Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Внимание при нарушениях зрения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При глубоких нарушениях зрения наблюдается снижение активности, наиболее четко проявляющееся в ранние периоды развития, что связано с невозможностью воспринимать раздражители нарушенным зрительным анализатором и реагировать на них. Отсутствие зрительных впечатлений снижает уровень внешней стимуляции деятельности ребенка, что приводит к меньшей его активности по отношению к внешнему миру. Целый… Читать ещё >

Внимание при нарушениях зрения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В отечественной психологии внимание определяется как «направленность и сосредоточенность психической деятельности человека, активность его личности в данный момент и при данных условиях»[1] и как организация психической деятельности (К. К. Платонов). Внимание не имеет своего собственного содержания и является характеристикой активности и деятельности человека.

При глубоких нарушениях зрения наблюдается снижение активности, наиболее четко проявляющееся в ранние периоды развития, что связано с невозможностью воспринимать раздражители нарушенным зрительным анализатором и реагировать на них. Отсутствие зрительных впечатлений снижает уровень внешней стимуляции деятельности ребенка, что приводит к меньшей его активности по отношению к внешнему миру. Целый ряд зарубежных тифлопсихологов (Г. Шауэрт, И. Цойтен, Д. Хатвелл, Анна-Мари Сандерс, Д. Буринхэм, Д. Уоррен, Т. Катсборт и др.) отмечают низкий уровень общей активности слепого ребенка в ранние периоды развития и меньшую его подвижность. Проявляется это и в ориентировочно-поисковой деятельности. В связи с этим внимание как направленность деятельности, ее избирательность, имеет своеобразные особенности. Ограниченность внешних стимуляций сказывается в бо? льшем внимании к своему «я», в превалировании среди слепых по сравнению со зрячими количества интровертов, в избирательном общении с узким кругом хорошо знакомых людей (В. С. Мерлин, Д. Уоррен).

Практически все качества внимания, такие как активность, направленность, широта (объем, распределение), переключаемость, интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая), устойчивость, оказываются под влиянием нарушенного зрения, но могут достигать уровня развития у зрячих, а порой и превышать его.

Сокращение количества и разнообразия внешних впечатлений оказывает отрицательное влияние на формирование качеств внимания. Замедленность процесса восприятия, как обязательного, так и зрительного, сказывается на темпе переключения внимания; неполнота и фрагментарность образов — на снижении объема, устойчивости внимания[2]. Активное включение лиц с нарушением зрения в совместную деятельность со зрячими требует со стороны первых большей самостоятельности и умения управлять своей деятельностью.

В зависимости от видов деятельности для ее успешного выполнения необходимо развитие различных свойств внимания. Так, в учебной деятельности важным условием является наличие произвольного внимания, умения сосредоточиться на задании.

В такой специфической деятельности, как пространственная ориентация, а также трудовая деятельность, условием эффективности и результативности является умение переключать внимание в процессе решения конкретных практических задач. Слепому и слабовидящему необходимо для компенсации зрительной недостаточности активно использовать информацию, получаемую от всех сохранных и нарушенных анализаторов; концентрация же внимания на анализе информации от одного из видов рецепции не создает адекватного и полного образа, что приводит к снижению точности ориентировочной и трудовой деятельности.

Процесс реабилитации и интеграции слепых и слабовидящих в современное общество с его техническими успехами требует от них бо? льшей самостоятельности и активности, что связано с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, ее устойчивость и интенсивность, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требований деятельности.

Общие закономерности формирования и развития внимания у нормально развивающихся детей присущи и детям с глубокими нарушениями зрения. Однако полное выпадение или глубокое нарушение зрительных функций делает невозможным или затрудняет зрительное отражение предметов и явлений окружающей действительности. Восполнить эти недостатки в чувственном опыте может активация деятельности сохранных органов чувств, в которой огромная роль принадлежит вниманию.

Внимание как одна из сторон психической деятельности незрячих и слабовидящих детей, а также взрослых, изучено крайне недостаточно. И все-таки почти все тифлопсихологи и тифлопедагоги отмечают большое значение внимания в компенсации и коррекции последствий зрительных дефектов.

Первоначально непроизвольное внимание формируется и развивается в результате воздействия внешних раздражителей на органы чувств или проявлений органических потребностей и не зависит от сознания субъекта деятельности. Чем интенсивнее раздражитель, тем ярче проявления внимания. Сокращение же объема внешних воздействий вследствие полного или частичного выпадения зрительных ощущений и восприятий, наиболее дифференцированных, опредмеченных, эмоционально окрашенных, не способствует развитию внимания, а, наоборот, задерживает его развитие. Как показали исследования, направленные на изучение сенсорной депривации (Н. Н. Зислина, Л. А. Новикова, Л. И. Фильчикова и др.), значительное уменьшение внешних воздействий приводит к так называемому сенсорному голоду и отрицательно влияет на формирование свойств внимания.

Среди тифлопсихологов старой школы (К. Штумпф и др.) довольно распространенным было мнение об автоматически происходящих изменениях всех свойств внимания, при этом в первую очередь отмечалось повышение его устойчивости, интенсивности, концентрированности. Данные утверждения об улучшении качеств внимания при выпадении зрительных функций не имеют экспериментального подтверждения.

Такие тифлопсихологи, как К. Бюрклен, П. Виллей, А. А. Крогиус, Ф. Цех, утверждали, что сужение сферы чувственного познания у незрячих отрицательно влияет на внимание, отмечая в то же время, что оно у слепых может развиваться, причем достигать того же уровня, что и у зрячих.

Непосредственная связь с деятельностью, в процессе выполнения которой формируются духовные потребности, интересы, волевые качества и осознание себя как личности, определяет и характеризует уровень развития внимания и его направленность. Следовательно, включение незрячих в деятельность является непременным условием развития произвольного и непроизвольного видов внимания.

Состояние внимания ребенка с нормальным зрением при любом виде деятельности — рассматривании, слушании, обдумывании — находит выражение в мимике и пантомимике, определенную роль играет при этом подражание мимике взрослых, наблюдаемой детьми. Визуальное восприятие незрячими детьми выразительных движений лица и тела (мимики и пантомимики) невозможно, поэтому у них такие проявления внимания не формируются.

Двигательная сфера незрячих отличается целым рядом специфических особенностей. У них ограничены движения, отдельные движения осуществляются с большой осторожностью, вялостью, медлительностью. Положение тела несколько согнутое. Передвигаются они нерешительно.

У незрячих также отмечена выраженная моторная недостаточность (А. В. Ярмоленко и М. М. Беликов). При этом установлена прямая зависимость между остаточным зрением и степенью моторных нарушений.

Отмечаются особенности произвольных движений лицевой мускулатуры незрячих, резкое снижение возможностей выполнения отдельных движений, при этом указывается на сравнительно лучшее состояние моторики нижней части лица (А. С. Мищенко).

Динамографическое изучение мышечной работоспособности зрячих и незрячих обнаружило значительное снижение у последних как мышечной силы, так и мышечной работоспособности (М. Р. Мегентовик и Т. Н. Гут).

Установлено также, что те движения, которые обычно контролируются зрением, незрячие выполняют значительно хуже, чем зрячие.

При наличии даже небольшого остаточного зрения моторные нарушения выражены менее резко. Выявлено, что моторная недостаточность зависит также от времени наступления слепоты: у слепорожденных она выражена более резко, чем у поздноослепших.

У незрячего состояние внимания характеризуется маскообразным выражением лица и фиксированным положением головы и тела (поворот вполоборота к говорящему), направленным на отчетливое слуховое восприятие.

Формирование и развитие внимания у детей с нарушением зрения. Характер реакций и поведение детей с нарушением зрения в младенческом возрасте (двух-трехмесячных) часто не отличаются от тех, что наблюдаются у нормально видящих сверстников. Их внимание непроизвольно по сути и зависит от качества внешних раздражителей: слабовидящих привлекают яркие, блестящие или движущиеся предметы, как слабовидящих, так и незрячих — громкие, резкие звуки.

Одним из важных направлений, способствующих развитию внимания у детей с глубоким нарушением зрения, является использование сочетания дистантного слухового и контактного тактильного восприятий, на основе которых укрепляются связи между звуковой характеристикой объекта и его осязательным образом.

Развитие внимания у детей рассматриваемой категории несколько замедлено во времени. Интенсивность, устойчивость, объем внимания с возрастом увеличиваются. К концу дошкольного возраста отмечаются зачатки управления вниманием.

Однако у младших школьников преобладающим все еще остается непроизвольное внимание, зависящее в большей степени от интереса к работе (учебной и др.), от наглядности, эмоциональной стороны их психики. Объем внимания — два-три объекта. Распределение внимания еще слабое. И все же у младших школьников с нарушением зрения начинает формироваться произвольное внимание. В подростковом возрасте оно становится более интенсивным, концентрированным, устойчивым. Однако импульсивность, свойственная психике подросткового возраста, нередко затрудняет управление вниманием. Тем не менее произвольное внимание у подростков продолжает развиваться и связано с формированием интересов и их дифференциацией.

Высокая работоспособность в юношеском возрасте обеспечивается дальнейшим развитием внимания, как непроизвольного, так и в бо? льшей степени произвольного. Форма подачи материала не имеет существенного значения. Основная роль у школьников с нарушением зрения, так же как и у зрячих, принадлежит уже содержательной стороне учения.

В старшем школьном возрасте учащиеся с глубоким нарушением зрения начинают задумываться над тем, какую профессию выбрать, куда пойти учиться, работать, как войти в жизнь. У них появляется мотив, цель, стремление к ее реализации, последнее невозможно без концентрации внимания.

В отличие от зрячих, у слепых в этом возрасте все большее значение приобретает развитие слухового внимания как при пространственной ориентировке, так и при общении с другими людьми. Концентрация слухового внимания требуется слепому при передвижении в пространстве.

При разговоре свое слуховое внимание незрячий направляет на речь собеседника, ее тембр, интонацию, т. е. так называемую вокальную мимику, на основе которой у него формируется представление о человеке, его искренности, характере и т. п. Из литературы о слепых (Д. Дидро, А. Цейне, Ж. Роденбах, М. Дюфур, Л. Ансальди, П. Дюфо, Т. Геллер, А. А. Крогиус, П. Виллей и многие другие) известны случаи (их немало), когда образ собеседника, возникший в представлении слепого, совпадает до мельчайших подробностей с оригиналом. Основой такого представления о человеке является его голос, его «вокальная мимика», услышанная слепым. Эта удивительная способность находила различные объяснения. Как отмечал В. С. Сверлов, до сих пор наша наука не имела научно поставленного эксперимента, который с достаточной достоверностью ответил бы на этот вопрос.

Незрячие, используя слуховое произвольное внимание, концентрируя его, могут судить по голосу говорящего о его настроении, искренности, психических особенностях, по звукам шагов — о его физическом состоянии. Что же касается других подробностей представлений о человеке, то и они, вполне возможно, возникают при концентрации произвольного внимания иных модальностей.

Немаловажное значение для слепых имеет развитие произвольного осязательного внимания, которое проявляется при обучении по Брайлю, при обследовании предметов на протяжении всего учебно-воспитательного процесса.

У слабовидящих слуховое внимание и его концентрация не получают такого развития, как у незрячих, поскольку, надеясь на зрение, они не развивают слуховое произвольное восприятие, не учатся его концентрировать. Внешнее же проявление внимания в мимике и пантомимике у них формируется на недостаточном уровне. Из-за своего слабого зрения они чаще всего не могут видеть точно выражение лица собеседника, а следовательно, представления о нем могут формироваться неточные.

У слабовидящих школьников интенсивность и концентрация произвольного зрительного внимания при выполнении какой-либо деятельности не всегда устойчивы. Так, например, В. А. Лониной было отмечено, что корректурная проба выполнялась безошибочно первоклассниками в течение первых пяти-семи минут, после чего наблюдались пропуски четырех и более букв.

Четвероклассники успешно выполняли задание на протяжении 10−12 минут, после чего возникали пропуски однойдвух букв. Их нормально видящие сверстники выполняли корректурную пробу значительно лучше: на протяжении 15 минут они не делали ни одной ошибки. Концентрация произвольного внимания при выполнении зрительной работы у них сохранялась до конца опыта.

У первоклассников с нормальным зрением показатели соответствовали результатам слабовидящих четвероклассников.

Недостаточный уровень концентрации произвольного зрительного внимания у слабовидящих школьников подтверждается как школьной практикой, так и исследованиями, направленными на изучение их письма и чтения.

Данные, свидетельствующие о зрительной и общей утомляемости слабовидящих учащихся, подтверждают правильность установленного режима зрительной нагрузки, ее длительности для слабовидящих — 15 минут.

Таким образом, внимание у детей с неполноценным зрением развивается по закономерностям, общим с нормально видящими детьми. Однако в силу ограниченности или отсутствия зрительного восприятия оно имеет свои специфические особенности: более позднее его формирование, неустойчивость, меньшая концентрация и интенсивность, бо? льшая утомляемость.

  • [1] См.: Добрынин Н. Ф. Материалы 3-го Всесоюзного съезда Общества психологов СССР. М., 1968. Т. 1.
  • [2] См.: Литвак А. Г. Тифлопсихология. М., 1985.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой