Развитие Я-концепции личности будущего госслужащего на этапе допрофессиональной подготовки
Диссертация
Отечественные и зарубежные исследования Я-концепции личности позволяют представить Я-концепцию подростков в переходном к юношескому возрасте как целостный, но в то же время противоречивый образ собственного «Я», который выступает как социальная установка по отношению к самому себе и в котором внутренние противоречия предопределены несоответствием образов «Я» во времени или слабой степени… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИССЛЕДОВАНИЮ Я-КОНЦЕПЦИИ ПОДРОСТКОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ПРОФЕССИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО
- 1. 1. Состояние разработанности проблемы Я-концепции личности в зарубежной и отечественной научной литературе
- 1. 2. Я-концепция подростка как объект психолого-акмеологических исследований
- 1. 3. Я-концепция профессионально самоопределяющегося подростка в зеркале Я-концепции государственного служащего
- Глава II. ЭМПИРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ Я-КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ГОССЛУЖАЩЕГО НА ЭТАПЕ ДОПРОФЕССИО-НАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
- 2. 1. Программа и процедура исследования психо-лого-акмеологических особенностей Я-концепции профессионально-ориентированных на госслужбу подростков
- 2. 2. Анализ и интерпретация данных исследования развития Я-концепции будущего госслужащего
- 2. 2. 1. Изучение особенностей Я-идентичности подростков, ориентированных на профессиональную деятельность в системе государственной службы, с использованием методики Макпартленда «Кто Я?»
- 2. 2. 2. Исследование специфики психолого-акмеологических характеристик Я-концепции будущих госслужащих на основе теста Т. Лири
- 2. 2. 3. Определение уровня самооценки с помощью методики
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Субъект символ российского самосознания II Сознание личности в кризисном обшестве. — М.: ИПРАН, 1995. С. 10−28.
- Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. 1994. т. 14. С. 39−55.
- Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М, — Мысль, 1991. -229 с.
- Абульханова-Славская К. А. Типология активности личности //Психологический журнал. 1988, № 5. Т. 6. С. 3−18.
- Агапов B.C. Критерии, показатели и уровни становления Я-концепции в управленческой деятельности руководителей. Учебно-методическое пособие.- М.: Государственный университет управления, 1999, — 21 с.
- Агапов B.C. Методологические вопросы теории Я-концепции руководителя. Учебно-методическое пособие. М.: Государственный университет управления, 1999.-25с.
- Агапов B.C. Модель Я-концепции руководителя. Учебно-методическое пособие /Под ред. A.A. Деркача М.: МОСУ, РАГС, 2001. -52 с.
- Агапов B.C. Психологическая характеристика модели Я-концепции личности //Психология сегодня. Материалы 1 Всероссийской научной конференции по психологии РПО 31 января 2 февраля 1996 г. — М.-1996, т.2. Вып. 1. -20 с.
- Агапов B.C. Становление Я концепции в системе духовных потребностей подростков: Дис. канд. психол. наук. — М., 1994.- 225 с.
- Алюшина H.A., Репецкий Ю. А., Семенов И. Н. Психодиагностика и развитие рефлексивности профессионального самоопределения успешных управленцев. Учебно-методическое пособие. Сочи: ИРПТ и ГО МАГО, 2000, — 162 с.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. М.: Педагогика, 1980. — 232 с.
- З.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб, 2001. — 288 с.
- Ананьева H.A. Мотивы выбора качеств значимых людей в процессе общения и процесс «самовыбирания» //Мир психологии 1999 — № 3 (19). — С. 167−173.
- Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. -325с.
- Анцыферова JI. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни //Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала /Под ред. В. А. Бодрова и др. -М.: Институт психологии АН СССР, 1991.
- Араканцева Т.А., Дубовская Е. М. Полоролевые представления современных подростков как действенный фактор их самооценки //Мир психологии. 1999. — № 3 (19). — С.147−155.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976. -158с.
- Асмолов А.Г. Психология личности. Учебник. М.:МГУ, 1990. -367с.
- Бахур В.Т. К вопросу о нейрофизиологических механизмах чувственного «Я» // Вопросы психологии 1980. № 3. — С. 41−46.
- Белинская Е.П. Временные аспекты Я-концепции и идентичность //Мир психологии.-1999-№ 3(19). С. 140−147.
- Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. -422 с.
- Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. М.: Фонд духовного и нравственного образования, 1996. — 141 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. — 328 с.
- Бодалев A.A. Об управлении развитием отношений //Мир психологии. 1996. — № 2 (7). — С.7−15.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М.: Просвещение, 1968.-464 с.
- Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭКС», 1995. -352 с.
- Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе //Вопросы психологии. -1978, — № 4. С. 20−28.
- Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение учащихся //Рабочая книга школьного психолога / Под ред. И. В. Дубровиной М.: Просвещение, 1991. — 297 с.
- Боришевский М.И. Психологические особенности самосознания подростка. Киев: Вища школа, 1980. -167 с.
- Бороздина Л.В. Исследование уровня притязания: Учебное посо-бие.-М.: Б.и., 1993. -141с.
- Бортникова Л.Г. Динамика развития рефлексивности и обоснованности самооценки в зависимости от особенностей внутренней позиции школьника (младший школьный и подростковый возраст): Дис. канд. психол. наук. М., 2000. -124 с.
- Бояринцева A.B. Я-концепция как фактор профессионализации потенциального предпринимателя //Педагогика. 1995. — № 5. — С.24−33.
- Брушлинский A.B. Проблема психологии субъекта. М.: ИП РАН, 1994. — 386 с.
- Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности. -М.-Политиздат, 1968. 324 с.
- Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Политиздат, 1978.- 228 с.
- Буева Л.П. Человек как высшая ценность и главное богатство общества. М., 1991. — 252 с.
- Весна Е.Б. Понятия «личность» и «индивидуальность» в понятийном пространстве, описывающем человека//Мир психологии 1999. -№ 4 (20) — С.279−295.
- Визгина A.B. Роль внутреннего диалога в самосознании личности: Дис. канд. психол. наук. М., 1987. — 182 с.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. -М: МГУ, 1990. -283с.
- Воробьева Т.В., Шильштейн Е. С. О ролевом компоненте Я-концепции //Вестник МГУ. Серия 14. Психология 2000. — № 1. — С.29−35.
- Гримак Л.П. Общение с собой. М., 1991. — 79 с.
- Гуткина Н.И. Личностная рефлексия в подростковом возрасте: Ав-тореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983. — 24 с.
- Гуткина Н.И. О психологической сущности рефлексивных ожиданий //Психология личности: теория и эксперимент. М., 1982. — С. 100 108.
- Дворянчиков Н.В. Участие Я-концепции в процессах адаптации и саморегуляции //2-ая Российская конференция по экологической психологии: Тезисы (Москва 12−14 апреля 2000 г.) М.: Экопсихоцентр РОСС, 2000. — С.141−142.
- Деркач A.A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1−5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2, — М.: РАГС, 2000. 536 с.
- Деркач A.A. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. -М.: РАГС, 1999. 392 с.
- Деркач A.A., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. Учебное пособие. М.: РАГС, 2000. — 144 с.
- Деркач A.A., Маркова А. К. Профессиограмма государственного служащего. Уч. пос. М.: РАГС, 1999. — 95 с.
- Деркач A.A., Старовойтенко Е. Б., Кривокулинский А. Ю. Реализация Я-концепции в системе жизненных отношений личности (акмеоло-гический аспект). М.: РАУ, 1993. — 158 с.
- Джеймс У. Психология /Под ред Л. А. Петровской. М.: Мысль, 1991.- 368 с.
- Духовность и рефлексивность в становлении профессионала: Материалы международного научно-практического семинара: Москва, 1720 июня 1997 года /Под ред. H.A.Коваль, И. Н. Семенова. М., Тамбов: Изд-во ТГУ имени Г. Р. Державина, 1997. 82 с.
- Зинченко В.П. Проблема внешнего и внутреннего и становление образа себя и мира как реализация сознания //Мир психологии. 1999. -№ 1 (17) — С.97−104.
- Карцева Т.Б. Изменение образа Я в ситуациях жизненных перемен: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1989. — 25 с.
- Козиевская Е.В. Профессиональная самооценка в развитии мотивации достижения государственных служащих: Дис. канд. психол. наук. М., 1998.
- Козлов В.В. Психотехнологии допрофессионального развития личности в социально-образовательных программах: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1995. — 29 с.
- Козлова Т.З. Самоидентификация некоторых социальных групп по тесту «Кто Я» //Социс. 1995. — № 5. — С.102−110.
- Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335 с.
- Кон И. С. Категория «Я» в психологии //Психологический журнал. -1981. -Т.2.-№ 3.- С.25−38.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Педагогика, 1989.-213 с.
- Корниенко H.A. Психологическое изучение личности в юношеском возрасте. Новосибирск, 1993. — 130 с.
- Крылов А.Н. «Образ Я» как фактор развития личности: Дис. канд. психол. наук. М., 1984.- 141 с.
- Крягжде С.П. Управление формированием профессиональных интересов //Вопросы психологии. 1985. — № 3. — С. 23 — 30.
- Куликов И.В. Развитие профессионального «Я» государственного служащего средствами информационных технологий: Дис. канд. психол. наук. М., 2000. — с.
- Лагонда Г. В. К проблеме содержания понятия «Я-усилия» //Журнал практического психолога. 1998. — № 7. — С. 19−22.
- Лекарева М.П. Анализ изменений Я-концепции студентов-психологов в процессе изучения основ гештальттерапии: Автореф. дис. канд. психол. наук, — М., 1999.-20 с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Изд-е 2-е. М.: Политиздат, 1984. — 304 с.
- Липпс Т. Самосознание. СПб., 1903. — 72 с
- Максуэлл Мольц. «Я» это «Я», или как стать счастливым. М., 1991.- 361 с.
- Мерлин B.C. Психология индивидуальности. М.: Изд-во «Институт практической психологии». — Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. — 465 с.
- Мириманова М.С. Проблемы рефлексии. Новосибирск, 1987. -156 с.
- Михеев Н.В. Акмеологическая модель профессионального становления личности руководителя. М.: МИЭТ, 1999. с. 15.
- Михеев Н.В. Акмеологическая характеристика личности профессионала. М.: МИЭТ, 1999. — с.22.
- Молчанова О.Н. Специфика Я-концепции в позднем возрасте и проблемы психологического витаукта //Мир психологии. 1999. — № 2 (18) -. С.133−141.
- Мурашко С.Ф. Акмеологические условия развития профессионального Я государственных служащих.: Дис. канд. психол. наук. М., 2000. с.
- Мурашко С.Ф. Программно-целевая модель развития профессионального Я современного государственного служащего. М., 2000. -31 с.81
- Мурашко С.Ф. Развитие профессионального «Я» государственных служащих. М., 1998. 38 с.
- Мухина B.C. Возрастная психология. -М.: Просвещение, 1994. -256 с.
- Мухина B.C. Проблемы генезиса личности. М., 1985. — 245 с.
- Немировский В.Г. Образ желаемого будущего как фактор формирования социально-профессиональной ориентации подростков // Социол. ис-след. 1984. — № 2. — С. 85 — 89.
- Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991. — 108 с.
- Пантилеев С.Р. Методика исследования самоотношения. М.: Смысл, 1993. — 32 с.
- Пряжников Н.С. Теоретико-методологические основы активизации профессионального самоопределения: Дис. докт. пед. наук. Екатеринбург, 1995.-186 с.
- Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории /Под ред. А. В. Брушлинского.- М.: ИПРАН, 1997.-576 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие /Под ред. J1.M. Митиной. М.: Моск. психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 184 с.
- Психология и акмеология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М.: РАГС, 1998 — 199 с.
- Психология самосознания. Хрестоматия. Самара.: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000, — 672 с.
- Психология. Словарь /Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. изд.2-е, испр. и доп. — М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
- Пфендер А. Введение в психологию. СПб., 1909. — 368 с.
- Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности. М.: Мир, 1994. — 320 с.
- Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.-220 с.
- Рубинштейн С.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973. — 424 с.
- Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия.-Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2000, — 656 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-пресс, 1995. — 384 с.
- Смирнов С.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: МГУ, 1985 — 213 с.
- Снегирева Т.В. Методика изучения особенностей личностной саморегуляции //Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987. — С.80−89.
- Снегирева Т.В. Процесс социально-психологической адаптации подростков в условиях специализации учебной деятельности (на материале физико-математических школ): Дис. канд. психол. наук. М., 1978. — 146 с.
- Собкин B.C. Динамика ценностных ориентаций в старшем школьном возрасте. М., 1997. -157 с.
- Собчик Л.Н. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т.Лири. Методическое руководство. М., 1990. — 48 с.
- Собчик Л.Н. Характер и судьба. Введение в психологию индивидуальности. Теория и практика изучения индивидуально-личностных свойств (руководство для психологов, социологов, педагогов и врачей). -М.: Институт прикладной психологии, 1995. 126 с.
- Сорокоумова Г. В. Мотивационный компонент психологической готовности к выбору профессии в раннем юношеском возрасте. М., Наука, 1990. — 89 с.
- Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. М.: Политиздат, 1972. -303 с.
- Столин В.В. Познание себя и отношение к себе в структуре самосознания личности: Дис. докт. психол. наук. М., 1985. -530 с.
- Столин В.В. Самосознание личности. М.: МГУ, 1983. -286 с.
- Татенко В.А. Психология в субъективном измерении. Киев: Выща школа, 1996. — 36 с.
- Темнова JI.B. Личностно-профессиональное развитие психолога в системе высшего образования: Дис. докт. психол. наук М.- 2001. — 387 с.
- Фельдштейн Д.И. Особенности личностного развития подростка в условиях социально-экономического кризиса //Мир психологии и психология в мире. 1994. — № 6. — С.38−46.
- Фельдштейн Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. -М.: Московский психолого-социальный институт /Флинта, 1997. -160 с.
- Филиппов A.B. Методология психологического анализа управленческой деятельности //Методология инженерной психологии, психологии труда и управления. -М.: Наука, 1981. С.96−109.
- Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1987. — 184 е.: ил.
- Формирование личности старшеклассника /Под ред. И. В. Дубровиной. М.: Педагогика, 1989. — 168 е.: ил.
- Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы. М.: Педагогика, 1993. — 144 с.
- Хьелл JT., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с. — (Серия «Мастера психологии»),
- Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. М.: Наука, 1977. — 144 с.
- Чеснокова И.И. Эмоционально-ценностное отношение личности к себе. // Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии. М.: Прогресс, 1977. 198 с.
- Чудова Н.В. Мифологическая составляющая образа «Я» //Психологический журнал. 1999. — № 5. — т.20. — С.45−50.
- Эриксон Э. Детство и общество.- Обнинск: Принтер, 1993. 55 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. — 210 с.
- Юнг К. Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души /пер. с нем. М.: Политиздат, 1994. — 336 с.
- Berzonsky, Michael D. Public self-presentations and self-conceptions: the moderating role of identity status //The Journal of Social Psychology v.135 (Dec. 1995) p. 737−45 ISSN: 0022−4545 Number: BSSI96013980
- Brown D. Summary, Comparison and Critique of Major Theo-ries//Career Choise and Development: Aplying Contemporary Theory to Practice/ D. Brown, L.L.Brooks (Eds.), 1990.
- Erikson E.H. Identity, Youth and Crisis. New York: Norton, 1968.
- Fleenor, John W. The role of reflection in managerial learning (book review)// Source: Personnel Psychology v. 53 no3 (Autumn 2000) p. 773−5 ISSN: 0031−5826 Number: BBPI00072958
- Kernberg O. Object-Relations Theory and Clinical Psychoanalisis. -New York: Jason Aronson, 1976.136
- Kohlberg L., Turiel E. (Ed.) Recent Research in Moral Development.-New York: Holt, 1973.
- Malmquist C.P. //Basic Handbook of Child Psychiatry / Ed. by J.D.Noshpitz. Vol. 1.- New York, 1979.
- Rosenberg M., Kapllan H.B. (Ed.). Social Psychology in the self-conception. Harlan Davidson, 1982.- 363 p.
- Super D. Career and Life Development //Career Choise and Development: Aplying Contemporary Theory to Practice/ D. Brown, L.L.Brooks (Eds.), 1990.
- Verhofstadt-Deneve L. Adolescentiepsychologie: pre-publicatie. -Gent: Rijksuniversiteit, 1984.