Психологические особенности ответственности врача в зависимости от этапа профессионализации
Диссертация
Проблема личностного и профессионального развития изучается различными научными дисциплинами (социологией, историей, философией, юриспруденцией и др.), в том числе психологической наукой. В зависимости от науки данный процесс обозначается различными терминами: воспроизводство рабочей силы, формирование способности к труду, профессиональное образование и профессиональная подготовка, становление… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Профессиональное развитие личности в период зрелости
- 1. 1. Профессиональная ответственность личности в период ранней зрелости
- 1. 2. Профессиональная ответственность личности в период средней и поздней зрелости
- 1. 3. Влияние социально-экономических факторов на развитие профессиональной ответственности врача
- 1. 4. Психоаналитическая концепция развития профессиональной ответственности врача
- 1. 5. Рефлексия как фактор развития профессиональной ответственности врача
- 1. 6. Проблема взаимосвязи ответственности и локуса контроля
- Глава 2. Когнитивная структура и динамика ответственности студентов медиков и врачей активной практики, разных стажевых групп
- 2. 1. Динамика ответственности в зависимости от этапа профессионального становления врача
- 2. 2. Динамика влияния типа ответственности на особенности профессионализации врача
- 2. 3. Динамика представлений врачей о профессиональной этике
- 2. 4. Динамика представлений врачей о смысле своей профессиональной деятельности
- 2. 5. Динамика представлений врачей о субъектах профессиональной деятельности: пациентах, коллегах
- 2. 6. Особенности проявления ответственности врача в зависимости от этапа профессионализации
Список литературы
- Абрамова, Г. С. Психология в медицине Текст.: учеб. пособие / Г.* С. Абрамова, 10. А. Юдчиц. М.: Кедра — М, 1998. — 272 с.
- Аверин, В. А. О гуманитаризации высшего медицинского образования Текст. / В. А. Аверин, С. В. Алексеев // Нижегород. мед. журн. 1992. -№ 2/3.-С. 132−136.
- Аверин, В. А. Психология медицинского образования: Опыт акмеоло-гического исследования Текст. / В. А. Аверин, Т. Л. Бухарина. СПб.: СПбГПМА, 1995.- 167 с.
- Акмеология Текст.: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. -СПб.: Питер, 2003.-256 с.
- Алексеев, А. А. Врачи заложники смерти: (Почему врачи умирают на 10−20 лет раньше своих пациентов) Текст. / А. А. Алексеев. — М.: Триада плюс, 2000. — 227 с.
- Альбуханова Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Альбуханова — Славская. — М.: Наука, 1980.
- Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
- Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001.-288 с.
- Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2 Т. / Б. Г. Ананьев — под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. М.: Педагогика, 1980.
- Т. 1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды Текст.: / Б. Г. Ананьев — под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. — М.: Педагогика, 1980.-230 с.
- Ю.Анастази, А. Психологическое тестирование Текст. / А. Анастази, С. Урбина. СПб.: Питер, 2002. — 688 с.
- П.Андреева, Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М.: МГУ, 1980.- 415 с.
- Анцыферова, JT. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита Текст. /Л. И. Анцыферова// Психолог, журн. 1994. — Т. 15, № 1. — С. 3−19.
- Бажин, Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля Текст. / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд. // Психолог, журн. 1984. — № 3. — С. 152−162.
- Бажин, Е. Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Текст. / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд. М.: СМЫСЛ, 1993. — 16 с.
- Борисова, Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности Текст. / Е. М. Борисова // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 159−160.
- Бороздина, Л. В. Самооценка в возрасте второй зрелости Текст. / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова // Вестн. Моск. ун-та. 1996. — № 4. — С. 45−58. — (Сер. 14. Психология)
- Братусь, А. Аномалии личности Текст. / А. Братусь. М.: Мысль, 1988.-304 с.
- Брушлинский, А. В. О формировании психического Текст. / А. В. Брушлинский // Психология формирования и развития личности. М., 1981.-С. 106−127.
- Васина, Т. Прогноз численности населения Российской Федерации до 2015г. Текст. / Т. Васина // Вопросы статистики. 2001. — № 1. — С. 2787.
- Волков, А. Г. Население и рабочая сила в Российской Федерации Текст. / А. Г. Волков // Вопросы статистики. 1999. — № 10. — С. 39−45.
- Волынская, JI. Б. Смысл середины жизни: подведение итогов как основа дальнейшего пути Текст. / J1. Б. Волынская // Психология зрелости и старения. 2002. — № 1. — С. 18−26.
- Выготский, JI. С. Психология Текст. / JI. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-1008 с.
- Горбатков, А. А. Корреляция и вариация: связь и ее использование для формирования выборок с заданными значениями коэффициента корреляции в психологических исследованиях Текст. / А. А. Горбатков // Мир психологии. 2004.-№ 4 (40). — С. 124−141.
- Гордеева, О. В. О некоторых ограничениях разработки проблемы сознания в марксистской психологии Текст. / О. В. Гордеева // Вестн. Моск. ун-та. Психология. 1996. — № 3. — С. 26−34.
- Гуваков, В. И. Рефлексия как фактор организации и развития медицинского знания Текст. / В. И. Гуваков, Н. А. Комарова // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. -С. 168−171.
- Гуггенбюль-Крейг, А. Власть архетипа в психотерапии и медицине Текст. / А. Гуггенбюль-Крейг — пер. с нем. С. С. Панкова- науч. ред. В. В. Зеленский. СПб.: Б.С.К., 1997. -С. 58−64.
- Давыдовский, И. В. Проблемы причинности в медицине / Этиология Текст. / И. В. Давыдовский. М.: Медгиз, 1962. — 176 с.
- Дементий, J1. И. Типология ответственности и личностные условия еереализации Текст.: автореф. дис.канд. психол. наук / JI. И. Дементий.-М., 1990.-22 с.
- Деркач, А. А. Акмеологические основы развития профессионала Текст. / А. А. Деркач. М.: Изд-во Моск. психолого-социального инта — Воронеж: МОДЭК, 2004. — 752 с.
- Дьяченко, В. Взаимоотношения врача и пациента в условиях рынка Текст. / В. Дьяченко // Вестн. ДВГМУ. 2003. — № 11. — С. 2−10.
- Зеер, Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности Текст. / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сымашок // Психолог, журн. 1997. — Т. 18, № 6. — С. 35−43.
- Зб.Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
- Иванова, Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 207 с.
- Иванова, Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство Текст. / Н. JI. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. -№ 2. -2004.- С. 148−157.
- Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности Текст. // Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности.-СПб.: Питер Пресс, 1997.-С. 197−213.
- Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности Текст. / А. В. Карпов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.-424 с.
- Карвасарский, Б. Д. Медицинская психология Текст. / Б. Д. Карвасар-ский. JI.: Медицина, 1982. — 271 с.
- Климов, Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы Текст. / Е. А. Климов. Казань: Казанский ун-т, 1969. — 278 с.
- Климов, Е. А. О феномене профессиональной относительности образа мира Текст. / Е. А. Климов // Вестн. Моск. ун-та. Психология. 1995. -№ 1.-С. 8−18.
- Кон, И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) Текст.: учеб. пособие: для студ. пед. ин-тов / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
- Кон, И. С. Социологическая психология Текст. / И. С. Кон. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: МОДЭК, 1999. — 560 с.
- Кондаков, И.М. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля Текст. / И. М. Кондаков, М. Н. Ни-лопец//Психол. жури. 1995.-Т. 16, № 1.-С. 43−51.
- Конечный, Р. Психология в медицине Текст. / Р. Конечный, М. Бохуал. -Прага: [б. и.], 1983.
- Кочубей, Б. И. Модель познавательного акта как единицы когнитивной подсистемы деятельности Текст. / Б. И. Кочубей // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991. — С. 71−83.
- Корсакова, Н. К. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте Текст. / Н. К. Корсакова, Е. Ю. Балашова // Вестн. Моск. ун-та. Психология. 1995. — № 1. — С. 1824.
- Кононова, В. Н. Применение теории психологических типов К.Г. Юнга к изучению личностных особенностей профессионалов Текст. / В. Н. Кононова // Вестн. Моск. ун-та. Психология. 1994. — № 3. — С. 19−25.
- Костенко, Н. В. Ценности профессиональной деятельности Текст. / Н. В. Костенко, В. J1. Островский. Киев: Наук, думка, 1986. — 149 с.
- Крайг, Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. -992с.
- Ксенофонтова, Е. Г. Уровни развития саморегуляции личности: критерии ее определения Текст.: автореф. дис.канд. психол. наук / Е. Г.
- Ксенофонтова. М., 1988. — 24 с.
- Купченко В.Е. Особенности характеристик жизненного пути у лиц с различным типом ответственности Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. Е. Купченко. Омск, 2004. — 26 с.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. -302 с.
- Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Мысль, 1965. 570 с.
- Леонтьев, Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности Текст. / Д. А. Леонтьев // Вестн. Моск. уп-та. Психология. 1996. — № 4. — С. 35 — 44.
- Либин, А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций Текст. 2 изд., перераб. / А. В. Либип. — М.: Смысл, 2000. — 549 с.
- Лисицин, 10. П. Медицина и гуманизм Текст. / Ю. П. Лисицин, А. М. Изуткин, И. Ф. Матюшин. М.: Медицина, 1984. — 278 с.
- Лисицин, 10. П. Теория медицины 20 века Текст. / Ю. П. Лисицин. М.: Медицина, 1999.- 172 с.
- Логинова, Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь Текст. / Н. А. Логинова // Принцип развития в психологии. М., 1978. — С. 156 — 172.
- Максимова, Т. М. Современное состояние, тенденции и перспективы оценки здоровья населения Текст. / Т. М. Максимова. М.: ПЕР СЭ, 2002.- 192 с.
- Массен, П. Развитие личности в среднем возрасте Текст. / П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган [и др.] // Психология личности. М., 1982. — С. 182−187.
- Махова, М. 10. Возрастные особенности рефлексивных механизмовсознания школьников Текст.: дис.канд. психол. наук / М. Ю. Махова. Л., 1991.-250 с.
- Медицинская этика и деонтология Текст. Совм.ест. изд. ССР — НРБ — ГДР — ЧССР — СРР / под ред. Г. В. Морозова, Г. И. Царегородцева. -М.: Медицина, 1983. — 272 с.
- Микешина, Л. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания Текст. / Л. А. Микешина. М.: Прометей, 1990.-212 с.
- Михайлов, И. В. Психологические проблемы изучения профессионального жизненного пути в целях профессиональной ориеЕггации Текст. / И. В. Михайлов // Профессиональная ориентация школьников: тез. Всесоюз. науч.-практ. конф. Ярославль, 1986.
- Муздыбаев, К. Психология ответственности Текст. / К. Муздыбаев — под. ред. В. Е. Семенова. -J1.: Наука, 1983. 190 с.
- Никонорова, J1. В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования Текст. / J1. В. Никоиорова — АН УССР, Ин-т философии — отв. ред. Е. К. Быстрицкий. Киев.: Наук. Думка, 1989. — 116 с.
- Носкова, О. Г. О кризисах профессионально-личностного развития врача Текст. / О. Г. Носкова, Б. А. Ясько // Вестн. Моск. ун-та. Психология. -2004. -№ 2. -С. 3−21.
- Орлов, Ю. М. Психология врачевания Текст. / Ю. М. Орлов — Ин-т проблем сознания Междунар. академии ООН. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997. — 24 с.
- Плахотный, А.Ф. Проблемы социальной ответственности Текст. / А. Ф. Плахотный. Харьков.: Вища школа, 1981.-191 с.
- Попов, А. С. Очерки методологии клинического мышления Текст. / А. С. Попов, В. Г. Кондратьев. JI.: Медицина, 1972. — 183 с.
- Психологические факторы успешности обучения в медицинском вузе Текст. / В. А. Аверин, Б. С. Кибрик. Ярославль: ЯГМИ, 1990. — 86 с.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Текст. / Г. С. Никифоров, М. А. Дмитриева, Jl. Н. Корнеева [и др.] - под. ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1991. — 152 с.
- Психологическое обеспечение социального развития человека Текст.: межвуз. сборник / под. ред. А. А. Криловой. J1.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1989.-Вып. 13, — 143 с.
- Пиняева, С. Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости Текст. / С. Е. Пиняева, Н. В. Андреева // Вопросы психологии. -1998.-№ 2.-С. 3−10.
- Райе, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Текст. / Ф. Раис. СПб.: Питер, 2000. — С. 518−520.
- Реан, А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности Текст. / А. А. Реап // Психолог, жури. 1998. — Т. 19, № 4.-С. 3−13.
- Ремизов, И. Н. Перов Ю.М. На пути к ноосферному обществу Текст. / И. Н. Ремизов, 10. М. Перов — под. общ. ред. проф. И. Н. Ремизова. -Краснодар.: Экоинвестр, 2000. 288 с.
- Роговин, М. С. Психология в деятельности врача Текст. / М. С. Роговин, Л. П. Урванцев, Б. Ф. Зимовский // Клиническая медицина. 1986. — № 5. — С. 133−140.
- Родина, О. Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» Текст. / О. Н. Родина II Вести. Моск. ун-та. Психология. 1996. — № 3. — С. 6067.
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. — 705 с.
- Рыбалко, Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология Текст.: учеб. Пособие / Е. Ф. Рыбалко. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.-256 с.
- Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
- Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа -Пресс, 1995.-384 с.
- Словарь практического психолога Текст. / сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998. 800 с.
- Сымаиюк, Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности Текст. / Э. Э. Сыманюк // Мир психологии. 2005. — № 1 (41). — С. 156−162.
- Ташлыков, В. А. Психология лечебного процесса Текст. / В. А. таш-лыков. J1.: Медицина, 1984. — 192 с.
- Узнадзе, Д. Н. Психология установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001.-416 с.
- Урванцев, Л. П. Актуальные проблемы психологического исследования процесса медицинской диагностики Текст. / Л. П. Урванцев // Психолог. журн. 1988.-Т.9,№ 3.-С. 132−133.
- Урванцев, Л. П. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе Текст. / Л. П. Урванцев, Н. В. Яковлева // Психолог, журн. 1995. — Т. 16, № 4. — С. 98−99.
- Фельдштейп, Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Межд. пед. академия, 1995. — 366 с.
- Фонарев, А. Р. Развитие личности в процессе профессионализации Текст. / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С. 7284.
- Франкл, В. Духовность, свобода и ответственность Текст. / В. Франкл // Человек в поисках смысла. М.: [б. и.], 1990. — С. 93−129.
- Хекхаузен, X. Психология мотивации достижения Текст. Пер. с англ. / X. Хекхаузен. — СПб.: Речь, 2001. — 240 с.
- Цушко, В. С. Значимость социологических и психологических факторов в становлении врачей нового типа Текст. / В. С. Цушко, Н. Ф. Жвавый // Концептуальные вопросы развития высшего образования. -М. :[б. и.], 1991.-С. 91−100.
- Чеснокова, А. Г. Проблема сознания у Выготского и Леонтьева Текст. / А. Г. Чеснокова // Вестн. Моск. ун-та. Психология. 2004. -№ 3.-С. 90−97.
- Чугунова, Э. С. Характеристики общения в эталоне медицинского работника Текст. / Э. С. Чугунова, Ф. Н. Портнов // Психолог, журн. -1987.-Т. 8,№ 5.-С. 84−93.
- Шевченко, 10. Л. Здравоохранение Российской федерации на рубеже веков Текст. / 10. Л. Шевченко // Университет, вестник. 2001. — № 5. -С. 4−8.
- Шмидт, В. В. Периодизация психического развития в методологии психологического исследования Текст. / В. В. Шмидт // Психология зрелости и старения. 2002. — № 1. — С. 6−17.
- Шмидт, Е. В. Проблема «предболезни» (о скрытых начальных фазах заболеваний мозга) Текст. / Е. В. Шмидт, Ф. В. Бассин // Методологические проблемы науки о мозге. М., 1983. — С.192−203.
- Щепин, О. П. Медицина и общество Текст. / О. П. Щепин, Г. И. Царегородцева, В. Г. Ерохин. М., 1983. — С. 85−170.
- Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст. / Д. Б. Элькопип — под. ред. Д. И. Фельдштейпа. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1995. — С. 62−86.
- Anderson, С. R. Locus of control, coping behavior and performance in stress setting: A longitudinal study Текст. / С. R. Anderson // J. Applied Psychol.- 1977.-V. 62.-P. 446−451.
- Cherulnik, P. D. Individual differences in psychological reactance: an interaction between locus of control and mode of elimination of freedom Текст. / P. D. Cherulnik, M. M. Citrin // J. Person. Soc. Psychol. 1974. -V. 29. — P. 398−404.
- Coan, R. W. Personality variables associated with cigarette smoking Текст. / R. W. Coan //J. Person. Soc. Psychol. 1973. — V. 26.
- Crown, P. D. Conformity under varying conditions of personal commitment Текст. / P. D. Crown, S. Liverant // J. Abnormal and Social Psychol.- 1963. V. 66. — P. 547−555.
- Dabbs, J. M. «Internal Control» and the taking of influenza shots Текст. / J. M. Dabbs, J. P. Kircsht // Psychol. Rep. 1971. — V. 28, № 3. — P. 959 962.
- Duke, M. P. Personality correlates of the Nowicki-Strickland locus of control scale for adults Текст. / M. P. Duke, S. Nowicki S. // Psychol. Rep.- 1973.- V. 33(1).-P. 267−270.
- Hersch, P. D. On the reliability and validity of internalexternal control as a personality dimension Текст. / P. D. Hersch, К. E. Scheibe // J. Consult. Psychol. 1967. — V. 31. — P. 609−613.
- Mikulincer, M. Attributional style and combat-related posttraumatic stress disorder Текст. / M. Mikulincer, Z. Solomon // J. Adnormal Psychol. -1988. -V. 97.-№ 3.
- Weiner, В. Achievement Motivation and Attribution Theory Текст. / В. Weiner. N. J., 1974.
- АНКЕТА ДЛЯ ВРАЧЕЙ Пожалуйста, внимательно изучите предложенные Вам вопросы и постарайтесь ответить на них с достаточной откровенностью. возраст специальностьстаж работы в должности врача
- Чем на Ваш взгляд привлекательна профессия врача?
- Перечислите наиболее актуальные, на Ваш взгляд проблемыиз области профессиональной этики, с которыми сталкиваются большинство врачей?
- Запоминаются ли Вам Ваши пациенты?
- Если да, то по возможности укажите причины, по которым они1. Вам запоминаются.
- С какими пациентами Вы предпочитаете работать?
- A) «послушными», не вникающими в содержание и методы лечения, безоговорочно подчиняющиеся своему лечащему врачу.
- Б) «активными», «хорошо осведомленными в области медицины», требующие подробных объяснений методов лечения.
- B) «суперактивнымн», сомневающимися в целесообразности ваших методов лечения
- Допускали ли Вы, когда-либо, явные профессиональные ошибки? Если да, то мучили ли Вас «угрызения совести»?
- Постарайтесь кратко сформулировать суть клятвы Гиппократа.
- Что Вы испытываете в том случае, если больной предпочитает Вам Вашего коллегу?
- A) чувство досады Д) огорчение
- Б) неуверенность в себе Е) неприязнь к больному
- B) зависть по отношению к коллеге Ж) неприязнь к коллеге Г) облегчение 3) Вам все равно
- Какую долю смертности по вине специалиста Вы допускаете?
- A) 1 из 100 Г) свой вариант. Б) 1 из 10 001. B) 1 из 10 000
- Что Вы считаете своей профессиональной сверхзадачей?11. Продолжите фразу:1. Я врач, а это значит.