Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологический анализ эмпатии у детей с задержкой психического развития: младший школьный возраст

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последнее время появился ряд работ, касающихся восприятия и понимания эмоциональных состояний другого человека детьми с задержкой психического развития (O.K. Агавелян, Н. А. Деревянкина, Л. К. Минакова, Е. С. Слепович, Т. З. Стернина, Е. В. Хлыстова, Н.Б. Шевченко), положительного эмоционального отношения к близким взрослым и сверстникам (Е.Н. Васильева), моральной регуляции поведения (Е.А… Читать ещё >

Содержание

  • Глава. ПРОБЛЕМА ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 1. 1. Основные направления изучения эмпатии
    • 1. 2. Виды эмпатии
    • 1. 3. Проблема соотношения эмпатии и децентрации
    • 1. 4. Развитие эмпатии на протяжении детского возраста
    • 1. 5. Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития
      • 1. 5. 1. Понятие задержки психического развития
      • 1. 5. 2. Проблема отношения к другому человеку у детей с задержкой психического развития
      • 1. 5. 3. Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития
      • 1. 5. 4. Влияние условий обучения и воспитания на развитие эмпатии у детей с задержкой психического развития
  • Глава. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Постановка проблемы и задачи исследования
    • 2. 2. Организация исследования
    • 2. 3. Методы исследования
      • 2. 3. 1. Методики изучения эмпатии
      • 2. 3. 2. Методики изучения децентрации
      • 2. 3. 3. Методика диагностики интеллектуального развития
  • Глава. ЭМПАТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 3. 1. Изучение особенностей когнитивной и личностной децентрации
      • 3. 1. 1. Когнитивная децентрация
      • 3. 1. 2. Личностная децентрация
    • 3. 2. Анализ особенностей эмпатии
      • 3. 2. 1. Проявление эмпатии в простых и сложных ситуациях
      • 3. 2. 2. Эмпатия по отношению к разным видам объектов
      • 3. 2. 3. Специфика проявления эмпатии по отношению к сверстнику
  • Глава. ЭМПАТИЯ И ОБУЧЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С
  • ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
    • 4. 1. Изучение соотношения уровня интеллектуального развития и особенностей эмпатии
    • 4. 2. Изучение влияния условий обучения на особенности эмпатии

Психологический анализ эмпатии у детей с задержкой психического развития: младший школьный возраст (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Тревожной тенденцией в современном обществе является снижение гуманности в отношениях людей, что представляет собой важную социальную проблему. Одной из центральных характеристик, определяющих гуманное отношение к другому индивиду, является эмпатия. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что она необходима для полноценного личностного развития, нормального становления межличностных отношений. Развитие эмпатии — одна из важнейших сторон формирования личности, обеспечивающая нравственное развитие (Л.И. Божович, Т. П. Гаврилова, К. Дембеле, А. Д. Кошелева, Я. З. Неверович и др.). Она является важным условием гуманизации межличностных отношений, одним из основных факторов, тормозящих проявления агрессии (N. Feshbach, S. Feshbach, N. Eisenberg, А. Mehrabian, N. Epstein и др.) и побуждающих действовать в пользу другого (А. Валлон, Н. Н. Обозов, С. Batson, М. Davis, N. Feshbach, M. Hoffman и др.). Именно недостаток эмпатии, как отмечают многие исследователи, лежит в основе ряда психологических трудностей детей и подростков, в том числе и нарушений поведения (Э. Мэш, Д. Вольф, D. Cohen, P. Hastings и др.).

Особую актуальность проблема эмпатии приобретает в отношении детей со специальными образовательными потребностями, прежде всего, одной из самых многочисленных их категорий — детей с задержкой психического развития (ЗГТР). Многие авторы отмечают, что характерное для них отставание в психическом развитии, сочетание эмоциональной «незрелости» и интеллектуального «недоразвития» замедляет, искажает процесс формирования отношения к другому человеку. Оно является фактором риска, способствуя проявлениям асоциальных форм поведения у детей и подростков с задержкой психического развития (Г.В. Грибанова, К. С. Лебединская и др., В. В. Лебединский, Е.Б. Моисеева).

В последнее время появился ряд работ, касающихся восприятия и понимания эмоциональных состояний другого человека детьми с задержкой психического развития (O.K. Агавелян, Н. А. Деревянкина, Л. К. Минакова, Е. С. Слепович, Т. З. Стернина, Е. В. Хлыстова, Н.Б. Шевченко), положительного эмоционального отношения к близким взрослым и сверстникам (Е.Н. Васильева), моральной регуляции поведения (Е.А. Винникова, Е. С. Слепович, Г. И. Ефремова). Однако до настоящего времени исследований, непосредственно направленных на изучение эмпатии у детей с задержкой психического развития, очень мало (O.K. Агавелян, Е. Н. Васильева, С.Н. Сорокоумова). Между тем, этот вопрос чрезвычайно важен, особенно по отношению к младшему школьному возрасту, который является сензитивным для нравственного развития, становления взаимоотношений с другими людьми, формирования децентрации, моральных чувств (Л.И. Божович, Т. П. Гаврилова, Я. Л. Коломинский, Ж. Пиаже, Д. Б. Эльконин, J. Flavell, R. Selman и др.). Это определяет значительные возможности данного возрастного периода в плане развития эмпатии. В связи с этим изучение эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития приобретает особую значимость.

Объект исследования — эмпатия в младшем школьном возрасте.

Предмет исследовании — особенности эмпатии и ее формирования у детей с задержкой психического развития.

Цель исследования — изучение особенностей эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, обучающихся в разных условиях.

Гипотезы исследования:

1. Эмпатия у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте характеризуется как общими с их нормально развивающимися сверстниками особенностями, так и рядом специфических черт. Общим для обеих категорий детей является зависимость эмпатии от сложности условий ее осуществления и вида объекта. Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития проявляются в замедленном темпе ее формирования, меньшей выраженности ее действенного компонента (желания помочь) и более выраженной ориентации при ее возникновении на внешние признаки неблагополучия другого индивида.

2. Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста не зависят от условий обучения и воспитания: в специальной школе или специальном классе массовой школы.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутых гипотез были поставлены следующие задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ проблемы эмпатии.

2. Выявить особенности когнитивной и личностной децентрации (как необходимого условия эмпатии) у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и нормально развивающихся младших школьников.

3. Изучить особенности эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися младшими школьниками.

4. Изучить связь между особенностями эмпатии и уровнем интеллектуального развития у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

5. Провести сравнительное исследование особенностей эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития, обучающихся в специальных (коррекционных) школах и классах коррекционно-развивающего обучения (КРО) общеобразовательных школ.

6. Разработать и апробировать методику диагностики эмпатии к сверстникам у младших школьников.

Теоретико-методологической основой исследования явились культурно-историческая концепция J1.C. Выготского, базирующиеся на ней теория личностного развития Л. И. Божович и представления об общих и специфических закономерностях психического развития детей с ЗПР (H.JL Белопольская, К. С. Лебединская, В. В. Лебединский, В. И. Лубовский, М. С. Певзнер, У. В. Ульенкова и др.).

Эмпирическая база и основные этапы исследования. Эмпирическое исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе изучались особенности когнитивной и личностной децентрации (как важнейшего условия развития эмпатии) у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися младшими школьниками.

На втором этапе выявлялись особенности эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися детьми младшего школьного возраста.

На третьем этапе изучалась связь уровня интеллектуального развития и особенностей эмпатии младших школьников с задержкой психического развития, а также проводилось сравнительное исследование эмпатии у младших школьников с ЗПР, обучающихся в специальных (коррекционных) школах и классах коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных школ.

В исследовании участвовали две выборки испытуемых:

1. Младшие школьники с задержкой психического развития. При отборе испытуемых этой выборки мы ориентировались, прежде всего, на условия их обучения. По решению психолого-медико-педагогической комиссии они обучались в классах коррекционно-развивающего обучения (КРО) средних общеобразовательных школ, УВК (начальная школа-детский сад) компенсирующего вида (для детей с задержкой психического развития) и специальной (коррекционной) школе-интернате VII вида г. Москвы.

2. Нормально развивающиеся младшие школьники. Эти дети обучались в «массовых» классах общеобразовательных школ г. Москвы. Поскольку известно, что среди детей, обучающихся по программе массовой школы, значительная часть имеет те или иные нервно-психические нарушения, различные отклонения в функционировании ЦНС, для отбора испытуемых этой выборки мы провели дополнительное исследование с помощью теста Тулуз-Пьеропа. Кроме того, с целью выявления и исключения из выборки детей, имеющих хронические заболевания, трудности в обучении и поведении, проводился анализ медицинской и педагогической документации, беседы с учителями. В результате в эту выборку вошли учащиеся массовой школы, не имеющие трудностей в обучении и поведении, хронических соматических заболеваний и не проявляющие признаков «минимальных мозговых дисфункций».

На первом этапе в исследовании приняли участие 43 младших школьника с ЗПР и 37 нормально развивающихся детей, учащихся 1−2 классов. На втором этапе выборку составили 84 ребенка с ЗПР и 86 нормально развивающихся младших школьников, учащихся 1−3 классов. На третьем этапе углубленному изучению подверглись младшие школьники с ЗПР, которые участвовали во втором этапе исследования.

В выборке младших школьников с ЗПР количество мальчиков в 3 раза превышает количество девочек. При отборе выборки нормально развивающихся младших школьников мы руководствовались соотношением числа мальчиков и девочек, выявленным в выборке детей с ЗПР. В связи с этим проблема тендерных различий в настоящей работе не рассматривается.

Методы исследования. На первом этапе для диагностики когнитивной децентрации использовались: модифицированная задача М. Хьюза с «полисменом», задание «Лев» С. Д. Забрамной, модифицированная задача А. Бине — Ж. Пиаже «о трех братьях». Изучение личностной децентрации проводилось с помощью модифицированной методики мотивационных предпочтений «Цветик-многоцветик».

На втором этапе для изучения эмпатии использовались модифицированная методика «Неоконченные рассказы» Т. П. Гавриловой и разработанная нами методика диагностики эмпатии к сверстнику проективного типа.

На третьем этапе изучение уровня интеллектуального развития осуществлялось с помощью детского варианта теста Д. Векслера (Ю.И. Филимоненко, В. И. Тимофеев, 1994).

Результаты исследования подвергались качественной и количественной обработке. Последняя заключалась в сравнении данных, проведении корреляционного анализа и осуществлялась с использованием электронных таблиц Excel и пакета статистической обработки данных SPSS 13.0. Статистическая достоверность различий определялась по t-критерию Стьюдента. Анализировались только достоверные различия с уровнем значимости не ниже 5%. В качестве показателя связи использовались коэффициент корреляции «ф» и коэффициент корреляции г Пирсона.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и сделанных на их основе выводов обеспечены тщательной методологической проработкой изучаемых категорий, использованием комплекса методов, адекватных предмету, цели и гипотезам исследования, корректным применением методов математической статистики.

Положении, выносимые на защиту:

1. Проявления эмпатии и ее изменение на протяжении младшего школьного возраста у детей с задержкой психического развития подчиняются тем же закономерностям, которые свойственны нормально развивающимся младшим школьникам: они обнаруживают зависимость от сложности условий осуществления эмпатии и ее объекта (взрослый, сверстник, животное). Специфика эмпатии у детей с задержкой психического развития заключается в (1) замедленном темпе ее формирования- (2) более выраженной ориентации на внешние признаки неблагополучия другого индивида, меньшей выраженности стремления помочь и жалости по отношению к нему- (3) более выраженном снижении эмпатии при усложнении условий ее осуществления.

2. Особенности эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития не зависят от условий обучения и воспитания: в классах коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы или специальных (коррекционных) школах. Учащиеся классов коррекционно-развивающегося обучения и учащиеся специальных (коррекционных) школ не различаются между собой пи по проявлению эмпатии в простых и сложных ситуациях, ни по способности откликаться на переживания разных видов объектов.

3. Уровень развития децентрация у младших школьников с ЗПР, как и у их нормально развивающихся сверстников является достаточным для обеспечения эмпатии.

4. Связь эмпатии и уровня интеллектуального развития у младших школьников с ЗПР опосредована сложностью условий осуществления эмпатии и видом ее объекта: такая связь обнаруживается в сложных ситуациях и по отношению к сверстнику, не выявляется в простых ситуациях и по отношению к взрослому и животному.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяются тем, что в нем проведен систематический углубленный анализ особенностей эмпатии у детей с задержкой психического развития. Проведен теоретический анализ эмпатии и ее развития в младшем школьном возрасте. Эмпирически раскрыта и описана специфика проявления эмпатии у детей с задержкой психического развития. Изучен генез эмпатии и децентрации на протяжении младшего школьного возраста у детей с ЗПР и нормальным темпом психического развития. Выявлено, что когнитивная и личностная децентрация (как одно из необходимых условий наличия эмпатии) у детей младшего школьного возраста как с задержанным, так и с нормальным психическим развитием сформирована. Установлена связь особенностей эмпатии и уровня интеллектуального развития у младших школьников с ЗПР. Показано, что особенности эмпатии у детей младшего школьного возраста с ЗПР не зависят от условий обучения: обучения в коррекционной школе или специальном классе общеобразовательной школы. Разработана и апробирована методика изучения эмпатии к сверстникам в младшем школьном возрасте.

Полученные результаты имеют значение для разработки проблемы особенностей эмпатии у детей с задержкой психического развития, понимания закономерностей развития личности и межличностных отношений, формирования отношения к другому человеку и младшем школьном возрасте как у детей с задержкой психического развития, так и у нормально развивающихся детей.

Практическая значимость исследования определяется возможностью широкого применения полученных в исследовании результатов и выводов для психолого-педагогической работы с детьми младшего школьного возраста с задержкой психического развития, их родителями и учителями. Разработанная методика диагностики эмпатии к сверстнику может быть использована в исследовательской и практической работе психологов. Полученные в ходе исследования данные могут послужить основой для разработки психокоррекционных программ работы с детьми с ЗПР, направленных на развитие эмпатии, и рекомендаций для педагогов и психологов. Результаты исследования используются в программах профессиональной подготовки и повышения квалификации психологов.

Апробация диссертационного исследования. Результаты исследования обсуждались на V Международных чтениях памяти JT.C. Выготского «Культурно-исторический подход и исследование процессов социализации» (Москва, 2004), на научно-практической конференции с международным участием «Теория и практика современного психологического консультирования» (Курск, 2006), на VII Международных чтениях памяти JI.C. Выготского «Перспективы развития культурно-исторической теории» (Москва, 2006), на Международной научной конференции «Л. С. Выготский: культурно-историческая концепция развития психики» (Ровно, 2007), на заседаниях кафедры проектирующей психологии Института психологии им. JLC. Выготского РГГУ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Наше исследование было посвящено изучению особенностей эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, обучающихся в разных условиях.

Мы предположили, что (1) эмпатия у детей с задержкой психического развития в младшем школьном возрасте характеризуется как общими с их нормально развивающимися сверстниками особенностями, так и рядом специфических черт. Общим для обеих категорий детей является зависимость эмпатии от сложности условий ее осуществления и вида объекта. Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития проявляются в замедленном темпе ее формирования, меньшей выраженности ее действенного компонента (желания помочь) и более выраженной ориентации при ее возникновении на внешние признаки неблагополучия другого индивида- (2) особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста не зависят от условий обучения и воспитания: в специальной школе или специальном классе массовой школы.

Проведенное исследование подтвердило выдвинутые гипотезы и позволило сделать следующие выводы:

1. Вопреки распространенным представлениям о том, что для детей с задержкой психического развития характерно снижение способности к сопереживанию и сочувствию, проявление эмпатии в часто встречающихся в опыте ситуациях общения доступно большинству младших школьников с задержкой психического развития, так же как и большинству нормально развивающихся детей младшего школьного возраста. При этом проявление эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития подчиняется тем же закономерностям, которые свойственны нормально развивающимся младшим школьникам: эмпатия обнаруживает зависимость от сложности ситуации и того, является ли се объектом взрослый человек, сверстник или животное.

2. Обучение младших школьников с задержкой психического развития в разных условиях: в классах коррекционно-развивающего обучения общеобразовательной школы и специальных (коррекционных) школах не оказывает влияния на способность к проявлению эмпатии. Учащиеся классов коррекционно-развивающегося обучения и учащиеся специальных (коррекционных) школ не различаются между собой ни по проявлению эмпатии в простых и сложных ситуациях, ни по способности откликаться на неблагополучие разных видов объектов, ни по проявлению эмпатии к сверстнику в ситуациях, предполагающих и не предполагающих нарушение им школьных норм.

3. Зависимость эмпатии от сложности ситуации как у младших школьников с задержкой психического развития, так и у нормально развивающихся школьников проявляется в снижении эмпатии и изменении ее содержательных характеристик, состоящем в более выраженной ориентации на внутренние процессы и состояния другого индивида, отсутствии идентификации с его переживаниями в сложных ситуациях по сравнению с простыми. Специфика эмпатии младших школьников с ЗПР заключается в том, что усложнение ситуации приводит у них к более выраженному, значительному снижению эмпатии и большему количеству ее качественных изменений.

4. Различия в проявлениях эмпатии у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития и нормально развивающихся младших школьников по-разному выражаются в простых и сложных ситуациях. В простых ситуациях эти различия имеют качественную специфику, характеризующуюся: (1) более выраженной ориентацией детей с ЗПР на внешние признаки неблагополучия другого индивида- (2) меньшей направленностью детей с ЗПР на совершение действий в пользу другого индивида, проявление жалости к нему. В сложных ситуациях обнаруживаются только количественные различия: в группе младших школьников с ЗПР меньше детей, способных проявлять эмпатию в подобных условиях, чем среди нормально развивающихся школьников.

5. Зависимость эмпатии от вида объекта и у детей с задержанным, и у детей с нормальным темпом развития выражается, прежде всего, в преобладании количества детей, проявляющих эмпатию к животному, над числом испытуемых, обнаруживающих эмпатию по отношению к взрослому и сверстнику. Вместе с тем как количественные, так и качественные различия в проявлении эмпатии к последним в обеих группах отсутствуют. Специфика эмпатии младших школьников с ЗПР состоит в том, что содержательных различий по проявлению эмпатии к животному и человеку (взрослому и сверстнику) у них не обнаруживается, а их количественное соотношение имеет возрастную специфику, проявляясь только у учащихся 3 класса.

6. На протяжении младшего школьного возраста количество детей, проявляющих эмпатию в простых ситуациях, увеличивается как среди детей с задержкой психического развития, так и среди нормально развивающихся школьников. Количество детей, проявляющих эмпатию к животному, на протяжении данного возрастного периода в обеих группах не претерпевает существенных изменений.

Специфика развития эмпатии у младших школьников с задержкой психического развития заключается в том, что рост числа детей, проявляющих эмпатию, у таких детей идет более медленными темпамичто особенно ярко проявляется в сложных ситуациях: лишь к концу младшего школьного возраста они достигают количественных показателей эмпатии, свойственных нормально развивающимся детям в начале этого возрастного периода. Количественные показатели отзывчивости на неблагополучие сверстника у младших школьников с ЗПР от 2 к 3 классу увеличиваются, а показатели эмпатии к взрослому остаются стабильнымив то время как в группе нормально развивающихся школьников, напротив, последние от 2 к 3 классу увеличиваются, а первые относительно стабильны.

7. Эмпатия по отношению к сверстнику в младшем школьном возрасте опосредована выполнением им школьных правил: дети демонстрируют менее выраженную эмпатию к сверстнику, нарушающему правила, чем в случае его поведения, соответствующего требованиям школы, что проявляется в достоверном уменьшении числа эмпатийных ответов и увеличении количества неэмпатийных. Это характерно как для младших школьников с ЗПР, так и для нормально развивающихся школьников. Специфика эмпатии детей с ЗПР заключается (1) в наличии содержательных различий в проявлении эмпатии к сверстнику, не выполнившему школьную норму, и сверстнику, неблагополучие которого не связано с нарушением им школьных требований, выражающуюся в более выраженной идентификации с переживаниями сверстника, нарушившего правила, чем в случае его поведения, соответствующего требованиям школы- (2) в отсутствии увеличения эмпатии к сверстнику, нарушившему норму, на протяжении младшего школьного возраста.

8. Связь особенностей эмпатии и уровня интеллектуального развития у младших школьников с задержкой психического развития опосредована сложностью ситуации, видом объекта и выполнением сверстником школьных норм. Проявление эмпатии в сложных ситуациях (в отличие от эмпатии в простых ситуациях) обнаруживает связь с уровнем интеллектуального развития. Это находит отражение как в отсутствии детей с «интеллектом выше среднего» и «пограничным с умственной отсталостью интеллектом» среди проявляющих эмпатию младших школьниковтак и в наличии корреляционной связи между показателями интеллекта и выраженностью эмпатии. При этом последняя имеет возрастную специфику, которая проявляется в наличии такой связи у учащихся 1 и 3 класса и ее отсутствии у учащихся 2 класса. Уровень интеллектуального развития связан с проявлением эмпатии к сверстнику и не обнаруживает связи с проявление эмпатии к животному и взрослому. Связь между показателями интеллекта и эмпатии к сверстнику выявляется в ситуациях, предполагающих нарушение сверстником школьных правил, и не обнаруживается в ситуациях, этого не предполагающих.

9. Для большинства младших школьников с задержкой психического развития, так же как и для большинства нормально развивающихся детей младшего школьного возраста характерно проявление когнитивной и личностной децентрации. Однако у младших школьников с ЗПР в отличие от детей с нормальным развитием увеличения умения решать все предложенные в исследовании задачи на определение когнитивной децентрации (от 1 ко 2 классу) не происходит.

На основании полученных в ходе исследования результатов намечаются следующие возможные направления дальнейшей работы:

1) изучение особенностей эмпатии у детей с задержкой психического развития в дошкольном и подростковом возрасте;

2) выявление тендерных различий в эмпатии у детей с задержкой психического развития;

3) изучение влияния особенностей семейного воспитания на эмпатию детей с задержкой психического развития;

4) апробация и расширение сферы применения разработанной нами методики диагностики эмпатии к сверстнику;

5) разработка психокоррекционных программ работы с детьми с ЗПР, направленных на развитие эмпатии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Совместная деятельность детей как условие гуманного отношения к сверстникам// Вопросы психологии. 1980. № 5.
  2. В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М.: ЭКО, 1999.
  3. В.В. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства: Автореф. дис.докт. психол. наук — М., 2000.
  4. B.C., Агавелян P.O. Методы оценки уровней эмпатии, психических состояний и свойств личности студентов. Челябинск: Чел. Гос. Ун-т, 1999.
  5. O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис. докт. психол. наук. -М., 1989.
  6. O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск: Изд-ль Т. Лурье, 1999.
  7. Н.И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста (в детском саду и школе): Автореф. дис. канд. психол. наук -М&bdquo- 1987.
  8. В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии -М.: Международная педагогическая академия, 1994.
  9. Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников// Вопросы психологии. 1990. № 2.
  10. В. М., Завьялов. В.Ю., Короленко Ц. П. Эмоции и воображение. М., 1975.
  11. Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1985.
  12. Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М.: Изд-во УРАО, 1999.
  13. Д.В. Психологические условия развития педагогической эмпатии у студентов педколледжа: Автореф. дис. канд. психол. Наук. Тамбов, 2004.
  14. Би X. Развитие ребенка. СПб.: Питер, 2004.
  15. Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
  16. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.
  17. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М.: Просвещение, 1968.
  18. Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. 1975. № 1.
  19. В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.
  20. В.В., Клиценко О. А. Оценка эмпатии личности. СПб.: «Сударыня», 2002.
  21. Большой психологический словарь/ Сост и общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
  22. С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей. Автореф. дис. канд. пед. наук Ленинград, 1988.
  23. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990.
  24. М. Психологическая проблематика детей с легкой дисфункцией мозга// Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Педагогика, 1986.
  25. А.А. Взаимосвязь эмпатии и усвоения нравственных норм детьми младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Киев, 1988.
  26. А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001.
  27. Е.Н. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от характера отношений в семье// Шестилетние дети: проблемы и исследования. -Н.Новгород: НГПУ, 1993.
  28. Е.Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам: Дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1994.
  29. Е.Н. Формирование эмпатии к сверстникам у старших дошкольников с ЗПР// Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н. Новгород: НГПУ, 1998.
  30. Л.В. Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 2001.
  31. Е.А. Моральная регуляция поведения у старших дошкольников с легкой интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в разных социальных условиях: Автореф. дис. канд. психол. наук. Минск, 1999.
  32. Е.А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1999. № 1.
  33. Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973
  34. Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: Автореф. Дис. Канд. Психол. наук —Киев, 1991.
  35. Выготский J1.C. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.4: Детская психология М.: Педагогика, 1984.
  36. JI.C. Проблемы дефектологии— М.: Просвещение, 1995.
  37. Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста// Вопросы психологии. 1974. № 5.
  38. Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии// Вопросы психологии. 1975. № 2.
  39. Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис. канд. психол. наук. -М., 1977.
  40. Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. М., 1979.
  41. Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984.
  42. JI.K. Личностно-ориентированная коррекция эмоциональных проявлений у младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 2004.
  43. В.В. Эмоционально-смысловые аспекты выполнения нормы взаимопомощи в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2003.
  44. Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии//Вопросы психологии. 1993. № 4.
  45. Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности: На материале исследования детей 7−8 лет: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Краснодар, 2003.
  46. Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития// Дефектология. 1986. № 5.
  47. К. Н’До. Психологические особенности проявления сопереживания у детей старшего дошкольного возраста (в условиях семейного воспитания и в детских домах в Мали и в СССР): Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1992.
  48. Ю.Г. Психопатология детского возраста. Л., 1988.
  49. Н.А. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис.канд. психол.наук. — Ярославль, 2005.
  50. С. Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами: Автореф. дис.канд. психол. наук. Даугавпилс, 1993.
  51. Дети с временными задержками развития /Под ред. Власовой Т. А., Певзнер М.С.- М.: Педагогика, 1971.
  52. Дефектология. Словарь-справочник./Авт.-сост. Степанов С. С. / Под ред. Пузанова Б. П. М.:ТЦ Сфера, 2007.
  53. Е.Г. Особенности личности и их проявления в поведении подростков с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000.
  54. Е.Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития// Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н. Новгород: НГПУ, 1993.
  55. Е.Е. Особенности общения со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР// Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н. Новгород: НГПУ, 1998.
  56. М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.
  57. А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. М.: Школьная пресса, 2005.
  58. З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980.
  59. С.А. О факторах, влияющих на эмпатию// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. М., 1979.
  60. Г. И. Формирование саморегуляции поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Н. Новгород, 1997.
  61. Г. И. Особенности усвоения шестилетними детьми с задержкой психического развития знаний о некоторых нравственных нормах поведения по отношению к взрослым и сверстникам// Шестилетние дети: проблемы и исследования. -Н. Новгород, 1998.
  62. С.Д. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей М.: ВЛАДОС, 2005.
  63. Г. С. О разрешающей способности психопатологического и психометрического методов в диагностике легких степеней умственной недостаточности// Вопросы ранней диагностики психических заболеваний. Вып. 3. -М., 1978.
  64. А.В. Психология восприятия сказки ребенком// Дошкольное воспитание. 1948. № 9.
  65. А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников// Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. Кошелевой А. Д. М.: Просвещение, 1985.
  66. А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка// Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/ Под ред. Запорожца А. В., Неверович Я. З. М.: Педагогика, 1986.
  67. А.В. Профили обучаемости детей-сирот с задержкой психического развития как условие формирования психологической готовности к обучению в школе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2006.
  68. О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития// Теоретические и прикладные вопросы психологии. Материалы юбилейной конференции «Ананьевские чтения-97». СПб., 1997.
  69. О.В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития// Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Опыт. — СПб., 2001.
  70. О.В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб: Изд. дом Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2006.
  71. К.Э. Эмоции человека. М., 1980.
  72. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
  73. Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. JL, 1982.
  74. М.Б. Возрастная сензитивность у детей и подростков (на примере задержки психического развития). Автореф. дис. докт. психол. наук.- СПб., 2004.
  75. Л.П., Богданова Н. В., Петрова Т. Е., Смоленская Л. М. Функциональная классификация эмпатии как феномена социальной перцепции// Психология общения и проблема коммунистического воспитания. Тезисы докладов. — Омск, 1981.
  76. Г. М. Педагогическая диагностика знаний, умений и навыков дошкольников и учащихся 1−2-х классов по математике// Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей/ Под ред. Шевченко С. Г. М.: АРКТИ, 2001.
  77. Р. Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе: Автореф. дис. канд. психол. наук. Алма-Ата, 1984.
  78. В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995.
  79. Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдрома эмоционального сгорания» у медицинских работников: Автореф. дис.канд. психол. наук.-СПб., 1998.
  80. Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
  81. И.А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития// Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция/ Под ред. У. В. Ульенковой. -СПб.: Питер, 2007.
  82. И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М: ПЕР СЭ, 2002.
  83. И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития: Автореф. дис.канд. психол. наук.— Н. Новгород, 2005.
  84. Ю.А. Система образования детей с задержкой психического развития// Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)/ Под ред. Пузанова Б. П. — М.: Изд. центр «Академия», 2000.
  85. А.Д. Нравственные эмоции детей в условиях практической деятельности// Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. Кошелевой А. Д. М.: Просвещение, 1985.
  86. Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
  87. Краткий психологический словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.
  88. Я.В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Тюмень, 2004.
  89. М.Г. Специальная психология в общем образовании. Казань, 2006.
  90. Л.В., Переслепи Л. И. Психология детей со слабовьтраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития -ЗПР)//Основы специальной психологии/ Под ред. Кузнецовой Л. В. М.: Изд. Центр «Академия», 2003.
  91. В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье: Дис.канд. психол. наук -Н.Новгород, 1999.
  92. И.Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  93. Э.И. Нравственные ориентации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: Дис. канд. психол. наук. СПб., 2003.
  94. К.С. Клиническая систематика задержки психического развития// Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова С. С. 1980. № 3.
  95. К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития// Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ Под ред. Лебединской К. С. М.: Педагогика, 1982.
  96. К.С. Задержка психического развития// Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя /Сост.: Власова Т. А., Лебединская К. С., Мачихина В. Ф. М.: Просвещение, 1983.
  97. К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. -М.: Педагогика, 1988.
  98. К.С. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема: Дис. докт. психол. наук в форме научного доклада. -М., 1992.
  99. В.В. Нарушения хода психического развития у детей. М.: Изд-во Московского университета, 1985.
  100. М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «Модэк», 1997.
  101. В.И. ВНД и психологические особенности детей с задержками развития // Дефектология. 1972. № 4.
  102. В.И. Общая психологическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития// Обучение детей с задержкой психического развития/ Под ред. Т. А. Власовой и др. М.: Просвещение, 1981.
  103. В.И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития// Дети с задержкой психического развития./ Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В. И., Цыпиной Н. А. М.: Педагогика, 1984.
  104. В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.: Педагогика, 1989.
  105. В. И. Задержка психического развития//Специальная психология/ Под ред. Лубовского В. И. М.: Изд. Центр «Академия», 2003.
  106. Н.Г. Диагностика интеллектуального развития детей 6−8-летнего возраста (модифицированный вариант методики Векслера)// Практикум по патопсихологии/ Под ред. Зейгарник Б. В., Николаевой В. В, Лебединского В. В. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  107. Н.И. Источники возникновения и развития чувства симпатии у детей раннего возраста. М., 1952.
  108. Л.И. Динамика интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью в степени дебильности: Автореф. Дис. канд. психол. наук. Л., 1987.
  109. А.А. Очерки психического развития ребенка. — М., 1959.
  110. А.И. О некоторых особенностях эмоциональной сферы людей, влияющих на восприятие ими эмоций других// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. М., 1979.
  111. Л.В. Психологические особенности эмоционального взаимодействия младших подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Автореф. дис. канд. психол. наук. — Москва, 1997.
  112. Е.Ю. Эмоционально-личностное общение как условие развития устной речи младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2004.
  113. И.И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2006.
  114. И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика).- М.: Изд. н/о «Компенс-центр», 1993.
  115. И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития (нейропсихологический подход)// Альманах Института коррекционной педагогики. 2005. № 9.
  116. Н.В. Особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2004.
  117. Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
  118. Е.А. Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития)//Специальная педагогика. / Под ред. Назаровой Н. М. М.: Изд. центр «Академия», 2000.
  119. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. СПб., 1994.
  120. С. Психология развития: методы исследования. СПб.: Питер, 2002.
  121. Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: Автореф. дис. канд. психол. наук -М., 1989.
  122. Е.Б. Многоуровневый анализ и психокоррекция аффективной дезадаптации у подростков с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002.
  123. В. С. Психология дошкольника. М., 1975.
  124. B.C. К проблеме социального развития ребенка// Психологический журнал. 1980. т. 1. № 5.
  125. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. — СПб.: прайм-Еврознак, 2003.
  126. Л.Л. Развитие эмпатии при обучении подростков музыке: Автореф. дис.канд. пед. наук М., 1994.
  127. Я. 3. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста// Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/ Под ред. Запорожца А. В., Неверович Я. З. М.: Педагогика, 1986.
  128. В.А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук М., 1972.
  129. Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития//Дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1984.
  130. Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы// Обучение детей с ЗПР/ Под ред. Лубовского В. И. Смоленск, 1994.
  131. М.И. Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996.
  132. В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
  133. Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2003.
  134. Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия// Психология межличностного познания./ Под ред. Бодалева А. А. М.: Педагогика, 1981.
  135. Л.Ф. Еще раз об эгоцентризме// Ж. Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии// Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001.
  136. Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
  137. А.Б., Хазанова М. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности// Вопросы психологии. 1993. № 4.
  138. Отстающие в учении школьники: (Проблемы психического развития)/ Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986.
  139. Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития. Комсомольск-на-Амуре, 1997.
  140. Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2000. № 4.
  141. М.А. Коррекция тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007.
  142. Л.А. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2006.
  143. М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.// Дефектология. 1972. № 3.
  144. М.С. Об отборе детей с временными задержками темпа психического развития и стойкими цереброастеническими состояниями в специальные классы или школы// Дефектология.2003. № 6.
  145. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития/ Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Екатеринбург: УГПИ, 1998.
  146. Л.И., Мастюкова Е. М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики// Вопросы психологии. 1989. № 1.
  147. Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. — М.:Когито-центр, 1996.
  148. А.В. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1984.
  149. . Избранные психологические труды. М., 1969.
  150. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999.
  151. . Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка"// Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии// Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001.
  152. ., Инельдер Б. Психология ребенка. СПб., 2003.
  153. . Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2004.
  154. Я. Мир с точки зрения другого. Ростов-на-Дону: Агентство «Пресс-Релиз», 1991.
  155. Практическая психология образования/ Под ред. Дубровиной И. В. М.: Просвещение, 2003.
  156. A.M. О нравственном развитии// Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1980,
  157. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ Под ред. Запорожца А. В., Неверович Я. З. М.: Педагогика, 1986.
  158. Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.
  159. Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста// Вопросы психологии. 1959. № 1.
  160. Т.А. Особенности межличностных отношений ребенка-дошкольника в семье// Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. Тез. Докл. Всесоюзн. Конф. М., 1979.
  161. К. Эмпатия. // Психология эмоций. Тексты/ Под ред. Вилюнаса В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.
  162. РыжиЕСОва С. Е. Особенности взаимодействия сопереживания и потребности в признании у шестилетних детей (в условиях семейного воспитания и воспитания в детских домах): Автореф. дис. канд. психол. наук — М., 1990.
  163. С.В. Педагогические условия развития эмпатии как профессионально значимого качества педагогов в дошкольных образовательных учреждениях в процессе повышения их квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999,
  164. Дж. Очерки по психологии детства. М., 2007.
  165. С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5−8 лет. М.: Изд-во АРКТИ, 2003.
  166. И.В. Психолого-педагогическая коррекция средствами сказкотерапии восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2003.
  167. Е.С., Харин С. С. Формирование у дошкольников с задержкой психического развития представлений о себе и других людях. Минск: НИИП, 1989.
  168. Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990,
  169. Е.С., Виниикова Е. А. Некоторые особенности прогноза поведения в ситуации морального выбора у младших школьников с задержкой психического развития// Формирование личности аномального ребенка. Материалы конференции. — Минск, 1990.
  170. Е.О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте// Вопросы психологии. 1996. № 3.
  171. А.П. Механизм эмпатии// Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар: Куб. гос. ун-т, 1977, кн. 1, вып. 235.
  172. А.П. Экспериментальная методика для исследования эмпатии к ощущениям партнера по общению// Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. — Краснодар: Куб. гос. ун-т, 1978, кн. 2, вып. 261.
  173. С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Н. Новгород,'2005.
  174. Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1989.
  175. Л.П. Условия развитии эмпатии под влиянием художественного произведения// Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/ Под ред. Запорожца А. В., Неверович Я. З. М.: Педагогика, 1986.
  176. Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук М., 1987.
  177. Е.В. Нравственное развитие дошкольника// Вопросы психологии. 1983. № 4.
  178. Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Т.З. М., 1965.
  179. Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986.
  180. Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития//Дефектология. 1989. № 5.
  181. О.В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и старшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук Ярославль, 2002.
  182. У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.— М.: Педагогика, 1990.
  183. У.В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и решения// Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н. Новгород: НГПУ, 1998.
  184. О.В., Кондратьева Н.Г1. Особенности личностной тревожности младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях// Дефектология. 2004. № 1.
  185. У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Изд-во «Академия», 2002.
  186. У.В., Самойленко Е. В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на полоролевое поведение мальчиков-подростков// Дефектология. 2006. № 4.
  187. О.Н. Дети с проблемами психического развития. М.: НПЦ «Коррекция», 1995.
  188. Ю.И., Тимофеев В. И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Адаптированный вариант. Изд. 3-е, исправленное. СПб: ГП «ИМАТОН», 1994.
  189. Е.В. Психологические предпосылки формирования логических операций у детей дошкольного возраста:Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1977.
  190. Е.В. Формирование логических операций у шестилетних детей// Вопросы психологии. 1986. № 2.
  191. М.Н. Нейрофизиологический анализ функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития// Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей/ Под ред. Шевченко С. Г. М.: АРКТИ, 2001.
  192. Дж. X. Генетическая психология Ж.Пиаже. М.: Просвещение, 1967.
  193. Е.В. Особенности социально-перцептивных процессов у подростков с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис. канд. психол. наук. Шадринск: 2002.
  194. О.И. Эмпатия как профессиональная характеристика деятельности психолога дошкольного учреждения: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Тверь, 1997.
  195. Е.В. Субъективное отношение школьников к природе в условиях социальной депривации: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1997.
  196. Т.В. Психодиагностика нарушений интеллектуального развития у детей и подростков. СПб.: Речь, 2004.
  197. Ю.В. Психологические особенности защитного поведения у младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб., 2003
  198. Г. Б. Дифференциальная психологическая диагностика задержки психического развития на основе анализа стандартизированной методики: Дис. канд. психол. наук.- М., 1980.
  199. Н.Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция уумственно отсталых школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук Екатеринбург, 1999.
  200. С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организациоипо-педагогические аспекты М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
  201. С.Г. Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР)// Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей/ Под ред. Шевченко С. Г. М.: АРКТИ, 2001.
  202. Экспериментальная психология эмоций/ Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. — М.: Прогресс, 1975.
  203. Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
  204. Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
  205. И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань, 1993.
  206. И.М. Психология эмпатии: Автореф. дис.докт. психол. наук СПб., 1995.
  207. В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования// Вопросы психологии. 1998. № 4.
  208. Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММ Д. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб., 2003.
  209. Aderman D., Berkowitz L. Observational set, empathy and helping// Journal of Personality & Social Psychology. 1970. V.14.
  210. Batson C. D. Prosocial motivation: Is it ever truly altruistic?// Berkowitz L. (Ed.), Advances in experimental social psychology. 1987. V. 20.
  211. Berger S.M. Conditioning through vicarious investigation// Psychological review, 1962, V.69.
  212. Borke H. Interpersonal perception of young children: Egocentrism or empathy//Developmental psychology. 1971. V.5.
  213. Bryant В. K. An index of empathy for children and adolescents// Child Development. 1982. V. 53.
  214. Chaplin M.V., Keller H.R. Decentering and social interaction// Journal of Genetic Psychology. 1974. v. 124.
  215. Coke J. S., Batson C. D., McDavis K. Empathic mediation of helping: A two-stage model//Journal of Personality & Social Psychology. 1978. V. 36
  216. Costin S.E., Jones D.C. Friendship as a facilitator of emotional responsiveness and prosocial interventions among young children// Developmental psychology. 1992. V.28.
  217. Cliffordson C. Assessing empathy: Measurement characteristics and interviewer effects. Goteborg: Acta Universitatis Gothoburgensis, 2001.
  218. Davis M. H. Empathy: A social psychological approach. Madison, WI: Brown & Benchmark, 1994.
  219. Dymond R. F. Personality and empathy// Journal of Consulting Psychology. 1950. V.14.
  220. Eisenberg N., Fabes R. A., Bustamante D., Mathy R. M., Miller P., Lindholm E. Differentiation of vicariously induced emotional reactions in children// Developmental Psychology. 1988. V. 24
  221. Eisenberg N., Losoya S., Guthrie I.K. Social cognition and prosocial development// S. Hala (Ed.) The development of social cognition. East Sussex: Psychology Press, 1997.
  222. Eisenberg N. The caring child. Cambridge etc.: Harvard Univ. Press, 1992.
  223. Eisenberg N., Wentzel N., Harris J. The role of emotionality and regulation in empathy-related responding// School Psychology Review. 1998. V. 27
  224. Escalas J., Stern B. Sympathy and empathy: Emotional responses to advertising dramas// Journal of Consumer Research. 2003. V.29.
  225. Feshbach N. D., Roe K. Empathy in six- and seven-year-olds//Child Development. 1968. V.39.
  226. Feshbach N.D. Empathy in children: Some theoretical and empirical considerations// Counseling Psychologist. 1975. V.5.
  227. J.H., Botwin P. Т., Fry, C. L., Wright, J. W., Jarvis P. E. The development ofrole-taking and communication skills in children. N.Y., 1968.
  228. Flavell J.H. Perspectives on perspective taking// Beilin H., Puffal P. (Eds.) Piagct’s theory: Prospects and possibilities. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1992.
  229. Forness S.R., Kavale A. Social skills deficits as primary learning disabilities: A note on problems with the Interagency Committee on learning disabilities diagnostic criteria// Learning disabilities research and practice. 1991. V. 6.
  230. Glucksberg S., Kraus R.M., Higgen S.T. The development referential communication skills // Horowitz F.D. (ed.) Rewiew of child development research. V. 4. Chicago, 1975.
  231. Goleman D. Emotional intelligence. N.Y. etc.: Bantam Books, 1995.
  232. Hay D. P., Nash A., Pedcrsen J. Responses of six-month-olds to the distress of their peers // Child Development. 1981. V. 52.
  233. Hoffman. M. L. Developmental synthesis of affect and cognition and its implication for altruistic motivation//Developmental psychology. 1975. 11.
  234. Hoffman, M. L. Empathy, its development and prosocial motivations//H. E. Howe (Ed.) Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln, NE: University of Nebraska, 1977.
  235. Hoffman, M. L. Interaction of affect and cognition in empathy.// С. E. Izard, J. Kagan, R. B. Zajonc (Eds.). Emotions, cognition, and behavior. Cambridge, England: Cambridge University press, 1984.
  236. Hoffman M.L. The contribution of empathy to justice and moral judgment//Readings in philosophy and cognitive science/ Ed. Goldman A.I. Cambridge, 1993.
  237. Hogan R. Development of an empathy scale// Journal of Consulting & Clinical Psychology. 1969. V. 33
  238. Horowitz E. C. Popularity, decentering ability and role-taking skills in learning disabled and normal children// Learning Disability Quarterly. 1981. V. 4.
  239. Hughes R., Bruce A., Douglas B. Development of empathic understanding in children// Child development. 1981. V.52.
  240. Ickes W. Empathic accuracy// Journal of Personality. 1993. V. 61.
  241. I.R. van der Mark The development of empathy and compliancc in toddlers: The role of parenting, attachment and temperament. Zeist (Amsterdam), 2001.
  242. Kestenbaum R., Farber E. A., Sroufe L. A. Individual differences in empathy among preschoolers: Relation to attachment history// New Directions for Child Development. 1989. V.44.
  243. Koestner R., Franz C., Weinberger J. The family origins of empathic concern: A 26-year longitudinal study// Journal of Personality & Social Psychology. 1990. V. 58.
  244. Krebs D.L., Russell С. Role-taking and altruism: When you put yourself in the shoes of another, will they take you to their owner’s aid?// J.P. Rushton, R.M. Sorrentino (Eds.). Altruism and helping behavior Hillsdale, NJ: Erlhaum, 1981.
  245. Levenson R. W., Ruef A. M. Empathy: A physiological substrate //Journal of Personality & Social Psychology. 1992. V. 63.
  246. Litvack-Miller W., McDougall D., Romncy D. M The structure of empathy during middle childhood and its relationship to prosocial behavior// Genetic, Social & General Psychology Monographs. 1997. V.123.
  247. Marcus R. F., Telleen S, Roke E. Relation between cooperation and empathy in young children// Developmental Psychology. 1979. V. 15.
  248. Martin G.B., Clark III R.D. Distress crying in neonates: Species and and specifically// Developmental psychology. 1987. V.18.
  249. Mehrabian A., Epstein N. A. A measure of Emotional Empathy // Journal of Personality. 1972. V. 46.
  250. Oswald P. The effects of cognitive and affective perspective taking on empathic concern and altruistic helping// Journal of Social Psychology. 1996. V.136
  251. Redmond M. V. The functions of empathy (decentering) in human relations.// Human Relations. 1989. V.42.
  252. Roberts W., Strayer J. Empathy, emotional expressiveness and prosocial behavior// Child Development. 1996. V. 67.
  253. Sagi A., Hoffman M. L. Empathic distress in the newborn//Developmental Psychology. 1976. V. 12.
  254. Schaffer S. Altruistic behavior in children as a function of differential characteristics of the object of help// Dissertation abstract. 1969. V. 30.
  255. Selman R. L. The growth of interpersonal understanding. San Diego: Academic Press, 1980.
  256. Shamary-Tsoory S. G., Tomer R., Berger B. D., Aharon-Peretz J. Characterization of empathy deficits following prefrontal brain damage: The role of the right ventromedial prefrontal cortex//Journal of Cognitive Neuroscience. 2003. V.15.
  257. Smedslund J. Piagetian psychology in practice// British Journal of Educational Psychology. 1978. v. 47
  258. Stocks E.L., Lishner D.A., Decker S.K. Altruism or Psychological Escape: Why Does Empathy Promote Prosocial Behavior?// European Journal of Social Psychology. 2005.
  259. Stotland E. et al. Empathy and birth order. Some experimental explorations. -Lincoln, 1971.
  260. Strayer J. Children’s concordant emotions and cognitions in response to observed emotions// Child Development. 1993. V. 64.
  261. Strayer J., Roberts W. Facial and verbal measures of children’s emotions and empathy//International journal of behavioral development. 1997. V.20
  262. Thompson K., Gullone E. Promotion of empathy and prosocial behavior in children through human education// Australian Psychologist. 2003. V.38.
  263. Vitaglione G. D., Barnett M. A. Assessing a new dimension of empathy: Empathic anger as a predictor of helping and punishing desires//Motivation & Emotion. 2003. V. 27
  264. Zahn-Waxier C., Radke-Yarrow M. The origins of empathic concern// Motivation & Emotion. 1990. V. 14.
  265. Zahn-Waxier C., Robinson J. L., Emde R. N. The development of empathy in twins//. Developmental Psychology. 1992. V. 28.
  266. Тест Тулуз-Пьерона: описание методики, результаты и их обсуждение.
  267. Выборку при проведении исследования составил 101 ребенок, учащийся 1−3 классов массовой школы.
  268. Перейдем к рассмотрению результатов по тесту Тулуз-Пьерона (см. таблицу 1).
Заполнить форму текущей работой