Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические механизмы генезиса и коррекции страхов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В нашем исследовании делается акцент на игровой и изобразительной деятельности детей, так как в рассматриваемом нами дошкольном возрасте «ведущим видом деятельности является игра» (A.B. Запорожец, 1985), а важнейшей продуктивной деятельностью — рисование. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Психологические исследования страха
    • 1. 1. Психология страха
      • 1. 1. 1. Страх: определение понятия
      • 1. 1. 2. Проявления страха
      • 1. 1. 3. Классификации страхов
      • 1. 1. 4. Причины и функции страха
      • 1. 1. 5. Страх и другие эмоциональные состояния
      • 1. 1. 6. Иерархическая типология страхов
    • 1. 2. Детские страхи
      • 1. 2. 1. Классификации детских страхов
      • 1. 2. 2. Возрастная динамика детских страхов
      • 1. 2. 3. Суггестия как психологический механизм генезиса детских страхов
      • 1. 2. 4. Предикторы внушенных страхов
      • 1. 2. 5. Формы социализации детских страхов
      • 1. 2. 6. Контрсуггестия как психологический механизм коррекции детских страхов
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методы коррекционной работы со страхами у детей дошкольного возраста
    • 2. 1. Многообразие форм коррекционной работы с детскими страхами методами игровой и арт-терапии
    • 2. 2. Использование методов игровой терапии в коррекции детских страхов
      • 2. 2. 1. Игра и игровая терапия
      • 2. 2. 2. Развитие и разновидности игровой терапии
      • 2. 2. 3. Игровая коррекция страхов
      • 2. 2. 4. Функции и стадии игровой терапии
    • 2. 3. Использование методов арт-терапии в коррекции детских страхов
      • 2. 3. 1. Арт-терапия — ее развитие и разновидности
      • 2. 3. 2. Функции и этапы арт-терапии
      • 2. 3. 3. Арт-терапевтическая коррекция страхов
    • 2. 4. Контрсуггестивные особенности игровой и арт-терапии
  • Выводы по второй главе
  • Глава 3. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста методами игровой и арт-терапии
    • 3. 1. Диагностика страхов и тревожности у детей дошкольного возраста и их родителей
    • 3. 2. Игровая коррекция детских страхов
    • 3. 3. Арт-терапевтическая коррекция детских страхов
    • 3. 4. Сопоставление игровой и арт-терапевтической коррекции детских страхов
    • 3. 5. Повторная диагностика страхов и тревожности у детей дошкольного возраста
  • Выводы по третьей главе
  • Выводы

Психологические механизмы генезиса и коррекции страхов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В основе страха как базовой человеческой эмоции лежит инстинкт самосохранения. Биологически осмысленный (адекватный) страх выполняет в жизни защитную и адаптивную функции. Однако, следует отметить, что страхи могут и не иметь данных позитивных функций, и тогда они становятся сигналами личностного неблагополучия. В данном исследовании в качестве такого рода дисфункциональных страхов мы рассматриваем внушенные страхи, которые в свою очередь могут привести к возникновению патологических (невротических и психотических) страхов. Возникновение внушенных страхов обусловлено личностной тревожностью в сочетании с контролирующей формой социализации страхов. Внушенные страхи сопровождаются не только дисфункциональными проявлениями в виде хронической эмоциональной неудовлетворенности, удрученности, общей заторможенности, раздражительности (А.И. Захаров, 2004), «туннельного восприятия» (К.Э. Изард, 2008), но также фобиями, тревожностью, самоагрессией, общей социально-психологической дезадаптацией.

Исследования, посвященные психологическим методам и средствам работы с внушенными страхами, достаточно малочисленны и в своей основной массе имеют не столько исследовательскую, сколько практическую направленность. Иначе говоря, существует дефицит теоретико-практических исследований, направленных на изучение психологических механизмов генезиса и коррекции внушенных страхов, а также на сопоставление различных психотерапевтических средств работы с внушенными страхами.

Современная практическая психология предлагает различные решения проблемы преодоления страхов, при этом психотерапия (в широком смысле) рассматривается как наиболее адекватное и приемлемое средство. Существуют различные виды терапии, которые используются в практической работе со страхами. На наш взгляд, для такой работы более всего подходят методы игровой и арт-терапии.

В нашем исследовании делается акцент на игровой и изобразительной деятельности детей, так как в рассматриваемом нами дошкольном возрасте «ведущим видом деятельности является игра» (A.B. Запорожец, 1985), а важнейшей продуктивной деятельностью — рисование. Игровая и арт-терапия рассматриваются нами как контрсуггестивные практики, обеспечивающие освобождение ребенка от внушенных страхов. Контрсуггестия — такой способ взаимодействия взрослого и ребенка, который осуществляется в контексте принимающей социализации и предполагает освоение ребенком элементов самоисследования, самоконтроля и саморегуляции.

Предпринятое в диссертации рассмотрение суггестии и контрсуггестии как психологических механизмов генезиса и коррекции внушенных страхов, соответственно, является актуальным и перспективным исследованием в контексте современной практической психологии. Недостаточная разработанность данной области исследования на теоретическом и методическом уровнях обусловила проблему данной работы: на основе анализа психологических механизмов генезиса и коррекции страхов определить наиболее адекватный метод психокоррекционной работы с внушенными страхами детей старшего дошкольного возраста (игровые или арт-терапевтические упражнения).

Объект исследования — внушенные страхи.

Предмет исследования — контрсуггестивное влияние игровых и арт-терапевтических упражнений на внушенные страхи и тревожность у детей дошкольного возраста.

Гипотеза исследования. Арт-терапевтические и игровые упражнения снижают уровень страхов и тревожности, при этом эффективность преодоления внушенных страхов с помощью арт-терапевтических упражнений выше по сравнению с игровыми упражнениями.

Цель исследования — сопоставить контрсуггестивные влияния игровых и арт-терапевтических упражнений на страхи детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с этапами достижения цели исследования были определены следующие задачи:

1. Проанализировать состояние проблемы по литературным источникам и определить основные способы и методы коррекции страхов у детей старшего дошкольного возраста.

2. Описать психологические механизмы генезиса и коррекции внушенных страхов — суггестии и контрсуггестии, соответственно.

3. Выявить уровни и содержание страхов у детей старшего дошкольного возраста.

4. Определить связь между страхами и тревожностью родителей и детей дошкольного возраста.

5. Разработать и апробировать два комплекса занятий по коррекции детских страхов с использованием игровых и арт-терапевтических упражненийсопоставить эффективность коррекции детских страхов с помощью данных комплексов упражнений.

Этапы исследования:

Первый этап (2001 — 2004 гг.) — определение теоретических оснований исследования, анализ литературы по проблематике детских страхов, психологической помощи дошкольникам, имеющим различные отклонения в эмоциональном развитии, апробация и отработка методического арсенала работы на основе проведения пилотажного исследования.

Второй этап (2004 — 2006 гг.) — проведение эмпирической части диссертационного исследования.

Третий этап (2007 — 2009 гг.) — анализ и интерпретация полученных эмпирических данных с учетом психологических механизмов генезиса и коррекции страхов — суггестии и контрсуггестии, соответственно.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— теоретические представления о развитии личности ребенка и его эмоциональной сферы, разработанные в отечественной общей и возрастной психологии (JI.C. Выготский, Л. И. Божович, A.B. Запорожец, А. Н. Леонтьев, Я. З. Неверович, A.B. Петровский, В. Д. Шадриков и др.);

— психологические концепции, в которых ключевыми понятиями являются понятия «страх» и «тревога» (З.Фрейд, К. Изард, М. Кляйн, Р. Мэй, П. Тиллих, В. Франкл, К. Ясперс и др.);

— психологические представления о специфике, видах и основных проявлениях детских страхов (А.И. Захаров, Л. Д. Лебедева, C.B. Капранова, O.A. Карабанова, М. В. Осорина, Р. В. Овчарова, М. А. Панфилова и др.);

— социально-психологические представления о суггестии и контрсуггестии (Г.А. Гончаров, Б. Д. Карвасарский, М. Л. Липецкий, О. В. Овчинникова, A.B. Петровский, В. М. Погольша, Б. Ф. Поршнев, И. Ю. Черепанова, И. В. Юрова и др.);

— теоретические и методологические разработки в области игровой и арт-терапии (Т.С. Абрамова, Л. С. Акопян, М. Е. Бурно, А .Я. Варга, М. Б. Дорохов, А. И. Захаров, А. И. Копытин, М. Наумбург, Г. Рид, Н. Роджерс, A.C. Спиваковская, А. Хилл, А. Фрейд, В. Экслайн, К. Юнг и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных исследовательских задач в работе использовались следующие психодиагностические методики: «Опасения и страхи у детей» (А.И. Захаров) — «Что мне снится страшное, или чего я боюсь днем» (А.И. Захаров) — «Нарисуй человека», «Рисунок семьи», «Дом, дерево, человек» (Е.И. Рогов) — авторский структурный опросник детских страховтест тревожности (Р.Тэммл, М. Дорки, В. Амен), наблюдение за детьми в процессе игры «Семья" — модификация метода отраженной субъектности (В.А. Петровский). Для изучения страхов и тревожности родителей использовались: опросник «Опасения и страхи взрослых» (А.И. Захаров) и личностная шкала появления тревоги (J.Taylor). В работе с детьми применялисьь также игровые и арт-терапевтические упражнения, разработанные для детей дошкольного возраста (И.П. Воропаева, А. И. Захаров, Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. Д. Лебедева, Р. В. Овчарова, М. И. Чистякова и др.).

При обработке полученных данных были использованы методы математической статистики: корреляционный анализ, критерии Пирсона и Стьюдента.

Эмпирическая база исследования. Исследование проходило на базе ДОЛ «Строитель» (Ивановская область, местечко Оболсуново) и ДОУ № 16 «Светлячок» (Ивановская область, г. Тейково). Всего в исследовании приняло участие 140 детей в возрасте 5−6 лет и 105 родителей.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Создан и апробирован авторский опросник для выявления детских страхов;

2. На эмпирическом уровне выявлены предикторы внушенных страхов у старших дошкольников;

3. Сопоставлены игровые и арт-терапевтические упражнения как контрсуггестивные психокоррекционные техники;

4. Подтверждена большая эффективность арт-терапевтических упражнений в коррекции страхов по сравнению с игровыми упражнениями;

5. Разработана программа психокоррекционной работы со страхами старших дошкольников на основе упражнений игровой и арт-терапии.

Теоретическая значимость исследования:

1. Сформулировано рабочее определение страхаразработана авторская классификация детских страховпостроена иерархическая трехуровневая типология страхов;

2. Феномены суггестии и контрсуггестии рассмотрены и проанализированы в качестве психологических механизмов генезиса и коррекции страхов, соответственно.

Практическая значимость исследования определяется:

1) созданием опросника детских страхов и программы их психологической коррекции с помощью игровых и арт-терапевтических упражнений;

2) использованием материалов исследования при проведении лекционных, семинарских и практических занятий для студентов вузов в рамках курсов по общей психологии, психологии личности и психотерапии;

3) учетом результатов диссертационного исследования в консультативной и профилактической работе с родителями.

Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивались проработанностью исходных теоретических и методологических положений и замысла работыиспользованием комплекса качественных и количественных методов, адекватных целям и задачам исследованиякачественным и количественным анализом полученных фактических данных.

Положения, выносимые на защиту:

1. Внушенные страхи дошкольников — результат усвоения чужого опыта под влиянием суггестиисуггестия — психологический механизм генезиса внушенных страховконтрсуггестия — психологический механизм коррекции внушенных страхов у дошкольников.

2. Существует позитивная связь между уровнями страха и тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

3. Существует позитивная связь между уровнями страха родителей и уровнями внушенных страхов у детей старшего дошкольного возраста.

4. Уровень страхов родителя является предиктором выраженности внушенных страхов у детей старшего дошкольного возраста.

5. Для детей старшего дошкольного возраста игровые и арт-терапевтические упражнения являются эффективными контрсуггестивными средствами коррекции внушенных страхов.

Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр психологии Шуйского.

Государственного Педагогического университета и психологии личности факультета психологии Государственного университета — Высшая школа экономики. Материалы исследования обсуждались на следующих научно-практических конференциях: «Развитие и современное состояние теоретических и прикладных социально-педагогических исследований в системе образования» (Иваново, 2004) — «Молодые исследователирегионам» (Вологда, 2005) — «Актуальные проблемы психологической культуры будущих педагогов в условиях модернизации образования» (Уфа, 2005) — «Эффективность образования в условиях его модернизации» (Новосибирск, 2005) — «XII Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых „Ломоносов“» (Москва, 2005) — «Социальная психология сегодня: наука и практика» (Санкт-Петербург, 2005) — «Сохранение и развитие культурного и образовательного потенциала Ивановской области» (Иваново, 2006). Результаты исследования нашли отражение в 12 публикациях автора (3 статьи, 2 практикума, 7 тезисов).

Структура и объем диссертации

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка использованной литературы, включающего 288 источников, и приложений. Основной текст работы включает 18 таблиц, 22 схемы, 12 рисунков, 10 фотографий, 3 графика и 7 гистограмм.

ВЫВОДЫ:

1. Страх — выражение и результат конкретизации (опредмечивания) неопределенной угрозы (на полюсе объекта) и неопределенной тревоги (на полюсе субъекта). Внушенный страх — результат усвоения чужого опыта под влиянием суггестии, являющейся психологическим механизмом генезиса внушенных страхов у детей.

2. Формальные признаки «неблагополучия» (неполная семья, пожилые родители, единственный ребенок) связаны с высоким уровнем страха и тревожности родителя (матери особенно).

3. Уровень страха родителя является предиктором внушенных страхов у детей.

4. Существует статистически значимая взаимосвязь между уровнем страха родителей и уровнем внушенных страхов у детей старшего дошкольного возраста.

5. Существует статистически значимая положительная взаимосвязь между уровнями страха и тревожности у детей старшего дошкольного возраста.

6. Использование игровых и арт-терапевтических упражнений в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста адекватно возрастным особенностям детей, характеру их ведущей деятельности. Игровая и арт-терапия — контрсуггестивные практики, обеспечивающие коррекцию внушенных страхов у дошкольников.

7. Игровые терапевтические упражнений эффективны в коррекции конкретных, предметных страхов. Арт-терапевтические упражнения влияют не только на конкретные, но и на экзистенциальные страхи. В этом мы видим специфику и ценность арт-терапевтической работы с детскими страхами.

8. Для детей старшего дошкольного возраста, переживающих различные внушенные страхи, арт-терапевтические упражнения являются более эффективным психокоррекционным (контрсуггестивным) средством, нежели упражнения игровой терапии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе рассматривались психологические механизмы генезиса и коррекции страхов на материале старшего дошкольного возраста — суггестия и контрсуггестия.

Подводя итоги всей работе, отметим, что:

A) в ее теоретической части на основе рассмотрения различных определений понятия страх.

• сформулировано рабочее определение страха;

• разработана модель проявлений страха в четырех планах: соматические признаки, субъективные проявления, особенности когнитивного функционирования, определенный поведенческий репертуар действий;

• построена иерархическая трехуровневая типология страхов, в которой фундаментальным, самым нижнем уровнем является первичный, неопределенный, диффузный неопредмеченный страх (тревога);

Б) в методической части работы.

• выявлены и проанализированы наиболее адекватные методы для коррекции страхов детей старшего дошкольного возраста (игровые и арт-терапевтические упражнения);

B) в эмпирической части работы с двумя гомогенными группами испытуемых (детей старшего дошкольного возраста, подверженных страхам и тревожности).

• показана большая адекватность, действенность и контрсуггестивность арт-терапевтической работы по сравнению с игровыми упражнениями.

Общее видение перспектив нашего исследования можно обозначить как продолжение исследовательской работы в следующих направлениях:

1. Поиск используемых и разработка новых методов и методик, позволяющих изучать страхи и тревожность детей дошкольного возраста.

В частности особый интерес могут представлять диагностические методики, позволяющие более детально прослеживать и выявлять причины страхов с целью более адресного использования психотерапевтических техник и упражнений- 2. Изучение взаимосвязи страхов и тревожности на протяжении всего онтогенеза с целью выявления общих закономерностей динамики страхов, а также исследование используемых в разных возрастах копинг-стратегий, направленных на совладание со страхами.

Учитывая современные тенденции в развитии психологической науки (усиление исследовательского интереса к внутреннему миру, субъективности и духовному измерению человеческого существования, а также все более активное использование качественных методов исследования), можно с уверенностью утверждать, что сочетание общепсихологического и психотерапевтического ракурсов рассмотрения проблематики страхов является весьма перспективным.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Г. Диагностика и коррекция тревожности у детей 5−7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения: Дис.. канд. психол. наук: 19.00.01: Ставрополь, 2003. -211с.
  2. В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире // Вопросы психологии, 2002. № 1. — С. 3−16.
  3. Т.С. Введение в практическую психологию. Брестский Гос. пед. Институт им. A.C. Пушкина, 1993 с. 143.
  4. JI.A., Антонова Т. В., Артемова JI.B. и др.- Под ред. C. JL Новоселовой.— М.: Просвещение, 1989.-286с.
  5. Л.А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных эмоций // Игра и самостоятельная деятельность в системе воспитания. — Таллинн: Прима, 1984
  6. Э.И. Спортивные игры и упражнения в д/с: Книга для воспитателя дет.сада. М.: Просвещение, 1992. — 159с.
  7. А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. — М.: Фонд За экономическую грамотность, 1995. 296с.
  8. Д. Страх / Тревога и тревожность / Сост. и общ. ред. В. М. Астапова. — С-Пб.: Питер, 2000.
  9. Л.С. Психолого-педагогическое исследование страхов детей младшего школьного возраста: Дис. канд. психол. наук. — Самара, 2002. -201с.
  10. Е.А. Психогимнастика в начальной школе: Методические материалы. М.:ТЦ СФЕРА, 2004.- 88с.
  11. М. Психология счастья. М.: Прогресс, 1990. С. 27, 43−54, 183−193.
  12. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комисарова, Т. А. Добровольская. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 248с.
  13. АЛ. Дошкольное музыкальное воспитание: Пер. с исп./ Общ. ред. М. Шуаре. -М.: Прогресс, 1989. 176с.
  14. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро-и-патопсихологии. — М.: Международная педагогическая Академия, 1994. — 216с.
  15. В.М. Тревожность у детей. 2-е изд. СПб.: Питер, 2004. — 224с.
  16. М.Я. Избранные психологические произведения. М. «Педагогика», 1975.-432с.
  17. М.М. Человек в мире слова / Сост., предисл., примеч. O.E. Осовского. М.: Изд-во вое. открытого ун-та, 1995.С. 140.
  18. Беккер- Глош В., Бюлов Э. Арт — терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера // Исцеляющее искусство: журнал арт -терапии. № 1, 1999. С. 42−58.
  19. А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. — М.: ООО «Издательство Астрель», 2002. — 46с.
  20. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. JI, 1988, 270 с.
  21. М. Что ты видешь? Новые методы арт — терапии. М.: Из-во ЭКСМО Пресс. 2002. С. 256.
  22. В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства. В сб.: Умом и сердцем. М., 1982.
  23. К., Шебек М. Я твой ученик, ты — мой учитель: Кн. Для учителя. М.: Просвещение. 1991.С.143.
  24. В.М., Крук И. В. Толковый словарь психиатрических терминов: В 2 т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — Т.1 — 480с.- Т.2. — 448с.
  25. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968, с. 159.
  26. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко, СПб.: Прайм — Еврознак, 2004. — 672с.
  27. Большой толковый словарь А. Робер, М., 2001., С. 322.
  28. Большой толковый медицинский словарь, «OXFORD». М., 1998, с. 354.
  29. Е.А. Выражение отношения к людям в рисунках дошкольников // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Краснодар. 1975.
  30. Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция ЗПР у детей. Учебно методическое пособие. — М.: «Гном- пресс», 2000.-64с.
  31. Боязнь темноты // Виринея № 34 (83) 25−31 августа 2004. 12−13.
  32. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. — М., 1990.
  33. Д. «Жила-была девочка, похожая на тебя.» / Пер. с англ. Г. А. Павлова. М.: Независимая фирма «Класс». 1996. С. 224.
  34. Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.- СПб.: «Детство-Пресс», 2004. 64с.
  35. М.Е. Безвольная личность: выход из тупика. М.:3нание-1983- с. 130.
  36. М.Е. Краткосрочная терапия творческим рисунком. М., 1993 г. Центральный институт усовершенствования врачей. М., 1993. — 22с.
  37. М.И. Беседы о детской психиатрии. М.:Просвещение, 1992. с. 255.
  38. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки дет. психиатра: Кн. Для учителей и родителей. — М.: Просвещение, 1988. 207с.
  39. А .Я. Психологическая коррекция нарушений общения младших школьников в игровой группе // Семья в психологической консультации / Под ред. A.A. Бодалева. В. В. Столина. М., 1998.
  40. Э. Не дайте ребенку стать «трудным». Об игровой терапии.// Д.В. № 5, 1998 С.54−56.
  41. Л.А., Мухина B.C. Психология: Учеб. Пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошк. учреждениях». М.: Просвещение, 1988. — 336с.
  42. А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. -М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 160с.
  43. А.Л., Цукерман Г. А. Развитие умственных способностей детей. -М., 1991. С. 15.
  44. В. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2004. — 496с.
  45. Возрастные аспекты групповой психотерапии при нервно-псих. заболеваниях. Сборник научных трудов. Том 121, изд. Ленинградского научно-исследов-го психоневрологического института им. В. М. Бехтерева под общ. редакцией М. М. Кабанова, 1988, 165с.
  46. Г. А. Логопедическая ритмика: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 272с.
  47. И.П. Коррекция эмоциональной сферы младших школьников: Методическое пособие.- М.: Изд-во ИПК и ПРНО МО, 1993. 56с.
  48. Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии, М.: ИПП, 1996.
  49. Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Союз, 1997, 96с.
  50. Л.С. Диагностика развития и педагогическая клиника трудного детства. М., 1983. Собр. соч., т.5, с. 257−322.
  51. Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6.
  52. Л.С. Психология искусства / (Предисл. А.Н. Леонтьева- Ред. В. Иванов). 2-е изд., испр. и доп. М.: Искусство. 1968. С. 576.
  53. М., Соколовская В. Эмоционально-личностный тест «Сказка»// Обруч. № 2, 2003. С. 14−19.
  54. Т.А., Уткина С. В. Организация и содержание коррекционно-профилактической работы по преодолению страхов у детей старшего возраста // Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Иваново, 2004. С. 98−99
  55. Г. А. Суггестия: теория и практика. Изд-во: КСП, 1995. 320с.
  56. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1987. — 286с.
  57. В.Д. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Философия.- М.: Олимп, ООО Фирма «Издательство ACT», 1998. 464с.
  58. Р. Обсуждение и создание детских рисунков // Практикум по арт — терапии. СПб.: Питер, 1999. С. 256.
  59. Э.К., Гриднева C.B., Тащева А. И. Психологическая коррекция страха у детей дошкольного возраста (от 3 до 5) с помощью куклотерапии // Современная семья: проблемы и перспективы. Ростов-на-Дону. 1994.
  60. З.В. Детский рисунок в физиологической интерпретации. — Л.: Наука, 1974.- 199с.
  61. Детские «страшилки» // Виринея. № 44 (93) 3 ноября 2004. С. 12
  62. Х.Д. Родители и дети. М.: Знание, 1986. С. 94.
  63. Д. Детский рисунок: диагностика и интерпретация. — Апрель Пресс, Изд-во Эксмо Пресс- 2001. — 272с.
  64. H.H. Школа волшебства. СПб.: ТОО «Диамант», ЗАО «Валерии СПб», 1997. 160с.
  65. Т.Н., Якобсон С. Г. Обучение детей 2−4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре. М.: Просвещение, 1992. — 143с.
  66. М.Б. Коррекция детских психоневротических расстройств с помощью игровой интерактивной изотерапии / Вопросы психологии. № 1. М., 2007. С.110−116.
  67. В.А., Печора К. Л. Рисунки детей. Психологический анализ// Дошкольное воспитание, 2000, № 12. С. 15−18.
  68. В.В. Цветовой личностный тест: Практическое пособие.- М.: ACT, Мн.: Харвест, 2003. 448с.
  69. М.И., Кандыбович Л. А. Психология: Словарь-справочник. — Минск: Хэлтон, 1998. 399с.
  70. Ю.В. Диагностика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста: Дис. канд. психол. наук. — М., 1995. — 165с.
  71. H.H. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят. — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 288с.
  72. М.В. Практическая психология детского творчества. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. — 194с.
  73. Если ребенок боится. Родительский час. // Виринея. № 8 (109) 23 февраля -1 марта 2005 г. С. 12.
  74. Н., Платонова О. Рисунок не бывает неправильным: Арттерапия в музейной педагогике // Три ключа. Пед. вестник, М.: Издат. дом Ш. Амонашвили. 2000. Вып. 4. С.60- 62.
  75. А., Заикин М., Заикин С. Поиграем на листе бумаги. М.: «Лист», 1999. 144с.
  76. A.B. Значение ранних периодов детства для формирования детской личности // Хрестоматия по возрастной психологии. М.: ИПП, 1978, С. 84−87.
  77. A.B. Некоторые психологические проблемы детской игры.// Дошк. воспитание, 1965, № 10, с.72−79.
  78. A.B. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985. — 175с.
  79. Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния / Д. А. Зарайский. Дубна: Феникс, 1997. — 272с.
  80. А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Издательство «Союз», 2004. — 448с.
  81. А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986. 98с.
  82. А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателя дет. сада. — М.: Просвещение, 1986. 128с.
  83. А.И. Неврозы у детей- С-П., «Дельта», 1996. 465с.
  84. А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. 448с.
  85. В.В. Толковый словарь по аналитической психологии. Изд-во: ТОО «Б.С.К.», С.-Петербург, 2000. 324с.
  86. В.В. Психология детства / Ответственный ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1996. — 336с.
  87. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Волшебный источник творчества: Сказкотерапия // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работе, 1997, № 3. С. 96- 112.
  88. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т. М. Практикум по песочной терапии. СПб.: Изд. «Речь», 2002. — 224с.
  89. A.C. Особенности волевой регуляции поведения в эмоциональных условиях (на примере школьников старшего возраста): Автореф. Дисс.. канд. Наук, JL, 1983.
  90. Игровая мозаика. Программа развития игровой деятельности старших дошкольников / Автор-сост. С. Р. Петрухина. — Йошкар-Ола: Редакция журнала «Марий Эл учитель»: Приложение к журналу. 2001, 60с.
  91. К.Э. Эмоции человека. М., 1980. С. 52−61, 83−88.
  92. К.Э. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2008. — 464с.
  93. Е.П. Эмоции и чувства. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2008. — 783с.
  94. М.Н. Готовимся к школе. Практические задания, тесты, советы психолога. СПб.: «Издательский Дом «Нева"" — М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.-224с.
  95. В.Е. Понимая себя: взгляд психотерапевта. — Москва, «Смысл», 2002.-268с.
  96. Т.Г. Изобразительная деятельность в семейном воспитании ребенка второго года жизни // Дошкольное воспитание, 2004, № 11. С. 105 110.
  97. Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников. М.: Педагогика, 1983. — 112с.
  98. И.И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов: Учебник. / Под ред. И. И. Кального. 3-е изд., СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 512с.
  99. C.B. В вашем классе — неблагополучный ребенок // Народное образование, 1998, № 2. С. 155- 166.
  100. C.B. Путешествие с волшебной кисточкой. Ростов н/Д. 1997.
  101. O.A. Игра в коррекции психического развития ребенка. М., 1997.-192с.
  102. Е.А. Физкультурная минутка М.:ТЦ «Сфера».2001— 64с.
  103. В.И. Жить без страха смерти. 3-е изд. — М.: Смысл- СПб.: Питер, 2005. — 336с.
  104. В.П. Педагогическая коррекция. М.: Сфера, 1998. 115с.
  105. Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 57 лет: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-160с.
  106. А. Страх // Психические состояния. Хрестоматия. СПб., 2000. С.229−235.
  107. А. Экзистенциальная психиатрия. М., 1998, с.123−134.
  108. Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н. Д. Твороговой. — М.: ПЕР СЭ, 2007.-416с.
  109. Клиническая психология: Учебник / под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб, Питер, 2002. — 960с.
  110. Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью: Дис.канд.психол. наук. — Иркутск, 1998.
  111. H.H. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / Под ред. С. А. Козловой. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. 320с.
  112. . Как жить после психической травмы. М., 1992. — 221с.
  113. С.Л. Детская агрессия. СПб.: Питер, 2004. — 224с.
  114. М.М., Рузина М. С. Ребенок учиться говорить. Пальчиковый игротренинг. Екатеринбург: У-Фактория, 2005. — 224с.
  115. Колыбель неврозов. Петрунек В. П., Таран Л.Н.// Педагогический факультет. М.: Знание. 1988 / 1−2, С. 96.
  116. Е.В. Интервью в статье «Я не трус, но я боюсь» // Здоровье. 2005. № 4. С.7−13.
  117. Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: Педагогика, 1990. 144с.
  118. C.B. Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет. Практикум для психологов и логопедов.- М.: «Издательство Гном и Д», 2000. 64с.
  119. А.И. Теория и практика арт- терапии СПб.: Питер, 2002. — 368с.
  120. JI.M. Артпсихология как направление психолого-педагогической реабилитации подростков. Учебное пособие. — М.: Педагогическое общество России, 2004. — 160с.
  121. Н.К. О дошкольном воспитании. Сб. статей и речей. М.,"Просвещение», 1973,340с.
  122. C.B., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2003. — 208с.
  123. В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000. 296с.
  124. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2001. 544с.
  125. Куклотерапия: игра или лечение? / В. Гоммерштадт, // Медицинский портал www.medportal.ru. 5.3.2007
  126. .А., Кукаркина E.B. XI конференция международной ассоциации «Системы в развитии». // Вопросы психологии, 2002, № 5. С. 154−155
  127. С.П. Мешок со страхами. // Обруч № 2, 2002 (С. 14−17).
  128. A.C., Лаврова O.A. Воспитание чувств. М.: Знание, 1968. — 112с.
  129. Л.Д. Практика арт- терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003. — 256с.
  130. В.В., Никольская О. С., Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. — М.: Изд. МГУ, 1990.-197с.
  131. Л. Добрая сила (самогипноз). М.: Писатель, 1993. — 208с.
  132. A.A. Мир человека и мир языка: Научно худож. лит- ра / Рис. Т.Лоскутовой. -М.: Дет. лит., 1984. — 127с.
  133. A.A. Психология образа // Вести. Моск. ун-та. Серия 14. Психология, 1979. № 2. С. 3−13.
  134. Д.А. Экзистенциальная тревога и как с ней не бороться // Московский психотерапевтический журнал. 2003. № 2. С. 107−119.
  135. Лечение самогипнозом: Сборник. Добрая сила, Аутогенная тренировка, Искусство психического исцеления / Лекрон Л., Линдеман X., Уоллис Э., Хенкин Б. СПб.: СПИКС, 1994. — 458с.
  136. В.Л. Я не трус, но я боюсь. Онтологика страха как жизнь в модусе «пере»: тело, смысл, субъект: сб. ст. / под общ.ред. С. А. Лишаева. — Самара: Самар. гуманит. акад., 2005. — 168 с. стр.93−109
  137. Н.Д. Коррекция фобий методом эмоционально-образной терапии. //Вопросы психологии. № 2. М., 2006. С.68−79.
  138. М.Л. Внушение и мы. М.: Знание, 1983. 96с.
  139. C.B. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте. Учебное пособие.- Шуя: изд-во «Весть», 2003. 63с.
  140. Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений. М.: Международная педагогическая академия, 1994. — С. 226.
  141. Г., Хоумер Л., Гловер Дж., Свини Д. Игровая терапия как способ решения проблем ребенка. / Перев. С англ. Л. Р. Мошинской. М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001.-320с.
  142. Т.Г. Учить не только мыслить, но и чувствовать. — Чебоксары: КЛИО, 1994.-С.6−7
  143. Е. Преодолеть страх или искусствотерапия. М.: Школа — Пресс, 1996 — с.ЗОЗ.
  144. И.И. Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции. СПб., 2000.-431с.
  145. С.Ю. Страх. Практика преодоления. СПб.: Питер, 2002 — 128с.
  146. С.Я. Вдруг раздались чьи-то шаги. Лит. газ., 3.11.1962, С. 4.
  147. Матейчек 3. Родители и дети: Кн. для учителя: Пер. с чеш. — М.: Просвещение, 1992. 320с.
  148. Материалы участников «Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции психологов-практиков», Москва 10−13 февраля 2005 года./Под редакцией Сукманюк А. Н. Москва: 2005 — 196с.
  149. И.Я. Разноцветные белые вороны/И. Медведева, Т. Шишова/. -Дубна: Феникс+, 2005. 352с.
  150. Методическое пособие по социально-эмоциональному развитию детей дошкольного возраста «Я ТЫ — МЫ"/ автор-составитель Князева О. Л., М.:ОАО «ГАЗ», С. 179.
  151. В.М. Развитие эмоций дошкольников. М.:АРКТИ.2000 — 48с.
  152. Г. И. Отрицательные эмоции и их преодоление.- М.: Медицина, 1984.-80с.
  153. М.А., Горбина Е. В. Поем, играем, танцуем дома и в саду. -Ярославль: «Академия развития», 1997. 240с.
  154. Р. Пальчиковые игры-упражнения //Д.В., 2000, № 10. С.42−53.
  155. B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981, С. 239.
  156. Мэй Р. Краткое изложение и синтез теорий тревожности //Тревога и тревожность: Хрестоматия/ сост. Астапов В. М. СПб.: Питер, 2001. — 256с. -С.215−224
  157. В.Н. Психология отношений: Под редакцией A.A. Бодалева, М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995.-356с.
  158. Я.З. Участие эмоций и мотивов в формировании детской личности // Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей дет. сада / Под ред. А. Д. Кошелевой. — М.: Просвещение, 1985. — С.29−43
  159. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- 4-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Кн.1: Общие основы психологии. — 688с.
  160. P.C. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — Кн.2: Психология образования.- 608с.
  161. Е.А., Узорова О. В. Готовимся к школе: Практическое пособие для подготовки детей. — М.: ООО «Издательство ACT" — «Премьера" — «Аквариум», 2000. 400с.
  162. A.C. Эмоции в нашей жизни. Изд. 2-е. М., «Сов. Россия», 1978.- 272с.
  163. Н. Н. Психология внушения и конформности. СПб.: Академия психологии предпринимательства и менеджмента, Школа практической психологии. 1997. С.8
  164. Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Т. А. Репиной, Р.Б. Стеркиной- Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. -М.: Педагогика, 1990. 152с.
  165. Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ «Сфера», 1999.-240с.
  166. Р.В. Технологии практического психолога. Уч. пособие для студентов высших уч. заведений. М.: ТЦ «Сфера», 2000. — 480с.
  167. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азъ, 1995.-908с.
  168. О’Коннор К. Теория и практика игровой психотерапии. 2-е изд. — СПб.: Питер, 2002. 464с.
  169. М.О. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, 1996, № 1. С. 96- 104.
  170. А.Б. Человекоцентрированный подход в психотерапии // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, 2000, с.268−300
  171. Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. С.130−131.
  172. JI.B. Использование художественно-продуктивной деятельности в развитии сенсомоторики детей с ДЦП (практикум для психологов, педагогов и логопедов). Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2005. -48с.
  173. JI.B. Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста средствами сенсомоторной арт-терапии (практикум для психологов, педагогов и родителей). Издательство «Весть» ГОУ ВПО «ШГПУ», 2006. 134с.
  174. A.A. Введение в теорию психокоррекции.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Изд-во НПО «Модэк», 2000. -320с.
  175. A.A. Общая психокоррекция: Уч. пособие для студентов вузов. — М.: ТЦ «Сфера», 2000. 512с.
  176. М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. СПб.: Питер, 2000. — 278с.
  177. Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. Москва, «Маркетинг», 2004, 184с.
  178. И.П. Ответ физиолога психологам // Полн. собр. соч. В 6-ти т. Т. З, кн.2. — 2-е изд.-М.- Л, 1951. С. 188.
  179. М.А. Страхи в домиках. Диагностика страхов у детей и подростков // Школьный психолог. 1999. № 8. — С.10−12.
  180. Е.Ю. Использование сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной работе // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работ, 1996, № 3.
  181. A.B., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. — М.: Политиздат, 1985. 430с.
  182. В.А. Принцип отраженной субъектности в психологическом исследовании личности // Вопросы психологии № 4. М., 1985. С. 17−30.
  183. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб. пособие для учеб. заведений проф.- технического образования / К. К. Платонов. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Высш. школа, 1984. — 174с.
  184. К.К. Методологические проблемы медицинской психологии. — М.: Медицина, 1977. 95с.
  185. Полуянов Ю.А. A.C. Выготский о детском художественном творчестве // Дидакт, 1994, № 4- 5. С. 24−36
  186. Ю.А. Дети рисуют. М.: Педагогика, 1988. — 176с.
  187. .Ф. Контрсуггестия и история// История и психология. М.: Мысль. 1972. С.7−35.
  188. Практикум по арт — терапии. / Под ред. А. И. Копытина. — СПб.: Питер, 2000. 448с.
  189. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.- Под общей ред. A.A. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. — 560с.
  190. A.M. Диагностика личностной тревожности.// Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1983. — с. 102−134
  191. А.О. Психология неравновесных состояний. М., 1998 152с.
  192. Психические состояния. / Сост. и общая редакция JI.B. Куликова. СПб.: Питер, 2001.-512с.
  193. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / Под ред. K.M. Гуревича и Е. М. Борисовой. — М.: Московский психолого-социальный институт- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. 367с.
  194. Психологические тесты. / Под ред. A.A. Карелина: В 2 т. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. Т.2 — 248с.
  195. Психология личности / Дж. Капрара, Д. Сервон. СПб.: Питер, 2003. — 640с.
  196. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М.Г. Ярошевского- М.: Политиздат, 1990. 494с.
  197. Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 1999. С. 752.
  198. Ю.В. Страх в психолого-педагогическом аспекте. // Личность студента 21 века: теоретико-прикладные проблемы. Материалы межкафедральной научно-практической конференции. Шуя: Весть, 2004. — С.96−101.
  199. Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Уч. пособие. Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1998. — 672с.
  200. Ч. Критический словарь психоанализа, С-П., 1995, с. 189.
  201. О. Родовой травматизм // Тревога и тревожность. / Под общ. ред. В. М. Астапова СПб.: Питер, 2001,23 — 30 с.
  202. Й., Поппер П. Секреты личности, М., 1983, с.110−114, 119.
  203. Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: В 2 кн.- 3-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. Кн.1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.
  204. Е.И. Настольная книга практического психолога: Уч. пособие: В 2 кн.- 3-е изд. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — Кн.2: Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения. — 480с.
  205. Н. Путь к целостности: человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств // Вопросы психологии, 1995, № 1.С.132−139.
  206. Е.С., Потемкина О. Ф. Графические методы в психологической диагностике. СПб.: Речь, 2002. С. 416.
  207. Е.Е. Здоровье глазами детей: опыт психологического анализа детских рисунков. // Вопросы психологии. 2006, № 1. С.39−47.
  208. B.C. Проблемы воспитания в свете психосоматической парадигмы. //Вопросы психологии. № 6. М., 1989. С.22−29.
  209. Рубинштейн C. JL Бытие и сознание. М., 1957, с. 256.
  210. К. Групповая психотерапия. СПб.: Питер Ком, 1999. С. 384.
  211. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы. /Под ред. И. В. Дубровиной. -М.: Издат. центр «Академия», 1995. — С.41−125.
  212. Н.В. Игра в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М.: Новая школа, 1993. — 144с.
  213. М.Е. Психосоматика и телесная психотерапия: Практическое руководство — М.: Независимая фирма «Класс», 2007. — 592с.
  214. В.Б. Переживание ужаса при восприятии человеком приматов.// Вопросы психологии, 1991, № 1.С.153−155
  215. A.M. Неврозы и их лечение. М.: Изд-во: «Медицина» 1971. — 456с.
  216. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошк. учреждений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 224с.
  217. И., Сапахова Л., Насыбуллина Н. О возможности использования детского рисунка в диагностике и оценке здоровья ребенка // Прикладная психология. 2000. № 3. С. 56- 65.
  218. Сказка как источник творчества детей: Пособия для педагогов дошк. учреждений / Науч. рук. Ю. А. Лебедев. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.-288с.
  219. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. — М., 1995.
  220. Словарь психолога-практика/ Сост. С. Ю. Головин.- 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Харвест, М.: ACT, 2001. — 976с.
  221. Словарь-справочник по социальной работе под редакцией доктора истор. наук пр. Е. И. Холстовой, М., Юристь, 1997, с. 516.
  222. Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. A.M. Прохоров. — 4-е изд. -М.: Сов. энциклопедия, 1989. — 1632с.
  223. Социальная психология / Под ред. Журавлева A.JI. М.: ПЕР СЭ, 2002. -351с.
  224. Психология развития. Словарь / Под. ред. A.JI. Венгера // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. JI.A. Карпенко. Под общ. ред. A.B. Петровского. — М.: ПЕР СЭ, 2006. — 176 с.
  225. A.C. Психотерапия: игра, детство, семья. Т1,2. — ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 304с.
  226. Ч. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Тревога и тревожность / Сост. В. М. Астапова. — СПб.: Питер, 2001.-256с.
  227. .О. О происхождении и природе аффектов. // Психология эмоций. Тексты. / Под ред. В. К. Вилюнаса., Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 29−46.
  228. Е. Поиграем в «забавные страхи и смешные ужасы»?// Дошкольное воспитание № 5. 1997. С. 65- 69.
  229. С.С. Психологический словарь для родителей. М., 1996. с. 14.
  230. JI.H. Жизнь творчество — человек: функции художественной деятельности. — М.: Политиздат, 1985. — 415с.
  231. Е.В. Нравственное развитие дошкольника // Вопросы психологии. 1983. — № 4. — С.29−38.
  232. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе Т. А. Шкур ко// Психологический вестник. Выпуск 1, Часть 1, Ростов-на-Дону, Издательство Ростовского Университета, 1996, с.327−348.
  233. В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Радяньска школа, 1974. — 288с.
  234. П.В. Роль межполу тарных взаимоотношений в организации эмоционального поведения детей: Автореф. дис. канд. биол. Наук. — Л., 1979.-15с.
  235. В.И. Гигиенические основы воспитания детей от 3−7 лет. — М.: Просвещение, 1987.— 140с.
  236. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду ./Под ред. Косминской В. Б., Васильевой Е. Н., Хелезовой Н. Б., Казаковой Р. Г. М.: Просвещение. 1977.-253с.
  237. Л.Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников / Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2002. 240с.
  238. Л.Ф., Шквирина О. И., Бабенко Г. И. Физиолого-педагогическая коррекция моторики кисти ведущей руки ребенка. — Р.- н-Д., 1994. 61с.241. 365 развивающих игр. / Сост. Беляков Е. А. — М.: Рольф, Айрис — пресс, 1999.-304с.
  239. И.М., Немцева А. Я. Руководство по медицинской психологии. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Медицина, 1985. — 216с.
  240. Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.С.451.
  241. Умные сказки. Серия «Через игру к совершенству». — М.: «Лист», 1997. -168с.
  242. Дж. Психологический уход за ребенком. М., 1930. С. 35, 52.
  243. К.Д. Собрание сочинений. Том.8. Человек как предмет воспитания. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 775с.
  244. Д.И. Психологические исследования. М.: Наука, 1966. С. 468.
  245. Н.Э. Формирование взаимоотношений дошкольников в процессе изобразительной деятельности в условиях разновозрастной группы: Дис. канд. пед. наук. — М., 1991. — 197с.
  246. Дж., Фрейгер Р. Личность и личностный рост — Вып.1.— М.: Изд. Российского открытого Университета, 1994.
  247. Г. М. Тайный мир рисунка: Исцеление через искусство. СПб.: Европейский Дом, 2000. С. 176
  248. Т.А. Мир дому твоему. Человек в человеке // Воспитание школьников. 1999. № 1, С. 34- 39- № 2, С. 27−31- № 4, С. 37- 40.
  249. А., Фрейд 3. Детская сексуальность и психоанализ детских неврозов. СПб., 1997.-387с.
  250. Фрейд 3. Запрещения, симптом и страх./ Тревога и тревожность // Сост. и общ. редакция В. М. Астапова. С-Пб.: 2001.
  251. A.M., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя, М.: Просвещение, 1991. 406с.
  252. М., Арнольд Дж. Ребенок с эмоционально неустойчивым характером. СПб.: Питер, 2004. — 272с.
  253. Фромм Алан. Азбука для родителей / Пер. И.Г. Константиновой- Предисл. И. М. Воронцова. Л.: Лениздат, 1991. — 319с.
  254. И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов/ И. А. Фурманов. М.: Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2004.-351с.
  255. А.Ю. Умные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. — 153с.
  256. А.Б., Гаранян Н. Г. Культура, эмоции и психическое здоровье. //Вопросы психологии. 1999. № 2. С.61−73.
  257. Г. Т. Семья глазами ребенка. — М.: Педагогика, 1989. С. 13- 122−123.
  258. К. Невротическая личность нашего времени. М.: Смысл, 1997. — 496с.
  259. Л., Зиглер Д. Теории личности. — 3-е изд. — СПб.: Питер, 2004. 607с.
  260. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотехнические игры в спорте. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 160с.
  261. Н.В., Пахомов Ю. В. Психотренинг: игры и упражнения. М.: Физкультура и спорт, 1988. — 272с.
  262. Ю.Ю. Первичный страх, тревога и бредовое настроение// Украинский вестник психоневрологии. — 2002. — Т. 10, вып.2. — С. 149−150.
  263. И.Ю. Заговор народа. Как создать сильный политический текст. Изд.: КСП+, 2003. 464с.
  264. М.И. Психогимнастика / Под ред. М. И. Буянова. — М.: Просвещение, 1990. 128с.
  265. И. Рисуем играя // Д.В., 2000, № 10. С.2−14.
  266. В.Д. Мир внутренней жизни человека. М.: Университетская книга, Логос, 2006. — 392с.
  267. Л., Шванцара И., Развитие детских графических проявлений // Альманах психологических тестов. Рисуночные тесты. М.: «КСП», 1997. С.286- 309.
  268. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 512с.
  269. Г. А. Справочник дошкольного психолога / Серия «Справочники». Ростов н/Д.: Феникс, 2003. — 384с.
  270. Г. Рисунок и образ в гештальттерапии. СПб.: Изд-во Пирожкова, 2001. С. 220.
  271. Л. Юганская песочная психотерапия. СПб.: Питер, 2001. — 320с.
  272. P.A., Коблинер У. Г. Первый год жизни / Пер. с англ. А. Б. Сумм. Под ред. A.M. Боковикова. М.: Академический Проект, 2006. — 352с.
  273. Е.В. Страх: враг или друг? СПб.: ИД «ВЕСЬ», 2004. — 128с.
  274. Т.М. Методы активного социально-психологического обучения. Учебно-методические мат-лы. Изд. «Весть» ШГПУ. 2003. 54с.
  275. Щур В. Г. Методика изучения представлений ребенка об отношениях к нему других людей // Психология личности: теория и эксперимент / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1982. С.108−114.
  276. Эмоциональное развитие дошкольника./ Под ред. А. Д. Кошелевой. — М.: Просвещение. 1985.- 176с.
  277. И.В. Условия и функции конструктивного использования суггестии в образовании // Теоретический журнал «Credo new», С-Пб., 2007. № 2. С. 18−22.
  278. И.Д. Теория и практика групповой психотерапии: (Пер. с англ.). СПб.: Питер, 2000. С. 640.
  279. Я познаю мир: Дет.энцикл.: Музыка/Авт. А. С. Кленов.- М.: «АСТ», 1998. -464с.
  280. М.Т. История психологии. 2-е перераб. изд. М., «Мысль», 1976.- 463с.
  281. К.Т. Общая психопатология / пер. с нем. — М.: Практика, 1991 -1056с.
  282. Coon D. Introduction to Psychology. Exploration and Application. Eight Edition, 1998. 733p.
  283. Kramer E. Art Therapy With Children. New York: Schocken Books, Inc., 1977.
  284. Piaget J. The Psychology of Intelligence. London and New York: Routledge classics, 2002 202.
  285. Plutchik R. Emotions: A Psychoevolutionary Synthesis. New York: Harper and Row, 1980. 336p.
Заполнить форму текущей работой