Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностическое изучение особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и его коррекция средствами деятельности конструирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данные об особенностях развития конструктивной деятельности при различных формах детского церебрального паралича в литературе представлены недостаточно. С одной стороны, не определены и не описаны факторы, влияющие на формирование конструктивной деятельности у детей с детским церебральным параличом, в частности такие, как степень и сторонность поражения, уровень развития манипулятивных функций… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Проблема развития и формирования деятельности конструирования у детей с церебральным параличом в трудах исследователей
    • 1. 1. Место продуктивных видов деятельности в психической жизни ребенка дошкольного возраста
    • 1. 2. Становление деятельности конструирования в раннем и дошкольном возрасте
    • 1. 3. Особенности психического развития детей с ДЦП
    • 1. 4. Значение и качественное своеобразие формирования деятельности конструирования у старших дошкольников с ДЦП
  • Выводы по главе
  • Глава 2. Программа и результаты диагностического изучения старших дошкольников с детским церебральным параличом средствами деятельности конструирования
    • 2. 1. Программа диагностического изучения психического развития детей с ДЦП
    • 2. 2. Характеристика испытуемых по результатам анализа анамнестических данных
    • 2. 3. Результаты изучения психологической базы деятельности конструирования детей с ДЦП (констатирующий этап)
  • Выводы по главе
  • Глава 3. Программа и результаты психокоррекционной работы по формированию деятельности конструирования
    • 3. 1. Принципы психокоррекционной работы с детьми с ДЦП
    • 3. 2. Организация формирующего эксперимента
    • 3. 3. Ознакомление с материалом детей и родителей
    • 3. 4. Содержание коррекционно-развивающей работы по формированию конструктивных навыков и умений у детей с ДЦП
    • 3. 5. Оценка эффективности формирующего эксперимента
  • Выводы по главе

Диагностическое изучение особенностей психического развития детей старшего дошкольного возраста с детским церебральным параличом и его коррекция средствами деятельности конструирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время количество детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата значительно возросло. По некоторым данным, 6 детей на 1000 детского населения страдают детским церебральным параличом (ДЦП). Только по Москве насчитывается более 4000 таких детей (К.А. Семенова, И. Ю Левченко и др.).

Дети с ДЦП нуждаются в оказании специально организованной психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Чрезвычайно важна роль своевременной и качественной диагностики, профилактики и коррекции поведенческих, нервно-психических, двигательных и патохарактерологических расстройств для успешной социальной интеграции детей с ДЦП. В свою очередь, процесс социальной адаптации невозможен без достаточного уровня развития психической деятельности ребенка.

Проблемам изучения, обучения, воспитания, лечения и комплексной реабилитации больных ДЦП разного возраста посвящены многочисленные работы клиницистов, педагогов, психологов (JI.O. Бадалян, Л. И. Виноградова, М. В. Ипполитова., Э. С. Калижнюк, И. И. Кириченко, К. А. Семенова, Т. И. Серганова, О. В. Степанченко, Л. М. Шипицына и др.). Анализ этих работ показал, что все авторы указывают на важную роль развития наглядного мышления и конструктивной деятельности в системе комплексной реабилитации этих детей особенно в дошкольном и младшем школьном возрасте. В специальной литературе эти вопросы освещены в основном в работах И. И. Мамайчук (1976, 1981, 1985, 2001).

Конструирование как особый вид продуктивной деятельности возникает лишь на определённой ступени возрастного физического и психического развития и находится в зависимости от уровня восприятия, мышления, игровой деятельности и степени речевого развития ребёнка.

Формирование конструктивной деятельности — важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка.

Восприятие пространства рассматривается как результат совместной деятельности различных сенсорно-двигательных анализаторов. Поражения теменной доли больших полушарий, наличие патологических тонических рефлексов и патологических синергий верхних конечностей приводит к недоразвитию схемы тела и зрительно-моторной координации у больных с органическим поражением центральной нервной системы (J1.0. Бадалян и др., 1988; J1.0. Бадалян 2000).

Известно, что при ДЦП, особенно при спастической форме этого заболевания, формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления отстает от словесно-логического (Э.С. Калижнюк, 1987; И. Ю. Левченко, 1989, 2001). Этот факт недостаточно учитывается при диагностике психического развития и в процессе коррекционной работы с больными детским церебральным параличом.

В литературных источниках достаточно широко освещено значение сенсорного развития ребенка в формировании свободного конструирования, значительно уже — влияние конструирования на развитие сенсорной и двигательной сферы.

Профориентация и возможность трудовой деятельности при ДЦП зависят от степени функциональных возможностей двигательного аппарата при условии сохранности интеллектуальной сферы. Имеющиеся в литературе материалы свидетельствуют о том, что в процессе роста, лечения, формирования двигательных навыков и развития зрительно-моторной координации, кинестетического гнозиса происходит созревание конечных звеньев двигательного анализатора. Проведение адекватных реабилитационных мероприятий на ранних этапах возрастного развития обуславливает снижение влияния патологических тонических рефлексов. Большое значение в комплексной реабилитации больных детским церебральным параличом имеет раннее развитие трудовых навыков, что невозможно без достаточного уровня наглядных форм мышления и двигательных возможностей, развитие которых, в свою очередь, в процессе формирования конструктивной деятельности существенно повышает реабилитационный потенциал детей с детским церебральным параличом (И.Ю. Левченко, 2001; И. И. Мамайчук, 2001).

Данные об особенностях развития конструктивной деятельности при различных формах детского церебрального паралича в литературе представлены недостаточно. С одной стороны, не определены и не описаны факторы, влияющие на формирование конструктивной деятельности у детей с детским церебральным параличом, в частности такие, как степень и сторонность поражения, уровень развития манипулятивных функций, степень сформированности пространственных представлений, наличие или отсутствие специального обучения конструктивным навыкам, соответствующего различным формам ДЦП, а с другой, не выявлена результативность конструирования в коррекции дефекта, реабилитации, социальной адаптации детей в зависимости от различных форм ДЦП.

В литературе имеются указания на существующую взаимосвязь между особенностями конструктивной деятельности и формами ДЦП, но нет данных ни о том, как и какие факторы влияют на формирование конструктивной деятельности у дошкольников с различными формами ДЦПкак и какие формы, методы и приемы конструктивной деятельности наиболее результативны в коррекции дефекта, реабилитации, социальной адаптации дошкольников в зависимости от формы ДЦП.

Цель исследования: изучение особенностей конструктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ДЦП для разработки дифференцированной программы коррекционно-развивающего обучения.

Объект исследования: психическая деятельность детей старшего дошкольного возраста с ДЦП.

Предмет исследования: особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста с ДЦП и его коррекция средствами деятельности конструирования.

Гипотеза. Трудности формирования деятельности конструирования у детей старшего дошкольного возраста с ДЦП обусловлены клиническими проявлениями заболевания, наличием нарушений общей и мелкой моторики, не-сформированностью сенсорных эталонов и пространственных представлений. Недостатки деятельности конструирования у этих детей могут быть скорректированы в ходе целенаправленной психокоррекционной работы, учитывающей их психофизические особенности, дифференцированной в зависимости от клинических форм заболевания.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ клинической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования.

2. Разработать и апробировать диагностический комплекс для изучения особенностей и возможностей конструирования при разных формах ДЦП у дошкольников.

3. Сравнить особенности деятельности конструирования при различных формах ДЦП (спастической и гемипаретической).

4. Изучить зависимость конструктивной деятельности от сторонности и тяжести поражения у детей с ДЦП.

5. Определить основные направления и дифференцированные приемы психокоррекционной работы по формированию конструктивной деятельности (расширение функциональных манипулятивных возможностей кистей рук, формирование пространственных представлений на вербальном и невербальном уровне).

6. Разработать и апробировать содержание коррекционно-развивающей работы по развитию конструирования у детей с различными формами ДЦП и оценить ее эффективность.

Методологические основы исследования: положения специальной педагогики, специальной психологии о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, JI.C. Выготский), сложной структуре дефекта при аномальном развитии (JI.C. Выготский), общих и специфических закономерностях аномального развития (J1.C. Выготский, В.И. Лубовский). При разработке диагностического комплекса мы опирались на основные принципы современной психолого-педагогической диагностики, представленные в трудах В.И. Лу-бовского, У. В. Ульенковой, С. Д. Забрамной и др., на всех этапах — на научные разработки в области изучения, обучения, воспитания и реабилитации детей с двигательными нарушениями К. А. Семеновой, И. И. Мамайчук, Е.М. Мастюко-вой, И. Ю. Левченко.

Методы исследования: констатирующий эксперимент, позволяющий выявить особенности зрительно-моторной координации, пространственного восприятия, наглядных форм мышления, уровень развития конструктивной деятельностиформирующий эксперимент, представляющий собой коррекционно-развивающую работу с детьми с ДЦП, направленную на развитие их конструктивной деятельностинаблюдениеанализ медицинской и психолого-педагогической документацииизучение продуктов конструктивной деятельности детейметоды количественной обработки результатов исследования.

Применяемые психодиагностические методики: конструктивные методики, позволяющие выявить нарушения конструктивного праксиса (кубики Кооса) — методики оценки невербального интеллекта (доски Сегена) — исследование восприятия цветаисследование величины предметов (с использованием двухи трехсоставных матрешек, пирамидок, мисочек, цилиндриков различной высоты и диаметра основания) — исследование особенностей гаптического восприятия в форме игры в «Чудесный мешочек» (Л.Н. Данилов, И. И. Мамайчук, Э. С. Калижнюк, Н. В. Симонова и др.), модифицированная методика изучения конструктивной деятельности у детей с.

ДЦП (И.И. Мамайчук, 2001), исследование способности к конструированию из счетных палочек по словесной инструкции (авторская методика), оценка творческого потенциала детей с ДЦП при конструировании из плоских геометрических фигур (авторская методика).

Научная новизна. Установлена взаимосвязь особенностей деятельности конструирования у детей с ДЦП со спецификой психологических факторов, являющихся базой для ее формирования. Определены пути коррекции средствами конструктивной деятельности психического развития детей с ДЦП с учетом нарушенных предпосылок ее формирования и клинической формы ДЦП. Впервые предложены комплексы упражнений для формирования конструктивных навыков, дифференцированные в зависимости от клинической формы заболевания. Предложены авторские диагностические методики для оценки навыков и умений конструирования у детей с выраженными двигательными нарушениями.

Теоретическая значимость исследования. Уточнены и конкретизированы сведения о специфике психического развития детей старшего дошкольного возраста с различными формами ДЦПвыявлена совокупность факторов, влияющих на конструктивную деятельность детей с двигательной патологиейдано теоретическое обоснование дифференцированного подхода к коррекции психического развития детей с ДЦП (восприятия, зрительно-моторной координации, наглядных форм мышления) средствами деятельности конструирования.

Практическая значимость исследования. Результаты проведенного исследования по изучению влияния различных факторов (биологических, социальных, специального обучения) на формирование конструирования у детей с ДЦП спастической и гемипаретической формы и разработанные методы диагностики и коррекции психической деятельности, формирования и коррекции деятельности конструирования могут быть использованы в работе практических психологов, дефектологов, педагогов, работающих в детских учреждениях психоневрологического профиля, домах ребенка, в условиях дневных стационаров и поликлиник, реабилитационных центров, а также врачей-неврологов при диагностике и определении необходимого адекватного комплекса реабилитационных мероприятий.

Оптимизация диагностики и использование предложенных методик по формированию конструктивной деятельности будет способствовать развитию наглядных форм мышления, приобретению практических навыков (самообслуживания и манипулятивной деятельности), что позволит существенно повысить реабилитационный потенциал детей с ДЦП, облегчить их подготовку к школьному обучению, профориентацию и расширить возможности социальной адаптации и интеграции в окружающий мир.

По итогам исследования разработаны практические рекомендации для специалистов, работающих с детьми с детским церебральным параличом, методики диагностики особенностей конструирования у больных с ДЦП старшего дошкольного возраста. Разработана система индивидуальных и малогрупповых занятий по формированию конструирования и методические рекомендации, в которых определены психологические и педагогические условия, оптимизирующие процесс формирования конструирования.

Экспериментальная база исследования. Задачи исследования решались на базе поликлиники восстановительного лечения с дневным стационаром ФГУ РРЦ «Детство». В эксперименте участвовали 80 дошкольников в спастической и гемипаретической формами ДЦП с различной степенью тяжести заболевания и сторонностью поражения.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов, сформулированных в диссертации, обеспечивается основополагающими теоретическими принципами специальной психологии, использованием специальных методов исследования, применением методов математической обработки и качественного анализа фактических данных.

Этапы исследования.

I этап (январь — октябрь 2002). На этом этапе был проведен анализ литературных источников, определены стратегия и тактика научного исследования, подобраны диагностические методики.

II этап (ноябрь 2002 — апрель 2003) — констатирующий. На этом этапе с помощью диагностических методик были изучены особенности психического развития и конструктивной деятельности детей — участников исследования. На основании анализа результатов было определено содержание III этапа.

III этап (июнь 2003 — май 2004) — формирующий эксперимент. На этом этапе была реализована программа дифференцированной психокоррекционной работы с детьми экспериментальной группы.

IY этап (июнь 2004;январь 2005) — оценка эффективности коррекционной программы, обработка результатов исследования, литературное оформление текста диссертационной работы.

Апробация и внедрение.

Результаты исследования использовались в Московском институте открытого образования, при чтении лекций и проведении практических занятий для работников образования и здравоохранения — слушателей курсов повышения квалификации на базе ФГУ РРЦ «Детство», при проведении цикла семинаров для сотрудников Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения (ЦЛПДО).

Предлагаемые методики диагностики, формирования и коррекции конструктивной деятельности детей с ДЦП внедрены:

• в ФГУ РРЦ «Детство» Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию;

• в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения Южного окружного управления образования г. Москвы.

Основное содержание диссертации отражено в шести публикациях.

Положения, выносимые на защиту.

1. У детей с ДЦП нарушены предпосылки формирования конструктивной деятельности из-за несформированности манипулятивных функций, зрительно-моторной координации, пространственных представлений и других базовых компонентов этой деятельности.

2. Существует зависимость между клинической формой ДЦП и особенностями конструктивной деятельности, что требует дифференцированного подхода при определении методов коррекционно-развивающей работы по формированию конструирования и специальных условий их реализации.

3. Коррекционно-развивающая работа по формированию конструктивной деятельности у детей с ДЦП может быть эффективной при соблюдении специальных условий: учет клинической формы и степени тяжести заболеванияиспользование дифференцированных приемов в работевведение подготовительного этапа для формирования базовых составляющих конструктивной деятельности (пространственных представлений, зрительно-моторной координации и т. д.) — введение в систему занятий специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, дыхания, расширения функциональных возможностей кистей рукиспользование специального оборудования во время проведения занятий.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, шести приложений. Диссертация содержит 171 страницу текста. В списке литературы 148 наименований. Работа иллюстрирована 28 таблицами, 30 рисунками.

Выводы по главе:

1. Формирование деятельности конструирования старших дошкольников с ДЦП оказывается эффективным только в результате целенаправленной многоступенчатой коррекционной работы, включающей общеукрепляющие и об-щеразвивающие пропедевтические упражнения для нормализации тонуса, развития тонкой моторики и первоначальных конструктивных навыков, дыхательные упражнения, ознакомление с материалами для конструирования, непосредственно обучение конструированию.

2. Эффективность коррекционной работы по формированию деятельности конструирования повышается при соблюдении следующих специальных условий:

• учет клинической формы, степени тяжести заболевания и сторонности поражения;

• использование дифференцированных приемов в работе;

• введение подготовительного этапа для формирования базовых составляющих конструктивной деятельности (пространственных представлений, зрительно-моторной координации и т. д.);

• введение в систему занятий специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, дыхания, расширения функциональных возможностей кистей рук;

• использование специального оборудования во время проведения занятий.

3. Наибольшая эффективность психокоррекционной работы отмечается у детей с левосторонним гемипарезом, а минимальная при спастической дипле-гии с поражением справа, что требует использования дополнительных приемов коррекционно-развивающей работы на всех ее этапах.

4. Испытуемые экспериментальной группы в результате специально организованной коррекционно-развивающей работы достигли более высоких результатов в совершенствовании навыков конструктивной деятельности, чем испытуемые контрольной группы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Итак, нами было выполнено исследование, направленное на изучение особенностей конструирования детей с церебральными параличами старшего дошкольного возраста. В исследовании участвовало 80 детей с двумя клиническими формами церебрального паралича. Для выявления особенностей конструктивной деятельности был применен диагностический комплекс, позволяющий оценить как саму конструктивную деятельность, так и ее базовые составляющие.

На основе анализа данных диагностического исследования была разработана коррекционная программа, которая была апробирована на 40 детях (экспериментальная группа). По окончании формирующего эксперимента была оценена эффективность коррекционной программы. Результаты контрольного обследования участников экспериментальной и контрольной групп показали существенную положительную динамику у детей, с которыми проводились коррекционно-развивающие занятия.

Таким образом, гипотеза исследования подтвердилась. Его цель была достигнута. Задачи решены в полном объеме.

В целом по исследованию можно сделать следующие общие выводы:

1. В литературных источниках нет достаточных сведений об особенностях конструктивной деятельности детей с ДЦП. Не представлены рекомендации к обследованию конструирования этих детей, нет достаточных рекомендаций по проведению коррекционно-развивающей работы.

2. У детей с церебральным параличом в силу несформированности манипулятивных функций рук, нарушения пространственного и тактильного восприятия, наглядных форм мышления затруднено формирование конструктивных навыков и умений.

3. Выявлена зависимость особенностей конструирования от клинической формы ДЦП, степени тяжести заболевания, сторонности поражения. Наибольшие трудности испытывали дети с тяжелой степенью спастической диплегии с преимущественным поражением правой стороны, а также при правостороннем гемипарезе.

4. Программа диагностического обследования конструктивных возможностей детей с ДЦП должна включать задания на исследование пространственных представлений, тактильного восприятия, тонкой моторики и других базовых составляющих конструктивной деятельности.

5. При разработке индивидуальных коррекционных программ необходимо учитывать психофизические особенности детей, обусловленные клинической формой заболевания и сторонностью поражения.

6. При проведении коррекционно-развивающей работы по использованию конструктивной деятельности в целях коррекции базовых составляющих конструирования, нарушенных у детей с ДЦП, необходима последовательная подготовка испытуемых, началом которой должен быть подготовительный этап, включающий общеукрепляющие и общеразвивающие пропедевтические упражнения для нормализации мышечного тонуса и дыхания, развития тонкой моторики и первоначальных конструктивных навыков.

7. Коррекционно-развивающая программа формирования конструктивной деятельности детей с ДЦП эффективна при соблюдении специальных условий: учет клинической формы, степени тяжести заболевания и сторонности пораженияиспользование дифференцированных приемов в работевведение подготовительного этапа для формирования базовых составляющих конструктивной деятельности (пространственных представлений, зрительно-моторной координации и др.) — введение в систему занятий специальных упражнений для нормализации мышечного тонуса, дыхания, расширения функциональных возможностей кистей рукиспользование специального оборудования во время проведения занятий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абрамович-Лехтман Р. Я. Психологическая помощь детям с церебральным параличом. — В кн.: Лечебная помощь детям с церебральными параличами. Л., 1962.-С. 109−139.
  2. И.П., Козловская Л. Е., Ульщик B.C. О восстановительном лечении детей с церебральными параличами в специализированной школе-интернате. — В кн.: Реабилитация больных с нервными и психическими заболеваниями. М., 1973. 241 с.
  3. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании / Медведева Е. А., Левченко И. Ю., Комисарова Л. Н., Добровольская Т. А. М.: Академия, 2001.-248 с.
  4. Е.Ф. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП. М., изд-во МГОПУ, ассоциация «Гуманитарий», 1997. — 86 с.
  5. Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа с детьми первых трех лет жизни: Монография. М.: РИЦ МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2004. -212 с.
  6. Л.О. Невропатология: Учебник для студентов дефектол. фак. высш. пед. учебн. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 384 с.
  7. Л.О., Журба Л. Г., Тимонина О. В. Детский церебральный паралич. Киев: Здоровье, 1988. -234 с.
  8. Г. В., Андриевская Т. Н. Развиваем руку ребенка, готовим ее к рисованию и письму: Конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию мелкой моторики и графических навыков у детей 5−7 лет. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. — 120 с.
  9. М.В. Леворукий ребенок в школе и дома. Екатеринбург: ЛИТУР, 2001.-320 с.
  10. Л.И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольниками с нарушениями речи / Под ред.Л. И. Беляковой. -М.: Книголюб, 2004. 56 с.
  11. О.В. Развитие воображения: Метод, рек, — М., 2000. -112 с.
  12. С.А., Рогачева Е. И. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. Л.: Медицина, 1986. 172 с.
  13. В.Г., Павловская Н. Т. Нарушение функции верхних конечностей при спастической диплегии: обследование и коррекция //Коррекционная педагогика. 2004. -№ 1(3). — С.52 — 59.
  14. В.Г., Павловская Н. Т. Оценка тяжести двигательных нарушений при ДЦП в форме спастической диплегии // Специальная психология. 2005. -№ 1(3). — С.21 -27.
  15. Вальдес Одриосола М. С. Некоторые теоретические подходы к организации арттерапевтического процесса //Коррекционная педагогика. 2005. -№ 2(8). — С.69 — 73.
  16. Л.И., С.А.Дорофеева, Я. А. Меерсон. Методы нейропсихоло-гической диагностики. СПб.: Стройлеспечать, 1997. — С. 232 — 252.
  17. Е.Л., Катышева М. В., Никитина Л. Н. Клинико-психологический анализ проблем, возникающих в школе у детей с цереброор-ганическим синдромом: четыре наблюдения // Дефектология. 1999. — № 4. — С. 3−7.
  18. Л.А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. М.: Знание, 1994 г.-240 с.
  19. Л.А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию //Дошкольное воспитание. 1982. — № 3. — с.46 — 52.
  20. Т.А. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Педагогика, 1985. — 128 с.
  21. Т.Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. М.: Книголюб, 2004. — 104с.
  22. Воспитание детей в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада / В. В. Гербова, Р. А. Иванкова, Е. И. Корзакова и др.- Сост. Г. М. Лямина. -М.: Просвещение, 1984. 288с.
  23. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997.-96 с.
  24. А.П., Кулагин Ю. А., Лубовский В. И., Петрова В. Г., Розанова Т. В. Изучение психического развития аномальных детей // Дефектология. -1983.-№ 6.-С.З.
  25. М.Н. Основные принципы лечебной помощи детям с церебральными параличами //Ортопедия, травматология и протезирование. 1961. — № 8. — С. 64−69.
  26. Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. — 64 с.
  27. М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся педагогических уч-щ. 3-е изд., доп. и перераб. — М.: Просвещение, 1987. — 128 с.
  28. А.А. Основные направления медико-психолого-педагогической помощи дошкольникам с тяжелыми двигательными нарушениями в условиях реабилитационного центра //Коррекционная педагогика. -2004. № 1(3). — С.21- 28.
  29. А.А. Психокоррекционнные технологии в профилактике и преодолении эмоциональных нарушений у старших дошкольников с детским церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2005. — № 2(8) — С. 57 -60.
  30. А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. М.: «Просвещение», 1976. — 79 с.
  31. Диагностика умственного развития дошкольников (Научн.-исслед. Инст. Дошкольного воспитания Акад. Пед. Наук СССР). -М.: Педагогика, 1978 г. 248 с.
  32. Т.А. О подходах к профессиональной ориентации подростков с детским церебральным параличом // Коррекционная педагогика. — 2004 № 1(3). С. 70 — 74.
  33. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Л. П. Носкова, Н. Д. Соколова, О. П. Гаврилушкина, Л. А. Головчиц, А. А. Катаева, Г. И. Обухова и др./ Под ред. Л. П. Носковой. М.: Просвещение, 1993.-224 с.
  34. О.М. Об основных направлениях развития воображения дошкольника //Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С.52 — 59.
  35. М.В., Бабенкова Р. Д., Мастюкова Е. М. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М.: Просвещение, 1993, — 304 с.
  36. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника / Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др. /Научн. ред. Л. А. Парамонова, А. Н. Давидчук, К. В. Тарасова и др. М.: Карапуз, 1997. — 288 с.
  37. Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев,. 1987. — 222 с.
  38. Э.С. Задержки психического развития при детском церебральном параличе и принципы коррекции. Методические рекомендации. М., 1982.-36 с.
  39. Э.С. К вопросу о зеркальном письме у детей с церебральными параличами //Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. -1970. № 10. С. 292 — 300.
  40. Э.С. Методические рекомендации по исследованию зрительно-пространственного восприятия у детей с церебральными параличами. -М&bdquo- 1976,18 с.
  41. Комарова Т. С, Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1991.- 176 с.
  42. Ю. Дыхательная гимнастика Стрельниковой //Семейный доктор. 2002. — № 9-С.24−25.
  43. Г. В. Система изучения графических навыков у детей с церебральными параличами дошкольного возраста //Коррекционная педагогика. -2004. -№ 1(3). С. 59 — 66.
  44. Н.С. Современный подход к восстановительному лечению детского церебрального паралича // Коррекционная педагогика. 2004.- № 1(3). -С.6- 11.
  45. JT.B. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду. Авторская программа. -М.: Изд. «Совершенство», 1999. 240 с.
  46. JT.B. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера, 2005. — 240 с. — (Программа развития).
  47. И.Ю. Этапы коррекции нарушений психики у детей с церебральными параличами: Психологические исследования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-трудовой реабилитации. М., 1989.- 162 с.
  48. И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М.: Академия, 2001. -192 с.
  49. И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. Монография. М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2001.-149 с.
  50. И.Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. М.: Изд. «Коррекционная педагогика», 2005. — 137.
  51. В.Д. Клинико-морфологические исследования больных первых двух лет жизни, страдающих детским церебральным параличом: Дисс. к.м.н. / Научно-исследовательский институт мозга МЗ СССР. Москва. 1982. -155 с.
  52. А.Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т II. М.: Педагогика, 1983. — 320 с.
  53. Е.Т., Доскин В. А. Детская реабилитология (избранные очерки). М.: Издательский центр МБН, 1997. 279 с.
  54. З.В. Конструирование: Пособие для воспитателя детского сада. -М.: Просвещение, 1981.-159 с.
  55. В.И., А.К.Матвеева, П. Г. Саморукова. Развитие наблюдения у детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание. 1970. — № 6. — С.23 -38.
  56. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / Научно-исследовательский институт дефектологии Акад. Пед. Наук СССР. -М.: Педагогика, 1989. 104с.
  57. В.И. Научные и практические проблемы работы медико-педагогических комиссий //Дефектология. 1988. — № 1. — С. З — 7
  58. В.И. Дифференциальная психодиагностика //Школьный психолог. 1999-№ 5.-С.14−15.
  59. Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. М.: Туманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.- 104с.
  60. М.В. Физиологические изменения у детей с церебральным параличом в процессе реабилитации: Дис.к.б.н. /Кубанская государственная академия физической культуры. 1997. — 143 с.
  61. И.И., Манухина З. П. О роли моторного дефекта в развитии познавательной деятельности у детей с церебральным параличом. В кн.: Детские церебральные параличи. Труды НИИ им. Г. И. Турнера, Л., 1974. — С.79−82.
  62. И.И. Динамика некоторых видов познавательной деятельности у дошкольников с церебральным параличом // Дефектология. 1976. -№ 3.-С.29−37.
  63. И.И. Комплексное психологическое исследование больных со спастической форой детского церебрального паралича //Дефектология. -1981. № 6. — С.35 — 39.
  64. И.И. Влияние психологических особенностей детей с церебральным параличом на эффективность ортопедохирургического лечения // Ортопедия, травматология, протезирование. 1985. — № 11. — С.25 — 31.
  65. И.И., Пятакова Г. В. Исследование личностных особенностей детей с церебральными параличами //Дефектология. 1990 — № 3. — С. 16 -23.
  66. И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии. СПб.: Речь, 2001. — 220с.
  67. И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции: Автореф. дис. .док. наук / Санкт -Петербургский Государственный Университет. 2004.-39 с.
  68. И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). 2-е изд. — М.: Научное объединение «Компенс7Центр», 1995. — 198 с.
  69. Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). -М.: ВЛАДОС, 1997.- 304 с.
  70. Мастюкова Е. М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и дошкольный возраст- Под ред. А. Г. Московкиной. М.: Классик Стиль, 2003. — 320с.
  71. Медико-психолого-педагогическая реабилитация детей в домах ребенка (современные аспекты): Метод, рек.- Под ред. проф. Лильина Е. Т. М., 2002. — 120 с.
  72. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М., 1981. — С.56 — 57, 168 — 170, 216 — 217.
  73. B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. 9-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 456 с.
  74. В.И. Организация и содержание обучения и воспитания детей с тяжелыми двигательными нарушениями в условиях специальной школы-интерната //Коррекционная педагогика. 2004. -№ 1(3). — С.11 — 21.
  75. О.Н., Колягина В. Г. Формируем личность и речь дошкольников средствами арттерапии. М.: «Издательство «Гном и Д», 2004. — 80 с.
  76. Н.Т. Коррекция нарушений функции верхних конечностей в системе реабилитации больных со спастической диплегией // Коррекционная педагогика. 2005. — № 2(8) — С. 61 — 66.
  77. Л.А. Детское творческое конструирование. М.: Изд. дом «Карапуз», 1999. — 240 с.
  78. И.С., Лузинович В. М., Сологубов Е. Г. Регуляция позы и ходьбы при детском церебральном параличе и некоторые способы коррекции. М.: «Книжная палата», 1996. С. 190−208.
  79. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. 2-е изд., испр. и доп. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. — 208с.
  80. О.Г. Рекомендации к организации и содержанию логопедической работы по преодолению тяжелых дизартрических расстройств //Коррекционная педагогика. 2004. -№ 1(3). — С.28 — 36.
  81. О.Г., Моисеева Т. Ю. Дети с двигательными нарушениями: коррекционная работа на первом году жизни. Методическое пособие. М.: Полиграфсервис, 2003. — 160 с.
  82. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов / Под общей редакцией М. М. Семаго. М.: АРКТИ, 1999. — 136 с.
  83. Психолого-педагогическая диагностика: Учебн. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Левченко И. Ю., Забрамная С. Д., Добровольская Т. А. и др.- Под ред. Левченко И. Ю., Забрамной С. Д. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
  84. С.Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000.-712 с.
  85. С .Я. Экспериментальные методики патопсихологии. М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. 448 с.
  86. Е.Е. Операции моделирования как условие развития воображения у дошкольников // Вопросы психологии. 1993. — № 3. -С. 24−31.
  87. О. Принципы формирования самостоятельного конструирования // Дошкольное воспитание. 1991. — № 1. — С.51 — 58.
  88. Н.Я., Семаго М. М. Проблемные дети: Основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2000. — 208 с.
  89. К.А., Бубнова В. А., Виноградова Л. И., Тикунова Н. П. Криотерапия в комплексе восстановительного лечения детей с детскими церебральными параличами // Журнал невропатологии и психиатрии имени С. С. Корсакова. 1986. — № 10. — С. 1459 — 1463.
  90. К.А., Степанченко О. В., Виноградова Л. И. Использование искусственной локальной гипотермии для коррекции двигательных и речевых нарушений при детском церебральном параличе: Метод, рек. Москва, 1989. -12 с.
  91. К.А., Махмудова Н. М. Медицинская реабилитация и социальная адаптация больных детским церебральным параличом: Руководство для врачей- Под редакцией Н. М. Маджидова. Т.: Медицина, 1979. — 490 с.
  92. К.А. Детские церебральные параличи. М., 1968.- С.23−80.
  93. К.А., Мастюкова Е. М., Смуглин Н. Я. Клиника и реабилитационная терапия детского церебрального паралича. -М., 1972. С. 128−285.
  94. К.А. Методические рекомендации по этапному лечению детских церебральных параличей. М., 1978. — 42 с.
  95. К.А., Штеренгерц А. Е., Польской В. В. Патогенетическая терапия больных детским церебральным параличом. Киев, 1984. — С.98−115.
  96. Т.Н. Как победить детский церебральный паралич: разумом специалиста, сердцем матери. СПб.: Изд-во ТАС, 1995. — 192 с.
  97. А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебн. пособие для высш.учеб.заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 232с.: ил.
  98. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: ООО «Речь», 2004. С. 328.
  99. М. Условия творческого решения конструктивных задач // Дошкольное воспитание. 1996.- № 5.- С. 75.
  100. Н.В. Состояние пространственно-временных отношений у детей с церебральным параличом //Дефектология. 1980. -№ 6. — С.6 — 12.
  101. Н.В. Формирование пространственно-временных представлений у детей с церебральным параличом //Дефектология. 1981. — № 4. -С.82 — 86.
  102. A.JI. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2001.-48 с.
  103. A.JI. Коррекция обучения и развития школьников. — М.: ТЦ Сфера, 2001.-80 с.
  104. A.JI. Нейропсихологическое и нейрофизиологическое сопровождение обучения. М.: ТЦ Сфера, 2003. 288 с.
  105. Н.В. Формирование графомоторных навыков у детей с церебральным параличом //Коррекционная педагогика. 2005. — № 1(7). С. 42 — 49.
  106. В.П. Восприятие формы дошкольниками и конструирование // Дошкольное воспитание. 1974. — № 2. — С.41−44.
  107. Специальная педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Л.И.Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.- Под ред. Н. М. Назаровой. 2-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001.-400с.
  108. Специальная психология: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др.- Под ред. В. И. Лубовского. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 464 с.
  109. Л.А. К вопросу о влиянии конструктивной деятельности на развитие наглядно-действенного мышления умственно отсталых дошкольников // Ребёнок и современный мир: межвузовский сборник науч. и метод, ст. Архангельск, 2001. — С. 152.
  110. Ю.Г. Как научить ребенка думать: Учебное пособие. СПб.: Издательство «Михаил Сизов», 2002. — 320 с.
  111. Н., Топоркова Л. Планирование и методика проведения занятий по конструированию и ручному труду // Дошкольное воспитание. 1989.- № 9- С. 26.
  112. В.В. Коррекция двигательных нарушений при детских церебральных параличах: Метод, рек. М., 1987. — 19 с.
  113. О.В. Справа слева. Формирование пространственных представлений у детей с ДЦП. — М.: Издательство «Гном и Д», 2004. — 56 с.
  114. О.В. К проблеме формирования пространственных представлений у детей с церебральным параличом // Коррекционная педагогика. 2005.- № 2(8) С. 47 — 52.
  115. И.М. Введение в клиническую нейропсихологию. Ленинград: Медицина, 1973. — 255 с.
  116. У.В. Дети с задержкой психического развития. Изд. второе, испр. и доп. Н. Новгород: НГПУ, 1994. — 230 с.
  117. У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии: Учеб. пособие для студентов высш.пед.учеб.заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 176с.
  118. Г. А., Ю.А.Афонькина. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических колледжей, воспитателей детского сада/ Под ред. Г. А. Урунтаевой, М.: Просвещение: Владос, 1995. — С.123 — 132.
  119. О.Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей.-М.: 1990.-201 с.
  120. О.Н. Дети с проблемами в развитии. М.: НПЦ «Коррекция», 1995.-208 с.
  121. Е.Д., Ефимова И. В., Будыка Е. В., Ениколопова Е. В. Нейропсихология индивидуальных различий. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.-281с.
  122. Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2000.- 128 с.
  123. Л.С. Мозг и интеллект: Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности. М.: Просвещение АО «Учеблит.», 1995. — 304 с.
  124. С.Б. Эффективность решения пространственных задач в связи с характеристиками памяти и функциональной специализацией полушарий мозга // Психологический журнал. 1993. — т.14№ 4. — С. 48 — 55.
  125. Л. Овладение построением и использованием графических моделей//Дошкольное воспитание. 1977. -№ 12.-С.37−42.
  126. М.И. Психогимнастика /Под ред. М. И. Буянова. 2-е изд. -М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. — 160 с.
  127. Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Подготовительная к школе группа: Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. — 176 с.
  128. С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. М.: ВЛАДОС, 1999. — 136 с.
  129. Л.М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. -СПб.: Дидактика Плюс, 2001. 272 с.
  130. Л.М., Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 368 е.: ил. — (Коррекционная педагогика).
  131. М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. М.: Метафора, 2004. — 128 с.
  132. К., Акош М. Помощь детям с церебральным параличом Кон-дуктивная педагогика: Книга для родителей /Пер. с англ.яз. — М.: Изд-во «Улисс», 1994.- 196 с.
  133. Л. Игры на логику /Пер. с англ. яз. М.: Изд-во Эксмо, 2004. -240 с.
  134. Дети с острым церебральным параличом. Руководство по образованию /Пер. с франц. яз.- Под редакцией Хеннинг Рай, Мириам Донат Скьортен. Париж: ЮНЕСКО, 1989. — 154 с.
  135. Н.Р. Ребенок с церебральным параличом: Помощь, уход, развитие: Книга для родителей /Пер. с англ.яз.- Под ред. Е. В. Клочковой. М.: Тере-винф, 2001.-336с.
  136. Э. Потенциальные возможности нормальных и аномальных детей /Пер. с англ.яз. М.: Просвещение, 1964. — 402 с.
  137. Disability and Rehabilitation Handbook Ed. R. Goldenson N. Y. et al. 1978. XIII. 846 p.
  138. Glenting P. Variationer I populationen af medfodte (pre-og perinatale) til-faelde af cerebral paresei danske amter ost for alillebaelt i arene 1950 1969. Ugeskrift for Laeger, No. 138, 1976. — pp. 2984−91.
  139. Takashi Nakamura. Oriental breathing therapy. Published by Japan Publications, Inc., Tokyo and New York, 1985. 374 p.
Заполнить форму текущей работой