. М., 1988.-С. 181−236.
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. — М.: Планета детей, 1997.-328 с.
- Егорова М.С. Особенности социализации, влияющие на формирование когнитивного стиля // Экспериментальные исследования по проблемам общей и социальной психологии и дифференциальной психофизиологии. М., 1979. — С. 7884.
- Егорова М.С. Природа межиндивидуальной вариативности показателей когнитивного стиля. Дис.. канд. психол. наук. М.: НИИ ОПП АПН, 1983. -235 с.
- Егорова М.С. Проблема зависимости-независимости от поля и возможность её исследования в генетике поведения // Вопросы психологии. 1981. № 4. С. 161 168.
- Егорова М.С., Зырянова Н. М. Влияние генотипа на соотношение показателей интеллекта и когнитивного стиля // Генетика, 1997. № 1. — С. 110−115.
- Зейгарник Б.В. Запоминание законченных и незаконченных действий // Левин К. Динамическая психология: Избранные труды / Под общ. ред. Д. А. Леонтьева, Е. Ю. Патяевой. М.: Смысл, 2001. — С. 427−495.
- Иванов П.Н. Влияние некоторых индивидуально-психологических особенностей на процесс общения. Дис.. канд. психол. наук. — М.: МГУ, 1985. -112 с.
- Ижванова Е.М. Развитие полоролевой идентичности в юношеском и зрелом возрасте. Дис.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 2004. — 215 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. -СПб.: Питер, 2003.-367 с.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002.
- Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. Спб.: Питер, 2004. -701 с.
- Ильин Е.П. Связь волевых качеств с индивидуальным стилем деятельности// Экспериментальные исследования волевой активности. Рязань, 1986.-С. 39−43.
- Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения / Пер. с нем. — М.: Педагогика, 1987. 176 с.
- Клецина И.С. Тендерная социализация: Учебное пособие. СПб., 1998. -367 с.
- Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от свойств нервной системы. К психологическим основам научной организации труда, учения, спорта. — Казань: Изд-е Каз. ун-та, 1969. — 227 с.
- Козлова И.Н. Когнитивная сложность как личностная характеристика // Вопр. экспериментальной психологии и её истории. М., 1974. — С. 32−49.
- Козлова И.Н. Личность как система конструктов. Некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1975.-С. 128−148.
- Колга В.А. Возможные миры когнитивных стилей // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. А. Колги. Таллин, 1986. — С. 32−37.
- Колга В.А. Дифференциально-психологическое исследование когнитивного стиля и обучаемости. Дис.. канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1976. — 164 с.
- Колга В., Лебедева Н. М., Агеев B.C. Семинар по когнитивным стилям // Вопросы психологии, 1986. № 5. С. 187−188.
- Кон И. С. Психология половых различий // Вопросы психологии. 1981. — № 2. — С. 47−57.
- Конопкин О.А., Моросанова В. Н. Стилевые особенности саморегуляции деятельности // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 18−26.
- Корнилова Т.В. Мотивационная регуляция принятия решений: современные представления // Современная психология мотивации / Под ред. Д. А. Леонтьева. — М.: Смысл, 2002. С. 172−213.
- Корнилова Т.В., Парамей Г. В. Подходы к изучению когнитивных стилей: двадцать лет спустя // Вопросы психологии. — 1989. № 6. — С. 140−147.
- Корнилова Т.В., Скотникова И. Г., Чудина Т. В., Шурапова О. И. Когнитивный стиль и факторы принятия решения в ситуации неопределённости // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. А. Колги. Таллин, 1986. — С. 99−103.
- Коробова Е.Л. Когнитивные стили у больных шизофренией: Автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена. 2007. 24 с.
- Кочетков В.В., Скотникова И. Г. Индивидуально-психологические проблемы принятия решения. -М.: Наука, 1993. 142 с.
- Кумейкина О.В. Развитие когнитивных структур личности в условиях различного образа жизни: Дисс.. канд. психол. наук. — Ставрополь, 2007. 168 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. — М.: Политиздат, 1997.
- Леонтьев Д.А. Индивидуальный стиль и индивидуальные стили — взгляд из 1990-х // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998.-С. 93−108.
- Либин A.B. Единая концепция стиля человека: метафора или реальность? // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998.-С. 109−124.
- Либин A.B. Стилевые и темпераментальные свойства в структуре индивидуальности человека: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 1993.
- Либин A.B. Стилевые особенности познавательных процессов и учебная деятельность // Развитие и диагностика способностей / Под ред. В. Н. Дружинина, В. Д. Шадрикова.-М.: Наука, 1991. С. 102−115.
- Ливер Б. Лу. Обучение всего класса. М.: Новая школа, 1995. — 48 с.
- Локалова Н.П. Системообразующая роль когниций в общей структуре личности // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. 2007. № 4. С. 51−53.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984. — 444 с.
- Ломов Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психологический журнал. 1989. — Т. 10. — № 4. — С. 19−33.
- Магомед-Эминов М.Ш., Васильев И. А. Анализ когнитивного подхода в зарубежных теориях мотивации // Вопросы психологии. 1986. № 5. — С. 161−168.
- Маствилискер Э.И., Дикопольская Г. Е. Некоторые условия формирования индивидуального стиля в решении учебных задач у дошкольников // Темперамент: системное исследование. Пермь, 1976. С. 120−138.
- Маствилискер Э.И. О месте когнитивного стиля в структуре индивидуальности // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. А. Колги. Таллин, 1986. С. 47−50.
- Махновец С.Н. Взаимосвязь мотивации и снособностей подростка в структуре регуляции его деятельности: Автореф. дис. .канд. психол. наук. — М., 1996.-24 с.
- Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. -256 с.
- Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2002. Том 23. № 6. С. 5−17.
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. Уч. пособие. 3-е изд., стереотип. СПб.: Речь, 2007.-392 с.
- Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. — М.: Просвещение, 1966.
- Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М.: Наука, 1976. — 336 с.
- Небылицын В.Д. Избранные психологические труды / Под ред. Б. Ф. Ломова. М.: Педагогика, 1990.
- Немов P.C. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. -4-е изд. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004. — Кн. З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — 631 с.
- Овсянникова В.В. Когнитивные стратегии распознавания эмоциональных состояний // Сибирский психологический журнал № 25, 2007 а. С. 40−46.
- Овсянникова В.В. Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М., 2007 б. -26 с.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1951. Т. 3. Кн. 2.
- Палей А.И. Модальностная структура эмоциональности и когнитивный стиль // Вопросы психологии, 1982. № 1. — С. 118−126.
- Парилис С.Э. Когнитивный стиль «простота-сложность» как характеристика индивидуальности. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М.: Институт психологии АН СССР, 1988. 18 с.
- Петрова JI.M. Возрастно-половые особенности когнитивной сферы младших школьников и подростков: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена. 2008. 20 с.
- Петрович Д.Л. Когнитивно-стилевые характеристики считывания приборной информации: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. — М.: Институт психологии РАН. 2009. 23 с.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды // Психология интеллекта. -М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 5−226.
- Попов Ю.А. Тревожность в системе типологических свойств человека: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. -М.: 2006. -21 с.
- Протасов В.В. Проявление когнитивного стиля личности в особенностях решения мыслительных задач: Дис. канд. психол. наук. -Барнаул, 2000. — 166 с.
- Протасова И.Н. Влияние типологических особенностей личности на формирование когнитивного стиля «аналитичность-синтетичность»: Дис.. канд. психол. наук. Новосибирск, 1998. 168 с.
- Равич-Щербо И. В. Предисловие редактора перевода // Клаус Г. Введение в дифференциальную психологию учения. М., 1987. С. 5−13.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПБ.: Питер, 2001. 720 с.
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М.: АН СССР, 1959.-354 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. -423 с.
- Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. -М.: Наука, 1979.
- Русалов В.М. О природе темперамента и его месте в структуре индивидуальных свойств человека // Вопр. психологии. — 1985. № 1. — С. 19−32.
- Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 1. С. 113−126.
- Русалов В.М. Предметный и коммуникативный аспекты темперамента человека//Психол.журнал. 1989.-Т. 10. -№ 1.-С. 10−21.
- Русалов В.М., Парилис С. Э. Темперамент и своеобразие когнитивной системы личности//Психологический журнал, 1991. —Т. 12. № 1.-С. 118−123.
- Русалов В.М. Темперамент // Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003. — С. 585−599.
- Русалов В.М. Формально-динамические свойства индивидуальности человека (темперамент). Краткая теория и методы измерения для различных возрастных групп. Методическое пособие. — М.: ИП РАН, 2004. — 136 с.
- Сакс М., Колга В. Проявления когнитивного стиля в раннем возрасте // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. А. Колги. Таллин, 1986.-С. 107−110.
- Селиванов В. В. Идеи СЛ. Рубинштейна о соотношении мышления и личности и их развитие // Проблема субъекта в психологической науке / Отв. ред. A.B. Брушлинский, М. И. Воловикова, В. Н. Дружинин. — М.: Издат. «Академический проект», 2000. С. 164−183.
- Селиванов В.В. Когнитивный стиль в процессе мышления // Психол. журн. 1989. № 4. Т. 10.-С. 104−112.
- Селиванов В.В. Мышление в личностном развитии субъекта: Дисс.. докт. психол. наук. Смоленск: СмолГУ, 2001. 382 с.
- Семяшкин A.A. Влияние тендера и мотивации достижения на соотношения когнитивных стилей и психодинамических свойств личности // Вестник Якутского государственного университета. 2009 в. Том 6. № 4. С. 96−103.
- Семяшкин A.A. Тендерные различия во взаимосвязях когнитивных стилей и темперамента // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2010 а. Выпуск 2 (92). С. 130−134.
- Семяшкин A.A. Когнитивные стили, мотивация достижения успехов, темперамент: взаимосвязи и тендерные различия // Вестник Тюменского государственного университета. 2009 ж. № 5. — С. 174−180.
- Семяшкин A.A. Научно-теоретическая значимость исследования когнитивно-стилевой сферы человека // Психология XXI века: Материалы Международной научно-практической конференции молодых ученых
- Психология XXI века" 22−24 апреля 2010 года. Санкт-Петербург / Под науч. ред. О. Ю. Щелковой. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010 б. — С. 447−449.
- Семяшкин A.A. Психофизиологические механизмы взаимодействия мотивации достижения и когнитивной артикулированности // XXI Съезд Физиологического общества им. И. П. Павлова. Тезисы докладов. — М. — Калуга: Типография ООО «БЭСТ-принт», 2010 е. С. 550−551.
- Цветковой, B.M. Аллахвердова. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 2009 й. С. 446−448.
- Семяшкин A.A. Связь когнитивно-стилевых параметров с мотивационно-личностными и индивидуально-типическими особенностями у мужчин и женщин // Вестник Новгородского государственного университета. 2010 ж. № 58. С. 7276.
- Серегина Т.Н. Черты личности и когнитивный стиль (Взаимодействие и роль в успешности обучения): Дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 2001. — 149 с.
- Скотникова И.Г. Когнитивные стили и стратегии решения познавательных задач // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998.-С. 64−78.
- Скотникова И.Г. Психофизические характеристики зрительного различения и когнитивный стиль // Психол. журн. 1990. № 1. Т. 11. С. 84−94.
- Скотникова И.Г. Системная взаимосвязь сенсорных стратегий и особенностей индивидуальности: анализ с привлечением категории когнитивного стиля // Системный анализ сенсорно-перцептивных процессов / Под ред. К. В. Бардина. М., 1988.-С. 149−205.
- Скотникова И.Г. Системный подход в психофизике: Автореф. дисс.. докт. психол. наук. М.: Институт психологии РАН. 2009. — 51 с.
- Смирнов М.В. Темперамент, внимание, когнитивный стиль // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. А. Колги. Таллин, 1986.-С. 56−59.
- Соколова Е.Т. Мотивация и восприятие в норме и патологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1976. 128 с.
- Соловьёв A.B. Исследование познавательных стилей в американской психологии // Зарубежные исследования по психологии познания / Под ред. Г. Я. Розена. М.: ИНИОН, 1977. — С. 235−249.
- Теплов Б.М. Избранные труды. М.: Педагогика, 1985. Т.2.
- Тесля М.А. Структура и динамика интеллектуальных способностей и когнитивных стилей в учебной и профессиональной деятельности: Дис.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 2005. — 213 с.
- Тихомандрицкая O.A., Дубовская Е. М. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы // Мир психологии. 1999. — № 3. — С. 80−90.
- Тихомиров O.K. Психология мышления: Учебное пособие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.-272 с.
- Толочек В.А. Стили деятельности: Модель стилей с изменчивыми условиями деятельности. М.: Измайлово, 1992. 77 с.
- Уточкин И.С. Психологические механизмы решения задачи по обнаружению сигнала: Дисс.. канд. психол. наук. М.: МГУ, 2006. 166 с.
- Хекхаузен X. Психология мотивации достижения. СПб.: Речь, 2001.
- Холодная М.А. Когнитивные стили и интеллектуальные способности // Психологический журнал, 1992. Т. 13. № 3. — С. 84−93.
- Холодная М.А. Когнитивные стили как проявление своеобразия индивидуального интеллекта. Киев: УМК ВО, 1990. — 75 с.
- Холодная М.А. Когнитивные стили. О природе индивидуального ума. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004.
- Холодная М.А. Когнитивные стили: парадигма «других» интеллектуальных способностей // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. A.B. Либина. М.: Смысл, 1998. — С. 52−63.
- Холодная М.А. Когнитивный стиль как квадриполярное измерение // Психологический журнал, 2000. Т. 21. № 4. — С. 46−56.
- Холодная М.А. О соотношении стилевых и продуктивных аспектов интеллектуальной деятельности // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. А. Колги. Таллин, 1986. — С. 59−64.
- Холодная М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности? // Психологический журнал, 1996. — Т. 17. № 1. — С. 6169.
- Холодная М.А., Кочарян A.C. Когнитивный стиль: когнитивное пространство индивидуального интеллекта // Психологические проблемы индивидуальности. Вып. III. JI.-M., 1985. — С. 157−162.
- Холодная М.А., Маньковский Н. Б., Бачинская Н. Ю., Лозовская Е. А., Демченко В. Н. Своеобразие уровневых, структурных и стилевых характеристик интеллекта в пожилом возрасте // Психология зрелости и старения, 1998. № 2. -С. 5−13.
- Чекалина А.И. Когнитивно-стилевые особенности решения сенсорных задач. Автореф. дисс.. канд. псих. наук. М.: МГУ, 2008. — 24 с.
- Черткова Ю.Д. Природа межиндивидуальной изменчивости когнитивных характеристик в подростковом возрасте. Дис.. канд. психол. наук. М.: ПИ РАО, 2003.- 181 с.
- Шкуратова И.П. Исследование особенностей общения в связи с когнитивным стилем личности: Дис.. канд. психол. наук. Л., 1983. 194 с.
- Шкуратова И.П. Исследование стиля в психологии: оппозиция или консолидация // Стиль человека: психологический анализ / Под ред. A.B. Либина. -М.: Смысл, 1998.-С. 13−33.
- Шкуратова И.П., Кукина И. В. Когнитивный стиль и мотивация общения // Психологические проблемы индивидуальности. М.- Л., 1984. Вып. 2. — С. 193−195.
- Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов н/Д: Изд-во Ростовского педагогического университета, 1994. — 156 с.
- Шкуратова И.П. Когнитивный стиль как детерминанта самооценки и оценки других людей // Проблемы развития личности и коллектива. Ростов н/Д., 1986. — С. 11−17.
- Шорохова Е.В. Тенденции исследования личности в советской психологии // Психологический журнал. 1980. — Т. 1. — № 1. — С. 45−57.
- Щепкина И.В. Психофизиологические и семейные предикторы согласования интеллекта и мотивации достижения: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. Ростов н/Д: ЮФУ. 2007. 23 с.
- Щукин М.Р. Проблема развития стиля деятельности в свете новых факторов // Вестник ПГПУ. 2000. — № 1−2. — Серия I «Психология». — С. 21−34.
- Южанинова A.JI. Исследование сложности когнитивной дифференциации и интеграции в связи с уровнем социального интеллекта // Когнитивные стили. Тезисы научно-практического семинара / Под ред. В. А. Колги. Таллин, 1986. С. 159−162.
- Южанинова A.JI. Стилевые особенности межличностного познания и характеристики общения. Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Л.: ЛГУ, 1988. -16 с.
- Ausubel D.P. Educational psychology: A cognitive review. N.Y., Chicago, 1968.
- Berger E., Golderger L. Field-dependence and shortterm memory // Percept, and Motor Skills. 1979. Vol. 49. P. 87−96.
- Bergerone C., Cei A., Ruggieri V. Suggestibility and cognitive style: A brief communication// International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 1981. Vol. 29. № 4.-P. 355−357.
- Biery J. Cognitive complexity-simplicity and predictive behavior // Journal of Abnormal and Social Psychology. 1955. Vol. 51. P. 253−268.
- Blagrove M., Cole-Morgan D., Lambe H. The effects of sleep deprivation and relationship with field-dependence // Applied Cognitive Psychology. 1994. Vol. 8. № 2. -P. 169−179.
- Bloom-Feshbach J. Differentiation: Field-dependence spatial ability and hemispheric specialization// J. of Personality, 1980. V. 48. — P. 135−148.
- Broverman D.M. Dimensions of cognitive styles // J. of Personality, 1960. V. 28 (2).-P. 167−185.
- Brown H.D. Principles of language teaching and learning. White Plains, New York: Longman. 2000.
- Case R. Intellectual development: Birth to adulthood. N.Y.: Academic, 1985.
- Clauss G. Zur Psychologie kognitiver Stile. Neuere Entwiklungen im Grenzbereich von Allgemeiner und Personlichkeitpsychologie // Zur psychologische Personlichkeitforschung. Berlin, 1978. — S. 122−137.
- Cooper M., Lyne R.C. Relationships between psychological differentiation and Cattell’s personality traits // J. of Psychology, 1977. V. 97. — P. 135−139.
- Curry L. An: organisation of learning styles theory and constructs / In L. Curry (Ed.) Learning Style in Continuing Medical Education. Ottawa, On: Canadian Medical Association. 1983.-P. 115−123.
- Dyk R.B., Witkin H! A. Family experiences related to the development of differentiation in children // Child Development, 1965. Vol. 30. P. 21−55.
- Ellis R. Understanding Second Language Acquisition. Oxford, 1985. P. 115.
- Fillenbaum S. Some stylistic aspects of categorising behavior, // J- of Personality, 1959.-V. 27.-P. 187−195.
- Gardner R.W. Cognitive styles in categorizing behavior // J. of Pers., 1953. V. 22. -P. 214−233.
- Gardner R.W., Jackson D.N., Messick S.J. Personality organization in cognitive controls and intellectuar abilities- Psychological Issues. Monograph 8. V. 2. № 4, 1960.
- Gardner R.W., Lohrenz L.J., Schoen R.A. Cognitive control of differentiation in perception persons and objects // Perceptual and Motor Skills, 1968. V. 26. — P. 311 330.
- Gardner R.W., Long R.J. Cognitive controls of attention and inhibition: A study of individual consistencies // Brit. J. of Psychology, 1962. Y. 53: — P. 381−388.
- Gardner R.W., Schoen R.A. Differentiation and abstraction in concept formation // Thought and Personality / Ed. by P.D. Warr. Baltimor, 1970. — P. 55−92.
- Gibbs J.C. et. al. Relations between moral judgment, moral courage and field- independence // Child Development, 1986. V. 57 (1). — P: 185−193.
- Globerson T. Mental capacity, mental effort and cognitive style // Developmental review, 1983. V. 3. — P. 292−302.
- Goodenough D R. The role of individual differences in field dependence as a factor of learning and memory // Psychological Bulletin, 1976. V. 83. — P: 675−694.
- Groot C. The interaction of cognition and motivation in performance on test of field dependence-independence // Human assessment: Cognition and motivation. -Athens, 1984.-P. 217−230.
- Gruenfeld L., Thung R.L. Social behavior of field-independents and dependents in an organic group //Human relations. 1984. Vol. 37. № 9. — P. 721−741.
- Guisande M.A., Paramo M.F., Tinajero C., Almeida L.S. Field Dependence-Independence (FDI) Cognitive Style: An Analysis Of Attentional Functioning // Psicothema, 2007. -V. 19 (4). P. 572−577.
- Guthrie K.H. Locus of control and field independence-dependence as factors in the development of moral judgment // J. of Genetic Psychology, 1985. V. 146 (1). P. 13−18.
- Hall J.A., Matsumoto D. Gender Differences in Judgments of Multiple Emotions from Facial Expressions // Emotion, 2004. Vol. 4. No. 2. — P. 201−206.
- Hayes J., Allinson C.W. Cognitive Style And The Theory And Practice Of Individual And Collective Learning In Organizations // Human Relations, 1998. — 51. -P. 847−871.
- Holzman Ph.S., Gardner R.W. Leveling-sharpening and memory organization // J. of Abnorm. and Soc. Psychology, 1960. V. 61 (2). — P. 176−180.
- Hooper F.H., Hooper J.O., Colbert K.K. Personality and memory correlates of intellectual functioning: Young adulthood to old age. Basel. — N.Y., 1984.
- Huteau M. Style cognitif et personnalite: La dependence independence a l’egard du champ. — Lille: Presses Universitaires de Lille, 1987.
- Jantarska A. On The Role Of Individual Learner Differences In The Teaching/ Learning Of Foreign Languages: The Dimension Of Field Dependence / Field Independence // Respectus Philologicus, issue: 9 (14) / 2006, pages: 138−151.
- Jonson B. Embedded figures test performance and self-concept of elementary school children //Psychol. Abstr. 1985. Vol. 72. N 1. P. 303.
- Kagan J. Reflection-impulsivity and reading ability in primary grade children // Child Devel. 1965. V. 36. P. 609−628.
- Kagan J. Reflection-impulsivity: The generality and dynamics of conceptual tempo // J. of Abnorm. Psychology, 1966. V. 71. — P. 17−24.
- Klein G.S. Perception, motives and personality. New York, 1970. 464 p.
- Klein G.S. The personal world through perception // Perception: An approach to personality / R.R. Blake & G.V. Ramsey (Eds.). New York: Ronald, 1951. P. 328 355.
- Klein G.S., Gardner R.W., Schlesinger H. Tolerance for unrealistic experiences: A study of the generality of cognitive behavior // Brit. J. of Psychology, 1962. V. 52 (1).-P. 41−55.
- Kogan N. Stylistic variation in childhood and adolescence: Creativity, metaphor and cognitive style // Handbook of child psychology. V. 3. Cognitive development / Ed. by J.H. Flavell, E.M. Markman. N.Y.: Wiley, 1983. — P. 630−706.
- Larsen W.W. The relationship of reflection-imipulsivity to intelligence and field dependence in older adults // J. of Personality, 1982. V. Ill (1). — P. 31−34.
- Laurence M.W., Arrowood A J. Classification style differences in the elderly // Aging and cognitive processes, 1982. V. 8. — P. 213−220.
- Loo R. Field-dependence and the Eysenck Personality Inventory // Percept, and Motor Skills. 1976. Vol. 43. — P. 614.
- Mayes J.T., Jahoda G., Neilson I. Patterns of visual-spatial performance and «spatial ability" — Dissociation of ethnic and sex differences // Brit. J. of Psychology. 1988. Vol. 79. Pt. 1.-P. 109−119., «
- McKenna F. Field dependence and personality: A reexamination // Psychol. Abstr. 1985. Vol. 72. № 2. P. 925.
- McLoughlin C. The implications of the research literature on learning styles for the design of instructional material // Australian Journal of Educational Technology. 1999. № 15. Vol. 3.-P. 222−241.
- Messer B. Reflection-Impulsivity: A review // Psychol. Bulletin, 1976. V. 83 (6).-P. 1026−1052.
- Messick S. The nature of cognitive styles: Problems and promise in educational practice // Educational Psychologist, 1984. V. 19. — P. 59−74.
- Miller A. Cognitive Styles: An Integrated Model // Educational Psychology, 1987. № 7. Vol. 4. P. 251−268.
- Nevelkoph E.B., Dreyer A.S. Continuous-discontinuous concept attainment as a function of individual differences in cognitive style // Perceptual and Motor Skills. 1973. V. 36.-P. 655−662.
- Pascual-Leone J., Baillargeon R. Developmental measurement of mental attention // International J. of Behavioral Development, 1994. V. 17. № 1. — P. 161−200.
- Pascual-Leone J., Goodman D. Intelligence and experience: A neo-Piagetian approach // Instructional Science, 1979. V. 8. — P. 301−367.
- Pettigrew T.F. The measurement and correlates of category width as a cognitive variable // J. of Personality, 1958. V. 26. — P. 532−544.
- Pithers R.T. Cognitive Learning Style: A Review of the Field Dependent Field Independent Approach // Journal of Vocational Education and Training. 2002. — Vol. 54, No. l.-P. 117−132.
- Ribaupierre A. Cognitive style and operational development: A review of french literature and a neo-Piagetian reinterpretation // T. Globerson, T. Zelniker (Eds.). Cofnitive style and cognitive development. Norwood, New Jersey, 1988. P. 86−115.
- Riding R.J., Cheema I. Cognitive Styles: An Overview and Integration // Educat. Psychology, 1991.-V. 11.-P. 193−215.
- Royce J. The conceptual framework for a multifactor theory of individuality // Multivariate Analysis and Psychological Theory. L.- N.Y., 1973. P. 305−382.
- Royce J., Powell A. Theory of Personality and Individual Differences: Factors, Systems and Process. Prentice Hall, 1983. 237 p.
- Salmani-Nodoushan M.A. Field Dependence / Independence and Iranian EFL Learner’s Performance on Communicative Tests. Tehran, 2002.
- Saracho O.N. Research Directions for Cognitive Style and Education // International Journal of Educational Research, 1998. № 29. Vol. 3. P. 287−290.
- Schunk D. Learning theories: An educational perspective (3rd ed.). Saddle River, NJ: Prentice-Hall. 2000.
- Shade B.J. Field dependence: Cognitive style of perceptual skill? // Perc. and Mot. Skills. 1984. V. 58. № 3. P. 991−995.
- Tajfel H., Richardson A., Everstine L. Individual consistencies categorizing: A study in judgement behavior // J. of Personality, 1964. V. 32. — P. 90−108.
- Tambs K. No genetic effect on variation in field dependence: A study of rod-and-frame scores in families of monozygotic twins // Behav. Genet. 1987. V. 17. — P. 493 502.
- Waber D. The biological boundaries of cognitive styles: A neuropsychological analysis // T. Globerson, T. Zelniker (Eds.) Cognitive style and cognitive development. -Norwood (N.J.): Ablex, 1989.-P. 11−35.
- Wardell D.M., Royce J.R. Toward a multi-factor theory of styles and their relationship to cognition and affect // J. of Personality, 1978. V. 46 (3). — P. 474−505.
- Witkin H.A. Origins of Cognitive Style // Cognition: Theory Research, Promise. N.Y., 1962.-P. 172−205.
- Witkin H.A. Perception of body position and the position of the visual field // Psychological Monographs. 1949. Vol. 63. P. 1−46.
- Witkin H.A. Individual differences in ease of perception of embedded figures // J. of Personality, 1950. V. 19. — P. 1−15.
- Witkin H.A. Psychological differentiation and forms of pathology // J. of Abnormal Psychology, 1965. V. 70. — P. 317−336.
- Witkin H.A., Asch S.E. Studies in space orientation: IV. Further experiments on perception of the upright with displaced visual fields // J. of Exper. Psychology, 1948. -V. 38. P. 762−782.
- Witkin H.A., Lewis H.B., Hertzman M., Machover K., Bretnall Meissner P., Wapner S. Personality through perception: An experimental and clinical study / M. Gardner (Ed.). New York: Harper & Brothers, 1954. 571 p.
- Witkin H.A., Goodenough D.R., Karp S.A. Stability of cognitive style from childhood to young adulthood // J. of Personality and Soc. Psychology, 1967. V. 7. P. 291−300.
- Witkin H.A., Dyk R.B., Faterson H.F., Goodenough D.R., Karp S.A. Psychological differentiation: studies of development. New York: Wiley, 1962. 418 p.
- Witkin H.A., Moore C.A., Goodenough D.R., Cox P.W. Field-dependent and field-independent cognitive styles and their educational implications // Review of Educational Research, 1977. V. 47. — P. 1−64.
- Witkin H.A., Goodenough D.R. Field dependence and interpersonal behavior // Psychol. Bulletin, 1977. V. 84. — P. 661−689.
- Witkin H.A., Goodenough D.R., Oltman P. Psychological differentiation: current status // J. of Personality and Soc. Psychology, 1979. V. 37 (7). — P. 1127−1145.
- Witkin H.A., Goodenough D.R. Cognitive styles: Essence and Origins. Field dependence and field independence. -N.Y., 1982. 135 p.
- Witkin H.A., Oltman P.I. Cognitive style // Internat. J. of Neurology, 1967. V.6 -P. 119−137.
- Witkin H.A., Oltman Ph.K., Raskin E., Karp S. A manual for the Embedded Figures Tests. Consulting Psychol. Press, Inc., 1971.
- Zhang L.F. Field-Dependence/Independence: Cognitive Style Or Perceptual Ability? Validating Against Thinking Styles and Academic Achievement // Personality and Individual Differences, 2004. — V. 37. — P. 1295−1311.186