Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика социально-психологических особенностей спортивно-физкультурной деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Спортивный психолог должен учитывать, что тренер не всегда готов воспринимать и эффективно использовать информацию по результатам тестирования. Необходимо простым, понятным языком объяснить происходящие процессы в команде, особенности общения каждого спортсмена, показать плюсы и минусы сложившейся ситуации, спрогнозировать возможные последствия, предложить варианты и методы работы со спортивным… Читать ещё >

Диагностика социально-психологических особенностей спортивно-физкультурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

владеть

  • • методикой оценки профессиональных и личностных качеств тренера;
  • • навыками оценки психологического климата и психологической сплоченности спортивной команды;
  • • методикой оценки склонности к лидерству, выявления лидеров в спортивном коллективе, предоставления рекомендаций.

ДИАГНОСТИКА ОБЩЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СПОРТИВНОЙ КОМАНДЕ

Специфика изучения межличностных отношений в спортивных коллективах

С приходом спортивного психолога в команду связаны как большие ожидания, так и большие опасения ее членов и руководителей. Сможет ли психолог понять проблемы и трудности команды, найдет ли «общий язык» со спортсменами и тренерами, не «посеет» ли «зерна раздора» в сложившиеся отношения — эти и другие вопросы возникают в команде с приходом нового человека-психолога, вооруженного разными методиками и тестами.

Безусловно, спортивный тренер всегда был и будет основным руководителем процесса формирования команды, создателем системы взаимоотношений и психологического климата в спортивном коллективе. Но тренеру, разрабатывающему план подготовки спортсменов, сложно в полной мере учитывать психологические закономерности, которые отражают особенности развития команды как малой группы. Конечно, тренер может поддержать спортсменов во время соревнований, принять меры в случае конфликта в команде и т. п., но из-за отсутствия специальных знаний и навыков, он не может проводить психологическую диагностику и тренинговые занятия.

Свойства группы как целостного психосоциального объекта определяются, с одной стороны, психофизиологическими особенностями отдельных ее членов, с другой, — структурой межличностных связей в группе. Свойства спортивной группы определяются совокупностью типологических и личностных качеств входящих в нее спортсменов и межличностными связями между спортсменами.

Поведение человека в обстановке спортивной тренировки и соревнований не может быть правильно понято без учета особенностей коллектива, в котором он находится. Для того чтобы понять поведение конкретного спортсмена, необходимо знать, какие взаимоотношения у него с тренером и с партнерами по спортивной группе (даже в индивидуальных видах спорта). Человек в обществе других людей, как правило, ведет себя совсем не так, как дома или когда он один. Исследование межличностных отношений в спортивных группах (командах) проводится с целью изучения влияния на успешность соревновательной деятельности общения различных форм и видов, а также взаимоотношений спортсменов.

Как правило, для тренеров главным является качество тренировочной работы и спортивный результат. Управление взаимоотношениями в команде они нередко оставляют за самими спортсменами. А ведь на результат, особенно в игровых видах спорта, как раз и влияют межличностные отношения. Если между членами коллектива натянутые отношения, царит непонимание, имеют место разные ценностные ориентации, система установок, ожиданий, то это сказывается и на работоспособности команды и на спортивных результатах. Деятельность по выполнению поставленных задач заставляет тренера и рядовых членов команды взаимодействовать, кооперировать свои усилия, искать и устанавливать личные, деловые (формальные) контакты, которые являются первым и основным условием возникновения деловых отношений. В ходе этого процесса (общения) устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности.

Изучение закономерностей функционирования и влияния разных систем взаимоотношений на реальное поведение и рост спортивных достижений участников команд является сложным делом, требующим кропотливого и хорошо обоснованного научного подхода. Рассмотрим основные особенности этапов этого процесса:

знакомство и организация диагностических мероприятий. Опытные спортивные психологи-практики (Киселев, Горбунов, Р. М. Загайнов и другие) рекомендуют начать свою работу в команде со знакомства с тренерским составом и командой. С тренерами необходимо обсудить варианты сотрудничества, объяснить, чем может помочь психолог, выяснить, какие ожидания у тренера от работы с психологом. Стоит заранее оговорить с тренером и руководителями команды, какие сведения вы будете им сообщать, и как они будут использоваться тренером в работе с командой (см. гл. 12). Со спортсменами желательно провести лекцию-беседу на эту же тему.

Далее, в зависимости от постановки задач, психолог подбирает диагностический материал, который позволит ему получить максимально полную информацию об изучаемом объекте. Нельзя забывать, что неправильно или плохо организованная психодиагностика может оказывать негативное влияние на изучаемого. Нередко только выделение спортсмена из группы для какого-либо тестирования может невольно вызывать ненужный ход мыслей и изменение его состояния. Спецификой психодиагностики в спорте является ограниченность спортсменов во времени, если работа с психологом не внесена в план подготовки. Исходя из этого, рекомендуется подбирать достаточно компактные и мобильные в проведении методики и тесты (см. параграф 17.2). Большинство специалистов, работающих с командами, считают, что тестирование стоит проводить в команде, когда у спортсмена есть возможность задать уточняющие вопросы, когда вся команда вместе. Индивидуальная или дистанционная формы диагностики тоже допускаются (в силу разных обстоятельств), но они более приемлемы для взрослых спортсменов;

обработка данных и предоставление диагностической информации. Полученные данные необходимо сопоставить с результатами наблюдений, которые психолог осуществляет на тренировках и на соревнованиях. Возможно уточнение какой-либо информации у тренера или членов команды, а также у врача, массажиста и др.

После обработки и анализа полученной о команде и отдельных ее членах информации, перед спортивным психологом стоит трудная задача — что, в каком объеме и в какой форме сообщать тренеру и спортсменам. Ответить на эти вопросы психолог может, если очень четко представляет план дальнейшего взаимодействия с тренером и командой.

Спортивный психолог должен учитывать, что тренер не всегда готов воспринимать и эффективно использовать информацию по результатам тестирования. Необходимо простым, понятным языком объяснить происходящие процессы в команде, особенности общения каждого спортсмена, показать плюсы и минусы сложившейся ситуации, спрогнозировать возможные последствия, предложить варианты и методы работы со спортивным коллективом. При этом нужно учитывать, что предоставленные результаты диагностики могут быть использованы против отдельных спортсменов, особенно, если эти спортсмены и до проведения обследования не соответствовали ожиданиям тренера, показывали плохие результаты, создавали трудности в общении. Еще ответственнее стоит подойти к организации обратной связи для спортивного коллектива по результатам тестирования. С одной стороны, членам команды важно услышать о процессах, происходящих в коллективе в формате группового обсуждения. С другой стороны, каждому спортсмену хочется узнать свою роль в команде и особенности взаимодействия с партерами, но при этом не все готовы обсуждать это коллективно. Конкуренция между членами команды, особенно в спорте высших достижений, может быть колоссальная, и любые дополнительные сведения из уст специалиста могут быть использованы как на пользу, так и во вред отдельным членам команды. В таких случаях предлагается организовать два этапа работы:

  • — коллективное обсуждение общих вопросов взаимоотношений в группе в плане их влияния на психологический климат и сплоченность команды, и в итоге — на результативность;
  • — индивидуальные беседы с членами команды о личных трудностях общения и взаимодействия. Чаще всего спортсмены приходят на такие встречи с психологом добровольно. Если в команде есть спортсмены, с которыми, по мнению психолога, стоит провести беседу, но они не изъявили желание прийти сами, задача психолога — заинтересовать их в получении важной для них и команды информации.

На следующем этапе организуется и выполняется работа со спортивным коллективом в зависимости от поставленных психолого-педагогических задач. Осуществляя изучение межличностных отношений в спортивном коллективе и планируя работу с командой, спортивный психолог всегда должен помнить, что он пришел в уже сложившийся коллектив и кажущаяся, на первый взгляд, неблагоприятная обстановка в команде может являться единственно верным балансом взаимоотношений;

особенности диагностики спортивных и физкультурных коллективов. Взаимоотношения в физкультурных группах и спортивных командах различаются. Цели деятельности участников этих групп разные, а значит и требования к специфике взаимоотношений различаются. Участники физкультурной группы не обязательно должны быть объединены единой целью и проявлять высокую сплоченность. Деятельность физкультурных групп, хотя и регламентирована правилами и нормами, но не направлена на достижение высоких личных или командных результатов. Физкультурные ipymibi ориентированы на укрепление здоровья, снятие умственной и физической усталости, а также на достижение хорошего настроения. Поэтому для занимающихся в большей степени важны не сплоченность и эффективное взаимодействие, а психологический климат и комфортное общение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой