Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Изучение взаимосвязи удовлетворенности работой и браком

ДипломнаяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В настоящее время XX век называют веком революций: социальной, научно-технической, космической. Точно также его можно рассматривать и с точки зрения глобальных изменений в сфере семейно-брачных взаимоотношений. С самого начала XX столетия в мире и общественной жизни происходят коренные изменения, которые видоизменили также брак и семейные отношения. В качестве одной из основных причин этого можно… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Проблема изучения взаимосвязи семьи и работы в психологии
    • 1. 1. Современная семья и этапы ее функционирования
      • 1. 1. 1. Определение семьи
      • 1. 1. 2. Структура семьи
      • 1. 1. 3. Этапы развития семьи
      • 1. 1. 4. Нарушения жизнедеятельности семьи
    • 1. 2. Удовлетворенность браком
      • 1. 2. 1. Исследования удовлетворенности браком
      • 1. 2. 2. Анализ факторов, влияющих на характер супружеских отношений
    • 1. 3. Удовлетворенность работой
      • 1. 3. 1. Теории и структура удовлетворенности работой
      • 1. 3. 2. Влияние работы на удовлетворенность браком
  • Глава 2. Экспериментальное исследование связи удовлетворенности работой и удовлетворенности браком
    • 2. 1. Процедура и методы исследования
    • 2. 2. Анализ полученных результатов
    • 2.
  • Заключение
  • Библиография
  • Приложения

Изучение взаимосвязи удовлетворенности работой и браком (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время XX век называют веком революций: социальной, научно-технической, космической. Точно также его можно рассматривать и с точки зрения глобальных изменений в сфере семейно-брачных взаимоотношений. С самого начала XX столетия в мире и общественной жизни происходят коренные изменения, которые видоизменили также брак и семейные отношения. В качестве одной из основных причин этого можно выделить повсеместную вовлеченность женщин в общественную жизнь и профессиональную деятельность. Жизнь женщины теперь не ограничивается узким семейным кругом, а включает в себя активную трудовую, общественную жизнь. В результате этого женщина получила экономическую самостоятельность, что отрицательно отразилось на традиционном авторитете мужчины как базы семейного благосостояния. Также огромная роль принадлежит и современному социальному равенству полов. Благодаря ему, женщины получили право на труд, получение образования, социальное обеспечение, смогли участвовать в общественнополитической жизни. Социально-экономические преобразования породили и новые межличностные отношения, взгляды людей на личное, в том числе семейное счастье, которое долгое время считалось «женской темой», не заслуживающей серьезного внимания.

В настоящее время интерес к семейно-брачным отношениям связан с целым рядом причин. Почти 30% изо всех браков, которые заключаются в настоящее время, распадается. Вопрос о стабильности и улучшении брачной структуры ставится на важнейшем государственном уровне в связи с демографической проблемой снижения рождаемости. Решение этих задач невозможно без изучения внутрисемейных отношений, их механизмов. Социально-психологический внутрисемейный климат является основополагающим моментом этих отношений, оказывая важное влияние на развитие и детей, и взрослых.

Современные научные исследования свидетельствуют о недостаточной эффективности борьбы с негативными социальными явлениями (мужская и женская апатия или агрессивность, алкоголизм и наркомания, растущая преступность, психические расстройства) в том случае, если не учитывается роль взаимоотношений супругов в провоцировании этих феноменов.

Семейный психологический климат не статичное неизменяемое явление. В его создании участвуют члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным. Базой благоприятного семейного климата являются отношения супругов. Основой современного брака является совместимость современных людей как индивидуальностей.

В результате анализа литературных источников было определено, что отсутствует полная разработанность вопросов, затрагивающих различные стороны качества брака, как, впрочем, недостаточно определено и сама формулировка качества брака. Ведущиеся в данном направлении исследования в большинстве случаев были направлены на изучение отдельных сторон качества брака: стабильности и устойчивости брака, супружеской комплиментарности, роли семьи в обществе и т. д. Только некоторые ученые имели ввиду проблему исследования семейных отношений делая упор на качестве брака, удовлетворенности супругов семейными отношениями. Изучая различные взгляды и интерпретации понятия «удовлетворенность браком», было выявлено, что в психологической науке отсутствует единая концепция понятийного аппарата семейной психологии, а так же, что было отмечено присутствие некоторых факторов, влияющих на удовлетворенность супругами браком.

Хотя роблема брачных отношений в современной науке рассмотрена достаточно обширно, включая разработки по различным факторам, влияющим на успешность брачного союза, но выпала из поля зрения такая проблема, как взаимовлияние профессиональной деятельности супругов и степени их удовлетворенности браком.

Для изучения этой проблемы, объектом нашего исследования были выбраны супруги (не обязательно супружеские пары), т. е. люди, ведущие совместное хозяйство и проживающие вместе на момент исследования с супружеским стажем не менее 3 лет. Предмет исследования взаимовлияние удовлетворенности работой и удовлетворенности браком.

Учитывая актуальность проблемы межличностных супружеских отношений на современном этапе развития общества, в данной работе ставится цель: на основе изучения проблематики исследований в области межличностных супружеских отношений, проведенных как отечественными, так и зарубежными учеными, работающими в области социальной философии, социальной психологии, социологии, определить взаимовлияние удовлетворенности трудовыми отношениями и степени удовлетворенности супружескими отношениями.

Отсюда можно выдвинуть ряд задач: изучить проблему удовлетворенности браком; изучить проблему удовлетворенности трудом, подобрать методики диагностики особенностей супружеских отношений; экспериментально определить наличие взаимосвязи между удовлетворенностью работой и удовлетворенностью браком.

Глава 1. Проблема изучения взаимосвязи семьи и работы в психологии

1.1. Современная семья и этапы ее функционирования

1.1.1. Определение семьи

«Семья ячейка (малая социальная группа) общества, главная форма организации личного существования, базирующаяся на супружеском союзе и связях родства, то есть взаимоотношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, а также другими родственниками, проживающими совместно и ведущими общее хозяйство» [34,с.56]. Роль семьи жизни отдельной личности и всего общества огромная и разнообразна. Значение семьи можно подтвердить хотя бы тем, что подавляющее число людей образует семьи.

По мнению Г. Навайтиса[21,с.56], можно обозначить основные группы семейных потребностей:

— создание и поддержание материальных условий жизнедеятельности семьи

— потребности в любви и опеке, связанные с материнством.

— потребность в психологической и физической близости

— потребность в семейном общении.

Исходя из такого деления, четко обозначаются сферы семенного влияния (быт, дети, интимность и семейное общение).

Не возникает сомнения, что все эти потребности можно удовлетворить и вне семьи, но только семья может удовлетворить их в комплексе.

Любая семья может быть описана с точки зрения ее функций, структуры и динамики.

Функции семьи. Под функцией семьи понимается сфера жизнедеятельности семьи, непосредственным образом находящаяся в связи с удовлетворением определенных потребностей ее членов. «Функций семьи столько, сколько видов потребностей в устойчивой, повторяющейся форме она удовлетворяет"[33]. Выполнение семейных функций важно не только для ее членов, но и для всего общества. Ниже будут описаны важнейшие функции семьи, их личностный и общественный смысл.

Воспитательная функция семьи — это удовлетворение индивидуальных потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. По отношению к обществу в ходе выполнения воспитательной функции в семье реализуется социализация подрастающего поколения, подготовка новых членов общества.

Хозяйственно-бытовая функция семьи — это удовлетворение потребностей семьи в пище, кров, что служит обеспечении и сохранению их здоровья. В ходе выполнения этой семейной функции происходит отдых восстановление физических сил.

Эмоциональная функция семьи — в данном случае происходит удовлетворение ее членами потребности симпатии, уважения, признания, эмоциональной поддержки, психологической защиты. Эта функция способствует эмоциональной стабилизации членов общества, активно содействуя сохранению их психического здоровья.

Функция духовного (культурного) общения — удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении; играет значительную роль в духовном развитии членов общества.

Функция первичного социального контроля — заключается в обеспечении выполнения основных требований социума членами семьи, в особенности теми, кто в силу раличных обстоятельств (возраст, заболевание и т. п.) не обладает в достаточной степени способностью самостоятельно строить свое поведение в полном соответствии с социальными нормами.

Сексуально-эротическая функция заключается в удовлетворении сексуально-эротических потребностей членов семьи. С точки зрения общества важно, что семья при ответственна за регулирование сексуально-эротического поведения членов семьи, способствуя биологическому воспроизводству общества.

Изменения в функциях семьи происходят постоянно в течение всего цикла функционирования семьи: одни утрачиваются, другие изменяются в соответствии с измененными условиями социума. В современной семье в нашем обществе уже не закреплена такая функция, как приумножение и передача по наследству частной собственности. Также претерпела изменение и функция первичного социального контроля. Повысился уровень толерантности к аномальному поведению в сфере брачно-семейных отношений (внебрачным рождениям, супружеским изменам и т. п.). Развод больше не рассматривается как наказание за поведение в семье, нарушающее какие-то нормы.

В современной семье значительно возросло значение таких функций, как эмоциональная, духовного (культурного) общения, сексуально-эротическая, воспитательная. Брак все более рассматривается как союз, основанный не на совместных хозяйственно-материальных заботах, а на эмоциональных связях супругов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Ю. Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем семейной жизни: Дисс.канд. психол. наук.-М., 1995.-250 с.
  2. Ю. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование.М., 2007.
  3. Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестник МГУ.Сер.14. Психология. — 1997. — N2.
  4. Ю.Е., Гозман Л. Я., Дубовская Е. М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. изд-е 3-е, дораб.- М.: Изд-во МГУ, 2006.
  5. Е. В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Автореф.дисс.канд.психол.наук.-М., 2001.
  6. К. Теория семейных систем М.Боуена //Вопросы психологии. — 1991. N6.
  7. А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения // Вопросы психологии. М., 2004. — N6.
  8. М.С. Конфликтология: Конспект лекций.М., 2004
  9. О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. М.: Гардарика, 1998 .- 352 с.
  10. Гласс Дж, Стенли Дж. Математические методы в педагогике и психологии.М., 2004.
  11. С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. — Л., 1984.-325 с.
  12. М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности.М., 2004
  13. С.В., лизаров В.В. Проблемы семьи и семейной политики // Социально-политический журнал. — 1994. — N10.
  14. М. Брак и любовь. — М, 2005.
  15. А. К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни:Автореф.на соиск.уч.степ.канд.психол.наук.-Киев., 1989.-21 с.
  16. О.А. Проблема формирования благоприятного социально -психологического климата семьи (на примере рабочих-металлургов): Дисс… канд. психол. наук. — Новокузнецк, 1992.-228 с.
  17. Дружинин В. Н. Психология семьи. Питер. — 2008.176с.
  18. Е.И. Общая и социальная психология.М., 2001.
  19. О.Ю. Математическая статистика для психологов. М., 2002
  20. В.Г. Социальная психология.М., 2004
  21. В.И. Либо деловая, либо женщина.М., 2004
  22. С.В. Методологические и теоретические основы психологии.М., 2006
  23. Г. Семья в психологическом консультировании. Калининград. 1999.
  24. Р. С. — Психология. М., 1997.
  25. Н.Н. Как назвать наши отношения. — М., 2006.
  26. С. Мужчина и женщина: Психологическая совместимость. Тесты.М., 2005.
  27. А. Смысл жизни.М., 2004
  28. Психология личности: тесты, опросники, методики [Текст]/ Авт. сост. Н. В. Киршева, Н В. Рябчикова. М.: Геликон, 1995.
  29. С. Супружеская жизнь: путь к гармонии. — М., 1995.
  30. А. А.Социология: Курс лекций. 3-е изд., дополн. и перераб. М.: Центр, 2001. 224 с.
  31. В.Г. Понятие уверенности в себе в современной социальной психологии // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 1996. — Вып.1, ч.2.
  32. Р., Клинз Дж. Семья и как в ней уцелеть /Пер. с англ. — М., 1995.
  33. Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений.М., 2004.
  34. В.В. и др. Опросник удовлетворенности браком // Вестник Московского ун-та. Сер.14. Психология. — 1984. — N2. — C.54−61.
  35. А.Н. Социальная психология.М., 2002
  36. В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы и условия. — М., 1981.-210 с.
  37. С.А. Проблема исследования межличностного взаимодействия // Психологический вестник. — Ростов н/Д, 2006. — Вып.1, ч.2.
  38. . Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Прометей: Юрайт-М, 2001. 511 с.
  39. Н.В. Семья и общество: от конфликта к гармонии. — М., 2004.
  40. Н. Ф. Ролевые ожидания мужа и жены, их регулятивное воздействие на развитие супружеских отношений.-В сб.:Семья и личность (психолого-педагогические, социальные и психологические проблемы). Тезисы докладов всесоюзной конференции в г. Гродно.-М., 1981.-С.100−101.
  41. Э., авт.-сост. Я и моя семья: Психологическая совместимость. Коррекция семейных отношений. Дети и родители.М., 2003.
  42. .Г., Дворяк С. В. Психология и психопрофилактика семейныхдичсгармоний.М., 2005.
  43. В.М. Основы психологии семьи. Волгоград, 2003.
  44. В.М. Психология неблагополучной семьи. Волгоград, 2001.
  45. Человек в кругу семьи: очерки по истории частной жизни в Европе до начала нового времени. [ М.: Наука, 1996. 586 с.
  46. Л.В., Краснощекова Е. И., Соколова Л. В. Психология в схемах и комментариях.М., 2996.
  47. В.А. Социальная психология.М., 2004
  48. Д.Б. Семейная психология: учебное пособие для ВУЗов. 2-е изд., М., 2006.768 с.
  49. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотерапия семьи.-СПб., 1999.- 652 с.
  50. Эйдемиллер и др. Семейный диагноз. СПб., 2003.
Заполнить форму текущей работой