Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Гуманистическая теория личности А. Маслоу

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Маслоу (Маслов) Абрахам (1908—1970) — американский ученый, родители которого эмигрировали из России в начале XX в. Наибольшую известность получили две созданные Маслоу (рис. 10.16) теории: иерархическая теория потребностей, получившая в профессиональном жаргоне название «пирамиды Маслоу» и теория самоактуализации. Обе они в строгом смысле не могут быть названы теориями, так как являются… Читать ещё >

Гуманистическая теория личности А. Маслоу (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Маслоу (Маслов) Абрахам (1908—1970) — американский ученый, родители которого эмигрировали из России в начале XX в. Наибольшую известность получили две созданные Маслоу (рис. 10.16) теории: иерархическая теория потребностей, получившая в профессиональном жаргоне название «пирамиды Маслоу» и теория самоактуализации. Обе они в строгом смысле не могут быть названы теориями, так как являются обобщением клинической практики и результатом анализа биографий, в том числе биографий знаменитых людей. Для их обоснования не использовались ни экспериментальные, ни измерительные процедуры. Тем не менее, они широко используются психологами как теории «среднего звена». Предшественниками и единомышленниками Маслоу называет представителей нескольких школ, заявляя свою позицию как интегрирующую. В первую очередь это американские функционалисты У. Джеймс и Дж. Дьюи, геш;

Абрахам Маслоу.

Рис. 10.16. Абрахам Маслоу

тальтисты Курт Гольдштейн и Макс Вертгеймер, а также психоаналитики 3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер, Э. Фромм, К. Хорни и В. Райх.

В работе 1954 г. «Личность и мотивация» Маслоу анализирует различные классификационные подходы для упорядочивания мотивов человеческого поведения, например основанные на внешних целевых объектах либо на внутренних «позывах» и доступных интроспекциях, и приходит к выводу, что единственным основанием классификации могут быть фундаментальные, общие для каждого человека потребности. Структура потребностей имеет иерархический порядок (рис. 10.17): как только ниже лежащий уровень потребностей удовлетворяется, его место занимают потребности следующего уровня.

«Пирамида» потребностей А. Маслоу.

Рис. 10.17. «Пирамида» потребностей А. Маслоу1

Основание пирамиды составляют физиологические потребности «самые жизненноважные, самые мощные из всех потребностей». Это означает, что человек, живущий в крайней нужде, будет движим прежде всего потребностями физиологического уровня. «Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный». Над уровнем физиологических потребностей надстраивается уровень потребностей в безопасности: «в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях». На базе удовлетворения потребностей первых двух уровней актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности — потребности третьего уровня, и «мотивационная спираль начинает новый виток». Четвертый уровень пирамиды образован потребностями в уважении и самоуважении. Маслоу полагает, что потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственной адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы. Пятый уровень — вершину пирамиды — составляют потребности в самоактуализации: реализации себя как творческой личности в соответствии со своей природой. Это стремление человека к самоосуществлеиию, к воплощению в действительность потенциально присущих ему возможностей. Это стремление можно назвать стремлением к самотождественности, самобытности.

Несмотря на то, что идея иерархии потребностей достоверна для многих жизненных случаев, Маслоу отмечает случаи реверсии и подмены потребностей. Это явление наиболее часто затрагивает потребности третьего и чет-[1]

вертого уровней, когда человек, не удовлетворивший потребности в любви, демонстрирует активность четвертого уровня, цель которой — потребность в самоуважении и престиже. Другим случаем нарушения порядка являются случаи, когда на базе удовлетворенной потребности нс актуализируются потребности следующего уровня: «человек, некогда терпевший лишения, например, бывший безработный, до конца своих дней может радоваться только тому, что он сыт».

Важными понятиями в теории Маслоу являются понятия «мера удовлетворения потребности» и «фрустрационная толерантность». Содержание первого понятия раскрывается через пример: «если потребность А удовлетворена только на 10%, то потребность В может не обнаруживаться вовсе, однако, если потребность А удовлетворена на 25%, то потребность В „пробуждается“ на 5%, а когда потребность А получает 75% удовлетворение, то потребность В может обнаружить себя на все 50% и так далее». Второе понятие «фрустрационная толерантность» (способность выдерживать состояния неудовлетворенной потребности) раскрывается следующим высказыванием: «у людей, которые большую часть жизни, и особенно в раннем детстве, были удовлетворены в базовых потребностях, развивается особый иммунитет к возможной фрустрации данных потребностей. Фрустрация не страшит их хотя бы потому, что они обладают сильным, здоровым характером, истоки которого лежат в базовом чувстве удовлетворенности».

Теория самоактуализации завоевала широкую популярность как в научном сообществе, так и у непрофессионалов. Она обращается к важнейшему понятию современной психологии — понятию «психическое здоровье». Как известно, отрицательный полюс шкалы «психическое здоровье — психическое нездоровье» описан достаточно полно в клинической психологии, психотерапии и психиатрии, положительный полюс — исследован минимально.

Можно считать теорию самоактуализации первым шагом в направлении исследования психического здоровья и в попытке отделить это понятие от понятия «социализированный человек», которое, конечно, не имеет ничего общего с понятием «психически здоровый человек». Очевидно, что так как исследование Маслоу новаторское, многие его аспекты не отвечают требованиям надежности, а выборки — требованию репрезентативности, в чем признается и сам автор. Маслоу определяет синдром «самоактуализированной личности» через следующие характеристики (симптомы):

  • • эффективное восприятие реальности;
  • • принятие себя и других;
  • • спонтанность, простота, естественность;
  • • служение;
  • • потребность в уединении;
  • • независимость от культуры и среды, воля и активность;
  • • свежий взгляд на вещи;
  • • наличие опыта мистических переживаний;
  • • чувство глубокой причастности человечеству;
  • • демократичность;
  • • умение отличать средство от цели, различать дооро и зло;
  • • философское чувство юмора;
  • • креативность.
  • [1] Образ пирамиды, как графической метафоры представлений Маслоу придуман и использован для иллюстрации его идей немецким автором У. Стоппом после смерти Маслоу в 1975 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой