Особенности изменения субъективного отношения к образовательной среде у курсантов СПб ВИВВ МВД России в процессе обучения
Таким образом, можно предположить, что самооценка у курсантов ВИВВ МВД выше на первом курсе по сравнению со всеми остальными. То есть, для курсантов первого курса в большей мере характерно представлять себя успешным и активным человеком, они более самостоятельны и ответственны за собственные решения, чем старшекурсники. Вероятнее всего это может быть обусловлено тем, что для первокурсников… Читать ещё >
Особенности изменения субъективного отношения к образовательной среде у курсантов СПб ВИВВ МВД России в процессе обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Особенности изменения субъективного отношения к образовательной среде у курсантов СПб ВИВВ МВД России в процессе обучения
Процесс адаптации военнослужащего к служебной деятельности не может быть успешным без высокого уровня социальнопсихологической комфортности среды, которая окружает его с первых дней его службы Служебная деятельность военнослужащего по своей специфике достаточно сложна, зачастую она связана с опасными ситуациями, конфликтами и неопределённостью [1, 4, 6, 7]. Воинский труд в большей мере, чем любой другой связан с опасностью для жизни, с внезапными изменениями ситуаций, а также с необходимостью длительное время переносить физические, психические трудности и бытовые лишения повседневной, полевой и походной обстановки. Высокий уровень физических нагрузок, сочетающийся с высоким эмоциональным напряжением, часто приводит к перенапряжению физиологических систем и снижению функциональных возможностей организма. В не меньшей, а возможно и в большей степени это относится к военнослужащим внутренних войск. В настоящее время существует большое количество стрессогенных факторов, которые требуют от военнослужащих психологической готовности к их преодолению. В начале службы молодые люди остро переживают от — рыв от дома, разлуку с близкими, изменение режима дня, вступление в новый коллектив. Затем, в зависимости от дальнейшего рода воинской деятельности, военнослужащим приходится преодолевать высокую напряжённость труда, отсутствие полноценного отдыха, порой пребывание в непривычных климатических условиях, а зачастую и реальную угрозу для жизни. Включение молодого человека в новую сферу деятельности связано с ломкой некоторых устоявшихся шаблонов мышления и поведения. Зачастую сталкиваясь с ранее неизвестными ему условиями жизни, с требованиями, которые предъявляет военная служба, с воинским коллективом, он должен в короткий срок овладеть определённым социальным опытом, выработать новые стереотипы поведения и деятельности [1, 5, 7, 8, 12].
Всё это не проходит бесследно как для него самого, так и для коллектива, в деятельность которого он включается с первых же дней своего пребывания на службе [1, 2, 3, 4, 6].
Попав в иную окружающую среду, молодой человек не может полагаться на инстинктивное приспособление, а должен сознательно определять в ней своё место. Включение молодого человека в новые для него условия жизни связаны с ломкой множества привычных стереотипов, шаблонов мышления и поведения. Сталкиваясь с непривычными для него требованиями, которые предъявляют командиры, новый коллектив, незнакомые условия службы он должен сорентироваться в огромном потоке информации, в короткий срок овладеть многими умениями и навыками. Даже когда человек попадает из светлого помещения втёмное, ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новым для глаз условиям и начать видеть, и лишь тогда он сможет эффективно действовать. Приспособление к новым условиям, обстановке, деятельности также требует перестройки на уровне физиологических и социальных структур человека. Такая перестройка организма и личности естественно порождает напряжение, большие затраты энергии, отрицательные эмоции, усталость. Стрессогенные факторы военной службы, особенно на начальном этапе обучения крайне негативно отражаются психическом здоровье личности. Затягивание дезадаптации ведёт к психическому напряжению, а также девиациям в поведении. Как показывают исследования, лишь около трети молодых людей могут быстро приспосабливаться к новым условиям и окружающей обстановке. Но для большинства необходим более или менее длительный период адаптации. Для того, чтобы этот процесс проходил более гладко, об особенностях адаптации человека к новым условиям полезно знать как курсантам так и их командирам. Одним, чтобы сознательно преодолевать трудности вхождения в новые условия, другим, чтобы эффективно помогать подчинённым быстрее овладевать навыками служебно-боевой деятельности, продуктивнее управлять становлением воинского коллектива, взаимоотношениями в нём, а также работать с людьми индивидуально, учитывая адаптационные возможности каждого [7, 8, 9]. Подготовка военного специалиста дорогостоящий процесс и поэтому важно, чтобы каждый военнослужащий быстро вступил в строй, работал с максимальной эффективностью и отдачей, а срыв адаптации не стал бы толчком к потере мотивации дальнейшего обучения в военном вузе. Многие исследователи полагают, что сложившаяся система обучения курсантов во Внутренних Войсках МВД России в целом соответствует адаптационным возможностям молодых людей, однако, необходимо признать, далека от совершенства [1, 8, 10, 11]. Ориентация на гуманизацию взаимоотношений в армии на современном этапе требует более пристального внимания к самочувствию и развитию личности в воинском коллективе. Лишь в этом случае военная служба будет способствовать повышению общественной активности, сознательности, психологической и социальной зрелости молодых людей, а также повышению эффективности учебного процесса [2, 7, 8, 12]. Поэтому, очень важно учитывать уровень социальнопсихологической комфортности среды в процессе адаптации военнослужащего.
Рассмотрим особенности изменения субъективного отношения к образовательной среде у курсантов СПб ВИВВ МВД России в процессе обучения.
В ходе психодиагностического обследования были проанализированы данные по методике «Социально-психологической комфортности среды». В результате анализа результатов были выявлены достоверные отличия по параметрам, характеризующим идентичность со средой учебного заведения, у курсантов первого и второго, первого и третьего, первого и четвёртого курсов (р<0,001), также были выявлены достоверные отличия по данной шкале между курсантами первого и пятого курса (р<0,01) (табл. 1).
Таблица 1 Области достоверности различий между значениями показателей, характеризующих идентичность со средой, у курсантов.
обучающихся на раз. | 1ных курсах. | ||
Курсы обучения. | хі±ті. | х2±т2. | tкритерий. |
1−2. | 66,56±1,45. | 54,84±1,22. | 6,170***. |
1−3. | 66,56±1,45. | 51,97±1,30. | 7,482***. |
1−4. | 66,56±1,45. | 55,00±1,56. | 5,421***. |
1−5. | 66,56±1,45. | 54,54±3,23. | 3,396**. |
- ** - уровень значимости различий 0,01
- *** - уровень значимости различий 0,001
Как видно по данным, представленным в табл. 1, параметры, характеризующие субъективное ощущение идентичности со средой у испытуемых, несколько выше на первом курсе, также наблюдается некоторый рост показателя на четвёртом году обучения.
Таким образом, можно говорить о том, что параметры, характеризующие идентичность индивида со средой наиболее высоки на первом году обучения. Стоит отметить, что данная шкала — это субъективная оценка индивида самого себя. Возможно, курсанты на первом курсе оценивают себя как более приспособленных к деятельности в данной среде, а в последующем наблюдается некоторая неуверенность в своих силах. Вероятнее всего полученные различия будут проявляться следующим образом: на первом курсе курсанты проявляют большую социальную активность, большее желание участвовать в мероприятиях, проводимых вузом, лучше относятся к своим однокурсникам, по сравнению со старшими курсами. Можно предположить, что первокурсники лишены опыта взаимодействия с окружающими в среде вуза, поэтому они активно пытаются приобрести этот опыт, для более успешной адаптации.
В ходе психодиагностического обследования были выявлены достоверные отличия по шкале, характеризующей мотивацию индивидов к обучению в вузе у учащихся первого и второго, первого и третьего, второго и третьего (р<0,001), первого и пятого, третьего и четвёртого (р<0,01), первого и четвёртого (р<0,05) курсов (табл. 2).Как видно из результатов, представленных в табл. 2 от первого к третьему курсу идет спад мотивации к обучению, на четвертом курсе отмечается возвращение интереса к учебе, и на пятом опять же следует некоторый спад.
Снижение результатов к третьему курсу может говорить о разочаровании в получаемой профессии, потере смысла обучения. К четвертому курсу наблюдается некоторое повышение показателя, которое говорит о повышении субъективной значимости профессии, вероятнее всего это связано с тем, что на четвертом курсе происходит перелом в осознании значимости своей профессии возможно благодаря продолжительным стажировкам в войсках. В то время как на пятом курсе основным мотивом будет защита диплома, а получение новых знаний отходит на второй план.
ризик циклічність управління деталізація Таблица 2. Области достоверности различий между значениями показателей, характеризующих мотивацию на обучение в данном заведении, у курсантов, обучающихся на разных курсах.
Курсы обучения. | хі±ті. | х2±т2. | tкритерий. |
1−2. | 51,79± 0,94. | 45,91±0,89. | 4,533***. |
1−3. | 51,79± 0,94. | 38,72±1,33. | 8,041***. |
2−3. | 45,91±0,89. | 38,72±1,33. | 4,499***. |
1−5. | 51,79± 0,94. | 43,35±2,39. | 3,293**. |
3−4. | 38,72±1,33. | 46,42±1,86. | — 3,378**. |
1−4. | 51,79± 0,94. | 46,42±1,86. | 2,580*. |
* - уровень значимости различий 0,05.
- ** - уровень значимости различий 0,01
- *** - уровень значимости различий 0,001
По результатам анализа данных были выявлены достоверные отличия по показателю, характеризующему самооценку личности, у курсантов первого и второго, первого и третьего, первого и четвёртого, второго и третьего курсов (р<0,001), также у учащихся первого и пятого, третьего и четвёртого (р<0,01), третьего и пятого курсов (р<0,05) (табл. 3).Области достоверности различий между значениями показателей, характеризующих самооценку личности, у курсантов, обучающихся на разных курсах.
Курсы обучения. | Х1±т1. | х2±т2. | tкритерий. |
1−2. | 62,60±2,46. | 52,93±1,24. | 3,511***. |
1−3. | 62,60±2,46. | 46,46±1,13. | 5,966***. |
1−4. | 62,60±2,46. | 52,03±1,73. | 3,521***. |
2−3. | 52,93±1,24. | 46,46±1,13. | 3,853***. |
1−5. | 62,60±2,46. | 52,58±2,55. | 2,830**. |
3−4. | 46,46±1,13. | 52,03±1,73. | — 2,699**. |
3−5. | 46,46±1,13. | 52,58±2,55. | — 2,192*. |
*- уровень значимости различий 0,05.
- ** - уровень значимости различий 0,01
- *** - уровень значимости различий 0,001
Как видно из результатов представленных в табл. 3, показатель, характеризующий самооценку личности, снижается от первого к третьему курсу, далее к четвёртому году обучения происходит количественное увеличение показателя.
Таким образом, можно предположить, что самооценка у курсантов ВИВВ МВД выше на первом курсе по сравнению со всеми остальными. То есть, для курсантов первого курса в большей мере характерно представлять себя успешным и активным человеком, они более самостоятельны и ответственны за собственные решения, чем старшекурсники. Вероятнее всего это может быть обусловлено тем, что для первокурсников характерно восторженное отношение к факту поступления, как наиболее значительного самостоятельного достижения цели. К тому же у первокурсников имеется определённое представление о своей будущей профессии и быть может, они считают себя полностью пригодными к ней, в ходе обучения возможно разочарование как в будущей профессии, так и в вузе, либо в своих способностях. Некоторое повышение показателя к четвёртому курсу можно попытаться объяснить тем, что проходит некоторый период после прохождения стажировки, необходимый для осознания и переработки в опыт собственных достижений.
В результате математического анализа данных были выявлены достоверные различия по показателю, характеризующему уровень развития профессиональной направленности, у курсантов первого и второго, первого и третьего, первого и четвёртого, первого и пятого, второго и третьего, второго и четвёртого (р<0,001), второго и пятого (р<0,01) курсов (табл. 4).
Области достоверности различий между значениями показателей, характеризующих профессиональную направленность, у курсантов, обучающихся на разных курсах.
Курсы обучения. | Х1±т1. | х2±т2. | tкритерий. |
1−2. | 29,47±0,58. | 26,56±0,50. | 3,806***. |
1−3. | 29,47±0,58. | 20,79±0,69. | 9,620***. |
1−4. | 29,47±0,58. | 22,66±1,01. | 5,831***. |
1−5. | 29,47±0,58. | 21,35±1,53. | 4,967***. |
2−3. | 26,56±0,50. | 20,79±0,69. | 6,785***. |
2−4. | 26,56±0,50. | 22,66±1,01. | 3,458***. |
2−5. | 26,56±0,50. | 21,35±1,53. | 3,244**. |
- ** - уровень значимости различий 0,01
- *** - уровень значимости различий 0,001
Как видно из результатов представленных в табл. 4, показатель, характеризующий профессиональную направленность, снижается у учащихся от первого к третьему курсу.
Таким образом, можно предполагать, что профессиональная направленность выше у курсантов первого курса. Стоит отметить, что показатель складывается из субъективных оценок индивида, то есть, возможно, данные результаты объясняются тем, что на первом курсе курсанты считают себя более подходящими к данной профессии, предполагая определённую картину, как самого рода деятельности, так и своего обучения в вузе. Вполне возможно, что в ходе обучения происходит некоторое разочарование, чем и объясняется снижение показателя, характеризующего профессиональную направленность.
В ходе психодиагностического обследования были выявлены достоверные различия по показателю, характеризующему удовлетворённость потребности в безопасности, у курсантов первого и второго, первого и четвёртого, первого и пятого, второго и третьего, третьего и четвёртого (р<0,001), третьего и пятого (р<0,01), первого и третьего, второго и четвёртого (р<0,05) курсов (табл. 5).
Области достоверности различий между значениями показателей, характеризующих удовлетворённость потребности в безопасности, у курсантов, обучающихся на разных курсах.
Курсы обучения. | Х1±т1. | х2±т2. | tкритерий. |
1−2. | 40,53±1,58. | 52,26±0,65. | — 6,860***. |
1−4. | 40,53±1,58. | 56,11±1,64. | — 6,828***. |
1−5. | 40,53±1,58. | 56,23±2,59. | — 5,175***. |
2−3. | 52,26±0,65. | 46,64±1,31. | 3,836***. |
3−4. | 46,64±1,31. | 56,11±1,64. | — 4,500***. |
3−5. | 46,64±1,31. | 56,23±2,59. | — 3,304***. |
1−3. | 40,53±1,58. | 46,64±1,31. | — 2,972*. |
2−4. | 52,26±0,65. | 56,11±1,64. | — 2,179*. |
* - уровень значимости различий 0,05.
- ** - уровень значимости различий 0,01
- *** - уровень значимости различий 0,001
Как видно из табл. 5 показатели, характеризующие степень удовлетворённости потребности в безопасности у индивида в данной образовательной среде, выше у курсантов на пятом и четвёртом курсах, ниже у первокурсников.
Можно предположить, что в большей степени не удовлетворена потребность в безопасности у учащихся первого курса. Этот факт может проявляться в том, что первокурсники считают свою жизнь менее стабильной, отношения с людьми вызывают противоречивые чувства, активно формируется система отношений в группе. Возможно, это вызвано тем, что данная образовательная среда является для них новой, в то время как старшекурсники в большей степени знакомы с организацией среды в вузе и чувствуют себя в ней более безопасно. Некоторый спад показателя к третьему курсу, возможно, вызван истощением ресурсов. Так же стоит отметить тот факт, что на третьем курсе курсанты идут на стажировку, что означает для них погружение в новую, неизвестную среду.
Анализируя результаты, полученные в ходе психодиагностического обследования по методике СПКС, можно сделать ряд выводов. Как видно на рис. 1, в ходе анализа данных можно выделить несколько закономерностей.
Рис. 1. Особенности изменения параметров, характеризующих субъективное отношение к среде у курсантов в процессе обучения
Показатели, характеризующие самооценку и мотивацию курсантов, снижаются от первого к третьему курсу, далее наблюдается некоторое повышение показателя. Вполне возможно, это связано с тем, что у первокурсников имеется определённое представление о своей будущей профессии, быть может, они считают себя полностью пригодными к ней, в ходе обучения возможно разочарование как в будущей профессии, так и в вузе либо в своих способностях. Некоторое повышение показателей к четвёртому курсу можно попытаться объяснить тем, что к четвёртому курсу появляется некоторая уверенность в среде вуза, происходит некоторое понимание профессии, появляется стремление успешно окончить учебное заведение.
Снижение в процессе обучения показателей, характеризующих профессиональную направленность и идентичность со средой вуза, что может проявляться в том, что первокурсники приходят в учебное заведение с определёнными ожиданиями и от себя, и от новой для них среды, но происходит разочарование в процессе обучения. Вероятнее всего это связано с получением информации о профессии. Кроме того, в процессе обучения в вузе может происходить смена ценностей, но поскольку в данном исследовании мы не затрагивали эту сферу, можно только предполагать, что на место ценности получения знаний приходят другие, например, ценность образования, службы.
И, наконец, показатель, характеризующий удовлетворённость потребности в безопасности повышается к пятому курсу, что, скорее всего, обуславливается адаптацией учащихся к среде вуза в ходе обучения.
Как видно, из результатов представленных на рис. 1 чёткой закономерности развития характеристик принятия среды выявлено не было.
Рис. 2. Особенности изменения параметров, характеризующих субъективное социально-психологическую комфортность среды, для курсантов в процессе обучения
Стоит обратить внимание на особенности изменения интегрального показателя по методике, характеризующего социальнопсихологическую комфортность среды (рис. 2).
Как видно из результатов представленных на рис. 2 показатель, характеризующий социально-психологическую комфортность среды, уменьшается к третьему курсу. Стоит отметить, что данные результаты согласуются с большинством результатов по данной методике, что может указывать на присутствие факторов на третьем году обучения, которые снижают показатели социально-психологической комфортности среды.
Таким образом, показатели, характеризующие социальнопсихологическую комфортность среды, в основном, уменьшаются к третьему курсу. Можно предположить, что это связано с некоторым несоответствием ожиданий и реальным требованиям данной сферы деятельности, что в свою очередь может вести к разочарованиям, и приспособлению с привлечением ресурсов организма и личности, что к третьему году обучения может вызвать истощение. В этом случае, может возникнуть предположение, что адаптация к среде достигается только к окончанию обучения.
- 1. Адаптационные способности военнослужащих и проблема психологического обеспечения адаптации к условиям службы по призыву. — М.: ГКВВ МВД России, 1994.
- 2. Аливердиева И. А. Психологические характеристики адаптации студентов к учебной деятельности: автореф. дис. … канд. психол. наук. — Л., 1982.
- 3. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. — Л.: ЛГУ, 1961. с. 339.
- 4. Дьяченко М. И. Психологический анализ боевой деятельности советского воина. — М.: ВПА, 1974. — С. 22−28.
- 5. Дьяченко М. И. Адаптация / Советская военная энциклопедия. — Т.1. — М.: Воениздат, 1976, 109 с.
- 6. Дудник В. М. Педагогические проблемы совершенствования системы воспитания курсантов учебных подразделений: дис. … канд. философ. наук — М., 1975.
- 7. Захаров А. М. Становление молодого офицера как командира взвода в части. (На материалах Сухопутных войск): автореф. дис. … канд. пед. наук. — М.: ВПА, 1982. — с.21.
- 8. Караяни А. Г. Обеспечение социально-психологической устойчивости воинских подразделений: дис. … канд. психол. наук. — М.: ВПА, 1993. — С. 207.
- 9. Кочин А. А. Повышение эффективности процесса формирования офицеров-профессионалов в ВВУЗах ВВ МВД России. 10: дис. … канд. пед. наук. — СПб.: СпбГУ, 1996, 234 с.
- 10. Закон Российской Федерации «О Внутренних Войсках МВД России» // Войсковой вестник (Сборник учебно-методических материалов), 1997. — № 3. — С. 3−31.
- 11. Конюхов Н. И. Социально-психологические особенности военнослужащих. М.: ВПА 1987, с. 29−50. Королюк Н. И. Психическая регуляция курсантов и слушателей в учебном процессе. — М.: ВУ, 1997.
Маклаков А. Г. Военная психология. — СПб., 2005. психология здоровья.