Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Ловушки консультирования. 
Психологическое консультирование

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для этого необходимо быть восприимчивым к эмоциональным реакциям как своим, так и собеседника. Чувствительность к своим внутренним реакциям называется рефлексией, а чувствительность к переживаниям собеседника называется эмпатией. Следует также отметить, что консультант неосознанно может занимать любую из этих позиций, которые в качестве субличностей свойственны каждому человеку. Поэтому важно… Читать ещё >

Ловушки консультирования. Психологическое консультирование (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С понятием ответственности тесно связано понятие «спасательство», которое выделяется как одна из ловушек консультирования. Суть ее в том, что зачастую клиент чувствует себя в роли бессильной и беспомощной жертвы, которую подавляет, обвиняет или критикует некий «преследователь». Соответственно, в консультанте «жертва» ищет «спасателя». В такой ситуации очень легко заметить в себе проявление стереотипов спасательства, таких как:

  • -Фощущение, что вы должны исправить чувства другого человека или решить его проблему;
  • -Vстрах ответной реакции и попытка заставить другого человека чувствовать себя лучше (то есть избегание интенсивности переживаний или конфликта);
  • ? мысли о том, что вы должны убедить другого человека сделать правильный выбор;

<�• чувство вины за действия другого человека;

<�• желание переключиться на быстрое решение проблемы, чтобы обуздать неприемлемую для вас интенсивность. Фактически, «жертва» возлагает на «спасателя» стопроцентную ответственность за разрешение своей ситуации. Выше говорилось о том, почему нецелесообразно принимать на себя такое количество ответственности.

Чтобы избежать подобной ловушки, необходимо помнить следующее:

  • -> не помогайте без контракта;
  • -Фникогда не верьте, что человек беспомощен (за исключением тех случаев, когда он находится без сознания);
  • ? помогайте людям, которые чувствуют себя беспомощными, обратиться к силе, которая у них есть, и пользоваться ею;
  • -Vне берите на себя более половины ответственности, требуйте, чтобы клиент взял на себя хотя бы оставшуюся половину;
  • ? не делайте ничего, чего вы в действительности не хотите делать.

Охарактеризуем названные «персонажи» более конкретно:

Жертва — бессильная, беспомощная, стыдящаяся, «подавляемая». Установка — «Бедный я, бедный».

Преследователь -гкритикующий, ригидный, обвиняющий, неоправданно жесткий, отстраненный, злобный. Установка — «В этом виноват ты».

Спасатель — помогает, когда его не просят; чувствует вину, когда не может помочь; оправдывает неудачи «жертвы»; смягчает для нее последствия; часто делает за нее ее работу.

Интересно, что порою «жертва», не нашедшая в консультанте «спасателя», становится по отношению к нему «преследователем», нападающим на него и обвиняющим в непрофессионализме, бесчувственности и т. п. Это явление лучше всего подтверждает идею о том, что бессилие «жертвы» является мифом, так как, нападая, человек демонстрирует достаточно мощную внутреннюю энергию.

Следует также отметить, что консультант неосознанно может занимать любую из этих позиций, которые в качестве субличностей свойственны каждому человеку. Поэтому важно узнавать их «в лицо», чтобы в нужный момент избежать ловушки.

Для этого необходимо быть восприимчивым к эмоциональным реакциям как своим, так и собеседника. Чувствительность к своим внутренним реакциям называется рефлексией, а чувствительность к переживаниям собеседника называется эмпатией.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой