Диагностическое изучение особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и его коррекция средствами деятельности конструирования
Диссертация
Данные об особенностях развития конструктивной деятельности при различных формах детского церебрального паралича в литературе представлены недостаточно. С одной стороны, не определены и не описаны факторы, влияющие на формирование конструктивной деятельности у детей с детским церебральным параличом, в частности такие, как степень и сторонность поражения, уровень развития манипулятивных функций… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Проблема развития и формирования деятельности конструирования у детей с церебральным параличом в трудах исследователей
- 1. 1. Место продуктивных видов деятельности в психической жизни ребенка дошкольного возраста
- 1. 2. Становление деятельности конструирования в раннем и дошкольном возрасте
- 1. 3. Особенности психического развития детей с ДЦП
- 1. 4. Значение и качественное своеобразие формирования деятельности конструирования у старших дошкольников с ДЦП
- Выводы по главе
- Глава 2. Программа и результаты диагностического изучения старших дошкольников с детским церебральным параличом средствами деятельности конструирования
- 2. 1. Программа диагностического изучения психического развития детей с ДЦП
- 2. 2. Характеристика испытуемых по результатам анализа анамнестических данных
- 2. 3. Результаты изучения психологической базы деятельности конструирования детей с ДЦП (констатирующий этап)
- Выводы по главе
- Глава 3. Программа и результаты психокоррекционной работы по формированию деятельности конструирования
- 3. 1. Принципы психокоррекционной работы с детьми с ДЦП
- 3. 2. Организация формирующего эксперимента
- 3. 3. Ознакомление с материалом детей и родителей
- 3. 4. Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию конструктивных навыков и умений у детей с ДЦП
- 3. 5. Оценка эффективности формирующего эксперимента
- Выводы по главе
Список литературы
- Абрамович-Лехтман Р. Я. Психологическая помощь детям с церебральным параличом. — В кн.: Лечебная помощь детям с церебральными параличами. Л., 1962.-С. 109−139.
- Антонов И.П., Козловская Л. Е., Ульщик B.C. О восстановительном лечении детей с церебральными параличами в специализированной школе-интернате. — В кн.: Реабилитация больных с нервными и психическими заболеваниями. М., 1973. 241 с.
- Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. М.: Академия, 2001.-248 с.
- Архипова Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП. М., изд-во МГОПУ, ассоциация «Гуманитарий», 1997. — 86 с.
- Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трех лет жизни: Монография. М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. -212 с.
- Бадалян Л.О. Невропатология: Учебник для студентов дефектол. фак. высш. пед. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 384 с.
- Бадалян Л.О., Журба Л. Г., Тимонина О. В. Детский церебральный паралич. Киев: Здоровье, 1988. -234 с.
- Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5−7 лет. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. — 120 с.
- Безруких М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург: ЛИТУР, 2001.-320 с.
- Белякова Л.И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольниками с нарушениями речи / Под ред.Л. И. Беляковой. -М.: Книголюб, 2004. 56 с.
- Боровик О.В. Развитие воображения: Метод, рек, — М., 2000. -112 с.
- Бортфельд С.А., Рогачева Е. И. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. Л.: Медицина, 1986. 172 с.
- Босых В.Г., Павловская Н. Т. Нарушение функции верхних конечностей при спастической диплегии: обследование и коррекция //Коррекционная педагогика. 2004. -№ 1(3). — С.52 — 59.
- Босых В.Г., Павловская Н. Т. Оценка тяжести двигательных нарушений при ДЦП в форме спастической диплегии // Специальная психология. 2005. -№ 1(3). — С.21 -27.
- Вальдес Одриосола М. С. Некоторые теоретические подходы к организации арттерапевтического процесса //Коррекционная педагогика. 2005. -№ 2(8). — С.69 — 73.
- Вассерман Л.И., С.А.Дорофеева, Я. А. Меерсон. Методы нейропсихоло-гической диагностики. СПб.: Стройлеспечать, 1997. — С. 232 — 252.
- Вассерман Е.Л., Катышева М. В., Никитина Л. Н. Клинико-психологический анализ проблем, возникающих в школе у детей с цереброор-ганическим синдромом: четыре наблюдения // Дефектология. 1999. — № 4. — С. 3−7.
- Венгер Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. М.: Знание, 1994 г.-240 с.
- Венгер Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. 1982. — № 3. — с.46 — 52.
- Власова Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Педагогика, 1985. — 128 с.
- Волковская Т.Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2004. — 104с.
- Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Е. И. Корзакова и др.- Сост. Г. М. Лямина. -М.: Просвещение, 1984. 288с.
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.
- Гозова А.П., Кулагин Ю. А., Лубовский В. И., Петрова В. Г., Розанова Т. В. Изучение психического развития аномальных детей // Дефектология. -1983.-№ 6.-С.З.
- Гончарова М.Н. Основные принципы лечебной помощи детям с церебральными параличами //Ортопедия, травматология и протезирование. 1961. — № 8. — С. 64−69.
- Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. — 64 с.
- Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся педагогических уч-щ. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 128 с.
- Гусейнова А.А. Основные направления медико-психолого-педагогической помощи дошкольникам с тяжелыми двигательными нарушениями в условиях реабилитационного центра //Коррекционная педагогика. -2004. № 1(3). — С.21- 28.
- Гусейнова А.А. Психокоррекционнные технологии в профилактике и преодолении эмоциональных нарушений у старших дошкольников с детским церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2005. — № 2(8) — С. 57 -60.
- Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: «Просвещение», 1976. — 79 с.
- Диагностика умственного развития дошкольников (Научн.-исслед. Инст. Дошкольного воспитания Акад. Пед. Наук СССР). -М.: Педагогика, 1978 г. 248 с.
- Добровольская Т.А. О подходах к профессиональной ориентации подростков с детским церебральным параличом // Коррекционная педагогика. — 2004 № 1(3). С. 70 — 74.
- Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина, Л. А. Головчиц, А. А. Катаева, Г. И. Обухова и др./ Под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993.-224 с.
- Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника //Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С.52 — 59.
- Ипполитова М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М.: Просвещение, 1993, — 304 с.
- Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. /Научн. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. М.: Карапуз, 1997. — 288 с.
- Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев,. 1987. — 222 с.
- Калижнюк Э.С. Задержки психического развития при детском церебральном параличе и принципы коррекции. Методические рекомендации. М., 1982.-36 с.
- Калижнюк Э.С. К вопросу о зеркальном письме у детей с церебральными параличами //Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1970. № 10. С. 292 — 300.
- Калижнюк Э.С. Методические рекомендации по исследованию зрительно-пространственного восприятия у детей с церебральными параличами. -М&bdquo- 1976,18 с.
- Комарова Т. С, Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991.- 176 с.
- Крывелева Ю. Дыхательная гимнастика Стрельниковой //Семейный доктор. 2002. — № 9-С.24−25.
- Кузнецова Г. В. Система изучения графических навыков у детей с церебральными параличами дошкольного возраста //Коррекционная педагогика. -2004. -№ 1(3). С. 59 — 66.
- Кулеш Н.С. Современный подход к восстановительному лечению детского церебрального паралича // Коррекционная педагогика. 2004.- № 1(3). -С.6- 11.
- Куцакова JT.B. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. -М.: Изд. «Совершенство», 1999. 240 с.
- Куцакова JT.B. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 240 с. — (Программа развития).
- Левченко И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. М., 1989.- 162 с.
- Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001. -192 с.
- Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. Монография. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001.-149 с.
- Левченко И.Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. М.: Изд. «Коррекционная педагогика», 2005. — 137.
- Левченкова В.Д. Клинико-морфологические исследования больных первых двух лет жизни, страдающих детским церебральным параличом: Дисс. к.м.н. / Научно-исследовательский институт мозга МЗ СССР. Москва. 1982. -155 с.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т II. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
- Лильин Е.Т., Доскин В. А. Детская реабилитология (избранные очерки). М.: Издательский центр МБН, 1997. 279 с.
- Лиштван З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1981.-159 с.
- Логинова В.И., А.К.Матвеева, П. Г. Саморукова. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1970. — № 6. — С.23 -38.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Научно-исследовательский институт дефектологии Акад. Пед. Наук СССР. -М.: Педагогика, 1989. 104с.
- Лубовский В.И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссий //Дефектология. 1988. — № 1. — С. З — 7
- Лубовский В.И. Дифференциальная психодиагностика //Школьный психолог. 1999-№ 5.-С.14−15.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. М.: Туманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 104с.
- Малука М.В. Физиологические изменения у детей с церебральным параличом в процессе реабилитации: Дис.к.б.н. /Кубанская государственная академия физической культуры. 1997. — 143 с.
- Мамайчук И.И., Манухина З. П. О роли моторного дефекта в развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом. В кн.: Детские церебральные параличи. Труды НИИ им. Г. И. Турнера, Л., 1974. — С.79−82.
- Мамайчук И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1976. -№ 3.-С.29−37.
- Мамайчук И.И. Комплексное психологическое исследование больных со спастической форой детского церебрального паралича //Дефектология. -1981. № 6. — С.35 — 39.
- Мамайчук И.И. Влияние психологических особенностей детей с церебральным параличом на эффективность ортопедохирургического лечения // Ортопедия, травматология, протезирование. 1985. — № 11. — С.25 — 31.
- Мамайчук И.И., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с церебральными параличами //Дефектология. 1990 — № 3. — С. 16 -23.
- Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. — 220с.
- Мамайчук И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: Автореф. дис. .док. наук / Санкт -Петербургский Государственный Университет. 2004.-39 с.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). 2-е изд. — М.: Научное объединение «Компенс7Центр», 1995. — 198 с.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). -М.: ВЛАДОС, 1997.- 304 с.
- Мастюкова Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст- Под ред. А. Г. Московкиной. М.: Классик Стиль, 2003. — 320с.
- Медико-психолого-педагогическая реабилитация детей в домах ребенка (современные аспекты): Метод, рек.- Под ред. проф. Лильина Е. Т. М., 2002. — 120 с.
- Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. — С.56 — 57, 168 — 170, 216 — 217.
- Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 9-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 456 с.
- Николаенко В.И. Организация и содержание обучения и воспитания детей с тяжелыми двигательными нарушениями в условиях специальной школы-интерната //Коррекционная педагогика. 2004. -№ 1(3). — С.11 — 21.
- Овчар О.Н., Колягина В. Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. М.: «Издательство «Гном и Д», 2004. — 80 с.
- Павловская Н.Т. Коррекция нарушений функции верхних конечностей в системе реабилитации больных со спастической диплегией // Коррекционная педагогика. 2005. — № 2(8) — С. 61 — 66.
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. М.: Изд. дом «Карапуз», 1999. — 240 с.
- Перхурова И.С., Лузинович В. М., Сологубов Е. Г. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции. М.: «Книжная палата», 1996. С. 190−208.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208с.
- Приходько О.Г. Рекомендации к организации и содержанию логопедической работы по преодолению тяжелых дизартрических расстройств //Коррекционная педагогика. 2004. -№ 1(3). — С.28 — 36.
- Приходько О.Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие. М.: Полиграфсервис, 2003. — 160 с.
- Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общей редакцией М. М. Семаго. М.: АРКТИ, 1999. — 136 с.
- Психолого-педагогическая диагностика: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Левченко И. Ю., Забрамная С. Д., Добровольская Т. А. и др.- Под ред. Левченко И. Ю., Забрамной С. Д. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000.-712 с.
- Рубинштейн С .Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.
- Сапогова Е.Е. Операции моделирования как условие развития воображения у дошкольников // Вопросы психологии. 1993. — № 3. -С. 24−31.
- Сафонова О. Принципы формирования самостоятельного конструирования // Дошкольное воспитание. 1991. — № 1. — С.51 — 58.
- Семаго Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
- Семенова К.А., Бубнова В. А., Виноградова Л. И., Тикунова Н. П. Криотерапия в комплексе восстановительного лечения детей с детскими церебральными параличами // Журнал невропатологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 1986. — № 10. — С. 1459 — 1463.
- Семенова К.А., Степанченко О. В., Виноградова Л. И. Использование искусственной локальной гипотермии для коррекции двигательных и речевых нарушений при детском церебральном параличе: Метод, рек. Москва, 1989. -12 с.
- Семенова К.А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом: Руководство для врачей- Под редакцией Н. М. Маджидова. Т.: Медицина, 1979. — 490 с.
- Семенова К.А. Детские церебральные параличи. М., 1968.- С.23−80.
- Семенова К.А., Мастюкова Е. М., Смуглин Н. Я. Клиника и реабилитационная терапия детского церебрального паралича. -М., 1972. С. 128−285.
- Семенова К.А. Методические рекомендации по этапному лечению детских церебральных параличей. М., 1978. — 42 с.
- Семенова К.А., Штеренгерц А. Е., Польской В. В. Патогенетическая терапия больных детским церебральным параличом. Киев, 1984. — С.98−115.
- Серганова Т.Н. Как победить детский церебральный паралич: разумом специалиста, сердцем матери. СПб.: Изд-во ТАС, 1995. — 192 с.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебн. пособие для высш.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 232с.: ил.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2004. С. 328.
- Силакова М. Условия творческого решения конструктивных задач // Дошкольное воспитание. 1996.- № 5.- С. 75.
- Симонова Н.В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральным параличом //Дефектология. 1980. -№ 6. — С.6 — 12.
- Симонова Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральным параличом //Дефектология. 1981. — № 4. -С.82 — 86.
- Сиротюк A.JI. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2001.-48 с.
- Сиротюк A.JI. Коррекция обучения и развития школьников. — М.: ТЦ Сфера, 2001.-80 с.
- Сиротюк A.JI. Нейропсихологическое и нейрофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003. 288 с.
- Соколова Н.В. Формирование графомоторных навыков у детей с церебральным параличом //Коррекционная педагогика. 2005. — № 1(7). С. 42 — 49.
- Сохина В.П. Восприятие формы дошкольниками и конструирование // Дошкольное воспитание. 1974. — № 2. — С.41−44.
- Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.И.Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.- Под ред. Н. М. Назаровой. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-400с.
- Специальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.- Под ред. В. И. Лубовского. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.
- Старикова Л.А. К вопросу о влиянии конструктивной деятельности на развитие наглядно-действенного мышления умственно отсталых дошкольников // Ребёнок и современный мир: межвузовский сборник науч. и метод, ст. Архангельск, 2001. — С. 152.
- Тамберг Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002. — 320 с.
- Тарловская Н., Топоркова Л. Планирование и методика проведения занятий по конструированию и ручному труду // Дошкольное воспитание. 1989.- № 9- С. 26.
- Текорюс В.В. Коррекция двигательных нарушений при детских церебральных параличах: Метод, рек. М., 1987. — 19 с.
- Титова О.В. Справа слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. — М.: Издательство «Гном и Д», 2004. — 56 с.
- Титова О.В. К проблеме формирования пространственных представлений у детей с церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2005.- № 2(8) С. 47 — 52.
- Тонконогий И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. Ленинград: Медицина, 1973. — 255 с.
- Ульенкова У.В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и доп. Н. Новгород: НГПУ, 1994. — 230 с.
- Ульенкова У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 176с.
- Урунтаева Г. А., Ю.А.Афонькина. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических колледжей, воспитателей детского сада/ Под ред. Г. А. Урунтаевой, М.: Просвещение: Владос, 1995. — С.123 — 132.
- Усанова О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей.-М.: 1990.-201 с.
- Усанова О.Н. Дети с проблемами в развитии. М.: НПЦ «Коррекция», 1995.-208 с.
- Хомская Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.-281с.
- Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2000.- 128 с.
- Цветкова Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение АО «Учеблит.», 1995. — 304 с.
- Цветовский С.Б. Эффективность решения пространственных задач в связи с характеристиками памяти и функциональной специализацией полушарий мозга // Психологический журнал. 1993. — т.14№ 4. — С. 48 — 55.
- Цеханская Л. Овладение построением и использованием графических моделей//Дошкольное воспитание. 1977. -№ 12.-С.37−42.
- Чистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.
- Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 176 с.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 1999. — 136 с.
- Шипицына Л.М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. -СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 272 с.
- Шипицына Л.М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 е.: ил. — (Коррекционная педагогика).
- Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. М.: Метафора, 2004. — 128 с.
- Акош К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом Кон-дуктивная педагогика: Книга для родителей /Пер. с англ.яз. — М.: Изд-во «Улисс», 1994.- 196 с.
- Бэйфэнг Л. Игры на логику /Пер. с англ. яз. М.: Изд-во Эксмо, 2004. -240 с.
- Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию /Пер. с франц. яз.- Под редакцией Хеннинг Рай, Мириам Донат Скьортен. Париж: ЮНЕСКО, 1989. — 154 с.
- Финни Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: Помощь, уход, развитие: Книга для родителей /Пер. с англ.яз.- Под ред. Е. В. Клочковой. М.: Тере-винф, 2001.-336с.
- Хейссерман Э. Потенциальные возможности нормальных и аномальных детей /Пер. с англ.яз. М.: Просвещение, 1964. — 402 с.
- Disability and Rehabilitation Handbook Ed. R. Goldenson N. Y. et al. 1978. XIII. 846 p.
- Glenting P. Variationer I populationen af medfodte (pre-og perinatale) til-faelde af cerebral paresei danske amter ost for alillebaelt i arene 1950 1969. Ugeskrift for Laeger, No. 138, 1976. — pp. 2984−91.
- Takashi Nakamura. Oriental breathing therapy. Published by Japan Publications, Inc., Tokyo and New York, 1985. 374 p.