Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Роль социальных представлений в развитии личности студента

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема социальных представлений активно разрабатывалась такими отраслями психологической науки как социальная психология, психология личности, а также психология развития. В психологии имеются различные трактовки данного феномена, связанные с исследованиями многих зарубежных и отечественных психологов: в 1961 г., в Париже вышло в свет первое издание работы Сержа Московиси «Психоанализ, его… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Социально-психологические особенности социальных представлений у современных студентов
    • 1. Теория социальных представлений в отечественных и зарубежных социально-психологических исследованиях
    • 2. Психологические особенности личности современного студента
    • 3. Связь прогностических способностей с социальными представлениями в студенческих группах
  • ГЛАВА II. Основные психологические характеристики малой группы как среды формирования социальных представлений личности
    • 1. Основные психологические характеристики малых групп как социальных объединений
    • 2. Психологические особенности взаимодействия личности и группы, влияющие на формирование группового решения
    • 3. Основное направление анализа лидерства и руководства в малой группе
  • Глава III. Экспериментальное исследование влияния динамики социального представления на личность студента
    • 1. Комплексное психологическое обследование всех участников эксперимента
    • 2. Повторное комплексное психологическое обследование
    • 3. Интерпретация результатов эксперимента

Роль социальных представлений в развитии личности студента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность диссертационного исследования обусловлена интенсивными социально-экономическими процессами, происходящими в современном российском обществе. Это приводит к существенной интенсификации различных процессов, протекающих в группах и слоях общества, что особенно касается современной молодежи и студенчества. Изучение феномена актуальных социальных представлений, которые как формируются в условиях малой группы, так и сами оказывают влияние на образование референтных групп в студенческой среде, представляется нам важным психологическим механизмом, влияющим на поведение и деятельность современной студенческой молодежи.

Проблема социальных представлений активно разрабатывалась такими отраслями психологической науки как социальная психология, психология личности, а также психология развития. В психологии имеются различные трактовки данного феномена, связанные с исследованиями многих зарубежных и отечественных психологов: в 1961 г., в Париже вышло в свет первое издание работы Сержа Московиси «Психоанализ, его образ и публика», явившийся итогом его диссертационного исследования. Книга стала эпохальным событием, открыв собой «эру социальных представлений». Московиси предлагает пересмотреть образ обыденного человека как наивного наблюдателя. Человек живет в социальном окружении, принадлежит к различным группам, смотрит на мир через призму коллективного мнения: социальные представления — есть продукт именно группы, поскольку в ней получаемые обрывки знаний вращаются, обрастают определенной смысловой нагрузкой. Теория «социальных представлений» была принята большинством исследователей французской школы (Ж.-П. Кодол, Д. Жоделе и др.). В ряде пунктов теория социальных представлений как бы смыкается с когнитивными теориями соответствия. В 1996 году выходит специальный выпуск «Журнала по теории социального поведения». Здесь ведущие исследователи социальных представленийВольфганг Вагнер, Ивана Маркова, Мише ль-Луи Рукетт и др. — приводят новые аргументы в пользу коренных отличий социальных представлений от традиционного когнитивизма. Аргументы можно объединить в несколько групп по темам: «Социальные представления и социальное окружение», «Социальные представления и проблема объекта», «Вопросы истинности социальных представлений и преднамеренности социального конструирования». Групповая природа социальных представлений, его разделяемость членами группы и выработка в процессе социального взаимодействия постоянно подчеркивалась Московиси. Тем не менее, согласно традиции когнитивизма североамериканские авторы (Фрайзер, А. Гэнгрел, Олпорт) привычно видели в нем «фотографию», «изображение», существующее в индивидуальном сознании, что, возможно, обусловлено буквальным значением слова «representation» в английском языке.

Следуя по пути развития методологии концепции, Ивана Маркова предлагает систему взглядов, которая призвана уточнить эпистемологический статус концепции, связывая ее с различными теориями знания, а также вписать феномен социальных представлений в панораму существующих взглядов на социальное мышление. Она показывает, каким образом социокультурные теории знания трактуют развитие рефлексивного мышления, появляющегося из когнитивной Я-дифференциации, и как в эту логику вписывается феномен социальных представлений. к.

Московиси критикует когнитивизм за его «ассоциальность», но и призывает к союзу за интеграцию двух подходов.

Ряд специальных исследований был посвящен анализу двух парадигм — теории социальной идентичности (А. Гэнгрэла) и теории социальных представлений. И та и другая парадигма используется как инструмент * социального познания. Английская исследовательница Г. Брейквелл полагает, что в результате такого объединения выиграли бы две теории.

Вольфганг Вагнер, один из авторитетных теоретиков концепции, предлагает свой взгляд на понятие социальных представлений, который заключается в последовательном размежевании парадигмы социальных представлений с традиционным социальным когнитивизмом. Следуя логике этого размежевания, он считает необходимым терминологически различать 4 «представления» и «представление». Представление — это социальные процессы, вовлеченные в репрезентирование, а представления — это образы, метафоры, изображения как результаты этого процесса. Соответственно можно изучать структуру и динамику представлений, с одной стороны, и процесс представления — с другой.

Стремясь увязать способ разработки понятия «представление» с изначально постмодернистской методологией концепции Московиси, Вагнер строит следующую логическую схему. Он берет за основу положение Московиси о том, что без предмета, значимого и релевалентного для социальной группы и, следовательно, вызывающего общественный дискурс и символическую разработку, поиск разделяемых представлений не имет особого смысла. Такими значимыми и релевалентными предметами могут быть неожиданные последствия или побочные эффекты коллективных действий, которые требуют, чтобы группа справлялась с ними, делая «незнакомое знакомым». При этом коллективный коупинг будет вначале символическим, инициируя широкий дискурс, чтобы «заякорить» событие, а затем материальным — для выработки системы значений, которая позволила бы отвести событию место в социальном мире группы.

В России пока еще немногочисленны исследования социальных представлений. В 1997 году вышла коллективная монография «Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики» под редакцией К. Абульхановой и А. Брушлинского, где концепция С. Московиси служит фактически основой исследовательской программы, квалифицируется как практичная, конструктивная, методы — «сверхнадежные и годами отработанные». д По мнению А. Донцова и Т. Емельяновой (1987), успех концепции социальных представлений можно объяснить тремя факторами:

I — наличие в концепции альтернативной позитивной платформы, обладающей более широкими объяснительными возможностями по сравнению с узко когнитивистской ориентацией.

II — оригинальность и эмпирическая обоснованность в сочетании с социальной значимостью исследуемых объектов.

III — высокая активность и организаторская способность основателя школы.

Поскольку, практически все исследователи социальных представлений отмечают, что они формируются в условиях жизнедеятельности малых групп, мы достаточно детально проанализировали феноменологию данного социального образования в трактовке различных психологических школ и направлений.

Г. М. Андреева, Л. П. Буева, A.B. Петровский, Е. П. Белинская, O.A. Тихомандринская, ряд других отечественных исследователей, считают главным системообразующим и интегрирующим основанием группы социально-обусловленную совместную предметную деятельность.

Исследование американским психологом Н. Трипсветом (1887) эффективности индивидуального действия, выполненного в одиночку и в условиях группы, принято считать первым экспериментальным исследованием в социальной психологии.

Анализ многолетних исследований в области групповой психологии отечественными психологами позволяет выделить ряд подходов к изучению феноменов социальной группы, сложившихся за истекшие десятилетия и в немалой степени влияющих на развитие научной мысли. Этодеятельностный подход, социометрическое направление, параметрическая концепция и организационно-управленческий подход.

Так, P.M. Андреева полагает, что при заданности группы в системе общественных отношений каким-то конкретным размером, достаточным для выполнения конкретной деятельности «. именно этот предел можно принять в исследовании как «верхний». В отечественной психологии понятие «коллектив» и «малая группа» десятилетиями рассматривались как разнородные, качественно различные, иногда даже как противоположные.

Например, Я. Л. Коломинский, Л. И. Усманский, Д. В. Петровский в своих работах приходят к мысли, что всякий коллектив представляет собой малую группу, но далеко не каждая малая группа может считаться коллективом.

Неоднозначность понятия малой группы породила и неоднозначность предполагаемых классификаций. В настоящее время известно около 50 различных оснований классификации (Ч. Кули, Э. Мэйщ, Г. Хаймен, М. Шериф, Г. Келли, Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская, Е. В. Щедрина и др.).

В зарубежной психологии исследования ведутся в русле следующих концепций: теории поля, теории систем, социометрического направления, интеранционистской концепции, психоанализа, теории подкрепления, формально-модельного подхода, эмперико-статического направления, общепсихологического подхода (К. Левин, Дж. Марено, Э. Мэйо, В. Уайт, Ч. Бернард, Р. Леппит, Р. У альт).

Должное место в нашем исследовании занимает рассмотрение психологических способностей студенчества, как специфической социальной категории населения, склонной к активному поведению, различным проявлением конформизма, динамичной социальной ориентации.

Проблема студенчества хотя и является слабо разработанной в психологическом аспекте, однако существует ряд значительных исследований, выполненных отечественными и зарубежными исследователями.

Исследователей интересовали особенности личности (Вдовина Н.Р., Волков И. П., Айропотова С. Н., Дворяшина М. Д., Захарова Л. Н., Натаров В. И., Соловьев A.C., Николенко Д. Ф., Миков Ю. В., Митина Л. М., Петровский В. А., Рабинович П. Д., Сикевич З. В., Смелков Л. П., Сугакова Л. И., Фонарев А. Р., Чеснокова В. И., Щелочихин С.Л.), адаптации к условиям высшего учебного заведения (Владимирова Н.М., Палей И.М.), профессиональной подготовки (Журавлева Г. А., Левченко Е. В., Маркова.

A.К., Матюшкин A.M., Милоруд Р. П., Моргун В. Ф., Петренко В. Ф., Пятин.

B.А., Реан A.A., Роджерс К., Ронзин Д. В., Сластенин В. А., Слободчиков.

В.И., Тимофеев Ю. П., Урванцев Л. П., Щеглова Т. М., Щербаков А.И.), учебной деятельности (Луноков А.И., Неценно A.B., Пастухина Р. И., Селиванов В. И., Степанова Р.Н.), интеллекта (Горфункель A.M., Бэндлер Р., Петровская Л. А., Елманова В. К., Дворяшина М.Д.), общения (Обозов H.H., Панферов В. Н., Пелевина Т. В., Реан A.A., Творогова Н.Д.), педагогической и производственной практики (Охрименко A.B., Дудченко Л. С., Просецкий П.А.), творчества и научно-исследовательской работы (Попов Л.М., Тимофеев Ю. П., Вардомацкий А.П.), образа жизни студентов (Айрапетова С.Н.), закономерности формирования студенческих групп (Донцов А.И., Мусатов С. А., Обозов H.H., Самохин Н. П., Селиванов В. И., Страхов В.И.), вопросы организации студенческого самоуправления (A.C. Чернышов) и т. д.

Важным исследуемым аспектом данной проблемы является на наш взгляд взаимосвязь социальных представлений личности с ее прогностическими способностями. Это особо актуально для молодежи и студенчества, для которых даже небольшая ошибка в прогнозировании развития жизненной ситуации может оказать существенное негативное влияние на дальнейший жизненный путь личности.

Процессы прогнозирования можно изучать с различных позиций: с одной стороны, психическое отражение. Человек носит опережающий характер и в этом смысле многих исследователей привлекали предвосхищающие функции эмоций, прогностичность мышления, антиципация двигательного аппарата человека. С другой стороны, процессы прогнозирования выделялись в самостоятельный психический феномен и рассматривались в контексте различных психологических проблем: прогноз в условиях успеха и неуспеха деятельности, прогноз как «чувство языка» в решении семантических задач (Божович Е.Д.), «прогноз как проницательность в общении» (A.A. Борисова), предсказание результата деятельности в зависимости от соотношения внутренней и внешней информации (Ермолаева М.В., Ермолаев Б.В.), прогнозирование межличностных производственных конфликтов в условиях нововведений (Лебедев А.Н.), проблемы психологического прогнозирования заболевания шизофренией (Поляков Ю.Ф., Алфимова М.В.).

Несмотря на широкий спектр интересов к этой проблеме, процессы прогнозирования до сих пор во многом остаются «черным ящиком», что в некоторой степени оправдано трудностью изучения процессов прогнозирования: их труднодоступность сознанию, сложность выявления собственно прогноза в экспериментальном пространстве.

Научная новизна состоит в уточнении понятий социального представления студенчестваопределении теоретических основ развития прогностических способностейобозначении взаимосвязи прогностических способностей и социальных представленийвыявлении основных психологических условий развития социальных представлений в студенческой среде.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что впервые изучаются социальные представления студенчества в совокупности с условиями их формирования в малых группах, а также с учетом уровня развития прогностических способностей в динамике развития личности под многофакторным воздействием современного социума, как важный психологический механизм, влияющий на все жизнедеятельные формы современного студенчества.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования полученных в ходе экспериментального исследования данных для:

— наличии объективных данных об актуальных социальных представлений различных групп современного студенчества;

— нахождения оптимальных способов своевременной коррекции или изменения социальных представлений студентов, либо отношения к ним;

— использования актуальных и оптимальных социальных представлений студенчества для формирования социально ожидаемого статуса личности в условиях малой референтной группы студентов;

— разработки методических рекомендаций для преподавателей учебных заведений разного уровня, работников молодежных организаций, служб социальной поддержки населения, служб занятости для оптимизации социальной работы со студенчеством;

— определение наиболее типичных видов социальных представлений в реально существующих студенческих группах и формы адекватного взаимодействия с их участниками.

Объект исследования — студенческие малые группы, реально существующие в учебных заведениях разного уровня.

Предметом исследования являлись типичные социальные представления в динамике своего развития, характерные для студенческих групп, существующих в учебных заведениях.

Проблема исследования заключается в установке наиболее типичных социальных представлений в динамике их структуры в группах студентов различных учебных учреждений. Решение этой проблемы и составило цель исследования.

Теоретический анализ различных психологических и социологических исследований, собственных наблюдений, а также предварительные результаты эксперимента позволили сформулировать рабочие гипотезы исследования.

Гипотезы:

1. Несмотря на значительную дифференциацию социальных представлений современного студенчества из них можно выделить относительно небольшое количество наиболее типичных.

2. Структура социальных представлений может отражать представления о себе, о своем месте в референтном микросоциуме и представления о будущей профессиональной деятельности, связанные с уровнем развития прогностических способностей.

3. Содержание основной группы социальных представлений у студенчества является значимым образованием и может изменяться под воздействием как социальных, так и индивидуально-личностных психологических факторов.

Для реализации целей исследования и проверки гипотезы потребовалось решить следующие задачи.

1) определить социально-психологический портрет малых групп в отечественной и зарубежной литературе;

2) проанализировать основные научные подходы к проблеме социальных представлений в отечественных и зарубежных исследованиях;

3) обозначить проблему прогнозирования, подходы к ней в психологических исследованиях;

4) выявить проблематику психологических исследований студенчества;

5) выявить взаимосвязь социальных представлений с уровнем прогностических способностей в динамике развития;

6) разработать методические рекомендации для преподавателей учебных заведений разного уровня, для работников молодежных организаций, служб социальной поддержки, для оптимизации социальной работы со студенчеством.

Положения, выносимые на защиту:

1. В условиях современного социума, в котором на личность студента оказываются многокомпонентные и разнонаправленные социальные воздействия наиболее жизнеспособными окажутся те социальные представления, которые будут востребованы в условиях референтной микросоциальной группы.

2. В структуре социального представления студенчества определяющими будут являться представления о себе, о референтном микросоциуме и месте в нем, а также представления о будущей профессиональной деятельности.

3. Содержательное наполнение социальных представлений студенчества динамично и отражает реальные социальные процессы в регионе, и также влияет на развитие прогностических способностей личности (см. приложение № 21, 22).

Надежность и достоверность полученных результатов обеспечивается репрезентативностью выборки испытуемых, применением? методов и методик, отвечающих целям и задачам исследования, взаимно дополняющих друг друга. А так же статистической обработки экспериментальных данных.

Организация экспериментального исследования. Специфика, цели и задачи диссертационного исследования определили состав методов и психодиагностических методик, с помощью которых оно выполнено. В проводимом нами экспериментальном исследовании были использованы адаптированные и валидизированные варианты методик, позволяющие выделить социальные представления и отследить динамику их дальнейшего развития, с учетом дифференциации студентов по различным категориям и рост прогностических способностей на всех этапах экспериментального исследования. В исследовании использованы:

1. Тест-опросник для измерения мотивации аффиляции.

2. Опросник потребности в достижениях.

3. Методика «Ценностных ориентации» (Рокич М.). * 4. Психогеометрическая методика (С. Деллингер).

На подготовительном этапе (1997;1998 гг.) анализировались основные теоретические подходы к проблеме социального представления и прогнозирования, что позволило определить актуальность проблемы, поставить цель исследования, конкретизировать ее в исследовательских задачах, сформулировать гипотезу и разработать план исследования.

На первом этапе (1998;1999 гг.) осуществлялся подбор методов и методик, соответствующих целям и задачам экспериментального исследованияпроводилось анкетирование с целью отбора и дифференциации студентов по различным категориям, а также диагностика личности студента с целью выявления социальных представлений и прогностических способностей на данном этапе эксперимента. На основании полученных данных были обозначены и проанализированы социальные представления и уровень прогностических способностей по каждой из трех полученных нами экспериментальной группе.

На втором этапе (2000;2001 гг.) проведено повторное анкетирование и психодиагностика с участниками тех же экспериментальных групп, выделенных нами на первом этапе исследования (1998;1999 гг.). На основании полученных данных мы также выявили социальные представления и прогностические способности студентов на данном этапе. Сопоставив данные, полученные после исследования на первом этапе эксперимента с данными, полученными на втором этапе, мы смогли выявить и четко обозначить наиболее актуальные социальные представления и указать на ярко выраженную их динамику. Нам также удалось проследить взаимосвязи социальных представлений с уровнем прогностических способностей в динамике развития.

На заключительном этапе (2001;2002 гг.) на основании полученных результатов были разработаны методические рекомендации для преподавателей учебных заведений разного уровня, для работников молодежных организаций, служб социальной поддержки, для оптимизации социальной работы со студенчеством.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

Список литературы

включает 358 наименований отечественных и зарубежных источников.

Результаты исследования подтвердили, что в более высокоразвитых малых группах социальные представления отличаются большей устойчивостью и разнообразием, чем в неразвитых, т.к. в первых уже имеется более устойчивая система взаимоотношений между участниками и более развитые формы групповой деятельности или общения.

Результаты эксперимента убедительно показали, что в малых группах, выполняющих инструментальную деятельность или осуществляющих формализованное однотипное общение участников спектр основных социальных представлений оказался небольшим и консервативным.

2. В условиях современного социума, в котором на личности студента оказывается многокомпонентные и разнонаправленные компоненты наиболее жизнеспособными окажутся те социальные представления, которые будут востребованы в условиях микро социальной группы.

На формирование основных социальных представлений участников малой группы сильное влияние может оказать высокостатусный субъект группы — лидер или руководитель. Если он оптимально использует психологические механизмы внутригруппового взаимодействия, то может существенно изменить какое-либо социальное представление группы, вплоть до диаметрально противоположного.

Развитие личности студента непосредственно связано с устойчивостью ведущих социальных представлений, их гибкостью и структурной композицией.

3. СП участников студенческих групп являются динамичным образованием, которые претерпевают значительные изменения под воздействием различных социальных факторов, опосредованных индивидуально-личностными психологическими параментрами субъектов. Обобщая результаты психодиагностики и опросных методов, можно сказать, что субъекты, имевшие изначально достаточно высокие показатели психологических параметров, влияющих на социальные взаимодействия человека в условиях референтного микросоциума, будут иметь более высокую динамику социальных представлений с разнообразной структурой и оптимальной степенью адаптации к социальным ожиданиям реальной жизнедеятельности человека.

4. В ходе эксперимента было также установлено, что низкоразвитые группы студентов, с однотипными и ригидными СП, не выдерживают многопланового и многокомплексного воздействия социума и перестают существовать в виде социального объединения по истечению определенного времени обучения в учебном учреждении. Часть из них в силу успешной социальной адаптации переходит в более высокоразвитые группы, а другая часть так и не находит свое место в микросоциальных объединениях. Можно предположить, что эта часть студентов склонна к различным ассоциативным формам поведения.

Эксперимент убедительно подтвердил, что компонентами ведущих социальных представлений участников студенческих групп являются:

• Представления о собственном «я».

• Представления о референтном микросоциуме и собственном месте в нем.

• Представление о своей профессиональной деятельности.

Эти компоненты могут иметь различную форму, неоднозначное описание и формулировку явлений, факторов и событий, при весьма однотипном содержательном наполнении.

5. Анализируя результаты эксперимента можно достаточно убедительно отметить, что степень развития прогностических способностей участника малой группы существенно влияет на процесс индивидуально-личностной селекции социальных представлений, имеющихся в референтном микросоциуме. Чем более развиты прогностические способности, тем более оптимальным будет осуществляемый личностью отбор социальных представлений для регуляции собственного поведения и деятельности в группе. И наоборот, чем менее развиты ПС, тем сложнее личности выполнять оптимальную селекцию социальных представлений, оптимальных как для конкретного индивида, так и для определенной ситуации межличностного взаимодействия.

Результаты проведенного исследования позволяют утверждать, что изучение социальных представлений современного студенчества и их прогностических способностей не исчерпывается данным исследованием. Важным представляется дальнейшая разработка методических рекомендаций для оптимизации социальной работы с молодежью.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализируя результаты проведенного исследования, можно с уверенностью сказать, что изучение феномена активных социальных представлений позволяет раскрыть важный психологический механизм, влияющий на поведение и деятельность современной студенческой молодежи.

В ходе диссертационного исследования нами были решены следующие взаимосвязанные задачи: изучена проблема социальных представлений в отечественной и зарубежной литературе, структура и разные подходыопределена проблема малых групп в отечественной и зарубежной литературевыявлена проблема прогностических способностей в отечественной и зарубежной литературеизучена имеющаяся в психологической науке исследования по психологии студенчества. Были достигнуты основные цели исследования определены наиболее типичные социальные представления групп студенчества различных учебных учрежденийвыявление структуры социальных представлений различных групп студенчестваразработана научно-обоснованная система индивидуально-личностного подхода к студентам различных социальных групп, имеющих разные типы социальных представлений, для преподавателей учебных заведений разного уровня, для работников молодежных организаций, служб социальной поддержки, для оптимизации социальной работы со студенчеством.

В результате теоретического и практического исследований подтверждены работе гипотезы диссертации: несмотря на значительную дифференциацию социальных представлений современного студенчества, из них можно выделить относительно небольшое количество наиболее типичныхструктура социальных представлений отражает представление о себе, о своем месте в референтном микросоциуме и представление о будущей профессиональной деятельности, связанные с уровнем развития прогностических способностейсодержание основной группы социальных представлений у студенчества является динамичным образованием и может изменяться под воздействием как социальных, так и индивидуально-личностных психологических факторов.

Ход данного исследования и его результаты позволяют сделать целый ряд выводов и обобщений:

1. Социальное объединение людей, которым является малая группа может рассматриваться в качестве среды, влияющей на формирование различных видов актуальных социальных представлений. Именно в условиях референтной малой группы личность осуществляет селекцию социальных представлений согласно тактическим задачам жизнедеятельности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Возрастная психология. М., 1997. — С. 69−91.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М., 1980. — 334 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.-299 с.
  4. В.В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. -М., 1992.
  5. B.C. Межгрупповое взаимодействие. М., 1990. — 240 с.
  6. B.C. Психологическое исследование социальных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. — № 1.
  7. B.C. Психология межгрупповых отношений. М., 1983.144 с.
  8. Ю.П. Мастерство воспитателя. М., 1971.
  9. С.Н. Проблема изучения образа жизни студенческой молодежи // Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Под ред. Л. Я. Рубиной. Свердловск, 1991. — С. 58−64.
  10. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. — Т. 1. -М., 1980.-232 с.
  11. .Г. Избранные психологические труды. В 2 т. — Т. 2. -М., 1980.-288 с.
  12. .Г. Психологическая структура человека как субъекта // Человек и общество. J1., 1967. — Вып. 2.
  13. .Г., Палей И. М. О психологической структуре личности // Проблемы личности. М.: Наука, 1970. — С. 39−50.
  14. Г. M. К построению теоретической схемы исследования социальной перцепции //Вопросы психологии. 1977. — № 2.
  15. Г. М. Принятие деятельности и построение системы социально-психологического знания // Вест. Моск. ун-та. Сер. Психология. -1980,-№ 4.
  16. Г. М. Процессы казуальной атрибуции в межличностном восприятии // Вопросы психологии. 1979. — № 6.
  17. Г. М. Психология социального познания. М, 2000.
  18. Г. М. Социальная психология. М., 1988. — 273 с.
  19. Д.А. и др. Изучение основных личностных характеристик современного студенчества // Человек и общество / Под ред. A.C. Пашкова. Л., 1971. — С. 124−130.ф 20. Антонов Л. В. Формы нравственных переживаний. 1958. — № 2.-С. 109−115.
  20. Л.И. Личность о динамике: некоторые итоги исследования // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 5. — С. 12−25.
  21. Л.И. Психология формирования и развития личности II Человек в системе наук / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1989. — С. 426−434.
  22. В.А. Введение в социальную психологию. М.- Вязники, 1927. — 88 с.
  23. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. -М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  24. А.Г. Психология личности. М., 1990. — 367 с.
  25. А.Г., Ягодин Г. А. Образование как расширение возможностей личности II Вопросы психологии. 1992. -№ 1. — С. 6−13.
  26. В.Г. Общество: системность, познание и управление. М., 1981. — 432 с.
  27. В.Г. Системность и общество. М., 1980. — 368 с.
  28. Ф.В. «Значащие» переживания и проблемы собственно психологических закономерностей // Вопросы психологии. 1972. — № 3. -С. 105−124.
  29. П.Г., Емельянов Ю. Н., Иванов М. А. Социальная психология научного коллектива. М., 1987.
  30. В.В. Интегральная индивидуальность: Подходы, факты, перспективы // Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 1. — С. 44−51.
  31. В.В. Структурно-функциональная характеристика интегральной индивидуальности // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 130−136.
  32. Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений- Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ., 1992. 400 с.
  33. В.М. Коллективная рефлексология. Пг.: Колос, 1921.432с.
  34. М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М.: Наука, 1978.-311 с.
  35. В.А. Систематическое моделирование личности в социальной психологии. Л.: Изд-во ЛГУ, 1987.
  36. H.H. Специфика межличностного восприятия в массовой коммуникации // Межличностное восприятие в группе. М.: Изд-во МГУ, 1981.
  37. H.H., Петровская Л. А. О методах активнойсоциально-психологической подготовки //Вестник МГУ. Серия 14. Психология. 1997. — № 1.
  38. H.H., Петровская JT.A. Социально-психологический тренинг предпосылка развития общения учителя с учениками // Психолого-педагогические проблемы взаимодействия учителя и учащихся. -М., 1980.
  39. H.H., Петровская JT.A. Социально-психологический тренинг и проблема познания человеком самого себя // Личность в системе коллективных отношений. М., 1980.
  40. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. -М, 1982.- 123 с.
  41. A.A. Личность и общение. Избранные труды. М., 1983.-272 с.
  42. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-435 с.
  43. В.В., Коваль А. Г., Панферов В. Н. Социально-психологический климат коллектива и личность. М.: Мысль, 1983. — 207 с.
  44. В.Ю., Коваленко A.B. Культура и массовая коммуникация. -М.: Наука, 1986.
  45. Дж. Психология познания. М., 1974. — 412 с.
  46. A.B. Социальная психология в России и теория Сержа Московичи // Предисловие к кн. С. Московичи «Век толп.» М., 1998.
  47. С.С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система //Психологический журнал. 1999. — № 5. -С. 38−44.
  48. Л.П. Социокультурный опыт и механизм его освоениячеловеком // Культурный прогресс: Философские проблемы. М.: Наука, 1984.-С. 68−90.
  49. Р. Используйте свой мозг для изменения. -Новосибирск, 1992. 186 с.
  50. А.П. Место творчества в ряду жизненных ценностей студенческой молодежи // Молодежь и научно-технический прогресс / Под ред. Е. М. Бабосова. Минск, 1989. — С. 156−161.
  51. Ф.Е. Жизненный мир и кризис. Типологический анализ кризисных ситуаций // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 3- - С. 90−101.
  52. Ф.Е. Психология переживания (Анализ, преодоления критических ситуаций). М., 1984. — 200 с.
  53. Ф.Е. Типология переживания критических ситуаций // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 5. — С. 104−114.
  54. Н.Р. Динамика нравственного развития личности студентов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др.
  55. .М. Современная когнитивная психология. М., 1985.
  56. В. Мораль и социальная психика. М.: Прогресс, 1978.
  57. Н.М. Влияние ситуации экзамена на течение асссоциативного процесса // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др.-Л., 1973. С. 131−134.
  58. О.Г. Психологическая защита как средство личностного развития студента: Автореферат канд. псих. наук. Ставрополь, 1998. — 20 с.
  59. И.П. Межличностный контакт как психологическая основа группообразования // Вопросы психологии познания людьми другдруга и общения. Краснодар, 1978.
  60. И.П. Психологический статус как показатель лидерских возможностей студента // Человек и общество / Под ред. А. С. Пашкова. JL, 1971. — С. 131−136.
  61. И.П. Психология общения и коллектива // Психология. Учебник для институтов физической культуры. М., 1987.
  62. И.П. Социометрические методы в социально-психологических исследованиях. JL: Изд-во ЛГУ, 1970. — 88 с.
  63. JI.C. История развития высших психических функции // Собр. соч. Т.З. — М., 1983. — С. 5−328.
  64. JI.C. Собрание сочинений. Т. 1. — М., 1982.
  65. JI.C. Собрание сочинений. Т. 3. — М., 1983. — С. 6328.
  66. Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
  67. В.А. Малые социальные группы в социалистическом обществе. М., 1968.
  68. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. — 704 с.
  69. П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
  70. П.Я. Психологическое строение человеческой деятельности. М., 1978.
  71. М.В., Герасимова B.C. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999. — 272 с.
  72. Г. Д. Европейские образы пространства и времени //Культура, человек и картина мира / Под ред. А. И. Арнольдова, В. А. Кругликова. М., 1987. — С. 198−227.
  73. В.Н. Покурсовая динамика взаимосвязи компонентовпрофессионально-педагогической направленности у студентов педвуза // Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи. Новосибирск, 1988. — С. 108−114.
  74. . Что такое психология: В 2 т. Т. 2. — М., 1992. -376с.
  75. Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
  76. А.М., Перевощикова Л. А. К сравнительной характеристике студентов разных факультетов по интеллекту и возбудимости // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. -С. 112−113.
  77. А.И., Макаров М. Г. Общественная психология. Л.: Наука, 1979.-216 с.
  78. A.A. Образная сфера личности // Психологический журнал. 1987. -Т.8. — № 4. — С. 33−42.
  79. A.A. Образная сфера человека. М., 1992. — 194 с.
  80. Н.В. Психология социальных ситуаций //Вопросы психологии. 1997. — № 1.
  81. И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов В. А. Западная социология. СПб., 1997. — 372 с.
  82. .А. Логические принципы исследования массового сознания //Вопросы философии. 1970. — № 7. — С. 43−53.
  83. .А. Массовое сознание. М.: Политиздат, 1987.
  84. М.Д. Некоторые результаты экспериментального исследования интеллектуальных характеристик взрослого человека с учетом возрастнополовых и индивидуально-типологических характеристик //Человек и общество / Под ред. A.C. Пашкова. Л., 1971.
  85. М.Д. Опыт комплексного психологического ипсихофизиологического изучения структуры личности // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1969. — С. 138−144.
  86. М.Д. Особенности интеллектуального развития студентов в процессе обучения // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С. 97−105.
  87. М.В. Природа деятельности. М., 1984.
  88. Деятельность: теория, методология, проблема / Под ред. И. Т. Касавина. М., 1990.
  89. И.А. Представление о счастье в русском менталитете // Психологический журнал. 1997. — № 3.
  90. О.И. Роль традиции в культуре //Культура и общественное развитие. Тбилиси: Мецниереба, 1979. — С. 58−86.
  91. М.Е. Студент Кто он? // Социологические исследования. — 1994. — № 8/9. — С. 79−88.
  92. .И. О системе «Личность» // Вопросы психологии. -1985. № 7. — С. 36−45.
  93. А.И. Проблемы групповой сплоченности. М., 1979.128 с.
  94. А.И. Психология коллектива. М., 1984. — 208 с.
  95. А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. М., 1984.
  96. А.И., Емельянова Г. П. Концепция социальных представлений в современной французской психологии. М., 1987. — 127 с.
  97. А.И., Полозова Т. А. Проблема конфликта в западной социальной психологии // Психологический журнал. 1980. — Т. 1. — № 6.
  98. А.И., Токарева М. Ю. Социальный контекст как факторвзаимодействия меньшинства и большинства //Вопросы психологии. 1998. — № 3.
  99. В.К. О соотношении типа интеллекта студентов и сущности их обучения // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. -Л., 1973. С. 89−91.
  100. Т.П. Динамика представлений о человеке в двадцатилетней ретроспективе: опыт анализа французских исследований // Гуманизм и культура: век XX. Тверь, 1993. — С. 76−85.
  101. Т.П. Концепция социальных представлений в современной французской социальной психологии (критический анализ): Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1985.
  102. Т.П. Социальных представлений концепция // Психология: Словарь. М., 1990. — С. 375−377.
  103. Л.А. Студенческий коллектив одно из условий формирования профессиональной направленности личности учителя // Психологические аспекты изучения направленности личности учащейся молодежи. — Новосибирск, 1988. — С. 115−122.
  104. A.A., Рубахин В. Ф. Индивидуальный стиль руководства коллективом // Психология управления. М., 1976.
  105. Г. А. Профессиональное самоопределение и отношение к профессии студенческой молодежи // Человек и общество / Под Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С. 177−182.
  106. С.Н., Лисовский В. Т. Студенчество как социальная группа // Человек и общество /Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С. 717.
  107. .В., Тимофеев Ю. П. Психодиагностикамежличностных отношений в малых группах: методическое пособие. -Астрахань, 1994.
  108. B.JI. Исследование социальных представлений в европейской социальной психологии // Социология: Реферативный журнал.- М.: ИНИОН РАН, 1992. № 4.
  109. А.Г. Исследование динамики коллективообразования в юношеских группах: Автореф. канд. дисс. М., 1980.
  110. Е.А. О феномене профессиональной относительности образа мира. Вестник МГУ. Серия «Психология». — 1995. — № 1. — С. 8−18.
  111. Е.А. Психология профессионального самоопределения.- Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.
  112. Е.А. Субъект как реальность глазами разнотипных профессионалов // Акмеология. 1994. — № 1. — С. 53−66.
  113. Г. А. О системе психологического воздействия // Психология воздействия (проблемы теории и практики). М., 1989. — С. 4−43.
  114. Г. А., Радзиховский A.A. Общение и проблема интериоризации // Вопросы психологии. 1985. — № 1. — С. 110−120.
  115. И.Е. Личность как система конструктов // Системные исследования. Ежегодник. М., 1976.
  116. Я.Л. Психология взаимоотношения в малых группах. Минск, 1975.
  117. Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи. М., 1988.-63 с.
  118. Кон И. С. Психология ранней юности. М., 1989. — 255 с.
  119. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 383 с.
  120. O.A., Прыгин Г. С. Связь учебной успеваемости с индивидуально типологическими особенностями их саморегуляции // Вопросы психологии. 1984, № 3. — С. 42−52.
  121. JI.B. Влияние обратной связи на самоконтроль личности в общении: Автореф. канд. дисс. М., 1987.
  122. .Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода // Вопросы психологии. 1997. — № 6. — С. 58−68.
  123. В.Н. Психологический механизм влияния объективных факторов на отношение студентов к учебе // Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности. Тамбов, 1983. -С. 23−33.
  124. В.Н., Сластенин В. А., Старов М. И. Динамика отношения студентов к учению в педагогическом вузе // Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 61−67.
  125. Р.Л. Исследования малых групп в американской социальной психологии // Проблемы зарубежной социальной психологии. -М., 1976.
  126. Р.Л. Мотивационный потенциал руководителя как фактор мотивации групповой деятельности и удовлетворенности подчиненных групповым членством // Новые исследования в психологии. -1984. -№ 1. (30).
  127. Р.Л. Проблема межличностной совместимости в зарубежной социальной психологии // Вопросы психологии. 1979. — № 5.
  128. Р.Л. Психологические основы руководства и лидерства в первичном коллективе: Автореф. докт. дисс. М., 1985.
  129. Р.Л., Антонова К. Б. Межличностная совместимостьв малых группах // Психолого-педагогические проблемы общения. М.
  130. Р.Д., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. М., 1991.
  131. .Г. Эволюция картины мира. М., 1961. — 351 с.
  132. В.Н. Некоторые особенности формирования личности и самосознания // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1969. — С. 67−76.
  133. Е.В. Субъективные ожидания студента и методика преподавания психологии // Вопросы психологии. 1991. — № 2. — С. 80−86.
  134. В.М. «Модели мира» и образ человека. М., 1982. — 255с.
  135. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  136. А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 1. -М., 1983.
  137. А.Н. Избранные психологические произведения. Т.2. -М., 1983.
  138. А.Н. Проблемы развития психики. -М., 1972.
  139. А.Н. Психология образа.// Вестник МГУ. Серия «Психология», 1979. № 2. — С. 3−13.
  140. Д.А. Жизненный мир человека и проблема потребностей // Психологический журнал. 1992. — Т. 13. — № 2. — С. 107−117.
  141. В.А. Формула человека: Контуры фундаментальной психологии. М., 1991. — 108 с.
  142. В.Т. Советское студенчество: Социологические очерки. М., 1990. — 304 с.
  143. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросыпсихологии. 1975. — № 2. — С. 31−45.
  144. .Ф., Рубахин Б. Ф. Психология управления // Психология управления. М., 1976.
  145. А. Психология бытия. М., 1997. — 304 с.
  146. A.M., Понукалин А. А. Проблемные ситуации в психологической подготовке специалиста в вузе // Вопросы психологии. -1988. № 2. — С. 76−82.
  147. В.А. О двух уровнях личностной регуляции поведения // Вопросы психологии. 1994. — № 3. — С. 144−149.
  148. М., Пихо Г., Сеет М. Проблемы измерения психологического эффекта социально-психологического тренинга // Проблемы практической психологии /Под ред. X. Миккина. Таллин, 1984.
  149. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1986. — 254 с.
  150. Ю.В. Содержание жизненных ориентации различных категорий учащейся молодежи // Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Под ред. Л. Я. Рубиной. Свердловск, 1991. — С. 5−99.
  151. Л.М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. 1997. — № 4. — С. 28−38.
  152. Л.Г., Соколова И. Ю. Зависимость профессионального предпочтения студентов от их индивидуально-типологических особенностей // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 2. — С. 114−119.
  153. С. От коллективных представлений к социальным // Вопросы социологии. 1992. — № 2.
  154. С., Бушини Ф. Являются ли предвзятые сообщения более эффективными, чем сообщения непредвзятые // Психол. журн. 2000. -Т. 21. -№ 3. — С. 20−33.
  155. С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 1. — С. 3−18- №. — С. 3−14.
  156. С.А. Принципы социально-психологической организации студенческих коллективов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С. 159−161.
  157. B.C. Возрастная психология. М., 1997. — 432 с.
  158. К.Г. Космогонические образы мира: Между Западом и Востоком // Культура, человек и картина мира / Под ред. А. Л. Арнольдова, В. А. Кругликова. М., 1987. — С. 227−262.
  159. В.И., Соловьев A.C. Индивидуально-психологические особенности у студентов-заочников и успешность их обучения // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 52−55.
  160. P.C. Психология: Учебное пособие. М., 1990.
  161. P.C. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М., 1984.
  162. Д.Ф. Самооценка и самовоспитание студентами пединститута личных качеств // Личность и деятельность. Тезисы докладов к 5 Всесоюзному съезду психологов СССР (27 июня 2 июля 1977, г. Москва) / Под ред. А. Н. Леонтьева. — М., 1977. — С. 18.
  163. H.H. Динамика межличностных отношений студентов и ее связь с экстраверсией и нейротизмом // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С. 149−154.
  164. H.H. Межличностные отношения. Л., 1979.
  165. H.H. Психология малых групп // Социальная психология. Д., 1979.
  166. H.H. Рациональный отбор и комплектование учебных групп, коллективов в вузе // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Выпуск 3 / Под ред. A.A. Бодалева. Л., 1976. -С. 58−61.
  167. A.B., Дудченко Л. С. Организация производственной практики студентов // Вопросы психологии. 1982. — № 2. — С. 95−102.
  168. И.М. и др. Исследование возрастных изменений возбудимости у студентов по перцептивным, сенсомоторным и электрокожным показателям // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С. 42−48.
  169. И.М., Шафранская К. Д. Комплексная характеристика индивидуально-типологических особенностей студентов во время эмоционально-интеллектуального напряжения на экзаменах // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1969. — С. 145−153.
  170. В.Н. Общение и массовая информация в учебно-воспитательном процессе в вузе // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С. 55- 58.
  171. В.Н. Социально-психологическая характеристика ролевой структуры общения в группе // Социальная психология и социальное планирование / Под ред. Е. С. Кузьмина, A.A. Бодалева. Л., 1973.-С. 144−152.
  172. Т.В. Социально-психологический анализ внутригрупповых взаимоотношений в студенческих учебных группах // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С. 154−159.
  173. В.Ф., Митина O.B. Психосемантический анализ динамики качества жизни россиян (период 1917—1995 гг.) // Психологический журнал. 1995. — Т. 16. — № 2. — С. 17−31.
  174. В.Ф. Семантический анализ профессиональных стереотипов // Вопросы психологии. 1986. — № 3. — С. 133−143.
  175. Петровская J1.A. Обратная связь как феномен социально-перцептивных процессов в группе // Межличностное восприятие в группе. -М., 1981.
  176. A.B. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 15−29.
  177. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.-224 с.
  178. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления. Вестник МГУ. Серия «Психология», 1984. — № 4. — С. 13−21.
  179. К.К. Структура и развитие личности. М., 1986. — 255с.
  180. К.К. Что изучает общественная психология. М., 1971.-211 с.
  181. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе /Под ред. А. Коссаковски. М., 1981. — 224 с.
  182. Психология развития личности / Под ред. A.B. Петровского. -М., 1987.
  183. Психология. Словарь / Под общ. ред. А. Б. Петровского, Е. Г. Ярошевского. М., 1990.
  184. В.А. Психолого-педагогические факторы формирования личности в педагогическом вузе // Вопросы психологии. 1984. — № 5. — С. 95−98.
  185. П.Д., Нуждина И. П. Зависимость успеваемости студентов от их характерологических особенностей // Вопросы психологии. 1987. -№ 6. — С. 112−115.
  186. A.A. Психологические особенности взаимодействия педагога и студента // Вопросы психологии. 1983. — № 5. — С. 58−60.
  187. JI.A. Развитие способностей прогнозирования педагогических явлений у студентов пединститута // Вопросы психологии. -1985. -№ 1. С. 94−102.
  188. К. К науке о личности // История зарубежной психологии (30-е-60-е годы XX века). Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, А. Н. Ждан. М., 1986. — С. 200−230.
  189. Е.С., Суворова Г. А. Психологические основы профессиографии. М., 1990.
  190. Российский менталитет / Под ред. К. А. Абульхановой, A.B. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 1997.
  191. ., Колесников Ю. Студент глазами социолога. Ростов, 1968.-277 с.
  192. С.Л. Основы общей психологии. М., 1946.
  193. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  194. Н.П. Коллективистические отношения в студенческойгруппе // Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Под ред. Л. Я. Рубиной. Свердловск, 1991. — С. 72−75.
  195. В.И. Студенческие коллективы // Коллектив и личность / Под ред. К. К. Платонова. М., 1975. — 162 с.
  196. З.В. Общая культура студента // Человек и общество
  197. Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. — С. 49−55.
  198. В.И., Исаева H.A. Психологические условия введения студентов в профессию педагога // Вопросы психологии. 1996. -№ 4. — С. 72−80.
  199. С.Д. Психология образа // Актуальные проблемы современной психологии. М., 1983. — С. 86−88.
  200. Л.Н. Диагностика межличностных отношений / Методы, А психологической диагностики. Вып. 3. — М., 1990.
  201. О.В. Обратная связь в межличностном общении. -М., 1992.- 112 с.
  202. Г. Н. Об использовании студентами учебной информации // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973. -С. 58−61.
  203. В.В. Самосознание личности. М., 1983.
  204. В.В., Наминач А. П. Психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления // Вопросы психологии. 1988. — № 4.1. С. 34−46.
  205. В.В., Шмелев А. Г. Практикум по психосемантике. Дифференциальная психометрика. М., 1984. — 151 с.
  206. В.И. Психологический анализ коллективного внимания студентов // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и др. Л., 1973.1. С. 167−170.
  207. Студент и его деятельность / Под ред. Г. П. Давидюка. Минск, 1978.-160 с.
  208. Студенческое самоуправление: социально-психологические аспекты / Под ред. A.C. Чернышева и др. Воронеж, 1990. — 104 с.
  209. Л.И. Организованность и организаторские навыки студента // Человек и общество / Под ред. Б. Г. Ананьева и р. Д., 1973. — С. 162−167.
  210. Н.Д. Формирование приемов общения студентов и преподавателей // Вопросы психологии. 1983. — № 6. — С. 88−91.
  211. Ю.П. Видеотренинг как средство психодиагностики и совершенствования профессионального мастерства студентов педвузов: Автореф. канд. дисс. -М., 1991.
  212. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -М., 1969.
  213. М.П. Представление о себе в связи с профессиональной направленностью // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Выпуск 3 / Под ред. A.A. Бодалева и др. 1976. — С. 65−68.
  214. H.H. О категориях «цель», «средство», «результат». -М., 1968.
  215. Унт И. Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.
  216. Философский энциклопедический словарь / Ред. кол. С. С. Аверинцев й Др. -М., 1989.- 815 с.
  217. А.Р. Формы становления личности в процессе еепрофессионализации // Вопросы психологии. 1997. — № 2. С. 88−93.
  218. М., Альберт Т. Характеристика социально-психологического тренинга поведения // Психологический журнал. 1984. -№ 4.
  219. Формирование личности будущего учителя / Под ред. Р. И. Цветковской и др. Владивосток, 1991. — 128 с.
  220. Формирование у студенческой молодежи позитивного отношения к учебной деятельности / Под ред. М. М. Калашниковой и др. -Тамбов, 1988. 95 с.
  221. Л. Человек в поисках смысла. М., 1990. — 368 с.
  222. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987. — 232 с.
  223. Фрейд 3. Психология масс и анализ человеческого «Я». М., 1925.
  224. А.У. Восприятие человека как воздействие на его поведение (к разработке интерсубъектного подхода в исследованиях познания людьми друг друга) / Под ред. A.A. Бодалева. М., 1981.
  225. В.И. Некоторые тенденции и проблемы развития социальной активности студентов педагогических вузов // Социальные проблемы образования: Сборник научных трудов / Под ред. Л. Я. Рубиной. -Свердловск, 1991. С. 51- 58.
  226. E.H., Котова И. Б. Идея гуманизации образования в контексте отечественных теорий личности. Ростов-на-Дону, 1995.
  227. Е.В. Тенденции исследования личности в советской психологии // Психологический журнал. 1980. — Т. 1. — № 1.
  228. Т.М. Диагностика профессионально-педагогическойнаправленности студентов // Вопросы психологии. 1985. — № 2. — С. 73−75.
  229. Щекочихин C. J1. Нравственные отношения студентов в их самооценке // Личность и деятельность. Тезисы докладов к 6 Всесоюзному съезду психологов СССР (27 июня 2 июля 1977, г. Москва) /Под ред. А. Н. Леонтьева. — М., 1977. — С. 32.
  230. Д.Б. Психология игры. М., 1972.
  231. Е.В. Теория социальных представлений в социальной психологии: дискуссии 80−90 годов. М.: ИНИОН РАН, 1996.
  232. М.Г. Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива // Вопросы психологии. 1978. — № 3.
  233. М.Г. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей. Киев, 1987.
  234. Abric J.-CI. Central system, peripheral system: their functions and roles in the dynamics of social representations // Papers on social representations. 1993. V. 2., №. 2. P.75−78.
  235. Abric J.-CI. La notion de noyau central: bilans et perspectives actuelles // Actes de la Cinquieme Conference internationale sur les Representations sociales. Montreal, 2000. P.87−88.
  236. Alger J., and Hogan P. The impact of videotape recording on involvement in group therapy. Journal of Psychoanalytic Groups, 1967, 2, 50−56.
  237. Allen V.L. Situational factos in conformlity // Advances in experimental social psychology. V.2, N.Y., 1965.
  238. Altman J., Taylor D.A. Social penetration: the development of interpersonl relationships. N.Y., 1973.
  239. Altman J., Vingel A.M., Brown B.B. Dialectic conceptions in social psychology: an application to social penetration and privary regulation //
  240. Advances in experimental social psychology. V. 14. N.Y., 1981.
  241. Argyle M. Five kinds of small social groups // Small groups and social interaction. V.l. London, 1983.
  242. Asch S.E. Effects of group pressure upon the modification and distortion of judgments // Group, leadership, men. Pittsburgh, 1951.
  243. Asch S.E. Opinions and social pressures // Scientific american. 1955.1. V. 193.
  244. Ashour A.S. A framework of cognitive behavioral theory of leader influence and effectiveness // Organizational behavior and human perfomance. 1982. V. 30.
  245. Augoustinos M., Walker I. Social cognition: An Integrated Introduction. L., 1995.
  246. Bahnson C.B. Body and self-images associated with audiovisual self confrontation. Journal of Disease, 1969, 148, 262−288.
  247. Bales R.F. Adaptive and integrative changes as sources of strain in social interaction. N.Y., 1965.
  248. Bales R.F. Task and social roles in problem-solving group // Reading in social psychology. N.Y., 1958.
  249. Bardwell R. Feedback: How does it function? // Journal of Experimental Education. 1984. V. 50.
  250. Berger M.M. Use of videotape in the integrated treatment of individuals, couples, families and group in private practice. In M.M. Berger (Ed.), Videotape Technigues in Psychiatry Training and Treatment. New York: Bruner / Mazel, 1978, p.p. 173−215.
  251. Bloom B. Taxonomy of Educational objects. The Classification of Educational Goals, N.Y., 1956.
  252. Bond C.F., Titus L.J. Social facilitation: a metaanalysis of 241 studies // Psychological bulletin. 1983. V.94.
  253. Burns R.W. The Process Approach to Softuare Development. Educational Technology, Way, 1969.
  254. Burnstein E., Schul V. Group polarization // Swall groups and interaction. V. 2. London, 1983.
  255. Cabill R. Audio-Visual Handbook. Univ. of London. 1973.
  256. Carter L.F., Haythorn W., Shriver B., Lanzetta J.T. The behavior of leaders and other group members // J. of abnormal and social psychology. 1951. V. 46.
  257. Cattel R.B., Slice J.F. The dimensions of groups and their relations to the behavior of members. N.Y., 1960.
  258. Chandwick B.L. Why Educational Technology is Failing / And What Shoud Be Done to Create Success Educational Technology, January, 1979.
  259. Chertkoff J.M., Esser J.K. A rewiev of experiments in explicit bargaining//Small group and social interaction. V. 2. London, 1983.
  260. Cohen V.B. A rexamnation of feedback in computerbased instruction: Implications for instructional design. // Educational Technology. 1985. № 1.
  261. Cohen V.B. Criteria and evaluation of microcomputer courserware // Educational Technology. 1983. № 1.
  262. Cohen V.B. Interactive features in the design of videodisc materials //Educational Technology. 1981. № 1.
  263. Collins B.E., Raven B.H. Group structure // The handbook of social psychology. V. 4. Reading, Mass., 1969.
  264. Danet B.N. Self-confrontation in psychotherapy reviewed: Videotape playback as a clinical and research tool. American Journal of Psychotherapy. 1968, 22, 245−257.
  265. Deutsch M. Over fifty years of conflict research // Four decades of social psychology. N.Y. 1980.
  266. Deutsch M. The resolution of conflict. New Haven, 1973.
  267. Deutsch M., Gerard H.B. A study of normative and informational social influence upon individual judgment / Journal of abnormal and social psychology. 1955. V.51.
  268. Doise W. L’ancrage dans les etudes sur les representations sociales // Bulletin de psychologie. 1992. V. XLV. № 405. P. 189−195.
  269. Doise W., Clemence A., Lorenzi-Cioldi F. Representations sociales et analyses de donnees. Grenoble, 1992.
  270. Dolly J.P. and Bell M.E. Instructional Psychology Instructional Technology — Is There t a Difference?, Educational Technology, January, 1979.
  271. Eamon D.B. Integrating a computer into the student psychology laboratory: Problems and aspects // Behav. Res. Meth., Instrum., and Comput. 1986. 18(2).
  272. Edney J.J. Human territoriality // Psychologial bulletin, 1974. V. 81.
  273. Emelyanova T. Les representations sociales sur des evenements historiques: le cas de la Deuxieme Guerre Mondiale: Resume // Resumes de la Troisieme conference international sur les representations sociales. Aix-en-Provence, 1996. P. 67.
  274. Emelyanova T., Chupasova M. Les representations, sociales sur la democratic en Russie d’aujourd’hui // Les representations sociales: Des methodes de recherche aux problemes de societe. Outremont (Quebec), 2001. P.453−465.
  275. Emelyanova T., Sizova I. Social representations about psychologist’spersonality / Proceedings of the Fifth International Conference on Social Representations. Montreal, 2000. P.40−43.
  276. Festinger L. Analysis of compliant behavior // Group relations at the crossroads. N.Y., 1953.
  277. Fiedler F.E. The contingency model and the dynamic leadership process // Advances in experimental social psychology. V. 2. N.Y., 1978.
  278. Fraser C. Attitudes, social representations and widespreas biliefs // Papers on social representations. 1994. V.3. № 1. P. 13−25.
  279. French J.R., Raven B.H. The bases of social power // Group dynamics. Research and theory. N.Y., 1968.
  280. Gaynor P. Effect, of feedback delay on retention of computer-based mathematical material // Journal of Computer-Based Instruction. 1981. V. 8.
  281. Gergen K.J. Social psychology as history // Journal of personality and social psychology. 1973. № 26. P. 309−320.
  282. Gergen K.J. The social constructionist movement in modem psychology // American psychologist. 1985. № 40. P. 266−275.
  283. Gibb C.A. Leadership // The handbook of social psychology. V.4. Reading, Mass., 1969.
  284. Goldberg D.A. Resistence to the use of video in individual psychotherapy training. American Journal of Psychiatrie, 1983, 40 (9), 11 721 177.
  285. Graen G.B., Scandura T.A., Graen M.K. A field experimental test of the moderating effects of growth need strength on productivity // J. of applied psychology. 1986. V.71.
  286. Graen G.B., Novak M.A., Soommerkamp P. The effects of leader-member exchange and job design on productivity and satisfaction: testing a dualattachment model // Organizational beavior and human perfomance. 1982. V. 30.
  287. Green S.G., Mitchell T.K. Attributional process of leaders in leader-member interactions // Organizational behavior and human perfomance. 1979. V.23.
  288. Group dynamics. Research and theory / Ed. by D. Cartwright, A. Lander. N.Y., 1968.
  289. Haberinans J. The Theory of Communicative Action. Boston. 1984, Vol. 1−2.
  290. Hackman J.R., Morris C.G. Group tasks, group interaction process and group perfomance effectiveness: a review and proposed itegration // Advances in experimental social psychology. V.8. N.V., 1975.
  291. Halahan C.J. Environmental psychology // Annual review of psychology. 1986. V. 37.
  292. Harmon P. A classification of Perfomance Objective in Behaviors in Job Training Programms. Educational Technology, January, 1969.
  293. Harrison V. Interdependance theory // Small groups and social interaction. V. 2. London, 1983.
  294. Hause U. Trainingsprogramm zur kommunikatives Verhalten bein Leiten. Unveroffentliches Nanuskript, Bauakademie, Berlin, 1976. 168 S.
  295. Hayduk L.A. Personal space: Where we now stand // Psychological bulletin. 1983. V. 94.
  296. Heinssen R.K., Glass C.R., Knight L.A. Assessing: computer anxiety. Development and validation of the computer anxiety raiting scale // Computers in human behavior, V.3 (1). N.Y.: Pergamon press, 1987.
  297. Hill G.W. Group vergus individual perfomance: are N+l heads better that one? // Psychological bulletin. 1982. V. 91.
  298. Hoffman L.R., Stein R.T. The hierarchical model of problem-solving groups // Small groups and social interaction. V. 2. London, 1983.
  299. Hollander E.P. Leader, group, and influence. N.Y., 1964.
  300. Hollander E.P., Julian J.W. Studies in leader legitimacy, influence and innovation // Advances in experimental social psychology. V. 5. N.Y. 1970.
  301. Homans G.C. Social Behavior: its elementary forms. N.Y., 1961.
  302. Janis A.L. Groupthink // Small group and social interaction. V.2. London, 1983.
  303. Kabanoff B. Potencial influence as sources of interpersonal conflict in groups and organizations // Organisational behavior and human perfomance. 1985. V. 36.
  304. Kelley H.H. Two functions of reference group // Readings in social psychology. N.Y., 1952.
  305. Kelley H.H., Thiban J.W. Group problem solving // The handbook of social psychology. V.4. Reading Mass., 1969.
  306. Kelman H.G. Three processes of social influence // Current perspectives in social psychology. N.Y., 1967.
  307. Kindler H.S. Management of disagreement soustructivety. Crisp Publication. Los Altos. C.A. 1988.
  308. Kuhne G.-E., du Chesne N.J., Grune J.-K., Krell D. Pelllcioni P. Forschungsspezifische Anwendungsmoglichkeiten kininksinterner Fernseheanlaqen. Psychiatrie, Neuroljgie und medizinische Psychologie, 1978, 30, 513−521.
  309. Kulhavy R.W. Feedback in written instruction // Review of Educational Research. 1977. V. 47.
  310. Lord R.G., Alliger G.M. A comparison of four informationprocessing models of leadership and social perceptions 11 Human relations. 1985. V.38.
  311. Marcell J.E. Implicit dimension of idioqraphy ahd nomothesis: a reformulation. Americ. psychol., 1977, V. 32, 12, p. 1046−1056.
  312. Markova I. Towards an epistemology of social representations // Journal for the theory of social behaviour. 1996. V. 26. № 2. P. 177−196.
  313. Markova I., Moodie E., Farr R., Drozda-Senkowska E. et al. Social representations of the individual: a postcommunist perspective // European journal of social psychology. 1998. V. 28. № 5. P. 797−827.
  314. Martin J., Sugarman J. Between the modem and the postmodern // American psychologict. 2000. V. 55. № 4. p.397−406.
  315. Maslow A. H. Toward a Psychology of Being. N.Y.: Van Nostrand.1968.
  316. Mc Clintock C.G. Game behavior and social motivation in interpersonal settings // Experimental social psychology. N.Y., 1972.
  317. Milgram S. Obedience to Authority. N.Y., 1974, p. 171.
  318. Moliner P. Validation experimentale de l’hypothese du noyau central des representations sociales // Bulletin de Psychologie. 1988. V. XLI. P. 759−762.
  319. Moscovici S. Introductory Address // Papers on social representations. 1993. V. 2. № 3. P. 160−170.
  320. Moscovici S. On Social representations // Social cognition: Perspectives on everyday understanding / Ed. by H.J. Forgas. L., 1981. P. 181 209.
  321. Moscovici S. The origin of social representations: a response to Michael // New ideas in psychology. 1990. V. 8. № 3. P. 383−388.
  322. Moscowici S., Faucheux C. Social influence, conformity bias andactive minorities // Advances in experimental social psychology. V. 6. N.Y., 1972.
  323. Moscowici S., Poicheler G. Minority or majority influences: social change, compliance and conversion // Small groups and social interaction. Y. 1. London, 1983.
  324. Moscowici S., Zavalloni M. The group as a polarizer of attitudes // J. of personality and social psychology. 1969. V. 12.
  325. Nede 1 son C.C., Bassuk E.L., Hopps C. &- Boutelle W. E., Jr. The use of videotape in couples therapy. International Journal of Group Psychotherapy, 1477, 27 (2), 241−254.
  326. Nemeth C.J., Wachtler J. Creative problem solving as a result of majority versus minority influence // European journal of social psychology. 1983.Y. 13.
  327. Nemeth C.J. Differential contributions of majority and minority influence // Psychological review. 1986. V. 93.
  328. Nixon H. L The small group. N.Y., 1979.
  329. A., Ludwig K.D., Hassenfeld J.N. & Cornelison F.S. A clinical study of alcoholics using audio-visual self image feedback. Journal of Nervous and Mental Disease, 1969, 148, 449−456.
  330. Phillips J.S., Lord R.G. Causal attributions and perceptions of leadership // Organisational behavior and human perfomance. 1981. Y. 28.
  331. Pondy L. Organizational conflict: concepts and model // Administrative science quarterly. 1967. V.12.
  332. Pruitt D.G. Experimental gaming and the goal / expextation hypothesis // Snail group and social infraction. V.2. London, 1983.
  333. Realization sets in-it is now era of the user // Elec. Light and Power.1988. 66 (9).
  334. Renwentree D. Educational Technology in Curriculum Development, Harper and Rew L. 1976.
  335. Russel J.A., Ward L.M. Environmental psychology // annual review of psychology. 1982. V. 33.
  336. Scholz M. Videotechnik in der familienorientierten Therapie. M: O. Bach & M. Scholz (Hsg.), Familientherapie und Familienforschung. Leipzig, 1980, S. 119−147.
  337. Shambaugh P.W. The development of the small group // Human relations. 1978. V.31.
  338. Show M.E. Group composition // Small group and social interaction. V.l. London, 1983.
  339. Show M.E. Group dynamics: the psychology of small group behavior. N.Y., 1971.
  340. Simonson M.K. Maurer M. Development of a standartized test of computer literacy and a computer anxiety index // J. Educat. Computer Res, 1987, V.3. (2).
  341. Skinner B.F. Reflections on decade of teaching machines // Glaser R (Ed.). Teaching Machines and Programmed Laerning. USA, Washington, 1965.
  342. Skinner B.F. The technology of Teaching. N.Y., 1968.
  343. Slater P.F. Role differentiation in small groups // American sociological review. 1955. V. 20.
  344. Smith H.C. Sensitivity Training. The Scientific Understanding of Individuals. N.Y., 1973, 27lp.
  345. Sommer R. Spation behavior // Small groups and social interaction. V.l. London, 1983.
  346. Stogdill R.M. Handbook of leadership. N.Y., 1974.
  347. Stoller F.H. Videotape feedback in the group settinq. Journal of Nervous and Mental Disease, 1969, 148, 457−466.
  348. Toshi D.T. and Addison R. A Taxonometry Educational Reinforment. Educational Technology, September, 1979.
  349. VorbergM. Sozialpsychologisches Training. Jena, 1971, S. 23−35.
  350. Vorwerg M. Learnpsychologische Grundlagen des Trainings zur 0 Verhaltensmodifikation. In M. Vorwerg (Hsg.), Psychotherapie und
  351. , Bd. 3. Leipzig- Barth, 1982, S. 77−89.
  352. Wagner W. Introduction to special issue // Journal for the theory of social behaviour. 1996. V. 26. № 2. P. 93−94.
  353. Wagner W. Queries about social representation and construction // Jornal for the theory of social behaviour. 1996. V. 26. № 2. P. 95−120.
  354. Wagner W. The Social representation paradigm // The Japanese journal of experimental social psychology. 1996. V. 35. № 3. P. 247−255.
  355. Wagner W., Valencia J., Elejabarrieta F. Relevance, discourse and * the «hot» stable core of social representations A structural analysic of wordassociations // British journal of social psychology. 1996. V. 35. № 3. P. 331−351.
  356. Zimbardo F.G. The Mind is a Formidable Jailer: A Pirandellian Prisson «The New York Times Magazine.» 1973, April 8, Section 6.
  357. Ziv A. Personality and sense of Humor. N.Y., 1984.
Заполнить форму текущей работой