Клинико-психологические особенности умственной работоспособности у неуспевающих школьников с задержкой психического развития
Диссертация
Умственная работоспособность у неуспевающих школьников является сложной результатирующей многих взаимодействующих факторов, возрас-тно-половых, клинических и так далее. Наиболее часто нарушения умственной работоспособности обусловлены задержкой психического развития церебрально-органического генеза, что приводит к стойкому церебрастениче-скому синдрому. Однако, причиной нарушений умственной… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Литературный обзор
- 1. 1. Клинико-психологическая характеристика умственной работоспособности по данным литературы
- 1. 2. Клинико-психологическое изучение причин школьной неуспеваемости по данным русской и зарубежной литературы
- 1. 3. Клинико-психологическое изучение умственной работоспособности у детей с задержанным психическим развитием
- Глава 2. Методы и методики исследования
- 2. 1. Объект исследования
- 2. 2. Описание методик
- Глава 3. Сравнительная характеристика структуры и уровня интеллекта у обследуемых детей
- 3. 1. Анализ структурно-уровневых характеристик интеллекта у здоровых детей младшего школьного возраста
- 3. 2. Сравнительная характеристика особенностей внимания здоровых детей и детей с задержкой психического развития
- 3. 3. Особенности мнемических процессов
- 3. 4. Исследование особенностей зрительно-пространственных функций
- Глава 4. Структурно-динамическая характеристика умственной работоспособности у детей
- 4. 1. Анализ умственной работоспособности, памяти и внимания у детей с задержкой психического развития в зависимости от уровня развития интеллекта
- 4. 2. Исследование особенностей умственной работоспособности у детей с задержкой психического развития в зависимости от формы задержки психического развития
- 4. 3. Исследование динамики умственной работоспособности до и после школьных занятий у детей с задержкой психического развития
- 4. 4. Основные направления психокоррекции умственной работоспособности
Список литературы
- Агафонова Н.Н., Колеченко А. К., Погорелов Г. А., Шеховцова Л. Ф. Методики изучения интеллекта (часть 1) // Методические рекомендации. — СПб., 1991.
- Ананьев Б.Г. Собрание сочинений в 2-х т. М.: Педагогика, 1980.
- Анастази А. Психологическое тестирование / Под ред.К. М. Гуревича. М.: Педагогика, 1982.
- Аткинсон Р. Человеческая память и процесс обучения. М., 1980.
- Акутина Т В., Пыляева Н. М. Нейропсихологический подход к коррекции трудностей обучения. / В кн. Нейропсихология сегодня. М., МГУ, 1996.
- Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. Ростов н/Д, 1972.
- Бабанский Ю.К. Система способов оптимизации обучения // Вопросы психологии, 1982. № 5.
- Бадалян Л.О. Детская неврология. М.: Медицина, 1984.
- Бархатова С.Г. Быстрота и прочность запоминания и их соотношение у школьников // Возрастные и индивидуальные различия памяти. М., 1967.
- Бархатова С.Г., Истомина З. М., Самохвалова В. И. Возрастные различия в соотношении разных видов памяти // Советская педагогика, 1966, № 9.
- П.Баскакова И. Л. Сравнительное изучение некоторых особенностей внимания нормальных школьников и олигофренов раннего юношеского возраста // Уч.зап.МГПИ им. В. И. Ленина, 1970.
- Безруких М.М., Ефимова С П. Ребенок идет в школу (Знаете ли вы своего ученика?). М.: Академия, 1996.
- Бехтерев В.М. Мозг и его деятельность. М.-Л., 1928.
- Блейхер В.М., Бурлачук Л. Ф. Психическая диагностика интеллекта и личности. Киев, 1978.
- Блейхер В.М., Крук И. В. Патопсихологическая диагностика. Киев, 1986.
- Блонский П.П. Избранные психологические произведения. М.: Просвещение, 1964.
- Блонский П.П. Школьная успеваемость. Избранные педагогические произведения // Изд-во АПН РСФСР, 1961.
- Блум Ф., Лейзерсон А., Хофтедтер Л. Мозг, разум и поведение. М., 1988.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н А. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка // Советская педагогика, 1957, № 3.
- Богоявленский Д.Н., Менчинская Н А. Психология усвоения знаний в школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
- Богоявленский Д.Н. Формирование приемов умственной работы учащихся как путь развития мышления и активации учения // Вопросы психологии, 1962, № 4.
- Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
- Божович Л И. Общая характеристика детей младшего школьного возраста // Сб. «Очерки психологии детей (младший школьный возраст)» / Под ред.А. Н. Леонтьева, Л. И. Божович, М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
- Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема // Известия АПН РСФСР. Вып.36, 1951.
- Божович Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976, № 6.
- Бородулина Э.С. Организация внимания учащихся в процессе проведения опроса на уроках естествознания // Уч.зап.MI 11И В. Б. Потемкина, 1958.
- Бреслав Г. М. Типология аномалий в процессе формирования личности дошкольника // Актуальные проблемы формирования личности в теории и практике коммунистического воспитания. Рига, 1982.
- Бреслав Г. М. Уровни активности учения школьников и этапы формирования личности // Формирование активности учащихся и студентов в коллективе. Рига, 1985.
- Бударный А.А. Пути и методы предупреждения и преодоления неуспеваемости и второгодничества// Автореф.канд.дисс. М., 1965.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.
- Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989.
- Василевская В Я., Краснянская И. М. Особенности познавательной деятельности учащихся вспомогательной школы в процессе работы с наглядным материалом // Известия АПН РСФСР. Вып.68. М., 1955.
- Василевская В.Я. Понимание учебного материала учащимися вспомогательной школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.
- Вейн A.M., Каменецкая Б. И. Память человека. М., 1973.
- Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М., 1990.
- Виткинд Н.Я. Понимание и усвоение школьниками VI-VIII классов причинно-следственных связей при изучении естествознания // ЛГПИ им. Герцена. Т.96, 1954.
- Владимирский Г А. Экспериментальное обоснование системы и методики упражнения в развитии пространственного воображения // Известия АПН РСФСР. Вып.21, 1949.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1973.
- Власова Т.А., Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. -М.: Просвещение, 1967.
- Возрастные и индивидуальные различия памяти / Под ред.А. А. Смирнова. М.: Просвещение, 1967.
- Возрастная и педагогическая психология / Под ред.А. В. Петровского. М.:1. Просвещение, 1979.
- Возрастная и психологическая психология / Под ред.М. Ф. Гамезо и др. -М&bdquo- 1984.
- Возрастные особенности психического развития детей / Под ред. И В. Дубровиной, М. И. Лисициной. М., 1982.
- Вольперт И.Е. Мировая психотерапия // Руководство по психотерапии. -Ташкент, 1979.
- Вопросы психологии личности школьника / Под ред.Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. М., 1961.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1983.
- Галкина О.И. Развитие пространственных представлений у детей в процессе начального обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
- Гальперин П. Я. Запорожец А.В., Карпова С. Н. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: МГУ, 1978.
- Гальперин П.Я., Кабыльницкая С Л. Экспериментальное формирование внимания. М.: МГУ, 1974.
- Гальперин П.Я. Основные типы учения // Тезисы докладов на 1 съезде Общества психологов. Вып.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
- Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Сб. «Исследование мышления в советской психологии». М.: Наука, 1960.
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий // Сб."Психологическая наука в СССР". Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
- Гальперин П.Я. Формирование умственных действий и понятий. М.: МГУ, 1965.
- Гельмонт A.M. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления. М. Изд-во АПН РСФСР, 1954.
- Гельмонт A.M., Ривес С. М. Предупреждение неуспеваемости в школе. -М., 1950.
- Генов Ф. Интенсивность и устойчивость внимания как индикатор мобилизационной готовности спортсмена. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1970.
- Герсамия Е.А. К вопросу о значении мотивации в познавательных процессах у детей-олигофренов // Сб."Тезисы докладов IV научной сессии по вопросам дефектологии". М., 1962.
- Гершун С.И. Внимание учащегося на уроке и способы его привлечения и поддержания // Автореф.канд.дисс. Алма-Ата, 1955.
- Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитания. М. Педагогика, 1972.
- Горбач М.С. Психологические основы воспитания внимания первоклассников в процессе учебы // Автореф.канд.дисс. Киев, 1952.
- Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980.
- Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. -М., 1988.
- Гуревич К.М. Современная психологическая диагностика: пути развития // Вопросы психологии, 1982, № 1.
- Гурьянов Е В. Психологические основы упражнения при обучении письму. -М.: АПН, 1958.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972.
- Данилова М.А. О путях повышения успеваемости в школах // Советская педагогика, 1949, № 6.
- Дети с временными задержками развития // Под ре д. Т. А. Власовой, М. С. Певзнер. М.: Просвещение, 1971.
- Дети с задержкой психического развития / Под ред.Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М.: Педагогика, 1984.
- Дети с нарушением общения. Сб. статей / Под ред.К. С. Лебединской, 1989.
- Дети с отклонением в развитии / Под ред.М. С. Певзнер. М.: Просвещение, 1966.
- Детский психолог. Ростов н/Д, 1992. Вып.1,2- 1993. Вып. З- 1994. Вып.4.
- Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. М., 1987.
- Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред.Л. А. Вагнера, В. В. Холмовской. -М., 1978.
- Диагностика умственного развития школьника. м., 1978.
- Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. -М., 1981.
- Добрынин Н.Ф. Колебания внимания. М., 1928.
- Добрынин Н.Ф. О селективности и динамике внимания // Вопросы психологии, 1975, № 2.
- Добрынин Н.Ф. Основные вопросы психологии внимания. // В сб. «Психологическая наука в СССР». Т.1. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.
- Добролюбов Н А. Ученики с медленным пониманием И Избр.пед.произв. -М: АПН СССР, 1952.
- Дубровина И.В. Индивидуальные особенности школьников. М., 1975.
- Дьяконов Г. В. Психология педагогического общения. Кировоград, 1992.
- Егорова Т В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973.
- Есипов В.П. Активизация мышления учащихся в процессе обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1949.
- Ермолаев О.Ю., Марютина Т. М., Мешкова ТА. Внимание школьника. -М., 1987.
- Забрамная С.Д. Ваш ребенок учится во вспомогательной школе. М.: Педагогика, 1993.
- Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. М., 1995.
- Запорожец Л.В. Основные проблемы онтогенеза психики // Актуальные проблемы возрастной психологии. М., 1978.
- Зарандия М.И. К вопросу о развитии умственных операций у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1971, № 5,
- Захаров А.И. Как предупредить отклонения в развитии ребенка. М.: Просвещение, 1993.
- Зейгарник Б.В. Патопсихология. М.: МГУ, 1976.
- Зейгарник Б.В. Патология мышления. М., 1962.
- Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. М., 1971.
- Зинц Р. Обучение и память. Минск, 1984.
- Зыкова В.И. О некоторых психологических особенностях неуспевающих школьников. // Народное образование, 1969, № 1.
- Иванов Е С., Яковлева Е. К. Клинико-психологическое изучение детей с задержкой психического развития. // Сб. Материалы III Всесоюзного съезда психиатров и невропатологов. М., 1968. Т. З. Вып.1.
- Исаев Д.Н. Психическое недоразвитие у детей. Л., 1982.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Проблема формирования понятий в зарубежной психологии // Вопросы психологии, 1956, № 6.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Психология формирования знаний и навыков у школьников. // Проблема приемов умственной деятельности. М.: АПН1. РСФСР, 1962.
- Кабанова-Меллер Е. Н. Формирование приемов умственной деятельности и умственное развитие учащихся. М., 1968.
- Кабыльницкая C.JI. Экспериментальное формирование внимания. / В сб. «Управление познавательной деятельностью учащихся». М.: МГУ, 1972.
- Калмыкова З.И. Некоторые особенности мыслительной деятельности отстающих школьников. / В кн.: Дети с временными задержками развития. -М., 1971.
- Каптерев П.Ф. О внимании // Педагогический сборник, 1889.
- Киященко Н.К. Нарушение памяти при локальных поражениях мозга. -М.: МГУ, 1973.
- Клосовский Б.Н. Основные данные о развитии мозга ребенка. М.: Мед-гиз, 1949.
- Коган В.М. Принципы и методы психологического обследования в практике врачебно-трудовой экспертизы. М., 1967.
- Коробкова Э.А. Проблемы экспертизы трудоспособности и диагностики пограничных состояний. М., 1939.
- Корсакова Н.К., Микадзе Ю. В., Балашова Е. Ю. Неуспевающие дети, нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М., 1997.
- Кроткова О.А., Карасева Т. А., Найдин B.JI. Количественная оценка нарушений памяти у неврологических и нейрохирургических больных. -М., 1983.
- Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.
- Кузьмина Л.С. Умственная работоспособность студентов при слушании учебных текстов и лекций // Вопросы психологии, 1976, № 5.
- Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. М., 1985.
- Левитина С.С. Можно ли управлять вниманием школьника? М., 1980.
- Лезер Ф. Тренировка памяти. М., 1979.
- Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.
- Леонтьев, А Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х т. М., 1983. Т.1.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: МГУ, 1972.
- Леонтьев А.Н. Развитие памяти. М.: Учпедгиз, 1931.
- Лурье Н.Б. Коррекционно-воспитательная работа с умственно отсталыми детьми. М.: АПН РСФСР, 1962.
- Лурия А.Р. Внимание и память. М., 1976.
- Лурия, А Р. Высшие корковые функции у человека. М.: МГУ, 1962.
- Лурия А.Р. Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста. М., 1968.
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. Т.1. М., 1963.
- Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. М.: МГУ, 1973.
- Люблинская А.А. Детская психология. М., 1971.
- Малков Н Е. Микроинтервальный анализ умственной работоспособности учащихся старших классов // Вопросы психологии, 1971, № 5.
- Мамайчук И.И. Психологическая коррекция в системе психологической помощи детям, пострадавшим в результате Чернобыльской аварии // Экспериментальная и прикладная психология. 1995. Вып.14.
- Мамайчук И.И. Психокоррекция детей и подростков с нарушениями в развитии. СПб., 1997.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития церебрально-органического генеза/ Автореф.канд.дисс. Л., 1982.
- Марковская И.Ф., Лебединский В В., Никольский О С. Нейропсихологи-ческая характеристика детей с задержкой психического развития // Ж-л. Невропатология и психиатрия им. С. С. Корсакова, № 12. 1977.
- Марковская И.Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития // НИИ дефектологии, № 6, 1977.
- Марковская И.Ф. Задержка психического развития. М., 1993.
- Мастюкова Е.М. Нарушение психического развития поражением мозга // Дефектология. № 5, 1977.
- Мастюкова Е.М., Певзнер М. С., Макаренко А. С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. М.: Педагогика, 1982.
- Методы психологической диагностики и коррекции в клинике / Под ред.М. М. Кабанова, Е. А. Личко, Р. А. Защепицкого. М., 1983.
- Милерян Е.А. Вопросы теории внимания в свете учения И.П.Павлова о высшей нервной деятельности // Советская педагогика, 1954, № 2.
- Мнухин С.С. О временных задержках, замедленном темпе умственного развития и психическом инфантилизме // Сб.: Резидуальные нервно-психические расстройства у детей. Л., 1968.
- Мухина B.C. Психология дошкольника. .М.: Просвещение, 1975.
- Мухина B.C. Шестилетний ребенок в школе. М., 1986.
- Орлов А.Б. Методы современной возрастной и педагогической психологии. -М., 1982.
- Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Под ред.Ш. И. Шиф. М., 1965.
- Отбор детей во вспомогательных школах / Под ред.С. Д. Забрамной. М.: Просвещение, 1971.
- Оценка возрастных и индивидуальных различий в развитии интеллектуальных функций (Методическое пособие). Л., 1990.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1951.
- Певзнер М.С. Дети-олигофрены. М.: АПН РСФСР, 1959.
- Певзнер М.С. Дети с отклонениями в развитии: ограничение олигофрении от сходных состояний. М., 1966.
- Певзнер М.С. Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. Вариант гидроцефалии. М.: Педагогика, 1982.
- Петренко J1.B. Нарушения высших форм памяти. М., 1976.
- Платонов К.К. Психологический практикум. М., 1980.
- Психическое развитие аномального ребенка (Методические указания). -СПб., 1996.
- Практикум по патопсихологии. М., 1987.
- Практикум по психологии. М., 1972.
- Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика. М., 1984.
- Психодиагностика и школа. Таллин, 1980.
- Психология. Словарь / Под ред.А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. -М&bdquo- 1990.
- Психокоррекция. Теория и практика / Под ре д. Ю. С. Шевченко. В.П. Доб-риденя, О. Н. Усонова. М., 1995.
- Рабочая книга школьного психолога. М., 1991.
- Реан А.А. Психологическая служба школы. СПб., 1993.
- Реидибоим М.Г. Задержка психического развития у детей (развитие взглядов и некоторых современных клинико-психологических представлений) // НИИ дефектологии, 1977, № 2.
- Реидибоим М.Г. Клинико-психологическая характеристика задержки психического развития // Автореф.канд.дисс. М., 1978.
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. -М., 1996.
- Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М. Просвещение, 1970.
- Рубинштейн С.Я. Основы общей психологии. М., 1946.
- Рубинштейн С.Я. Методы экспериментальной патопсихологии. М., 1970.
- Рыбалко Е.Ф. Возрастная и дифференциальная психология. Л.: Изд-во1. ЛГУ, 1990.
- Самарин Ю.А. очерки психологии ума. Особенности умственной деятельности школьника. Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1962.
- Симерницкая Э.Г. Нейропсихологическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости / В кн.: Нейропсихология сегодня. М.: МГУ, 1996.
- Симерницкая Э.Г. Мозг человека и психические процессы в онтогенезе. -М.: МГУ, 1985.
- Симерницкая Э.Г., Ростоцкая В. И., Порк М. Э. Влияние ранних органических поражений головного мозга на развитие высших психических функций у детей / В кн. 1 Всес. конф. По неврологии и психиатрии детского возраста. М., 1974.
- Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. М.: Просвещение, 1966.
- Фридман Л.П. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М., 1988.
- Хомская Е.Д. Нейропсихология. М.: МГУ, 1987.
- Хомская Е.Д. Мозг и активация. М., 1972.
- Хрестоматия по психологии / Под ред.А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1977.
- Хрестоматия по возрастной психологии / Под ред.Д. И. Фельдштена. М., 1994.
- Цветкова Л.С. Восстановительное обучение больных с локальными поражениями мозга. М., 1972.
- Цветкова Л.С. Методика диагностического нейропсихологического обследования детей. М., 1997.
- Шванцара И. И др. Диагностика психического развития. Прага, 1978.
- Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / Под ред.В. В. Лебединского, О. С. Никольской, С. Г. Баенской, М. М. Либлинг.1. М&bdquo- 1990.
- Эббингауз Г. Основы психологии. СПб., 1912.
- Яковлева E.JI. Динамика интеллектуального развития учащихся VII-VIII классов. М., 1984.
- Breckenridge М.Е. Vincent E.L. Child Development: Physical and Psychological Growth through Adolescence, 1960.
- Charles O.C. Psychology of the Child in the Classroom. New York, 1964.
- Davis R. Intermittency and selective attention «Attention and Performance», I.
- English H.B. Dynamics of Child Development. New York, 1961. Eveloff H.H. Some cognitive and affective aspects of early language development, 1971.
- Falmange J. and Iheios J. On attention and memory in reaction time experiments. «Attention and Performance», II.
- Fichman R. Development med.child. neurology. Grune and Stratton, 1974.
- Gardner D.B. Development in Early Childhood: The Preschool Years New. York. (1964).
- Goodenough F.L. Studies in the psychology of children’s drawings. Psuchol. Bull, 1970.
- Guilford J.P. Three faces of intellect. American Psychologist. (1969).
- Halse I.B. The neuropshychologi of anxiety. London. Javistor Publicator, 1985.
- Havighurst R. Developmental Jasks and General Education. London, 1982.
- Noble C. An analysis of meaning // Psychol. Rev. 1952. N 59.
- Reese H.W. Lipsitt L P. Experimental child psychology. New York, 1970.
- Jakubic S. Hidden handicap in school-age children who reclined neonatal im-bencive. Core. J. consult clin Psychol, N 36, 1971.
- Underwood B.J. Richardson J. The influence of meaningfulness mteralist similarity and serial position on refention. J. Exp. Psychol, 1956, N 52.
- Lahran H.A.S. A study of personality differences between blind and sighted Children. Brit.J. Educ. Psuchop. N 35. (1985).1. JTfLs^. ^JUlJj^
- J> { s S Э P, It ^ • ^ ' j’e/V"(c)} JSI ^о^е/J .jn +JVpiO .J Jу • > I ^) с -5-й Ij?