Эмоциональный интеллект в структуре психологической культуры личности
Современные психологические исследования обращены к различным сторонам эмоционального интеллекта: проблеме измерения и применения на практике (М. Zeidnera, 2006; Люсин, 2006; G.R. Trinidad, 2002 и др.), ситуативным аспектам актуализации (С.П. Деревянко, 2009 и др.), специфике взаимосвязи с когнитивными стилями (В.В. Овсянникова, 2007), с лидерством (Андреева, 2003; Bertges, 2002 и др.), оценками… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретико-методологические и методические основания исследования эмоционального интеллекта в контексте современной психологии
- 1. 1. Психологическая культура как объект научной психологии
- 1. 2. Проблема интеллектуальных способностей в контексте психологической культуры личности
- 1. 3. Эмоциональный интеллект как предмет психологических исследований
- Выводы по главе
- Глава 2. Анализ результатов исследования эмоционального интеллекта в структуре психологической культуры личности
- 2. 1. Программа и методика эмпирического исследования
- 2. 2. Эмоциональный интеллект как ведущий компонент в структуре психологической культуры личности
- 2. 3. Сравнительный анализ проявления эмоционального интеллекта в психологической культуре личности в зависимости от половозрастных особенностей
- 2. 4. Специфика репрезентации эмоционального интеллекта в психологической культуре личности в зависимости от вида выполняемой деятельности
- 2. 5. Функции эмоционального интеллекта в психологической культуре личности в стрессогенных условиях деятельности
- Выводы по главе 2
- Заключение и
- выводы
- Литература
Приложение А. Результаты статистического анализа данных выборки при исследовании психологической культуры личности 180
Приложение Б. Образовательная программа курса повышения квалификации педагогических работников государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования «Эмоционально-коммуникативная компетентность личности»
Список литературы
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. -М.: Мысль, 1991, — 129 с.
- Айзенк, Г. Ю. Интеллект новый взгляд / Г. Ю. Айзенк // Вопросы психологии. — 1995.-№ 1.-С. 111−130.
- Акимова, М.К. и др. Теоретические подходы к диагностике практического мышления / М. К. Акимова, В. Т. Козлова, H.A. Ференс // Вопросы психологии. -1999.-№ 1.-С. 21−31.
- Аллахвердов, В.М., и др. О формировании психологической культуры у студентов технического вуза / В. М. Аллахвердов, Н. В. Беляк, М. В. Иванов // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе: межвузовский сборник. Л., 1985. — С. 28−36.
- Аминов, H.A., Молоканов, М.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов / H.A. Аминов, М. В. Молоканов // Психологический журнал. 1992.-Т. 13.-№ 5.-С. 104−109.
- Анастази, А., Психологическое тестирование /А. Анастази, С. Урбина. 7-изд. — СПб.: Питер, 2005. — 688 с. — (Серия «Мастера психологии»).
- Андреева, Г. М. Эмоциональный компонент социального познания // Г. М. Андреева / Психологический журнал. 2002 -№ 4 (32). — С. 11−21.
- Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева М.: Аспект-Пресс, 2005. — 302 с.
- Андреева, И.Н. Биологические и социальные предпосылки развития эмоционального интеллекта / Андреева И. Н. // Когнитивная психология: сб. статей. Минск: БГПУ. — 2006. — С. 7−11.
- Андреева, И.Н. О становлении понятия «эмоциональный интеллект» / И. Н. Андреева // Вопросы психологии. 2008. — № 5. — С. 83−95.
- Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных систем / П. К. Анохин.-М., 1975.-С. 17−62.
- Анцыферова, Л.И. Личность в трудных жизненных условиях :переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита / Л.И. Анцыферова// Психологический журнал. 1994. -Т. 15. — № 1. -С. 3−19.
- Атватер, И. Я вас слушаю : советы руководителю, как правильно слушать собеседника / И. Атватер. M., 1984. — 179 с.
- Асмолов, А .Г. Психология личности : культурно-историческое понимание развития человека / А. Г. Асмолов. М.: Смысл. 2007. — 528 с.
- Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания : методологические проблемы неклассической психологии / А. Г. Асмолов. М.: «Смысл», 2002. — 480 с.
- Барабанщиков, В. А, Малкова, Т. Н. Исследование восприятия эмоционального состояния человека по выражению лица / В. А Барабанщиков, Т. Н. Малкова // Проблема общения в психологии: сб. науч. тр. — отв. ред Б.Ф. Ломов-М., 1981.-С. 121−132.
- Бек, А. Техники когнитивной психотерапии / А. Бек // Московский психотерапевтический журнал. 1996. — № 3. — С. 49−68.
- Белова, С.С. Вербализованный и невербализованный компоненты социального интеллекта : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / С. С. Белова. Москва, 2004. — 22 с.
- Белоконь, О.В. Эмоциональный и социальный интеллект и феномены лидерства / О. В. Белоконь // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. -С.60 — 78.
- Березовская, Т.П. Эмоциональный интеллект сотрудников государственных организаций : акмеологический подход. / Т. П. Березовская // Акмеология. -2008.-№ 1. -С. 63−70.
- Берн, Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных Текст. / Э. Берн. СПб.: МФИН, 1992. — 369 с.
- Битянова, Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии / Н. Р. Битянова. М.: МПСИ, 1998. — 48 с.
- Битянова, Н.Р. Психология личностного роста. Практическое пособие по проведению тренинга личностного роста психологов, педагогов, социальныхработников / Н. Р. Битянова. — М.: Международная педагогическая академия, 1995.-63 с.
- Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения / Бобнева М. И. -М.: Наука, 1978.-311 с.
- Бодалев, A.A. Личность и общение / A.A. Бодалев. — M: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
- Бодалев, A.A. Познание человеком человека (возрастной, тендерный, этнический и профессиональный аспекты) / A.A. Бодалев, Н. В. Васина. СПб.: Речь, 2005.-323 с.
- Бойко, В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. М.: Издательство: Филинъ, 1996. — 472 с.
- Бойко, В.В. Правила эмоционального поведения / В. В. Бойко. СПб.: 1997. -235 с.
- Борисова, C.B. Формирование психологической культуры младших подростков : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / С. В. Борисова. -Казань, 2007.-21 с.
- Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б. С Братусь. М.: Мысль, 1988. — 301 (2) с.
- Букояс, Т.М. Зевина, О.Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей культурных символов в индивидуальном сознании / Т. М. Букояс, О. Г. Зевина // Вопросы психологии — 1997. — № 5. — С. 44−56.
- Буров, В. и др. Психологическая культура и общество / В. Буров, М. Сапунов, Ю. Дулимова, А. Куликовская // Высшее образование в России. -2001. — № 1. С. 76−80.
- Былкина, Н.Д., Люсин, Д.В. Развитие когнитивных схем эмоций в онтогенезе / Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования: сб. науч. тр. — под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. -М.: ИП РАН, 2004. 176 с. — С. 77−87.
- Бьюзен Т. Могущество социального интеллекта // Т. Быозен — пер. с англ. Е. Г. Гендель. Минск: Попурри, 2004. — 204 с.
- Бьюдженталь, Д. Наука быть живым : Диалоги между терапевтом и пациентами в гуманистической терапии / Д. Бьюдженталь — пер. с англ. А. Б. Фенько. М.: Независимая фирма «Класс», 1998. — 336 с.
- Васильев, И.А. Эмоции и мышление. / И. А. Васильев, В. Л Поплужный, O.K. Тихомиров. М., Изд-во Моск. ун-та, 1980. — 192 с.
- Васильев, И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности. Васильев, И.А. // Психологический журнал. Т.19. — № 4. -1998.-С. 49−60.
- Васильев, H.H. Тренинг преодоления конфликтов / H.H. Васильев. СПб.: Речь, 2002.- 174 с.
- Василюк, Ф.Е. Психология переживания (Анализ преодоления критических ситуаций) / Ф. Е. Василюк. М.: Московский ун-т, 1984. — 200 с.
- Василюк, Ф.Е. Психотехника переживания : учеб. пособие / Ф. Е. Василюк. М.: Всесоюзный гуманитарный фонд им. A.C. Пушкина ГПО «АХИЛЛ». Центр психологии и психотерапии заочного гуманитарного лицея, факультет психологии, 1991.-23 с.
- Вачков, И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: учебн. пособие / И. В. Вачков. М.: Ось-89, 2001. — 224 с.
- Веккер, Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов / Л. М. Веккер. М.: Смысл, 1998. — 685 с.
- Величковский, Б.М. Когнитивная наука : Основы психологии познания: в2 т./ Б. М. Величковский. М.: Смысл: Изд. центр «Академия», 2006. -448 с.
- Вилюнас, В.К. Психология эмоциональных явлений : учебн. пособие для вузов / В. К. Вилюнас. М.: Медиус, 2000. — 256 с.
- Выготский, JI.C. Проблемы общей психологии / Собр. соч.: в 6 т. / JI.C. Выготский. М.: Педагогика, 1982. — Т. 2. — С. 246−247.
- Выготский J1. С. Проблемы развития психики / Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1983. — Т. З — 368 е., ил.
- Выготский, JI.C. Психология / Л. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.- 1008 с.
- Водопьянова, Н.Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания : Диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова М.: Питер, 2005 год. -336 с.
- Габдреев, Р.В., Кашапов, P.P. Психологическая культура родителей и взаимопонимание между родителями и детьми как психолого-педагогическая проблема / Р. В. Габдреев, P.P. Кашапов // Омский научный вестник. 2007. — № 4.-С. 124−126.
- Гарскова, Г. Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию / Г. Г. Гарскова // тез. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения». СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. — С. 25−26.
- Ганзен, В.А. Системные описания в психологии / В. А. Ганзен.- Л. Изд-во Ленингр. ун-та, 1984. 176 с.
- Гиппенрейтер, Ю.Б. Феномен конгруэнтной эмпатии / Ю. Б. Гиппенрейтер, Т. Д. Карягина, E.H. Козлова // Вопросы психологии. 1993. -№ 4. — С. 61−68.
- Гилфорд, Дж. Три стороны интеллекта / Дж. Гилфорд // Психология мышления — под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — 630 с.
- Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация. / О. Я. Гойхман, Т. М. Надеина. М., 2006. — 272 с.
- Гозман, Л.Я. Психология эмоциональных отношений / Л. Я. Гозман. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. — 175 с. ¦
- Гордеева, O.B. Развитие у детей представлений об амбивалентности эмоций / О. В. Гордеева // Вопросы психологии. 1994. -N 6. — С. 26−36.
- Гоулман, Д., Бояцис, Р., Макки, Э. Эмоциональное лидерство: Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта / Д. Гоулман, Р. Бояцис, Э. Макки, пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. — 301 с.
- Головаха, Е.И. Психология человеческого взаимопонимания / Е. И. Головаха, Н. В. Панина Киев, 1989. — 187, 2. с.
- Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг СПб., 2002. — 185 с.
- Гришина, E.H. Становление психологической культуры государственного служащего средствами развивающих игр : дис.. канд. психол. наук: 19.00.13 / Гришина E.H. Москва, 2001. — 207 с.
- Гумницкая, A.B. Психологическая культура в детско-родительских отношениях : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.05 / A.B. Гумницкая. -СПб, 2006. 22 с.
- Гуревич, КМ. Тесты интеллекта в психологии / K.M. Гуревич // Вопросы психологии. 1980. — № 2. — С. 53−64.
- Гусельцева, М.С. Культурно-историческая психология и вызовы постмодернизма / М. С. Гусельцева // Вопросы психологии. 2002. — № 3. — С. 119−131.
- Давыдова, Ю.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков / Ю. В. Давыдова // Вестник Российского университета дружбы народов. — Серия: Психология и педагогика. 2007. — № 2. — С. 92−99.
- Демина, Л.Д. Структурно-образующие компоненты психологической культуры преподавателя высшей школы РФ / Л. Д. Демина // Известия Алт. гос. ун-та. № 2(58). — 2008. — С.25−35.
- Дементьева Е.В. Формирование психологической культуры у будущих специалистов : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / Е. В. Дементьева. Казань, 2007. — 21 с.
- Деревянко, С.П. Ситуативные аспекты актуализации эмоционального интеллекта / О. П. Деревянко // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. — С. 90−113.
- Деркач, A.A., Ситников, А.П. Формирование и развитие профессионального мастерства руководящих кадров: социально-психологический тренинг и прикладные психотехнологии / A.A. Деркач, А. П. Ситников. М., 1993.-156 с.
- Деркач A.A., Кузьмина, Н.В. Акмеология сегодня и завтра / A.A. Деркач, Н. В. Кузьмина // Акмеология. 1994. — № 1. — С. 4−11.
- Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б. И. Додонов. М.: Политиздат, 1978. — 272 с. — (Над чем работают, о чем спорят философы).
- Дружинин, В.Н. Когнитивные способности: структура, диагностика, развитие /В.Н. Дружинин. М.: Per Se, СПб.: Иматон-М, 2001. — 224 с.
- Дружинин, В.Н. Интеллект и продуктивность деятельности: модель «интеллектуального диапазона / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. -1998.-Т. 19.-№ 2.-С. 61−70.
- Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. СПб.: Питер, 1999.-368 с.
- Егорова, М.С. Сопоставление дивергентных и конвергентных особенностей когнитивной сферы детей (возрастной и генетический анализ) / М. С. Егорова // Вопросы психологии. 2000. — N 1. — С. 36−46.
- Егорова, Т.Е. Психологическая культура руководителя / Т. Е. Егорова. — Н. Новгород: ВВАГС, 2004. 164 с.
- Егорова, Т.Е. Психологической культура и саморегуляция состояний тревожности / Т. Е. Егорова // Психологическая наука и образование. 2007. -№ 3. — С. 68−76.
- Емельянов, Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение / Ю. Н. Емельянов. Л. Изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 167 с.
- Емельянов, Ю.Н. Обучение паритетному диалогу / Ю. Н. Емельянов. Л.: ЛГУ, 1991.-107 с.
- Жакупова, Я. Т. Теоретические аспекты процесса формирования эмоционально-коммуникативной культуры будущих педагогов-музыкантов / Я. Т. Жакупова // Известия Уральского гос. ун -та. 2008. — № 56. — С. 72−79.
- Завалишина, Д.Н. Практическое мышление : специфика и проблемы развития / Д. Н. Завалишина М.: Изд-во «ИП РАН», 2005. — 376 с. — С. 239 250.
- Залевский Г. В. Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере «помогающих» профессий) // Сибирский психологический журнал. 2001. — №> 14,15. — С. 68−71.
- Залевский, Г. В., Личность и фиксированные формы поведения / Г. В. Залевский. Изд-во: ИП РАН, 2007.- 336 с.
- Зинченко В. П. Психология на качелях между душой и телом // Знание. Понимание. Умение. -2005. № 3.- С. 151−169.
- Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Интернет-журнал «Эйдос». 2006. — 4 мая.
- Электронный ресурс.: URL: http:// www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm. В надзаг: Центр дистанционного образования «Эйдос», e-mail: [email protected]. (дата обращения: 05.06.2007).
- Знаков, В.В. Понимание в познании и общении /В.В. Знаков. — М.: Изд—во «ИПРАН», 1994.-235 с.
- Знаков, В.В. Самопознание субъекта / В. В. Знаков, Е. А. Павлюченко // Психологический журнал. 2002. — Т.23. — № 1. — С. 31−41.
- Знаков, В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциональная проблема / В. В. Знаков // Психологический журнал. — 2005. -Т.26. -№ 1. С. 18−28.
- Ивантер, Э.В., Коросов, A.B. Основы биометрии: Введение в статистический анализ биологических явлений и процессов. Учебное пособие / Э. В. Ивантер, A.B. Коросов. Петрозаводск: ПТУ, 1992. — 163 с.
- Изард, К. Э. Психология эмоций / Э. К. Изард СПб.: Питер, 2000. — 436 с.- (Серия «Мастера психологии»).
- Ильин, Е.П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2001. — 752 с.- (Серия «Мастера психологии»).
- Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2002. — 512 с. — (Серия «Мастера психологии»).
- Исаева, Н.И. Психологическая культура родителей как предмет исследования / Н. И. Исаева, Н. А. Овсянникова // Гуманизация образования. № 2.-2008.-С. 135−140.
- Кабаченко, Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: учеб. пособие для студ. вузов / Т. С. Кабаченко. СПб.: Питер, 2003. — 399 с.
- Капранова М.В. Психологическая защищенность личности от манипулятивных воздействий как функция психологической культуры студентов : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Капранова М. В. -Москва, 2009. 29 с.
- Картрайт, С. Стресс на рабочем месте / С. Картрайт, К. Л. Купер. X.: Гуманит. Центр, 2004. — 234 с.
- Карпов, A.B. Психология менеджмента : учеб. пособие / A.B. Карпов. М.: Гардарики, 2004. — 584 с.
- Кашапов, М. М. Методологическая основа профессионального педагогического мышления / М. М. Кашапов // Психология субъекта профессиональной деятельности: сб. ст. под ред. А. В. Брушлинского, А. В. Карпова. М. — Ярославль: ДИА-пресс, 2001. — С. 192−206.
- Китаев-Смык, JI.A. Психология стресса / J1.A. Китаев-Смык. М.: Наука, 1983.-368 с.
- Кидрон, A.A. Умение общаться как фактор взаимодействия / Взаимодействие коллектива и личности / A.A. Кидрон. Таллин, 1979. — 154 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионала / Е. А. Климов. М.: 1996. — 244 с.
- Клочко, В.Е. Галажинский, Э.В. Самореализация личности: системный взгляд / В. Е. Клочко, Э. В. Галажинский. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1999. — 154 с.
- Колмогорова, JI.C. Возрастные возможности и особенности становления психологической культуры учащихся : автореф. дис.. доктора психол. наук: 19.00.07. / Л. С. Колмогорова. Москва, 2001. — 48 с.
- Колмогорова, Л.С. Диагностика психологической культуры школьников: практ. пособие для школьных психологов. / Л. С. Колмогорова. М., 2002. — 360 с.
- Коломинский, Я.Л. Психологическая культура условие и цель деятельности психолога / Я. Л. Коломинский // Психология. — 2000. — № 2. — С. 34−38.
- Костромина, С.Н. Коммуникативная компетентность педагога как фактор успешности его диагностической деятельности / С. Н. Костромина, A.A. Реан // Психологическая наука и образование. 2007. — № 3. — С. 77−86.
- Кострикина, И.С. Соотношение стилевых и продуктивных характеристик интеллектуальной деятельности у лиц с высокими значениями IQ : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / И. С. Кострикина. М., 2001. — 22 с.
- Корнева, Т.В. О некоторых факторах, определяющих точность аудиторской оценки эмоциональных состояний / Т. В. Корнева // матер. Всесоюзного симпозиума «Речь, эмоции и личность». Л., 1978. — С. 121−125.
- Корнеева, A.B. Психологическая культура личности на разных этапах вхождения иноязычное пространство : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / A.B.Корнеева-Барнаул, 2004.-22 с.
- Корнилов Ю. К. Психология практического мышления / Ю. К. Корнилов. — Ярославль, 2000. 200 с.
- Коростылева, Л.А. Психология самореализации личности: затруднения самореализации в профессиональной сфере / Л. А Коростылева. СПб., Изд-во «Речь», 2005. -222с.
- Корчагина Н.В. Проблема соотношения академического и социального интеллекта в отечественной и зарубежной психологии / Н. В. Корчагина // Прикладная психология и психоанализ. — 2006. № 4. — С. 3−6.
- Кричевский, Р.Л. Если вы руководитель. / Р. Л. Кричевский. М.: Дело, 1993.-238 с.
- Кузнецова, Ю.М. Структурные и содержательные характеристики ценностных образований личности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / Ю. М. Кузнецова. Москва, 2006. — 22 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности преподавателя и мастерапроизводственного обучения профтехучилища / Н. В. Кузьмина. М., 1989. -198 с.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм преподавательской деятельности / Н. В. Кузьмина, A.A. Реан. СПб., 1993. — 204 с.
- Куницына, В.Н. Межличностное общение / В. Н. Куницина, В. Н. Казаринова, В. М. Погольша. М., 2001. — 329 с.
- Лабунская, В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход) / В. А. Лабунская. Ростов н/Д., 1986. — 246 с.
- Лабунская, В А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В. А. Лабунская Ростов н/Д., 1999. — 134 с.
- Лазарус, Р. Теория стресса и психофизиологические исследования / Р. Лазарус // Эмоциональный стресс. Л.: Медицина, 1970. — С. 178−208.
- Леженина, А. А. Психологическая культура преподавателя вуза как системообразующий фактор успешности его профессиональной деятельности. -автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.03 / A.A. Леженина. Хабаровск, 2007.- 18 с.
- Леонтьев, А.Н. Мотивы, эмоции и личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1971.-216 с.
- Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. — 304 с.
- Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. М.: Смысл, 1999. — 487 с.
- Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
- Либина, А. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами. /А. Либина, А. Либин // Стиль человека: психологический анализ. М.: Смысл, 1998. — С. 190−204.
- Либина, А. Совладающий интеллект /А. Либина // М.: «Эксмо», 2008. -400 с.
- Лужбина, H.A. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / H.A. Лужбина. Барнаул, 2002. — 22 с.
- Лунева О.В. Социальный интеллект условие успешной карьеры / О. В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. — 2006. — № 1. — С. 53−58.
- Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. 7-е изд. — СПб.: Питер, 2006. — 320 с. (Серия «Мастера психологии»).
- Люсин, Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте / Д. В. Люсин // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования: сб. науч. тр. — под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2004- С. 29−39.
- Люсин, Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д. В. Люсин // Психологическая диагностика. 2006. — № 4. -С. 3−22.
- Майер, Г. Психология эмоционального мышления / Г. Майер // Психология мышления — Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. В. Петухова. М.: Изд-во МГУ, 1981.-С. 123−129.
- Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика: справочник практического психолога / И.Г. Малкина-Пых. М.: Изд-во Эксмо, 2004. — 992 с.
- Манеров, В. X Успешность восприятия говорящего в зависимости от индивидуальных особенностей слушателей / В. Х. Манеров // Вопросы психологии. 1990.-№ 1.-С. 147−153.
- Манойлова, М. Тренинг развития эмоционального интеллекта педагога : от планирования к действию / М. Манойлова // Школьные технологии. — 2007. — № 2.-С. 126−137.
- Маркова, A.K. Психология профессионализма / А. К. Маркова. М.: Знание, 1996.-309 с.
- Маслоу, А.Г. Мотивация и личность / А. Г. Маслоу — пер с англ. A.M. Талыбаева. СПб.: Евразия, 2001 — 479 с.
- Маслоу, А. Психология бытия / А. Г. Маслоу. М.: Рефл-бук — Киев: Ваклер, 1997.-304 с.
- Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу. — СПб.: Изд. Гр. Евразия, 1997.-430 с.
- Мацумото Д. Психология и культура / Д. Мацумото. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.-416 с.
- Медведев В.П. Состояние социального интеллекта как интегральный показатель качества акмеологически ориентированной системы подготовки специалистов / В. П. Медведев // Современные наукоемкие технологии. 2006. — № 8. — С. 105−108.
- Митина, JT.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л. М. Митина. М., 1994. — 215 с.
- Митина, Л.М. Профессиональная деятельность и здоровье педагога: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / Л. М. Митина, Г. В. Митин, O.A. Анисимова — под общ. ред. Л. М. Митиной. М.: Издательский центр «Академия», 2005 — 368 с.
- Мотков, О. И. Психология самопознания личности : практ. пособие. / О. И. Мотков.-М., 1993, — 109 с.
- Мотков, О.И. Психологическая культура личности / О. И. Мотков // Школьный психолог. 1999. -№ 15. — С. 8−9.
- Мясищев, В.Н. Психология отношений : Избранные психологические труды / В. Н. Мясищев. М.: «Институт практической психологии». -Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. — 356 с.
- Нартова-Бочавер, С. К. «Coping Behavior» в системе понятий психологии личности / С.К. Нартова-Бочавер // Психологический журнал. Т. 18. — № 5. — 1997.-С. 20−30.
- Обозов, H.H. Психологическая культура во взаимных отношениях / H.H. Обозов. М.: Знание, 1986. — 48 1. с.
- Олпорт, Г. Становление личности. Избранные труды / Г. Олпорт. — М.: Смысл, 2002.-С. 166−216.
- Орел, В.Е. Особенности проявления психологического выгорания в мотивационной сфере личности / Орел В. Е. // Вестник ТГПУ. 2005. — Вып.1 (45). — Серия Психология. — С. 55−61.
- Овсянникова, В.В. Роль когнитивных факторов в распознавании эмоциональных состояний : автореф. дисс.. канд. псих, наук: 19.00.01 / В. В. Овсянникова. Москва, 2007. — 24 с.
- Овсянникова, Е.А. Психологическая культура как условие достижения родительского акме : автореф. дисс.. канд. псих, наук: 19.00.13 / Овсянникова Е. А. Белгород, 2009. — 23 с.
- Ольшанникова А. Е. Эмоции и воспитание / А. Е. Ольшанникова. М.: Знание, 1983. — 89 с.
- Орлов, А.Б., Хазанова, М.А. Феномен эмпатии и конгруэнтности / А. Б. Орлов, М. А. Хазанова // Вопросы психологии. 1993. — № 4. — С. 68−73.
- Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики: учеб. пособие для студен, психол. фак. вузов / А. Б. Орлов М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
- Орме, Г. Эмоциональное мышление как инструмент достижения успеха / Г. Орме. М.: КСП+, 2003. — 272 с.
- Павлова, И.П. Формирование психологической культуры подростков вусловиях школы-интерната : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.07 / И. П. Павлова. Курск, 2006. — 22 с.
- Пантелеев, С.Р. Методика исследования самоотношения / С. Р. Пантелеев. -М.: Смысл, 1993.-230 с.
- Пантелеев, С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантелеев// Психология самосознания: Хрестоматия — ред.-сост. Д. Я. Райгородский. Самара: Бахрах-М, 2003. — С. 208−243.
- Панферов В.Н. Психология человека / В. Н. Панферов. СПб.: Смысл, 2000.- 122 с.
- Пашукова, Т.И. О механизмах эмпатии и некоторых ее психических коррелятах / Т. И. Пашукова // Вопросы психологии межличностного познания и общения: сб. науч. тр. Краснодар: Изд-во Кубанского ун-та, 1983. — С. 86 — 92.
- Певзнер Н.Ю. Психологическая культура педагога и эффективность профессиональной деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.13, 19.00.03 / Н. Ю. Певзнер. Хабаровск, 2003.-23 с.
- Петровский, A.B. Психология : учебник для высших педагогических учебных заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. М.: Издательский центр «Академия», 1998. — С. 360−362.
- Петровская, A.C. Эмоциональный интеллект как детерминанта результативных параметров и процессуальных характеристик управленческой деятельности : автореф. дис.. канд. психол. наук: 19. 00.03 / A.C. Петровкая. Ярославль, 2007. — 25 с.
- Петровская, J1.A. Компетентность в общении /Л.А. Петровская М.: Изд-во МГУ, 1989. -26 с.
- Петровская, Jl.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга / Л. А. Петровская М.: МГУ, 1982. — 168 с.
- Пиаже, Ж. Психология интеллекта. Избр. психологические труды / Ж.Пиаже. М.: Просвещение, 1969. — 156 с.
- Пинигина, Г. В. Формирование психологической культуры современного специалиста с высшим образованием в условиях технического вуза / Г. В. Пинигина, Л. С. Полякова // Актуальные проблемы современной науки. 2006 — № 4.-С. 91−99.
- Пинильос, Х.Л. Человеческий потенциал и его реализация // Перспективы.- 1990.-N 1.-С. 136−142.
- Платонов, К.К. О системе психологии / К. К. Платонов. — М.: «Мысль», 1972.-216 с.
- Поддьяков, A.M. Исследовательское поведение : стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. Электронный ресурс.: URL: http://creativity.ipras.ru/poddyakov.php (дата обращения: 03.01.2010).
- Поддьяков, А.Н. Алгоритмическая неразрешимость и ее следствия для организации разумной деятельности / А. Н. Поддьяков // Когнитивная психология — ред. В. Н. Дружинин, Д. В. Ушаков. М.: ПерСэ, 2002. — С. 202 204.
- Практический интеллект / ред. Р.ДЖ. Стернберга, Дж. Б. Форсайта, Дж Хелланда и др. СПб.: 2002 — 272 с.
- Пузикова, О.В. Психологическая культура как фактор самоактуализации личности : на примере личности учителя: автореф. дис.. канд. психол. наук: 19.00.01 / О. В. Пузикова. Хабаровск, 2003. — 23 с.
- Практическая психология образования — под ред. Дубровиной И. В. 4-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2004 — 592 с.
- Психология межличностного познания — под. ред. A.A. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.-346 с.
- Ревская, Н. Е. Психология менеджмента. Конспект лекций / Н. Е. Раевская.- СПб.: Альфа, 2001. 240 с.
- Рейковский, Я. Экспериментальная психология эмоций / Я. Рейковский. — М.: 1979.-С. 133−151.
- Роберте, Р.Д. Эмоциональный интеллект : проблемы теории, измерения и применения на практике / Р. Д. Роберте, Дж. Мэттьюс, М. Зайднер, Д. В. Люсин // Журнал Высшей Школы Экономики. 2004. — Т. 1. — № 4. — С. 3−24.
- Роджерс, К. Взгляд на психотерапию: становление человека / К. Роджерс. -М., 1994.-497 с.
- Романова, О.Н. Методические подходы к проблеме формирования психологической культуры / О. Н. Романова // Интеграция образования. 2005. -№ 1−2.-С. 139−143.
- Романова, Е.С. Психология профессионального становления личности : автореф.. докт. психол. наук: 19.00.01, 19.00.07 / Е. С. Романова. М., 1992. -31 с.
- Ростовых Д.А. Социальный интеллект как фактор общественного развития в условиях информатизации : автореф. дис.. канд. философских наук: 09.00.11 / Д. А. Ростовых. М., 2007. — 21 с.
- Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1976. — 416 с.
- Руденский, Е.В. Социальная психология: курс лекций / Е. В. Руденский. М. -Новосибирск, 1997. — 224 с.
- Рудестам, К. Групповая психотерапия психокоррекционные группы : теория и практика / К. Рудестам. СПб.: Питер Ком, 1998. — 245 с.
- Савенков, А.И. Эмоциональный и социальный интеллект как предикторы жизненного успеха // Вестник практической психологии образования. 2006. -№ 1 (6).- С. 30−39.
- Самыгин, С. И. Психология управления / С. И. Самыгин, Л. Д. Сголяренко. Ростов н/Д: Феникс, 1997. — 480 с.
- Самоукина, Н.В. Синдром профессионального выгорания Электронный документ. // URL: http://www.7ya.ru/pub/article.aspx?id=4143
- Селезнева Н.Т. Психологическая культура руководителя / Н. Т. Селезнева // Вестник Красноярского гос. педагогического ун-та им. В. П. Астафьева. — 2006. № 1. — С. 160−164.
- Семикин, В.В. Психологическая культура в структуре личности и деятельности педагога / В. В. Семикин // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2003. — Т. 3. — № 6. — С. 124−132.
- Семикин, В.В. Психологическая культура в педагогическом взаимодействии : автореф. дис.. доктора психол. наук: 19.00.07 /В.В. Семикин. С. Петербург, 2004. — 48 с.
- Семикин, В.В. Психологическая культура в образовании человека : монография Текст. / В. В. Семикин. СПб.: Изд-во «Союз», 2002. — 155 с.
- Семенова, Е.М. Тренинг эмоциональной устойчивости / Е. М. Семенова. — М., 2002.-311 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е. В. Сидоренко, — СПб.: ООО «Речь», 2002. 350 с.
- Сидоренко, Е.В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии / Е. В. Сидоренко СПб., 2005. — 208 с.
- Симонов, В.П. Эмоциональный мозг / В. П. Симонов М.: Наука, 1981.
- Ситников, А.П. Аутопсихологическая компетентность руководителей: прикладные психотехнологии /А.П. Ситников, A.A. Деркач, И. В, Елшина М.: Луч, 1994.-168 с.
- Соколов, Э.В. Культурология (очерки культуры) / Э. В. Соколов. М.: 1994.-273 с.
- Степанов, И.С. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тендерной идентичности личности / И. С. Степанов // Известия Российского гос. пед. ун-та им. А. И. Герцена. 2008. — № 88. — С. 110−115.
- Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность / B.C. Степин // Вопросы философии. 2003. — № 8. — С. 5−17.
- Стернберг, Р. Триархическая теория интеллекта / Р. Стернберг // Иностранная психология 1996 — № 6. — С 54−61.
- Столин, В.В. Самосознание личности / В. В. Столин. — М.: Изд-во МГУ, 1983.-230 с.
- Теплов, Б. М. Проблемы индивидуальных различий / Б. М. Теплов. М., 1961.-145 с.
- Тихомиров, O.K. Психология мышления / O.K. Тихомиров. М.: Изд-во МГУ, 1984, — 156 с.
- Тихомиров, O.K. Клочко, В.Е. Эмоции в функции эвристик / O.K. Тихомиров, В. Е. Клочко // Психологические исследования. М., 1969. — Вып.1. -С. 34- 45.
- Тихомиров О. К., Клочко В. Е. Эмоциональная регуляция мыслительной деятельности / O.K. Тихомиров, В. Е. Клочко // Вопросы психологии. 1980. -№ 5.-С. 23 -32.
- Тхостов, Ю.Ш., Колымба, И.Г. Феноменология эмоциональных явлений /А.Ш. Тхостов, И. Г. Колымба // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. -1999.-№ 2.-С. 3−14.
- Уласевич, О.Н. Управленческая деятельность на различных этапах воспитательной системы общеобразовательного учреждения : автореф. дис.. канд. пед. наук: 13.00.01 / О. Н Уласевич. Тамбов, 2004 — 23 с.
- Уманский, Л.И. Личность, организация, деятельность коллектива (Избранные труды) / Л. И. Уманский. Кострома, 2001. — 208 с.
- Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория / Д. В. Ушаков. -М.: Изд-во ИП РАН, 2003. 264 с.
- Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта /Д.В.Ушаков. // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования: сб. науч. тр. — под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2004. — С. 11−28.
- Ушаков, Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования: сб. науч. тр. — под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: ИП РАН, 2004. — С. 11−29.
- Ушаков Д.В. Системность в психологии интеллекта теория, подход, методология / Д. В. Ушаков // Идея системности в современной психологии — под ред. В. А. Барабанщикова. М.: Изд-во ИП РАН, 2005. — С. 236−261.
- Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: сомнения, надежды и перспективы / Д. В. Ушаков // Социальный и эмоциональный интеллект: от процессов к измерениям / под редакцией Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. М.: Изд-во ИП РАН, 2009. — С. 11−30.
- Фанталова, Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов (на контингенте больных артериальной гипертонией и здоровых лиц) / Е. Б. Фанталова // Психологический журнал. -1992.-Т. 13- № 1.-С. 107−115.
- Фанталова Е.Б. Три уровня психодиагностического исследования в практической психологии / Е. Б. Фанталова // Журнал прикладной психологии. -2001. -№ 1.-С. 20−23.
- Филина H.A. Роль социального интеллекта и коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности социального педагога / H.A. Филина// Среднее профессиональное образование. -2008. — № 7. С. 59−61.
- Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 5-е изд. — М.: Политиздат, 1986. — 590 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. — 576 с.
- Холмогорова, А.Б. Культура, эмоции и психическое здоровье / А. Б. Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Вопросы психологии. — 1999. — № 2. — С. 61 — 74.
- Холмогорова, А. Б., Гаранян Н. Г. Когнитивно-бихевиоральная терапия /А.Б.Холмогорова, Н. Г. Гаранян // Основные направления современной психотерапии. М.: Генезис, 2000. — 342 с.
- Холодная, М.А. Психология интеллекта : парадоксы исследования / М. А. Холодная. М.: 1997.-295 с.
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. -М.: Наука, 1977.-146 с.
- Чирков, В. И. Мотивациониые механизмы преодоления проблемных ситуаций в трудовой деятельности. / В. И. Чирков // Психология труда в условиях проблемных ситуаций. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1996. -С. 127−136.
- Чирков, В.И. Само детерминация и внутренняя мотивация поведения человека / В. И. Чирков // Вопросы психологии. 1996. -№ 3. — С. 116−130.
- Чуприкова, Н. И. Время реакций и интеллект: почему они связаны (о дискриминативной способности мозга) / Н. И. Чуприкова // Вопросы психологии, 1995.-№ 4.-С.65−81.
- Шадриков, В.В. Интеллектуальные операции / В. В. Шадриков. М.: Университетская книга. Логос, 2006. — 108 с.
- Шалютин, Б.С. О сущности и формах эмпатического познания / Б. С. Шалютин // Вестник Курганского университета. Серия «Гуманитарные науки». — Вып. 1. — Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. — С. 26—30.
- Шемякина, Т.П. Эмоциональный, абстрактно-логический и вербальный интеллект в контексте проблемы социализации молодых людей / Т. П. Шемякина, С. А. Богомаз // Сибирский психологический журнал. 2006. — № 24.-С. 87−90.
- Шмелев, А.Г. Тест как оружие / А. Г. Шмелев // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. — Т. 1. -№ 2. — С.40−53.
- Шмелев, А.Г. и др. Валидность теста менеджерского потенциала / А. Г. Шмелев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. — 1993. — № 3. — С. 23−33.
- Экман, П. Психология лжи — пер. с англ. Н. Исуповой, Н. Мальгиной, Н. Миронова, О. Тереховой / П. Экман. СПб.: Питер, 2008. — 272 с. — (Серия «Мастера психологии»).
- Южанинова, А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности / А. Л. Южанинова // Проблемы оценивания в психологии: сб. ст. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1984. С. 63−67.
- Юркевич, B.C. Проблема эмоционального интеллекта / B.C. Юркевич // Вестник практической психологии образования. 2005. — № 3 (4). — С. 4−10
- Яковлева, E.JI. Эмоциональные механизмы личностного и творческого развития / E.JI. Яковлева // Вопросы психологии. № 4. — 1997. — С. 20−27.
- Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. / М.С. Яницкий— Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
- Ясперс, К. Общая психопатология: пер. с нем. / К. Ясперс М.: Практика, 1997.- 1056 с.
- Bar-On, R. Emotional Intelligence Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto, Canada: Multi-Health Systems, 1997.
- Bar-On, R., Parker J.D.A. Emotional and social intelligence: Insights from the Emotional Quotient Inventory // Handbook of emotional intelligence, San Francisco: Jossey-Bass, 2000. P. 363 388.
- Brackett M.A., Mayer J.D., Warner R.M. Emotional intelligence and its relation to everyday behavior // Personality and individual Diflarences, 2004. № 36. -P.1387 — 1402.
- Brackett M.A., Salovery P. Measuring emotional intelligence with the Mayer-Salcvey-Caruso Emulional Intelligenca Tesl. (MSCEIT) // Psicothema, 2006. -№ 18. -P.34−41.
- Buck, R. Motivation, emotion and cognition: a dcvelopmental-interactionist view // Strongman K.T. (ed.) International review of studies on emotion. -V.Chichester: Wiley, 1991.
- Caruso D.R., Mayer J.D., Salovey P. Relation of an abifity measure of emotional inteiigence to personality // Journal of Personality Assessment 2002. -№ 79(2).-P. 306−320.
- Cooper R. K., Sawaf A. Executive EQ: Emotional intelligence in leaders and organizations / R. K. Cooper, A. Sawaf. New York: Grosset Putnam, 1997.
- Gardner, H.E. Frames of mind: the theory of multiple intelligences.- Basic book, 1983.
- Ciarrochi J.V., Dean F.P., Anderson S. Emotional intelligence moderates the relationship between stress and mental health // Personality and Individual Differences, 2002. V. 32. — P. 197−209.
- Giles S.I.S. The role of supervisory emotional intelligence in direct report organizational commitment: Unpublished master’s thesis. University of South Wales, Sydney, Australia, 2001.
- Fannin B.E. The contributions of emotional intelligence to academic achievement and production. Dissertation Abstracts International. 2002, — V. 62. -12-A.
- Folkman, S., Lazarus, R.S. Coping and emotion // Monat A. and Richard S. Lazarus. Stress and Coping. N.-Y. 1991. — P. 207−227.
- Kosmitzki, C., John O.P. The implicit use of explicit conceptions of social intel ligence/ C. Kosmitzki, O.P. John // Personality and Individual Differences. Vol. 15. -1993.-P. 11−23.
- Lyusin D. Emotional intelligence as a mixed construct: its relation to personality and gender // Journal of Russian and East European Psychology, November December 2006. — V. 44. — № 6. — P. 54−68.
- Mayer, J.D. The intelligence of emotional intelligence // Intelligence. N.Y., -1993.- P. 433−442.
- Mayer, J.D. Emotional intelligence meets traditional standards for an intelligence // Intelligence, 1999. — № 27. — P. 267−298.
- Mayer, J.D. Models of emotional intelligence. NY, Handbook of intelligence, 2000. — P. 396−420.
- Mayer, J.D. Salovey P., Caruso D.R., Sitarenios G. Emotional intelligence as a standard intelligence // Emotion. 2001. V. 1. — P. 232−242.
- Mayer J.D., Salovey P., Caruso D. Emotional intelligence: theory, findings, and implications // Psychological Inquiry. 2004. V. 15. — № 3. — P. 197−215.
- Mayer, J.D. Emotional intelligence: popular or scientific psychology. 2005. Электронный ресурс.: URL: http://www.apa.org/monitor/sep99/
- Mayer, J.D. Emotional intelligence information. Электронный ресурс.: 2005: URL: http://www.unh.edu/emotionalintelligence/
- Mayer, J.D., Salovey, P. Emotional intelligence. Электронный ресурс.: 2005. URL: http: //www.unh.edu/emotionalintelligence/
- Petrides, K.V., Furnham A. On the dimensional structure of emotional intelligence // Personality and Individual Differences. 2000. — V. 29. — P. 313−320.
- Petrides, K.V., Furnham, A. Trait emotional intelligence: psychometric investigation with reference to established trait taxonomies // European Journal of Personality № 15 — 2001 — P. 425−448.
- Petrides, K.V., Furnham, A. Trait emotional intelligence: behavioural validation in two studies of emotion recognition and reactivity to mood induction // European Journal of Personality № 17 — 2003 — P. 39−75.
- Russell J.A. Core affect and the psychological construction of emotion // Psychological Review-2003. V. 110. — № 1. — P. 145−172.
- Russell J.A., Bachorowski J.A., Fernandez-Dols J. M. Facial and vocal expressions of emotion // Annual Review of Psychology. 2003. — № 54. — P. 329 349.
- Russell J.A., Feldman Barrett L. Core affect, prototypical emotional episodes, and other things called emotion: dissecting the elephant // Journal of Personality and Social Psychology. 1999.- V. 76. — № 5, — P. 805−819.
- Roberts R.D., Zeidner M., Matthews G. Does emotional intelligence meet traditional standards for an intelligence? Some new data and conclusions // Emotion. 2001.-V. l.-P. 196−231.
- Schutte, N.S. Emotional intelligence and task performance // Imagination, Cognition & Personality. 2000. — 20 (4). — P. 347−354.
- Tangney, J.P. Shamed into anger? The relstion of shame and guilt to anger and self report agression // Journal of Personality and Social Psychology. 1992. — V. 62. — P. 669−675.
- Trinidad, G.R., Johnson C.A. The association between emotional intelligenceand early adolescent tobacco and alcohol use / Personality and Individual Differences. 2002. — V. 32. — P. 95−100.
- Weisinger H. Emotional intelligence at work. San Francisco, California: Jossey Bass Inc., 1998.
- Wolff, S.B., Emotional intelligence as the basis of leadership emergence in self-managing teams // The Leadership Quarterly. 2002. — V. 13. — P. 505−522.