Психологический анализ эмпатии у детей с задержкой психического развития: младший школьный возраст
Диссертация
В последнее время появился ряд работ, касающихся восприятия и понимания эмоциональных состояний другого человека детьми с задержкой психического развития (O.K. Агавелян, Н. А. Деревянкина, Л. К. Минакова, Е. С. Слепович, Т. З. Стернина, Е. В. Хлыстова, Н.Б. Шевченко), положительного эмоционального отношения к близким взрослым и сверстникам (Е.Н. Васильева), моральной регуляции поведения (Е.А… Читать ещё >
Содержание
- Глава. ПРОБЛЕМА ЭМПАТИИ У ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 1. 1. Основные направления изучения эмпатии
- 1. 2. Виды эмпатии
- 1. 3. Проблема соотношения эмпатии и децентрации
- 1. 4. Развитие эмпатии на протяжении детского возраста
- 1. 5. Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития
- 1. 5. 1. Понятие задержки психического развития
- 1. 5. 2. Проблема отношения к другому человеку у детей с задержкой психического развития
- 1. 5. 3. Особенности эмпатии у детей с задержкой психического развития
- 1. 5. 4. Влияние условий обучения и воспитания на развитие эмпатии у детей с задержкой психического развития
- 2. 1. Постановка проблемы и задачи исследования
- 2. 2. Организация исследования
- 2. 3. Методы исследования
- 2. 3. 1. Методики изучения эмпатии
- 2. 3. 2. Методики изучения децентрации
- 2. 3. 3. Методика диагностики интеллектуального развития
- 3. 1. Изучение особенностей когнитивной и личностной децентрации
- 3. 1. 1. Когнитивная децентрация
- 3. 1. 2. Личностная децентрация
- 3. 2. Анализ особенностей эмпатии
- 3. 2. 1. Проявление эмпатии в простых и сложных ситуациях
- 3. 2. 2. Эмпатия по отношению к разным видам объектов
- 3. 2. 3. Специфика проявления эмпатии по отношению к сверстнику
- 4. 1. Изучение соотношения уровня интеллектуального развития и особенностей эмпатии
- 4. 2. Изучение влияния условий обучения на особенности эмпатии
Список литературы
- Абраменкова В.В. Совместная деятельность детей как условие гуманного отношения к сверстникам// Вопросы психологии. 1980. № 5.
- Абраменкова В.В. Сорадование и сострадание в детской картине мира. М.: ЭКО, 1999.
- Абраменкова В.В. Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства: Автореф. дис.докт. психол. наук — М., 2000.
- Агавелян B.C., Агавелян P.O. Методы оценки уровней эмпатии, психических состояний и свойств личности студентов. Челябинск: Чел. Гос. Ун-т, 1999.
- Агавелян O.K. Общение детей с нарушениями умственного развития: Автореф. дис. докт. психол. наук. -М., 1989.
- Агавелян O.K. Социально-перцептивные особенности детей с нарушениями развития. Челябинск: Изд-ль Т. Лурье, 1999.
- Алексеева Н.И. Особенности развития готовности к сопереживанию у детей шестилетнего возраста (в детском саду и школе): Автореф. дис. канд. психол. наук -М&bdquo- 1987.
- Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии -М.: Международная педагогическая академия, 1994.
- Бабич Н.И. Особенности первого впечатления о другом человеке у младших школьников// Вопросы психологии. 1990. № 2.
- Банщиков В. М., Завьялов. В.Ю., Короленко Ц. П. Эмоции и воображение. М., 1975.
- Бауэр Т. Психическое развитие младенца. М.: Прогресс, 1985.
- Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития М.: Изд-во УРАО, 1999.
- Белых Д.В. Психологические условия развития педагогической эмпатии у студентов педколледжа: Автореф. дис. канд. психол. Наук. Тамбов, 2004.
- Би X. Развитие ребенка. СПб.: Питер, 2004.
- Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001.
- Бодалев А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.: Педагогика, 1983.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте — М.: Просвещение, 1968.
- Божович Л.И., Конникова Т. Е. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. 1975. № 1.
- Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других. М., 1996.
- Бойко В.В., Клиценко О. А. Оценка эмпатии личности. СПб.: «Сударыня», 2002.
- Большой психологический словарь/ Сост и общ. Ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.
- Борисенко С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей. Автореф. дис. канд. пед. наук Ленинград, 1988.
- Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990.
- Вагнерова М. Психологическая проблематика детей с легкой дисфункцией мозга// Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Педагогика, 1986.
- Валантинас А.А. Взаимосвязь эмпатии и усвоения нравственных норм детьми младшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук.- Киев, 1988.
- Валлон А. Психическое развитие ребенка. СПб.: Питер, 2001.
- Васильева Е.Н. Формирование эмоционального отношения к близким взрослым у старших дошкольников с задержкой психического развития в зависимости от характера отношений в семье// Шестилетние дети: проблемы и исследования. -Н.Новгород: НГПУ, 1993.
- Васильева Е.Н. Особенности формирования положительного эмоционального отношения у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития к близким взрослым и сверстникам: Дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 1994.
- Васильева Е.Н. Формирование эмпатии к сверстникам у старших дошкольников с ЗПР// Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н. Новгород: НГПУ, 1998.
- Веденеева Л.В. Становление эмпатии у будущих учителей в условиях гуманизации учебно-воспитательного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Волгоград, 2001.
- Винникова Е.А. Моральная регуляция поведения у старших дошкольников с легкой интеллектуальной недостаточностью, воспитывающихся в разных социальных условиях: Автореф. дис. канд. психол. наук. Минск, 1999.
- Винникова Е.А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1999. № 1.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973
- Выговская Л.П. Эмпатийные отношения младших школьников, воспитывающихся вне семьи: Автореф. Дис. Канд. Психол. наук —Киев, 1991.
- Выготский J1.C. Собрание сочинений в 6-ти т. Т.4: Детская психология М.: Педагогика, 1984.
- Выготский JI.C. Проблемы дефектологии— М.: Просвещение, 1995.
- Гаврилова Т.П. Экспериментальное изучение эмпатии у детей младшего и среднего школьного возраста// Вопросы психологии. 1974. № 5.
- Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии// Вопросы психологии. 1975. № 2.
- Гаврилова Т.П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: Дис. канд. психол. наук. -М., 1977.
- Гаврилова Т.П. Социальная децентрация и ее роль в развитии эмпатии// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. М., 1979.
- Гаврилова Т.П. О воспитании нравственных чувств. М., 1984.
- Гайфуллина JI.K. Личностно-ориентированная коррекция эмоциональных проявлений у младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис.канд. пед. наук. М., 2004.
- Галанина В.В. Эмоционально-смысловые аспекты выполнения нормы взаимопомощи в младшем школьном возрасте: Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 2003.
- Гиппенрейтер Ю. Б., Карягина Т. Д., Козлова Е. Н. Феномен конгруэнтной эмпатии//Вопросы психологии. 1993. № 4.
- Гончарепко Е.С. Развитие эмпатийного потенциала личности: На материале исследования детей 7−8 лет: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — Краснодар, 2003.
- Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития// Дефектология. 1986. № 5.
- Дембеле К. Н’До. Психологические особенности проявления сопереживания у детей старшего дошкольного возраста (в условиях семейного воспитания и в детских домах в Мали и в СССР): Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1992.
- Демьянов Ю.Г. Психопатология детского возраста. Л., 1988.
- Деревянкина Н.А. Особенности эмоциональной сферы дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис.канд. психол.наук. — Ярославль, 2005.
- Дерябо С. Д. Психологические особенности восприятия природных объектов школьниками и студентами: Автореф. дис.канд. психол. наук. Даугавпилс, 1993.
- Дети с временными задержками развития /Под ред. Власовой Т. А., Певзнер М.С.- М.: Педагогика, 1971.
- Дефектология. Словарь-справочник./Авт.-сост. Степанов С. С. / Под ред. Пузанова Б. П. М.:ТЦ Сфера, 2007.
- Дзугкоева Е.Г. Особенности личности и их проявления в поведении подростков с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2000.
- Дмитриева Е.Е. Особенности формирования коммуникативной деятельности у шестилетних детей с задержкой психического развития// Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н. Новгород: НГПУ, 1993.
- Дмитриева Е.Е. Особенности общения со сверстниками у старших дошкольников с ЗПР// Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н. Новгород: НГПУ, 1998.
- Доналдсон М. Мыслительная деятельность детей. М.: Педагогика, 1985.
- Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь. М.: Школьная пресса, 2005.
- Дунаева З.М. Особенности пространственных представлений у детей с задержкой психического развития и методы их коррекции: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1980.
- Ершов С.А. О факторах, влияющих на эмпатию// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. М., 1979.
- Ефремова Г. И. Формирование саморегуляции поведения у старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Н. Новгород, 1997.
- Ефремова Г. И. Особенности усвоения шестилетними детьми с задержкой психического развития знаний о некоторых нравственных нормах поведения по отношению к взрослым и сверстникам// Шестилетние дети: проблемы и исследования. -Н. Новгород, 1998.
- Забрамная С.Д. Практический материал для психолого-педагогического обследования детей М.: ВЛАДОС, 2005.
- Зайдель Г. С. О разрешающей способности психопатологического и психометрического методов в диагностике легких степеней умственной недостаточности// Вопросы ранней диагностики психических заболеваний. Вып. 3. -М., 1978.
- Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком// Дошкольное воспитание. 1948. № 9.
- Запорожец А.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольников// Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. Кошелевой А. Д. М.: Просвещение, 1985.
- Запорожец А.В. Об эмоциях и их развитии у ребенка// Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/ Под ред. Запорожца А. В., Неверович Я. З. М.: Педагогика, 1986.
- Захарова А.В. Профили обучаемости детей-сирот с задержкой психического развития как условие формирования психологической готовности к обучению в школе: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2006.
- Защиринская О.В. Внутрисемейные отношения у младших школьников с задержкой психического развития// Теоретические и прикладные вопросы психологии. Материалы юбилейной конференции «Ананьевские чтения-97». СПб., 1997.
- Защиринская О.В. Коммуникативные качества личности в контексте социализации детей с задержкой психического развития// Историческая психология и ментальность. Детство. Семья. Опыт. — СПб., 2001.
- Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития. СПб: Изд. дом Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2006.
- Изард К.Э. Эмоции человека. М., 1980.
- Ильин Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2001.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. JL, 1982.
- Калашникова М.Б. Возрастная сензитивность у детей и подростков (на примере задержки психического развития). Автореф. дис. докт. психол. наук.- СПб., 2004.
- Калининский Л.П., Богданова Н. В., Петрова Т. Е., Смоленская Л. М. Функциональная классификация эмпатии как феномена социальной перцепции// Психология общения и проблема коммунистического воспитания. Тезисы докладов. — Омск, 1981.
- Капустина Г. М. Педагогическая диагностика знаний, умений и навыков дошкольников и учащихся 1−2-х классов по математике// Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей/ Под ред. Шевченко С. Г. М.: АРКТИ, 2001.
- Карамуратова Р. Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе: Автореф. дис. канд. психол. наук. Алма-Ата, 1984.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995.
- Козина Н.В. Исследование эмпатии и ее влияния на формирование «синдрома эмоционального сгорания» у медицинских работников: Автореф. дис.канд. психол. наук.-СПб., 1998.
- Коломинский Я. Л. Психология личных взаимоотношений в детском коллективе. Минск, 1969.
- Конева И.А. Особенности образа Я младших подростков с задержкой психического развития// Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция/ Под ред. У. В. Ульенковой. -СПб.: Питер, 2007.
- Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. М: ПЕР СЭ, 2002.
- Коротенко И.В. Особенности личностной дезадаптации у первоклассников с задержкой психического развития: Автореф. дис.канд. психол. наук.— Н. Новгород, 2005.
- Костенкова Ю.А. Система образования детей с задержкой психического развития// Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика)/ Под ред. Пузанова Б. П. — М.: Изд. центр «Академия», 2000.
- Кошелева А.Д. Нравственные эмоции детей в условиях практической деятельности// Эмоциональное развитие дошкольника/ Под ред. Кошелевой А. Д. М.: Просвещение, 1985.
- Крайг Г. Психология развития. СПб.: Питер, 2000.
- Краткий психологический словарь/ Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985.
- Крючева Я.В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития: Автореф. дис. канд. пед. наук. -Тюмень, 2004.
- Кряжев М.Г. Специальная психология в общем образовании. Казань, 2006.
- Кузнецова Л.В., Переслепи Л. И. Психология детей со слабовьтраженными отклонениями в психическом развитии (с задержкой психического развития -ЗПР)//Основы специальной психологии/ Под ред. Кузнецовой Л. В. М.: Изд. Центр «Академия», 2003.
- Кузьмина В.П. Формирование эмпатии у младших школьников к сверстникам в зависимости от детско-родительских отношений в семье: Дис.канд. психол. наук -Н.Новгород, 1999.
- Кулагина И.Ю. Личность школьника: от задержки психического развития до одаренности. М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- Кякинен Э.И. Нравственные ориентации детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития: Дис. канд. психол. наук. СПб., 2003.
- Лебединская К.С. Клиническая систематика задержки психического развития// Журнал невропатологии и психиатрии им. Корсакова С. С. 1980. № 3.
- Лебединская К.С. Основные вопросы клиники и систематики задержки психического развития// Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/ Под ред. Лебединской К. С. М.: Педагогика, 1982.
- Лебединская К.С. Задержка психического развития// Отбор детей во вспомогательную школу: Пособие для учителя /Сост.: Власова Т. А., Лебединская К. С., Мачихина В. Ф. М.: Просвещение, 1983.
- Лебединская К.С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. Клинико-психологическая характеристика «трудных» подростков. -М.: Педагогика, 1988.
- Лебединская К.С. Нарушения эмоционального развития как клинико-дефектологическая проблема: Дис. докт. психол. наук в форме научного доклада. -М., 1992.
- Лебединский В.В. Нарушения хода психического развития у детей. М.: Изд-во Московского университета, 1985.
- Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М.: Ин-т практической психологии- Воронеж: НПО «Модэк», 1997.
- Лубовский В.И. ВНД и психологические особенности детей с задержками развития // Дефектология. 1972. № 4.
- Лубовский В.И. Общая психологическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития// Обучение детей с задержкой психического развития/ Под ред. Т. А. Власовой и др. М.: Просвещение, 1981.
- Лубовский В.И., Кузнецова Л. В. Психологические проблемы задержки психического развития// Дети с задержкой психического развития./ Под ред. Власовой Т. А., Лубовского В. И., Цыпиной Н. А. М.: Педагогика, 1984.
- Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. — М.: Педагогика, 1989.
- Лубовский В. И. Задержка психического развития//Специальная психология/ Под ред. Лубовского В. И. М.: Изд. Центр «Академия», 2003.
- Лусканова Н.Г. Диагностика интеллектуального развития детей 6−8-летнего возраста (модифицированный вариант методики Векслера)// Практикум по патопсихологии/ Под ред. Зейгарник Б. В., Николаевой В. В, Лебединского В. В. М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Лысенко Н.И. Источники возникновения и развития чувства симпатии у детей раннего возраста. М., 1952.
- Лычагина Л.И. Динамика интеллектуальной деятельности детей с задержкой психического развития и умственной отсталостью в степени дебильности: Автореф. Дис. канд. психол. наук. Л., 1987.
- Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка. — М., 1959.
- Макеева А.И. О некоторых особенностях эмоциональной сферы людей, влияющих на восприятие ими эмоций других// Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. Тезисы докладов. М., 1979.
- Маликов Л.В. Психологические особенности эмоционального взаимодействия младших подростков, воспитывающихся в учреждениях интернатного типа. Автореф. дис. канд. психол. наук. — Москва, 1997.
- Малышева Е.Ю. Эмоционально-личностное общение как условие развития устной речи младших школьников: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2004.
- Мамайчук И.И., Ильина Н. М. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития. СПб.: Речь, 2006.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика).- М.: Изд. н/о «Компенс-центр», 1993.
- Марковская И.Ф. Типы регуляторных нарушений при задержке психического развития (нейропсихологический подход)// Альманах Института коррекционной педагогики. 2005. № 9.
- Масленникова Н.В. Особенности восприятия учителя старшими подростками с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2004.
- Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
- Медведева Е.А. Специальное образование детей с трудностями в обучении (задержка психического развития)//Специальная педагогика. / Под ред. Назаровой Н. М. М.: Изд. центр «Академия», 2000.
- Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. СПб., 1994.
- Миллер С. Психология развития: методы исследования. СПб.: Питер, 2002.
- Михальченко Г. Ф. Формирование эмпатии у старшеклассников, ориентирующихся на педагогическую профессию: Автореф. дис. канд. психол. наук -М., 1989.
- Моисеева Е.Б. Многоуровневый анализ и психокоррекция аффективной дезадаптации у подростков с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. Н. Новгород, 2002.
- Мухина В. С. Психология дошкольника. М., 1975.
- Мухина B.C. К проблеме социального развития ребенка// Психологический журнал. 1980. т. 1. № 5.
- Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. — СПб.: прайм-Еврознак, 2003.
- Надирова Л.Л. Развитие эмпатии при обучении подростков музыке: Автореф. дис.канд. пед. наук М., 1994.
- Неверович Я. 3. Мотивация и эмоциональная регуляция деятельности у детей дошкольного возраста// Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/ Под ред. Запорожца А. В., Неверович Я. З. М.: Педагогика, 1986.
- Недоспасова В.А. Психологический механизм преодоления центрации в мышлении детей дошкольного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук М., 1972.
- Никашина Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития//Дети с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1984.
- Никашина Н.А. Педагогическая характеристика детей с задержкой психического развития. Основные направления коррекционной работы// Обучение детей с ЗПР/ Под ред. Лубовского В. И. Смоленск, 1994.
- Никитина М.И. Соотношение дифференцированного и интегрированного обучения// Интегрированное обучение: проблемы и перспективы. СПб., 1996.
- Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития. — М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004.
- Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. СПб.: Питер, 2003.
- Обозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия// Психология межличностного познания./ Под ред. Бодалева А. А. М.: Педагогика, 1981.
- Обухова Л.Ф. Еще раз об эгоцентризме// Ж. Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии// Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001.
- Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М., 1995.
- Орлов А.Б., Хазанова М. А. Феномены эмпатии и конгруэнтности// Вопросы психологии. 1993. № 4.
- Отстающие в учении школьники: (Проблемы психического развития)/ Под ред. З. И. Калмыковой, И. Ю. Кулагиной. М.: Педагогика, 1986.
- Павлий Т.Н. Диагностика и коррекция эмоциональной сферы у детей с задержкой психического развития. Комсомольск-на-Амуре, 1997.
- Павлий Т.Н. Некоторые подходы к изучению и коррекции эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития // Дефектология. 2000. № 4.
- Панфилова М.А. Коррекция тревожности у старших дошкольников с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2007.
- Пастухова Л.А. Детско-родительские отношения в семьях с детьми, имеющими недоразвитие интеллекта: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2006.
- Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.// Дефектология. 1972. № 3.
- Певзнер М.С. Об отборе детей с временными задержками темпа психического развития и стойкими цереброастеническими состояниями в специальные классы или школы// Дефектология.2003. № 6.
- Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития/ Карпова Г. А., Артемьева Т. П. Екатеринбург: УГПИ, 1998.
- Переслени Л.И., Мастюкова Е. М. Задержка психического развития: вопросы дифференциации и диагностики// Вопросы психологии. 1989. № 1.
- Переслени Л.И. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности младших школьников. — М.:Когито-центр, 1996.
- Петровский А.В. Вопросы теории и истории психологии. М.: Педагогика, 1984.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., 1969.
- Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. М.: Педагогика-Пресс, 1999.
- Пиаже Ж. Комментарии к критическим замечаниям Л.С. Выготского на книги «Речь и мышление ребенка» и «Суждение и рассуждение ребенка"// Пиаже: теория, эксперименты, дискуссии// Сост. и общ. ред. Л. Ф. Обуховой и Г. В. Бурменской. М.: Гардарики, 2001.
- Пиаже Ж., Инельдер Б. Психология ребенка. СПб., 2003.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. СПб.: Питер, 2004.
- Понарошка Я. Мир с точки зрения другого. Ростов-на-Дону: Агентство «Пресс-Релиз», 1991.
- Практическая психология образования/ Под ред. Дубровиной И. В. М.: Просвещение, 2003.
- Прихожан A.M. О нравственном развитии// Психологические проблемы нравственного воспитания школьников. М., 1980,
- Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста/ Под ред. Запорожца А. В., Неверович Я. З. М.: Педагогика, 1986.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. М.: Прогресс, 1979.
- Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми дошкольного возраста// Вопросы психологии. 1959. № 1.
- Репина Т.А. Особенности межличностных отношений ребенка-дошкольника в семье// Психологические основы формирования личности в условиях общественного воспитания. Тез. Докл. Всесоюзн. Конф. М., 1979.
- Роджерс К. Эмпатия. // Психология эмоций. Тексты/ Под ред. Вилюнаса В. К., Гиппенрейтер Ю. Б. М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1984.
- РыжиЕСОва С. Е. Особенности взаимодействия сопереживания и потребности в признании у шестилетних детей (в условиях семейного воспитания и воспитания в детских домах): Автореф. дис. канд. психол. наук — М., 1990.
- Салыкова С.В. Педагогические условия развития эмпатии как профессионально значимого качества педагогов в дошкольных образовательных учреждениях в процессе повышения их квалификации: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1999,
- Селли Дж. Очерки по психологии детства. М., 2007.
- Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. Коррекционно-развивающие занятия для детей 5−8 лет. М.: Изд-во АРКТИ, 2003.
- Семенченко И.В. Психолого-педагогическая коррекция средствами сказкотерапии восприятия и понимания невербальной информации младшими школьниками с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 2003.
- Слепович Е.С., Харин С. С. Формирование у дошкольников с задержкой психического развития представлений о себе и других людях. Минск: НИИП, 1989.
- Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. М.: Педагогика, 1990,
- Слепович Е.С., Виниикова Е. А. Некоторые особенности прогноза поведения в ситуации морального выбора у младших школьников с задержкой психического развития// Формирование личности аномального ребенка. Материалы конференции. — Минск, 1990.
- Смирнова Е.О., Утробина В. Г. Развитие отношения к сверстнику в дошкольном возрасте// Вопросы психологии. 1996. № 3.
- Сопиков А.П. Механизм эмпатии// Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. Краснодар: Куб. гос. ун-т, 1977, кн. 1, вып. 235.
- Сопиков А.П. Экспериментальная методика для исследования эмпатии к ощущениям партнера по общению// Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. — Краснодар: Куб. гос. ун-т, 1978, кн. 2, вып. 261.
- Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников с задержкой психического развития к сверстникам через оптимизацию детско-родительских отношений: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -Н. Новгород,'2005.
- Стернина Т.З. Понимание эмоциональных состояний другого человека детьми с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 1989.
- Стрелкова Л.П. Условия развитии эмпатии под влиянием художественного произведения// Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования/ Под ред. Запорожца А. В., Неверович Я. З. М.: Педагогика, 1986.
- Стрелкова Л.П. Психологические особенности развития эмпатии у дошкольников: Автореф. дис. канд. психол. наук М., 1987.
- Субботский Е.В. Нравственное развитие дошкольника// Вопросы психологии. 1983. № 4.
- Сухарева Г. Е. Лекции по психиатрии детского возраста. Т.З. М., 1965.
- Тржесоглава 3. Легкая дисфункция мозга в детском возрасте. М.: Медицина, 1986.
- Тригер Р.Д. Психологические особенности общения младших школьников с задержкой психического развития//Дефектология. 1989. № 5.
- Тютяева О.В. Психологические особенности эмпатии у детей среднего и старшего школьного возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук Ярославль, 2002.
- Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития.— М.: Педагогика, 1990.
- Ульенкова У.В. Интеграция детей с ЗПР в общеобразовательную среду: проблемы и решения// Шестилетние дети: проблемы и исследования. Н. Новгород: НГПУ, 1998.
- Ульенкова О.В., Кондратьева Н.Г1. Особенности личностной тревожности младших подростков с задержкой психического развития, обучающихся в разных педагогических условиях// Дефектология. 2004. № 1.
- Ульенкова У.В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М.: Изд-во «Академия», 2002.
- Ульенкова У.В., Самойленко Е. В. Влияние доминирующего типа материнского воспитания на полоролевое поведение мальчиков-подростков// Дефектология. 2006. № 4.
- Усапова О.Н. Дети с проблемами психического развития. М.: НПЦ «Коррекция», 1995.
- Филимоненко Ю.И., Тимофеев В. И. Руководство к методике исследования интеллекта у детей Д. Векслера (WISC). Адаптированный вариант. Изд. 3-е, исправленное. СПб: ГП «ИМАТОН», 1994.
- Филиппова Е.В. Психологические предпосылки формирования логических операций у детей дошкольного возраста:Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1977.
- Филиппова Е.В. Формирование логических операций у шестилетних детей// Вопросы психологии. 1986. № 2.
- Фишман М.Н. Нейрофизиологический анализ функционального состояния мозга детей с задержкой психического развития// Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей/ Под ред. Шевченко С. Г. М.: АРКТИ, 2001.
- Флейвелл Дж. X. Генетическая психология Ж.Пиаже. М.: Просвещение, 1967.
- Хлыстова Е.В. Особенности социально-перцептивных процессов у подростков с интеллектуальной недостаточностью: Автореф. дис. канд. психол. наук. Шадринск: 2002.
- Цветкова О.И. Эмпатия как профессиональная характеристика деятельности психолога дошкольного учреждения: Автореф. дис. канд. психол. наук. — Тверь, 1997.
- Цокало Е.В. Субъективное отношение школьников к природе в условиях социальной депривации: Автореф. дис.канд. психол. наук. М., 1997.
- Чередникова Т.В. Психодиагностика нарушений интеллектуального развития у детей и подростков. СПб.: Речь, 2004.
- Чиркова Ю.В. Психологические особенности защитного поведения у младших школьников с задержкой психического развития: Автореф. дис. канд. психол. наук. — СПб., 2003
- Шаумаров Г. Б. Дифференциальная психологическая диагностика задержки психического развития на основе анализа стандартизированной методики: Дис. канд. психол. наук.- М., 1980.
- Шевченко Н.Б. Особенности восприятия и понимания эмоциональных состояний человека под влиянием интонационных установок и их коррекция уумственно отсталых школьников: Автореф. дис. канд. пед. наук Екатеринбург, 1999.
- Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организациоипо-педагогические аспекты М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
- Шевченко С.Г. Концептуальные основы коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР)// Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей/ Под ред. Шевченко С. Г. М.: АРКТИ, 2001.
- Экспериментальная психология эмоций/ Под ред. П. Фресса, Ж. Пиаже. — М.: Прогресс, 1975.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989.
- Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
- Юсупов И.М. Вчувствование. Проникновение. Понимание. Казань, 1993.
- Юсупов И.М. Психология эмпатии: Автореф. дис.докт. психол. наук СПб., 1995.
- Ясвин В.А. Психолого-педагогическая коррекция субъективного отношения к природе в процессе экологического образования// Вопросы психологии. 1998. № 4.
- Ясюкова Л. А. Оптимизация обучения и развития детей с ММ Д. Диагностика и компенсация минимальных мозговых дисфункций. Методическое руководство. СПб., 2003.
- Aderman D., Berkowitz L. Observational set, empathy and helping// Journal of Personality & Social Psychology. 1970. V.14.
- Batson C. D. Prosocial motivation: Is it ever truly altruistic?// Berkowitz L. (Ed.), Advances in experimental social psychology. 1987. V. 20.
- Berger S.M. Conditioning through vicarious investigation// Psychological review, 1962, V.69.
- Borke H. Interpersonal perception of young children: Egocentrism or empathy//Developmental psychology. 1971. V.5.
- Bryant В. K. An index of empathy for children and adolescents// Child Development. 1982. V. 53.
- Chaplin M.V., Keller H.R. Decentering and social interaction// Journal of Genetic Psychology. 1974. v. 124.
- Coke J. S., Batson C. D., McDavis K. Empathic mediation of helping: A two-stage model//Journal of Personality & Social Psychology. 1978. V. 36
- Costin S.E., Jones D.C. Friendship as a facilitator of emotional responsiveness and prosocial interventions among young children// Developmental psychology. 1992. V.28.
- Cliffordson C. Assessing empathy: Measurement characteristics and interviewer effects. Goteborg: Acta Universitatis Gothoburgensis, 2001.
- Davis M. H. Empathy: A social psychological approach. Madison, WI: Brown & Benchmark, 1994.
- Dymond R. F. Personality and empathy// Journal of Consulting Psychology. 1950. V.14.
- Eisenberg N., Fabes R. A., Bustamante D., Mathy R. M., Miller P., Lindholm E. Differentiation of vicariously induced emotional reactions in children// Developmental Psychology. 1988. V. 24
- Eisenberg N., Losoya S., Guthrie I.K. Social cognition and prosocial development// S. Hala (Ed.) The development of social cognition. East Sussex: Psychology Press, 1997.
- Eisenberg N. The caring child. Cambridge etc.: Harvard Univ. Press, 1992.
- Eisenberg N., Wentzel N., Harris J. The role of emotionality and regulation in empathy-related responding// School Psychology Review. 1998. V. 27
- Escalas J., Stern B. Sympathy and empathy: Emotional responses to advertising dramas// Journal of Consumer Research. 2003. V.29.
- Feshbach N. D., Roe K. Empathy in six- and seven-year-olds//Child Development. 1968. V.39.
- Feshbach N.D. Empathy in children: Some theoretical and empirical considerations// Counseling Psychologist. 1975. V.5.
- Flavell J.H., Botwin P. Т., Fry, C. L., Wright, J. W., Jarvis P. E. The development ofrole-taking and communication skills in children. N.Y., 1968.
- Flavell J.H. Perspectives on perspective taking// Beilin H., Puffal P. (Eds.) Piagct’s theory: Prospects and possibilities. Hillsdale, NJ: Erlbaum, 1992.
- Forness S.R., Kavale A. Social skills deficits as primary learning disabilities: A note on problems with the Interagency Committee on learning disabilities diagnostic criteria// Learning disabilities research and practice. 1991. V. 6.
- Glucksberg S., Kraus R.M., Higgen S.T. The development referential communication skills // Horowitz F.D. (ed.) Rewiew of child development research. V. 4. Chicago, 1975.
- Goleman D. Emotional intelligence. N.Y. etc.: Bantam Books, 1995.
- Hay D. P., Nash A., Pedcrsen J. Responses of six-month-olds to the distress of their peers // Child Development. 1981. V. 52.
- Hoffman. M. L. Developmental synthesis of affect and cognition and its implication for altruistic motivation//Developmental psychology. 1975. 11.
- Hoffman, M. L. Empathy, its development and prosocial motivations//H. E. Howe (Ed.) Nebraska Symposium on Motivation. Lincoln, NE: University of Nebraska, 1977.
- Hoffman, M. L. Interaction of affect and cognition in empathy.// С. E. Izard, J. Kagan, R. B. Zajonc (Eds.). Emotions, cognition, and behavior. Cambridge, England: Cambridge University press, 1984.
- Hoffman M.L. The contribution of empathy to justice and moral judgment//Readings in philosophy and cognitive science/ Ed. Goldman A.I. Cambridge, 1993.
- Hogan R. Development of an empathy scale// Journal of Consulting & Clinical Psychology. 1969. V. 33
- Horowitz E. C. Popularity, decentering ability and role-taking skills in learning disabled and normal children// Learning Disability Quarterly. 1981. V. 4.
- Hughes R., Bruce A., Douglas B. Development of empathic understanding in children// Child development. 1981. V.52.
- Ickes W. Empathic accuracy// Journal of Personality. 1993. V. 61.
- I.R. van der Mark The development of empathy and compliancc in toddlers: The role of parenting, attachment and temperament. Zeist (Amsterdam), 2001.
- Kestenbaum R., Farber E. A., Sroufe L. A. Individual differences in empathy among preschoolers: Relation to attachment history// New Directions for Child Development. 1989. V.44.
- Koestner R., Franz C., Weinberger J. The family origins of empathic concern: A 26-year longitudinal study// Journal of Personality & Social Psychology. 1990. V. 58.
- Krebs D.L., Russell С. Role-taking and altruism: When you put yourself in the shoes of another, will they take you to their owner’s aid?// J.P. Rushton, R.M. Sorrentino (Eds.). Altruism and helping behavior Hillsdale, NJ: Erlhaum, 1981.
- Levenson R. W., Ruef A. M. Empathy: A physiological substrate //Journal of Personality & Social Psychology. 1992. V. 63.
- Litvack-Miller W., McDougall D., Romncy D. M The structure of empathy during middle childhood and its relationship to prosocial behavior// Genetic, Social & General Psychology Monographs. 1997. V.123.
- Marcus R. F., Telleen S, Roke E. Relation between cooperation and empathy in young children// Developmental Psychology. 1979. V. 15.
- Martin G.B., Clark III R.D. Distress crying in neonates: Species and and specifically// Developmental psychology. 1987. V.18.
- Mehrabian A., Epstein N. A. A measure of Emotional Empathy // Journal of Personality. 1972. V. 46.
- Oswald P. The effects of cognitive and affective perspective taking on empathic concern and altruistic helping// Journal of Social Psychology. 1996. V.136
- Redmond M. V. The functions of empathy (decentering) in human relations.// Human Relations. 1989. V.42.
- Roberts W., Strayer J. Empathy, emotional expressiveness and prosocial behavior// Child Development. 1996. V. 67.
- Sagi A., Hoffman M. L. Empathic distress in the newborn//Developmental Psychology. 1976. V. 12.
- Schaffer S. Altruistic behavior in children as a function of differential characteristics of the object of help// Dissertation abstract. 1969. V. 30.
- Selman R. L. The growth of interpersonal understanding. San Diego: Academic Press, 1980.
- Shamary-Tsoory S. G., Tomer R., Berger B. D., Aharon-Peretz J. Characterization of empathy deficits following prefrontal brain damage: The role of the right ventromedial prefrontal cortex//Journal of Cognitive Neuroscience. 2003. V.15.
- Smedslund J. Piagetian psychology in practice// British Journal of Educational Psychology. 1978. v. 47
- Stocks E.L., Lishner D.A., Decker S.K. Altruism or Psychological Escape: Why Does Empathy Promote Prosocial Behavior?// European Journal of Social Psychology. 2005.
- Stotland E. et al. Empathy and birth order. Some experimental explorations. -Lincoln, 1971.
- Strayer J. Children’s concordant emotions and cognitions in response to observed emotions// Child Development. 1993. V. 64.
- Strayer J., Roberts W. Facial and verbal measures of children’s emotions and empathy//International journal of behavioral development. 1997. V.20
- Thompson K., Gullone E. Promotion of empathy and prosocial behavior in children through human education// Australian Psychologist. 2003. V.38.
- Vitaglione G. D., Barnett M. A. Assessing a new dimension of empathy: Empathic anger as a predictor of helping and punishing desires//Motivation & Emotion. 2003. V. 27
- Zahn-Waxier C., Radke-Yarrow M. The origins of empathic concern// Motivation & Emotion. 1990. V. 14.
- Zahn-Waxier C., Robinson J. L., Emde R. N. The development of empathy in twins//. Developmental Psychology. 1992. V. 28.
- Тест Тулуз-Пьерона: описание методики, результаты и их обсуждение.
- Выборку при проведении исследования составил 101 ребенок, учащийся 1−3 классов массовой школы.
- Перейдем к рассмотрению результатов по тесту Тулуз-Пьерона (см. таблицу 1).