Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности ответственности врача в зависимости от этапа профессионализации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема личностного и профессионального развития изучается различными научными дисциплинами (социологией, историей, философией, юриспруденцией и др.), в том числе психологической наукой. В зависимости от науки данный процесс обозначается различными терминами: воспроизводство рабочей силы, формирование способности к труду, профессиональное образование и профессиональная подготовка, становление… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Профессиональное развитие личности в период зрелости
    • 1. 1. Профессиональная ответственность личности в период ранней зрелости
    • 1. 2. Профессиональная ответственность личности в период средней и поздней зрелости
    • 1. 3. Влияние социально-экономических факторов на развитие профессиональной ответственности врача
    • 1. 4. Психоаналитическая концепция развития профессиональной ответственности врача
    • 1. 5. Рефлексия как фактор развития профессиональной ответственности врача
    • 1. 6. Проблема взаимосвязи ответственности и локуса контроля
  • Глава 2. Когнитивная структура и динамика ответственности студентов медиков и врачей активной практики, разных стажевых групп
    • 2. 1. Динамика ответственности в зависимости от этапа профессионального становления врача
    • 2. 2. Динамика влияния типа ответственности на особенности профессионализации врача
    • 2. 3. Динамика представлений врачей о профессиональной этике
    • 2. 4. Динамика представлений врачей о смысле своей профессиональной деятельности
    • 2. 5. Динамика представлений врачей о субъектах профессиональной деятельности: пациентах, коллегах
    • 2. 6. Особенности проявления ответственности врача в зависимости от этапа профессионализации

Психологические особенности ответственности врача в зависимости от этапа профессионализации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема личностного и профессионального развития изучается различными научными дисциплинами (социологией, историей, философией, юриспруденцией и др.), в том числе психологической наукой. В зависимости от науки данный процесс обозначается различными терминами: воспроизводство рабочей силы, формирование способности к труду, профессиональное образование и профессиональная подготовка, становление профессионала или просто профессионализация [76]. Анализ литературы (Е.Шпренгер, Энн Ро, Л. П. Урванцев, М. С. Роговин, Б. Ф. Зимовский, В. М. Ретнев, А.В.Анисимова) показывает, что исследованию психологических механизмов профессионализации посвящено большое количество работ, однако общепринятая классификация аналитических исследований профессионализации отсутствует. Традиционный подход к исследованию процесса становления профессионала (М.С. Роговин, Л. П. Урванцев, Б.Ф. Зимовский) предполагает рассмотрение человека труда как некой системы, обладающей заранее заданным набором отдельных психологических качеств, психофизиологических функций, обеспечивающих нормальное приспособление личности к требованиям специальности. Среди собственно личностных свойств в роли профессионально важного качества личности чаще всего упоминается ответственность. Ответственность, рассматриваемая К. Муздыбаевым, А. Ф. Плахотным, К.А. Альбухановой-Славской, Т. Н. Сидоровой как одно из свойств, характеризующих направленность личности, влияет на процесс и результаты профессиональной деятельности, прежде всего через отношение профессионала к своим обязанностям и к своим профессиональным качествам. Согласно Г. С. Никифорову: «Ответственность играет роль локомотива, тянущего за собой все остальные необходимые качества» — она тесно связана с самоконтролем, добросовестностью, бдительностью и т. д. [76].

Многочисленные исследования (Ананьев Б.Г., Деркач А. А., Реан A: JI.) свидетельствуют о том, что превращение индивида в профессионала — это длительный непрерывный процесс, охватывающий часть жизни человека и включающий различные периоды и фазы.

Одной из важнейших психологических характеристик личности является степень независимости, самостоятельности и активности человека в достижении своих целей, развитие чувства личной ответственности за происходящие с ним события. Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина и А. М. Эткинд полагают, что эта обобщенная характеристика оказывает регулирующее влияние на многие аспекты поведения человека, играя важную роль в формировании межличностных отношений, в способе решения кризисных ситуаций личного и производственного характера, в отношении к болезни и терапевтическим мероприятиям [14, 15].

Актуальность этого вопроса объясняется, с одной стороны, тем, что индивидуальные характеристики человека оказывают значительное влияние на выбор профессии и ход профессиональной адаптации. Они могут как способствовать формированию профессионального мастерства и творческому подходу к трудовой деятельности, так и препятствовать профессиональному становлению, приводить к более быстрому профессиональному старению и деформации [78]. С другой стороны, профессиональная деятельность оказывает обратное влияние (позитивное или негативное) на личностный онтогенез, например, на формирование профессиональной ответственности врача.

Дж. Роттер различает внешние формы контроля, обеспечивающие возложение ответственности за результаты своей деятельности (экстерналь-ность), и внутренние формы саморегуляции своей деятельности (интерналь-ность) [80]. Ответственность личности перед обществом характеризуется сознательным соблюдением моральных принципов и правовых норм. Ответственность как свойство личности формируется в ходе совместной деятельности как результат интериоризации социальных ценностей, норм и правил [88]. В целом же локус контроля является важной интегральной характеристикой личности, показателем взаимосвязи отношения к себе и к окружающему миру. Интернальность или экстернальность — это не частная личностная черта, а определенный личностный паттерн, целостная личностная комбинация [80]. По мнению Дж. Роттера интернальность и экстернальность являются устойчивыми свойствами личности, формирующимися в процессе ее социализации (профессионализации) [68].

В современных условиях развития общества, с разделением труда делится, дробится и сам субъект профессиональной деятельности, вынужденный развивать одну свою способность в ущерб всем остальным, в ущерб целостности своей индивидуальности [36, 45]. Технологический способ мышления в современной медицине расчленяет, структурирует диагностический и лечебный процессы с целью оптимального управления ими. Сам пациент элиминируется как нежелательный посредник между болезнью и знанием о ней. Результаты работы конкретного врача «отчуждаются» и приобретают общезначимость. В результате профессионализации врача формируются внешние формы ответственности, воспринимаемые им как данное извне.

Социальная зрелость и ответственность как ее составляющая формируются лишь в адекватной деятельности и адекватном общении. Формирование ответственности прямо связано с предоставлением личности свободы в принятии решений. В деятельности врача существует огромное количество инстанций, которым он подотчетен. Поэтому, следуя тезису В. Франкла о том, что нельзя признать человека свободным, не считая его в то же время и ответственным, необходимо уточнить, что нельзя признать человека ответственным, не считая его в то же время и свободным [80, 97].

Таким образом, изучение особенностей развития ответственности врача на сегодняшний день представляется достаточно актуальным хотя бы по той причине, что до сих пор в научном мире не найден ответ на вопрос о том, как преодолеть сверхспециализацию врача, выражающуюся в том, что деятельность современного медика направлена на болезнь, а не на больного. Существование человека развертывается между понятиями «здоровье» и «болезнь». Особенно наглядно это проявляется в профессиональной среде медицинских работников. Физиология тела, болезни станут подвластны нам тогда, когда мы изучим психосоциальные истоки и динамику соматопсихического статуса личности. В отечественной медицинской практике врач вынужден либо хорошо лечить больных, при этом «сгорать самому», либо их калечить, но стремиться к достижению собственной цели.

Объект исследования — профессиональное становление врачей. Предмет исследования — профессиональная ответственность врача на разных этапах профессионализации.

Целью настоящей работы является изучение психологического содержания ответственности врача в контексте профессионального становления. Гипотезы исследования:

1. Особенности профессионального развития врача определяют тип ответственности. Предполагается, что в профессиональном становлении происходит иптернализация локуса контроля в структуре профессионального сознания. Таким образом, чем выше стаж работы, тем выше уровень профессиональной интерпалыюсти.

2. Профессиональная деятельность врача формирует его тип ответственности.

Цель и гипотезы исследования определили следующие задачи:

1. Изучить профессиональную деятельность врача с целью выявления ее смысловых компонентов.

2. Определить динамику ответственности в зависимости от этапа профессионального становления.

3. Выявить динамику влияния типа ответственности па особенности профессионализации врача.

4. Выявить динамику представлений врачей о профессиональной этике.

5. Выявить динамику представлений врачей о смысле своей профессио-нальнои деятельности.

6. Выявить динамику представлений врачей о субъектах профессиональной деятельности: пациентах, коллегах.

7. Исследовать особенности проявления ответственности врача в зависимости от этапа профессионализации.

Для решения поставленных задач использовались методы эксперимента, наблюдения, беседы, УСК. Обработка экспериментального материала осуществлялась с помощью контент-анализа протоколов бесед с испытуемыми, корреляционного анализа, программой Microsoft Excel 2003 и пакетом прикладных программ статистической обработки данных SPSS для персонального компьютера.

Методологической и теоретической основой работы являются: ф Теория субъективности К. А. Альбухановой — Славской, теория социальной детерминации индивидуального развития человека Б. Г. Ананьевапринцип единства сознания и деятельности, разработанный С. Л. Рубинштейномобраз мира профессий Е. А. Климоваконцепция профессионального становления личности (профессионализации) Ю. П. Поварёнковагуманистическая парадигма развития личности В. П. Зинченко, Е. Б. Моргуновапонятие ответственности К.Муздыбаева.

Апробация результатов исследования: Основные результаты исследования были представлены на II Азиатско-Тихоокеанском Международном Конгрессе психологов «Человек. Власть. Общество.» в г. Хабаровске, 23−26 мая 2002 г.- Международном симпозиуме «Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров» в ' г. Костроме, 2002 г.- Региональной научно-практической конференции «Науки о человеке, обществе и культуре: история, современность, перспективы» в г. Комсомольске — на — Амуре, 19−20 марта 2004 г.- III Азиатско-Тихоокеанском.

Международном Конгрессе психологов «Человек. Власть. Общество.» в г. Хабаровске, 15−17 мая 2004 г.- Региональной научно — практической конференции «Развитие психологической науки и практики в дальневосточном регионе» в г. Благовещенске, 21−22 октября 2004 г.- Научно-методической конференции «Гуманизация высшего медицинского образования и новые образовательные технологии» в г. Москве, МГМСУ 28 апреля 2005 г.- IV Азиатско-Тихоокеанском Международном Конгрессе психологов «Человек. Власть. Общество.» в г. Хабаровске, 13−15 мая 2005 г.- II Международной научно-практической конференции «Феномен развития в науках о человеке» в г. Пензе, январь 2006 г.

Материалы исследования отражены в десяти научных публикациях. Научная новизна и теоретическая значимость работы: В работе впервые предпринимается многоаспектное изучение профессиональной ответственности врача в зависимости от этапа профессионализа-Ф ции, выделены и описаны структурные элементы профессионального сознания врача. Выявлены возрастные особенности категориального состава и структуры представлений врачей о себе как профессионале, о коллегах и о пациентах как объекте профессиональной деятельности врача.

Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в разработке системы профессионального отбора при поступлении в высшие медицинские учебные заведения, а также при чтении курсов «психология и педагогика», «медицинская психология» в медицинских университетах.

Организация исследования: В исследовании приняли участие студенты Дальневосточного государственного медицинского университета г. Хабаровска с 2 по 5 курс — 200 человек, а также врачи Дальневосточного региона -^ 135 человек.

Положения, выносимые на защиту:

1. Ответственность — категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу (человечеству в целом), которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм.

2. Профессиональная ответственность имеет широкий социологический аспект анализа — ответственность как совокупность объективных требований, предъявляемых обществом к врачам в виде моральных принципов, норм, выражающих общественную необходимость. Она также представлена и в субъективном, психологическом содержании — ответственность как своеобразное состояние сознания.

3. Теория локуса контроля опирается в своей основе на представления о внутренней и внешней локализации ответственности. Развитие внешних форм ответственности врача несет на себе приспособительную функцию к требованиям профессии.

Достоверность исследования определена статистически достоверной выборкой испытуемых, комплексностью и системностью исследования, а также качественным использованием методов математической обработки результатов.

Объем и структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, 19 рисунков, списка литературы из 116 источников, 9 приложений. Основное содержание диссертации отражено на 109 страницах.

Заключение

.

1. Выявлена динамика проявления ответственности врача в зависимости от этапа профессионального становления. Для 90% студентов медицинского университета и 85% врачей общей практики характерна внешняя локализация ответственности, а, следовательно, их профессиональная регуляция не имеет характера саморегуляции. В процессе профессионализации снижается эффективность саморегуляции в связи с общей экстерналь-ностью поведения, обусловленной внешней локализацией ответственности, что приводит к самооправданию в сфере производственных отношений. Таким образом, в ходе проведенного исследования первая гипотеза была опровергнута.

2. Доказано, что внешняя локализация ответственности 90% врачей влечет за собой рост профессиональных ошибок с увеличением возраста и стажа работы. На втором этапе профессионализации (в период средней зрелости) возрастает привлекательность самой профессии именно для врачей с внешней локализацией профессиональной ответственности. Соответственно, в рамках своей профессии остаются врачи с низкой саморегуляцией в области профессиональных отношений. В дальнейшем с увеличением стажа работы врача возрастает значимость получаемой им заработной платы.

3. В области профессиональной этики доказано, что с увеличением стажа работы снижается проблематичность в общении с родственниками пациента, но возрастает конфликтность в трудовом коллективе врачей. В наиболее трудоспособный период (30 — 50 лет) врачи сталкиваются с отсутствием уважения как такового, вынужденным общением с родственниками больного, а также отношение к себе как профессионалу со стороны пациента и его родственников. Кроме того, в качестве этической проблемы врачи заявляют наличие больного, коллег, взаимоотношений, — все это существует в рамках врачебного процесса и характеризует работу как таковую. Это опровергает данные Э. Лютера и А. И. Смольникова о том, что вся профессиональная этика медиков направлена на максимальное повышение эффективности лечения больного [65]. В период средней зрелости (на втором этапе профессионализации) на первый план выходит проблема заработной платы. Для врачей в период поздней зрелости актуальными являются проблемы взаимоотношения с администрацией, с пациентом, а также проблематичным становится сама возможность сохранения своего профессионального статуса. Доказано, что в настоящее время ценностное отношение врача к больному предстает как противоположное познавательному, как чуждое объективно истинному познанию вообще.

4. Выявлена динамика смысла профессиональной деятельности врача, которая иа первом этапе профессионализации проявляется в возможности своей профессиональной реализации. С возрастом смысл профессиональной деятельности перемещается с профессии как деятельности к профессии как процессу установления и развития контактов между людьми, что является с т.з. самих врачей гуманным. А к завершению процесса профессионализации и вовсе как к данности (профессия — это врач).

5. В отношении к субъектам профессиональной деятельности (пациентам и коллегам) выяснилось, что с увеличением возраста и стажа работы, врачи запоминают только сложные случаи своей лечебной практики. Врачи на последнем этапе профессионализации с внешними формами ответственности предпочитают работать с послушными больными, не вникающими в содержание и методы лечения. Врачи же с развитой профессиональной ответственностью предпочитают работать с активными и суперактивными пациентами, совместно с которыми можно выстроить план лечения и добиться высоких результатов собственной работы. В отношении к своим коллегам было доказано, что с увеличением возраста и стажа работы у врача снижается неуверенность в том случае, если больной предпочитает взаимодействовать с его коллегой и снижается потребность в общении с коллегами. В ходе проведенного исследования был доказан ярко выраженный лечебный характер отношения врачей в период средней зрелости к своим пациентам.

6. Доказано, что для врачей на первом этапе профессионализации быть врачом значит владеть определенными знаниями в рамках данной профессии, через помощь людям, давать им здоровье, а также иметь возможность давать жизнь или же ее отнимать. Все окружающие являются для врача в этом возрасте потенциальными больными, т. е. составляющими его работы. Внешняя форма ответственности, проявляемая врачами в период ранней зрелости, к 30 годам приобретает тенденцию к внутренней локализации. На втором этапе профессионализации возникает процесс разделения ответственности между самим врачом и пациентом, а также любым человеком — не пациентом. В возрасте от 30 до 50 лет врачи являются профессионалами и могут лечить людей, причем заявляют это с полной уверенностью. На последнем этапе профессионализации врачи осознают несоответствие своего долга и профессиональных возможностей, а также предполагают, что больные и помощь были и будут всегда. На этом этапе врачи проявляют ответственность за здоровье человека и возможность оказания ему помощи, однако показатели личной ответственности не имеют профессиональной принадлежности. Таким образом, в ходе проведенного исследования гипотеза о том, что профессиональная деятельность врача формирует его тип ответственности, была доказана.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Г. С. Психология в медицине Текст.: учеб. пособие / Г.* С. Абрамова, 10. А. Юдчиц. М.: Кедра — М, 1998. — 272 с.
  2. , В. А. О гуманитаризации высшего медицинского образования Текст. / В. А. Аверин, С. В. Алексеев // Нижегород. мед. журн. 1992. -№ 2/3.-С. 132−136.
  3. , В. А. Психология медицинского образования: Опыт акмеоло-гического исследования Текст. / В. А. Аверин, Т. Л. Бухарина. СПб.: СПбГПМА, 1995.- 167 с.
  4. Акмеология Текст.: учеб. пособие / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин. -СПб.: Питер, 2003.-256 с.
  5. , А. А. Врачи заложники смерти: (Почему врачи умирают на 10−20 лет раньше своих пациентов) Текст. / А. А. Алексеев. — М.: Триада плюс, 2000. — 227 с.
  6. Альбуханова Славская, К. А. Деятельность и психология личности Текст. / К. А. Альбуханова — Славская. — М.: Наука, 1980.
  7. , Б. Г. О проблемах современного человекознания Текст. / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  8. , Б. Г. Человек как предмет познания Текст. / Б. Г. Ананьев. -СПб.: Питер, 2001.-288 с.
  9. , Б. Г. Избранные психологические труды Текст.: в 2 Т. / Б. Г. Ананьев — под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. М.: Педагогика, 1980.
  10. Т. 1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды Текст.: / Б. Г. Ананьев — под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. — М.: Педагогика, 1980.-230 с.
  11. Ю.Анастази, А. Психологическое тестирование Текст. / А. Анастази, С. Урбина. СПб.: Питер, 2002. — 688 с.
  12. П.Андреева, Г. М. Социальная психология Текст. / Г. М. Андреева. М.: МГУ, 1980.- 415 с.
  13. , JT. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысление, преобразование ситуаций и психологическая защита Текст. /Л. И. Анцыферова// Психолог, журн. 1994. — Т. 15, № 1. — С. 3−19.
  14. , Е. Ф. Метод исследования уровня субъективного контроля Текст. / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд. // Психолог, журн. 1984. — № 3. — С. 152−162.
  15. , Е. Ф. Опросник уровня субъективного контроля (УСК) Текст. / Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд. М.: СМЫСЛ, 1993. — 16 с.
  16. , Е. М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности Текст. / Е. М. Борисова // Психология формирования и развития личности. М., 1981. — С. 159−160.
  17. , Л. В. Самооценка в возрасте второй зрелости Текст. / Л. В. Бороздина, О. Н. Молчанова // Вестн. Моск. ун-та. 1996. — № 4. — С. 45−58. — (Сер. 14. Психология)
  18. , А. Аномалии личности Текст. / А. Братусь. М.: Мысль, 1988.-304 с.
  19. , А. В. О формировании психического Текст. / А. В. Брушлинский // Психология формирования и развития личности. М., 1981.-С. 106−127.
  20. , Т. Прогноз численности населения Российской Федерации до 2015г. Текст. / Т. Васина // Вопросы статистики. 2001. — № 1. — С. 2787.
  21. , А. Г. Население и рабочая сила в Российской Федерации Текст. / А. Г. Волков // Вопросы статистики. 1999. — № 10. — С. 39−45.
  22. , JI. Б. Смысл середины жизни: подведение итогов как основа дальнейшего пути Текст. / J1. Б. Волынская // Психология зрелости и старения. 2002. — № 1. — С. 18−26.
  23. , JI. С. Психология Текст. / JI. С. Выготский. М.: ЭКСМО-Пресс, 2000.-1008 с.
  24. , А. А. Корреляция и вариация: связь и ее использование для формирования выборок с заданными значениями коэффициента корреляции в психологических исследованиях Текст. / А. А. Горбатков // Мир психологии. 2004.-№ 4 (40). — С. 124−141.
  25. , О. В. О некоторых ограничениях разработки проблемы сознания в марксистской психологии Текст. / О. В. Гордеева // Вестн. Моск. ун-та. Психология. 1996. — № 3. — С. 26−34.
  26. , В. И. Рефлексия как фактор организации и развития медицинского знания Текст. / В. И. Гуваков, Н. А. Комарова // Проблемы рефлексии. Современные комплексные исследования. Новосибирск, 1987. -С. 168−171.
  27. Гуггенбюль-Крейг, А. Власть архетипа в психотерапии и медицине Текст. / А. Гуггенбюль-Крейг — пер. с нем. С. С. Панкова- науч. ред. В. В. Зеленский. СПб.: Б.С.К., 1997. -С. 58−64.
  28. , И. В. Проблемы причинности в медицине / Этиология Текст. / И. В. Давыдовский. М.: Медгиз, 1962. — 176 с.
  29. Дементий, J1. И. Типология ответственности и личностные условия еереализации Текст.: автореф. дис.канд. психол. наук / JI. И. Дементий.-М., 1990.-22 с.
  30. , А. А. Акмеологические основы развития профессионала Текст. / А. А. Деркач. М.: Изд-во Моск. психолого-социального инта — Воронеж: МОДЭК, 2004. — 752 с.
  31. , В. Взаимоотношения врача и пациента в условиях рынка Текст. / В. Дьяченко // Вестн. ДВГМУ. 2003. — № 11. — С. 2−10.
  32. , Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности Текст. / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сымашок // Психолог, журн. 1997. — Т. 18, № 6. — С. 35−43.
  33. Зб.Зинченко, В. П. Человек развивающийся. Очерки российской психологии Текст. / В. П. Зинченко, Е. Б. Моргунов. М.: Тривола, 1994. — 304 с.
  34. , Е. М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 207 с.
  35. , Н. Л. Профессиональная идентичность и профессиональное пространство Текст. / Н. JI. Иванова, Е. В. Конева // Мир психологии. -№ 2. -2004.- С. 148−157.
  36. Карл Густав Юнг: аналитическая теория личности Текст. // Хьелл JL, Зиглер Д. Теории личности.-СПб.: Питер Пресс, 1997.-С. 197−213.
  37. , А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности Текст. / А. В. Карпов. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004.-424 с.
  38. , Б. Д. Медицинская психология Текст. / Б. Д. Карвасар-ский. JI.: Медицина, 1982. — 271 с.
  39. , Е. А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы Текст. / Е. А. Климов. Казань: Казанский ун-т, 1969. — 278 с.
  40. , Е. А. О феномене профессиональной относительности образа мира Текст. / Е. А. Климов // Вестн. Моск. ун-та. Психология. 1995. -№ 1.-С. 8−18.
  41. Кон, И. С. Психология юношеского возраста: (Проблемы формирования личности) Текст.: учеб. пособие: для студ. пед. ин-тов / И. С. Кон. -М.: Просвещение, 1979.- 175 с.
  42. Кон, И. С. Социологическая психология Текст. / И. С. Кон. М.: Моск. психолого-социальный ин-т- Воронеж: МОДЭК, 1999. — 560 с.
  43. , И.М. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля Текст. / И. М. Кондаков, М. Н. Ни-лопец//Психол. жури. 1995.-Т. 16, № 1.-С. 43−51.
  44. , Р. Психология в медицине Текст. / Р. Конечный, М. Бохуал. -Прага: [б. и.], 1983.
  45. , Б. И. Модель познавательного акта как единицы когнитивной подсистемы деятельности Текст. / Б. И. Кочубей // Психологические проблемы профессиональной деятельности. М., 1991. — С. 71−83.
  46. , Н. К. Опосредование как компонент саморегуляции психической деятельности в позднем возрасте Текст. / Н. К. Корсакова, Е. Ю. Балашова // Вестн. Моск. ун-та. Психология. 1995. — № 1. — С. 1824.
  47. , В. Н. Применение теории психологических типов К.Г. Юнга к изучению личностных особенностей профессионалов Текст. / В. Н. Кононова // Вестн. Моск. ун-та. Психология. 1994. — № 3. — С. 19−25.
  48. , Н. В. Ценности профессиональной деятельности Текст. / Н. В. Костенко, В. J1. Островский. Киев: Наук, думка, 1986. — 149 с.
  49. , Г. Психология развития Текст. / Г. Крайг. СПб.: Питер, 2000. -992с.
  50. , Е. Г. Уровни развития саморегуляции личности: критерии ее определения Текст.: автореф. дис.канд. психол. наук / Е. Г.
  51. . М., 1988. — 24 с.
  52. В.Е. Особенности характеристик жизненного пути у лиц с различным типом ответственности Текст.: автореф. дис.. канд. психол. наук / В. Е. Купченко. Омск, 2004. — 26 с.
  53. , А. Н. Деятельность, сознание личность Текст. / А. Н. Леонтьев. М.: Политиздат, 1975. -302 с.
  54. , А. Н. Проблемы развития психики Текст. / А. Н. Леонтьев. -М.: Мысль, 1965. 570 с.
  55. , Д. А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности Текст. / Д. А. Леонтьев // Вестн. Моск. уп-та. Психология. 1996. — № 4. — С. 35 — 44.
  56. , А. В. Дифференциальная психология: На пересечении европейских, российских и американских традиций Текст. 2 изд., перераб. / А. В. Либип. — М.: Смысл, 2000. — 549 с.
  57. Лисицин, 10. П. Медицина и гуманизм Текст. / Ю. П. Лисицин, А. М. Изуткин, И. Ф. Матюшин. М.: Медицина, 1984. — 278 с.
  58. Лисицин, 10. П. Теория медицины 20 века Текст. / Ю. П. Лисицин. М.: Медицина, 1999.- 172 с.
  59. , Н. А. Развитие личности и ее жизненный путь Текст. / Н. А. Логинова // Принцип развития в психологии. М., 1978. — С. 156 — 172.
  60. , Т. М. Современное состояние, тенденции и перспективы оценки здоровья населения Текст. / Т. М. Максимова. М.: ПЕР СЭ, 2002.- 192 с.
  61. , П. Развитие личности в среднем возрасте Текст. / П. Массен, Дж. Конгер, Дж. Каган [и др.] // Психология личности. М., 1982. — С. 182−187.
  62. , М. 10. Возрастные особенности рефлексивных механизмовсознания школьников Текст.: дис.канд. психол. наук / М. Ю. Махова. Л., 1991.-250 с.
  63. Медицинская этика и деонтология Текст. Совм.ест. изд. ССР — НРБ — ГДР — ЧССР — СРР / под ред. Г. В. Морозова, Г. И. Царегородцева. -М.: Медицина, 1983. — 272 с.
  64. , Л. А. Ценностные предпосылки в структуре научного познания Текст. / Л. А. Микешина. М.: Прометей, 1990.-212 с.
  65. , И. В. Психологические проблемы изучения профессионального жизненного пути в целях профессиональной ориеЕггации Текст. / И. В. Михайлов // Профессиональная ориентация школьников: тез. Всесоюз. науч.-практ. конф. Ярославль, 1986.
  66. , К. Психология ответственности Текст. / К. Муздыбаев — под. ред. В. Е. Семенова. -J1.: Наука, 1983. 190 с.
  67. Никонорова, J1. В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования Текст. / J1. В. Никоиорова — АН УССР, Ин-т философии — отв. ред. Е. К. Быстрицкий. Киев.: Наук. Думка, 1989. — 116 с.
  68. , О. Г. О кризисах профессионально-личностного развития врача Текст. / О. Г. Носкова, Б. А. Ясько // Вестн. Моск. ун-та. Психология. -2004. -№ 2. -С. 3−21.
  69. , Ю. М. Психология врачевания Текст. / Ю. М. Орлов — Ин-т проблем сознания Междунар. академии ООН. М.: Импринт-Гольфстрим, 1997. — 24 с.
  70. , А.Ф. Проблемы социальной ответственности Текст. / А. Ф. Плахотный. Харьков.: Вища школа, 1981.-191 с.
  71. , А. С. Очерки методологии клинического мышления Текст. / А. С. Попов, В. Г. Кондратьев. JI.: Медицина, 1972. — 183 с.
  72. Психологические факторы успешности обучения в медицинском вузе Текст. / В. А. Аверин, Б. С. Кибрик. Ярославль: ЯГМИ, 1990. — 86 с.
  73. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности Текст. / Г. С. Никифоров, М. А. Дмитриева, Jl. Н. Корнеева [и др.] - под. ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1991. — 152 с.
  74. Психологическое обеспечение социального развития человека Текст.: межвуз. сборник / под. ред. А. А. Криловой. J1.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1989.-Вып. 13, — 143 с.
  75. , С. Е. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости Текст. / С. Е. Пиняева, Н. В. Андреева // Вопросы психологии. -1998.-№ 2.-С. 3−10.
  76. , Ф. Психология подросткового и юношеского возраста Текст. / Ф. Раис. СПб.: Питер, 2000. — С. 518−520.
  77. , А. А. Проблемы и перспективы развития концепции локуса контроля личности Текст. / А. А. Реап // Психолог, жури. 1998. — Т. 19, № 4.-С. 3−13.
  78. , И. Н. Перов Ю.М. На пути к ноосферному обществу Текст. / И. Н. Ремизов, 10. М. Перов — под. общ. ред. проф. И. Н. Ремизова. -Краснодар.: Экоинвестр, 2000. 288 с.
  79. , М. С. Психология в деятельности врача Текст. / М. С. Роговин, Л. П. Урванцев, Б. Ф. Зимовский // Клиническая медицина. 1986. — № 5. — С. 133−140.
  80. , О. Н. О понятии «успешность трудовой деятельности» Текст. / О. Н. Родина II Вести. Моск. ун-та. Психология. 1996. — № 3. — С. 6067.
  81. , С. Л. Основы общей психологии Текст. / С. Л. Рубинштейн. СПб.: Питер Ком, 1999. — 705 с.
  82. , Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология Текст.: учеб. Пособие / Е. Ф. Рыбалко. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1990.-256 с.
  83. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности Текст. / под ред. В. А. Ядова. Л.: Наука, 1979. — 264 с.
  84. , В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности Текст.: учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. М.: Школа -Пресс, 1995.-384 с.
  85. Словарь практического психолога Текст. / сост. С. Ю. Головин. -Минск: Харвест, 1998. 800 с.
  86. , Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности Текст. / Э. Э. Сыманюк // Мир психологии. 2005. — № 1 (41). — С. 156−162.
  87. , В. А. Психология лечебного процесса Текст. / В. А. таш-лыков. J1.: Медицина, 1984. — 192 с.
  88. , Д. Н. Психология установки Текст. / Д. Н. Узнадзе. СПб.: Питер, 2001.-416 с.
  89. , Л. П. Актуальные проблемы психологического исследования процесса медицинской диагностики Текст. / Л. П. Урванцев // Психолог. журн. 1988.-Т.9,№ 3.-С. 132−133.
  90. , Л. П. Формирование психологической компетентности врача в процессе обучения в медицинском вузе Текст. / Л. П. Урванцев, Н. В. Яковлева // Психолог, журн. 1995. — Т. 16, № 4. — С. 98−99.
  91. , Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии Текст. / Д. И. Фельдштейн. М.: Межд. пед. академия, 1995. — 366 с.
  92. , А. Р. Развитие личности в процессе профессионализации Текст. / А. Р. Фонарев // Вопросы психологии. 2004. — № 6. — С. 7284.
  93. , В. Духовность, свобода и ответственность Текст. / В. Франкл // Человек в поисках смысла. М.: [б. и.], 1990. — С. 93−129.
  94. , X. Психология мотивации достижения Текст. Пер. с англ. / X. Хекхаузен. — СПб.: Речь, 2001. — 240 с.
  95. , В. С. Значимость социологических и психологических факторов в становлении врачей нового типа Текст. / В. С. Цушко, Н. Ф. Жвавый // Концептуальные вопросы развития высшего образования. -М. :[б. и.], 1991.-С. 91−100.
  96. , А. Г. Проблема сознания у Выготского и Леонтьева Текст. / А. Г. Чеснокова // Вестн. Моск. ун-та. Психология. 2004. -№ 3.-С. 90−97.
  97. , Э. С. Характеристики общения в эталоне медицинского работника Текст. / Э. С. Чугунова, Ф. Н. Портнов // Психолог, журн. -1987.-Т. 8,№ 5.-С. 84−93.
  98. Шевченко, 10. Л. Здравоохранение Российской федерации на рубеже веков Текст. / 10. Л. Шевченко // Университет, вестник. 2001. — № 5. -С. 4−8.
  99. , В. В. Периодизация психического развития в методологии психологического исследования Текст. / В. В. Шмидт // Психология зрелости и старения. 2002. — № 1. — С. 6−17.
  100. , Е. В. Проблема «предболезни» (о скрытых начальных фазах заболеваний мозга) Текст. / Е. В. Шмидт, Ф. В. Бассин // Методологические проблемы науки о мозге. М., 1983. — С.192−203.
  101. , О. П. Медицина и общество Текст. / О. П. Щепин, Г. И. Царегородцева, В. Г. Ерохин. М., 1983. — С. 85−170.
  102. , Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах Текст. / Д. Б. Элькопип — под. ред. Д. И. Фельдштейпа. М.: Изд-во Ин-та практ. психологии — Воронеж: МОДЭК, 1995. — С. 62−86.
  103. Anderson, С. R. Locus of control, coping behavior and performance in stress setting: A longitudinal study Текст. / С. R. Anderson // J. Applied Psychol.- 1977.-V. 62.-P. 446−451.
  104. Cherulnik, P. D. Individual differences in psychological reactance: an interaction between locus of control and mode of elimination of freedom Текст. / P. D. Cherulnik, M. M. Citrin // J. Person. Soc. Psychol. 1974. -V. 29. — P. 398−404.
  105. Coan, R. W. Personality variables associated with cigarette smoking Текст. / R. W. Coan //J. Person. Soc. Psychol. 1973. — V. 26.
  106. Crown, P. D. Conformity under varying conditions of personal commitment Текст. / P. D. Crown, S. Liverant // J. Abnormal and Social Psychol.- 1963. V. 66. — P. 547−555.
  107. , J. M. «Internal Control» and the taking of influenza shots Текст. / J. M. Dabbs, J. P. Kircsht // Psychol. Rep. 1971. — V. 28, № 3. — P. 959 962.
  108. Duke, M. P. Personality correlates of the Nowicki-Strickland locus of control scale for adults Текст. / M. P. Duke, S. Nowicki S. // Psychol. Rep.- 1973.- V. 33(1).-P. 267−270.
  109. Hersch, P. D. On the reliability and validity of internalexternal control as a personality dimension Текст. / P. D. Hersch, К. E. Scheibe // J. Consult. Psychol. 1967. — V. 31. — P. 609−613.
  110. Mikulincer, M. Attributional style and combat-related posttraumatic stress disorder Текст. / M. Mikulincer, Z. Solomon // J. Adnormal Psychol. -1988. -V. 97.-№ 3.
  111. Weiner, В. Achievement Motivation and Attribution Theory Текст. / В. Weiner. N. J., 1974.
  112. АНКЕТА ДЛЯ ВРАЧЕЙ Пожалуйста, внимательно изучите предложенные Вам вопросы и постарайтесь ответить на них с достаточной откровенностью. возраст специальностьстаж работы в должности врача
  113. Чем на Ваш взгляд привлекательна профессия врача?
  114. Перечислите наиболее актуальные, на Ваш взгляд проблемыиз области профессиональной этики, с которыми сталкиваются большинство врачей?
  115. Запоминаются ли Вам Ваши пациенты?
  116. Если да, то по возможности укажите причины, по которым они1. Вам запоминаются.
  117. С какими пациентами Вы предпочитаете работать?
  118. A) «послушными», не вникающими в содержание и методы лечения, безоговорочно подчиняющиеся своему лечащему врачу.
  119. Б) «активными», «хорошо осведомленными в области медицины», требующие подробных объяснений методов лечения.
  120. B) «суперактивнымн», сомневающимися в целесообразности ваших методов лечения
  121. Допускали ли Вы, когда-либо, явные профессиональные ошибки? Если да, то мучили ли Вас «угрызения совести»?
  122. Постарайтесь кратко сформулировать суть клятвы Гиппократа.
  123. Что Вы испытываете в том случае, если больной предпочитает Вам Вашего коллегу?
  124. A) чувство досады Д) огорчение
  125. Б) неуверенность в себе Е) неприязнь к больному
  126. B) зависть по отношению к коллеге Ж) неприязнь к коллеге Г) облегчение 3) Вам все равно
  127. Какую долю смертности по вине специалиста Вы допускаете?
  128. A) 1 из 100 Г) свой вариант. Б) 1 из 10 001. B) 1 из 10 000
  129. Что Вы считаете своей профессиональной сверхзадачей?11. Продолжите фразу:1. Я врач, а это значит.
Заполнить форму текущей работой