История развития психодиагностики младших школьников
В 1905 году Бине совместно с Теодором Симоном создают первую шкалу, предназначенную для измерения интеллекта детей и состоящую из 30 заданий, расположенных в зависимости от возрастания трудности. Количество баллов, полученных ребенком, зависело от числа решенных заданий. Бине утверждал, что шкала представляет собой «грубый» способ дифференциации" (например, обычный пятилетний ребенок не пройдет… Читать ещё >
Содержание
- 1. Исторические корни современной психодиагностики младших школьников
- 2. История развития психодиагностики младших школьников
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Психодиагностика-это теоретическая дисциплина, не только напрвление в практической психологии. В практическом смысле психодиагностику можно определить как установление психзологического диагноза, то есть описание состояния объектов. Одним из ее направлений является психодиагностика младших школьников. Осуществляется на основе специальных методов. Может входить в составную часть в эксперимент или выступать самостоятельно как метод исследования, либо как область деятельности практического психолога. В узком смысле понимается как измерение индивидуальных психических свойств младших школьников.
Если определить психодиагностику как науку- это область психологии, разрабатывающая методы выявления и измерения индивидуально-психических особенностей младших школьников. Как теоретическая дисциплина имеет дело с постоянными и переменными величинами, характеризующими внутренний мир человека. Таким образом психодиагностика- это область психологической науки, разрабатывающая теорию и принципы и инструменты оценки и измерения индивидуально-психических особенностей младших школьников.
К методическим средствам психодиагностики относятся конкретные приемы изучения индивидуально-психологических особенностей школьников, способы обработки и интерпретации получаемых результатов. При этом направления теоретической и методической работы в области психодиагностики определяются, главным образом, запросами психологической практики. В соответствии с этими запросами формируются специфические комплексы средств, соотносимые со сферами работы практических психологов, в данном случае это образование.
В компетенцию психодиагностики входят конструирование и апробация методик, разработка требований, которым они должны удовлетворять, выработка правил проведения обследования, способов обработки и интерпретации результатов, обсуждение возможностей и ограничений тех или иных методов.
Повышение интереса к проблемам психодиагностики в нашей стране в последние годы во многом связано с развитием психологической службы и появлением новой профессии — практический психолог. Эти специалисты главным образом появились в школах и дошкольных учреждениях.
1.Исторические корни современной психодиагностики младших школьников.
Психология не может стать прочной и точной, как физические науки, если не будет базироваться на эксперименте и измерении. Д. М. Кеттел (журнал «Mind», 1890)
Становление и развитие психодиагностики младших школьников происходит в конце XIX в. Оно связано с зарождением дифференциально-психологического изучения человека, которое складывалось под влиянием запросов практики. В конце XIX века оформилась «индивидуальная психология», целью которой было изучение индивидуальных особенностей человека с помощью экспериментально-психологических методов. Первыми достижениями индивидуальной психологии были исследования учеников В. Вундта: Э. Крепелина, Д. Кеттела, а также других ученых А. Бине, А.Лазурского.
В начале ХХ века сложились благоприятные условия для возникновения тестологии, Но тестология не являлась единственным направлением психологии индивидуальных различий «дифференциальной психологии».В эти годы русским ученым Г. И. Россолимо был предложен метод целостной оценки личности с помощью «психологического профиля», показывающего уровни развития психических процессов.
Список литературы
- Абрамова Г. С., Введение в практическую психологию, Екатеринбург, 1995
- Немов Р.С., Психология, М., 1995, т.3.
- Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987.
- Основы психодиагностики, под.ред. Шмелева, Р-н-Д, 1996
- Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М., отв. ред. С. Б. Крымский. Киев: Наук. думка, 1989. С. 114−116.
- Шнейдер Л.Б., Основы психодиагностики, М., 1995
- Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика, 1978.