Личностно-характерологический континуум современного подростка
Диссертация
Диссертация изложена на стр. машинописного текста и состоит из введения, семи глав, заключения, выводов, списка литературы. I глава посвящена теоретическому обоснованию диссертацииво II главе представлены методики исследования и характеристика контингента испытуемыхв III главе с позиций дифференциальной психологии детально описана психологическая феноменология личностно-характерологических… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. Теоретическое обоснование работы
- 1. 1. Жизненный путь и индивидуальность
- 1. 2. Конституциональные типологии в психологии и их 25 значение для подростковых психотипов
- 1. 3. Типы и свойства нервной системы как основа 28 индивидуально-психологических различий
- Глава II. Методики исследования и характеристика контингента испытуемых
- 2. 1. Психологические методики
- Глава III. Дифференциальная психологическая феноменология 60 подростков в континууме от акцентуаций характера до конституциональных личностных радикалов
- Глава IV. Экспериментально-психологическая характеристика и 112 обоснование градаций конституционального личностно-характерологического континуума подростков
- Глава V. Влияние социальных факторов на подростков, 167 находящихся в различных диапазонах личностно-характерологического континуума
- Глава VI. Влияние экологических факторов на подростков с 199 различными психотипологическими особенностями
- Глава VII. Результаты психолого-педагогической и медико- 259 психологической коррекции конституционально-биологических основ подростков с признаками пограничной аномальной личности
Список литературы
- Анцыферова Л.И. Психологическая концепция Пьера Жанэ. «Вопросы психологии», 1969, № 5
- Асмолов А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. 1983. № 3. С.118−130
- Асмолов А.Г. Психология личности, М., 1990. 338 с.И. А. Аршавский. Основы возрастной периодизации. Возрастная физиология, — Л.: Наука. 1975.- с. 60.
- Ананьев Б. Г. О взаимосвязях в развитии способностей и характера. -Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.
- Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. М, 196(c)
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во МГУ, 1969.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977 с. 379
- Александровский Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, — 1976.
- Альбуханова-Славская К.А. О субъекте психической деятельности. М, 1973, с. 210
- Арсеньев А.С., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. М, 1976
- Абрамова Н.Т. Целостность и управление. М, 1974
- Атутов П. Р. Вопросы совершенствования логики в дидактических исследованиях// Советская педагогика, 1978. № 8. С. 44−52.
- Боев И.В. Пограничные психические расстройства, вызванные хроническим воздействием сложных химических композиций. автореф. Докт. дисс. — Л.: 1990 г., 50 с. '
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение. 1968. 464с.
- Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж. Изд. Воронежского Университета. 1977 304с.
- Белоус В. В. Опыт экспериментальной психофизиологической характеристики некоторых типов темперамента. В: Типологические исследования по психологии личности, с. 35−59.
- А.В. Брушлинский. Субъект: мышление, учение, воображение. М-Воронеж, 1996 с.53
- Бирман Б. Н. Опыт клинико-физиологического определения типов высшей нервной деятельности. ЖВНД, 1951, т. 1, вып. 6.
- Брушлинский А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994.
- Брушлинский А.В. О природных предпосылках психического развития человека. М, 1977
- Брушлинский А. В. Мышление как процесс и проблема деятельности -Вопросы психологии, 1982, № 2
- Брушлинский А.В. Роль анализа и абстракции в познании количественных отношений. Процесс мышления и закономерности анализа, синтеза и обобщения. М, с.89
- Бурдина В. П., Красуский В. К., Чебыкин Д. А. К вопросу о зависимости формирования высшей нервной деятельности собак от условий их воспитания в онтогенезе. ЖВНД, 1960, т. X, вып. 3.
- Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии ч. 1. М, 1977
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М, 1968, с. 134
- Л. И. Божович. Личность и ее формирование «в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968 — с. 174.Блауберг И. В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подходам, 1973
- Батшцев П.С. Противоречие как категория диалектической логики. М, 1963
- Л. И. Божович. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976. № 6.
- Белкин Е. Л., Карпов В. В., Харлаш П. И. Управление познавательной деятельностью. Методические основы. 1978. 58с.
- Блауберг И.В., Юдин Э. Г. Станавление и сущность системного подхода, М. 1973.
- Вольперт И.Е."Имаготерапия" — Л. 1978
- Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. М, 1960, с. 92
- Веккер Л.М. Психические процессы, т. 2. Л, 1976, с. 160
- Генетические и социальные проблемы. Алма-Ата, 1975
- Гальперин П. Я. Введение в психологию. 1976.
- Головина В. П. Сравнение выработки дифференцировок у собак различного типа нервной системы. Труды физиологических лабораторий Павлова И. П. Л., 1938, т. УШ.
- Давыдов В. В. Проблемы развивающегося обучения. М., 1986.
- Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. М, 1972
- Дубровский Д.И. Психические явления и мозг. М, 1971, с. 106−107
- Дубинин Н. П. Наследование биологическое и социальное // Коммунист, 1980. № 1.
- Давиденков С. Н. Эволюционно-генетические проблемы в невропатологии. Л., 1947.
- Дружинин В. М. Психология общих способностей. М., изд. „Латерна“. 1995. 150 с. .
- Ересь Е. П. Исследование темпераментов школьников. Учен. зап. кафедры психологии МГПИ, 1939, вып. 1.
- Ермолаева-Томина JI. Б. Индивидуальные различия в концентрированности внимания и сила нервной системы. Вопр. психологии, 1960, № 2.
- Ермолаева-Томина Л. Б. Некоторые особенности внимания в связи с силой нервных процессов. Доклады АПН РСФСР, 1957, № 3.
- Жизненный путь личности: вопросы теории и методологии социально-психологического исследования. Л. В. Сохань (отв. ред.).-Киев: Наукова думка, 1987.
- Зосимовский А.В. Критерии моральной воспитанности личности. // Проблема управления процессом формирования личности. Изд. МГУ. 1972. 6с.
- Запорожец А. В. Психология. М., 1953.
- Зинченко В.П., Мамардошвили М. К. Проблемы объективного метода в психологии. Вопросы психологии, 1997, № 7 .
- Зинченко Ij>. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994.
- Ильина А. И. Некоторые особенности проявления общительности у школьников в зависимости от подвижности нервных процессов. Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.
- Ильенков Э.В. Диалектическая логика. М, 1974, с. 22−23
- Колесников М. С. Материалы к характеристике слабого типа нервной системы. „Труды Института физиологии им. И. П. Павлова“, т. II, 1953.
- Корнилов К. Н. Психология. М., 1946.
- Корнилов К. Н., Смирнов А. А., Теплов Б. М. Психология. М., 1948.
- Красногорский Н. И. О процессе задерживания и о локализации кожного и двигательного анализаторов в коре больших полушарий у собаки: Дис. СПб., 1911.
- Красногорский Н. И. О типовых особенностях высшей нервной деятельности, у детей. ЖВНД, 1953, т. Ш, вып. 2.
- Красуский В. К. Методика изучения типов нервной системы животных. -Труды Ин-та физиологии им. И. П. Павлова. Л., 1953а, т. П.
- Красуский В. К. О применении кофеина для оценки силы раздражительного процесса у собак. ЖВНД, 1951, т. 1, вып. 3.
- Крушинский Л. В. Корреляция между конституциональным строением тела и поведением собак. Доклады АН СССР, 1946, т. 52, № 7.
- Крушинский Л. В. Наследование пассивно-оборонительного поведения (трусости) в связи с типами нервной системы у собак. „Труды Института эволюционной физиологии и патологии им. И. П. Павлова“, т. 1,1947.
- Крушинский Л. В. Формирование поведения животных в норме и патологии. М., 1960.
- Коршунов А. М. Мантатов В.В. Теория отражения и эвристическая роль знаков. М, 1974
- Кон И. С. Социология личности М., 1967, с. 186
- Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. М.: Педагогика, 1982 Т. 1, 656 с. Т. 2, 576 с.
- Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста М.: Медицина, 1979. 483 с.
- Купалов П. С. Периодические колебания скорости условного слюноотделения. Архив биологических наук. М., 1925, т. XXV, вып. 4−5.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М, 1975, с. 112−113
- Лазурскии А. Ф. Очерк науки о характере. 3-е изд. Пг., 1917.
- Ломов Б. Ф. Психологическая наука и общественная практика М
- Левитов Н. Д. Вопросы психологии характера. 2-е изд. М., 1956.
- Лейтес Н. С. Опыт психологической характеристики темпераментов. В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1956.
- Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии. Вопросы философии», 1972, № 9, с. 100
- Леонтьрв А. Н. О формировании способностей. Вопр. психологии, 1960, № 1.
- Леонтьев А. Н. Психологические вопросы сознательности учения. Изв. АПН РСФСР, 1947, № 7.
- Лурия А.Р. Язык и сознание. МД979, с.237−238
- Лурия А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1970
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность . М.: Политиздат. 1975. 304с.
- Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность . М.: Политиздат. 1975. С. 112−11 380.. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
- Ломов Б. Ф. Психологическая наука и общественная практика, М. 1982.
- Лейтес Н. С. К проблеме индивидуально-психологических различий. В кн.: Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956
- Методологические проблемы социальной психологии. М, 1975
- Морган Т. Г. Экспериментальные основы эволюции. М., 1936.
- Макогонова А. А. Распределение внимания у радистов в связи с типологическими различиями высшей нервной деятельности. В кн.: Материалы совещания по психологии (1−6 июля 1955 г.). М., 1957.
- Мерлин В. С. Роль темперамента в эмоциональной реакции на оценку. -Вопр. психологии, 1955, № 6.
- Мясищев В. Н. Проблема психологического типа в свете учения И. П. Павлова. Учен. зап. ЛГУ, 1954, № 185.
- Миллер Дж., Галантер Е, Прибрам К. Планы и структура поведения. М.1965, с. 30
- Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л. Изд. ЛГУ. 1960 428с.
- Норакидзе В. Г. Типы характеров и фиксированная установка. Тбилиси.1966.
- Небылицын В. Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы. В кн.: типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1959, т. И.
- Небылицын В. Д. О соотношении между чувствительностью и силой нервной системы. В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1956.
- Непомнящих Н.И. Понятие развития и научения в теории, Ж. Пиате -Обучение и развитие. М, 1996, с.201
- Нарский И.С. Проблема противоречия в диалектической логике. М, 1969
- Огородников И.Т. ПедагогикаМ.: Учпедгиз, 1962. 171с.
- Проблема субъекта в психологической науке // Психол. журн. 1991 Т. 12 № 6 с.10
- Педагогика. Под ред. Б. П. Есипова. М: Просвещение. 1968, 526 с. М, 1987
- Павлов И. П. Полн. собр. соч., т. П1, кн. вторая, с. 69.
- Палей И. М. Индивидуальные особенности сдерживания в связи с типологическими различиями по уравновешенности нервных процессов. -Вопр. психологии, 1958, № 5.
- Палей И. М., Пшеничнов В. В. Учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности и проблема темперамента. Вопр. психологии, 1955, № 5.
- Пиаже Ж. Избранные психологические труды. М., «Просвещение». 1969
- Пономаренко В. А. Психология духовности профессионала. М.: Российская академия образования. 1997. 295 с.
- Пономаренко В. А. Образ Духа человеческого как психологическая парадигма XXI века//Магистр. 1996. — № 3. — с. 10−24.
- Платонов К. К. Теория и методы. В кн.: «Личность и труд». М., «Мысль», 1965.
- Пономаренко В. А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика. 1994 — № 3. — с.13−17.
- Пономаренко В. А. психологические аспекты социальной нестабильности / Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1995 — с. 160.
- Попеску-Невяну П. Г. Опыт исследования типовых особенностей высшей нервной деятельности человека. Учен. зап. ЛГУ, 1954, № 185.
- Пи$касистый П. И. Самостоятельная работа учащихся. М.: Просвещение. 1964
- Педагогическая школа /Под ред. Г. И. Щукиной. М.: Просвещение, 1977. Гл. XV с. 291−304.- Гл. XVIII. С.348−360
- Петрова Н.Ф. // Совершенствование обучения и воспитания в учебных заведениях оздоровительного типа / Диссерт. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. М. 1998 110 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Москва, 1946 г.
- Рубинштейн С.JI. Принципы и пути развития психологии. Москва, 1959 г.
- Рубинштейн С.Л. Основы психологии. М, 1935, с. 60,98,470
- Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М, 1995, с. 230−231
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М, 1940, с. 12−14
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, В 2 т. М., 1989. Т. 2, с. 220−221.
- Рубинштейн С.Л. Принцип творческой самодеятельности. «Ученые записки высшей школы г.», Одесса, ч. П, 1922
- Рубинштейн С.Л. Движение и деятельность. «Ученые записки МГУ», вып.90, М, 1945
- Рубинштейн С.А. Бытие и сознание. М, 1975.
- Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. М., 1957б. Самарин Ю. А. Опыт экспериментально-психологического изучения типологических особенностей нервной системы у детей. Изв. АПН РСФСР, 1954, вып. 52.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М, с. 287
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М, 1958, с.98−99
- Равич-ЕЦербо И. В. Исследование типологических различий по подвижности нервных процессов в зрительном анализаторе. В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1956.
- Рождественская В. И. К вопросу о физиологических механизмах условнорефлекторного изменения чувствительности периферического зрения. Изв. АПН РСФСР, 1954, вып. 53.
- Славская К.А. Мысль в действии. М, 1968Смирнов А. А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. «Психология человека» г Москва: «Школа-пресс», 1995г-383 с.
- Слободчиков В. И. Реальность субъективного духа // Начала христианской психологии / Под ред. Б. С. Братуся и С. Л. Воробьева. М.: Наука, 1995. С.122−138.
- Ступак С.Ф., Боев И. В. Фортран-программа для дискриминантного анализа // ВНТИЦ, инвентарный номер П. 3 496, — М., 1979.-С.1−9
- Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М, 1977
- Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961.
- Теплов Б. М. Об объективном методе в психологии. Известия Академии педагогических наук РСФСР, вып. 45, 1953
- Ткаченко А.Н. Проблема исходной единицы анализа психологического в истории советской психологии (1920−1940 г. г.) // Вопросы психологии. 1980. № 2.
- Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение. 1968. 557с.
- Усмов А.И. Системный подход и общая теория систем. М, 1978
- Ушаков Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1978.
- Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология. С. 185−159
- Шадриков В. Д. Духовные способности. М.: Магистр, 1996.
- Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М., 1982.
- Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека. М.:. «Логос». 1996. С. 238−257.
- Шадриков В. Д., Черемошкина Л. В. Мнемические способности: развитие и диагностика. Москва. «Педагогика», 1990. 176 с. 141.. Шпрангер Э. Психология юношеского возраста, 1924.
- Шорохова. Е. В. Проблема сознания философии и естествознании. М., соцэкгиз, 1961.
- Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969
- Эльконин Д. Б. Детская психология. М., учпедгиз, 1960.
- Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М, 1971, с. 243−244.
- Alexander F. G., S. Т. Selesnik S. Т. Storia della psichiatria. Newton Compton, Roma, 1975.
- Bandura A. Aggression: A social learning analysis. New Jersey, 1973.
- Bandura A. Social Foundations of thought and action. A Social Cognitive Theory. Prentice-Hall, Inc., Englewood Cliffs, New Jersey. 1986.
- Bandura A. Social learning theory. Englewood Cliffs, 1977.
- Belotti E. G. Dalla parte delle bambine. Ed. Feltrinelli, Milano, 1975.
- Benjamin W. Sull’hacisch. Ed. Einaudi, Torino, 1965.
- Berline D. E. Arousal reward and learning. Experimental approaches to the study of emotional behavior. Annals of the New York Acad, of Sciences, 1969, vol. 159, № 3, p. 1059−1070.
- Bernstein B. Class, codes and control. In: Theoretical studies towards a sociology of language. L., 1971, vol. 1.
- Blackburn R. Sensation-seeking, impulsivity and psychopathic personality. J. Consult. Clin. Psychol., vol. 33, № 4, p. 571−583.
- Blalock H. M. Path coefficients versus regression coefficients. Amer. J. Sociol., 1967, vol. 72, p. 675−676
- Bloom B. S. Preface. In: Environments for learning. Windsor, 1974.
- Bloom B. S. Stability and change in human characteristics. N. Y., 1964.
- Brophy J. E. Mothers as teachers of their own preschool children: The influence of socioeconomic status and task structure on teaching specificity. -Child Development, 1970, vol. 41, p. 79−94.
- Bruner J. Toward a theory of instruction. Boston, 1966.
- Bruschlinski A. W. Uber einige Modellierimgsverfahren in der Psychologie. Berlin, 1974.
- Brushlinski A. V. Man an as object of investigation // Herald of the Russian Academy of Sciences. 1995. V. 65. P. 424−431.
- Buss A. N., Plomin R., Willerman L. The inheritans of temperament. J. of personality, 1974, vol. 41, № 4, p. 513−515.
- Caplow Т., McGee R. J. The academic marketplace. Salem, N. H.: Ayer. 1957.
- Cartly J. D., F. J. Ebling F. J. Storia naturale dell’aggressivita. Ed. Feltrinelli, Milano, 1973.
- Cattell R. B. Personality and motivation Structure and Measurement. N. Y., 1957.
- Connolly K., Brown K, Bassett E. Developmental changes in some components of a motor skill. Brit. J. Psychol., 1968, vol. 59, p. 305−314
- Conrad K. Der Konstitutionstypus. Berlin Gottingen — Heidelberg, 1963. S. 172.
- Dawidow W- W. Grundlegende probleme der entwicklungs- und Padagogischen Psychologie in der gegenwartigen Etappe des Bildungswesens. Sowjetwissenschaft/ Gesellschaftswissenschaftliche Beitrage, 1977, Bd. 30, S. 141−153.
- Dobert R., Nunner-Winkler G. Adoleszenkrise und identitatsbildung. Subrkampf, 1975.
- Dollard J., Miller N. E. Personality and Psychotherapy. An Analysis in Terms of Learning, Thinking and Culture. New York, 1950.
- Eichorn I. W. et al. Die Dialektik der Produktivkradten }ind Produktionsverhaltnissen. Berlin, 1975.
- Eiser G. R. Interpersonal attributions. In: Introducing social psychology. 1978.
- H. Tajfel, C. Fras. Penguin books, 1978.
- Eliasz A. Temperament a osobowosc.
- Elkonin D. B. Zum problem der Periodisierung der psychischen Entwicklimg im kindesalter. Teoksessa Psychologische Probleme der Entwicklimg sozialistischer Personlichkeiten. Berlin, 1972.
- Eysenck H. J. The Structure of Human Personality. London, 1971.
- Eysenck H. J, Creativity and personality: A theoretical perspective // Psychological Inquiry. 1993. V. 4. P. 147−178.
- Farley F. N. Measures of individual differences mstimulation-seeking and the tendency toward variety. J. Consult. Clin. Psychol., 1971, vol. 37, № 4, p. 394 -396.
- Frensch P. A., Sternberg R. J. Expertise and intelligent thinking: When is it worse to know better? / Ed. R. J. Sternberg. Advances in the psychology of human intelligence Hillsdale, NJ: Erlbaum. 1989. V. 5. P. 157−158.
- Freud S. Introduzione alia psicanalisi. Prima e seconda serie di lezioni. Ed. Boringhieri, Torino, 1969.
- Freud S. Isteria ed angoscia. II caso di Dora, Inibizione, sintomo ed agnoscia. Ed. Boringhieri, Torino, 1974.
- Fromm E. Anatomia della distrattivita umana. Ed. Mondadori, Milano, 1975.
- Furneaux W. D. Intellectual abilities and problem-solving behavior. In: Handbook of abnormal psychology. N. Y., 1960, p. 167−192.
- Galperin P. Ya. On the notion of internalisation. Soviet Psychology, 1966, vol. 1, № 3. p. 28−33.
- Geier J. Personal Profile System. Denver: Carlson Learning Company, Mpls., MN, 1991.
- Gerardin L. Labionica., II Saggiatore, Milano, 1968.
- Gilfillan S. C. The sociology of invention. Chicago, 1935.
- Ginsburg В., Allee W. C. Some effects of conditioning on social dominance and subordination in inbred strains of mice. Physiol. Zool., 1942, vol. 15, p. 485−506.
- Glannitrapani D. EEG average frequency and intelligence. EEG and Clin Neuropsychol., 1969, vol. 27, № 3, p. 480−489.
- Hamilton V. Cognitive development in the neuroses and schisophrenias. In: The development of cognitive processes. L., 1976.
- Heckhausen H. Hoffiiung und furcht in der leistungsmotivation. Meisenheim / am Glan, 1963.
- Heider F. The psychology of interpersonal relations. N. Y., 1958.
- Helkama K. The development of the attribution of responsibility. Res. Rep. Dep. Soc. Psychol. Univ. Helsinki, 1979, vol. 3.
- Henry С. E. Electroencephalograms of normal children. Soc. Res. Child Developm., 1944, vol. 9, № 39.
- Jung C. G. Psicologia del transfert. Ed. II Saggiatore, Milano, 1975.
- Kelly G. A. The psychology of personal constructs. N. Y., 1955.
- Kelly H. H. Attribution in social interaction. In: Attribution: perceiving the causes of behavior / Ed. by E. Jones et al. N. Y.: General learning Press, 1972.
- Kohlberg L. Moral stages and moralization: the cognitive-developmental approach. In: Moral development and behavior. N. Y., 1976.
- Kohlberg L. Stage and sequence: the cognitive-developmental approach to socialization. In: Handbook of socialization theory and research. N. Y., 1969.
- Lagerspetz К. M. G. Genetic and social causes of aggressive behavior in mice. Scand. J. Psychol., 1961, vol. 2, p. 167−173.
- Lagerspetz К. M. J. Aggression and aggressiveness in laboratory mice. Teoksessa: Aggressive Behavior. Amsterdam, 1969.
- Lagerspetz К. M. J. Studies on the aggressive behavior of mice. Suomalaine Tiedeakatmia, 1964. Ser. B, № 131.
- Lagerspetz К. M. J., Wuorinen К. A cross fostering experiment with mice selectively bred for aggressiveness and non-aggressiveness. Rep. from the institute of Psychol. Univ. of Turku, 1965, vol. 17, p. 1−6.
- Leontiew A. N. Probleme der entwicklung des psychischen. Fr. am Main, 1973.
- Mahler M. S., Pine F., Bergman A. The psychological birth of human infant. Symbiosis and individuation. N. Y., 1975.
- Marjoribanks K. Environment, social class and mental abilities. Brit. J. of Educ. Psychol., 1972, vol. 63, p. 103−109.
- Maslow A. The father reaches of human nature. N. Y., 1971 $
- Miller G. A., Galanter E., Pribram К. H. Plans and the structure of behavior. N. Y., 1960.
- Miller J. R. Fear of Success: Psychodynamic Implication // J. of American Academy of Psychoanalisys. 1994. V. 22 (1).
- Miller N., Dollard J. Social learning and imitation. Yale University Press, 1941.
- Munday-Castle A. C. An analysis of central responses to phobic stimulations in normal adults. EEG and Clin. Neuropsychol., 1953, vol. 5, № 1, p. 1−22.
- Piaget J. Le jujement moral ches l’enfant. Alcan, 1932.
- Piaget J., Inhelder B. The child’s constructions of quantities. L., 1974.
- Rauhala U. Suomalaisen yhteiskunnan sosiaalinen kerrostimeisuus. Porvoo, 1966.
- Rosenfeld G. Theorie und Praxis der Lemmotivation. Berlin, 1974.
- Rubinstein S. L. Grundlagen der allgemeiner. Psychologie. Berlin, 1946.
- Ryans D. G. The meaning of persistens. J. Gener. Psychol. 1938, vol. 19, № 1, p. 79−96.
- Scott J. P. Aggression. Chicago, 1958.
- Seve L. Marxismus und Theorie der Personlichkeit. Berlin, 1973.
- Shayer M. et al. The distribution of Piagetian stages of thinking British middle and secondary school children. Brit. J. of Educ. Psychol., 1976, vol. 46, p. 164 173.
- Skinner B. F. Oltre la liberta e la dignita. Ed. Mondadori, Milano, 1976.
- Tagiuri R. Person perception. In: Handbook of social psychology / Ed. by G. Lindzey, E. Aronson. N. Y.- L.: Addison-Wesley 1969, vol. 3.
- Taifel H., Turner J. C. The social identity theory of intergroup behavior // Psychology of integroup relations. Chicago. 1986. P. 7−24.
- Tajfel H. Social and cultural factors in perception. In: Handbook of social psychology / Ed. by G. Lindzey, E. Aronson. N. Y.- L.: Addison-Wesley, 1969, vol. 3.
- Takala M. Consistencies of psychomotor styles in interpersonal tasks. Scand. J. Psychol., 1975, vol. 16, № 3, p. 193−198.
- Takala M. Consistensies of psychomotor styles in interpersonal tasks. Scand. Psychol., 1975, vol. 16, № 3, p. 193−198.
- Vygotsky L. S. Thought and language. Cambrige, 1962.
- Vygotsky L. S. Learning and mental development at school age. In: Educational psychology in the USSR. L., 1963.
- Vygotsky L. S. Mind in society. The development of higher psychological functions. Cambrige, 1978.
- Wallach M. A., Kogan N. Modes of tliinking in young children. N. Y., 1965.
- Wolf R. The measurements of environments. In: Testing problems in perspective. New Jersey, 1964.